Религия 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Новые религиозные движения обладают рядом характеристик. Исследователи отмечают относительно молодой возраст последователей НРД (19-27 лет), хотя, безусловно, это не является всеобщим показателем. Многие последователи новых религиозных движений значительно старше, поэтому зачастую возраст – отнюдь не определяющий фактор для принятия того или иного религиозного учения. Скорее, можно говорить о совокупности факторов, включающей в себя социальный статус человека, психологическую атмосферу в его семье, образовательный уровень и многое другое.

Часто говорится о наличии в НРД харизматической личности и безусловной вере последователей в то, что их лидер обладает совершенно особыми качествами, – а значит, должен быть наделен и особой властью. С этим можно согласиться, но лишь отчасти – ведь НРД христианского толка не нуждаются в этом.

Истоки происхождения современных НРД крайне разнообразны. Прежде всего, это восточные религии (индуизм, буддизм и т.д.). Новизна движений этого типа заключается в том, что древние религии действуют в новых для них культурах и соответствующим образом приспосабливаются к ним. Другим источником возникновения НРД является западная оккультная традиция, претендующая на глубокую древность, но организационно оформившаяся лишь в 18 —19-м столетиях (масоны, розенкрейцеры, теософы).

Третий источник — процесс дробления собственно христианской традиции, который достиг своего апогея в протестантизме. Мормоны, адвентисты, свидетели Иеговы и т.д. — плоды этого явления. Еще один немаловажный источник — язычество, культурная реабилитация которого, начатая романтиками в прошлом столетии, привела к созданию разнообразных неоязыческих групп в столетии нынешнем. И, наконец, последний, но, вероятно, самый перспективный источник происхождения НРД — синкретизм, т.е. смешение всех вышеперечисленных элементов в самых разнообразных пропорциях.

На нашем сайте мы будем придерживаться следующей классификации:

Неохристианские течения

Большая доля НРД – это неохристианские движения, в основном протестантского толка. Под протестантизмом (от protestas лат. – возрождающий) понимают, во-первых, историческое движении за обновление учения и практики католицизма, инициированное М.Лютером (1483), а во-вторых, христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерализация церковной иерархии; упразднение ряда таинств (миропомазания, исповеди и рукоположения).

Со второй половины 19 — начала 20 в. в России получили широкое распространение такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, адвентисты, пятидесятники и многие другие. Число протестантских организаций исчисляется сотнями и постоянно увеличивается в силу того, что протестантизм предполагает большую свободу в интерпретации Слова Божьего. Подробнее

Неоориенталистские объединения

Неорентализм заключается в попытке адаптации восточных традиций к западным культурным реалиям. Особенно ярко эти процессы проявляются в неоиндуизме. Среди таких неоиндуистских движений оказываются часто несхожие между собой “Брахмосамадж”, “Миссия Рамакришны”, “Международное общество сознания Кришны”, “Общество божественной жизни”, а также такие представители, как Ошо Раджниш, М.М.Йоги, Ш.Ш.Анандамурти, Нирмала Дэви, Саи Баба, Шри Чинмой, Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош. Подробнее

Синкретические и универсальные движения

В 20 веке процессы религиозного творчества продолжились еще с большей силой. Все увеличивается число эклектических конфессий, религий, в которых соединены разные элементы вероисповедальных практик. Среди них – Великое Белое Братство ЮСМАЛОС, Церковь унификации, Бахаи, Международная саентологическая церковь и т.д. Подробнее

Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового века)

Духовное движение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в Европе. Учение Нью Эйдж – это синтез йоги, оккультизма, теософии, пантеизма и различных религиозных верований. Большое внимание придается личностным переживаниям человека. Основная цель Нью Эйдж – достижение духовной зрелости посредством становления осознания божественной природы и овладения спиритуальными техниками.

Последователи Нью Эйдж верят, что переход от астрологического века Рыб, в котором мы живем, к веку Водолея приведет к изменению мира и человека. Мировая культура века Рыб имеет антропоцентричный, аналитичный, рациональный, патриархальный и европоцентричный характер. Век Водолея будет строиться на космоцентричном, синтетичном, мистичном, феминистичном и полицентричном мировоззрении.

На смену таким религиям, как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство и др., которые несут человечеству только часть Истины, придет синтетичная духовность – основная характеристика качественно новой эры, эры Водолея. В настоящее время в мире существует более 5 тыс. религиозных групп Нью Эйдж, которые представляют учения различной направленности (2). Подробнее

Неоязычество

Неоязычество распадается на множество небольших групп, многие из которых принципиально отказываются от создания постоянно действующих организационных структур. В разных культурах они пытаются реконструировать разные формы языческого наследия: в странах английского языка это, по преимуществу, кельтское язычество “Викка” (колдовство), в немецкой культуре — германское, у нас в России — славянское (4).

Впервые интерес к язычеству, например, в России возникает в начале 20 в. Именно в это время была найдена "Велесова книга" – главный источник славянской культуры, который, по мнению многих исследователей, относится к дохристианскому периоду. Первые организованные движения славянского язычества возникли в 70-е гг. 2 в. Свое первое легальное богослужение неоязычники совершили в 1989 году, а с 1993 г. последователи Неоязычества проводят всероссийские съезды на территории России.

Все движения Неоязычества организованы по этническому признаку, многие из них склонны к национализму. Некоторые, такие как "Русское Национально-Освободительное Движение" или "Русская Партия России", имеют политическую окраску. В целом же, язычество многообразно и представляет разнородный конгломерат.

Неоязычества распространено на территории России, Украины, Канады, США и др. стран. Последователи Неоязычества имеют свои издания, среди которых – газеты "За Русь", "Народная воля", "Русская правда", "Славянский вестник" и др., журналы "Волхв", "Наследие предков", "Сварог" и др.

Наиболее известные религиозные движения, относящиеся к направлению Неоязычество – Веда, Джива – Храм Инглии, Славянский Круг, Схорон еж словен, Триглав, Троянова Тропа и др. (3) Подробнее

Сатанинские группы

В центре традиционного сатанизма находится поклонение личности дьявола. В сатанизме все перевернуто: дьявол христианства становится богом сатанистов, христианские добродетели рассматриваются как пороки, а пороки как добродетели. Жизнь понимается как непрерывная борьба между силами света и тьмы, причем сатанист сражается на стороне тьмы, искренне веря в то, что, в конце концов, она одержит победу.

Сатанинские культы особенно распространены в США и Западной Европе, Мировые центры сатанизма в настоящее время находятся в США и Англии.

Из наиболее известных религиозных объединений сатанинского толка можно упомянуть “Церковь Сатаны,” “Международную ассоциацию люцеферистов кельтско-восточного обряда,” “Зеленый орден,” “Черный ангел,” “Южный крест”. Подробнее

Если с XVIII века религия и претерпела секуляризацию и упадок, то, начиная с середины XX века, началась новая эра возвращения и распространения религий по всему миру.

В США возросло влияние протестантов, в Латинской Америке, Африке и Азии выросло число христиан. После реформ католичество набирает все большее число своих последователей, растет и число протестантов. Если 100 лет назад в Африке насчитывалось 10 млн. христиан, то на сегодняшний день их более 300 млн.

После развала СССР и ослабления атеистической пропаганды в России и независимых государствах религия вернулась в публичную жизнь, увеличилось количество религиозных зданий, появились религиозные газеты, журналы и телевидение, самое главное – возродилось религиозное образование. Религия оказалась востребованной, хотя меняется соотношение количества верующих в различных конфессиях.

Христианство лидирует: 30 % населения мира считает себя последователями этой веры. Второе место по численности занимает Ислам. Почти 20 % населения земли исповедуют эту религию. Интересно то, что, в отличие от всех других религий, доля приверженцев Ислама значительно возросла за последние 100 лет и продолжает расти заметными темпами. Большую долю мусульман составляют новообращенные.

Третьей крупнейшей по численности религией является индуизм, четвертой – буддизм. 15–16 % населения земли составляют атеисты, или нерелигиозные люди.

Религии в современной России. После развала СССР в новой России были сняты все ограничения на религиозную жизнь. Резко увеличилось число людей на религиозных службах, появился интерес к ценностям религии. За последние 20 лет сократилось число людей, называющих себя неверующими.

Христианство. Самой многочисленной религиозной организацией России является Русская Православная Церковь (Московский патриархат). До революции 1917 года церковь насчитывала до 80 тыс. храмов и около 120 тыс. священников. В наше время Московский патриархат имеет 127 епархий (119 на территории России), 11525 приходов и около 350 монастырей. Подготовка священнослужителей осуществляется в 5 духовных академиях, 26 духовных семинариях и 29 епархиальных духовных училищах. Открыты богословский университет, воскресные школы, лицеи и гимназии, развернута издательская деятельность.

Кроме Русской Православной Церкви, в России имеют распространение и свои общины:

1. Русская Православная старообрядческая церковь, которую также возглавляет митрополит Московский и Всея Руси;

2. Русская Древнеправославная церковь, возглавляемая архиепископом Новозыбковским, Московским и Всея Руси;

3. Римско-католическая церковь, возглавляемая представителем Ватикана.

Протестантизм в России представлен баптистами, адвентистами, пятидесятниками и свидетелями Иеговы. Все эти течения, вместе взятые, имеют около 1 млн. Приверженцев.

Ислам в России является второй по численности религией – около 20 млн. Последователей. Распространен на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, Татарстане, Башкортостане, на Урале, в Сибири, Москве и Санкт-Петербурге. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 43 духовных управления мусульман, около 2500 общин, 106 учебных заведений, 3500 мечетей. Мусульмане России принадлежат в основном к суннитскому направлению Ислама, ханафитского и шафиитского мазхабов (школ), некоторая часть Южного Дагестана исповедует шиизм. Ислам на территории современной России впервые появился в VII веке в Дагестане. В 686 г. арабы захватили Дербент, откуда в глубь Дагестана и шло распространение веры в течение нескольких веков. В VIII в. Ислам приняли лакцы, в X в. – лезгины, в XI–XII вв. – агулы, рутульцы, цахуры, кумыки, в XIII в. – даргинцы, в XIV в. – аварцы.

За Дагестаном последовали другие народы на Северном Кавказе: в XV–XVI вв. – чеченцы, в XVII в. – балкарцы и кабардинцы, в XIX в. – адыгейцы и ингуши.

Духовные управления мусульман занимаются подготовкой служителей культа, их распределением, организацией паломничества в Мекку, активно участвуют в жизни страны, в миротворческой деятельности, выпускают газеты и журналы, ведут собственные передачи на телевидении и сайты в интернете. В России отмечается большой рост численности мусульман.

Буддизм в России исповедует около 700 тыс. человек в Бурятии, Туве, Калмыкии. Центрами религиозной жизни являются монастыри (дацаны, хуралы). Буддизм в России представлен ламаизмом, пришедшим из Тибета (Монголии). В России действуют 190 буддистских дацанов и около 300 лам.

Иудаизм в России исповедуют около 600 тыс. человек. В СССР не существовало организованной иудейской общины. В январе 1990 года был учрежден Всесоюзный Совет еврейских религиозных общин, который распался вместе с СССР. С февраля 1993 года действует конфедерация еврейских религиозных организаций и общин России. Центром ортодоксального Иудаизма является Московская хоральная синагога, она же готовит раввинов и переписчиков Торы. В нынешней России насчитывается 267 общин иудеев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

О конце мира и об иудейском рассеянии

О конце мира и об иудейском рассеянии Вопрос 218. Если неизбежен конец мира и пришествие Христово, то почему Господь говорит: Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, и кто на кровле, тот да не сходит взять что-либо из дома своего, и кто на поле, тот да не обращается назад

Оглашение 79 О случившемся землетрясении и конце мира, а также увещание об усердии и прилежании в исполнении заповедей Божиих

Оглашение 79 <550> О случившемся землетрясении и конце мира, а также увещание об усердии и прилежании в исполнении заповедей Божиих Отчего и для чего бывает землетрясение Братия мои, отцы и чада. Вчера нам пришлось испытать испуг от землетрясения. Поэтому сегодня нам

4.3.5. Беседа о судьбе Иерусалима и конце мира; увещания к бодрствованию

4.3.5. Беседа о судьбе Иерусалима и конце мира; увещания к бодрствованию Покинув храм, Господь вышел из Иерусалима и с апостолами поднялся на Елеонскую гору. Иерусалимский храм во всей красоте и величии стоял перед их глазами. Апостолы, видимо под впечатлением слов Христа об

ДУХОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВИЗАНТИИ В КОНЦЕ XIII И НАЧАЛЕ XIV ВЕКОВ

ДУХОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВИЗАНТИИ В КОНЦЕ XIII И НАЧАЛЕ XIV ВЕКОВ Судя по главным сохранившимся памятникам, византийское искусство времен Палеологов было религиозным и церковным, следовательно, можно уверенно предположить, что духовные и богословские традиции Византии

Экскурс: Оригенистические споры в конце ΙV и начале V века

Экскурс: Оригенистические споры в конце ?V и начале V века Феодор мопсуэстийский выразил особенности своего воззрения по христологическому вопросу полнее Нестория. Далее естественно было бы перейти к изложению учения Нестория и истории его дела. Но история Нестория не

Глава 1. Религии первобытнообщинного строя и древнего мира

Глава 1. Религии первобытнообщинного строя и древнего мира § 1. Верования и культы эпохи первобытности Исследования верований и культов наших древних предков ведутся учеными-историками, этнографами и археологами давно и плодотворно. Найденные захоронения, кости

Историческое введение: народы, языки и религии на карте мира в прошлом и настоящем

ОТКРОВЕНИЕ АНДРЕЯ О КОНЦЕ МИРА

ОТКРОВЕНИЕ АНДРЕЯ О КОНЦЕ МИРА Однажды, когда Епифанию и блаженному Андрею представилась возможность провести в досуге хотя бы одну неделю, Епифаний взял его к себе домой. И когда они сели одни, Епифаний стал просить блаженного:"Ответь мне, прошу, как и когда произойдет

IV РИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОНЦЕ I И В НАЧАЛЕ II в.

IV РИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОНЦЕ I И В НАЧАЛЕ II в. Время святого Климента (89–98 гг.)Мы знаем, каким подъемом духовной жизни сопровождалась первоначально проповедь апостольская. Сотни и тысячи людей безраздельно отдавались жизни Царствия Божия. Но вскоре самим апостолам в устной

РЕЛИГИИ МИРА: КРАТКИЙ ОБЗОР

РЕЛИГИИ МИРА: КРАТКИЙ ОБЗОР На карте (см. фото) изображена та часть света, на которой великие религии мира появлялись и приобретали завершенность. Заштрихованные области указывают на ту религию, которая там преобладает в данный момент, однако в некоторых странах две или

О конце мира

О конце мира Из творений митрополита Вениамина (Федченкова)Глубокочтимый батюшка о. Александр!* (*Адресат писем - один из русских священников в Париже, где в то время было несколько иереев с таким именем.- Ред.) Благословен Бог наш, "Имже живем, и движемся, и есмы" (Деян. 17, 28).Вы

Часть 3. Высказывания известных верующих ученых мира о Боге и его Сыне, религии и науке

Часть 3. Высказывания известных верующих ученых мира о Боге и его Сыне, религии и науке Я верю в Бога, как в Личность. А.

Глава 462: Сон в начале ночи и бодрствование в конце её.


В истории каждой религии имели место кризисные явления самых различных масштабов. Однако они носили в прошлом преимущественно локальный характер, обычно обусловливались причинами, специфичными для каждой разновидности религии, и проявлялись по-разному, порождая далеко не одинаковые последствия.

Многие проявления этого процесса берут свое начало со времени становления буржуазного общества, однако своей кульминации они достигли в современную эпоху, ознаменовавшуюся возникновением мировой социалистической системы.

Ликвидация эксплуататорских классов в социалистическом обществе лишила церковь социальной опоры, которую она находила у феодалов и буржуа. Вместе с тем были устранены основы экономического и политического могущества церкви, ранее обеспечивавшие ей оптимальные условия для насаждения религиозности в массах.

Второй важнейшей причиной общего кризиса религии явилась научно-техническая революция, нанесшая новый сокрушительный удар по религиозной картине мира и религиозно-идеалистическому мировоззрению в целом. Грандиозные успехи в деле научного познания объективных закономерностей природы и общества, достигнутые человечеством в XX в., обнаружили несостоятельность религиозного истолкования природных и социальных явлений. Стал еще более очевиден, чем прежде, антинаучный характер религиозных представлений о мире.

Наконец, третья причина кризиса религии — общий культурный прогресс человечества, серьезно ограничивающий влияние религии на духовную жизнь людей.

Распространение образования, просвещения среди всех категорий населения, особенно в условиях социализма, развитие искусства во всех его видах и, наконец, резкий рост влияния на людей средств массовой коммуникации (прежде всего печати, радио и телевидения)— все это способствовало выработке у миллионных масс критического отношения к религии как форме духовной деятельности, освобождению их из-под религиозного влияния. Резко возросло число людей, преодолевших религиозное восприятие мира и предпочитающих удовлетворять свои духовные запросы не в церкви, а вне ее.

Религиозные формы духовной жизни, сложившиеся в глубокой древности, рассчитанные на людей иного интеллектуального уровня и эмоционального настроя, чем наш современник, все более теряют свою привлекательность.

Таковы главные причины, вызвавшие общий кризис религии и церкви в современных условиях.

Новые религиозные движения – это нетрадиционные религии и религиозные верования, которые существуют в настоящее время, беря своё начало во второй половине $20$-го века.

В современном мире и массовом сознании новые религиозные движения воспринимаются в качестве сект. Секта, в религиозном понимании, полагается в качестве оппозиционного течения для тех или иных религиозных направлений.

У новых религиозных движений имеется своеобразная характеристика:

  • Молодой возраст последователей, от $19$ до $27$ лет.
  • Наличие харизматического лидера с особыми качествами
  • Активный образ деятельности
  • Интенсивное погружение в религиозный опыт
  • Большая степень вовлеченности в общинную жизнь
  • Новые религиозные движения имеют разнообразные истоки происхождения.
  • масоны,
  • теософы,
  • розенкрейцеры.

Другим основным источником новых религиозных движений является дробление христианской традиции, нашедшее свой апогей в протестантизме: мормоны, свидетели Иеговы, адвентисты.

Язычество и его культурная реабилитация в эпоху романтизма является источником неоязыческих течений.

Самым перспективным источником новых религиозных движений можно считать синкретизм или смешивание, объединение уже упомянутых источников в различных соотношениях.

Неохристианские течения

Большую долю новых религиозных течений составляют неохристианские движения, протестантского направления. Протестантизм включает в себя два основных значения:

  1. историческое течение, выступающее за обновление религиозного учения католицизма,
  2. течение, которое выступает за свободное истолкование Священного писания, за либерализацию иерархии.

Готовые работы на аналогичную тему

Разветвлением протестантизма явились такие религиозные движения, как:

  • Евангельские христиане
  • Баптисты
  • Адвентисты

Неоязыческие движения организовываются по этническим принципам, имеют склонность к национализму.

Оккультно-мистические учения и школы Нового века:

Движения, которые возникли в $70$$$-е годы $20$-го века в Европе. Нью Эйдж включает в себя учения йоги, оккультизма, пантеизма, теософии. Всё внимание в этих движениях уделяется личностному переживанию индивида. Цель данных движения заключается в поиске и достижении духовного становления с помощью познания божественной природы и спиритуалистических техник.-го века в Европе. Нью Эйдж включает в себя учения йоги, оккультизма, пантеизма, теософии. Всё внимание в этих движениях уделяется личностному переживанию индивида. Цель данных движения заключается в поиске и достижении духовного становления с помощью познания божественной природы и спиритуалистических техник.

Универсальные, синкретические движения:

Процесс религиозного творчества $20$-го $21$-го веков, набирающий большую силу. Образуется значительное количество эклектических сект, религий, конфессий, объединённых различными элементами. К ним относятся

Великое белое братство ЮСМАЛОС (Юоанн Свами Мария Логос) – развилось в $80-90$-е гг $20$ века, своё название получило от основателей: Юоанна Свами и Марии Дэви Христос, движение включает в себя гностицизм, теософию и христианство.

Церковь унификации

Бахаи – иракское религиозное движение, основателем которого был Сейд Али Мухаммад – Баб, который объявил о себе как о посланнике Бога. Согласно учению бахаев Бог является непознаваемым, ключевое место занимает всеобщее равенство религий, единство человечества.

Международная саентологическая церковь – движение, которое стремится изучить дух человека и практику работы с ним. Основатель движения – Лафайет Рональд Хаббард.

Читайте также: