Народные промыслы калмыкия кратко
Обновлено: 06.07.2024
Сегодня, когда в силу ряда исторических причин вещественная материальная преемственность поколений народа жестоко прервано, человек редко воспринимает национальный калмыцкий орнамент, как что-то повседневное. Но раньше, такой рисунок был не только на одежде. Кроме калмыцкого костюма, орнаментами богато украшались национальные изделия из кожи и шерсти, металла и дерева. Кроме того, особыми сакральными, и даже в некотором роде, и мистическими орнаментами украшались буддийские предметы, призванные охранять человека или обслуживать нужды культа.
История
Орнамент берет свое начало в далеком прошлом Востока, откуда вышло и само этническое ядро калмыков. В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня и облаков.
Каждому из калмыцких орнаментов, в декоративном искусстве, определены свои места и своя техника исполнения. Например, войлоку присущ линейный геометрический, состоящий из ромбов и квадратов, треугольников и зигзагов, орнамент. А также встречается мотив меандра на сосудах из кожи.
Изображения на предметах быта
Чаще всего в калмыцком орнаменте использовался растительный и зооморфный рисунок, а также мотивы солнца и креста. На головных уборах, одежде и разных декоративных предметах наибольшего использования, был выполнен рисунок в виде побегов, лозы, листьев и бутонов таких цветов, как тюльпан, лотос и роза.
Кроме того, в калмыцком орнаменте встречается также элементы астрального характера: звезды, крест, солнце и луна.
Так или иначе, функция орнамента в первую очередь — оберегать и только потом уже украшать. Но все же нельзя не сказать о материалах и техниках изготовления этих причудливых калмыцких узоров.
Техники исполнение
Первый способ можно увидеть, посмотрев на калмыцкую национальную женскую вышивку, украшенную наложением шнуров в определенном порядке. Каждый элемент золотой вышивки в данной технике является объемным. И чтобы добиться такого эффекта, нужно было подложить картон под шелк и уже на нем начать вышивать. После этого сразу получается изделие, с ощущением, что накладки выполнены с помощью метала.
Чтобы получить блестящий гладкий переливающийся фон на бытовых предметах и, возможно, на каких-то сумках, делались прямые стежки растянутого войлока.
Тяжеловесное изделие
Головной убор замужней молодой детородной женщины был всегда очень богато украшен калмыцким орнаментом и узором. А также особенностью такой шапки было то, что она много весила. Чтобы его создать, перед вышивкой, войлок пропитывали жидким тестом и высушивали. Это придавало ему жесткость и схожесть с картоном, который сейчас используют. И поверх основы мастерицы клали несколько слоев хлопковой ткани и только после этого вышивали узоры.
Надевалась такая шапка по-особенному, потому что каждые узоры имели свое место. Правая сторона — женская и соответственно получается, что левая — мужская, то есть именно она была главной. С помощью данного факта мастерицы и определяли расположение орнамента.
Драгоценные материалы
Орнаменты из разноцветных нитей, а также золотое и серебряное шитье имеет особое значение в древней истории. Которая уходит своими корнями в глубокую древность центрально-азиатских народов. Орнаменты кожаных шерстяных металлических и деревянных изделий имеют особое своеобразие и национальный колорит. Эти узоры плелись, врезались, чеканились и вышивались на предметах быта. Особенно четко это можно заметить на фото калмыцких орнаментов.
Использование войлока
Создание узора — это такая древнейшая область или сфера народного творчества кочевых. Материал, из которого создавалась одежда и на который наносился орнамент не менее интересна, чем техника исполнения.
Войлок также был чрезвычайно полезен в кочевом быту, потому что он использовался и на покрытие той же самой юрты-кибитки, и им также выстилали стены и пол. И в то же время материал используется в изготовлении одежды. С помощью войлока было создано множество платьев с калмыцким орнаментом.
Сохранность его очень часто подвергается различным испытаниями: водой, деятельностью насекомых, временем и так далее, при этом оставался целым. А войлок — это, как уже было сказано выше, такой материал, который, с одной стороны, идет на покрытие кибитки и без него традиционной архитектуры Калмыков просто не было бы. А с другой, эта строительная ткань используется для мелких предметов быта и одежды.
Искусные мастерицы
Просматривая фото калмыцких узоров и орнаментов, можно проследить интересную трансформация. Когда предмет быта, несущий определенную функцию, становится культурой. Даже например, циновка, на которой человек может и лежать, и спать, и покрываться, допустим, ею, вот она получает статус произведения искусства. Это происходит в тот момент, когда мастера-изготовители, конечно, это могут быть и мастерицы, начинают украшать эту вещь. В древние времена, и для нее было очень важно иметь расписанные необходимые в быту вещи, и для него очень важно было иметь красивую вещь.
Конечно же, речь идет об эстетическом преобразовании формы бытового предмета и этот предмет тогда уже получает статус художественного произведения.
Вышивка по войлоку
Хотя, правильнее сказать, строчка, потому что именно с помощью данной техники изготавливали роспись. Изучая древний материал, можно увидеть, что в принципе, техника одна и та же — графическая.
Выразительность линейного декора лишь, на первый взгляд, кажется отличной от калмыцкого орнамента — рамка. Но на самом деле это не так. Это особенно заметно, когда в руки попадают, допустим, изделия из войлока — шильники калмыцкие XIX века. Это очень удивительно, как, допустим, с этими квадратными ромбовидными формами, дифференцируется, например, те же самые треугольники. Стоит отметить, что вот таким союзом, как квадрат и треугольник, мастерица размышляет о мире, в котором все взаимосвязано. Именно поэтому калмыцкие орнаменты и их значение очень размыты. На одном изделии могут быть изображены небесные светила, а на другом цветы и другая растительность.
Украшение одежды
Метрические узор калмыцкого войлока может рассматриваться в качестве источника по исследованию народного мировидение. Именно оно очень тесно связано с природой и вот через линию, через треугольник и круг ткачихи отображали свое восприятие мира.
Металлические изделия в орнаменте немногочисленны, это можно понять по древним находкам. Мобильный быть предполагает динамику, постоянно и много металлов с собой не унесешь. Хотя и были представители высших общин, которые украшали себя различными способами. Например, головной убор украшали не только калмыцкий орнамент зег, но и небольшими серебряными монетами так, что в конечном счете дамы надевали на себя по весу, практически кирпич. Ну, а если брать не кочевые народы, то там, вообще, на каждой туркменской женщине представлены килограммы драгоценного металла, который она носит на себе.
Вышивка, как же она создается на самом деле
Раньше, в древние времена, очень много было золотошвеек. Но на самом деле искусных мастериц было не так много и это была честь учиться у них. То есть вышивка орнамента — это было настоящее мастерство, это было настолько почитаемая, что буквально за шапку с золотой вышивкой, калмыцкому давали корову. То есть изделие имело довольно-таки весомую стоимость.
На сегодняшний день на самом деле, просматривается некоторый упадок ремесла, потому что даже не во всех регионах знают люди, что у Калмыков золотое жилье было довольно-таки распространенным явлением. А также многие знают про то, что в древние времена было принято делать изделия из кожи, но мало кто, вообще в курсе, что у Калмыков было золотое шитье.
Необычное создание рисунка
Сегодня, среди историков и людей, которые увлекаются росписью, огромный интерес возникает вышивка крученого шнура из медведя. Но в России никакие народы таким способом не пользовались. Вышивка есть только у японцев.
Но несмотря на это и у Калмыков есть много интересного, что превосходит даже крученый шнур из медведя. Например, вышивка-отделка шнурами: ее калмычки плели буквально на пальцах, очень искусно. Но сейчас вот только, к сожалению, все это вымирает.
Современные костюмы
Все же, в последнее время, появился тренд, носить национальный колорит в одежде. И это здорово, сейчас уже нормально каждый день ходить на работу в национальной росписи. То есть появился интерес и в будущем он будет только укрепляться. Это прослеживается даже на просторах интернета. Очень много создано форумов с вопросами о том, можно ли научиться калмыцкой вышивки, а если можно, то где?
Другие способы создания этнического костюма
В основном орнамент в одежде изготавливался из золотых и серебряных нитей. Для начала в изделии создавалась жесткая подложка, вырезались основные элементы и уже их обшивали золотой нитью.
А также была популярна вышивка кручеными шнурами, то есть орнамент как бы получался немного объемным.
Была тоже популярная отделка не только одежды, но и каких-то мягких бытовых изделий. А также очень часто орнамент выполняли с помощью бисерной вышивки. Сейчас, кстати, очень мало людей об этом помнит и знает, но это было довольно-таки популярным способом создания рисунка.
Для начала, конечно, разрабатывается композиция, то есть определяется, примерно, что где будет располагаться. К слову, чаще всего, древние мастерицы использовали такие элементы, как солнце и растительный орнамент. Именно эти фигуры очень часто присутствовали в одежде. Элементы нарезают на коже, а далее уже дело техники, все прикрепляется с помощью золотой нити.
Духовная культура калмыцкого народа всегда подпитывалась этическими нормами, национальными (монголо-ойратскими) традициями, образовывавшимися в результате многовекового исторического развития.
Со временем, в процессе укрепления политических, культурных и экономических связей с русскими и другими народами РФ, в культуре калмыков стали проявляться новые очертания. Это веяния дополнили и преобразовали унаследованные традиции и обычаи народов Калмыкии, создав тем самым основу самобытной культуры региона, сложившейся в условиях новой истории.
История народа
Калмыки — потомки ойрат-монголов, единственный народ в европейской части РФ, говорящий на одном из монгольских языков. В конце 16 века перебрались из Центральной Азии в низовья Волги по причине внутренних разногласий с другими обитателями Джунгарии. В процессе заселения новой территории было образовано Калмыцкое ханство. Впоследствии оно было упразднено российскими государями.
В период существования в составе СССР калмыкам пришлось пережить череду тяжелых несчастий. Гражданская война, голод, Великая Отечественная Война, депортация в Сибирь и Среднюю Азию – все эти события привели к массовому сокращению численности населения. Реабилитировать калмыцкий народ удалось лишь в 1957 году. Сейчас их государство входит в состав России как Республика Калмыкия.
Численность населения
Сегодня в Калмыкии проживает свыше 278 тысяч жителей. По национальному составу 57,4% населения – калмыки, 30,2% — русские, 7,6% — даргинцы, 1,7% — казахи, 1,3% — турки, 1,2% — чеченцы. Численность горожан составляет 45% всех жителей региона.
По результатам масштабной переписи в 2010 году на территории республики проживало более 289 тысяч жителей. Таким образом, численность населения сократилась примерно на 11 тысяч граждан, что объясняется внутренней миграцией. Однако в последние годы данный отток заметно снизился. Республика перестает быть депрессивным регионом.
Древние традиции
Уклад общественной жизни калмыков формировался веками. У местных жителей существовали свои нравы и правила культурного поведения – народная этика. К примеру:
- Если молодой человек позволял себе грубость по отношению к старшему по возрасту, то считалось, что он нагрубил собственным родителям.
- Поведение, когда посторонний вмешивался или подслушивал чужой разговор, считалось неприличным.
- Позорным считалось и то, когда кто-то поднимал шум либо скандалил на территории людей, с которыми произошло горе или несчастье.
- Прохожий, который игнорировал приветствия и делал вид, будто не замечает своего знакомого, подвергался осуждению.
- Крайне неприличным считалось и то, когда гость опрокидывал чашку вверх дном после чаепития. Его считали неблагодарным и больше никогда не приглашали в свой дом. Такое же отношение было и к людям, которые переночевав, уходили, не попрощавшись с хозяевами, да еще и хлопали дверью.
- Когда в дом входил пожилой человек, молодые должны были поддержать его и помочь открыть дверь.
Традиционные обычаи и обряды
У калмыцких народов было много традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них совсем не изменились и дошли до наших дней, а другие со временем устарели, забылись и вовсе исчезли. Большинство обычаев и традиций калмыцкого народа были заимствованы с древних веков, в них прослеживалось стремление украсить свое жилище, нравственно-эстетические идеалы, старинные народные приметы и суеверия.
К примеру, было заведено следующее:
- утром хозяюшки открывали дымоходы слева направо;
- калмык, уходя по рабочим и прочим делам, обходил домашний очаг слева направо;
- при встрече с посторонним проходили по левую сторону от него;
- у места назначения останавливались с левой стороны.
То есть все действия традиционно осуществлялись по направлению движения жизненного источника – солнца – слева направо.
Большинство обычаев имели религиозный характер. Для калмыков, не владеющих грамотой, служители религиозного культа приравнивались к святым. Им доверяли и относились к ним с большим уважением. Жрецы и религиозные учителя были грамотными. Лучших посылали в Тибет и Монголию для изучения буддизма. Проучившись в тех краях, они возвращались на родину глубоко уважаемыми людьми, имеющими духовное звание.
Верующие регулярно молились богам, 4-5 раз в год посещали монастырь, совершали подношения: одни жертвовали скот, другие — деньги. И в любых случаях обращались за советом к священнослужителям.
Очищение огнем
Огонь для калмыцкого народа – великое божество, поэтому с ним связано много традиций, обрядов и суеверий. Нельзя переступать через огонь, плевать в него либо тушить водой. Разрешается засыпать землей или песком.
В древние времена, когда потомки монгольских ойратов вели кочевой образ жизни, прежде чем поставить кибитку на новое место, люди обрабатывали его огнем. Подобный обряд очищения жив и сегодня. По калмыцким традициям, заезжая в новую квартиру, хозяева проносят по комнатам небольшую чашу с огнем.
Чайная церемония
Если калмыку посчастливилось попасть в гости на утренний чай, это считалось хорошей приметой. Хозяева дома обязательно приглашают вошедшего присоединиться к утреннему чаепитию. Местные жители никогда не отказываются от подобных приглашений.
Предложить гостю несвежий чай считалось сверх неприличия, несмотря на всю стесненность обстоятельств. Поэтому чай готовили в присутствии приглашенного. Если в процессе приготовления и подношения напитка хозяйка допускала ошибку, к примеру, кипятила воду без заварки, то гость принимал это на свой счет, как неуважение.
Ритуализованная форма чаепития – это лишь один из многочисленных обрядов калмыцкого народа. Однако он отражает сущность национального характера, религиозную приверженность калмыков и их преданность традициям предков.
Современные традиции
Современная республика держится на двух столпах – буддизме и шахматах. На территории всей Калмыкии находятся хурулы, святыни, развиваются центры восточной и тибетской медицины. Главное светское занятие — шахматная игра. Ей учатся в школах, а играют на улицах и в скверах. Бывший глава республики К. Илюмжинов основал в Элисте Сити-Чесс – шахматный городок со своим музеем и зданием для проведения игр и соревнований.
Сегодня в Элисте ведутся работы по созданию организационных, правовых и экономических условий для функционирования культурных учреждений, развития традиционного творчества, сохранения самобытной культуры народностей, проживающих в пределах республики.
Обычаи и праздники калмыков
С приходом весны в Калмыкии отмечают Цаган сар (праздник Белого месяца). Жители городов и селений поздравляют друг друга с окончанием холодного и голодного времени. Местные считают, что с наступлением весны в мире просыпается новая жизнь, на пороге которой нет препятствий для добродетели. Накануне праздника женщины пекут борцоки, делают подношение на алтарь, зажигают лампаду и перебирают четки. Обязанность детей в этот день – посетить родительский дом.
Урюс – главный летний праздник. Его отмечают в первое полнолуние июня. В этот день принято задабривать богов обильными подношениями, чтобы они даровали сочную и богатую траву на пастбищах. Если скот будет накормлен, то в кратчайшие сроки принесет потомство, а значит скотоводы будут жить в достатке. В ходе обряда хозяин опрыскивает головы овец, коров и прочих домашних животных молоком и кумысом.
Праздник тюльпанов является самым молодым. Отмечают его обычно во второй половине апреля, когда на калмыцких степях распускаются тюльпаны – одни из главных достопримечательностей региона. В этот день проходят народные гуляния, выступают танцевальные коллективы, съезжаются туристы, чтобы своими глазами увидеть это уникальное зрелище.
Заключение
Калмыки – удивительный народ с богатым культурным и духовным наследием. Эти люди отличаются простотой, мудростью и высокими нравственными ценностями. Культура и традиции Калмыкии – это яркие праздники, народные гуляния и удивительные истории.
"Ржев сквозь века"
Москва и Санкт-Петербург в числе самых ярких городов Европы
В Севастополе появятся экскурсионные троллейбусы
В Суздале увековечили память Андрея Тарковского
Фестиваль на Федюхиных высотах
Владивосток - лидер гастрономического туризма в России
В Москве появится музей скорой помощи
По ком молчит колокол?
К Матроне Московской – не только в Москву
Поднять глаза от земли
Культура Калмыкии
Духовная культура калмыцкой народности опиралась на определенные навыки и национальные — общемонгольские и ойратские — традиции, приобретенные в ходе многовекового исторического развития. В дальнейшем, по мере укрепления политических, экономических и культурных связей калмыков с другими народами России, особенно русским, калмыцкая культура стала приобретать новые черты. Эти новые черты, обогатив и преобразив унаследованные традиции, составили основу самобытной культуры калмыцкой народности, сложившейся в новых исторических условиях.
В Калмыкии проводится работа по созданию правовых, организационных, экономических условий для работы учреждений культуры и искусства, сохранению и развитию традиционных видов творчества, реализации государственной культурной политики, направленной на сохранение самобытности национальных культур народов, проживающих на территории республики.
Устное народное творчество. Духовная культура калмыцкого народа нашла свое яркое проявление в устном народном творчестве. Оно включало в себя все известные мировому фольклору жанры — эпос, сказки, пословицы, поговорки, загадки и пр., а также некоторые специфические жанры, составляющие национальную особенность калмыцкого фольклора, — кемялгн (состязание в красноречии на празднествах), йёрелы (благопожелания), магталы (восхваления) и др.
работе приоритеты принадлежат пропаганде краеведческой тематики, истоков национальной культуры, народных промыслов и ремесел, культовых ценностей, предметов быта, иконописи. По данной последней паспортизации памятников истории и культуры на территории Калмыкии более 233 памятников истории и культуры, 200 тыс. археологических памятников. Из общего числа памятников 5 объектов находятся под государственной охраной Российской Федерации.
1. Кукла в национальном костюме
2. Предметы быта, утварь.
6. Музыкальный инструмент
Хотелось отметить и поблагодарить всех родителей, которые показали знание традиций, обрядов, обычаев, проявили мастерство, выдумку и фантазию. И вот подведены итоги, но еще не оглашены. Приглашаю на небольшой экскурс. Покажу вам, дорогие коллеги, только небольшую часть работ.
Итак, творчество родителей средней группы "Калинка" :
Тюльпан - символ Калмыкии
Кибитка - сборно-разборное, покрытое кошмой жилище.
Поделки из соленого теста: кибитка, посуда
Куклы в девичьем национальном костюме
Сумочка, украшенная народным орнаментом
Творчество родителей средней группы "Непоседы" :
Кукла в костюме замужней женщины
Творчество родителей старшей группы "Цагда" :
Творчество родителей подготовительной группы "Бичкн оддуд" :
Я, как бабушка, тоже приняла участие:
Декоративно-прикладное искусство на продуктивной деятельности (старшая группа) На тематической недели по теме "Знакомство детей с народными промыслами". Провела продуктивную деятельность по теме:"По мотивам дымковской.
Конспект НОД по рисованию. Народное декоративно-прикладное искусство для детей подготовительной к школе группы Конспект НОД по рисованию. Народно декоративно - прикладное искусство, для детей подготовительной к школе группы. Составила воспитатель.
Народное искусство в воспитании детей В последние годы в работе с детьми всё большее место занимают нетрадиционные методы и приёмы обучения. И это не случайно, так как они своей.
Читайте также: