История ювелирного искусства в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Без ювелира золото и бриллианты не смогут превратиться в изысканное украшение, поэтому его труд нельзя преуменьшать. Развиваться ювелирное дело начало со времен существования Древней Руси, постепенно достигнув масштаба, существующего в настоящее время. Так как в средние века на территории государства проживало несколько разных культур, не обошлось без их влияния и на ювелирное искусство. Ювелирные изделия, созданные средневековыми мастерами, заставляли зачарованно любоваться ими сотни людей.

Техники ювелирного искусства

В эпоху Древней Руси представительницы прекрасного пола любили украшать себя разнообразными ювелирными изделиямис разными размерами бриллиантов. В этом нет ничего удивительного. К тому же, в моде были бусы, стеклянные и серебряные браслеты, перстни и не только. Делали их из многочисленных материалов: горного хрусталя, стекла и, конечно, золота.

Наибольшей популярностью пользовались височные кольца, которые вплетались в прическу женщин у висков.

На стыке XI-XII веков жительницы городов любили особые украшения, которые назывались колты. Они представляли собой парные золотые подвески из серебра или золота. Колты, дошедшие до наших дней, отличаются удивительно точными линиями и совершенными формами, так что остается только удивляться мастерству ювелиров того времени. Ювелирная техника, в которой изготавливались украшения, называлась зернью.

Вторая техника, пользовавшаяся популярностью – скань. Тонкая проволочка из золота или серебра свивалась в разнообразные узоры или напаивалась на металлические пластины.

Одной из излюбленных техник ювелиров того времени являлось чернение, с помощью которого создавался фон для выпуклого изображения. Чаще всего техника была использована для создания браслетов.

Знаменитые ювелиры России

Расцвет ювелирного искусства в России приходится на середину XIX века. В это время на территории тогдашней столицы (Санкт-Петербурга) собрались самые талантливые мастера, впоследствии получившие всемирную известность. Обратим внимание на самых знаменитых мастеров того времени:

  1. 1) К. Г. Фаберже. Он является продолжателем дела своего родителя, то есть отца. Впоследствии возглавил его
  2. фирму. Кроме того, он являлся придворным ювелиром и поставщиком ювелирных изделий шведского и
  3. норвежского королей.
  4. 2) Александр Дементьевич Иванов. Являлся самым первым ювелиром в Петербурге, если считать богатство
  5. используемых камней. Он поставлял кольца с бриллиантами высочайшему двору тех времен.
  6. 3) Заслуженным уважением и авторитетом пользовались и братья Грачевы, которые получили немало наград на
  7. выставках международного масштаба.
  8. 4) Нельзя обойти вниманием Франца Петровича Бримбаума, который являлся главным мастером компании
  9. Фаберже. Его заслуги были отмечены многочисленными наградами.
  10. 5) Будет преступлением не упомянуть Кеммерера Генриха Вильгельма, Кордес Александра и КейбельИоганн-
  11. Вильгельма, которыми были созданы многочисленные подвески с бриллиантами, представляющие собой
  12. невероятной красоты орденские знаки.

Санкт-Петербург, хоть и не столица России, на сегодняшний день остается ее ювелирным центром. На территории города представлено немало предприятий, выпускающих разнообразные ювелирные украшения высокого качества. Здесь вы встретите украшения из любого материала и любой сложности. Имеются в ассортимент и эксклюзивные украшения с крупными драгоценными камнями (бриллиантами, сапфирами, изумрудами и не только). Широкий ассортимент ювелирных изделий рассчитан и на среднего покупателя, и на желающих сделать оригинальное фамильное украшение, которое можно будет сделать семейной реликвией, передаваемой по наследству.

История ювелирного искусства в России уходит своими корнями далеко в прошлое и начинается с основания Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества (IX-XII вв.). Древние русские города Великий Устюг, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва и многие другие были центрами русского ювелирного дела в разные периоды.

В России для драгоценных камней широко использовались оправы из золота и серебра, а драгоценные камни считались символами верховной власти. Царская корона, скипетр и посох были богато инкрустированы драгоценными камнями. Императорские кладовые постоянно пополнялись полудрагоценными камнями, которые привозили со всего мира.

В середине 17 века в России начали добывать полудрагоценные камни. Месторождения малахита были обнаружены на Урале, а агат, сердолик и яшма - в Сибири. В годы правления Петра I уральские самоцветы приобрели мировую известность. В России начали строить шлифовальные и гранильные фабрики.

Блестящий век правления Екатерины II стал одним из периодов расцвета русского ювелирного искусства. Продукция ювелирных фабрик того времени отличалась оригинальным сочетанием новых форм и одновременно традиционного русского эстетизма.

Каждая эпоха в развитии русского ювелирного искусства имела свое излюбленное сочетание палитры драгоценных камней. Во второй половине XVII века изделия российских ювелирных фабрик отличались сочетанием ярких сапфиров и рубинов в одном ювелирном изделии, часто сочетающимся с эмалью, а в XVIII веке бриллианты - ограненные бриллианты стали фаворитами аристократов.

В середине 19 века в России начали добывать драгоценные камни - алмазы, изумруды, топазы, рубины. Искусство обработки драгоценных камней в то время достигло высокого уровня.

Что касается уральских полудрагоценных камней, то их использовали не только для украшений, но и для изготовления различных предметов искусства: ваз, статуэток, подсвечников, столешниц, которые пользовались огромным спросом у состоятельных покупателей.

Ювелирный дом Шарля Фаберже был основан во второй половине 19 века; он быстро завоевал популярность и начал выполнять заказы императорской семьи. В украшениях Фаберже использовался горный хрусталь, яшма, нефрит, лазурит и различные виды кварца. Знаменитый ювелирный дом Фаберже поставлял украшения практически во все императорские и королевские дома Европы, Азии и Африки. Дошедшие до нас изделия высоко ценятся коллекционерами и настоящими ценителями ювелирных шедевров.

Современные мастера продолжают традиции, заложенные великими ювелирами прошлого, и радуют нас своими изысканными ювелирными изделиями, отвечающими всем канонам ювелирного искусства.

В конце 15 и начало 16 века для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления, что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела.

Со всех концов земли русской в столицу приехали художники, резчики,оружейники, вышивальщицы и литейщики. Кроме русских мастеров также трудились и иностранные ремесленники разных специальностей. При Иване IV Грозном их стало особенно много, образовалась Немецкая слобода. Сотрудничество русских и западноевропейских мастеров оказало огромное влияние на ювелирное искусство России того времени. При этом творчество московских ювелиров сохраняло национальный характер.

Работы российских ювелиров можно было видеть во время особых посольских церемоний, которые были установлены Иваном Грозным и просуществовали вплоть до конца 17 века лишь с некоторыми изменениями.

Иностранцы, посещавшие Россию оставили в своих записках восторженные отзывы о работе московских ювелиров. Роскошь атрибутов царской власти-золотого скипетра, осыпанного драгоценными камнями, богатейшая порфира, золотая диадема и трон русского царя, приводили иностранцев в неописуемый восторг. А золотые одежды прислужников, которые те меняли во время обеда по три раза, вызывала изумление и зависть. Вообще, царский двор и при следующих царях отличался пышностью и роскошью.

В русской истории периоды подъема чередовались со спадом. Пример тому -польско-шведская интервенция начала 17 века при которой кремлевские хранилища были изрядно опустошены. В конце 1612 года, когда враги были изгнаны, началось постепенное возрождение.

Рассвет ювелирного искусства

С приходом к власти Михаила Романова, работа кремлевских мастеров быстро наладилась, а во второй половине 18 века наступил рассвет ювелирного искусства России . Кремлевские мастерские представляли собой своеобразную русскую академию художеств в которой работали талантливые мастера разных специальностей, приехавшие в столицу из многих городов Русского государства.



Кремлевские ювелиры и ремесленники были людьми привилегированными и богатыми, однако условия труда мастеров золотого и серебряного дела были очень тяжелыми. Им приходилось много работать, а жалованье их было от 8 до 20 рублей в год, лишь некоторые получали до 40 рублей. Такой заработок считался очень низким, его не хватало даже на самое необходимое. Но даже в таких тяжелых условиях русские ювелиры создавали вещи, которые и сейчас поражают своим уровнем исполнения и красотой.

Украшения национальной одежды

В Древней Руси особенно славилась парадная национальная одежда, богато украшенная, причем как женская, так и мужская. С длинными рукавами, широкой в подоле, не оставлявшая открытых участков тела, и скрывавшая фигуру, такая одежда украшалась нашивными или пристегивающимися драгоценностями из золота и серебра. Орнамент был выполнен из камней,жемчуга, эмали и черни в сочетании с драгоценными тканями, что создавало впечатление сказочного богатства. Украшения бережно хранили, перешивая со старых на новые платья.

одежда русская 17 век Ювелирное искусство России 16 17 век


Со второй половины 17 века особо ценным украшением считалось кружево, которое крепили на разные части одежды-подол, рукава, воротник. Такое кружево представляло собой сверкающие полосы, составленные из ажурных золотых или серебряных пластинок-запон с драгоценными камнями и эмалью. До наших дней, к сожалению, дошли не все уникальные изделия.

Особое место в одежде того времени, занимали пуговицы. Они были необычны и очень высоко ценились, составляли обязательный элемент украшения древнерусской одежды. Изготавливались из золота и серебра, отличались большим разнообразием форм и размеров. Включались в опись имущества людей разных сословий, им велся строгий учет.



Например, в московском Историческом музее можно посмотреть на коллекцию пуговиц самых разнообразных вариантов. Здесь представлены - гладкие, миндалевидные, в форме шара и еловой шишки, чешуйчатые, чеканные, усыпанные изумрудами, рубинами и жемчугом пуговицы. Они играли роль украшений довольно долго ими украшались шубы и головные уборы.

Ювелирные украшения России 16-17 веков.

Особое место среди ювелирных украшений на Руси отводилось -серьгам. Их делали в огромном количестве, поэтому в 16-17 веках появились мастера-сережники. Их носили как женщины, так и мужчины, только последние надевали одну серьгу. Кольца и перстни в особом почете были у русских царей, которые надевали их на все пальцы. В 17 веке специально для их хранения стали изготавливаться специальные ларцы. Русские перстни были массивными, литыми, украшенные эмалью и с одним камнем. Иногда перстни использовались в качестве печати, вырезанными на драгоценных камнях.



Новая эра для использования драгоценных камней началась с открытием самоцветов на Урале и в Сибири. В долинах рек стали находить множество разнообразных камней: бериллы, аметисты, халцедоны, цветные яшмы, яркие агаты, турмалины и другие камни. Именно с Уралом связано начало ограночного и камнерезного дела.

Начало рассвета

Восемнадцатый век для России был очень значимым, практически все сферы жизни общества почувствовали на себе реформы Петра I. В первую очередь радикальные изменения произошли во внешнем облике людей, речь идет об одежде и следовательно о украшениях.

В 1712 году столицей России становится Санкт-Петербург. Из мастерских Московского Кремля, для обслуживания царского двора, были переведены мастера золотого и серебряного дела. Продолжали пребывать в Россию многочисленные иностранные ювелиры. В своих записках они писали, что изумлены российскими дамами, которые даже в частной жизни никогда не выезжали, не увешанные драгоценными уборами.



В 1722 году выходит указ, согласно которому все ремесленники-ювелиры объединялись в две организации: цех иностранных мастеров и цех русских. Разграничений между ними почти не было, иностранные мастера брали к себе в ученики русских, а сами не редко принимали русское подданство и работали в русских цехах.

Ювелирные модные украшения 18 века.


В 18 веке мода в России стала серьезно занимать как женское, так и мужское население. В конце века появились первые модные журналы, а до этого времени идеями в нарядах делились при помощи рассылки кукол, одетых по последнему стилю их называли куклы-пандоры. В 18 веке появляется такое понятие как ювелирный гарнитур. Они изготавливались по единому замыслу и включали в себя -колье, серьги, кольца, браслет, шпильки или заколки для волос. Некоторые шпильки и заколки для волос закреплялись на специальных пружинках и при малейшем покачивании головой они начинали подрагивать, это было очень модно.


Дорогостоящим и редким украшением считались часы. Обычно их привозили, а заграничный механизм уже русские мастера вставляли в корпус. Оригинальным украшением были подвесные ароматники в форме маленьких флаконов, плодов, разных бытовых предметов и предназначались для душистых веществ. Ароматники и часы были обязательным украшением мужского кафтана и дамского корсажа вместе с другими безделушками: медальонами, брелоками, несессерами.

Подвешивали их на широкой цепочке с большим крючком у пояса. Некоторые модники подвешивали сразу несколько часов, густо осыпанных драгоценностями, украшенными эмалью, чеканкой или инкрустацией.

Женские штучки…

К модным украшениям можно отнести медальоны, броши с миниатюрными портретами на эмали, кольца. Особенным спросом в последней четверти 18 века пользовались модные портретные миниатюры. Такие миниатюрные портреты можно было спрятать в табакерку, вделать в кольцо, ожерелье, или положить в шкатулку.


Но самыми популярными и любимыми украшениями были серьги и перстни. Серьги имели богатую форму с одной или двумя подвесками в виде розетки с драгоценными камнями, грушевидной формы с бантом, усыпанными бриллиантами и алмазами, которые были в то время самыми модными в высшем обществе.


В дорогих кольцах того времени преобладали изумруды, крупные граненые аметисты, обрамленные алмазами, рубины, бриллианты в ажурных гнездах. В серебряных кольцах использовались цветные стекла.

Серебряные пояса из небольших звеньев, украшенных орнаментом в виде листьев, птиц и завитков, пряжки для ботинок прямоугольной или овальной формы, украшенными стразами и камнями, цепочки в виде лент и это далеко не полный перечень украшений, которые широко использовались модницами 18 века.

Интерес к драгоценным камням.

Восемнадцатый век стал временем повального интереса к драгоценным камням, а с ним пришло глубокое понимание их эстетической ценности. Увлечение минералогией стало всеобщей болезнью. Именно тогда стали организовываться специальные экспедиции на Урал. В то время там были открыты уникальные месторождения топазов, аметистов, изумрудов , александритов и других самоцветов. Все это стало толчком к образованию камнерезного дела в стране.

Одежда и предметы ювелирных украшений России 19 века.

В 19 веке женщина намного превзошла мужчину в мире яркой моды. Если до 19 века мужчина был эдакий павлин на предмет нарядности одежды и аксессуаров, то в начале следующего века лидирующее положение заняла женщина. В конце 18 века одежда дворянства стала освобождаться от чрезмерной сложности и приобрела более строгий вид. Изменился наряд женщин: исчезли пышные элементы, вычурный силуэт платьев, прически стали менее экстравагантными. Зато женщины дали волю фантазии в направлении вариантов одежды.

Парадные украшения включали много камней, парюр для волос, гребни, ожерелья, серьги, браслеты, колье, диадемы, пряжки, кольца и т.д. Для небольших визитов и приемов на дому набор украшений был попроще. Обычно женщины надевали кольца, броши, браслеты, цепочки т.е. обычные вещи и в меньшем количестве. Например, к повседневным украшениям относились:брошки с флорентийской мозаикой, серьги с полудрагоценными камнями и другие повседневные недорогие изделия.



Для мужчин считалось дурным тоном ярко одеваться и украшаться. Свое материальное благополучие они выражали через женщину, которая стала как бы рекламой благосостояния и положения своего мужа в обществе. В 19 веке мода на разные стили быстро менялась, но русские женщины быстро реагировали на вызовы классицизма, сентиментализма, романтизма и других стилей.

Как менялось ювелирное искусство в России

К концу века мода на драгоценности почти упала. Женские туалеты стали крайне демократичными и упрощенными. В моду вошли, например, блузки и юбки с широкими кушаками. Понятно, что такие наряды совсем не сочетались с дорогими украшениями. Перечень драгоценных предметов заметно стал короче, они практически исчезли из повседневной жизни, появлялись лишь во время балов и праздничных церемоний.



Ювелирное искусство в России в начале 19 века претерпевает заметные изменения. Изготовление произведений прикладного искусства переходит на механическое, вытесняя ручной труд. Появляются крупные фабрики с новым механическим оборудованием, большим штатом мастеров разных специальностей. Появились ювелирные артели, а индивидуальных мастеров осталось совсем мало.

При всех своих минусах в ювелирном деле, появились и свои плюсы. Это поиски новых художественных направлений, расширение ассортимента, увеличение числа продукции, усовершенствование технических приемов обработки драгоценных материалов. Положительным моментом остается и тот факт, что традиционные приемы не забывались, продолжала существовать техника эмали, которую использовали при изготовлении браслетов, лорнетах, брошах, табакерках, по прежнему развивалась техника филиграни.



В это же время началось вытеснение иностранных мастеров, т.к. они не оказывали большого воздействия на русское ювелирное искусство, но не стоит забывать и о том, что иностранцы знакомили русских мастеров с европейским ювелирным искусством.

Массовое производство ювелирных изделий в России.

Спрос на украшения и различные предметы художественного производства вполне удовлетворялся изделиями, которые выпускали русские предприятия. Довольно значительным был вывоз российских ювелирных украшений за рубеж. 19 век стоит отметить как начало расцвета международной торговли и не только в ювелирном производстве.



Что касается минусов массового производства, так это то, что произошло снижение художественного уровня изделий и упадок творчества мастера, особенно это коснулось провинций, мастерам которых трудно было конкурировать с продукцией столичных фирм. Резкое снижение качества художественной промышленности вызвало беспокойство у многих деятелей искусства, в частности и у ювелиров.



Выходом из создавшейся ситуации стало взаимодействие искусства и промышленности. Это оказалось по силам крупным ювелирным объединениям, которые стали создаваться в Москве и Петербурге. Фирмы Овчинникова, Фаберже, Морозова, Сазикова, Хлебникова Грачева имели свои филиалы и в других городах.

В них были объединены мастера высокого класса, работавших как в общеевропейских стилях, так и в чисто русском. Русские изделия часто выставлялись на международных выставках, в том числе и на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, где получили высокую оценку и признание.

7 июня 2017 Комментариев нет -->

Ювелирные украшения — это искусство, а искусство — это отголосок времени. Что можно сказать о развитии и ценностях общества той или иной эпохи? Просто посмотрите на картинку с драгоценным изделием. Или посетите музей. Люди уходят, но оставляют после себя свое мастерство, мир вокруг меняется, но бриллианты — вечны.

Зачем разбираться в стилях и истории моды на ювелирные украшения? Чтобы понимать ценность изделия. Да, эта вещица создана в ХХI веке, но какую эпоху она демонстрирует? К какому направлению ювелирного дела относится? Эти знания делают выбор более осознанным. Давайте сделаем экскурсию во времени.

История ювелирных украшений в России: Барокко

Модные украшения XVIII века — помпезность эпохи барокко

Предлагаем начать обзор модной истории ювелирного дела именно с XVIII века. Не то чтобы предыдущие эпохи не заслуживали нашего внимания, но, как считают историки, именно правление династии Романовых стало расцветом русского ювелирного искусства.

Пряжки для обуви.

Брошки и подвески.

Фермуары — даже застежки для ожерелий или других нашейных украшений были сделаны из благородного металла. Это две дужки, украшенные на окончаниях бусинками. Бусины зацепляются друг за друга и замочек защелкивается.

Шатлены — цепочка на пояс, на которую навешивали другие мелкие и нужные аксессуары: часы, ключи, кошелек, брелоки.

Портбукет — маленькая вазочка, прикрепленная к поясу, в которой можно носить живые цветы или драгоценные, сделанные в виде ювелирных украшений.

История ювелирных украшений в России: Барокко 2

В эпоху барокко и рококо драгоценным камням находили широчайшее применение, так как это было время освоения уральских и алтайских месторождений.

Также это время ознаменовалось первыми волнами эмиграции: в Россию приезжали работать опытные европейские ювелиры, например: швейцарец Иеремия Позье послужил при дворе сразу трех русских императриц: Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Также оставили драгоценные следы после себя: Жан Пьер Адор, Иоганн Готтлиб Шарф, Луи Давид Дюваль, Георг-Фридрих Якарт, Леопольд Пфистерер.

История ювелирных украшений в России: Иеремия Позье

XIX век — сдержанный классицизм и стиль модерн

Парюра — термин неоднозначный. Одни источники утверждают, что это небольшая тиара, которая надевается на голову, а при необходимости ее можно трансформировать в колье. Согласно другим источникам, это целый набор украшений — браслет, кольцо, колье, гребень для волос, сережки — и всё это выполнено в едином стиле с использованием одинаковых камней и металлов. В целом факты не слишком противоречивы.

Украшения с миниатюрными портретами на эмали: на медальонах, кольцах, брошках можно было нарисовать изображение особенного человека или просто красивую картинку с природой, цветами, узорами. В общих чертах стиль классицизма был с налётом романтизма, поэтому парные украшения, ювелирные изделия со смыслом — типичные заказы модников тех времен.

Украшения со стразами (именно в XIX веке изобрели столь популярную имитацию бриллиантов), шлифованным стеклом с кусочком фольги, подложенным снизу, с полудрагоценными камнями. В целом, бижутерию носить было не зазорно.

История ювелирных украшений в России: Украшения с миниатюрными портретами на эмали

Это только те ювелиры, которые создавали украшения. Еще было достаточно мастерских, которые занимались созданием разнообразных предметов интерьера, посуды и церковной утвари, но это уже другое направление.

ХХ век — разнообразие стилей в украшениях

Чтобы не распыляться, сконцентрируемся на первой половине ХХ века, до революции российское ювелирное мастерство вышло на совсем другой уровень. Во-первых, ручная работа отошла на второй план, процесс производства украшений стал настолько автоматизированным, насколько это было возможно сто лет назад. А это значит, что ювелирные изделия стали еще более доступными, целевая аудитория расширилась и рынок увеличился.

История ювелирных украшений в России: XX век

Эта эпоха стала зарождением следующих стилей:

Ампир. Изделия — словно воспоминания о Римской империи. Диадемы в форме лаврового венка, украшения с элементами флористики — веточек, гирлянд, листиков. Камеи — резьба на камне. Эгреты – брошки для причесок или головных уборов, украшенные птичьими перьями.

Ар-нуво (Art Nouveau) или русское название — модерн. Украшения с использованием флористических и готических элементов, мифических персонажей, птиц, насекомых, рептилий, кельтского орнамента.

Ар-деко (art déco). После Первой мировой войны появилось новое поколение женщин. Романтичные томные барышни ушли в прошлое, мир принадлежал дамам, которые видели перевороты, но желание украшать себя осталось. Одна из известных почитательниц украшений в стиле ар-деко — Марлен Дитрих — что предпочитала эта актриса? Четкие геометрические формы, египетские элементы, прямые углы, необычное сочетание дорогих камней и дешевого металла. Больше никаких цветочков, никаких плавных линий и сдержанных благородных оттенков. Больше красок, больше экспериментов и больше смелости.

История ювелирных украшений в России: XX век 2

Среди известных мастеров дореволюционного периода стоит вспомнить ювелирную фирму швейцарца Фридриха-Христиана Кёхли в Петербурге. Оставил после себя след в России и австрийский подданный Карл-Август-Фердинанд Ган и его партнер Карл Карлович Бланк — гражданин Финляндии.

Этот список российских ювелиров начала ХХ века отнюдь не полный, но всех мастеров объединяет один факт — никто не продолжил свою деятельность после революции, а после Первой мировой войны производством ювелирных украшений в России занялось государство.

Читайте также: