Теория объектных отношений мелани кляйн кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие объекта появляется ещё в работах З. Фрейда, когда он описывал его как средство для удовлетворения инстинктов. В начале жизни объект воспринимается ребёнком в связи с либидным удовлетворением; инстинктивные влечения должны искать удовлетворения и как можно скорее находить объекты и становиться зависимыми от объектов. Влечение опредмечивается после восприятия объекта. Объект не обязательно должен быть чем-то посторонним для субъекта: он может быть эквивалентным части его тела. Фрейд отмечал, что идентификация с объектом является главным моментом в формировании структур ЭГО и Супер-ЭГО. Также он указывал на то, что поскольку ЭГО ребёнка вначале беспомощно, то регулятором тревоги становится объект.

М. Кляйн – одна из основателей теории объектных отношений. Свою теорию она строила, преимущественно, из наблюдений за её собственными детьми. Основной акцент в своей теории она ставит на анализе ранних доэдиповых отношений. Одним из базовых положений теории является конфликт, исходящий из изначальной борьбы между инстинктами жизни и смерти. Этот конфликт является врождённым. Более того, само рождение – это тяжёлая психологическая травма для ребёнка, поэтому она даёт начало тревожности, постоянно сопровождающей его отношения с миром. Первым объектом ребёнка является материнская грудь, которая в силу сопровождающей её тревоги, воспринимается ребёнком как враждебный объект. Согласно Кляйн, инстинктивные импульсы имеют соответствующие им фантазии, которые обслуживают эти импульсы. Фантазии – есть ментальные репрезентации импульсов.

М. Кляйн описывает следующие позиции, или стадии развития:

Если развитие происходит благоприятно, происходит идентификация с хорошей грудью, ребёнок становится более терпимым к инстинкту смерти и все реже прибегает к расщеплению, одновременно уменьшаются параноидальные чувства происходит движение к ЭГО-интеграции.

Согласно критикам теории Кляйн, она мало уделяет внимания объектам, а много влечениям, поэтому в её теории нет места индивидуальному опыту и влияниям среды. Однако положительно, что она подчёркивает важность ранних стадий развития.

А. Фрейд крайне критически отнеслась к теории М. Кляйн. Взгляды А. Фрейд сформировались под влиянием её наблюдений за младенцами и детьми раннего возраста детского дома, надолго разлученными с родителями.

По мнению А. Фрейд благополучие младенцев в первые месяцы жизни всецело связано с удовлетворением их физиологических нужд, поэтому основная функция матери здесь – удовлетворение этих нужд. Она указывает, что младенцы, разлученные с родителями в этом возрасте, обнаруживают уже сейчас признаки расстройства.

После 6-ти месячного возраста отношения с матерью выходят за рамки удовлетворения физиологических нужд. Здесь начинается этап постоянства объекта, т.к. мать уже является стабильным либидным объектом, а либидное отношение ребёнка к ней не зависит от степени его удовлетворения.

После 1-го года жизни привязанность между матерью и ребёнком достигает всей полноты развития, приобретая силу зрелой любви взрослого человека. Все инстинктивные желания сосредотачиваются на матери, но затем эти отношения ослабевают и развиваются амбивалентные чувства (к 3-м годам), а затем и соперничество.

В концепции А. Фрейд личность представляется состоящей из Ид, Эго и Супер-Эго.

Ид А. Фрейд делила на сексуальную (либидо) и агрессивную (мортидо) составляющие. Развитие либидозных потребностей соответствует оральной, анально-садистической, фаллической, латентной, предпубертатной и пубертатной стадиям. Соответствующие стадии развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоциальные начала (в предпубертате и пубертате).

Для развития Эго А.Фрейд наметила приблизительную последовательность развития защитных механизмов: вытеснение, реактивные образования, проекции и переносы, сублимация, расщепление, регрессии и т.п.

Анализируя развитие Супер-Эго, А. Фрейд описывала идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета.

Каждая фаза развития ребенка есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития: кормления – от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности – от первоначальной воспитательской программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т.д. Особое внимание уделяется линии развития сексуальности от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

Важным моментом является внимание А. Фрейд на сознание, на Эго (а не только на бессознательное, как у З. Фрейда). Она рассматривает развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. Наблюдения А. Фрейд за младенцами подтверждают, что пристрастия и антипатии матери являются важнейшим фактором развития: быстрее всего развивается то, что нравится матери и поддерживается ею; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение.

Шансы ребенка вырасти психически здоровыми во многом зависят от того, насколько его Эго способно выносить лишения, т.е. преодолевать неудовольствия. Для некоторых детей любая отсрочка или ограничение в удовлетворении желаний совершенно непереносимы. Они отвечают реакциями гнева, нетерпения, ярости, и любые замещения желаемого отвергаются ими как недостаточные. У других детей ограничения не вызывают возмущения. Подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы.

А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением так, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или неудовлетворении – на стороне внешнего мира. Зрелость связана со способностью контролировать свои намерения, подвергать их анализу и даже иногда отказываться от удовлетворения побуждений ради чего-то другого, следуя принципам реальности. А. Фрейд предполагает, что принцип удовольствия и асоциальное поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и социализация.

По наблюдению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность, пожелание смерти, толкают ребенка в направлении асоциальности. Социализация – только защита от падения в асоциальность. Поэтому организация психологических защит – важная и необходимая составная часть развития Эго.

Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности тесно связано с развитием мышления, памяти и т.д. Так после начала функционирования памяти действия ребенка могут осуществляться на основе опыта и предвидения. Без контроля реальности не существует различий между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Только приобретение речи делает ребенка членом общества. Логика, разум способствуют пониманию взаимосвязей между причинами и следствиями, а приспособление к требованиям окружающего мира перестает быть простым подчинением – оно становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности и развитие мыслительных процессов, с другой стороны, открывает путь для таких механизмов социализации, как подражание, идентификация, интроекция. Все они способствуют формированию инстанции Супер-Эго (Сапогова, с. 105-108).

Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер(Шонбергер до замужества)

М. Малер исходила из предположения, что способность ребенка различать себя и другого человека развивается постепенно в течение раннего детства. Совсем маленький ребенок может распознавать различные аспекты внешнего мира, и лишь постепенно ему удается сформировать целостный психический образ-отражение — репрезентацию— матери, а также уникальный, стабильный и психически репрезентированный образ самого себя, отличающегося от своего первичного объекта любви.

В психическом развитии ребенка выделяются фазы и субфазы:

1. субфаза дифференциации (5–9 мес);

2. субфаза практики (9–15 мес);

3. субфаза воссоединения (15–24 мес);

4. субфаза консолидации объектов.

Таким образом, согласно теории Малер, младенец на стадии симбиоза существует в состоянии единства с матерью. Однако ему предстоит процесс разделения и обретения собственной, отдельной и отличной от матери индивидуальности, к чему ведет дальнейшее развитие взаимоотношений в диаде. Успешность преодоления периода сепарации—индивидуации напрямую зависит от качества более ранних отношений матери и ребенка. Нужно отметить, что возрастные границы описанных ниже этапов не являются жесткими: субфазы перекрываются; время их прохождения варьирует у разных детей.

Фаза сепарации-индивидуации (5–36 мес).

Вторая часть субфазы, период практики как таковой, начинается со свободного хождения. Теперь границы мира, доступного ребенку, значительно расширяются во всех направлениях. На протяжении всего этого периода ребенок полон энтузиазма, радости, оживления. Он испытывает удовольствие не только от собственных достижений и новых открытий, но и от чувства, что он удаляется от материнской орбиты, отходит от тенденции слияния с матерью. Вместе с этим, когда ребенок замечает, что мать покинула комнату, его активность падает, интерес к окружающему уменьшается. Когда мать возвращается, это состояние пониженного настроения исчезает. Ребенок в это время проявляет активное удовольствие от использования всего своего тела. Он все больше осознает свое тело, его границы и его функции. Постепенно он интегрирует такую осведомленность с восприятием ощущений внутри тела. В своих действиях ребенок, начинающий ходить, подражает тем, кого он любит, и идентифицирует себя с ними. Это уподобление способствует формированию рождающейся идентичности ребенка. Постепенно он начинает согласовывать свои чувства с появляющимся осознанием чувств других людей и стремится привлечь их, чтобы они разделили с ним его удовольствия. На протяжении субфазы практики нарциссизм находится на своем пике. Ребенок верит в собственное магическое всемогущество. Можно сказать, что он переживает грандиозность образа Я, которая возникает, с одной стороны, благодаря собственному автономному функционированию, с другой — из продолжающейся фантазии о слиянии со всемогущим родителем. К моменту благополучного завершения субфазы практики появляющиеся Я-репрезентации насыщаются позитивным катексисом (интерес, внимание или эмоциональный вклад. Это метафорическое количественное понятие, не относящееся к какой-либо реально измеряемой силе; оно отражает скорее относительную интенсивность бессознательных психических процессов. Чаще всего он относится к либидо, к психосексуальному энергетическому потенциалу), что закладывает основу для достижения здорового вторичного нарциссизма, под которым понимается позитивная самооценка и любовь к себе.

Конфликты между желаниями ребенка и запретами родителей, так же как конфликт между чувством беспомощности и желанием порадовать родителей постепенно разрешаются благодаря выборочной идентификации как с матерью, так и с отцом. В целом, идентификация является основной защитой, используемой ребенком против тревоги и депрессивного аффекта. Он идентифицируется с теми аспектами материнского объекта, которые могут успокоить его, когда он чувствует страх потери объекта или других опасностей, а также теми, которые помогают ему контролировать собственные импульсы и осуществлять внутреннюю регуляцию. Развитие речи позволяет ребенку выражать свои желания и таким образом приобрести больший контроль над окружением. Более сложная игра дает возможность символически выражать фантазии. Индивидуальные особенности субфазы воссоединения сильно различаются у разных детей: способность справляться с трудностями отделения зависит как от всего предыдущего развития, так и от текущих взаимоотношений с матерью. Каждый ребенок вырабатывает свои собственные способы совладания. Как правило, благополучное разрешение кризиса воссоединения готовит ребенка к эдиповой фазе: происходит дифференциация и интеграция объектов; эго приобретает контроль над агрессивными импульсами; развитие здорового вторичного нарциссизма служит для того, чтобы облегчить болезненные разочарования, связанные с эдиповой стадией.

Субфаза консолидации объектов (24—36… — мес.). С разрешением кризиса воссоединения происходит интеграция хороших и плохих репрезентаций Я и объекта. Это ведет к восприятию матери и себя как целостных и независимых друг от друга существ, обладающих как хорошими, так и плохими качествами. Происходит достижение константности объектов. Теперь во время физического отсутствия матери ее может заменять, по крайней мере, частично, внутренний образ, который остается относительно стабильным, и которому не могут нанести значительный вред негативные эмоции ребенка. Ребенок становится способен к более зрелым объектным отношениям, более последовательно выражает любовь и доверие, начинает относиться к объекту любви с вниманием и уважением. Достигается относительная константность Я, под которой авторы понимают восприятие себя как отдельного существа, обладающего стабильностью во времени и пространстве независимо от состояния. Объектная константность продолжает развиваться в течение всего детства и подросткового периода и редко достигается полностью. В отличие от предыдущих, четвертая субфаза не завершается в определенное время, а продолжается всю жизнь. (Источники:Edward J., Ruskin N., Turrini P. Separation/individuation: Theory and application. — New York: Gardner Press, 1991.; Малер М., Мак-Девитт Дж. Б. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2005. — № 2.)

2.1.8 Когнитивные теории развития. Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже

В отличие от теорий научения, в которых люди считаются пассивными существами, когнитивные теории представляют людей рациональными, активными, знающими и умелыми. Согласно мнению теоретиков-когнитивистов, люди не просто получают, но и обрабатывают информацию, каждый человек является мыслителем и творцом своей реальности. Люди не просто реагируют на стимулы, они структурируют их и придают им определенный смысл. Для большинства психологов-когнитивистов развитие состоит из эволюционирования ментальных (психических) структур или способов обработки информации, частью генетически запрограмированных и зависящих от степени зрелости индивидуума. Поэтому психологи-когнитивисты изучают стадиальные, или качественные, изменения в поведении, которые происходят по мере роста и созревания индивидуума. Как правило, они исследуют качественные изменения путем наблюдения за процессом решения задач (в широком смысле слова) в переходных точках развития.

Когнитивные теории начинаются с работ Ж. Пиаже. Они включают в себя также взгляды представителей информационного подхода, которые уподобляют умственную деятельность человека работе компьютера. К 1970-м годам многие теоретики развития, разочарованные противоречиями, обнаруженными в когнитивных теориях, обратились к таким сферам, как когнитивная психология и компьютерная наука. Согласно теории обработки информации, человеческий мозг похож на компьютер, который принимает, обрабатывает ее и выдает результат, т.е. ответы, выводы или предложения по решению проблем. Продолжая сравнение с компьютером, теоретики обработки информации рассматривают когнитивное развитие как возрастные изменения, происходящие в электронном (головной мозг и периферическая НС) и программном (психические процессы) обеспечении интеллектуальной сферы.

Наибольшее расхождение между теорией обработки информации и теорией Пиаже состоит в том, что первая из них считает развитие неразрывным, а не стадиальным. Согласно этому утверждению, стратегии, используемые человеком для сбора, сохранения, восстановления и обработки информации, развиваются постепенно в течение детства и подросткового возраста. Отсюда следует, что когнитивное развитие обусловлено постепенными количественными изменениями, а не качественными возрастными сдвигами. (Крайг, с. 74).

Ученик Зигмунда Фрейда и один из самых важных авторов психоанализа, Мелани Кляйн известна своей адаптацией психоаналитической модели к работе с детьми Будучи одним из основных авторов в работе с несовершеннолетними.

Психоаналитическая теория Мелани Кляйн, продолжая во многих отношениях работу Фрейда, подчеркивает расширение и углубление аспектов развития на протяжении всего детства и создание более целенаправленного подхода к тому, как человек относится к объектам ( обычно понимается как таковые другие лица), это является основой теории объектных отношений.

Мелани Кляйн и теория объектных отношений

Психоаналитическая теория Мелани Кляйн основан в первую очередь на его теории объектных отношений , В этой теории установлено, что субъект связан со средой из ощущений и импульсов, которые он чувствует и проецирует на объекты своего импульса. Отношения с этими объектами порождают постоянные следы, которые будут отмечать будущие отношения с другими, усваивая пережитые переживания и порождая на их основе психологическую структуру субъекта.

Таким образом, психическая конфигурация человека оно будет основано на том, как оно было связано и как оно усвоило взаимодействие с этими объектами, развивая индивидуума на его основе. То есть, что прошлые знания очень важны для теории Мелани Кляйн, в отличие от нынешнего биолога того времени, который защищал сущность генов.

Человек и его развитие

В психоаналитической теории Кляйна человек с рождения находится в постоянном состояние конфликта между движением жизни или любви и смерти или ненависти , На протяжении всего развития существа субъект должен преодолевать стадии и конфликты жизненной стадии, которую переживают, выстраивая баланс между внешним и внутренним через отношения с различными объектами и обогащаясь временем. ваша личность, личность и характер.

Во время этого развития человек будет проходить через различные фазы, изменяя способ, которым мы воспринимаем реальность и соотносим с ней наши импульсы и желания, и достигая различных этапов и аспектов, которые помогают нам создавать интегрированное Я, которое позволяет нам сталкиваться с конфликтами. между собственными желаниями ИД и цензурой суперэго.

Самость в психоанализе

Хотя работа Мелани Кляйн является в значительной степени последователем Зигмунда Фрейда, существуют некоторые аспекты, в которых можно найти расхождения.

Одним из главных является то, что, хотя отец психоанализа считает, что при рождении человек чист, в психоаналитической теории Мелани Кляйн считается, что с рождения младенец обладает примитивным Я это позволяет ему связываться с объектами и проецировать на них свои собственные импульсы и бессознательные конфликты.

Таким образом, в начале объектные отношения будут основываться на проекция импульсов и интроекция внешних раздражителей , чтобы развить более или менее дифференцированное Я на разных стадиях или позициях.

Позиции развития

В психоаналитической теории Мелани Кляйн установлено, что на протяжении всего развития человек проходит ряд этапов в котором развиваются эго и отношения с окружающей средой. В частности, он устанавливает наличие двух конкретных позиций в детстве, в которых объектные отношения и связанные с ними тревоги развиваются в направлении интеграции эго, параноидно-шизоидной позиции и депрессивной позиции.

Автор предлагает момент появления каждого из них, но не отрицает возможности того, что взрослые субъекты страдают от некоторого типа регрессии и / или фиксации в любом из них. Таким образом, шизопараноидная позиция была бы в большей степени связана с появлением психотических расстройств и депрессивного невротика.

1. Шизоидно-параноидальная позиция

Не имея возможности отличить себя от не-я, ребенок не может объединить совместное существование вознаграждающих и отвращающих аспектов в одном и том же объекте, с которым он реагирует, частично идентифицируя объекты, делая считает существование хорошего, который заботится о нем, и другого плохого, который наносит ему вред или расстраивает (деноминация этого защитного механизма), проецируя в них свои импульсы и попытки.Самый важный и самый важный пример для младенца - это грудь матери, которая иногда кормит грудью, а иногда расстраивает.

Из-за наличия плохого объекта, преследователя, у ребенка разовьется беспокойство и боль при мысли, что он может напасть на него. Таким образом, возникает параноидальный страх, который, в свою очередь, пробуждает агрессивные и садистские инстинкты к объекту. Точно так же растерянность и страдание часто встречаются перед незнанием объекта, который можно найти.

Если ребенку удастся внедрить хороший аспект объектов (по сути, хорошую грудь матери), пережив больше или лучше положительного, чем отрицательного опыта, он сможет сформировать здоровое Я, которое позволит ему перейти на следующую позицию.

2. Депрессивная позиция

Когда ребенок взрослеет, он начинает лучше развивать себя и лучше понимать, что такое я, чем то, чем не является, теперь он способен наблюдать, что объекты независимы от самих себя. Эта стадия возникает примерно через шесть месяцев после рождения.

Хороший аспект объектов включен и интроецирован конкретно из маминой груди и ребенок способен интегрировать приятные и неприятные аспекты предметов. Понемногу случалось видеть объекты как один элемент, который иногда может быть хорошим, а в других - плохим.

Уменьшить агрессивные импульсы и при наблюдении, что объект является независимой сущностью, страх и беспокойство возникают перед лицом возможности его утраты. Таким образом, в этой позиции или стадии появляются расстройства депрессивного типа, которые добавляются к расстройствам предыдущей позиции. Возникают чувства вины и благодарности к объектам, и начинают применяться защитные механизмы, такие как подавление инстинктов и смещение.

Эдипов комплекс

Одним из наиболее противоречивых понятий психоаналитической теории является Эдипов комплекс, который, согласно Фрейду, проявляется на фаллической стадии около трех лет. В психоаналитической теории Мелани Кляйн этот комплекс является довольно предшествующим, появляясь рядом с интеграцией частичных объектов в единый объект во время депрессивной позиции.

Другими словами, Кляйн считает, что Эдипов комплекс существует с того момента, когда ребенок способен различить, что его родители являются чуждыми ему людьми, и заметил, что между ними есть связь, частью которой он не является. Ребенок проецирует свои пожелания по указанной ссылке порождая зависть и вызывая двойственные чувства по этому поводу.

Позже Эдипов комплекс, предложенный Фрейдом, появится в тот момент, когда амбивалентность уменьшится и будет сделан выбор между желанием одного родителя и соперничеством и идентификацией с другим.

Символическая игра и бессознательная фантазия

Способность выразить себя в устной и выражать через слово мысли, эмоции, желания и переживания развивается на протяжении всей жизни. Эта способность требует определенного уровня развития и обучения, а также определенной способности к самоанализу.

Таким образом, для ребенка, который еще не завершил свое развитие, чрезвычайно сложно уметь выражать свои влечения, желания и страдания. Это одна из основных причин, по которой метод свободных ассоциаций, свойственный фрейдовскому психоанализу, не может быть изначально применен к детям.

Тем не менее, элементы инстинкта, желания и страхи, которые являются частью каждого, присутствуют с рождения. Для психоаналитической теории Мелани Кляйн, хотя в детстве эти элементы могут быть неосознанными, они могут быть символизированы в генерации фантазий. Таким образом, бессознательные фантазии действовать как способ выражения основных инстинктов и страданий проецируя себя в игру и приводя в значительной степени к поведению и поведению детей.

В этом аспекте одним из вкладов, наиболее ценимых психоаналитической теорией Мелани Кляйн, является введение символической игры как метода оценки и работы с несовершеннолетними. Для Кляйна игра - это способ общения в котором младенец экстернализует свои примитивные проблемы и желания косвенно. Таким образом, анализируя символику, заключенную в игровом процессе, можно наблюдать бессознательные фантазии, которые управляют поведением ребенка, подобно тому, как это используется в методах свободных ассоциаций, применяемых у взрослых.

Когда дело доходит до использования символической игры, это очень важно установка или корректировку ситуации, т.е. принять во внимание, что потребность в сессиях, тип мебели и игрушек подходят для ребенка, чтобы он не облагался налогом, как он должен играть. Ребенок должен выбрать те игрушки, которые он хочет использовать сам, с помощью которых он может свободно выражать свои страхи, тревоги и желания.

Мелани Кляйн была достаточно несчастным человеком. Она пережила несколько трагичных смертей своих сиблингов и отца, после чего стала достаточно депрессивной. Это наложило отпечаток на ее отношения с собственными детьми, которые в какой-то момент просто перестали с ней общаться и даже не пришли на ее похороны.

Особенности ее личности в итоге вылились в идеи о существовании у ребенка депрессивной позиции, а также в ее акценте на негативных качествах ребенка в виде агрессии, жадности и зависти.

И чтобы теория Мелани Кляйн не казалась вам абсолютным безумием которая состоит в отношениях ребенка с материнской грудью, стоит напомнить о том, что вообще такое психоанализ.

А психоанализ – это во многом про взаимоотношения с различными объектами в детстве, которые затем проецируются на любые другие отношения уже во взрослом возрасте.

Сами такие отношения с базовыми объектами по мнению психоаналитиков формируются проходя через ряд стадий и этапов развития и соответственно фиксация на тех или иных стадиях и определяет характер последующей жизни человека.

Так вот Мелани Кляйн и занималась процессом формирования объектных отношений начиная с самих ранних периодов развития ребенка, тем самим став пионеркой в данном направлении исследований, а также в детском психоанализе.

Паранойяльно-шизоидная позиция

Кляйн выдвинула теорию о двух стадиях, а точнее о тенденциях развития ребёнка, которые она назвала шизоидно-паранойяльной и депрессивной позициями.

От рождения до 3 месяцев ребёнок находится в шизо-параноидной позиции. Для этой стадии характерны два основных механизма, которые выходят из самого названия стадии. Первый механизм связан с шизоидностью, то есть с диссоциацией или расщеплением

Наблюдая за маленькими детьми, М. Кляйн выдвинула предположение, что дети далеко не с самого рождения способны воспринимать окружающие их предметы и самих себя целостно; кроме того, они неспособны отделять внутреннее от внешнего.

Таким образом и формируются первые представления об объектах. И здесь надо понимать, что чтобы сформировать подобное представление ребенку необходимо поместить тот или иной внешний объект в свою собственную психику.

И это по Мнению Мелани Кляйн приносит ребенку страдание, ведь ребенок помещает в себя не только хорошие, но и плохие объекты и тогда собственная агрессия ребенка направляется на него самого.

Ребенок испытывает фрустрацию от пугающих объектов внутри себя и поэтому в его психике активируется другой механизм – механизм проекции, когда он переносит агрессивные тенденции обратно на внешний объект.

Таким образом, мир чётко разделяется для него на плохие и хорошие объекты, на " +" и "-", средних значений не существует.

Из хороших элементов опыта создается хороший поддерживающий внутренний объект. Плохие же части способствуют формированию внутреннего плохого объекта, который младенец не способен удерживать в своем внутреннем мире.

Сама Мелани Кляйн по-новому смотрит на проекцию и вводит новый механизм защиты психики – проективную идентификацию, из которого и взята вторая – паранойяльная часть в названии стадии.

В общем смысле Проективная идентификация — это бессознательная попытка одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с проекцией первого. Именно за счет этого механизма по Мелани Кляйн ребенок управляет матерью.

И действительно ребенок не способен выражаться словами и что-то напрямую просить у матери. Тогда он начинает вести себя таким образом, чтобы мать сама угадала его желания, например, плакать или кричать, и в этом смысле он и приобретает идею контроля над матерью.

Тот же механизм сохраняется при фиксации на данной стадии и в этом случае взрослый человек бессознательно заставляет других людей вести себя в соответствии со своими проекциями.

Многим эта идея кажется удивительной, а кто-то даже спорит о реальности такого механизма, однако, на самом деле здесь нет ничего мистического и по-другому проективную идентификацию можно описать через когнитивный эффект Розенталя, когда человек неосознанно реализует свои мысли и убеждения.

Например, если один человек будет проецировать на другого агрессию, то он и сам начнет как бы агрессивно обороняться, чем вызовет уже реальную агрессию со стороны другого человека и подтвердит свою проекцию.

В итоге как следует из названия фиксация на параноидно-шизоидной позиции присуща тяжело нарушенным пациентам, страдающим психозами или тяжелыми пограничными и нарциссическими расстройствами.

Такие пациенты пользуются примитивными защитами типа расщепления и проективной идентификации, что и формирует их болезнь.

Например, психотик может видеть галлюцинации, которые на самом деле являются его проекцией или не признавать реальность воспринимая ее лишь как черное или белое. Пограничный же пациент имеет внутреннюю расщепленность и страдает от постоянной смены состояний.

Таким образом все эти защиты носят дезинтегрирующий характер, однако с самого начала телесное присутствие матери, привычный ритм ее сердца, запах, звук голоса и т.д. определяет возможность интеграционных процессов.

В итоге если развитие протекает без травм и идёт соответственно возрасту, то где-то в 6 месяцев ребёнок всё больше начинает понимать, что объекты содержат и положительные, и отрицательные стороны. Что это не две разные груди - одна кормит, другая - лишает еды, а что это один и тот же объект. И Ребёнок переходит на депрессивную позицию.

Депрессивная стадия

Если этот этап развития ребенок переживает относительно спокойно, то у него развивается способность испытывать взаимность, благодарность, умение принимать и оказывать помощь.

И так как здесь есть страх потери матери, то и этот этап становится прообразом переживания всех последующих потерь, которые человеку предстоят в жизни.

В итоге ребенок получает возможность воспринимать свои амбивалентные чувства к объекту и это значит, что Эго достаточно интегрировано и расщепление как защита утрачивает свою актуальность.

Это является важным шагом в развитии психики. Младенец начинает понимать, что его разрушительность имеет границы и не убивает любимый объект.

Он обретает веру в свою способность к любви и творческую силу. Может корректировать субъективные образы, сопоставляя их с внешними фактами.

Все большую роль занимает целостный образ матери. Таким образом здесь возникают признаки здоровой психики.

Примитивные защиты типа расщепления, отрицания, всемогущего контроля включаются только в случае крайнего стресса, но и они в депрессивной позиции претерпевают изменения, скорее направляясь на отрицание значимых чувств.

По словам Кляйн депрессивная позиция никогда не приобретается единожды и навсегда, ни в детстве, ни в последствии. Мы постоянно теряем ее под влиянием стресса, и нам снова и снова нужно проделывать работу, направленную на то, чтобы ее восстановить

Детский психоанализ М. Кляйн

Мелани Кляйн была одним из создателей детского психоанализа. В то время полагали, что анализ с детьми до семи лет невозможен, а для более взрослых детей аналитические методы считались не вполне адекватными и их объединяли с поведенческими подходами. Однако сама Кляйн относилась к этому вопросу по-другому

Она рассматривала игру детей как аналог свободных ассоциаций взрослых, считая, что в игре ребенок выражает свои проблемы, опыт, желания, фантазии.

Кляйн обнаружила, что для возникновения переноса у маленького ребенка, как и у взрослого, необходимы соответствующие условия – сеттинг.

Ребенок приходил на прием пять раз в неделю на 50 мин. сессию. Игровая комната была устроена таким образом, чтобы он мог чувствовать себя максимально свободно.

У каждого пациента был ящик со своими игрушками, причем особый акцент делался на том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло бы им выступать в качестве символов внутреннего мира ребенка.

Ранее было принято считать, что маленький ребенок имеет слабое и не сформировавшееся Супер-Эго, которое необходимо усиливать в процессе аналитической работы.

Кляйн же обнаружила, что, Супер-эго ребенка очень жесткое, даже жестокое, основанное на ранних фантазиях преследования, а, следовательно, нет необходимости в укреплении Супер-эго воспитательными методами, но, напротив, необходимо сделать его не таким жестким, чтобы оно было способно интегрироваться в Эго.

В итоге техника психоаналитической работы с детьми по М. Кляйн основывалась на интерпретации игры, которая отражает отношение ребенка со значимыми для него объектами.

Проговаривая с ребенком сюжет игры, аналитик упорядочивает детские влечения, делает их более управляемыми для ребенка, благодаря чему снижается его тревожность и агрессия, а психика становится более интегрированной

Выводы

Несмотря на то, что рассказанная мной лекция покажется несведущему читателю абсолютным безумием, все же нельзя совсем уж отрицать пользу теории Кляйн.

Да эта теория не имеет никаких оснований, при этом продолжая такие же необоснованные идеи Фрейда, и при этом она пытается объяснить с помощью каких-то витиеватых интерпретаций, все то, что намного легче и проще объясняется языком поведенческой психологии, ну например действие той же проективной идентификации.

Кстати из-за этих же интерпретаций этот ролик наверно был самым сложным для меня за последнее время, поскольку чтобы хоть немного понять о чем шла речь в теории требуется немало усилий и это при том, что я не рассмотрел достаточно большой части ее воззрений, например, как стадии связаны с либидо и как на депрессивной позиции разрешается Эдипов комплекс.

Однако, мы не можем не признать вклад Кляйн в изучение детской психики, особенно учитывая, что она является одной и прародительниц детского психоанализа. Она же стала одним из основателей теории объектных отношений крайне влиятельной на сегодняшний день и достаточно эффективной теории в психоанализе.

Понятие объекта появляется ещё в работах З. Фрейда, когда он описывал его как средство для удовлетворения инстинктов. В начале жизни объект воспринимается ребёнком в связи с либидным удовлетворением; инстинктивные влечения должны искать удовлетворения и как можно скорее находить объекты и становиться зависимыми от объектов. Влечение опредмечивается после восприятия объекта. Объект не обязательно должен быть чем-то посторонним для субъекта: он может быть эквивалентным части его тела. Фрейд отмечал, что идентификация с объектом является главным моментом в формировании структур ЭГО и Супер-ЭГО. Также он указывал на то, что поскольку ЭГО ребёнка вначале беспомощно, то регулятором тревоги становится объект.

М. Кляйн – одна из основателей теории объектных отношений. Свою теорию она строила, преимущественно, из наблюдений за её собственными детьми. Основной акцент в своей теории она ставит на анализе ранних доэдиповых отношений. Одним из базовых положений теории является конфликт, исходящий из изначальной борьбы между инстинктами жизни и смерти. Этот конфликт является врождённым. Более того, само рождение – это тяжёлая психологическая травма для ребёнка, поэтому она даёт начало тревожности, постоянно сопровождающей его отношения с миром. Первым объектом ребёнка является материнская грудь, которая в силу сопровождающей её тревоги, воспринимается ребёнком как враждебный объект. Согласно Кляйн, инстинктивные импульсы имеют соответствующие им фантазии, которые обслуживают эти импульсы. Фантазии – есть ментальные репрезентации импульсов.

М. Кляйн описывает следующие позиции, или стадии развития:

Если развитие происходит благоприятно, происходит идентификация с хорошей грудью, ребёнок становится более терпимым к инстинкту смерти и все реже прибегает к расщеплению, одновременно уменьшаются параноидальные чувства происходит движение к ЭГО-интеграции.

Согласно критикам теории Кляйн, она мало уделяет внимания объектам, а много влечениям, поэтому в её теории нет места индивидуальному опыту и влияниям среды. Однако положительно, что она подчёркивает важность ранних стадий развития.




А. Фрейд крайне критически отнеслась к теории М. Кляйн. Взгляды А. Фрейд сформирвались под влиянием её наблюдений за младенцами и детьми раннего возраста детского дома, надолго разлученными с родителями.

По мнению А. Фрейд благополучие младенцев в первые месяцы жизни всецело связано с удовлетворением их физиологических нужд, поэтому основная функция матери здесь – удовлетворение этих нужд. Она указывает, что младенцы, разлученные с родителями в этом возрасте, обнаруживают уже сейчас признаки расстройства.

После 6-ти месячного возраста отношения с матерью выходят за рамки удовлетворения физиологических нужд. Здесь начинается этап постоянства объекта, т.к. мать уже является стабильным либидным объектом, а либидное отношение ребёнка к ней не зависит от степени его удовлетворения.

После 1-го года жизни привязанность между матерью и ребёнком достигает всей полноты развития, приобретая силу зрелой любви взрослого человека. Все инстинктивные желания сосредотачиваются на матери, но затем эти отношения ослабевают и развиваются амбивалентные чувства (к 3-м годам), а затем и соперничество.

В концепции А. Фрейд личность представляется состоящей из Ид, Эго и Супер-Эго.

Ид А. Фрейд делила на сексуальную (либидо) и агрессивную (мортидо) составляющие. Развитие либидозных потребностей соответствует оральной, анально-садистической, фаллической, латентной, предпубертатной и пубертатной стадиям. Соответствующие стадии развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоциальные начала (в предпубертате и пубертате).

Для развития Эго А.Фрейд наметила приблизительную последовательность развития защитных механизмов: вытеснение, реактивные образования, проекции и переносы, сублимация, расщепление, регрессии и т.п.

Анализируя развитие Супер-Эго, А. Фрейд описывала идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета.

Каждая фаза развития ребенка есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития: кормления – от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности – от первоначальной воспитательской программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т.д. Особое внимание уделяется линии развития сексуальности от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

Важным моментом является внимание А. Фрейд на сознание, на Эго (а не только на бессознательное, как у З. Фрейда). Она рассматривает развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. Наблюдения А. Фрейд за младенцами подтверждают, что пристрастия и антипатии матери являются важнейшим фактором развития: быстрее всего развивается то, что нравится матери и поддерживается ею; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение.

Шансы ребенка вырасти психически здоровыми во многом зависят от того, насколько его Эго способно выносить лишения, т.е. преодолевать неудовольствия. Для некоторых детей любая отсрочка или ограничение в удовлетворении желаний совершенно непереносимы. Они отвечают реакциями гнева, нетерпения, ярости, и любые замещения желаемого отвергаются ими как недостаточные. У других детей ограничения не вызывают возмущения. Подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы.

А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением так, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или неудовлетворении – на стороне внешнего мира. Зрелость связана со способностью контролировать свои намерения, подвергать их анализу и даже иногда отказываться от удовлетворения побуждений ради чего-то другого, следуя принципам реальности. А. Фрейд предполагает, что принцип удовольствия и асоциальное поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и социализация.

По наблюдению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность, пожелание смерти, толкают ребенка в направлении асоциальности. Социализация – только защита от падения в асоциальность. Поэтому организация психологических защит – важная и необходимая составная часть развития Эго.

Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности тесно связано с развитием мышления, памяти и т.д. Так после начала функционирования памяти действия ребенка могут осуществляться на основе опыта и предвидения. Без контроля реальности не существует различий между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Только приобретение речи делает ребенка членом общества. Логика, разум способствуют пониманию взаимосвязей между причинами и следствиями, а приспособление к требованиям окружающего мира перестает быть простым подчинением – оно становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности и развитие мыслительных процессов, с другой стороны, открывает путь для таких механизмов социализации, как подражание, идентификация, интроекция. Все они способствуют формированию инстанции Супер-Эго. (Сапогова, с. 105-108).

Понятие объекта появляется ещё в работах З. Фрейда, когда он описывал его как средство для удовлетворения инстинктов. В начале жизни объект воспринимается ребёнком в связи с либидным удовлетворением; инстинктивные влечения должны искать удовлетворения и как можно скорее находить объекты и становиться зависимыми от объектов. Влечение опредмечивается после восприятия объекта. Объект не обязательно должен быть чем-то посторонним для субъекта: он может быть эквивалентным части его тела. Фрейд отмечал, что идентификация с объектом является главным моментом в формировании структур ЭГО и Супер-ЭГО. Также он указывал на то, что поскольку ЭГО ребёнка вначале беспомощно, то регулятором тревоги становится объект.

М. Кляйн – одна из основателей теории объектных отношений. Свою теорию она строила, преимущественно, из наблюдений за её собственными детьми. Основной акцент в своей теории она ставит на анализе ранних доэдиповых отношений. Одним из базовых положений теории является конфликт, исходящий из изначальной борьбы между инстинктами жизни и смерти. Этот конфликт является врождённым. Более того, само рождение – это тяжёлая психологическая травма для ребёнка, поэтому она даёт начало тревожности, постоянно сопровождающей его отношения с миром. Первым объектом ребёнка является материнская грудь, которая в силу сопровождающей её тревоги, воспринимается ребёнком как враждебный объект. Согласно Кляйн, инстинктивные импульсы имеют соответствующие им фантазии, которые обслуживают эти импульсы. Фантазии – есть ментальные репрезентации импульсов.

М. Кляйн описывает следующие позиции, или стадии развития:

Если развитие происходит благоприятно, происходит идентификация с хорошей грудью, ребёнок становится более терпимым к инстинкту смерти и все реже прибегает к расщеплению, одновременно уменьшаются параноидальные чувства происходит движение к ЭГО-интеграции.

Согласно критикам теории Кляйн, она мало уделяет внимания объектам, а много влечениям, поэтому в её теории нет места индивидуальному опыту и влияниям среды. Однако положительно, что она подчёркивает важность ранних стадий развития.

А. Фрейд крайне критически отнеслась к теории М. Кляйн. Взгляды А. Фрейд сформирвались под влиянием её наблюдений за младенцами и детьми раннего возраста детского дома, надолго разлученными с родителями.

По мнению А. Фрейд благополучие младенцев в первые месяцы жизни всецело связано с удовлетворением их физиологических нужд, поэтому основная функция матери здесь – удовлетворение этих нужд. Она указывает, что младенцы, разлученные с родителями в этом возрасте, обнаруживают уже сейчас признаки расстройства.

После 6-ти месячного возраста отношения с матерью выходят за рамки удовлетворения физиологических нужд. Здесь начинается этап постоянства объекта, т.к. мать уже является стабильным либидным объектом, а либидное отношение ребёнка к ней не зависит от степени его удовлетворения.

После 1-го года жизни привязанность между матерью и ребёнком достигает всей полноты развития, приобретая силу зрелой любви взрослого человека. Все инстинктивные желания сосредотачиваются на матери, но затем эти отношения ослабевают и развиваются амбивалентные чувства (к 3-м годам), а затем и соперничество.

В концепции А. Фрейд личность представляется состоящей из Ид, Эго и Супер-Эго.

Ид А. Фрейд делила на сексуальную (либидо) и агрессивную (мортидо) составляющие. Развитие либидозных потребностей соответствует оральной, анально-садистической, фаллической, латентной, предпубертатной и пубертатной стадиям. Соответствующие стадии развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоциальные начала (в предпубертате и пубертате).

Для развития Эго А.Фрейд наметила приблизительную последовательность развития защитных механизмов: вытеснение, реактивные образования, проекции и переносы, сублимация, расщепление, регрессии и т.п.

Анализируя развитие Супер-Эго, А. Фрейд описывала идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета.

Каждая фаза развития ребенка есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития: кормления – от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности – от первоначальной воспитательской программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т.д. Особое внимание уделяется линии развития сексуальности от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

Важным моментом является внимание А. Фрейд на сознание, на Эго (а не только на бессознательное, как у З. Фрейда). Она рассматривает развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. Наблюдения А. Фрейд за младенцами подтверждают, что пристрастия и антипатии матери являются важнейшим фактором развития: быстрее всего развивается то, что нравится матери и поддерживается ею; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение.

Шансы ребенка вырасти психически здоровыми во многом зависят от того, насколько его Эго способно выносить лишения, т.е. преодолевать неудовольствия. Для некоторых детей любая отсрочка или ограничение в удовлетворении желаний совершенно непереносимы. Они отвечают реакциями гнева, нетерпения, ярости, и любые замещения желаемого отвергаются ими как недостаточные. У других детей ограничения не вызывают возмущения. Подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы.

А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением так, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или неудовлетворении – на стороне внешнего мира. Зрелость связана со способностью контролировать свои намерения, подвергать их анализу и даже иногда отказываться от удовлетворения побуждений ради чего-то другого, следуя принципам реальности. А. Фрейд предполагает, что принцип удовольствия и асоциальное поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и социализация.

По наблюдению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность, пожелание смерти, толкают ребенка в направлении асоциальности. Социализация – только защита от падения в асоциальность. Поэтому организация психологических защит – важная и необходимая составная часть развития Эго.

Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности тесно связано с развитием мышления, памяти и т.д. Так после начала функционирования памяти действия ребенка могут осуществляться на основе опыта и предвидения. Без контроля реальности не существует различий между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Только приобретение речи делает ребенка членом общества. Логика, разум способствуют пониманию взаимосвязей между причинами и следствиями, а приспособление к требованиям окружающего мира перестает быть простым подчинением – оно становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности и развитие мыслительных процессов, с другой стороны, открывает путь для таких механизмов социализации, как подражание, идентификация, интроекция. Все они способствуют формированию инстанции Супер-Эго. (Сапогова, с. 105-108).

Читайте также: