Предметы ведения субъектов российской федерации кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Предмет ведения Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации исключительно к компетенции Российской Федерации.

2. Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (далее - предмет совместного ведения) - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов Российской Федерации.

3. Предмет ведения субъекта Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации к компетенции субъектов Российской Федерации.

4. Компетенция органа государственной власти - совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

5. Полномочия органа государственной власти - права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

6. Договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий (далее - договор) - правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий (далее - соглашение) - правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу осуществления части своих полномочий.

8. Уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации - лицо, уполномоченное конституцией (уставом) или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации представлять субъект Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 73 Конституции субъекты Российской Федерации вне пределов предметов ведения РФ и полномочий РФ по предметам их совместного ведения с регионами наделены всей полнотой государственной власти.

Согласно статье 76 Конституции по предметам ведения РФ должны приниматься федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории России.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и другие нормативно-правовые акты регионов.

Вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения, самостоятельно реализуют правовое регламентирование, в том числе принятие законов и других нормативно-правовых актов.

Законы и иные акты субъектов не должны противоречить положениям федеральных законов. При наличии подобных противоречий действует ФЗ.

Однако в случае наличия противоречий между федеральным законом и нормативно-правовым актом региона, изданным им исключительно по вопросам собственной компетенции, действуют положения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 77 Конституции региональная система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами построения исполнительных и представительных органов государственной власти, которые установлены в федеральном законодательстве.

– принимает конституцию или устав субъекта Российской Федерации и поправки к ним;

– в пределах полномочий региона производит законодательное регламентирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения центра и региона;

– осуществляет другие полномочия, предусмотренные Конституцией, указанным ФЗ, иными федеральными законами, конституцией (либо уставом) и законодательством субъекта.

Согласно вышеуказанному нормативному акту Законом субъекта РФ:

– утверждаются бюджет региона и отчет о его исполнении;

– в пределах определенных ФЗ полномочий определяется порядок проведения выборов в местные органы на территории региона Российской Федерации;

– утверждаются программы социально-экономического развития региона;

– определяется система налогов и сборов, установление которых отнесено федеральным законодательством к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

– утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов региона Российской Федерации и отчеты по их исполнению;

– устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью региона;

– утверждаются заключения и расторжения договоров субъектов РФ;

– устанавливается порядок проведения и назначения референдумов на территории региона;

– устанавливается порядок организации и проведения выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ;

– реализуется административно-территориальное устройство территории и порядок его изменения;

– устанавливается система исполнительных органов государственной власти территории;

– регулируются другие вопросы, которые согласно Конституции РФ и федеральным законам, конституции (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям Российской Федерации.

В форме постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

– принимается регламент данного органа власти, определяется внутренний распорядок его деятельности;

– назначаются и освобождаются от должности отдельные должностные лица региона, а также оформляется согласие на их назначение на должность;

– определяется дата выборов в законодательный орган государственной власти территории;

– назначается референдум субъекта Российской Федерации в предусмотренных законом региона случаях;

– оформляется решение о недоверии (либо доверии) высшему должностному лицу субъекта России, а также решение о недоверии (либо доверии) руководителям органов исполнительной власти региона РФ, в назначении которых на должность законодательный орган государственной власти территории принимал участие;

– утверждается соглашение по изменению границ субъектов Российской Федерации;

– одобряется проект договора о разграничении полномочий;

– назначаются на должность судьи конституционного либо уставного суда территории;

– оформляются другие решения по вопросам, которые отнесены к ведению законодательного органа государственной власти субъекта РФ Конституцией России, федеральными законами, конституцией (либо уставом) и законами субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, которые установлены конституцией или уставом субъекта РФ и его законами:

– наряду с иными уполномоченными на это органами осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов региона, исполнением его бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью региона;

– реализует иные полномочия, которые предусмотрены Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры ;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики ;

ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение ;

ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях ;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Конституция России напрямую не устанавливает вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации, как это она делает по исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Такое конституционное закрепление компетенции называется остаточной, т.е. к ней относится то, что не перечислено ни в одном из имеющихся перечней предметов ведения. Компетенция субъектов РФ по остаточному принципу вытекает, прежде всего, из норм статей 71, 72 и 73 Конституции России. Так, к вопросам исключительного ведения субъектов Федерации вполне могут быть отнесены государственные награды субъектов Федерации, управление государственной собственностью субъектов Федерации и др.

Согласно Конституции России вне пределов исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции субъекты Федерации обладают “всей полнотой государственной власти” (статья 73). Таким образом, Конституция России и федеральные законы, определяя полномочия Российской Федерации в области исключительной и совместной компетенции, решают тем самым и вопрос о пределах компетенции субъектов РФ. Однако с учетом обширности исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции положение о полновластии выглядит довольно декларативно.

Более того, вся полнота государственной власти субъектов РФ не означает, что такую власть субъекты РФ осуществляют в качестве суверенных государств, поскольку соответствующие полномочия и предметы ведения, в сфере которых они реализуются, проистекают не из волеизъявления субъектов РФ, а из Конституции РФ как высшего акта суверенной власти всего многонационального народа России.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Если в этой сфере федеральный закон противоречит нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации, то действовать будет нормативный правовой акт субъекта РФ.

Конституция России напрямую не устанавливает вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации, как это она делает по исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Такое конституционное закрепление компетенции называется остаточной, т.е. к ней относится то, что не перечислено ни в одном из имеющихся перечней предметов ведения. Компетенция субъектов РФ по остаточному принципу вытекает, прежде всего, из норм статей 71, 72 и 73 Конституции России. Так, к вопросам исключительного ведения субъектов Федерации вполне могут быть отнесены государственные награды субъектов Федерации, управление государственной собственностью субъектов Федерации и др.

Согласно Конституции России вне пределов исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции субъекты Федерации обладают “всей полнотой государственной власти” (статья 73). Таким образом, Конституция России и федеральные законы, определяя полномочия Российской Федерации в области исключительной и совместной компетенции, решают тем самым и вопрос о пределах компетенции субъектов РФ. Однако с учетом обширности исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции положение о полновластии выглядит довольно декларативно.

Более того, вся полнота государственной власти субъектов РФ не означает, что такую власть субъекты РФ осуществляют в качестве суверенных государств, поскольку соответствующие полномочия и предметы ведения, в сфере которых они реализуются, проистекают не из волеизъявления субъектов РФ, а из Конституции РФ как высшего акта суверенной власти всего многонационального народа России.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Если в этой сфере федеральный закон противоречит нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации, то действовать будет нормативный правовой акт субъекта РФ.

Читайте также: