Наркомпрос это в истории кратко

Обновлено: 30.06.2024

Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния (Наркомпрос) — государственный орган РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.

Руководители (Народные комиссары)

  1. Луначарский, Анатолий Васильевич (1917—1929)
  2. Бубнов, Андрей Сергеевич (1929—1937)
  3. Тюркин, Пётр Андреевич (1937—1940)
  4. Потёмкин, Владимир Петрович (1940—1946).

Подразделения Наркомпроса

Согласно Декрету Совнаркома от 11 февраля 1921, Наркомпрос подразделялся на:

  1. Академический центр (в составе научной (Главнаука) и художественной секций, Главархива и Главмузея)
  2. Организационный центр
  3. Главное управление социального воспитания и политехнического образования детей до 15-ти лет (Главсоцвос)
  4. Главное управление профессионально-политехнических школ (с 15-ти лет) и высших учебных заведений (Главпрофобр)
  5. Главное внешкольное управление (Главполитпросвет)
  6. Главное управление государственным издательством (Госиздат)
  7. Совет по делам просвещения национальных меньшинств

Согласно Декрету об объединении театрального дела от августа 1919 года был добавлен Театральный отдел (ТЕО).

27 августа 1919 после принятия декрета о национализации кинодела в Советской России появился Киноотдел (Госкино), в 1953 году перешедший в ведение Министерства Культуры СССР.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): | Источник(и): | Дата публикации оригинала (хрестоматии): | Дата последней редакции в Иркипедии: 28 октября 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.


Сотрудники Наркомата просвещения РСФСР. В центре – А. В. Луначарский, слева от него – Н. К. Крупская, справа – М. Н. Покровский. Фото нач. 1920-х гг.

НАРО́ДНЫЙ КОМИССАРИА́Т ПРОСВЕ­Щ Е́НИЯ (На­род­ный ко­мис­са­ри­ат по про­све­ще­нию, Нар­ко­мат про­све­ще­ния, Нар­ком­прос), центр. гос. уч­ре­ж­де­ние в РСФСР. Об­ра­зо­ван вме­сто уп­разд­нён­но­го Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния . Его фор­ми­ро­ва­ние на­ча­лось с вве­де­ния в со­от­вет­ст­вии с дек­ре­том 2-го съез­да Со­ве­тов от 26.10(8.11).1917 долж­но­сти нар. ко­мис­са­ра про­све­ще­ния, за­вер­ши­лось в 1918. При Н. к. п. для реа­ли­за­ции дек­ре­та СНК о ли­к­ви­да­ции не­гра­мот­но­сти от 26.12.1919 (вво­дил обя­зат. обу­че­ние всех гра­ж­дан в воз­рас­те от 8 до 50 лет) об­ра­зо­ва­на Все­рос. чрез­вы­чай­ная ко­мис­сия по ли­к­ви­да­ции не­гра­мот­но­сти (1920–30). Ме­ст­ные ор­га­ны Н. к. п. – от­де­лы нар. об­ра­зо­ва­ния при ис­пол­нит. ко­ми­те­тах го­род­ских, во­ло­ст­ных, уезд­ных и гу­берн­ских, а за­тем рай­он­ных, ок­руж­ных, об­ла­ст­ных и крае­вых Со­ве­тах. Пер­во­на­чаль­но в Нар­ком­про­се бы­ло со­сре­до­то­че­но управ­ле­ние об­ра­зо­ва­ни­ем, нау­кой, куль­ту­рой и про­па­ган­дой, ох­ра­ной па­мят­ни­ков. Он яв­лял­ся гл. ор­га­ном по осу­ще­ст­в­ле­нию куль­тур­ной ре­во­лю­ции. В 1930-е гг. функ­ции Н. к. п. ог­ра­ни­че­ны гл. обр. ру­ко­вод­ством на­чаль­ным, об­щим сред­ним и выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем и при­зре­ни­ем си­рот. Нар­ком­прос РСФСР ко­ор­ди­ни­ро­вал ра­бо­ту ана­ло­гич­ных нар­ко­ма­тов в др. со­юз­ных и ав­то­ном­ных рес­пуб­ли­ках.

Народный Комиссариат Просвещения РСФСР/ Главпрофобр НКП РСФСР/ Политуправ РВСР.
Фото-Кино отдел НКП РСФСР

Адрес: г. Москва, Сретенский б-р, д. 6

В Доме было 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в разных квартирах от 3.8 м. до 4.2 м. В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Электроснабжение и освещение обеспечивала собственная электростанция Питьевая вода добывалась из артезианской скважины глубиной 50 метров. В Доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещалась прачечные.

Рассказ жителя дома (Сретенский бульвар дом 6/ 1, строение 2)







Несмотря на то, что часть архитектурного оформления дома не сохранилась до наших дней, оставшиеся украшения его фасадов — саламандры, летучие мыши, греческие богини, макаруны — сделали его одним из самых известных домов столицы. Знаменитый архитектор Ле Корбюзье в один из своих приездов в Москву назвал его одним из самых красивых в Москве.

В советские годы часть квартир дома была разделена и превращена в коммунальные квартиры, а часть помещений отдана различным учреждениям.

Наркомат просвещения РСФСР был сформирован к концу 1917 года. В его ведение вошло централизованное руководство фактически всеми отраслями сферы страны: образованием, наукой, библиотечным делом, книгоиздательством, музеями, театром и кино, клубами, парками культуры и отдыха, охраной памятников архитектуры, творческими объединениями, международными культурными связями и другими областями.

В конце 1920 — начале 1921 годов заключенные Ордынского лагеря посылались на принудительные работы с распределением в Наркомпрос (ГАР . Оп. 1а. Д. 28. Л. 2–3). Летом 1921 года по направлению Наркомпроса поляки работали в отделе Московского государственного университета (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 32. Л. 261).






В 1925 году Наркомпрос переезжает в дом № 6 по Чистопрудному бульвару.

На комитет было возложено руководство образованием в стране и координация деятельности ведомств по подготовке рабочей силы. В его ведении находились школы, ФЗУ, техникумы, рабфаки, вузы, программы и курсы по повышению квалификации рабочих.

В 1921 году узники Покровского лагеря были в рабочих камандировках с распределением в Главпрофобр (ГАР . Оп. 1а. Д. 28. Л. 2–3).

По распределению этой же организации при НКП РСФСР заключенные Покровского лагеря также работали по адресу: ул. Поварская, дом № 41.

В 1921 году принудработники 1-ой Трудовой дружины Рождественского концентрационного лагеря работали в Политуправе Республики, находящемся также по адресу: Сретенский бульвар, дом № 6 (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д.28. Л. 2–3). Политическое управление Революционного Военного Совета Республики (ПУР РВСР) было центральным военно-политическим органом, руководящим партийно-политической работой в Вооруженных Силах.

Новый ЛЕФ: Журнал левого фронта искусств. М.: Госиздат. 1927. № 6. Источник: vnikitskom.ru

Адрес: г. Москва, Малый Гнездниковский пер., д. 7

В 1920 году заключенные московского Покровского концентрационного лагеря работали в Фото-кино отделе Наркомата просвещения РСФСР, находящемся по данному адресу (ГАФР Ф.Р393 Оп.89. Д.259 Л.16.).

Данный отдел в составе НКП существовал с 1918 года, c 1919 года его полное название - Всероссийский Фото-Кино Отдел Наркомпроса РСФСР. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года вся фотографическая и кинематографическая промышленность в стране была национализирована .

Фото-Кино Отдел НКП размещался в старомосковском особняке, заложенном еще в середине 18 века.

Четырёхэтажным он [особняк — прим. ред.] был не всегда. Полагают, что два первых его этажа остались от XVIII века. Любопытные сохранились сведения о его хозяевах.
В начале XIX века ими были сыновья Фёдора Орлова, одного из братьев Орловых, которые возвели на русский трон Екатерину II. В особняк приобрёл известный в Москве богач , который обратился к архитектору , и тот изменил фасад здания и возвёл левую и правую пристройки. Незадолго до года особняк арендовал Чибрарио де Годен, представлявший в Москве кинофирму . Вот когда он (особняк) оказался связанным с кинематографией. При большевиках с года здесь располагались сначала кинофотоотдел при Наркомпросе, а потом Совкино, после него (но это уже через много лет) — Министерство кинематографии. Надстроили особняк в году. Наверху изобразили рабочего с молотом и с катушкой киноплёнки в руках.

Красухин Г. Путеводитель по судьбе: От Малого до Большого Гнездниковского переулка


Вспоминает Нелли Морозова, которая работала редактором Сценарно-постановочного отдела Министерства кинематографии СССР:


Наркомат просвещения РСФСР ( русский Народный комиссариат просвещения РСФСР Народному Комиссариата Prosweschchenija РСФСР ), или Наркомпрос ( русский Наркомпрос ) был государственным органом РСФСР .

Она была создана в ноябре 1917 года (по юлианскому календарю октября 1917) вскоре после Октябрьской революции и заменила Министерство народного образования в Российской империи , то Государственный Комитет по образованию в Временном правительстве , а также бывшее Министерство дворца , который состоит императорские театры, Академии художеств и управлял императорскими дворцами.

НАРКОМПРОС отвечал за всю организацию образования, науки, библиотеки и издательского дела, музеев, театров, кинотеатров, рабочих клубов и защиты памятников, а также за все другие культурные вопросы. Таким образом, Наркомпрос состоял из нескольких отделов, наиболее важными из которых были отделы изобразительного искусства ( ISO ), кино ( FOTO-KINO ), литературы и издательского дела ( LITO ), музыки ( MUSO ) и театра ( TEO ).

Наркомпрос сыграл важную роль в развитии искусства и культуры молодого Советского Союза. До своего увольнения в 1929 году его возглавлял Анатолий Луначарский , активно способствовавший развитию современного искусства и архитектуры. Его преемник Андрей Бубнов не продолжил этот курс, но давал строгие централистские инструкции (до своего увольнения в 1937 году).

Содержание

сказка

Фонд (1917 г.)

26 октября, июл. / 8 ноября 1917 г. гр. Постановление о создании Совета Народных Комиссаров приветствовалось на открывшемся накануне II Всероссийском съезде Советов . Анатолий Луначарский стал наркомом просвещения .

Спустя день после II Всероссийского съезда рабочих, солдатских и крестьянских советов, 27 октября, июля. / 9 ноября 1917 г. гр. Государственная комиссия по образованию была создана совместным постановлением Центрального исполнительного комитета Всероссийского и Совет Народных Комиссаров . Эта комиссия была главным руководящим органом аппарата комиссара.

В постановлении от 27 октября 2010 г. / 9 ноября 1917 г. гр. Было решено, что все вопросы, связанные с народным образованием, должны временно решать сотрудники бывшего Министерства культуры Российской империи . Он стал исполнительным органом Государственной комиссии по образованию. Таким образом, роль Министерства культуры как органа управления с государственными функциями была прекращена, и оно было преобразовано в исполнительный орган, технический аппарат. После того как приказы Госкомиссии бойкотировали почти все сотрудники и специалисты министерства, было решено, что все сотрудники могут покинуть помещение, а Луначарский и его сотрудники смогут туда заселиться.

Сотрудники бывшего дворцового министерства хорошо поработали с Юрием Флаксерманом , назначенным Луначарским . Однако этот раздел наркотика датирован июлем 1917 года . создан Наркомат владений РСФСР . На самом деле, однако, он оставался под контролем наркотика, и Флаксман также смог продолжить работу под тем же комиссаром, Карелином. Этот Наркомат снова был распущен в августе 1918 года.

29 января, июл. / 11 февраля 1918 г. гр. был основан Департамент изящных искусств (ISO) и 22 мая, июля / 4 июня 1918 г. гр. утвержден Государственной комиссией по образованию. Возглавлял ее Давид Штеренберг, имел московское и петроградское подразделения.

Эвакуация в Москву (1918 г.)


В марте 1918 года НАРКОМПРОС, как и все правительство, был эвакуирован в Москву из-за наступления немецких войск. Однако Луначарский, как и некоторые подразделения НАРКОМПРОСА (например, ИСО), остались в Петрограде. За это время НАРКОМПРОС стал становиться более эффективным. На заднем плане была жена Ленина Крупская . Однако организация по-прежнему оставалась крайне хаотичной. НАРКОМПРОС имел бесчисленное количество отделов, отделов и комиссий. В течение нескольких лет НАРКОМПРОС не мог дать точной информации о количестве своих подразделений и сотрудников.

Департамент музеев был создан с повторно включены Наркомата собственности РСФСР , а в августе 1918 года июля. утверждено. Режиссер Наталья Троцкая .

театр

До революции в России было 82 театра, после революции только в Москве было 150 театров Красной Армии .

Заведующими театральным отделом были Луначарский и Всеволод Мейерхольд . Мейерхольд был одет во фраки и белые перчатки в царскую эпоху. Как служащий Наркомата, он носил косоворотку , типичную для русских народную длинную рубашку, а вместо белых перчаток он носил черные под ногтями.

В 1920 году театральное отделение было реорганизовано. Часть его задач взяло на себя Управление Академического театра во главе с Еленой Малиновской, в то время как Главное управление политического просвещения (рус. Главполитпросвет) взяло на себя другую часть задач .

Хаотичное развитие до 1929 г.

Работа Наркомата просвещения была очень хаотичной. Он дал много инструкций, которые часто были неясными. Это было связано с обстоятельствами вскоре после Октябрьской революции и недостатком опыта. Огромный административный аппарат с более чем 400 административными структурами внес свой вклад в хаос. В связи с его важными задачами Коммунистическая партия России [РКП (б)] и Ленин лично уделяли большое внимание работе этого Наркомата.

  1. Общее и политехническое образование, а также сочетание педагогической и производственной работы для всех детей и молодежи до 17 лет;
  2. Создание широкой сети дошкольных учреждений с целью улучшения социального образования и эмансипации женщин;
  3. Расширение профессионального образования и создание множества внешкольных учебных заведений для взрослых,
  4. Открытие широкого доступа в университеты, особенно для рабочих.

На серии партийных собраний (с октября 1920 г. по январь 1921 г.) по вопросам народного образования были приняты важные решения об учреждении университетов, реформировании университетов, рабочих факультетов , преподавателей в университетах социальных наук, а также о реорганизации Народного комиссариата просвещения. Реструктуризация Народного комиссариата просвещения была утверждена постановлением СНК от 11 февраля 1921 г. и постановлением пленума ЦК РКП (б); Ленин возглавил пленум.

Луначарский был смещен с должности наркома просвещения в 1929 году. Эту должность получил Андрей Бубнов , который вел строгий административный курс.

Публикации

  • Художественная жизнь . Журнал, декабрь 1919 года, со статьями Абрама Эфроса , Осипа Брика , Василия Кандинского , Анатолия Луначарского.
  • Изобразительное искусство . Журнал, один выпуск, Петроград, 1919 год.
  • Iskusstwo(статья) . Журнал, восемь номеров, Москва, январь - сентябрь 1919 г.
  • Iskusstwo kommuny (искусство коммуны) . Журнал, девятнадцать номеров, Петроград, декабрь 1918 - апрель 1919.

литература

  • Шейла Фицпатрик : Комиссариат просвещения: Советская организация образования и искусств при Лунчарском, октябрь 1917–1921 . Издательство Университета, Кембридж, 2002.

веб ссылки

  • Наркомпрос на Моноскопе; по состоянию на 6 августа 2018 г.

Индивидуальные доказательства

    Эта страница последний раз была отредактирована 1 декабря 2020 в 22:47.

Читайте также: