Исторический подход к пониманию права кратко

Обновлено: 02.07.2024

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов.

Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом.

Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех не существует. Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания. Так выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права – нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др. Необходимо при этом учитывать исторические условия функционирования права, их соответствие определенным ценностям, устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям.

Естественно-правовая концепция.

Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам.




Историческая школа права.

Нормативистская теория права.

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.

Марксистская теория права.

Эта теория приобрела завешенную форму в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Таким образом, в праве прежде всего классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Формальные аспекты права (правомерное, неправомерное) преувеличиваются в ущерб содержательным, общесоциальным началам права. Содержание права носит узкоклассовый характер.

Психологическая теория права.

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право.

Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право – устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Т.е. наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого.

Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения. Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).

Социологическая теория права.

Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Последователи данного подхода в правоведении признают прежде всего практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений.

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов.

Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом.

Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех не существует. Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания. Так выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права – нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др. Необходимо при этом учитывать исторические условия функционирования права, их соответствие определенным ценностям, устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям.

Естественно-правовая концепция.

Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам.

Историческая школа права.

Нормативистская теория права.

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.

Марксистская теория права.

Эта теория приобрела завешенную форму в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Таким образом, в праве прежде всего классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Формальные аспекты права (правомерное, неправомерное) преувеличиваются в ущерб содержательным, общесоциальным началам права. Содержание права носит узкоклассовый характер.

Психологическая теория права.

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право.

Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право – устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Т.е. наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого.

Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения. Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).

Социологическая теория права.

Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Последователи данного подхода в правоведении признают прежде всего практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений.

Ученые предлагают несколько версий относительно того, какие существуют современные подходы к пониманию права. Эта отрасль считается одной из самых сложных, а в истории развития цивилизации насчитывается свыше сотни различных теорий, предложенных великими умами человечества. Известные на сегодняшний день концепции являются результатом многовекового изучения правовой сущности, ее содержания и форм на разных этапах развития общества.

Подход к пониманию права таблица

Общая суть и развитие концепций

Современное толкование права как критерия справедливости, защиты прав и свобод, существенно отличается от представлений, которые существовали в глубокой древности и даже в средневековый период. Оно выступает основной категорией всей отрасли, имеет не только научное значение, но и приобретает глубокий практический смысл. От правильного понимания зависит не только деятельность представителей законодательных органов, но и правосознание граждан России и обстановка в государстве.

Для более точного и глубокого изучения системы права рассматривается несколько обоснованных концепций. Их множественность обусловлена различными факторами:

  • национальными традициями;
  • региональными обычаями и классовой принадлежностью;
  • идеологическими и философскими мировоззрениями;
  • историческими событиями;
  • социально-психологическими особенностями общества.

Становление всей отрасли — это результат многовековой целенаправленной работы человечества, которая включает познание и восприятие, формирование отношения и анализ права как целостного социального явления. Этот процесс можно назвать вечным, так как на каждом из этапов развития общества открываются новые свойства, качества, стороны и грани.

Современные подходы к пониманию права

На правопонимание оказывают влияние структура общества, экономическая и политическая обстановка в государстве. Познание позволяет кратко акцентировать внимание на обособленности и уникальности явлений и фактов, устранить нечеткость понятий и интерпретаций. В результате исследовательского процесса становятся очевидными изменения во взглядах, восприятии права и его практическом применении.

В основе современных теорий лежат принципы верификации и фальсификации. Первый гласит, что достоверность любого выдвинутого предположения проверяется экспериментальным способом. Если следовать второму принципу, то любую концепцию невозможно проверить на предмет истинности, но когда есть некоторые факты, удается опровергнуть.

Основные теории

В учебниках и других источниках описывается несколько подходов современности, которые позволяют трактовать право и оценивать его значение для общества. В литературе краткие характеристики и описания встречаются в виде презентаций, таблиц и шпаргалок, где указываются также плюсы и минусы каждой теории. Юристы-социологи выделяют следующие современные подходы к определению права:

Подходы к пониманию права

Подходы к праву

  1. Нормативистский. Заключается в обобщении юридических норм в единую совокупность, которая должна охраняться и гарантироваться государством. Сторонниками концепции являются Кельзен, Штаммлер и Новгородцев. По мнению ученых, верхнюю ступень занимает суверенное положение.
  2. Естественно-правовой. Приверженцы этой теории А. Радищев и Т. Гоббс в своих докладах утверждали, что право (на свободу, равенство, жизнь, собственность и т. д. ) присуще каждому гражданину с момента его появления на свет. Все это имеет высшее значение и преобладает над действующим законодательством.
  3. Исторический. Представители этой школы Ф. Савиньи, Г. Пухта, Гуго и другие сходились во мнении, что право никак не может быть инициировано законодателями, оно формируется в произвольной форме по мере развития народного единства и национального духа. Специалисты должны вовремя заметить и выразить эти проявления, изложив их в юридических доктринах и формулах.
  4. Теологический. Концепция опирается на Библию и другие заповеди. Сторонники теории Фома Аквинский и Аристотель утверждали, что естественными правами человек наделяется при рождении, и они имеют божественное происхождение.
  5. Социологический. Главная идея заключается в прагматическом восприятии права и закона. При этом подчеркивается, что первое находится в области сущего, а второе — в сфере должного. Доктрина предусматривает реальное правовое поведение юридических и физических лиц, их действия, реализацию и применение нормативных актов. Сторонники идеи выступают за приоритет общественных отношений с максимальным ограничением вмешательства государства.

Все представленные теории имеют свои черты и характеристики, определяют происхождение, принципы реализации и назначение права. Для составления объективной оценки требуется внимательное изучение каждого подхода с его позитивными и отрицательными аспектами.

Социальное значение доктрин

Современные подходы к изучению и пониманию системы права основаны на высших представлениях о справедливости, свободе, равенстве, что не было свойственно древнему и средневековому обществу. Хоть единой трактовки не существует, в планах всех концепций есть то, что их объединяет.

Современные подходы к пониманию права

Например, общим для всех подходов к праву является то, что они рассматривают его в виде общественно-социального института, одного из главных элементов структуры общества. Кроме того, оно признается основным средством регулирования поведения, позволяющим фиксировать гражданский порядок и упорядочивать отношения в различных сферах деятельности. В любом случае важнейшим признается нравственное начало, а конспекты и своды юридических и законодательных норм поддерживают его или в определенной степени искажают.

На школьных уроках текст каждой концепции рассматривается также с учетом двух принципов, характеризующих разрешительный подход к пониманию права или запретительный. Это основные идеи, которые лежат в основе функционирования всей отрасли и отдельных ее направлений.

Читайте также: