Надзор за дорожным движением кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет огромное социальное и экономическое значение. Ежегодно в России совершается большое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают более 30 тысяч человек. При этом подавляющую часть погибших и пострадавших в ДТП составляют люди активного трудоспособного возраста, дети, подростки. Экономические потери от ДТП ежегодно составляют в стране более 200 млрд. рублей.

Основными причинами ДТП являются нарушение Правил дорожного движения водителями и пешеходами, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств, несоблюдение норм и правил содержания и эксплуатации дорог. Ежегодно в России за нарушение Правил дорожного движения (ПДД) к административной ответственности привлекаются около 50 млн. человек в год. По оценкам специалистов реальная цифра выше в десятки раз.

В этой связи велика роль надзора за безопасностью дорожного движения, который осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД, Госавтоинспекция МВД РФ)*.

Органы управления и подразделения ГИБДД образуют систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в которую входят: Главное управление ГИБДД МВД РФ, территориальные органы управления ГИБДД субъектов РФ, подразделения ГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, иные подразделения.

На ГИБДД возлагаются следующие обязанности:

1) контроль за соблюдением ПДД, а также других нормативных правовых актов (НПА) в области обеспечения безопасности дорожного движения (БДД);

2) принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений;

3) регистрация и учёт автомототранспортных средств, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков;

4) организация государственного технического осмотра автомототранспортных средств;

5) регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

6) организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, скрывшихся с мест ДТП;

7) Осуществление производства по делам об административных правонарушениях;

8) осуществление неотложных действий на месте ДТП, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи;

9) проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

10) осуществление государственного учёта показателей состояния безопасности дорожного движения;

11) осуществление сопровождения транспортных средств;

12) выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.

Для выполнения возложенных на неё обязанностей ГИБДД имеет право:

1) запрашивать и получать от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими НПА в области обеспечения БДД, а также объяснения по фактам их нарушения;

2) давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений НПА в области обеспечения БДД, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности;

3) предписывать или разрешать установку и снятие технических средств организации дорожного движения;

4) временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях;

5) запрещать или приостанавливать проведение на дорогах ремонтно-строительных работ, осуществляемых с нарушением требований НПА в области обеспечения БДД;




6) запрещать при несоблюдении требований НПА в области обеспечения БДД перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

7) запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств при наличии определённых неисправностей, а также не прошедших государственный технический осмотр;

8) останавливать транспортны е средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

9) отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами;

10) составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания;

11) осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и осмотр грузов, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;

12) осуществлять в предусмотренных КоАП РФ случаях задержание транспортных средств с последующим помещением их в специально отведённые места и др.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет огромное социальное и экономическое значение. Ежегодно в России совершается большое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают более 30 тысяч человек. При этом подавляющую часть погибших и пострадавших в ДТП составляют люди активного трудоспособного возраста, дети, подростки. Экономические потери от ДТП ежегодно составляют в стране более 200 млрд. рублей.

Основными причинами ДТП являются нарушение Правил дорожного движения водителями и пешеходами, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств, несоблюдение норм и правил содержания и эксплуатации дорог. Ежегодно в России за нарушение Правил дорожного движения (ПДД) к административной ответственности привлекаются около 50 млн. человек в год. По оценкам специалистов реальная цифра выше в десятки раз.

В этой связи велика роль надзора за безопасностью дорожного движения, который осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД, Госавтоинспекция МВД РФ)*.

Органы управления и подразделения ГИБДД образуют систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в которую входят: Главное управление ГИБДД МВД РФ, территориальные органы управления ГИБДД субъектов РФ, подразделения ГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, иные подразделения.

На ГИБДД возлагаются следующие обязанности:

1) контроль за соблюдением ПДД, а также других нормативных правовых актов (НПА) в области обеспечения безопасности дорожного движения (БДД);

2) принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений;

3) регистрация и учёт автомототранспортных средств, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков;

4) организация государственного технического осмотра автомототранспортных средств;

5) регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

6) организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, скрывшихся с мест ДТП;

7) Осуществление производства по делам об административных правонарушениях;

8) осуществление неотложных действий на месте ДТП, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи;

9) проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

10) осуществление государственного учёта показателей состояния безопасности дорожного движения;

11) осуществление сопровождения транспортных средств;

12) выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.

Для выполнения возложенных на неё обязанностей ГИБДД имеет право:

1) запрашивать и получать от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими НПА в области обеспечения БДД, а также объяснения по фактам их нарушения;

2) давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений НПА в области обеспечения БДД, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности;

3) предписывать или разрешать установку и снятие технических средств организации дорожного движения;

4) временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях;

5) запрещать или приостанавливать проведение на дорогах ремонтно-строительных работ, осуществляемых с нарушением требований НПА в области обеспечения БДД;

6) запрещать при несоблюдении требований НПА в области обеспечения БДД перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

7) запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств при наличии определённых неисправностей, а также не прошедших государственный технический осмотр;

8) останавливать транспортны е средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

9) отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами;

10) составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания;

11) осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и осмотр грузов, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;

12) осуществлять в предусмотренных КоАП РФ случаях задержание транспортных средств с последующим помещением их в специально отведённые места и др.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июня 2021 года N 1101

Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в пределах установленной предельной численности работников соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1101

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения (далее - федеральный надзор).

2. Предметом федерального надзора в области безопасности дорожного движения являются:

а) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), актами, составляющими право Евразийского экономического союза, обязательных требований в области безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования):

к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, влияющих на безопасность дорожного движения;

к проведению строительных работ (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора), ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения;

к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог;

к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств (за исключением обязательных требований, соблюдение которых отнесено к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и не связано с совершением дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью человека);

б) соблюдение операторами технического осмотра обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств, установленных правилами проведения технического осмотра транспортных средств;

в) соблюдение специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств, обязательных требований к таким организациям, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и порядком государственной регистрации транспортных средств;

г) соблюдение изготовителями государственных регистрационных знаков транспортных средств обязательных требований к изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядком изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств и правилами учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств;

д) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", наименование и структурные элементы которых указаны в приложении N 1.

3. Уполномоченными органами, осуществляющими федеральный надзор, являются:

Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы;

Министерство обороны Российской Федерации - в части отдельных функций по федеральному надзору в Вооруженных Силах Российской Федерации, возложенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" на Военную автомобильную инспекцию Вооруженных Сил Российской Федерации;

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации - в части отдельных функций по федеральному надзору в войсках национальной гвардии Российской Федерации, возложенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.

4. Уполномоченными на осуществление федерального надзора являются должностные лица:

а) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов:

руководитель Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместители);

руководитель Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместители), специализированного подразделения Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместители);

руководитель (начальник) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (его заместители);

руководитель подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (его заместители);

руководитель специализированного подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (его заместители);

руководители управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур" и отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральной территории "Сириус" (их заместители);

руководители подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур" и отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральной территории "Сириус" (их заместители);

руководитель подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которое возложены функции по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств (его заместители);

начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (его заместители);

командир строевого подразделения дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместители);

б) Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Российской Федерации:

начальник военной автомобильной инспекции (его заместитель);

начальник военной автомобильной инспекции (региональной) (его заместитель);

начальник военной автомобильной инспекции (территориальной) (его заместитель);

начальник отдела (отделения, группы) (его заместитель);

в) Военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации;

начальник военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации (его заместитель);

начальник военной автомобильной инспекции оперативно-территориального объединения (соединения) (его заместитель);

начальник отделения (группы, лаборатории).

5. Уполномоченными на осуществление федерального надзора являются инспектора уполномоченных органов федерального надзора:

а) Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов:

сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание;

старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения;

старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора;

б) Военная автомобильная инспекция Вооруженных Сил Российской Федерации:

старший инспектор (инспектор);

старший инспектор (инспектор) дорожно-патрульной службы;

старший техник (техник);

в) Военная автомобильная инспекция войск национальной гвардии Российской Федерации:

старший помощник (помощник) начальника отделения;

старший инспектор (инспектор);

старший техник (техник).

6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководители уполномоченного органа федерального надзора, его заместители.

7. Должностные лица, осуществляющие федеральный надзор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов, указанные в пункте 5 настоящего Положения, также в пределах своей компетенции имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

9. Объектами федерального надзора Министерства внутренних дел Российской Федерации в рамках государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения являются:

а) в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций:

по содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта;

по проведению строительных, ремонтных и иных работ, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения;

по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог;

по эксплуатации транспортных средств (за исключением обязательных требований, соблюдение которых отнесено к предмету государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и не связано с совершением дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью человека);

по перевозке пассажиров и грузов (за исключением обязательных требований, соблюдение которых отнесено к предмету государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и не связано с совершением дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью человека);

В статье рассказывается:

Государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется несколькими организациями, каждая из которых выполняет свои функции. Понятие надзора тесно связано с контролем, поэтому многие ведомства совмещают эти задачи.

Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на эффективность надзора в сфере безопасности дорожного движения. В нашей статье мы расскажем, какие ведомства выполняют эту задачу, рассмотрим нюансы надзора в различных областях и поговорим о проблемах, снижающих их эффективность.

Понятие государственного надзора в области безопасности дорожного движения

Понятие государственного надзора в области безопасности дорожного движения

Понятие государственного надзора в области безопасности дорожного движения

Государственный надзор в области безопасности дорожного движения необходим для того, чтобы:

  • Установить соответствие объектов надзора определенным законам и подзаконным нормативным правовым актам, правилам и обязательным требованиям, а также основанным на них технико-правовым нормам, которые действуют в данной области.
  • Пресекать и предупреждать выявленные в ходе проведенных мероприятий по надзору нарушения вышеуказанных правил, требований и технико-правовых норм, устранять последствия таких нарушений.

Что является объектами государственного надзора в области безопасности дорожного движения:

  • деятельность физических лиц, а также компаний по содержанию и эксплуатации автотрасс, улиц и находящихся на них дорожных конструкций;
  • деятельность физических и юридических лиц по содержанию и эксплуатации ж/д переездов;
  • деятельность физических лиц и компаний по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
  • эксплуатационное состояние дорог и улиц;
  • эксплуатационное состояние дорожных конструкций;
  • эксплуатационное состояние ж/д переездов;
  • эксплуатационное состояние технических средств организации дорожного движения;
  • эксплуатационное состояние действующих маршрутов движения маршрутных транспортных средств, таких как автобусы и троллейбусы.

Подразделения, отвечающие за надзор и контроль в области безопасности дорожного движения

Деятельность по осуществлению государственного надзора в области безопасности дорожного движения возложена на следующие подразделения:

  • Правительство Российской Федерации;
  • федеральные министерства и ведомства;
  • администрации субъектов РФ.

Кроме того, то, насколько эффективно будет развиваться и функционировать эта система, зависит от научных и общественных организаций, которые занимаются вопросами безопасности дорожного движения.

Подразделения, отвечающие за надзор и контроль в области безопасности дорожного движения

Подразделения, отвечающие за надзор и контроль в области безопасности дорожного движения

Система государственного надзора в области безопасности дорожного движения является трехуровневой:

  • правительственная комиссия РФ по обеспечению БДД;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правительственная комиссия РФ по обеспечению БДД – это высший уровень в системе управления. Она координирует работу федеральных органов исполнительной власти в данной области.

Основные задачи, стоящие перед правительственной комиссией по БДД, следующие:

  • оценивать состояние аварийности на автотранспорте, определять приоритетные направления государственной деятельности по ее снижению в России, субъектах РФ, в отраслях народного хозяйства;
  • координировать работу федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере БДД;
  • рассматривать процесс создания и реализации федеральных целевых программ по обеспечению БДД;
  • содействовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при создании региональных программ по повышению БДД, а также помогать при реализации мероприятий по предупреждению возникновения аварийных ситуаций на дорогах страны;
  • подготавливать проекты по улучшению законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Второй уровень государственного надзора в области безопасности дорожного движения – это федеральные органы исполнительной власти. Они осуществляют в границах своих полномочий государственное управление в сфере БДД.

Какие подразделения являются федеральными органами исполнительной власти:

  • Минтранс (Министерство транспорта Российской Федерации);
  • Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • Министерство здравоохранения России;
  • Министерство просвещения РФ;
  • (Росавтодор) Федеральное дорожное агентство;
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Министерство транспорта Российской Федерации выполняет ключевую задачу, а именно регулирует, управляет и контролирует обеспечение безопасности, эффективности и устойчивости в работе транспортного комплекса. Кроме того, данное ведомство координирует деятельность органов надзора в этой области.

Какие подразделения являются федеральными органами исполнительной власти

Какие подразделения являются федеральными органами исполнительной власти

С учетом общих задач и полномочий Министерство транспорта Российской Федерации обеспечивает БДД во время организации и осуществления перевозок, при проведении ремонтных работ и техобслуживания транспортных средств, подготовки водителей автомобилей.

Задачи по госконтролю и надзору за работой автотранспорта осуществляются специальной транспортной инспекцией Министерства транспорта Российской Федерации. Она была создана согласно постановлению Правительства РСФСР от 26.11.1991.

Какие функции выполняет ГИБДД?

Среди основных задач Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ следующие: осуществление госнадзора и госконтроля за тем, соблюдаются ли актуальные правила, нормативы и стандарты в области обеспечения БДД.

Работники государственной инспекции безопасности дорожного движения наделены следующими полномочиями: они могут остановить автомобиль, досмотреть его, проверить документацию на транспортное средство, а также имеющийся груз. Также сотрудники ГИБДД могут применить в ряде случаев в установленном порядке меры пресечения (административного воздействия), а также выписать штраф при выявлении нарушения ПДД водителем.

Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения имеют законное право оказывать воздействие на автомобилистов, на которых лежит ответственность за соблюдение ПДД, а также на должностных лиц организаций, если они выпустили на дорогу автотранспортное средство с поломкой.

Работник ГИБДД может оказывать воздействия на должностных лиц, несущих ответственность за работу по обеспечению безопасности транспортных услуг.

Ключевая задача работы РДА (Российского дорожного агентства) заключается в том, что данное ведомство реализует госполитику в дорожном хозяйстве, которая должна удовлетворять потребности граждан, экономики и страны в целом в перевозках по автотрассам. Также в функции Российского дорожного агентства входит улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог общего пользования, создание требуемых условий для того, чтобы конституционные права жителей Российской Федерации на свободу перемещения были реализованы.

Какие функции выполняет ГИБДД?

Какие функции выполняет ГИБДД?

Министерство просвещения Российской Федерации занимается установкой федеральных требований к содержанию образования и разработке профессиональных образовательных программ. Сюда относится также профподготовка водителей. Кроме того, в задачи данного ведомства входит осуществление госконтроля за качеством профподготовки, а также обеспечение разработки образовательных программ, учебных планов и программ курсов, основанных на государственных образовательных стандартах.

Ключевые задачи Минздрава РФ заключаются в следующем: разработка и реализация федеральных целевых, а также государственных научно-технических программ по развитию здравоохранения и оказанию медицинской помощи, включая программу создания функциональной подсистемы экстренной медицинской помощи при возникновении ЧП. Министерство здравоохранения Российской Федерации руководит работой подсистемы экстренной медицинской помощи вместе с Министерством чрезвычайных ситуаций.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта занимается установкой порядка эксплуатации ж/д переездов, их открытия и закрытия, а также участвует в модернизации оборудования, повышении БДД на таких переездах. Данное ведомство осуществляет эту деятельность совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством транспортной системы нашей страны.

Росстандарт – это федеральный орган исполнительной власти. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет межотраслевую координацию. Кроме того, в число компетенций данного ведомства входит функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Проблематика госнадзора в области безопасности дорожного движения

Эффективность государственного надзора в области безопасности дорожного движения зависит от того, будут ли участники дорожного движения соблюдать законные требования, причем не важно, где гражданин работает и какую должность занимает.

Когда участники дорожного движения наблюдают ситуации, в которых ярко отражено нарушение закона и ПДД на основе социальной несправедливости, они могут озлобиться, во многих случаях начинают пренебрежительно относиться к выдвигаемым требованиям, а также работникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые должны заниматься охраной правопорядка.

Не стоит ошибочно полагать, что для того, чтобы заставить участников дорожного движения выполнять ПДД, будет достаточно лишь увеличить меру наказания за нарушения. Практика показывает, что это не сделает законодательство об административной ответственности более эффективным.

Безопасность дорожного движения в России и методы ее обеспечения

Следующий момент, на который необходимо обратить внимание, – повышение процента выявляемости ситуаций, в которых были нарушены Правила дорожного движения. Важно не в теории, а на практике показать, что нарушитель неотвратимо понесет наказание.

Согласно иностранным данным статистики, чтобы сформировать нужное поведение автомобилистов, необходимо выявлять более половины случаев нарушения закона. Если доля обнаружения правонарушений будет менее 50 %, эффективность от государственного надзора в области безопасности дорожного движения будет недостаточно высокой.

Проблематика госнадзора в области безопасности дорожного движения

Проблематика госнадзора в области безопасности дорожного движения

Еще одна сложность возникает из-за специфики распределения функций и полномочий органов государственного надзора.

Способны ли органы госнадзора влиять на ситуацию на автотранспорте, обладая полномочиями и выполняя строго определенные функции, эффективно воздействовать на поведение водителей, повышая безопасность на дорогах страны и снижая количество возникающих дорожно-транспортных ситуаций в том числе с участием лицензионного транспорта? Необходимо принимать во внимание, что органы госконтроля, несмотря на имеющийся спектр полномочий, должны считаться с главной причиной возникновения аварий, а именно человеческим фактором.

Организация дорожной безопасности: инструменты и технологии

В данном случае органы автодорожного надзора имеют не меньше возможностей воздействовать на ситуацию, чем Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Несмотря на это существует много нюансов, ограничивающих полномочия надзорных структур, необходимые для обеспечения транспортной безопасности. Чаще всего эти моменты относятся к тому, что правовая база деятельности органов государственного автодорожного надзора не до конца урегулирована.

Исходя из этого можно сделать логичный вывод о том, что Правительство России, а также законодательные органы совершили попытку улучшить государственный надзор в области безопасности дорожного движения. Однако эта работа не была завершена. В результате нет строгого разграничения полномочий ФСНТ и ГИБДД. Нормативные предписания зачастую дублируются, в то же время плохо проработаны множество аспектов внутриорганизационной работы, научно-методическое обеспечение.

Важно понимать, что сегодня работа по распределению функций становится все более конструктивной. Тем не менее, проанализировав все перечисленные выше минусы, можно прийти к следующему выводу: государственный надзор в области безопасности дорожного движения необходимо совершенствовать.

Одновременно с этим следует поднять правовой статус органов госнадзора, чтобы они могли удовлетворить актуальные потребности общества, а также соответствовать современным требованиям.

Основные технические средства организации дорожного движения

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо добиться:

  • обеспечения единой правовой (включая ведомственную) политики в разработке и принятии норм, а также в правоприменительной работе;
  • совершенствования форм и методов работы по контролю и надзору, задача которой – сделать так, чтобы участники дорожного движения соблюдали требования закона;
  • осуществления строгих разграничений функций и полномочий органов надзора;
  • проведения работы по улучшению нормативно-правовой базы в сфере обеспечения БДД. Это необходимо для того, чтобы гармонизировать актуальное законодательство Российской Федерации с международными нормами и принципами;
  • расширения пропаганды форм и методов работы других стран, где проблемы обеспечения БДД решаются более успешно, чем в России.

Проанализировав указанные выше проблемы, можно прийти к следующему выводу: государственный надзор в области безопасности дорожного движения необходимо совершенствовать, чтобы обеспечить высокую БДД. Для этого требуется подойти к вопросу с научной точки зрения.


FAQ

Госавтоинспекция выполняет основные задачи в сфере безопасности дорожного движения (далее БДД) РФ. Руководство МВД, в ведомстве которого находится ГАИ, осуществляет постоянное повышение квалификации персонала ГИБДД. Управление по БДД заинтересовано в специалистах высокого уровня профессионализма.

ГИБДД

Государственная инспекция безопасности дорожного движения – автономное функциональное подразделение главного аппарата МВД РФ, занимающееся выработкой рекомендаций, регулированием законодательства в сфере национальной безопасности.

История создания

Государственная автоинспекция была сформирована 5 ноября 1934 года с целью контроля использования транспортных средств (далее ТС) и противостоянию их хищениям.

Основные функции Государственной инспекции БДД

Затем, уже с 3 июля 1936 г. СНК СССР дополнил главные цели службы:

  • снижение ДТП;
  • производство правил эксплуатации ТС;
  • учет автомобилей;
  • подготовка шоферов.

Отдел регулирования уличного движения был сформирован еще до образования ГАИ, занимался непосредственно стандартизацией ДД до середины 20-го века. До этого регулировщики не служили в Госавтоинспекции.

Правила дорожного движения (далее ПДД), как обособленное положение, были разработаны и систематизированы ГАИ к 1940-му году. В это же время появилось первое удостоверение водителя, в том числе регламент учета, техосмотра (далее ТО) ТС.

ГАИ в это время осуществляла контроль ДД, занималась установкой знаков, разметкой дорожного полотна, обеспечением порядка движения.

Во время Великой Отечественной войны Госавтоинспекция проводила мобилизацию автомобильного транспорта. Большинство из сотрудников данного подразделения были призваны в ряды Красной Армии.

В конце 1960-х начале 1970-х годов ГАИ было поручено работать над проблемой аварийности на дорогах. Также появились автономные структурные подразделения ДПС, осуществляющие регистрацию ТС, ТО и организацию движения. Сформировалась комиссия по приему экзаменов у шоферов.

ГАИ переименовали в ГИБДД (УП РФ №711) в 1998 году. Сделано это было не просто так, а для того, чтобы более правильно отразить суть работы данного подразделения. Но, с учетом того, что наименование не нашло поддержки у населения, в 2002 году внесены поправки в действующий документ, по которому оба названия являются равноценными.

В 2011 году случилось очередное преобразование МВД, где ГАИ регламентировали дорожной полицией, но с сохранением аббревиатуры.

Структура

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения РФ:

  • несет ответственность за БДД;
  • возглавляет Управление ГАИ по субъектам страны;
  • руководит службой Госавтоинспекции по региону.

Структура ГИБДД включает следующие подразделения:

  • дежурная часть ОУ ГАИ;
  • следственный отдел;
  • дорожно-постовая служба;
  • отдел ТО;
  • оперативная служба;
  • аналитический отдел;
  • экзаменационная служба;
  • отдел пропаганды;
  • ведомство контроля и профилактики.

Службы и подразделения

Основные задачи Государственной инспекции БДД

Главное управление безопасности дорожного движения включает отделы, выполняющие определенные задачи:

  1. ДПС занимается организацией надзора ДД.
  2. Служба дорожной инспекции и урегулирования движения осуществляет надзор за ДД, занимается выявлением, пресечением нарушений.
  3. Подразделения поддержки технического состояния ТС контролируют соблюдение правовых актов юридическими лицами, связанными с автотранспортом.

Есть отдельные службы, которые:

  • проводят тестирование, регистрацию авто, исполняют госуслуги по приему экзаменов и выдачу документов на ТС;
  • осуществляют розыск пропавших машин;
  • пропагандируют БДД среди детей, молодежи, родителей, педагогов (действуют посредством СМИ, интернет-сообществ, агитаций в учебных заведениях и иными способами);
  • занимаются взиманием штрафов.

В подчинении ГИБДД находятся:

  • центры, осуществляющие надзор за правонарушениями на дорогах с помощью фотофиксации;
  • информационные отделы ГАИ.

Цели и задачи

Ориентиры, которым следует ГИБДД в своей работе:

  1. Соблюдение законодательства Российской Федерации, других НПА, правил, обеспечивающих БДД.
  2. Организация мероприятий, пропагандирующих соблюдение ПДД, предупреждение аварий на автодорогах.

Детальная информация видна на видео:

Устав

Положение обширное. Внутренний Устав ДПС Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения содержит определенные права и обязанности сотрудников.

Правоохранители должны предоставлять:

  1. Обеспечение БДД ТС.
  2. Выезд на дорожные происшествия.
  3. Выполнение приказов старшего по званию.
  4. Защиту прав и интересов участников ДД.
  5. Охрану людей.
  6. Проверку документов у всех граждан без исключения.
  7. Пресечение нарушений ПДД.
  8. Выезд для осуществления патрулирования, доклад о проделанной работе.

Государственная инспекция БДД это

Госинспектор ОУ ГИБДД имеет право:

  • взять под стражу;
  • открыть огонь на поражение в случае игнорирования водителем требования остановить ТС или при нападении;
  • выписать штраф, если нарушен КоАП;
  • выехать на соответствующий регламенту вызов;
  • нарушить ПДД при погоне;
  • проверить наличие документов у водителя, а также содержание в его крови алкоголя или наркотиков;
  • объявить человека или группу лиц в розыск.

Также данным Уставом регламентируются запреты в деятельности сотрудников и правила обращения, подчинения руководству. Несоблюдение грозит увольнением, ответственностью перед законом.

Руководство

Состав ГАИ формируется строевыми отделениями, в каждом из них есть свой начальник. Глава инспекции руководит ОУ ГИБДД УВД. За ним следуют его заместители. Им подчиняются ДПС, ведомство технического надзора, полк ДПС.

Организационно-аналитический и контрольно-профилактический отдел пропаганды руководствуются непосредственно начальником ГИБДД УВД, как и подразделение, занимающееся тестированием.

Функции

Основные обязанности Государственной автомобильной инспекции:

  • регулирование ПДД;
  • экзаменация граждан с последующей выдачей разрешения на управление ТС;
  • регистрация и учет автомобилей, выдача ГРЗ;
  • организация ТО;
  • участие в операциях по охране порядка и гарантии безопасности общества;
  • розыскная служба;
  • оформление штрафов;
  • оказание неотложной помощи при ДТП;
  • проведение расследования;
  • разработка мер по улучшению организации передвижения;
  • сопровождение колонн и специальных ТС;
  • пояснение законодательства РФ о БДД;
  • выявление причин и условий, приведших к нарушению ПДД;
  • производство бланков водительских прав, ГРЗ на ТС и т.д для юрлиц и ИП. (согласовывать подобные проекты может только эта служба);
  • утверждать проекты по обеспечению автомобилей сигналами, знаками для перевозки специальных или опасных грузов.

Кадровое обеспечение

Отбор строгий. Управление ГИБДД нуждается в согласованной кадровой политике, занимающейся подбором вакансий, подготовкой, повышением квалификации работников. Организация контролируется помощником Управления.

Состав подразделения, отвечающего за рекрутирование и обучение кадров, включает:

  1. Помощника начальника управления ГИБДД.
  2. Инспектора по кадровой и воспитательной деятельности гражданского персонала.
  3. Психолога.
  4. Инспектора, контролирующего деятельность состава.

Отдел кадров управления ГИБДД:

  • формирует приказы, личные дела сотрудников;
  • подготавливает материалы к поощрению, награждению;
  • оформляет документацию по увольнению и т.д.

Работа с общественностью

Что такое Государственная инспекция БДД

Главной задачей отдела по является обеспечение связи между населением и госслужбой.

Возрождение, сохранение форм совместной деятельности активизирует решение вопросов по предупреждению ДТП.

Ведутся работы по взаимодействию служб с учебными заведениями, автошколами, городскими, сельскими управлениями, всероссийскими фондами, обществами и т.д.

Это необходимо, чтобы повысить уровень безопасности на дорогах и научить молодое поколение соблюдать ПДД для сохранения собственной жизни, здоровья родных и близких людей.

Нормативные документы

Законодательные акты, регламентирующие БДД, содержат основные указания Федерального госнадзора.

  1. Федеральные законы.
  2. Указы Президента.
  3. Постановления Правительства.
  4. Решение Комиссии Таможенного союза.
  5. Приказы Министерства транспорта России, датированные разным временем, с внесенными дополнениями и поправками.

Услуги

Государственная инспекция дорожного движения предоставляет различный сервис для физлиц и юрлиц.

Организациям

  • сопровождение колонн, грузов, важных персон, иностранных делегаций;
  • организация согласованного с Управлением режима проезда на перекрестках, специальных участках дорог.

Участникам движения

  • предотвращение ДТП в населенных пунктах;
  • пропаганда БДД среди участников ДД в организациях и образовательных учреждениях;
  • организация безопасного движения детей, подростков во время массовых гуляний;
  • регулирование движения на перекрестках;
  • упорядочивание дорожного ДД рядом с местами массовых гуляний;
  • оказание помощи при ДТП;
  • обезвреживание преступников на ТС;
  • освобождение проезда спецтранспорту к местам ЧС;
  • контрольно-пропускная деятельность на ключевых участках трассы.

Сервисы, которые представляет служба

  • оплата Госпошлины за получение водительского удостоверения и штрафов;
  • постановка автотранспорта на учет, снятие с него;
  • получение водительских прав;
  • оплата налогов;
  • замена удостоверения;
  • восстановление ПТС;
  • запись на тестирование;
  • регистрация ТС.

Интересные факты о работе ГИБДД

Зачем нужна Государственная инспекция БДД

В советское время бывали случаи, когда движение на дорогах регулировали дворники. В архивных документах есть фотографии с места, где проводился инструктаж.

Первый официальный свод ПДД содержал поистине юмористическую для сегодняшних дней информацию.

Например, впереди едущего автомобиля должен был бежать мальчик, разглашая всем информацию, предупреждающую о приближении автотранспорта. Так как на улицах в это время было много лошадей, водитель ТС должен был приглушить мотор или остановить автомобиль, чтобы не напугать животное.

Выводы

Деятельность Госинспекции по БДД заключается не только в регулировке движения на дороге, выписывании штрафов. Одной из главных задач является пропаганда безопасности посредством обеспечения тематических мероприятий учебных заведений, в различных организациях.

В круг полномочий госинспектора БДД входит призыв граждан всех категорий и возрастов к соблюдению правил дорожного движения.

Неотъемлемой частью процесса роста продуктивности деятельности ГАИ является повышение квалификации сотрудников. Выполнение данной задачи обеспечит решение основных вопросов для улучшения системы профессиональной подготовки кадров.

К слову, с целью координации деятельности различных служб, на разных уровнях функционирует Комиссия по безопасности дорожного движения.

Более детально ознакомиться о Государственной инспекции БДД можно на видео:

Читайте также: