Кризис российской культуры в 1992 начале 2000 х годов кратко

Обновлено: 05.07.2024

В ходе реализации государственной политики в сфере художественной культуры не всегда учитывались специфические особенности отдельных отраслей (например, народного искусства). Эффективность государственной политики в области народного искусства была крайне низкой, во многом потому, что рыночная модель управления противоречила социальным целям этого вида художественной культуры.

Как показывают результаты исследования, особенностью процесса формирования политики Российской Федерации в области художественной культуры в 1992-2000 гг., явилось то, что идеолого-концептуальный уровень государственной культурной политики (совокупность принципов и норм) оформился раньше других (политического, реализационного) и, даже в отсутствие целостной концепции развития культурной политики и художественной культуры, опережал практические действия государства в управлении художественной культурой.

Концептуальный ориентир на фундаментальное значение отечественной художественной культуры в жизни государства и общества возник в переходный период 1990-х гг. и определил перспективы развития государственной политики в сфере художественной культуры и отдельных ее отраслей в 2000-е гг. Перспективы развития сферы отечественной художественной культуры связаны с научным обоснованием основных черт действующей модели государственной культурной политики и разработкой качественно новой системы государственного регулирования, адекватной изменениям социокультурной ситуации настоящего времени.

Реализация демократической модели политики государства в сфере культуры осуществлялась через программный подход в управлении (прежде всего, через программно-целевое финансирование) и законодательное регулирование. Законодательное регулирование отраслей художественной культуры осуществлялось, в основном, в рамках Закона о культуре (1992 г.). Нормативно-правовая база была несовершенной (к концу периода не были приняты специальные законы во многих отраслях художественной культуры), нуждалась в дополнении и пересмотре в связи с изменением социокультурной ситуации и с учетом специфики отраслей художественной культуры.

Процесс формирования демократической модели управления сферой культуры, и художественной культурой в частности, проходил в крайне неблагоприятной, нестабильной экономической ситуации, что явилось основной объективной причиной малоэффективности принимаемых государством мер. Несмотря на достаточно низкую эффективность принимаемых государством мер, удалось преодолеть патерналистский подход, расширив долю общественного участия в сфере управления художественной культурой, применить программно-целевой метод в ее финансировании. Вместе с тем, существовали трудности, которые к концу 1990-х гг. государству преодолеть не удалось: несогласованная культурная политика на разных уровнях управления (федеральном, региональном, местном), дублирование функций в системе органов власти, осуществляющих культурную политику, что было связано, прежде всего, с отсутствием целостной концепции развития культурной политики и сферы художественной культуры.

К окончанию переходного периода 1990-х гг. в управлении сферой художественной культуры произошел переход от монополистской роли государства к полисубъектности, что в определенном смысле явилось результатом государственной политики. Расширение меценатства, спонсорства, участия профессиональных и общественных фондов, творческих союзов в делах управления культурой произошло вследствие реализации демократических принципов, а также благодаря нормативно-правовому строительству и привлечению в сферу художественной культуры различных субъектов управления. Как показало исследование политики в области художественной культуры, благодаря переходу к полисубъектности и возникновению, в связи с этим, внебюджетных источников финансирования были сохранены многие художественные ценности, получило развитие художественное творчество и т.д.

С 1992 по 2000 гг. осуществлялась политика децентрализации в управлении художественной культурой, которая подразумевала расширение круга субъектов культурной политики, согласование их интересов и решаемых задач на федеральном, региональном и местном уровнях, соизмерение целей и стратегий с имеющимися ресурсами и возможностями финансирования отраслей художественной культуры. Вследствие процессов демократизации, децентрализации и включения внутренних механизмов самосохранения культуры, произошло расширение форм участия общества в решении проблем сохранения и развития культурной сферы, получили распространение полисубъектность политики в области художественной культуры (спонсорство, меценатство) и многоканальное финансирование (косвенное бюджетное финансирование, самофинансирование, негосударственные источники).

В финансовой политике государства в области культуры в течение переходного периода 1990-х гг. стал применяться программно-целевой подход, который предполагал концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях сохранения и развития культуры. В сфере художественной культуры это проявилось, в частности, в финансировании мероприятий по сохранению художественных ценностей, отнесенных к особо ценным; в выделении средств на поддержку кинематографии и цирковой деятельности.

Процесс формирования политики государства в области художественной культуры был результативным, поскольку к концу переходного периода 1990-х гг., несмотря на отсутствие целостной концепции и несовершенство законодательной базы управления отраслями художественной культуры, удалось добиться распространения программных методов организации культурной деятельности, в целом, были решены задачи, направленные на сохранение культурных ценностей и целостность культурного пространства страны.

Основным результатом процесса формирования политики Российской Федерации в области художественной культуры явилось становление системы управления отраслями художественной культуры в условиях модернизирующегося общества и внедрения рыночных отношений. Не менее значимым результатом политики Российской Федерации в 1992-2000 гг. явились изменения в отраслях художественной культуры, которые, естественно, были обусловлены не только с прямым и косвенным регулированием государством, но совокупностью влияний, не связанных с государственной культурной политикой.

Сокращение доли государственного участия в поддержке культуры привело к ряду негативных изменений в отраслях художественной культуры: невосполнимой утрате художественных ценностей; снижению качества продуктов профессионального художественного творчества; низкой заработной плате работников отрасли; падению престижа культурной деятельности и нехватке профессиональных кадров; разрушению материальной базы и технической отсталости отрасли.

Распространение программных методов организации культурной деятельности, реализация демократических принципов и внедрение рыночных механизмов хозяйствования способствовали развитию многоканальности (спонсорства, меценатства, самофинансирования); расширению типов услуг и учреждений художественной культуры; увеличению числа произведений и проявлений общественных творческих инициатив; развитие форм косвенного бюджетного финансирования (грантов, стипендий и др.). Вместе с тем, государство не обеспечило социальную защиту работников и деятелей художественной культуры (особенно в области охраны авторских прав), не были преодолены патерналистские стереотипы в сознании управленцев культуры, и не налажен конструктивный диалог между властью и деятелями культуры на разных уровнях (федеральном, региональном и муниципальном).

Переоценка государством регулирующих возможностей рыночных отношений и недостаточное внимание к миссии художественной культуры как духовно-нравственной опоры общества привели к утрате духовно-содержательных смыслов произведений художественной культуры, снижению влияния художественной культуры на формирование позитивных установок и ценностных ориентации граждан, отрыву большинства населения от культурного потребления. В тоже время, к началу 2000-х гг. на всех уровнях государственной культурной политики (идеолого-концептуальном, политическом, реализационном) произошел переход от стратегии сохранения культурного наследия к развитию и дальнейшему преобразованию отрасли культуры, назрели предпосылки вхождения отечественной художественной культуры в глобальное мировое пространство.

Культурная политика Российской Федерации в переходный период 1990-х гг. была нацелена на сохранение и развитие отечественной культуры, причем к концу периода произошло смещение акцентов с задач сохранения культурного наследия и системы институтов культурной жизни страны на задачи дальнейшего их развития и преобразования.

Пути реализации политики Российской Федерации в области художественной культуры в переходный период 1990-х гг. были связаны с применением программного подхода в управлении. Вследствие реализации двух федеральных целевых программ, были, в целом, решены задачи сохранения художественной культуры, существенно усовершенствовались законодательные основы развития и преобразования отдельных отраслей, а к 2000 г. начался новый этап устойчивого развития всей сферы художественной культуры.

Процесс формирования политики государства в области художественной культуры был результативным, поскольку к концу переходного периода 1990-х гг., несмотря на отсутствие целостной концепции и несовершенство законодательной базы управления отраслями художественной культуры, удалось добиться распространения программных методов организации культурной деятельности, в целом были решены задачи, направленные на сохранение культурных ценностей и целостность культурного пространства страны.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:

  1. Сомова М.С. Теоретические основы формирования модели культурной политики Российской Федерации (1992-2000-е годы) // Культурная жизнь Юга России: региональный научный журнал. Краснодар, № 4, 2009. - С. 140-143. – (0,4 п. л.)
  2. Сомова М.С. Основные результаты и последствия политики Российской Федерации в сфере развития художественной культуры в 90-е годы XX века // Научные проблемы гуманитарных исследований: научно-теоретический журнал. Вып. 4. Пятигорск, 2010. - С. 116-124. – (0,8 п. л.)
  3. Сомова М.С. Развитие государственной политики Российской Федерации в области материальной поддержки художественной культуры в 90-е годы ХХ века // Культурная жизнь Юга России: региональный научный журнал. Краснодар, № 3 (37), 2010. – С. 7-9. - (0,4 п. л.)

Статьи:

1 Основы законодательства РФ о культуре: ФЗ от 09.10.1992 г. № 3612-1-ФЗ // Сборник законодательных актов РФ. - М., 1992. – Вып. 20. - 34 с.

2 Арнольдов А.И. Культура, человек и картина мира. М., 1987. 347 с.; Зезина М.Р. История культуры народов СССР: советский период. М., 1988. 89 с.; Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура. М., 1979. 208 с.; Коган Л.Н. Культура социалистического производства. М., 1985. 64 с.; Кудрина Т.А. Культура современной деревни. М., 1980. 182 с.; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. 284 с.; Марксистско-ленинская теория культуры / А.И. Арнольдов [и др.]. М., 1984. 384 с.; Мосолова Л.М. Мировая художественная культура. Л., 1991. 67 с. и др.

3 Бюллетень научной информации: культура и культурная политика Европейских социалистических стран. М., 1987. 216 с.; Комиссаров С.Н., Шендрик А.И. Возрождение идеала. М., 1990. 269 с.; Культура и власть / Т. Белова. М., 1991. 211 с.; Культурная политика КПСС на современном этапе. М., 1984. 165 с.; Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990. 335 с.

4 Культура и перестройка: нормы, ценности, идеалы. М., 1990. 154 с.; Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. 1987. № 6. С. 71-84; Художественная культура: проблемы изучения и управления / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М., 1986. 237 с.; Человек и культура: индивидуальность в истории культуры / [Отв. ред. А.Я. Гуревич]. М., 1990. 240 с.

5 XXVII съезд КПСС и актуальные проблемы культурного строительства на современном этапе / [Науч. ред. Л.П. Богданов]. М., 1987. С. 7-12; Дондурей Д.Б. Художественный Фонд СССР: социальные проблемы развития. М., 1987. 29 с.; Ермаков В.Т. К вопросу о периодизации историографии советской культуры // Советская культура. История и современность. М., 1983. С. 6-24; Зак Л.М. История изучения советской культуры. М., 1981. 176 с.; Ким М.П. О культуре как предмете исторического изучения / Проблемы теории и истории реального социализма. М., 1983. С. 3-18; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. 271 с.; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. 284 с.

Вместе с кризисом политической системы с середины 80-х годов, сомнению подверглось и сложившееся мировоззрение населения.

Коммунистическая идеология утратила свою значимость на фоне распада мировой системы социализма в общем, и в СССР в частности. Осознание людьми своего места в мире приводило не только к отказу от коммунистических идей, но и от многих сложившихся ценностей и обычаев. В поисках себя часть граждан прибегала к помощи философских и религиозных концепций.

Что касается общественных ожиданий, то и здесь настроения менялись одно за другим. Если изначально большая часть населения верила в официальную пропаганду, то по мере нарастания проблем в экономике, внутренней и внешней политике общественное настроение стало постепенно склоняться в сторону национальных ценностей, а не чуждых западных идеалов. Большое распространение получили идеи национализма.

Влияние религии и церкви на общественное сознание

Во все годы кризис общества, его сложившихся идеалов и ценностей напоминал людям о вере. Религиозные настроения в обществе с новой силой развернулись как раз в конце 80-х – начале 90-х годов.

На всей территории Российской Федерации началось активное восстановление храмов, монастырей, мечетей и синагог.

Восстановленный за 5 лет храм Христа Спасителя стал своеобразным символом духовного возрождения России.

Однако в церковной среде не все было столь радужно, ведь распад СССР сказался и на ней:

Готовые работы на аналогичную тему

  • В Прибалтийских странах власти потребовали передачи приходов и имущества РПЦ под управление Константинопольского патриархата.
  • На Украине и вовсе часть церковного руководства объявила о независимости своей православной церкви, что привело к расколу православия в этой стране.
  • Введение демократического начала в религиозной жизни привело к появлению и распространению в России различных сект, часть из которых была довольно радикальными.
  • Традиционные конфессии столкнулись с необходимостью сохранять свои позиции в борьбе за верующих.

Развитие искусства

Основными факторами в развитии российской культуры 90-х годов стало:

  • снятие ограничений на свободу творчества;
  • резкое сокращение государственного финансирования учреждений культуры;
  • серьезное снижение общекультурного уровня населения.

Произведения кинематографа

Многие культурные деятели стали работать в таких направлениях, как постмодернизм, неоавангардизм и концептуализм. Однако у этого процесса была и обратная стороны – подобное выражение искусства нашло признание лишь у узкого круга почитателей.

Произведения 90-х годов в традиционном стиле, напротив, получили международное признание.

Литературное искусство

Российское литературное творчество также претерпело некоторые изменения. К примеру, стал заметен кризис маститых литераторов прошлых лет, которые пережили в условиях распада единого государства кризис идентичности.

Для большинства писателей советского периода стало характерно создание публицистических произведений, в большинстве из которых подвергались критике общественные преобразования 90-х годов.

Литературная жизнь того времени также открыла много новых имен, некоторые из которых стали символами поколения.

К числу отличительных черт новой литературы относилась ирония над советским наследием и ценностями, а также постоянный поиск необычных форм самовыражения авторов.

Проблемы развития российской культуры в 90-е годы

Стоит отметить, что развитие российской культуры и науки в 90-е годы носило все же противоречивый характер, как и в целом положение в стране.

С одной стороны, в Россию пришла полная свобода творчества, больше не контролируемая государством.

С другой же – отсутствие государственной финансовой поддержки в условиях рыночной экономики и спад интереса граждан к потреблению культурных ценностей приводило к невозможности реализации новой российской культуры в полной мере.

После краха СССР, российское общество стояло на распутье: коммунистическая идеология бесповоротно отошла в прошлое, а новые идеи, позаимствованы с Запада, не смогли окончательно прижиться. Это поспособствовало к возврату истинно русских культурных тенденций и внедрение их в духовную жизнь.

Однако перемены в духовной жизни не носили исключительно положительный характер. Далеко не всем гражданам Российской федерации в этот период были доступны пути поиска нравственных идеалов. Рост преступности и нестабильное материальное положение населения значительно препятствовали духовному развитию.

Влияние церкви на общество

Свобода вероисповедания и мировоззрения, которая была под запретом многие года, в этот период вновь была предоставлена гражданам. Уже в начале 1992 года верующими себя считало более 55% населения.

В этот период значительно вырос авторитет Русской православной церкви, которая не только регулировала некоторые аспекты внутренних отношениях, но и стала посредником в решении многих противоречий с другими государствами.

Церковь выступала в роли объединяющего звена русского общества. На территории государства России, начиная с 1993 года, проводилось массовое строительство культовых сооружений синагог, мечетей, церквей. Большим спросом пользовалась церковная литература, возродились паломничества верующих в святые места.

Однако подобная свобода имела и негативную сторону. Вместе с мировыми религиями, на территории России расцветали всевозможные лжехристианские секты и течения, многие из которых носили радикальный характер.

Лидеры таких объединений, зачастую, противозаконными путями отнимали у своих адептов недвижимость и денежные ресурсы, манипулируя сознанием людей. К концу 90-х годов лжеучители были полностью изолированы от гражданского общества, многие из них были осуждены за мошенничество.

Культура в 90-х годах

Политические и социальные изменения не могли отразиться и на российской культуре этого периода. Сокращение финансирования со стороны государства привели к значительному упадку уровня культурного развития в первой половине 90-х годов.

Главной особенностью культурной жизни было полное отвержение социального реализма. Деятели искусства все чаще обращались к концептуализму и пост-модернизму, однако признание приходило все же к представителям более консервативных течений, которые предпочитали афишировать свои достижения на публике.

Актуальной в этот период стала кино документалистика, в которой остро поднимались темы касаемо советского периода, а также обсуждались дальнейшие пути развития государства. Выпуск художественных фильмов в 90-х годах значительно сократился по причине недостаточного финансирования.

В этот период была полностью окончена реставрация Третьяковской галереи и цирка на Цветном бульваре. Активно возрождались исторические части наиболее крупных городов, которые были уничтожены большевиками еще в период революции.

С середины 80-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходящие в своей стране и в мире. На фоне распада миро­вой системы социализма, а затем и СССР коммунистическая идея перестала быть популярной. Люди попытались осознать свое место в мире при помощи иных идейных, религиозных и философских концепций.

Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуждые. Постепенно возвращался интерес к национальной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям. На этой основе особо популярными для части населения становились идеи национализма. Правда, общественное сознание не вернулось на путь поддержки даже обновленной коммунистической идеологии. Оно оказалось готово воспринять скорее национально-либеральную идеологическую концепцию.

Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 90-е гг. стал реальный идейный плюрализм: законодательно были сняты все запреты и ограничения на любые идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию, социальной и национальной вражде).

Влияние религии и церкви на общественное сознание

Кризис общественных идеалов и сложившейся системы ценностей всегда сопровождался обращением людей к вере. Также и кризис коммунистической идеологии на рубеже 80—90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считало себя верующими, а еще 35% колебалось между верой и неверием.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве все­го за 5 лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом стала пользоваться религиозная литература, издающаяся большими тиражами.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. В Прибалтике власти потребовали передачи приходов и имущества РПЦ под управление Константинопольского патриархата. На Украине небольшая группа церковного руководства объявила об автокефалии (независимости) Украинской православной церкви. Это вызвало раскол православия на Украине, которое к тому же испытывает агрессивный напор со стороны униатской церкви. При поддержке властей униаты силой захватили практически все православные церкви в западных областях Украины.

Возобновились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Однако демократизация политической и духовной жизни, с одной стороны, и религиозная неграмотность вчерашних атеистов — с другой, привели к экспансии в Россию самых разных религиозных сект и течений, в том числе радикальных. Традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Литература и искусство

На развитие отечественной культуры в 90-е гг. оказали значительное влияние три основных внешних фактора: снятие ограничений на свободу творчества; резкое сокращение государственных ассигнований на развитие учреждений культуры; серьезное снижение общекультурного уровня населения.

Новые явления имели место и в российской литературе. Творческим кризисом было отмечено мастерство тех литераторов, которые в прошлые годы выступали апологетами советской системы.

Основной чертой новых литературных произведений стали ирония над советским прошлым и поиск необычных форм самовыражения авторов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в необычные для них условия: с одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой — оно практически прекратило прежнее финансирование творческой деятель­ности.

Таким образом, развитие отечественной науки и культуры в 90-е гг. носило такой же противоречивый характер, как и в других сферах жизни: с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой — лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка и резкого падения стремления большей части населения к приобщению к культурным ценностям была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.

Читайте также: