Синод при екатерине 2 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учреждён 14 февраля 1721 года. Упразднён в 1917 году в связи с началом работы всероссийского поместного собора. Состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники - обер-прокуроры.

История

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.

Начиная с 1740-х годов значение обер-прокурорской власти постепенно усиливалось, хотя обер-прокуроры в XVIII веке были фигурами с ограниченным влиянием, которое зависело от характера носителей этой должности и степени близости правивших иерархов ко Двору. При императоре Павле I произошёл даже уникальный случай, когда император через архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер-прокурора.

В XIX веке ситуация кардинально изменилась. Обер­-прокуроры стали лично монополизировать всю информацию, поступавшую из епархиальных консисторий, и фактически навязывали свои решения Святейшиму Синоду. Начиная с царствования императора Александра I отчёты царю представлял непосредственно обер-прокурор – личные доклады монарху членов Святейшего Синода прекратились. Связь между Синодом и верховной властью стала проходить через обер-прокурора.

Особенно укрепились власть и влияние обер-прокуроров в эпоху императора Николая I при графе Н. А. Протасове. Он был единоличным руководителем церковного управления. При Протасове 1 августа 1836 года появилась особая канцелярия обер-прокурора, которой предоставлялось право решать все дела, касавшиеся церковного управления.

Святейший Синод имел административную и законодательную власть в Церкви, располагая правом издавать определения и узаконения по делам веры, предоставляя их на утверждение самодержавной власти. Святейший Синод входил в обсуждение вопросов об открытии новых епархий и викариатств, учреждении новых должностей и духовно­учебных заведений. Им же определялся порядок церковной жизни, избирание кандидатов на епископские кафедры, утверждение и увольнение настоятелей и настоятельниц монастырей, разрешение вопросов о снятии священного сана и монашеского чина, о награждении клириков, открытии новых храмов и обителей, осуществление цензурирования догматических и некоторых других сочинений, свидетельствование мощей святых, установление новых праздников, крестных ходов.

С начала XIX века в Святейший Синод перестали назначать архимандритов. Тогда же по именному указу от 12 июня 1805 года к заседаниям Святейшего Синода стали привлекать епархиальных архиереев – по очереди и на срок от одного года до трех лет. По штату, составленному на 9 июля 1819 года, в Святейшем Синоде было положено иметь семь человек. Столичный архиерей назывался первенствующим членом Святейшего Синода. Звание члена считалось пожизненным. После 1819 года постоянными членами Святейшего Синода в силу занимаемой кафедры стали митрополиты Московский и Киевский. Остальные иерархи и иереи, принимавшие участие в работе Святейшего Синода, именовались присутствующими. В 1835 году император Николай I назначил к присутствию в Святейшем Синоде своего сына – наследника престола великого князя Александра Николаевича. Назначение мирянина вызвало негативную реакцию со стороны русского епископата и прежде всего митрополита Московского Филарета (Дроздова). Это заставило великого князя воздержаться от участия в заседаниях Святейшего Синода, но сам факт подобного назначения – показателен.

В целом, со времени императора Николая I светские власти внимательно следили, чтобы состав Святейшего Синода менялся чаще, а со второй половины XIX столетия стало традицией назначать к участию в заседаниях на два, редко на три года. После 1885 года и вплоть до правления императора Николая II в состав присутствующих в Святейшем Синоде перестали назначать и представителей белого духовенства (протопопов и протоиереев). При Николае II представители белого духовенства допускались в Святейший Синод в качестве исключения. В нем в разное время присутствовали протопресвитеры военного и морского духовенства, протопресвитеры придворного духовенства, а в 1908 году к присутствию был назначен имевший всероссийскую известность протоиерей Иоанн Кронштадтский.

С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880–1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трёх митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.

Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года. Временное правительство, как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля 1917 года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора. В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830-х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же, 5 августа 1917 года, постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв, получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).

В ноябре 1917 года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран патриарх. 17 ноября 1917 года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода, что и последовало с патриаршего настолования 21 ноября того года. А 20 января 1918 года Синод был упразднен и декретом советской власти, очевидно, как старое "политическое" ведомство. 31 января того года Поместный Собор постановил, что вновь учреждённые Священный Синод и Высший Церковный Совет принимают дела церковного управления у Святейшего Синода с 1 февраля. В тот же день Святейший Синод, соответственно, принял своё последнее Определение - за № 273 - "О передаче дел Святейшего Синода Святейшему Патриарху, Священному Синоду и Высшему Церковному Совету". Таким образом 1/14 февраля 1918 года стало днём упразднения Святейшего Синода. В то время патриарх Московский и всея России, святитель Тихон, отмечал символичность этой даты: "14 февраля 1721 года открыт был Святейший Правительствующий Синод и 14-го же февраля (по новому стилю) 1918 года прекратил свои действия" [1].

Пребывание Святейшего Синода в Москве по поводу коронации продолжалось с сентября 1762 года по июль 1763 года. В это время в составе его присутствия входили: преосвященный Димитрий, который 8 октября 1762 года получил наименование митрополита новгородской епархии, преосвященный Тимофей (Щербацкий) митрополит московский, Гавриил архиепископ с-петербургский, Гедеон епископ псковский, умерший, впрочем, в июне 1763 г., Амвросий архиепископ крутицкий, Палладий епископ рязанский, Афанасий епископ тверской, Михаил архимандрит новоспасский. В этом составе значатся и синодальные члены, присутствовавшие в московской синодальной конторе. К этим членам, согласно докладу Святейшего Синода, 17 мая 1763 года были назначены: московской академии ректор, Заиконоспасского монастыря архимандрит Гавриил (Петров) и вологодской епархии Кирилло-Белозерского монастыря архимандрит Симон (лагов), который после смерти вышеупомянутого Михаила, 20 октября 1764 года, был переведен в Москву в Новоспасский монастырь. Отмечаем эти данные с мыслью, чтобы нагляднее представить те перемены, которым подвергался Святейший Синод в продолжительное царствование императрицы Екатерины II, которое оставило свой след на положении Святейшего Синода сравнительно с предшествующим временем.

Совершившиеся в это царствование перемены наглядно подтверждают мысль, что, по воззрениям государственной власти, Святейший Синод представлял коллегию для заведывания духовными делами русского государства. Мысль эта отражается во всех переменах, которые пережил Святейший Синод в царствование Екатерины. Из этих перемен прежде всего заслуживает быть отмеченным начертание штатов для Святейшего Синода и московской его конторы. Штат этот был сочинен в Высочайше учрежденной о церковных имениях комиссией и Высочайше конфирмован 1 октября 1763 года. По этому штату в составе Святейшего Синода, независимо от московской конторы, положено шесть членов; из них архиереев 3, архимандритов 2, протопопов 1. Жалование каждому из архиереев назначено по 1.500 руб., архимандритам каждому 1000 руб. и протопопу 600 руб. При чем в штате объяснено, что первенствующему из них архиерею 2000 руб., потому что ныне президента в Синоде нет, а прочим двум по 1500 р. Означенный штат вскоре, именно по Высочайше утвержденной 27 февраля 1764 года росписи, был изменен в том отношении, что было увеличено содержание синодальным членам, а именно: первенствующему архиерею на 346р. 71 коп., прочим двум архиереям-каждому на 259 руб. 55 ½ коп., архимандритам каждому 173 руб. 3 ¾ коп., протопопу на 103 р. 82 ¼ коп. 330

По делам Святейшего Синода не встречается указаний, какие ближайшие причины вызвали приведенные распоряжения. Остается отнести их происхождение в собственной инициативе государыни императрицы, которая вообще с редкой решительностью относилась к вопросам церковной сферы.

Знаменский, Истор. Русс. Церк. стр. 408. Прав. Обозр. 1871 г. апрель стр. 367–369.

Политика государства в отношении церкви в нашей стране кардинально менялась несколько раз.

Наиболее резкие изменения произошли в правление императора Петра I Великого.

А вот следующий шаг, полностью продолжавший замысел Петра Великого, сделала его духовная наследница, Екатерина II Великая.

Почему нужна была реформа?

Как это ни странно, причина банальна - если в стране что-то не работает, нужно реформировать так, чтобы заработало.

В Средние Века церковь по всей Европе претендовала на главенство над светской властью. У католиков даже была в ходу "теория двух мечей" (сформулирована Папой Римским Геласием в конце V века).

Эта теория гласила, что власть не должна концентрироваться в одних руках. Однако, Господь, заключая с людьми Новый завет, вложил в руки первого Папы два меча - власть духовную и власть светскую. Светскую власть Папа передал королям и императорам, а духовную оставил себе. И поскольку во-первых, духовное преобладает над мирским, во-вторых, Папа дал власть королям, а не наоборот, то на церковь возложена функция контроля за светской властью королей.

Т.е. Папа главнее любого императора или короля. Папа - главный в Европе властелин.

Разумеется, светская власть эту концепцию не любила и стремилась от нее избавиться.

В России же, церковь весь период Ига оставалась той единственной общей для всех русских людей силой, которая объединяла разрозненные территории, сплачивала перед лицом врага и помогала сохранить культуру и историю.

За время от освобождения из-под Ига и до правления Петра I, церковь набрала огромную власть, в том числе мирскую. Патриарх Московский и Всея Руси был не только владыкой церкви, но и важной политической фигурой, претендовавшей на главенство. А монастыри в России плодились и множились, забирая себе земли и крестьян, как бы изымая их из общего экономического оборота.

Петр стремился ограничить власть Патриарха, угрожавшую его непопулярным, но необходимым реформам. И в итоге ввел Священный Синод - чисто гражданское министерство, заведовавшее церковью. Московский патриархат на Руси исчез и не появлялся вплоть до 1917 года.

Однако, в руках церкви оставались огромные финансовые и человеческие ресурсы. Растущей империи, осваивавшей огромные новые территории (Польшу, Новороссию, Северную Америку, даже колонии в Калифорнии были), такие богатства бы очень пригодились.

В итоге для Екатерины, с одной стороны шедшей заветами Петра Великого, а с другой - крайне практично относившейся к государственному управлению, жиреющие монастыри и священники стали проблемой, которую необходимо было решать.

Не секуляризацией единой.

Не стоит думать, что церковная реформа состояла исключительно из "обдирания жирка" с церкви. Помимо упорядочивания владений церкви и монастырей, Екатерина впервые в русской истории взялась за устроение дел в других конфессиях.

Особо русскую царицу почитают буддисты. В 1764 году Екатерина Высочайшим указом своим учредила пост Пандита Хамбо-ламы, что-то вроде патриарха у буддистов. Пост этот позволял навести порядок в среде буддистов Восточной Сибири и Забайкальского края. До этих пор эти земли подчинялись в религиозном смысле, иерархам монгольских и тибетских приходов.

В ответ на это буддисты уже в 1766 году признали в царице воплощение Белой Тары - одной из богоподобных сущностей в буддизме.

Кроме того, Екатерина первой из русских правителей, навела порядок и в среде мусульман. Ислам, в плане организации, религия чуть более тонкая, гибкая и рассыпчатая. В каждом почтенном мулле можно увидеть "начальника", который несет людям свое толкование священных текстов. И тем не менее, Екатерина справилась.

Первое печатное издание Корана на арабском языке в России было отпечатано именно при Екатерине Великой

Первое печатное издание Корана на арабском языке в России было отпечатано именно при Екатерине Великой

В 1773 году Синод издает указ "О веротерпимости". Отныне архиереям Русской Церкви запрещалось вмешиваться в дела иноверцев. Следом за этим Екатерина санкционировала строительство мечетей и, самое главное, открытие медресе (духовных учебных заведений мусульман). По всей стране учреждались муфтияты (примерный аналог епархий в православии), а в 1782 году в России учредили Оренбургское магометанское духовное собрание. Эта организация объединила под собой всех мусульман Империи, структурировала денежные потоки, обучение и назначение мулл и муфтиев и вообще - организовывала религиозную жизнь мусульман в государстве.

Наладив религиозные дела в стране, Екатерина получила обширные ресурсы для казны, лояльные и управляемые религиозные организации. Из самой церкви очередной раз вытряхнули самовольных епископов, которые осуждали политику Империи в отношении церкви.

Может показаться, что Екатерине в этом плане просто повезло подобрать удачные комбинации, но нет.

В иностранной политике Екатерина использовала ровно такой же прием, но обратила его в огромный плюс для России.

Видишь иезуита? А он - есть!

В XVI-XVII веках орден иезуитов был одной из самых сильных религиозных организаций в католичестве. Иезуиты какое-то время даже выглядели, как личные доверенные лица Папы Римского. Однако, к концу XVIII века этот феномен пошел на спад и в 1773 году орден был упразднен Папой Клиементом XIV.

Случилось так, что к этому времени иезуиты были широко распространены на территории Речи Посполитой. Вернее, на тех территориях, которые это государство занимало до его раздела между Пруссией, Австрией и Россией. Вместе с поляками, западными беларусами и украинцами в Российскую империю пришло огромное число католиков. Управлять этими верующими было сложно - структуры управления разделяли между собой иезуиты и католический клир, подконтрольный лично Папе.

И тут случается непредвиденное - орден расформировывают! Екатерина же подарку только обрадовалась. Поскольку в то время общение между людьми было не такое скорое, как сейчас, весть о расформировании ордена достигла русских подданных иезуитов довольно поздно и неофициально. Официальная цензура Екатерины II эту папскую буллу просто не пропустила.

В результате сложилась уникальная ситуация - во всем мире иезуиты расформированы, а в России - нет. И Екатерина еще и печется о благе своих подданных и ордена, помогает кому деньгами, кому решением проблем.

В результате у католического клира во враждебной иноверческой стране появляется мощный и лояльный иноверцам конкурен, который быстро прижимает к себе остатки влияния.

Я категорически отказываюсь верить, что это блестящее решение, заставившее Папу Римского, нехотя, признать, что орден "как бы и не распущен" - это простое совпадение.

Понравилась заметка?

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, прочитайте старые публикации (этим Вы очень меня поддержите и замотивируете!).

Этот сайт посвящен исключительно книгам, раскрывающим суть, духовный мир и сокровенное богатство древнейшей и наиболее целостной из прочих форм христианства.

Православная книга. Чем она отличается от других? Ответ на этот вопрос даст перечисление авторов, книги которых приведены на сайте. Как правило, это или служители веры, или монахи, или же богословы, имеющие заслуженный авторитет в Православном мире.

О православии может написать любой, но написать православную книгу, не искажая сути правоверия доступно только носителям святости Духа Божия.

Читайте также: