Формальная и диалектическая логика кратко

Обновлено: 06.07.2024

Основой формальной логики можно считать четыре закона: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

В основе диалектической логики лежит три закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания.

Основой претензий со стороны формальной логики в сторону диалектической логики можно считать закон противоречия (например, К. Поппер. Что такое диалектика?)

Представим себе металлический шарик диаметром в сантиметр. Шар достаточно идеален, чтобы мы могли рассмотреть какие-то изъяны и неровности. Он одинаков со всех сторон по форме и цвету, как его не крути. Дальше мы сплющиваем шар, положив под пресс, и получаем болванку для монеты. Теперь у нас есть две противоположные стороны. Цвет и материал остались неизменны, но появилось новое свойство, относящееся к форме, – стороны. Дальше мы можем выгравировать изображения на каждой из сторон: орла и решку. Более того, теперь на стороне орла также появилось разделение: область, относящаяся к изображению орла и область вне орла. В итоге последовательными операциями деления мы придали новые свойства изначальному шару. Изначальные свойства, вроде цвета и материала у нас так и остались неизменны, но появились новые: сторона и вне/внутри изображения.

Нетрудно заметить, что в делении шара на орла и решку, обе стороны являются противоположностями друг другу, но в то же время и имеют единство, так как остаются одним и тем же сплюснутым исходным металлическим шариком.

Вообще мы не можем определить какой-либо термин, обозначающий некий предмет, не предполагая существования другого предмета, хотя бы существования отрицания исходного предмета. Иначе мы просто не можем никак идентифицировать предмет, нам не с чем сравнить этот предмет и сказать да, это он, или нет, это не он. Получается, что любой термин является относительным. В этом моменте учебник Гусева более корректен, чем учебник Челпанова, однако, простое исключение разделения на абсолютные и относительные термины скрывает суть, а именно отсутствии абсолютных терминов с точки зрения логики.

Когда мы определяем некий новый термин, мы тем самым определяем, как минимум, еще один термин, являющийся отрицанием первого. Даже несмотря на то, что явно мы противоположный термин можем и не описывать, он всё равно существует.

Теперь стоит привести другой пример, связанный с математикой. Встретились Петя, Вася и Лена. У Пети большое спелое красное яблоко, у Васи маленькое зеленое яблоко, а у Лены нет яблок. Петя и Вася отдали свои яблоки Лене, та их взяла, но потом поняла, что не хочет кушать и отдала по яблоку Пете и Васе. Описывая данный пример на языке математики, мы получим со стороны Лены:

1 + 1 + 0 = 2 => 2 – 1 – 1 = 0

Как нетрудно заметить, невозможность в формальной логике определить понятие ноля приводит к невозможности определить полностью независимые (в математике: перпендикулярные или ортогональные) понятия. Другими словами, всегда есть проекция любого понятия на любое понятие или все понятия (объекты) являются взаимосвязанными. Закон перехода количества в качество, по сути, отражает эту взаимосвязь всех понятий друг с другом.

Отсутствие ноля отражает отсутствие полной идентичности нескольких предметов. Можно сказать, что любые предметы имеют ненулевую разницу, что согласуется с законом тождества. Без ноля также невозможно определить ни одно натуральное число (и все другие числа), так как, например, число 2 представляет собой сумма двух единиц, а двух одинаковых единиц не может быть.

Вернемся к нашему примеру с шариком. Когда мы сплюснули шар и получили монету, у нас существует и две стороны: орел и решка, и области внутри и вне орла на одной из сторон. Но также взяв изначально шар, мы уже знали, что он металлический и одноцветный. Эти свойства нашего исходного предмета также обозначаются относительными терминами и предполагают существование альтернатив.

То деление, которое мы начали со сплющивания шара, мы можем продолжать без ограничения. Но нас ничего не ограничивает также применить принцип деления и в обратную сторону. Материал шара предполагает существование других материалов, цвет других цветов, форма шара – других форм.

В итоге никаких границ, т.е. некоторых абсолютных значений или терминов, с точки зрения формальной логики быть не может. К таким границам относятся, в том числе, любые начальные условия или аксиомы. Мы можем определить нечто, опираясь на некоторое основание, но это самое основание будет опираться на предыдущее основание и т.д. без ограничений.

Особенно следует отметить, что среди всех понятий основополагающими являются понятия пространства и времени, которые не могут ничем выделяться с точки зрения принципов формальной логики и также являются взаимозависимыми друг с другом и со всеми остальными понятиями. У пространства и времени также нет ни абсолютных, ни начальных значений.

Наш физический мир по наблюдениям в полной мере согласуется с законами формальной логики, однако наша Вселенная имеет некоторые абсолютные значения свойств. Меж тем ответ на это противоречие прост: наша Вселенная есть то самое промежуточное основание, иными словами, подмножество логической мультивселенной, где существуют все возможные варианты всех понятий. Человеческое сознание и мышление, есть процесс конструирования произвольных ограниченных подмножеств логической мультивселенной через варьирование и различные комбинации понятий.

В силу невозможности внятной экспериментальной проверки в современной физике очень много теорий далеких не только от реальности, но и от логики. В связи с этим естественной реакцией общества уже достаточно давно стала замена изучения логики на математику. Строгие логичные теории стали заменяться принципом практической реализуемости.

Исключение из формальной логики понятия абсолютных терминов снимает её противоречия с диалектической логикой, что сводит их в единое целое, где диалектическая логика дополняет формальную.

Такая единая логика может позволить свести в общую непротиворечивую теорию все наблюдаемые явления в физике за последние сто с лишним лет.


PS: Современная физика и логика

Пример с шариком наглядно демонстрирует суть квантовых эффектов. Пространство-время ошибочно понимается, как некая среда, в которой находится материя. Пространство-время – это абстракция, в том смысле, что оно противоположно материи. Соответственно, пространство-время неразрывно связано с материей – является её обратной стороной. Свойства пространства-времени, в первую очередь размерность, есть отражение свойств материи.

Идеальный шар является таким объектом, что его описание одинаково, независимо от размерности пространства: отрезок в одномерном пространстве, круг в двухмерном пространстве, шар в трехмерном, и т.д. Более того, по наблюдению свойств шара нельзя никак понять, если не знать заранее, эту самую размерность пространства. Когда же из шарика мы делаем монету, то свойство размерности уже идентифицируется по наблюдению самой монеты.

Уже давно квантовые эффекты пытаются трактовать через вероятности, дуализмы и прочие идеи, прямо нарушающие законы формальной логики. Позднее придумали бесконечные струны в одиннадцатимерные пространствах, хотя проще и логичнее понять суть, что есть пространство и что, оно не независимо от материи. Хотя, к слову, уже из теории относительности это напрямую следует. Сама же теория относительности занимается искривлением пространства непонятно относительно чего. Находясь внутри пространства невозможно понять, что оно искривлено. По рисунку на листе бумаги (изнутри листа) нельзя понять, насколько согнут лист.

Общеизвестный принцип причинности, т.е. взаимозависимость всех понятий, т.е. отсутствие ортогональных понятий (равно как и отсутствие параллельных понятий) наглядно демонстрирует история трех великих геометрий. У Евклида через точку, вне прямой можно провести одну прямую параллельную данной, у Лобачевского две прямых, а у Римана ни одной прямой. В этом плане геометрия Римана, где любые прямые где-то пересекаются, как раз отражает физическую реальность, т.е. тот самый принцип причинности. В физике такая взаимосвязь, например, выражается в законе сохранения энергии.

Как-то про монету и шар неубедительно. Вы ещё приведите пример переплавки шара в кольцо Мёбиуса и теоретически они будут в неком смысле идентичны.
Это игры слов, но не разума.
Разум же обязан учитывать восприятие как причинность самого восприятия, откуда и вытекают все как закономерности, так и парадоксы. Они все не более как феноменальный ряд воспринимаемого, тогда как восприятие к воспринимаемому имеет лишь сослагательное отношение. То есть, по сути - никакого реального отношения друг к другу и никакой связи между ними нет. Одно никак не влияет на другое. Отсюда и загадки квантового мира, когда частицы невозможно уловить. Их просто нет в фактуре воспринимаемого, поэтому восприятие их и не может зафиксировать.
Почему так.
Да потому, что при попытке найти некую дискретность или квантованность самого восприятия, то ничего не получится. Нет такого промежутка в восприятии, где происходит переход из одной суперпозиции в другую. Это означает, что нет вообще никаких суперпозиций, это условность разума, есть цельность материального конгломерата, включающего в себя все возможные комбинации материальных форм, то есть неделимая структура воспринимаемого, протягиваемого сквозь восприятие последовательностью, именуемой в терминологии как длительность. То есть восприятие отсутствует в мире материи, в так называемой реальности. А поэтому не может никаким образом взаимодействовать с ней. Может лишь наблюдать, в том числе себя и свои действия, являющиеся частью восприятия.
Не знаю, поняли ли.

Ева, спасибо за отзыв.
"Вы ещё приведите пример переплавки шара в кольцо Мёбиуса и теоретически они будут в неком смысле идентичны."
Шар, точнее сфера негомеоморфны кольцу Мёбиуса, поэтому они неидентичны совсем с точки зрения топологии.
"Разум же обязан учитывать восприятие как причинность самого восприятия, откуда и вытекают все как закономерности, так и парадоксы."
В реальности нет парадоксов. А для меня принцип самосогласованности является одним из первичных критериев проверки.
"То есть, по сути - никакого реального отношения друг к другу и никакой связи между ними нет. Одно никак не влияет на другое."
Принцип причинности - один из самых общих физических принципов.
"Отсюда и загадки квантового мира, когда частицы невозможно уловить." - все частицы квантового мира (Стандартная модель)наблюдаемы и описаны, никаких загадок тут нет. По отдельности частицы наблюдаемы двояко, как волна и квант. Хотя, как только частицы начинают объединяться в атомы и молекулы (от двух разных частиц - атом водорода, и более), все квантовые эффекты пропадают. Вопрос тут не в двоякости, а в трансляции результатов наблюдений в классическую систему наблюдателя.
"Да потому, что при попытке найти некую дискретность или квантованность самого восприятия, то ничего не получится. " - все результаты действия разума это либо физические действия носителя разума, либо текст, который составлен из конечного последовательного набора букв алфавита (в нашем случае русского) + пробел и знаки препинания, что в совокупности конечный (дискретный) набор (конгломерат).
"То есть восприятие отсутствует в мире материи, в так называемой реальности. Не знаю, поняли ли."
Я не имею ничего против агностицизма, равно как и против других вероисповеданий, однако, я пока никаких объективных научных причин таких точек зрения не встречал.

Спасибо, но это не ответ. Прошу меня не цитировать отрывками из контекста. Если не можете, отвечать не стоит. Выходит, вы вроде заполняете анкету - да, нет, да, нет.
Нет внятности в этом вашем анкетном постинге. Элементарные частицы, между прочим, не фиксируются, фиксируется их так сказать след, а их наличие лишь предположение. Причём след фиксируется хаотично и непредсказуемо. На этом просто делают деньги. Например - на адронном коллайдере. Никаких бозонов Хиггса, как вы знаете, реально никто не зафиксировал. Тишина.
Вы не поняли мой пассаж про Суперпозицию, состоящую из бесконечного ряда суперпозиций, которые существуют лишь в воображении.
Религия здесь неуместна. Вы чего-то не поняли.
Отсутствие в реальном мире текущего момента говорит об отсутствии дискретности самой длительности и невозможности изменения цельности континуума пространства и материи. Времени же, естественно, в природе нет. Это игра разума и чувственного поля сенсоров человеческого тела.
Возможно, поймёте.
Спасибо за ответ)

Виктор, хотела бы добавить относительно вашего намёка на агностицизм.
Моё понимание сути и смысла самовосприятия, то есть того, мыслит и само себя воспринимает, а именно - рефлексии, то есть души, сводится к тому, что она не одна.
Писала об этом не раз.
Их две.
Первая, социальная, действует в так называемом реальном социальном мире, где вещи не могут вызывать сомнения в своём существовании как они есть с позиции "здравого смысла". То есть, например - лежащий на столе, вами описанный шар можно взять и бросить в окно. Можно перевернуть стол, поставить на него стул, а сверху положить шар. Можно многое. И никто в здравом уме, в том числе и я, не допускает, что это всё происходит автоматически, так как уже изначально существовало в предстоящих суперпозиционных моментах и остаётся существовать после наблюдения.
Социальная душа для этого и существует, чтобы восприятие было стабилизировано самим собой и, главное, верило в свои возможности. Она и верит, в том числе и моя. Я же не полная идиотка, чтобы допускать реальный фатализм в отношении своего бытового мира.
Однако.
Есть базовая истинная душа номер два. Условный номер, естественно. Она-то и видит суть и смысл всего сущего как части единого. Понимаете? Этим единым является восприятие. Оно полностью одиноко и самодостаточно, так как вне его осознательного мира нет ничего действительно аналогичного и равного хоть в какой-то степени ему, потому что всё что вне его, всё находится в поле вышепрорисованной монолитной цельности пространственно-материального континуума.
Эта мыслительная суть и констатирует фактическое положение вещей, где любая случайность как и любой парадокс не могут не быть связаны с цельностью континуума, то есть случайностей быть не может, более того - они косвенное свидетельство невозможности восприятия воздействовать на воспринимаемое.
Не сомневаюсь, этот вопрос интуитивно волновал всех и философов и естествознателей всех времён и народов. Интуитивно. Но не осознанно. Вы вот тоже сомневаетесь.
Думаю, должны понять. Это не столь просто, но не невозможно.
Хотя, вторая душа полностью отдаёт себе отчёт, что лично вы часть неизбежного феноменального ряда и реагировать будете так, как уже среагировали в так называемом будущем. Но это вторая, она вне социальности.
Я же лично, представляя нормальную первую социальную душу, сама ей не особо доверяю - для того и существую, - на надеюсь что вы поймёте мой мыслительный пассаж. Точнее, не совсем мой.
[с психикой в порядке, раздвоения личности нет]
))

Да, а все изыскания в поле социальности - естественные науки безусловная её часть - конечно же будут иметь какие-то условные доказательства. Вроде миллиардов галактик и миллионов световых лет. Это же просто терминология. Основанная, в частности, на красном смещении. На условности. Свет же не волна. Ну, и прочее подобное. В них сомнений нет. Как у христианства в воскрешении.
Но хотела бы добавить относительно пространства.
Это не более как то, что в пределах тактильности окружает человека на протяжении его жизни. Всё остальное не пространство, а его декларация и предположение.

Правка:
. Моё понимание сути и смысла самовосприятия, то есть того, ЧТО мыслит и само себя воспринимает.

На этапе теоретического исследования происходит теоретическое осмысление объекта исследования, которое заключается в изучении объекта в статике и в динамике. Для осуществления этой операции исследователь должен владеть определенным инструментарием, позволяющим ему всесторонне изучить объект. Такой инструментарий представляют исследователю формальная и диалектическая логика.

Формальная логика обеспечивает непротиворечивость мышления.

1. Независимо от того, о чем идет речь, нельзя что-либо одновременно и утверждать и отрицать.

2. Нельзя принимать некоторые утверждения, не принимая вместе с тем все то, что вытекает из них.

3. Невозможное не является возможным, доказанное - сомнительным, обязательное - запрещенным и т.п.

Для того, чтобы осуществить именно научное познание, одной формальной логики недостаточно. Для доказательства объективной правильности вывода или утверждения, для получения объективных представлений об изучаемом объекте, исследователь должен владеть диалектической логикой.

Диалектическая логика - это наука об основных формах и законах познающего мышления.

Принципы определяющие диалектическую логику:

1. Объективность рассмотрения: познавая объект, исследователь должен брать его таким, какой он есть, без всяких субъективных добавлений. Исследователь не должен идти на поводу у первоначальной гипотезы и пытаться подогнать объект исследования под эту гипотезу, наделяя объект несвойственными ему качествами.

2. Всесторонность рассмотрения: изучаемый объект должен быть охвачен со всех сторон, должны быть выявлены и отражены его бесконечно многообразные стороны и связи. Только в том случае, если исследователь изучит связи и отношения явлений и объектов, которые он непосредственно воспринимает, он сможет познать другие явления и объекты, непосредственно им не воспринимаемые, и тем самым углубить процесс познания.

3. Единство исторического и логического: познавая объект в его движении или развитии, исследователь должен проследить всю историю развития данного объекта от момента возникновения до современного состояния. Логика теоретического познания только тогда правильно отразит внутреннее содержание и закономерности развития объекта или явления, когда они рассматриваются с точки зрения их возникновения и исторического развития. В результате историческое обобщается, освобождается от случайных, несущественных черт и превращается в логическое знание об объекте или явлении.

4. Рассмотрение вещи как единства борьбы противоположностей: в каждом объекте сосредоточены противоположности (например, достоинства и недостатки). Подход к познанию объекта на основе вскрытия внутренних противоположностей позволяет более полно раскрыть его сущность, понять движущие силы развития объекта. Борьба противоположностей, заложенных в объекте или явлении, ведет к их саморазвитию и, изучая противоположности, исследователь приходит к выводу о закономерностях развития объекта под воздействием внутренних факторов.

5. Принцип развития познания: заключается в том, что в процессе познания исследователь не может сразу достичь абсолютную истину, которая бы содержала исчерпывающие знания об объекте познания. Исследователь приходит к абсолютному знанию об объекте постепенно. Движение познания к абсолютной истине происходит через множество относительных, неполных, частичных истин.

6. Принцип диалектического отрицания: новое в познании может возникнуть и развиваться только на основе старого. Отрицая устаревшие знания, исследователь должен удержать все положительное и перенести его в новое знание. Между старым и новым в процессе отрицания существует неразрывная связь. Часто старое остается частью нового.

7. Принцип единства формы и содержания: содержание, как совокупность внутренних элементов объекта, и форма, как внутренняя организация содержания, представляют собой единство противоположностей. Борьба между ними приводит к уничтожению старой формы и ее замене формой, соответствующей новому содержанию. Этот процесс необходимо иметь в виду при исследовании любого объекта или явления.

8. Принцип перехода количественных изменений в качественные: дает возможность понять сам процесс движения объекта, вскрывает механизм превращения предметов в новое качество. Количественные изменения, накапливаясь, вызывают качественные изменения. Опираясь на этот принцип, исследователь может не только познать сущность, но и предсказать существование таких объектов и явлений, которых еще никто не наблюдал.




На этапе теоретического исследования происходит теоретическое осмысление объекта исследования, которое заключается в изучении объекта в статике и в динамике. Для осуществления этой операции исследователь должен владеть определенным инструментарием, позволяющим ему всесторонне изучить объект. Такой инструментарий представляют исследователю формальная и диалектическая логика.

Формальная логика обеспечивает непротиворечивость мышления.

1. Независимо от того, о чем идет речь, нельзя что-либо одновременно и утверждать и отрицать.

2. Нельзя принимать некоторые утверждения, не принимая вместе с тем все то, что вытекает из них.

3. Невозможное не является возможным, доказанное - сомнительным, обязательное - запрещенным и т.п.

Для того, чтобы осуществить именно научное познание, одной формальной логики недостаточно. Для доказательства объективной правильности вывода или утверждения, для получения объективных представлений об изучаемом объекте, исследователь должен владеть диалектической логикой.

Диалектическая логика - это наука об основных формах и законах познающего мышления.

Принципы определяющие диалектическую логику:

1. Объективность рассмотрения: познавая объект, исследователь должен брать его таким, какой он есть, без всяких субъективных добавлений. Исследователь не должен идти на поводу у первоначальной гипотезы и пытаться подогнать объект исследования под эту гипотезу, наделяя объект несвойственными ему качествами.

2. Всесторонность рассмотрения: изучаемый объект должен быть охвачен со всех сторон, должны быть выявлены и отражены его бесконечно многообразные стороны и связи. Только в том случае, если исследователь изучит связи и отношения явлений и объектов, которые он непосредственно воспринимает, он сможет познать другие явления и объекты, непосредственно им не воспринимаемые, и тем самым углубить процесс познания.

3. Единство исторического и логического: познавая объект в его движении или развитии, исследователь должен проследить всю историю развития данного объекта от момента возникновения до современного состояния. Логика теоретического познания только тогда правильно отразит внутреннее содержание и закономерности развития объекта или явления, когда они рассматриваются с точки зрения их возникновения и исторического развития. В результате историческое обобщается, освобождается от случайных, несущественных черт и превращается в логическое знание об объекте или явлении.

4. Рассмотрение вещи как единства борьбы противоположностей: в каждом объекте сосредоточены противоположности (например, достоинства и недостатки). Подход к познанию объекта на основе вскрытия внутренних противоположностей позволяет более полно раскрыть его сущность, понять движущие силы развития объекта. Борьба противоположностей, заложенных в объекте или явлении, ведет к их саморазвитию и, изучая противоположности, исследователь приходит к выводу о закономерностях развития объекта под воздействием внутренних факторов.

5. Принцип развития познания: заключается в том, что в процессе познания исследователь не может сразу достичь абсолютную истину, которая бы содержала исчерпывающие знания об объекте познания. Исследователь приходит к абсолютному знанию об объекте постепенно. Движение познания к абсолютной истине происходит через множество относительных, неполных, частичных истин.

6. Принцип диалектического отрицания: новое в познании может возникнуть и развиваться только на основе старого. Отрицая устаревшие знания, исследователь должен удержать все положительное и перенести его в новое знание. Между старым и новым в процессе отрицания существует неразрывная связь. Часто старое остается частью нового.

7. Принцип единства формы и содержания: содержание, как совокупность внутренних элементов объекта, и форма, как внутренняя организация содержания, представляют собой единство противоположностей. Борьба между ними приводит к уничтожению старой формы и ее замене формой, соответствующей новому содержанию. Этот процесс необходимо иметь в виду при исследовании любого объекта или явления.

8. Принцип перехода количественных изменений в качественные: дает возможность понять сам процесс движения объекта, вскрывает механизм превращения предметов в новое качество. Количественные изменения, накапливаясь, вызывают качественные изменения. Опираясь на этот принцип, исследователь может не только познать сущность, но и предсказать существование таких объектов и явлений, которых еще никто не наблюдал.

Как считал Кант, своё развитие логика завершила уже во времена Аристотеля. Но это формальная логика . Формальная логика абстрагируется от содержания мысли, имеет дело только с её формой. Такая логика хорошо применима в математике, но она однобока и половинчата в отношении бесконечно изменяющейся материи. Ещё Зенон Элейский в V веке до н. э. сформировал около 40 апории – противоречий, которые невозможно разрешить формальной логикой.

Движущееся тело никогда не достигнет конца пути, потому что оно сначала должно дойти до середины пути, потом до середины оставшегося пути, потом опять до середины остатка и т. д. – таким образом, прежде чем дойти до конца пути, тело должно пройти бесконечное множество середин, а это потребует бесконечного времени.

В диалектической логике противоречащее себе не переходит в нуль (как в математике), а является отрицанием своего особенного содержания, и переходит в понятие более высокого порядка. Новое понятие содержит в себе как предыдущее понятие, так и его отрицание – тезис (исходное понятие) + антитезис (противоположность исходного понятия) = синтезис (новое понятие, в состав которого входит как исходное понятие, так и его противоположность).

Очень многие именно здесь впадают в когнитивный диссонанс.

Ведь с детства нам известна только формальная логика, которая используется в математике. Все мы помним доказательство от противного: допустим, что данное утверждение верно, но если логически мы приходим к противоречию, то значит данное утверждение ошибочно. Диалектическая же логика различает противоречия во всём. Но – это крайне важно! – когда мы говорим об одной стороне противоречия, всегда строго соблюдаются все законы формальной логики. Беря изначально противоречивое, если в процессе рассуждения мы не допускаем формально логических ошибок, мы вновь придём к противоречию (см. пример апории). Противоречия не могут на веки вечные сохраняться в форме антиномий, но чтобы объединить тезис и антитезис в синтезис, необходимо чётко зафиксировать антиномию. Но так как формальная логика упорно трактует противоречие как ошибку, мышление, основанное только на формальной логике, обречено либо тщательно замаскировывать противоречия, либо бессильно отступать перед ними.

Таким образом, диалектическая логика не отрицает формальную логику, а включает её в себя. Отрицательное, которое имеет понятие в самом себе – это то, с помощью чего понятие ведёт дальше само себя. Грубой ошибкой будет считать, что не относящееся к самой сути дела внешнее отрицательное действие есть противоречие. Противоречие должно быть внутри самого понятия, находиться в неразрывной связи с понятием.

Познание в диалектике есть сам себя конструирующий путь. К нему мы приступим в следующей заметке.

Формальная логика – это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связей между мыслями по их логическим формам.

Мышление, которое осуществляется в соответствии с формально-логическими законами, называется правильным. Формальная логика, является наукой о правильном мышлении, исследует типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, т.е. типичные алогизмы.

При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания.

Кроме формальной логики существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и т.д., такие методы познания, как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез и т.д.

В процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики, и наоборот. (Ю.В.Ивлев, 1988)

Основные методологические принципы формальной логики: тождество, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти принципы выражают наиболее общие требования, которым должны удовлетворять наши рассуждения и логические операции с мыслями, если мы ставим перед собой цель достигать истину рациональными методами.

Принцип тождества устанавливает требование определенности мышления – в процессе рассуждения, употребляя некоторый термин, мы должны употребить его в одном и том же смысле, понимать под ним нечто определенное. Хотя предметы, существующие в объективной действительности, непрерывно изменяются, в понятиях об этих предметах выделяется нечто неизменное. В процессе рассуждения нельзя изменять понятия без специальной оговорки. По-другому принцип тождества можно назвать принципом оговорок: если изменяешь смысл термина, то оговори это, иначе будешь понят неправильно.

Принцип непротиворечия требует, чтобы мышление было последовательным. Он требует, чтобы, утверждая нечто о чем-то, мы не отрицали того же о том же в том же самом смысле в то же самое время, т.е. запрещает одновременно принимать некоторое утверждение и его отрицание.

Противоречия в языковых контекстах иногда являются неявными. Так, известное утверждение Сократа “Я знаю, что я ничего не знаю” скрывает в себе противоречие. В самом деле, если Сократ знает, что он ничего не знает, то он и этого не знает.

Принцип исключенного третьего требует не отвергать одновременно высказывание и его отрицание. Высказывания А и ù А нельзя отвергнуть одновременно, так как одно из них обязательно истинно, поскольку произвольная ситуация либо имеет, либо не имеет места в действительности.

Уточнив понятия, мы можем сказать о двух суждениях, одно из которых является отрицанием другого, что одно из них обязательно истинно, т.е. третьего не дано.

Принцип достаточного основания требует, чтобы всякое утверждение было в какой-то мере обосновано, т.е. истинность утверждений нельзя принимать на веру.

В качестве высшего методологического принципа выступают требования объективности рассмотрения. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, т.е. из мировоззренческого принципа первичности материального и вторичности идеального. Он требует при исследовании всякого объекта исходить из него самого, а не из нашего мнения о нем, “не мышлению подчинять предмет, а мышление предмету, внутренней логике взаимосвязи и взаимозависимости его сторон”.

Важнейшим следствием принципа объективности рассмотрения является требование не идти от вторичных явлений к их причинам, а наоборот, исходя из первичных явлений, из причин, выявлять все возможные следствия.

Другим следствием принципа объективности является принцип конкретности, требующий при изучении объекта исходить из его особенностей, из специфических условий его существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров, направляющих познание на выявление его внутренней природы. “Метод К.Маркса, - писал В.И.Ленин, подчеркивая важность требования конкретности, - состоит прежде всего в том, чтобы учесть объективное содержание исторического процесса в данный конкретный момент, в данной конкретной обстановке…”

Важнейшим принципом диалектического метода является требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях. “Чтобы действительно знать предмет, - писал В.И.Ленин, - надо охватить, изучить все его стороны, все связи и “опосредствования”. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвения”. Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. В самом деле, если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д., если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то, чтобы познать предмет, необходимо охватить все эти связи и отношения.

Важным принципом диалектического метода является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие состояния. Принцип историзма является следствием принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развития.

Мышление как предмет логики. Особенности логики как науки. Законы формальной логики. Диалектическая логика как составная часть марксистской философии. Система категорий, формализованные логические системы и содержательные формально-логические теории.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 31.03.2017
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Логика формальная и диалектическая

Предметом логики является изучение форм мышления. Главное назначение логики состоит в поиске и обосновании таких форм мышления, которые обеспечивают достижение истины в познании, предохраняют мыслящего субъекта от ложных путей и ошибок. Логика, как наука, состоит из двух частей: формальной логики и логики диалектической. Обе части логики исследуют закономерности рационального мышления. Различие между ними связано с тем, что само рациональное мышление реализуется на двух качественно различных уровнях: рассудочном (низшем) и разумном (высшем). Законы формальной логики - это законы рассудочного мышления. Они обеспечивают функционирование познания, предохраняют от ошибочных ходов мысли. Однако законы формальной логики, выявляющие требования к построению форм истинного знания, мало говорят о том, какие пути ведут к формированию нового знания, к достижению объективной истины. Ориентиры разумного мышления, обеспечивающие развитие познания, его движение к истине, дает диалектическая логика.

Цель работы - определить соотношение формальной логики и диалектической логики.

Задачи работы - рассмотреть особенности формальной и диалектической логики; обозначить общее и отличия формальной и диалектической логики.

Глава 1. Что такое логика

логика мышление формальная дилектическая

Логика (от греч. logos -- мысль, слово, речь, разум) -- это наука о законах и формах мышления. Известно, что мышление как процесс изучают самые различные науки. Философия изучает проблему отношения мышления к предметам и явлениям объективного мира. Психология рассматривает специфические закономерности и механизм психической жизни человека. Языкознание представляет сущность слова и знака как инструментов мыслительного процесса человека. Логика же изучает мышление как средство, метод познания действительности. В центре внимания логики находятся общечеловеческие законы мыслительного процесса, без соблюдения которых он вообще невозможен. Логика учит человека строить правильное рассуждение и, используя формально-логические законы, приходить к истинным выводам в отношении предмета анализа.

Особенности логики как науки:

* логика рассматривает мышление как инструмент познания объективного мира, как безусловное средство получения истинных знаний через понятия, суждения и умозаключения

* мышление интересует логику со стороны практической результативности и правильности выводного знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту , а только с помощью законов и правил мышления;

* мышление интересует логику как структурно-формальный процесс, то есть как процесс, в котором можно отвлечься от содержания объекта и сконцентрировать внимание только на форме;

* логика носит всеобщий характер, так как она, абстрагируясь от частного, анализирует типическое, общее; логическая форма и законы мышления являются общечеловеческими, так как мыслительный процесс у всех людей, независимо от национальной принадлежности, различий в языке, жизненного опыта, рода деятельности, имеет общую логическую структуру -- в противном случае люди просто бы не поняли друг друга и не могли бы объясниться;

* логика предполагает единство содержания и формы анализируемого предмета, что, в свою очередь, обеспечивает правильность и непротиворечивость мыслительного процесса.

Цели изучения логики:

* научиться создавать стройные рассуждения, чтобы приходить к истинным выводам в отношении предмета анализа;

* овладеть методикой научного анализа развития противоречивых процессов и явлений социальной жизни на основе законов формальной логики;

* историю возникновения и этапы развития логики, сущность, содержание и специфику логики как науки

* характер и содержание основных законов логики, их особенности и взаимосвязь;

* сущность и содержание принципов логики, ее соотношение с философией, диалектику взаимосвязи с объективной реальностью;

* особенности структуры формальной логики, методы доказательства истины, пути обнаружения противоречия в неверных или сознательно искаженных суждениях и умозаключениях.

логика мышление формальная дилектическая

Глава 2. Формальная логика

Формальная логика, в отличие от неформальной, организована как формальная система, обладающая высоким уровнем абстракции и чётко определёнными правилами. Формальная логика занимается выводом нового знания на основе ранее известного без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а применением законов и правил мышления. Начальной ступенью формальной логики можно считать традиционную логику, а её следующей ступенью -- математическую логику, использующей формализацию, подобную математической, символический аппарат и логические исчисления.

Законы формальной логики:

Закон формальной логики (мышления) -- внутренняя, существенная, необходимая связь между некими мыслями. Наиболее простые и вместе с тем необходимые связи выражаются в основных формально-логических законах: тождества, не противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти законы называются основными, потому что выражают важные свойства правильного мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Законы формальной логики имеют необходимый и всеобщий характер, действуют во всяком процессе мышления независимо от того, в какой форме он протекает. Кроме основных законов, существуют еще и другие формально-логические законы, связанные с отдельными формами мышления, с отдельными логическими операциями: например, закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия и др.

Требование непротиворечивости мышления выражает второй основной формально-логический закон непротиворечия: два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными; по крайне мере одно из них необходимо ложно. Закон непротиворечия можно выразит формулой, применяемой математической логикой в исчислениях высказываний: неверно, что а и не-а одновременно истинны. В этой формуле под а понимается любое суждение, под не-а -- суждение, отрицающее суждение а. Утверждая что-либо о каком-либо предмете, мы не можем, не противореча себе, отрицать то же самое о том же самом предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении. В основе закона непротиворечия лежит качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств. Отражая эту сторону действительности, закон непротиворечия требует, чтобы мышление не допускало противоречивых утверждений. Если, например, предмет А имеет определенное свойство, то в суждениях об этом предмете мы обязаны утверждать это свойство, а не отрицать его и не приписывать данному предмету того, чего у него нет. Нужно строго отличать формально-логические противоречия от противоречий объективной действительности. Противоречия, существующие объективно, -- внутренний источник развития вещей и явлений материального мира. Это -- реальные, действительные противоречия, которые отражает и должно отражать мышление при помощи действующих в нем диалектических законов. Формально- логические противоречия -- это противоречия путаного, неправильного рассуждения, не являющиеся отражением жизненных, диалектических противоречий и затрудняющие познание действительности. Закон непротиворечия указывает, что из двух противоположных суждений одно необходимо ложно. Но поскольку он распространяется и на противные, и на противоречащие суждения, вопрос о втором суждении остается открытым: оно может быть как истинным, так и ложным.

Таким образом, подобно закону непротиворечия закон исключенного третьего выражает последовательность, непротиворечивость мышления, не допускает противоречий в мыслях. Но вместе с тем он представляет собой дальнейшее развитие закона непротиворечия, устанавливая, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на что указывает закон непротиворечия), но они не могут быть также одновременно ложными: если истинно одно из них, то другое необходимо ложно. Всякое третье, среднее решение исключено.Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными и ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, то есть доказать ее соответствие с действительностью.

Требование доказательности мышления, обоснованности суждений выражает четвертый основной закон формальной логики -- закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Достаточным, то есть действительным, невымышленным основанием наших мыслей может являться личный опыт, индивидуальная практика. Истинность некоторых суждений подтверждается путем их непосредственного сопоставления с фактами действительности. Но личный опыт ограничен. Поэтому человеку в своей деятельности приходится опираться на опыт других людей. Благодаря развитию научных знаний человек все шире использует в качестве оснований своих мыслей предыдущий опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах науки, в принципах и положениях, существующих в любой области человеческой деятельности. Таким образом, достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая, уже проверенная и признанная истинной мысль, из которой вытекает истинность рассматриваемой мысли. Если из истинности суждения а следует истинность суждения b, то а будет логическим основанием для b, а b -- логическим следствием этого основания. Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение. Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу. Требование закона достаточного основания сводится к тому, что всякое суждение, прежде чем быть принятым за истину , должно быть обоснованно. Обоснованность -- важнейшее свойство логического мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, убеждаем в чем-либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей.

Глава 3. Диалектическая логика

Диалектическая логика в своём научном выражении возникла как составная часть марксистской философии. Однако её элементы имели место уже в древней, особенно античной, философии, в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля и др. В силу исторических обстоятельств в течение длительного периода господствовала формальная логика как единственное учение о законах и формах мышления. Но уже примерно с 17 в. под давлением потребностей развивающегося естествознания в философской мысли начинает сознаваться её недостаточность, необходимость нового учения о всеобщих принципах и методах мышления и познания (Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.). Наиболее яркое выражение эта тенденция в новое время получила в немецкой классической философии. Так, Кант проводил различие между общей и трансцендентальной логикой; последняя, на его взгляд, отличается от первой, т. е. формальной, тем, что она изучает развитие знаний и не отвлекается, подобно ей, от содержания. Особая заслуга в разработке диалектической логики принадлежит Гегелю, давшему её первую всесторонне разработанную систему, проникнутую, однако, идеалистическим взглядом на мир.

Марксистское учение о логике вобрало в себя всё ценное из предыдущего, переработав огромный опыт развития человеческого сознания и обобщив его в строгую науку о познании. Диалектическая логика не отвергает формальную логику, а позволяет уточнить её границы, место и роль в изучении законов и форм мышления. Если формальная логика есть наука о законах и формах отражения в мышлении постоянства, покоя в объективном мире, то специфика диалектической логики -- изучение отражения в законах и формах мышления процессов развития, внутренних противоречий явлений, их качественного изменения, перехода одного в другое и т. д.

Вопрос о системе категорий, в которой последние берутся в порядке субординации, соподчинения, ещё не изучен достаточно, но наиболее вероятным и плодотворным представляется подход, соответствующий принципу единства логического и исторического, движения знаний от явлений к сущности, от простого к сложному и т. д. На эту сторону обращал внимание Ленин, внёсший огромный вклад в разработку диалектической логики.

В современной науке большую роль играют формализованные логические системы и содержательные формально-логические теории, изучающие отдельные стороны и задачи мышления. Диалектическая логика есть тот общий логический базис человеческого познания, та общая логическая теория, с позиций которой можно и должно объяснять все частные и конкретные логические теории, их значение и роль.

Диалектическая логика - высшая степень в развитии логической науки, но она не отменяет и не поглощает формальную логику, последнюю не следует рассматривать как пройденный этап.

Диалектическая логика, как и формальная, изучает мышление, но с другой стороны и другими методами. Формальная логика - это логика, которая изучает структуру мышления, исследует законы строения нашего мнения. Она призвана дать ответ, какой должна быть структура мысли, чтобы она была истинной и правильно воспроизводила действительность. Диалектическая логика исследует то, как в абстрактном мышлении познающего истину, действуют общие законы диалектики. Диалектическая логика изучает природу логических форм, их познавательную суть, раскрывает связь форм и законов мышления с законами объективного мира. Формальная логика исследует структуру готовых, сложившихся логических форм, не интересуясь их генетическими связями и взаимопереходами, диалектическая же логика изучает формы мышления в их связях, переходах, в развитии, движении.

Ограниченность формальной логики состоит в том, что соблюдение одних только ее законов для познания недостаточно, а не в том, будто она применяется только для познания каких-то элементарных связей и отношений, а при исследовании сложных явлений и связей Ее законы будто и не действуют. В процессе познания на степени абстрактного мышления имеет место постоянное сочетание двух моментов - формального соблюдения в каждом акте мысли и диалектического направления мысли в целом. И формальная, и диалектическая логика действуют везде, при познании любых объектов, как простых, так и сложных, при познании как относительно неподвижных предметов, так и предметов, движущихся меняются.

Не существует какой-то особой области элементарных отношений, которые бы узнавались с помощью только формальной логики, а диалектическая логика в них была бы неприменима, как не существует и такой области познания, где мышление подлежит только законам диалектической логики и где необязательно соблюдения требований формальной логики . Там, где соблюдаются законы формальной логики, действительно диалектическое мышление становится невозможным, там диалектика подменяется софистикой и эклектикой. Формальная логика обеспечивает определенность, ясность, последовательность мышления, то, без чего мышление как логический процесс по сути невозможно.

Список использованной литературы

логика мышление формальная дилектическая

1. В.К. Батурин - Логика: Учебное пособие, М., 2013;

2. А.Д. Гетманова - Логика: Учебное пособие , М., 2008;

3. В.И. Кириллов - Логика: Учебник для средних учебных заведений, М., 2008;

Читайте также: