Национальный вопрос в ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вопреки политически-ангажированным утверждениям политиков и интеллигентов бывших советских республик об отсутствии в СССР национальной политики, или даже режиме национального апартеида, в действительности в советском государстве с первых лет его существования национальному вопросу уделялось самое пристальное внимание.

СССР объединил значительную часть бывших территорий Российской Империи на которых проживало множество национальностей и этносов, как крупных и обладающих древней историей, так и малых или возникших в исторически-обозримом контексте. При этом наиболее развитыми, как в экономически-промышленном, так и образовательно-культурном отношении были бывшие европейские территории РИ, в то время как в некоторых национальных окраинах промышленность была представлена средневековыми мануфактурами и кустарным производством, отсутствовало образование и система здравоохранения.

Советское руководство взяло курс на развитие национальных окраин, выравнивание их с центром как в социально-экономическом, так и культурном отношении.

Всего в рамках СССР существовало 53 национально-территориальных единицы, а именно - 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов.

Результатом реализации национальной политики стало стремительное развитие данных единиц. На их территории строились современные производства, открывались школы, университеты, создавались учреждения культуры и печати, причем как на русском, так и на национальных языках, поощрялось исследование и культивация особенностей и традиций национальной культуры, истории. Донором для масштабных преобразований выступала наиболее развития часть СССР, а именно РСФСР и русский народ.

Национальные республики и автономии пользовались значительными преимуществами в сравнении с обычными областями русского центра – они получали повышенное финансирование из центра, власти уделяли больше внимания развитию культуры и образования, социально-экономическому благополучию населения, республики оставляли себе значительно большую часть доходов. Так если РСФСР имела право оставить в республиканском бюджете 42,3% собранного налога, то Эстония 59,7%, а Литва, Узбекистан, Казахстан более 99%.

Готовые работы на аналогичную тему

Советский человек, строитель коммунизма, представлял собой новый тип личности, обладающей универсальными советскими ценностями, нормами, моральными ориентирами, базирующимися на советской идеологии, оторванной от религиозных или узконациональных интересов.

Следует отметить, что советский человек не был исключительно формальным конструктом, существовали вполне определенные факты, указывающие на развитие интернациональных связей – такие как рост межнациональных браков, значительная доля населения, проживающего за пределами своих национальных республик, высокая распространенность русского языка, как интернационального языка общения в рамках Союза.

Противоречия национальной политики и предпосылки обострения национального вопроса

Однако несмотря на значительные плюсы и впечатляющие показатели национальной политики и политики выравнивания, существовали минусы, противоречия и непоследовательности, на которые советское руководство в течении длительного времени закрывало глаза.

Так республики оставались в политическом отношении полностью несамостоятельными и зависимыми от центра. Несмотря на значительные промышленные мощности, большая их часть принадлежала общесоюзным властям, в то время как на долю национальных властей республики приходилось лишь от 4% (РСФСР) до 10% (Казахстан) производимой на ее территории продукции. Как следствие львиная доля налогов уходила в общесоюзную казну, из советского центра осуществлялось управление предприятиями, расположенными на территории различных республик.

В кавказских и среднеазиатских республиках экономический рост не поспевал за демографическим, из-за чего общий уровень жизни оставался невысоким в сравнении с другими республиками, особенно прибалтийскими, где прирост населения напротив был минимален. Данное обстоятельство активно использовалось для выбивания дополнительных дотаций.

На протяжении последних десятилетий советского государства властные аппараты республик стремительно становились этническими. Так если в 60-е годы в совнархозе Казахстанской ССР доминировали русские, то к 80-м годам практически все должности занимали казахи. Необходимость конкуренции с русским населением за высокооплачиваемые должности, а также национализация органов власти республик, при их сильной зависимости от центра и неспособности проводить самостоятельную политику порождали советофобию, русофобию и тенденции к сепаратизму.

Острые точки национального вопроса

Периодические конфликты на этнической почве, неприязнь, достаточно длительное время игнорировались и скрывались властями, на фоне общих успехов национальной политики. Однако с началом политики перестройки националистические противоречия стали приобретать особенно острый и гласный характер. К ним можно отнести:

  • Карабахский конфликт между Азербайджанской и Армянской ССР;
  • Абхазский и Южноосетинский конфликты в Грузинской ССР;
  • этнические конфликты на Северном Кавказе (между ингушами, чеченцами, северными осетинами);
  • движение за возвращение на родину крымских татар и получение собственной автономии;
  • движение за создание автономии для поволжских немцев;
  • курс на независимость народных фронтов прибалтийских республик и т.д.

Экономические проблемы перестроечного периода, неспособность провести последовательную политику реформ, а также открыто и эффективно действовать в ситуациях национальных конфликтов и кризисов вызывали закономерное недоверие к центральной советской власти, способствовали росту национального самосознания республиканских элит их движения к получению независимости.

2.4.1.СССР являлся унитарной федерацией с жестко унифицированной, централизованной системой государственно-административного управления. В его составе было53 национально-территориальных образования - союзные и автономные республики, автономные области и округа. По переписям 1979 и 1985гг. была выделена 101 этническая группа. Основу этого национально-государственного единства составляла КПСС. Партийные комитеты национальных республик были лишь ее региональными отделениями. Вместе с тем бюрократический централизм партийной системы делал национальные элиты надежными компонентами единой властной структуры КПСС.

За годы советского социализма в СССР были созданы условия для развития наций. Этнонациональным группам была гарантирована территориальная автономия, образование и деятельность культурных институтов на национальных языках, а также создание местных кадров и собственной национальной номенклатуры - кланов (одного из факторов будущего дезинтеграционного процесса на территории СССР).

В этой ситуации национальный вопрос в СССР считался решенным полностью и окончательно (победа социализма как ба автоматически исключала возможность национальных конфликтов и противоречий на территории советского государства). В пользу этого говорил тезис о создании новой интернациональной общности - советский народ.

Русские в СССР, составлявшие 51,3% общей численности населения и занимавшие 3/4 территории СССР, не пользовались какими бы то ни было преимуществами перед другими нациями и народностями. Более того, в РСФСР никогда не было республиканской компартии и соответственного центральных органов ее управления (не было российского ЦК). Поэтому на Российскую Федерацию распространялась сфера прямого (из ЦК КПСС) управления. Это вело к тому, что с русскими ассоциировался центр союзного государства, а в характер взаимоотношений между республиками вошло понятие старшего и младшего брата.

2.4.2.Скрытые причины межэтнических конфликтов.

Одновременно за годы советской власти этнические меньшинства в ряде республик (особенно закавказских, например, в Грузии в отношении мегрельского и сванского языков, в Азербайджане курдского и лезгинского) подверглись ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом также крылись причины будущих межэтнических конфликтов (армян против азербайджанцев в Карабахе, осетин против грузин т.д.). Изменение границ автономий и несовпадение, как правило, этнического расселения и политической государственности вели к территориальным спорам между этносами, которые вызвали в будущем конфликты между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.

Комплекс национального меньшинства (младшего брата), а также русская аккультурация выдвинули к концу 80-х гг. на первый план национальные проблемы.

2.5. Духовная жизнь обществав 70-е гг. была сложной и противоречивой. С одной стороны, парадность и догматизм, идеологизация науки и культуры, с другой - медленный, но неизбежный рост протеста. Оттепель не прошла бесследно, менее плотным стал железный занавес.

2.5.1. Все шире становился разрыв между рядовыми гражданами и власть предержащими, возрастало социальное расслоение, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. В нем нарастала социальная апатия, расцветала двойная мораль, как наверху, так и внизу.

2.5.2. Если в рабочей среде это проявлялось в прогулах, пьянстве, анекдотах о высшем руководстве страны, то в среде интеллигенции характерной стала негласная критика советского строя, обсуждения в частных беседах проблем политического, социального и экономического положения в стране.

Наиболее радикальным, хотя и наименее массовым выражением несогласия и протеста стало диссидентское движение.В его рядах былипредставители творческой интеллигенции, национальных меньшинств, верующие. Ко второй половине 60-х гг. относится зарождение правозащитного движения, активным участником которого стал академик А.Д. Сахаров. На его основе были созданы Комитет прав человека в СССР; Московская Хельсинская группа, Христианский комитет прав верующих и др. Диссиденты организовывали акции протеста (в частности, в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии), пытались наладить выпуск нелегальной литературы. Затем основной формой их деятельности стали протесты и обращения в адрес высших руководителей страны и правоохранительных органов (как, например, Письмо вождям Советского Союза А.И.Солженицына). Несмотря на свою немногочисленность, диссидентство представляло моральную и идеологическую угрозу системе.




В качесте защитной меры властей по предложению председателя КГБ Ю.В. Андропова специально для борьбы с диссидентством было создано Пятое управление КГБ, которое использовало в своем арсенале аресты, судебные преследования, высылку за границу, направление на лечение в психиатрические больницы. В первое время еще использовались открытые процессы (как, например, над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 г. и др.). Но в 70-е гг. преследование отщепенцев не афишировалось, все шире практиковалась их высылка за рубеж.

2.4.1.СССР являлся унитарной федерацией с жестко унифицированной, централизованной системой государственно-административного управления. В его составе было53 национально-территориальных образования - союзные и автономные республики, автономные области и округа. По переписям 1979 и 1985гг. была выделена 101 этническая группа. Основу этого национально-государственного единства составляла КПСС. Партийные комитеты национальных республик были лишь ее региональными отделениями. Вместе с тем бюрократический централизм партийной системы делал национальные элиты надежными компонентами единой властной структуры КПСС.

За годы советского социализма в СССР были созданы условия для развития наций. Этнонациональным группам была гарантирована территориальная автономия, образование и деятельность культурных институтов на национальных языках, а также создание местных кадров и собственной национальной номенклатуры - кланов (одного из факторов будущего дезинтеграционного процесса на территории СССР).

В этой ситуации национальный вопрос в СССР считался решенным полностью и окончательно (победа социализма как ба автоматически исключала возможность национальных конфликтов и противоречий на территории советского государства). В пользу этого говорил тезис о создании новой интернациональной общности - советский народ.

Русские в СССР, составлявшие 51,3% общей численности населения и занимавшие 3/4 территории СССР, не пользовались какими бы то ни было преимуществами перед другими нациями и народностями. Более того, в РСФСР никогда не было республиканской компартии и соответственного центральных органов ее управления (не было российского ЦК). Поэтому на Российскую Федерацию распространялась сфера прямого (из ЦК КПСС) управления. Это вело к тому, что с русскими ассоциировался центр союзного государства, а в характер взаимоотношений между республиками вошло понятие старшего и младшего брата.

2.4.2.Скрытые причины межэтнических конфликтов.

Одновременно за годы советской власти этнические меньшинства в ряде республик (особенно закавказских, например, в Грузии в отношении мегрельского и сванского языков, в Азербайджане курдского и лезгинского) подверглись ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом также крылись причины будущих межэтнических конфликтов (армян против азербайджанцев в Карабахе, осетин против грузин т.д.). Изменение границ автономий и несовпадение, как правило, этнического расселения и политической государственности вели к территориальным спорам между этносами, которые вызвали в будущем конфликты между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.

Комплекс национального меньшинства (младшего брата), а также русская аккультурация выдвинули к концу 80-х гг. на первый план национальные проблемы.

2.5. Духовная жизнь обществав 70-е гг. была сложной и противоречивой. С одной стороны, парадность и догматизм, идеологизация науки и культуры, с другой - медленный, но неизбежный рост протеста. Оттепель не прошла бесследно, менее плотным стал железный занавес.

2.5.1. Все шире становился разрыв между рядовыми гражданами и власть предержащими, возрастало социальное расслоение, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. В нем нарастала социальная апатия, расцветала двойная мораль, как наверху, так и внизу.

2.5.2. Если в рабочей среде это проявлялось в прогулах, пьянстве, анекдотах о высшем руководстве страны, то в среде интеллигенции характерной стала негласная критика советского строя, обсуждения в частных беседах проблем политического, социального и экономического положения в стране.

Наиболее радикальным, хотя и наименее массовым выражением несогласия и протеста стало диссидентское движение.В его рядах былипредставители творческой интеллигенции, национальных меньшинств, верующие. Ко второй половине 60-х гг. относится зарождение правозащитного движения, активным участником которого стал академик А.Д. Сахаров. На его основе были созданы Комитет прав человека в СССР; Московская Хельсинская группа, Христианский комитет прав верующих и др. Диссиденты организовывали акции протеста (в частности, в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии), пытались наладить выпуск нелегальной литературы. Затем основной формой их деятельности стали протесты и обращения в адрес высших руководителей страны и правоохранительных органов (как, например, Письмо вождям Советского Союза А.И.Солженицына). Несмотря на свою немногочисленность, диссидентство представляло моральную и идеологическую угрозу системе.

В качесте защитной меры властей по предложению председателя КГБ Ю.В. Андропова специально для борьбы с диссидентством было создано Пятое управление КГБ, которое использовало в своем арсенале аресты, судебные преследования, высылку за границу, направление на лечение в психиатрические больницы. В первое время еще использовались открытые процессы (как, например, над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 г. и др.). Но в 70-е гг. преследование отщепенцев не афишировалось, все шире практиковалась их высылка за рубеж.

В феврале 1917 года начался распад российской державы по национальному и территориальному признакам. Имеются основания говорить о том, что этот распад поддерживался Временным правительство Керенского, выполнявшего волю Запада.

Национальный вопрос: как Сталин гарантировал равные права всем народам СССР

В феврале 1917 года начался распад российской державы по национальному и территориальному признакам. Имеются основания говорить о том, что этот распад поддерживался Временным правительство Керенского, выполнявшего волю Запада.

Но уже в 1918 – 1921 годах были поставлены вопросы о вхождении республик и автономных областей в состав РСФСР, заключении двусторонних договоров между республиками и РСФСР.

А 12 марта 1918 года столица РСФСР из Петрограда была перенесена в Москву, где она и находилась до царствования Петра I, который перенес столицу российской державы из Москвы в Санкт-Петербург, присвоил России наименование Российская империя, а себе – титул императора.

Москва со временем стала столицей всех граждан Советского Союза, что способствовало объединению страны. Перенос столицы российского государства также указывал на выбор Россией своего, отличного от Запада пути и укреплял безопасность государства, так как столица перемещалась на восток, подальше от агрессивного Запада.

Программные положения по национальному вопросу определяли равноправие всех наций и народностей, право наций на самоопределение вплоть до отделения, областную (территориальную) автономию для народов, не пожелавших отделяться, пролетарский интернационализм.

Положения выполнялись практически: получили независимость Финляндия, Польша, Латвия, Литва и Эстония, которые входили в состав царской Российской империи. Остальные российские территории объединялись по взаимному согласию в соответствии с вышеуказанными положениями. Объединению способствовали существовавшие общие хозяйственные и культурные связи и стремление к обеспечению общей внешней безопасности.

В 1920 – 1922 годы все советские республики, образовавшиеся на территории бывшей Российской империи (РСФСР, Белорусская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР, а также Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики), заключили между собой соглашения о военном, экономическом и дипломатическом союзе.

В марте 1922 года возникла Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), в состав которой вошли Грузия, Армения и Азербайджан. На повестку дня встал вопрос о том, на какой основе объединяться республикам. По данному вопросу мнения И. В. Сталина и В. И. Ленина не совпали: первый опасался, что союз республик не выдержит испытания временем, а второй – что возвращение к фактически унитарному государству приведет к этническим войнам. Было утверждено предложение Ленина, с которым согласился и Сталин.

Надо признать, что при возрождении российского государства в виде СССР удалось избежать самых кровопролитных этнических и религиозных войн на территории бывшей Российской империи. Проект договора об образовании СССР был обсужден и одобрен на всех уровнях республиканского руководства, а также на съездах Советов.

И 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял Декларацию об образовании СССР. Договор заключили четыре республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР (Грузия, Армения, Азербайджан). Документы провозглашали добровольность объединения, равноправие республик в Союзе, право выхода из Союза и право доступа в него других республик.

В 1924 году была принята Конституция СССР, которая не противоречила Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года, но законодательно оформляла добровольное объединение равноправных советских социалистических республик в Союз СССР. Введение в действие Конституции Союза ССР – основного закона советского социалистического многонационального государства – являлось событием большой важности.

В разработке конституции активно участвовали представители всех союзных республик. Проекты конституции обсуждались в республиканских партийных организациях и на сессиях Центральных исполнительных комитетов. Конституция СССР явилась результатом коллективного творчества представителей союзных республик.

Высшим верховным государственным органом Союза ССР являлся Всесоюзный съезд Советов, а высшим исполнительным и законодательным органом в промежутках между съездами Советов – Центральный исполнительный комитет СССР, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Народных Комиссаров СССР избирался ЦИК СССР и был ответственен перед ним в своей работе.

Конституция первого в мире социалистического многонационального государства явилась документом большого значения. И 31 января 1924 года II съезд Советов СССР окончательно утвердил текст конституции, завершив оформление Советского государства. Сотрудничеству советских республик был придан еще более тесный, планомерный и постоянный характер. Конституция способствовала борьбе с межнациональной рознью, великодержавным шовинизмом и национализмом. Объединение советских республик в единое союзное государство имело огромное значение для успешного развития и обеспечения безопасности народов СССР.

Резюмируя сказанное выше, необходимо подчеркнуть, что конституция 1924 года содержала раздел о национально-государственном устройстве СССР. Конституция установила государственный герб, флаг, гимн, столицу СССР.

По конституции 1924 года Союз ССР представлял собой федерацию равноправных суверенных республик, обладавших правом свободного выхода из Союза. Вместе с тем надо заметить, что государственная власть концентрировалась в структурах компартии, жестко управляемых из единого центра. Компартия стягивала воедино пространства и народы огромной многонациональной державы. Государственное устройство СССР определялось задачами построения сильного социалистического государства, создания эффективной системы управления в стране, масштабными целями экономического развития, увеличения обороноспособности и конкуренции с ведущими капиталистическими странами.

Через 12 лет была принята новая конституции 1936 года, которая с небольшими отличиями сохраняла национально-государственное устройство СССР, определенное конституцией 1924 года. Принятие указанного основного закона страны являлось одним из главных событий довоенного времени.

ЦИК СССР осенью 1935 года создал Конституционную комиссию и 12 подкомиссий. А 12 июня 1936 года проект конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих шести месяцев на всех уровнях. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысяч предложений, поправок, дополнений.

В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин. Конституция 1936 года, по замыслу авторов, должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма.

В обсуждении конституции 1936 года участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Но ни одна поправка, нарушающая равенство или ущемляющая существовавшие права республик, не была принята.

Картинка

Сталин выделил три признака, которые дают основание для перевода автономных республик в разряд союзных республик.

«Во-первых, необходимо, чтобы республика была окраинной, неокруженной со всех сторон территорией СССР. Почему? Потому что если за союзной республикой сохраняется право выхода из Союза ССР, то необходимо, чтобы эта республика, ставшая союзной, имела возможность логически и фактически поставить вопрос об ее выходе из СССР. А такой вопрос может поставить только такая республика, которая, скажем, граничит с каким-либо иностранным государством и, стало быть, не окружена со всех сторон территорией СССР.

Во-вторых, необходимо, чтобы национальность, давшая советской республике свое имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Взять, например, Крымскую Автономную Республику. Она является окраинной республикой, но крымские татары не имеют большинства в этой республике, наоборот, они представляют там меньшинство. Стало быть, было бы неправильно и нелогично перевести Крымскую Республику в разряд союзных республик.

Картинка

Конституция СССР от 5 декабря 1936 года утвердила существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Она указывала, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности – государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.

Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, конституцией допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. Конституция утвердила положение о том, что хозяйственная жизнь страны регулируется государственным народно-хозяйственным планом.

Конституция обязывает государство обеспечить рабочим местом каждого трудоспособного гражданина страны. Надо отметить, что действительно с начала 1930-х годов до 1991 года (год ликвидации СССР) безработица в СССР отсутствовала. Каждая союзная республика также имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР.

Картинка

Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты Верховного Совета СССР – Совет Союза и Совет Национальностей – были равноправны.

Законы считались принятыми, если получали в обеих палатах простое большинство голосов. Высшим органом власти в период между сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Он был наделен большим кругом полномочий и прав. Например, отменять постановления СНК (Совета народных комиссаров, то есть Совета министров), производить референдум по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик, назначать наркомов (министров) СССР, осуществлять помилование, назначать и сменять высшее командование Вооруженных Сил СССР и множество других прав. Депутат Верховного Совета СССР не мог быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР.

Министерства СССР являлись или общесоюзными, или союзно-республиканскими. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. В состав Верховного Суда СССР входили председатели Верховных Судов союзных республик по должности.

Картинка

Согласно конституции народные суды избирались гражданами района сроком на три года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами сроком на пять лет. Конституция закрепила важные принципы: независимость судей и подчинение их только закону, рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ознакомление с материалами дела через переводчика, а также право выступать в суде на родном языке.

Высший надзор за точным исполнением законов наркоматами (министерствами) и учреждениями, должностными лицами и гражданами конституция возлагала на прокурора СССР.

Конституция СССР закрепляла основные права и свободы граждан СССР, а конституции союзных республик – граждан союзных республик. Граждане всех республик СССР имели право: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование и другие права.

Картинка

В конституции подчеркивалось, что равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или освенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения, караются законом.

Конституцией гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки.

Наряду с правами конституция содержала и обязанности по соблюдению конституции, исполнению закона, соблюдению дисциплины труда, службе в Вооруженных Силах СССР и другие.

Конституция переименовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

Картинка

Отдельные авторы пишут, что для своего времени конституция СССР 1936 года была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике – другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным конституцией 1936 года – в рамках именно того типа общества, каким был СССР.

В течение 1937 года на основе Конституции СССР 1936 года были приняты конституции союзных республик. Конституция РСФСР была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года закрепила административно-территориальное деление республики. Каждая автономная республика имела свою конституцию, учитывавшую ее особенности и соответствующую Конституциям РСФСР и СССР, – это положение стало основой не только для конституции 1977 года, но и современной Конституции Российской Федерации.

Картинка

К 1940 году в состав СССР входили 16 союзных республик: Узбекская, Туркменкская (1923 – 1924), Таджикская (1931), Грузинская, Армянская, Азербайджанская (1936), Киргизская, Казахстанская (1936), Литовская, Эстонская, Латвийская, Молдавская (1939), Украинская, Белорусская, Российская, Карело-Финская (1940), которая в 1956 году была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР. Учреждались и новые автономные образования в самих союзных республиках. В конституции 1977 года равенства и права республик были подтверждены. Таким образом, можно однозначно утверждать, что равенство советских республик было законодательно закреплено Конституцией СССР.

К сожалению, история СССР базируется не на фактах, а на вымышленных там, за океаном образах, подкрепленных всевозможными фальшивками. А вот конституции 1924, 1936 и 1977 годов являются фактами, которые приводят к выводу, что не могут такие конституции родиться в стране, в которой царил произвол и проводилась колонизаторская политика. Созданный на Западе образ такого СССР разбивается о статьи конституций.


Урок знакомит с политикой Центра по отношению к национальным республикам. Рассматривается социальное, экономическое и культурное развитие национальных республик. Отдельное внимание уделяется положению различных конфессий в СССР.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР"

Далее вы подробнее узнаете об отношении советской власти к национальной интеллигенции в послевоенное время.


В основе СССР лежало право нации на самоопределение и территорию со своими государственными учреждениями.

Формы правления в национальных регионах устанавливались в зависимости от размеров нации и расположения её территории.

Наиболее крупными государственными образованиями в СССР были республики (союзные и автономные). Автономные республики входили в состав той или иной союзной республики и имели меньше прав. Менее крупные национально-территориальные образования имели статус автономных округов и областей.

К 1950 году в СССР входили 16 союзных республик, самой крупной из которых была РСФСР. В её состав входили все 16 автономных республик. Кроме этого, в СССР было 10 национальных округов, 9 автономных областей.


Изучению русской культуры и русского языка в послевоенное время уделялось большое внимание. Они представлялись важными политическими факторами, которые должны были обеспечить единство Советского Союза.

Значительная роль русских в СССР не означала, что все они имели какие-то особые привилегии. Однако партийная и государственная номенклатура хоть и формировалась из представителей разных народов, ведущие позиции здесь всё же занимали русские.

Для национальной политики советского руководства послевоенного времени характерны две противоречивые тенденции: одновременно с продолжением курса на развитие и укрепление национальных республик высшее партийное руководство применяло силовые методы и репрессии.

Особенно жёсткие меры предпринимались по отношению к жителям Прибалтики, западных областей Украины и Беларуси, где после войны действовали вооружённые отряды националистов.


В то же время Великая Отечественная война способствовала этнической консолидации советского общества.

РСФСР обладала большим экономическим потенциалом, чем другие республики. Это позволяло ей оказывать помощь остальным народам СССР в восстановлении народного хозяйства.

В послевоенные годы во всех советских республиках продолжало наращиваться промышленное производство. В основном это было связано с двумя факторами: эвакуация промышленных предприятий на восток страны в годы войны, проведение целенаправленной индустриализации в ранее аграрных республиках.

Были созданы или значительно расширены металлургические центры на Урале, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Грузии. В 1949 году впервые в мире азербайджанские нефтяники начали морскую добычу нефти в Каспийском море. Продолжилась прерванная войной индустриализация республик Прибалтики, западных областей Украины и Беларуси, Молдавии.

В результате роста промышленного производства укрепились экономические связи между советскими республиками, на ранее отсталые регионы СССР распространился научно-технический прогресс, выросла численность городского населения, начал разрушаться традиционный образ жизни.

Благодаря появлению новых промышленных предприятий в разных уголках СССР более активной стала внутренняя миграция населения, что привело к более разнообразному этническому составу населения республик.

В послевоенное время во многих республиках активно развивалось высшее образование. Так, в Узбекистане, Киргизии, Туркмении, Казахстане, Таджикистане и Молдавии количество студентов высших учебник заведений увеличилось в несколько раз по сравнению с 1940 годом.

Кроме вузов на местах, представители всех народов СССР могли получить высшее образование в любом из городов Советского Союза.

Советское руководство большое внимание уделяло развитию национальных культур, науки и выдвижению на различные должности национальных кадров. Это ещё больше укрепляло межэтнические связи внутри страны.

Так, в советских республиках открывались Национальные академии наук. К 1951 году они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане. В Киргизии, Молдавии, Якутии, Дагестане и некоторых автономных республиках действовали филиалы Академии наук СССР.


Например, несмотря на то что в республиках Средней Азии уже выросло новое поколение, воспитанное в духе коммунистической идеологии, здесь всё ещё был очень популярен традиционный образ жизни, основанный на религиозных нормах поведения, нарушались права женщин, было распространено многожёнство.

Отличались и модели демографического поведения представителей разных народов СССР. Например, в Казахстане, а также в среднеазиатских и закавказских республиках ввиду национальных традиций были достаточно распространены многодетные семьи, а в послевоенное время в этих республиках наблюдался рост рождаемости. Это способствовало постепенному изменению пропорций национального состава СССР в сторону представителей из юго-восточных республик.

В послевоенное время религиозная жизнь в советских республиках развивалась в новых условиях. В годы Великой Отечественной произошло изменение курса советского руководства по отношению к религии в целом и к Русской православной церкви в частности.

Религия сыграла большую роль в консолидации советского общества в условиях нацистской пропаганды. Более того, руководство страны рассматривало возможность использовать авторитет РПЦ для укрепления международных позиций СССР.

Поэтому ещё в ходе войны государство пошло на некоторые уступки верующим.

Так, были созданы такие государственные органы, как Совет по делам Русской православной церкви при СНК и Совет по делам религиозных культов. Они стали связующим звеном между правительством СССР и руководителями религиозных объединений.

В первые послевоенные годы выросло число верующих. Советские граждане, в том числе коммунисты и партийные работники, всё чаще стали совершать религиозные обряды венчания, крещения и похорон. Стала прослеживаться тенденция приобщения к религии всё большего количества молодёжи.

К концу 1940-х годов в Советском Союзе увеличилось количество православных церквей, молитвенных домов, мечетей.

В 1944 году после долгих лет запрета советским мусульманам, хоть и в ограниченном количестве, было разрешено совершать паломничество в Мекку.

В то же время религиозная жизнь в Советском Союзе, положение всех конфессий находились под постоянным и тотальным контролем партийных и государственных органов.

Широкое распространение религии не устраивало руководство СССР. Поэтому уже со второй половины 1948 года в государственной церковной политике происходит перемена курса и отказ от лояльного отношения к РПЦ.

С этого времени наблюдается тенденция снижения численности храмов – новые не открывались, а уже действующие либо закрывались, либо передавались клубам, детским домам, школам и учреждениям.

Однако в послевоенное время религиозные культы и обряды всё ещё играли более значимую в советском обществе роль, чем коммунистическая идеология.

Великая Отечественная война способствовала в том числе и росту национального самосознания, а выдвижение на руководящие должности представителей разных народов привело к укреплению национальной интеллигенции.

Казахские, татарские, башкирские, дагестанские, азербайджанские писатели и историки в своих произведениях обращались к самобытной истории народов, их героическому прошлому.

Однако советская власть подвергала критике подобного рода произведения. Они расценивались как популяризация феодального прошлого и противопоставление народов. Многим научным вопросам и проблемам властью придавалось политическое звучание, а авторы, которые исследовали эти вопросы, обвинялись в антисоветской деятельности.

Еврейская интеллигенция подвергалась преследованию другого характера.


14 мая 1948 года на Ближнем Востоке было провозглашено государство Израиль. СССР рассматривал еврейское государство в качестве своего возможного союзника. Однако установление Израилем дипломатических отношений с США ухудшило его отношения с Советским Союзом.

В условиях обострения противостояния с Западом активизация советских евреев, вызванная созданием еврейского государства и его победой в войне с арабами, вызывала недовольство власти.

Поэтому рост еврейского патриотизма в СССР трактовался советскими властями как прозападная ориентация и неблагонадёжность. Члены Еврейского антифашистского комитета, созданного ещё во время войны, обвинялись в работе на американскую разведку.

Неблагоприятное влияние на развитие Советского Союза оказала политика переселения народов.

В отдалённые районы страны было выселено множество народов – немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки, украинцы, латыши, эстонцы, литовцы, молдаване, греки, а также представители других национальностей.

Спецпоселенцы проживали в тяжёлых условиях, а постановление Совета Министров СССР от 24 ноября 1948 года ещё более ухудшило их положение.

В соответствии с этим постановлением в местах спецпоселений вводился жёсткий режим спецкомендатур. Под уголовную ответственность попадали все, кто самовольно отлучился от лагеря на расстояние более трёх километров.

Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений среди выселенных народов.

Таким образом. Население СССР отличалось этническим и религиозным многообразием. У советских народов был разный хозяйственный уклад, культура и религиозные традиции. Великая Отечественная война способствовала этнической консолидации советского общества и сближению коренных малочисленных народов с другими народами СССР. Одновременно с продолжением курса на развитие и укрепление национальных республик высшее партийное руководство применяло силовые методы и репрессии. С конца 1948 года в государственной церковной политике происходит постепенный отказ от лояльного отношения к религиозным культам. Необоснованные репрессии и дискриминация по национальному признаку усиливали межнациональные противоречия.

Читайте также: