Национальный вопрос рсдрп кратко

Обновлено: 02.07.2024

РСДРП – политическая партия социал-демократической направленности в Царской России, образовавшаяся в 1898 году. Основной контингент, на который была направлена деятельность объединения — пролетариат (рабочий класс). В 1903 году раскололась на партию большевиков (лидер — В. И. Ленин) и меньшевиков (лидер — Ю. Ю. Мартов).

Политическая ситуация в России конца XIX века

История образования

В 80-х годах XIX века в Российской империи возникло несколько новых марксистских организаций:

Активный участник движения, В.И. Ульянов (Ленин) выдвинул идею единой рабочей революционной партии. Её задачей было возглавить классовую борьбу против буржуазии и полностью изменить общественный порядок, освободив трудящиеся массы от гнёта.

В 1898 году в Минске собрались представители организаций из Москвы, Петербурга, Киева и Екатеринослава – всего 9 человек. На встрече было принято решение о создании единой Российской социал-демократической рабочей партии.

Им противостояли сторонники жёстких радикальных методов решения. Основной целью они считали свержение действующей строя и установление диктатуры пролетариата.

Партийные съезды

За время существования единой партии съезды проводились 5 раз:

В 1898 году на первом съезде РСДРП была провозглашена. Присутствовало всего 9 человек. Вскоре большинство участников были арестованы.

Летом 1903 года прошёл второй съезд. На нём произошло разделение партии на 2 крыла – большевиков и меньшевиков. Тогда же были приняты устав и программа партии.

Третий съезд был собран в 1905 году. В нём приняли участие только большевики. Были изменены программа и устав. Меньшевики же собрались отдельно на конференцию в Женеве.

В 1906 году состоялся четвёртый съезд в Стокгольме. Собравшиеся приняли решение активно участвовать в работе Государственной думы и по возможности дестабилизировать изнутри работу парламента. В целом съезд носил объединяющий характер. Здесь присутствовали представители обеих сторон, а также литовские, польские и еврейские социал-демократы.

Пятый съезд прошёл в Лондоне в 1907 году. Он был последним в истории единой партии большевиков и меньшевиков.

Партийная программа

На втором съезде РСДРП были разработаны и приняты 2 проекта дальнейших действий.

Программа-минимум включала в себя задачи буржуазно-демократического характера:

  1. Установление демократического типа власти вместо самодержавия.
  2. Общее избирательное право.
  3. Передача власти органам местного самоуправления.
  4. Права разных наций и народов империи на самоопределение.
  5. Улучшение уровня жизни трудящихся – восьмичасовой рабочий день для рабочих. Возвращение крестьянам изъятых у них земель.

Характер программы был в целом не революционным, а либеральным.

rsdrp

Программа РСДРП включала в себя 2 проекта: программу-минимум и программу-максимум

Программа-максимум была направлена на перспективу. Она носила более жёсткий и непримиримый характер. В неё входили:

  1. Установление полной и повсеместной диктатуры пролетариата.
  2. Отмена частной собственности.
  3. Всеобщее равенство, отмена разделения на классы.
  4. Подавление класса эксплуататоров.
  5. Переход к социалистическому строю общества.

Программа-максимум вызвала больше всего разногласий среди участников. Меньшевики призывали повышать благосостояние всех слоёв населения. По их мнению, это приведёт к снижению межклассовых конфликтов. Большевики же настаивали на радикальных действиях и диктатуре пролетариата.

Разногласия и раскол

Первые серьёзные разногласия возникли среди членов партии уже на 2 съезде, в 1903 году. Основной причиной стал устав. Они участники съезда во главе с Мартовым придерживались европейского подхода к деятельности организации. Другие, во главе с Ульяновым-Лениным, требовали ужесточения правил для членов РСДРП.

В 1905 году меньшевики и большевики проводили съезды по отдельности. Первые собрались в Женеве на конференцию. Вторые организовали III съезд РСДРП.

На IV съезде была сделана попытка объединения сторон. Основным вопросом съезда был земельный. Большевики призывали отменить любую форму собственности и национализировать землю. Меньшевики предлагали передать крупные владения в муниципальное ведение и сдавать участки крестьянам в аренду. В итоге принята программа меньшевиков.

Объединение продлилось 2 года. Затем разногласия ещё больше обострились. В 1907 году большевики и меньшевики окончательно разделились. Формально партия просуществовала до 1917 года.

Значение РСДРП в истории

В конце 19 века в России обострилась межклассовая борьба. Пролетарская демократия всё больше отделялась от буржуазной. Российская социал-демократическая рабочая партия как ни одна другая вела борьбу за интересы пролетариата и призывала к разделению с реформистами.

В начале ХХ века РСДРП была одной из крупнейших партий в России и играла ведущую роль в политической жизни того времени. Создав эту партию, большевики оказали влияние на пролетарское освободительное движение не только в России, но и во всём мире.


Партия РСДРП образована в 1 марта 1898 году на 1 съезде в Минске. Окончательное оформление партии - в 1903 г.

На 2 съезде партии в 1903 г. произошёл раскол на большевиков и меньшевиков.

Основание РСДРП(б) – 24 апреля 1917 г.

Большевики - члены левого, революционного крыла РСДРП.

Причины раскола:

Годы существования

Партия существовала до 6 ноября 1991 года.

Численность

В начале 20 века- 46 тысяч и около 20 млн. в 1991г.

Лидер

Право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства

Введение рабочего законодательства

Социальные льготы и гарантии

Ограничение детского и женского труда

Введение рабочего контроля на предприятиях

Всеобщее образование, отделение церкви от государства и государства от церкви

Деятельность после Февральской и Октябрьской революции 1917 года

Почему и каким образом национальный вопрос выдвинулся в настоящий момент на видное место – и во всей политике контрреволюции, и в классовом самосознании буржуазии, и в пролетарской с.-д. партии России, – это подробно указано в самой резолюции. Останавливаться на этом, ввиду полной ясности положения дел, едва ли есть надобность. В теоретической марксистской литературе это положение дел и основы национальной программы с.-д. уже были освещены за последнее время (в первую голову здесь выдвигается статья Сталина). Поэтому в настоящей статье мы считаем уместным ограничиться чисто партийной постановкой вопроса и пояснениями того, чего задавленная столыпински-маклаковским гнетом легальная печать сказать не может.

И теперь, десять лет спустя, борьба идет по тем же двум основным линиям, что доказывает равным образом в свою очередь глубокую связь этой борьбы со всеми объективными условиями национального вопроса в России,

Но есть один случай, когда марксисты обязаны, если они не хотят изменять демократии и пролетариату, отстаивать одно специальное требование в национальном вопросе, именно: право наций на самоопределение (§ 9 программы РСДРП), т. е. на политическое отделение. Резолюция совещания так подробно разъясняет и мотивирует это требование, что не остается места никаким недоразумениям.

Мы остановимся поэтому лишь вкратце на характеристике тех поразительно невежественных и оппортунистических возражений, которые делаются против этого пункта программы. Отметим при этом, что за 10 лет существования программы ни одна часть РСДРП, ни единая национальная организация, ни единая областная конференция, ни один местный комитет, ни один делегат съезда или совещания не пробовал поднять вопроса об изменении или устранении § 9!!

Это необходимо иметь в виду. Это показывает нам сразу, есть ли хоть капля серьезности и партийности в возражениях против этого пункта.

Как быть, в самом деле, когда задаются вопросы такой наивности, такой безысходной путаницы?

Право на самоопределение, любезный г. ликвидатор, означает решение вопроса именно не центральным парламентом, а парламентом, сеймом, референдумом отделяющегося меньшинства. Когда Норвегия отделялась (в 1905 г.) от Швеции, решала это одна Норвегия (которая вдвое меньше Швеции).

Даже ребенок увидит, что г. Семковский путает безбожно.

Когда Норвегия отделялась от Швеции, шведский пролетариат, если он не хотел пойти за националистическим мещанством, обязан был голосовать и агитировать против насильственного присоединения Норвегии, чего добивались попы и помещики Швеции. Это ясно и не слишком трудно понять. Шведская националистическая демократия могла не вести такой агитации, которой от пролетариата державных, угнетательских наций требует принцип права на самоопределение.

Когда реакционеры составляют большинство при демократическом голосовании, то вообще бывает и может быть одно из двух: либо решение реакционеров проводится в жизнь, и его вредные последствия отталкивают массы более или менее быстро на сторону демократии против реакционеров; либо конфликт демократии с реакционерами решается гражданской или иной войной, которая возможна (даже Семковские слыхали, наверное, об этом) и при демократии.

В том-то и гвоздь смешной ошибки Розы Люксембург, за которую ее давно высмеяли и в германской и в русской (август 1903) социал-демократии, что из боязни сыграть на руку буржуазному национализму угнетенных наций люди играют на руку не только буржуазному, но и черносотенному национализму угнетающей нации.

В России буржуазно-демократическую революцию считают законченной только ликвидаторы, а спутником такой революции везде в мире были и бывают национальные движения. В России как раз на целом ряде окраин мы видим угнетенные нации, пользующиеся в соседних государствах большей свободой. Царизм – реакционнее соседних государств, составляя величайшее препятствие свободному экономическому развитию и разжигая изо всех сил национализм великорусов. Конечно, для марксиста, при прочих равных условиях, всегда предпочтительнее крупные государства, чем мелкие. Но смешно и реакционно одно допущение мысли о равенстве условий при царской монархии с условиями всех европейских и большинства азиатских стран.

Отрицание права на самоопределение наций в современной России является поэтому несомненным оппортунизмом и отказом от борьбы с всесильным доныне черносотенным великорусским национализмом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

МИФ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕЛИГИИ

I. Капиталистическая Европа и Советский Союз в экспансионистской программе германского фашистского империализма

I. Капиталистическая Европа и Советский Союз в экспансионистской программе германского фашистского империализма В стратегии и тактике немецкого империализма с давних пор определенное место постоянно занимали планы насильственного установления своего господства в

О доктрине Брежнева и программе СОИ (Из выступления Р. Рейгана на ежегодном обеде конференции консервативного комитета политического действия. Вашингтон, 1 марта 1985 года)

О доктрине Брежнева и программе СОИ (Из выступления Р. Рейгана на ежегодном обеде конференции консервативного комитета политического действия. Вашингтон, 1 марта 1985 года) …Все мы, собравшиеся здесь, выросли и возмужали в то время, когда доктрина Маркса – Ленина разделила

№70 Доклад зам. председателя РВС СССР М.В. Фрунзе в ЦК РКП(б) о пятилетней программе национального строительства в РККА

№70 Доклад зам. председателя РВС СССР М.В. Фрунзе в ЦК РКП(б) о пятилетней программе национального строительства в РККА №021718/187929 декабря 1924 г.СекретноО пятилетней программе национального строительства в Красной Армии и об установлении добавка в 16 199 чел. к численности

№70 Доклад зам. председателя РВС СССР М.В. Фрунзе в ЦК РКП(б) о пятилетней программе национального строительства в РККА

№70 Доклад зам. председателя РВС СССР М.В. Фрунзе в ЦК РКП(б) о пятилетней программе национального строительства в РККА №021718/187929 декабря 1924 г.СекретноО пятилетней программе национального строительства в Красной Армии и об установлении добавка в 16 199 чел. к численности

Национальный вопрос в нашей программе

6. Речь по вопросу о программе партии . 22 июля (4 августа)

6. Речь по вопросу о программе партии. 22 июля (4 августа) Прежде всего я должен отметить чрезвычайно характерное смешение тов. Либером предводителя дворянства с слоем трудящихся и эксплуатируемых. Это смешение знаменательно для всех дебатов. Везде смешивают отдельные

7. План речи по вопросу о программе партии[95]

II. Четыре течения внутри социал-демократии по вопросу об аграрной программе

О нашей аграрной программе (письмо III съезду)

О нашей аграрной программе (письмо III съезду) Новое крестьянское движение, с каждым днем растущее и усиливающееся, выдвигает опять на первый план вопрос о нашей аграрной программе. Основной принцип этой программы, конечно, не может вызвать разногласий и споров. Партия

План трех бесед о социал-демократической программе

План трех бесед о социал-демократической программе ?) Современный строй.?) Социалистические цели и классовая борьба.?) Борьба против самодержавия. Написано осенью 1904 г.Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XVПечатается по

1. Война и революция, повсюду пробудившие и обострившие национальное самосознание, привели к выделению из состава старой Российской Империи ряда государств и выдвинули в самой России национальную проблему как один из основных вопросов русской революции. Национальное раскрепощение, одно из крупнейших завоеваний революции, сделало необходимым перестройку прежнего централистического государства на новых началах, обеспечивающих свободу национального самоопределения. Развитие национальной культуры стало для широких народных низов, в том числе и для определенных слоев промышленного пролетариата, исторически данным путем как для общего повышения культурного уровня, так и для приобщения к общественно-политической борьбе. В этих условиях особую настоятельность с точки зрения пролетариата приобрело разрешение национальной проблемы, поскольку национальное угнетение, затушевывая классовые противоречия и объединяя национальную буржуазию и рабочий класс в их борьбе против угнетения со стороны нации господствующей, является одним из существеннейших препят. ствий к пробуждению классового сознания пролетариата.

2. Поэтому, в согласии с принципами Рабочего Социалистическою Интернационала и в развитие позиции, занятой российской социал-демократией в начальный период революции, РСДРП

а) исходит из признания полной независимости и государственного суверенитета вновь образовавшихся государств в их современных границах (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша) и борется против всякого посягательства на их самостоятельное существование, как и против всех попыток насильственного отторжения от них вошедших в их состав частей, стремясь к добровольному и в интересах обоих сторон совершающемуся установлению тесных хозяйственных связей и заключению дружественных политических, торговых, таможенных и иных соглашений между ними и СССР;

б) отстаивая право всех национальностей, входящих ныне в состав СССР, на свободное демократическое самоопределение – в формах автономии, федерации и вплоть до независимого государственного существования для народов, составляющих территориально компактное целое, и в формах культурно-национальной автономии для наций, территориально рассеянных, и для национальных меньшинств. Всякое насильственное подавление национального самоопределения, основанного на демократическом волеизъявлении самих народных масс, п каким бы предлогом это подавление ни совершалось, РСДРП самым решительным образом отвергает и будет противодействовать ему всеми доступными ей средствами;

в) требует увода армии, оккупирующей Грузию, и предоставления зтой стране возможности действительно свободного демократического самоопределения.

3. Вместе с тем, стоя на точке зрения классовой борьбы пролетариата и подчиняя национальные интересы общим интересам социалистической борьбы против всей системы капитализма, РСДРП считает, что в наличных исторических условиях как интересы социальной и политической самозащиты рабочего класса всех наций Советского Союза, так и общие интересы революции и всех трудящихся требуют пропагандирования и отстаивания внутри каждой нации и перед лицом всех их необходимости охранения как хозяйственного, так и государственного единства республики на основах федеративной и автономной связи ее отдельных частей и культурно-национальной автономии рассеянных наций и национальных меньшинств.

4. РСДРП признает, что система регулирования межнациональных отношений, сложившаяся в результате революции, идет навстречу как требованиям национального равноправия и национальной свободы, таки действительным потребностям революции и трудящихся классов всех наций Советского Союза. Поскольку эта система нашла себе выражение в положениях Конституции СССР, положения эти, в основных и существенных чертах своих, подлежат сохранению и развитию и в будущем.

6. Считая необходимым вести решительную идейную борьбу не только с национально-буржуазными, но и с социалистическими группировками, допускающими ориентацию на международные конфликты, РСДРП отдает себе ясный отчет в том, что успешная борьба с националистияеским шовинизмом в духе и в интересах широких народных масс возможна лишь в том случае, если государственные формы Союза и политика его будут удовлетворять требованиям масс, прежде всего крестьянских, всех наций и будут давать им возможность свободной и организованной борьбы за их политические, хозяйственные, национальные и культурные интересы.

7. Стремясь к всесторонней защите свободы и равноправия всех циональностей, РСДРП борется против всякого угнетения национальных меньшинств, равно как и против подавления их в пределах отдельных компактных национальных организмов. С особой энергией выступает социал-демократия против всяких попыток под какими бы то ни было предлогами создать для великорусской национальности положение и привилегии господствующей нации, как и против всех видов и форм особо опасного в современных условиях великорусского национализма и шовинизма.

8. Исходя из всего вышеизложенного, свою борьбу за разрешение национальной проблемы в указанном выше духе РСДРП неразрывно связывает с общей борьбой пролетариев всех наций Союза за демократическое преодоление большевистской диктатуры внутренними силами самих революционных классов. Только в рамках демократтического республиканского строя, гарантирующего полную политическую свободу, сохраняющего не умаленными основные социально-политические завоевания революции и создающего таким образом почву для прочного компромисса и союза между рабочим классом и крестьянством, может быть обеспечена свобода национального самоопределения в формах, соответствующих интересам подавляющего трудящегося большинства всех наций, и только в этих рамках свобода национального развития населяющих республику народов может стать прочной основой для борьбы объединенного пролетариата всех наций страны за социализм.

Читайте также: