Чудо со статиром мазаччо описание кратко

Обновлено: 02.07.2024

История создания


Фрески капеллы Бранкаччи считаются основным произведением Томмазо Мазаччо. С XV века и до наших дней они восхищают и профессионалов, и простых зрителей. По мнению большинства исследователей, Мазолино и Мазаччо начали роспись капеллы в конце 1424 года и продолжали, с перерывами, до 1427 или 1428 года, когда Мазаччо уехал в Рим, не завершив работу. В 1480-х годах её закончил Филиппино Липпи.
Искусствоведы задавались вопросом о цели, с которой сюжет с уплатой налога был включён во фресковый цикл. Существует несколько предположений. Первое, это споры вокруг налоговой реформы, завершившиеся в 1427 году принятием свода законов с более щадящим налогообложением. Выбранный сюжет мог быть намёком на политику папы Мартина V, стремившегося к мировому господству Римской церкви. Ещё одно предположение содержит идею, что Церковь должна платить дань, используя внешние источники.

Роберто Лонги в 1940 году заявил, что не вся фреска была исполнена рукой Мазаччо. Создание живописного изображения головы Христа он приписывает Мазолино. Большинство исследователей согласились с этим. Реставрация 1980-х годов подтвердила их правоту: живописная техника, в которой выполнена голова Спасителя, отличается от остальной фрески.

Отношение автора к вере

Биография


Прославленный художник раннего Возрождения, один из реформаторов живописи, Томмазо Мазаччо родился 21 декабря 1401 года в Сан Джованни ди Вальдарно, в день памяти апостола Фомы, в честь которого и был назван. Полное имя художника Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи.

Следует упомянуть, что фреска несколько расходится с библейской историей (в которой апостол Петр находит деньги во рту рыбы, как и говорил Христос), в том, что сборщику налогов противостоит целая группа, состоящая из Иисуса и его учеников, а сцена происходит на открытом воздухе.

История рассказана в трех частях , которые не происходят последовательно, но повествовательная логика все еще поддерживается через композиционное устройство произведения.

Центральная сцена : сборщик налогов, требующий дани. Голова Христа является центральной точкой картины и местом сосредоточения взгляда зрителя.

И Христос, и Петр указывают на левую часть изображения , где следующая сцена происходит на втором плане: Петр берет деньги из уст рыбы.

Заключительная сцена , где Петр платит деньги сборщику налогов, находится справа, отделенная рамками архитектурного сооружения.

Работа является действительно уникальной в мире искусства, так как считается, что она является первой созданной со времен падения Рима (V век нашей эры), где используется научная линейная перспектива.

Причем все ортогональные точки указывают на одну точку схода, представленную в виде Иисуса Христа.

Христос и его ученики помещены в полукруг, отражающий форму апсиды церкви. Но с другой стороны, сборщик налогов стоит за пределами священного пространства.

В то время как группа святых люди, одета почти сплошь в одежды пастельных розовых и голубых тонов, сборщик налогов облачен в короткую тунику цвета яркой киновари.

Цвет же лишь усиливает дерзость, выраженную его жестами.

Художественные и композиционные приемы примененные Мазаччо были столь революционными, что создается впечатление света исходящего из места вне фрески .

Существует множество теорий о том, почему этот не самый распространенный для изобразительного искусства сюжет был выбран Мазаччо.

Одна из версий связана с так называемым итальянским земельным налогом , веденным в 1427 году. Однако это весьма сомнительное объяснение для создания столь масштабного произведения, даже несмотря на то, что Мазаччо был в явном проигрыше от нововведения.

Более вероятное объяснение состоит в том, что фреска первоначально была создана для Папы Римского Мартина V , который принадлежал к одному из самых древних и известных римских родов.

Заключенное в 1423 соглашение с Флорентийской Церковью обеспечило Папский престол огромными финансовыми поступлениями. Деньги, найденные в усах рыбы , можно также рассматривать как выражение того, что богатство Флоренции пришло из моря.

Но главным действующим лицом необходимым для понимания фрески, как ни странно, является вовсе не Иисус Христос, а Петр.

Примечательно, что именно апостол Петр являлся первым епископом Рима и первым Папой.

Однако истинные мотивы, побудившие автора создать религиозное произведение с Иисусом Христом не в главной роли, так и остаются загадкой.

Данный эпизод Мазаччо взял из Евангелия. Христос путешествовал со своими апостолами по разным городам. Однажды они приходят в Каперанум. Прежде чем войти, требовалось заплатить всего один статир. Но у пришедших совсем не было денег. Христос отдал приказ Петру. Нужно было поймать рыбу, а затем из нее достать вожделенный статир.

Перед зрителем проходит целая череда связанных между собой эпизодов. Мы видим Христа в центре. Его окружили апостолы. Он указывает

Петру на то, что необходимо сделать. С левой стороны мы видим Петра, который ловит рыбу. Справой стороны Петр уже отдает статир человеку, собирающему налоги.

Многих исследователей интересовало, почему Мазаччо решил включить этот сюжет в цикл своих фресок. Это эпизод интерпретировался по-разному. Кажется, что художник специально подчеркивает законность подобных налогов. Сюжет был включен в цикл фресок потому, что как раз в это время шли споры о налоговой реформе. Кадастр, который установил налогообложение в более справедливой форме, был принят в 1427 году.

Все фигуры выстроены в линию. Группа апостолов

образует полукруг. По мнению исследователей, он явно происходит из древности. Во времена античности так изображали Сократа и его учеников. Затем так стали изображать Иисуса в искусстве раннего христианства. Позднее круг стал символом законченности и совершенства.

Каждый персонаж индивидуален. Зритель видит яркое воплощение характеров. Все фигуры облачены в туники, как во времена античности. Один Петр снял тунику, так как побоялся ее испачкать во время ловли рыбы. Все позы персонажей похожи на позы статуй.

Мазаччо неслучайно использовал редко встречающийся сюжет. Композиция выполнена таким образом, что действие кажется непрерывным. Сочные краски поражают.

Мазаччо, наряду с Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), можно по праву отнести к числу величайших живописцев флорентийской школы эпохи Раннего Возрождения. В отличие от работ большинства художников того времени, написанных в стиле интернациональной готики, произведения Мазаччо отличаются искусной реалистичностью образов.

Мазаччо. Триптих Сан Джовенале, 1422

Биография Мазаччо

Мазаччо (настоящее имя — Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Ser Giovanni di Mòne di Andreuccio Cassài)) появился на свет 21 декабря 1401 года в городке Сан-Джованни-Вальдарно в семье нотариуса. Точная дата рождения художника не вызывает сомнений, так как в этот день католическая церковь той поры отмечала праздник Святого апостола Фомы, в честь которого родители и назвали новорожденного младенца именем Томмазо.

Детство гения нельзя назвать счастливым и беззаботным. Когда мальчику было 5 лет, а мать была беременна вторым ребенком, умер его отец, которому на момент смерти едва исполнилось 27 лет. Оправившись от горя, молодая вдова вышла замуж за Тедеско ди Мастро Фео — владельца небольшой аптеки, воспитывавшего после кончины жены двух дочерей. Но спустя 11 лет скончался и отчим Томмазо, с тех пор все заботы по содержанию семьи из 5 человек легли на плечи 16-летнего парня.

К счастью, у будущего художника рано обнаружился талант к рисованию, и уже в 1418 году он перебрался во Флоренцию, где его матери удалось снять небольшую комнату. Достоверно неизвестно, кто обучал Томмазо азам живописи, хотя чаще всего современные историки его учителями называют Биччи ди Лоренцо (Beachci di Lorenzo) или Мазолино (Masolino).

В возрасте 21 года Мазаччо приняли во Флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и живописцев с присвоением звания мастера. С этого момента началась полноценная карьера художника, которая, к сожалению, продлилась недолго. Огромное влияние на творчество Мазаччо оказала дружба с Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) и Донателло (Donatello) — двумя великими скульпторами эпохи Ренессанса. Именно они и стали настоящими учителями молодого живописца, познакомили его с новаторскими идеями реалистического изобразительного искусства и линейной перспективы.

Всю последующую жизнь Мазаччо прожил во Флоренции, лишь ненадолго, в апреле 1423 года, он совершил поездку в Рим, где получил возможность познакомиться с лучшими образцами античного искусства. Мастерство молодого художника признавали многие современники, поэтому он получал стабильные заказы от обеспеченных граждан и духовенства на создание фресок, картин и алтарных росписей.

Многие работы Мазаччо написаны в соавторстве с Мазолино, с которым художника связывали хорошие приятельские отношения. Тем не менее, относительно авторства значительной части совместных работ современные историки ведут жаркие дискуссии.

Самые известные работы Мазаччо

Гениальный мастер живописи за свою недолгую жизнь написал немало произведений, которые по праву считаются шедеврами искусства эпохи Возрождения. И все же, самыми известными работами Мазаччо можно назвать:

За свою короткую жизнь Мазаччо успел создать много прекрасных работ, которыми и сегодня восхищаются зрители. А если бы он прожил гораздо больше, чем отведенные судьбой 26 лет, то сегодня его имя безусловно стояло в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — да Винчи (da Vinci), Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэлем (Raffaello).

Читайте также: