Национальный костюм манси кратко

Обновлено: 02.07.2024

Я садился на маршрутку Когалым-Сургут, когда на перроне вдруг появилась целая семья хантов:

И хотя в основном югорские дороги хороши, первые несколько десятков километров от Когалыма трясло просто ужасно - как я понял позже, проблема была не столько в дороге, сколько в рессорах маршрутки: из Когалыма она уходила попупустой, но заполнился на следующей остановке и после этого пошла ровно. Остановкой этой была огромная, больше похожая на ПГТ деревня (1,6 тыс. жит.) со звучным названием Русскинская:

Населяют её, однако, в основном ханты и для здешнего тромъёганского субэтноса она что-то вроде столицы. Где-то здесь есть даже отличный (с чужих слов) Музей природы и человека с небольшим скансеном.

Русскинская - один из центров национальных праздников-"слётов": в марте здесь проходит День оленевода, охотника и рыбака, а летом - День обласа, то есть традиционной хантыйской лодки. В окрестностях остановки я за десять минут стоянки увидел двух или трёх хантыек в национальной одежде, и тромъёганские платья от одеяний северных хантов отличаются с первого взгляда более крупным узором и более ярким цветом:

Традиционный костюм

Обувь была разных покроев: для лета — поршневидная (с загнутой подошвой, присборенной над ступней), короткие черки и черки с пришивным длинным голенищем из ткани или кожи. Зимнюю обувь (ерн вай – "ненецкая обувь") длиной выше колен шили из камусов мехом наружу и украшали меховой мозаикой и полосками сукна. Внутрь клали травяные стельки, надевали шерстяные либо меховые чулки. Короткую обувь (няра) шили из продымленных лосиных, оленьих, конских камусов или кожи, а верхнюю часть оторачивали сукном, подошвы выкраивали из прочных и не скользящих "щеток" и шкуры, снятой со лба оленя. Няры надевали на толстый, длинный чулок (вай) из сукна, брезента или ровдуги, либо вязаный из цветной шерсти по образцу коми-зырянского, кожаные украшали аппликацией из ткани или бисером. Летом мужчины и женщины так же носили ровдужные или меховые сапоги с подошвой из лосиной кожи.

Головным убором служили капор, платок или капюшон малицы и гуся. Своеобразны были так называемые ложные косы — пучки волос, перевитые цветным шнурком. В некоторых районах было принято стричь волосы особым образом либо их носили нестрижеными. Мужчины и женщины очень любили кольца, особенно из белых металлов. Женщины носили также нагрудные и особые накосные украшения.


Одно из древнейших женских искусств — мозаика из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со светлой оленьей замшей — сейчас уже утрачено. Лучше сохранилась традиция изготовления мозаики из одной лишь замши, светлой и окрашенной, на обуви и сумочках. Для изготовления этой мозаики, а также узоров на рукавицах, в которых плясали на медвежьих праздниках, применялась еще одна техника, требующая высокого мастерства. На ровдугу (замша из оленьей кожи) наносили узор краской из смеси оленьей крови с отваром коры лиственницы либо из одного отвара и оконтуривали его жгутиком из белого подшейного волоса оленя, который обшивали сухожильной нитью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнил: Полтавец Владимир

«Средней школы № 2 – многопрофильная

имени заслуженного строителя

Руководитель: Корлыханова А.М.

г. Нижневартовск 2017г

1.3.Детская одежда……………………………………… .. стр. 6

1.6.Происхождение орнамента………………………. стр.8

Культурные традиции этих малых народов постепенно утрачиваются. Поэтому сегодня важно их сохранение. Мне захотелось побольше узнать о коренных жителях нашего округа, научиться понимать язык хантыйского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа ханты.

Мы перед собой поставили цель: Познакомиться с разновидностями одежды народа ханты и манси; изучить узоры - орнаменты часто встречающиеся в одежде коренных жителей.

1. Проанализировать национальный костюм ханты и манси, его составные части;

2. Определить виды материалов для изготовления одежды

3. Изучить орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде,

найти их графическое изображение.

4.Сделать вывод по проделанной работе и представить её в виде презентации.

Обьект исследования: национальная одежда аборигенов Югры

Предмет исследования: символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты и манси.

Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

Основная часть

Мы живём в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского Автономного округа. Коренное население – ханты и манси. Поэтому бережное сохранение традиций - один из главных принципов жизни современных ханты. Мужчины занимаются обработкой дерева, кости, металла. Женщины шьют одежду из меха, сукна, кожи рыб, расшивая её бисером и украшая национальными орнаментами. Орнамент является мощным пластом культуры хантыйского народа. Он богат и многообразен. Орнамент народа ханты имеет свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивах орнамента, в цвете, т.е. имеет свои особенности, свой образный язык и нам захотелось научиться понимать язык хантыйского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа ханты.

Рассмотрим, какие национальные костюмы у народов ханты манси. Все они красивые, яркие. Раньше люди так ходили каждый день, а теперь надевают эти костюмы на праздники.

Объект исследования: национальная одежда аборигенов Югры

Предмет исследования: символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты и манси.

Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

1.1.Мужская одежда

У северных оленеводов ханты и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь). Обычную же верхнюю одежду их составляли шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по покрою эти шубы были распашными, прямоспинными; они завязывались с помощью ровдужных ремешков или же запахивались и подпоясывались кожаным ремнем с большим напуском — пазухой. На р. Вах охотники ханты на зимний промысел надевали так называемый колек. Это короткая одежда из оленьей шкуры, сшитая мехом наружу. Колек туго подпоясывали и полы спереди затыкали за пояс, чтобы они не мешали быстрой ходьбе на лыжах. Летняя мужская одежда северных оленеводов ханты по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных ханты - охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

1.2. Женская одежда

Женская зимняя одежда северных ханты (сах) ) и манси (сахи) - оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок. Женские шубы у восточных ханты шились из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины, надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Женские пояса были уже мужских и более нарядные.

Женские рубахи южных групп ханты и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп ханты и манси были русского покроя; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя, с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных ханты широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

1.3. Детская одежда

Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например, детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т.д.

Коренные народы часто использовали символику Югры

Синий - реки и озера края

Белый - цвет снега

Зеленый - цвет тайги

1.4.Обувь ханты

1.5.Украшения головы

Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами, сложенными неровным треугольником по диагонали; малый треугольник женщины спускали на лицо, закрывая его таким образом от мужчин, старших родственников мужа. Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины ханты носили большое количество медных и серебряных колец. У южных ханты были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п. У народов ханты были широко распространены женские бисерные украшения: нагрудные украшения. Основные цвета бисера были: белый, синий, красный, голубой, зелёный, жёлтый. Подбирались цвета по принципу контрастности. Бисер, бисерные украшения являются неотъемлемой частью традиционной культуры ханты.

1.6.Происхождение орнамента

В 1872 году в альбоме знаменитого историка искусств Владимира Васильевича Стасова были замечены статьи об орнаменте народов ханты и манси, в которых писалось о том, что каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка - украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется

орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

1.7.Орнаментальные узоры

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого- либо события, например, вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывавшему медведя.

Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закреплённые традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.

Вот некоторые хантыйские орнаменты .

Изображение медведя-оберег души детей от всяких дурных влияний, злых духов.


Традиционная одежда манси, искусственные покровы человеческого тела, служащие для защиты его от воздействий внешней среды. К одежде принято относить нижнюю и верхнюю поясную и плечевую, обувь, головные уборы, пояса, рукавицы; как правило, в комплекте с ними рассматриваются причёски и украшения. Манси использовали для изготовления традиционной одежды олений мех, птичьи шкурки, пушнину, овчину, ровдугу, сукно, крапивный и льняной холст, хлопчатобумажные ткани, покупную кожу, бисер, бусы, металл. По особенностям традиционная одежда, известным по этнографическим материалам, манси можно разделить на 3 группы.

Первая — южные и восточные манси, для костюма которых характерны холщовые рубахи и распашная одежда, украшенные вышивкой разноцветными нитками (сближаются южные ханты).

Вторая — сосьвинско-ляпинские, верхнепелымские и верхнелозьвинские манси, а также часть западных манси, к концу XI в. уже утративших этническую специфику. И традиционная одежда отличает широкое применение в качестве материала оленьих шкур, наличие мужской одежды глухого покроя, камусной обуви заимствованной от ненцев.

Третья группа манси Оби и низовьев Северной Сосьвы. У них вплоть до второй половины XX в. основным материалом для зимней одеджды были птичьи шкурки овчина, женское платье обязательно дополнялось халатом, значительное развитие получила аппликация (сближаются с берёзовскими ханты).

Изготовление одежды у манси всегда было женским занятием. Мужская одежда состояла из поясной (штанов) плечевой (рубахи) из холста или хлопчатобумажной ткани, малицы, парки, мехового и суконного гуся. Большим количеством вариантов представлена обувь, выделяется несколько типов поясов. К числу элементов сугубо промысловой одежды относится лузан, некоторые виды обуви. Наиболее распространённой была причёска в виде двух кос. Поясной одеждой женщин был пояс-повязка. Нижняя плечевая одежды — платье из хлопчатобумажной ткани у северных групп или вышитая рубаха у южных. Вся верхняя женская плечевая была расшитой. Она включала в себя халаты из холста, хлопчатобумажной ткани, межсезонную из сукна, а также шубы из оленьего меха или птичьих шкурок, пушнины. Эта традиционная одеждла имела украшения: вышивку, аппликацию, мозаику. Женская обувь по покрытию походила на мужскую.


Обязательно для замужних женщин было ношение платка. Пояс и рукавицы не получили повсеместного распространения. Преобладающим нагрудным украшением были бусы, а также бисерные полукруглые ожерелья и украшения в виде двух спускающихся на грудь ажурных бисерных полос. Локальную специфику имели украшения для волос (наиболее распространённый тип причёски две косы): на Севере ложные косы, на Юге — причёски и косоплётки из бисера. Повсеместно носили кольца (женщины мужчины) и серьги.

Детская одежда по основным признакам совпадала с одеждой взрослых. В обрядовой (праздничной) присутствуют наиболее архаичные формы костюма. Как и культура манси в целом, одежда развивалась на базе слияния костюм таёжных охотников и рыболовов и костюм южных скотоводов с последующим влиянием тех народов, с которыми манси контактировали на протяжении их истории. В традиционной одежде манси концу XIX — началу XX в. очень заметно присутствие южного компонента. Он проявлялся в покрое одежды, наличии некоторых деталей костюма, не обусловленных ни природной средой, ни хозяйственными занятиями (например: женский платок). Местный, таёжный компонент проявляется в использовании для шитья нарядов птичьих шкурок и пушнины.


Мужской костюм манси оказался полностью приспособленным к охотничье-рыболовческой деятельности: специальная охотничья накидка лузан, длина которой при подпоясывании не заходила за колено, что давало свободу движениям; специальные шлёмообразные накомарники, пояса с набором необходимых охотнику принадлежностей, различные варианты обуви. Внедрение оленеводства привело к использованию в О. оленьего меха. Появились глухая мужская О., а также мужская и женская обувь из оленьих камусов (ненецкого типа). Сравнительно мало на манси повлияла культура коми (вариант покроя малицы, мужская шапка с ушами, один и типов женской обуви). С началом контактов с русскими к манси проникла их одежда. Особенно быстро внедрились детали мужского костюма (рубахи, штаны, верхняя О., головные уборы), они бытуют на протяжении нескольких столетий. К концу XX в. Т. о. почти полностью вытеснила покупная. Элементы костюма, необходимые в быту сохранили охотники, рыбаки, оленевод (лузан, малица, парка, пояса, обувь).

Женская одежда сохранилась в качестве повседневной в отдалённых районах. В крупных селениях её часто носят пожилые женщины, для других возрастных групп она расценивается как праздничная.

у северных оленеводов хантов и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном. Эта одежда употреблялась только как дорожная.

Обычную же верхнюю одежду их составляли шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по покрою эти шубы были распашными, прямоспинными ; они завязывались с помощью ремешков или же запахивались и подпоясывались кожаным ремнем с большим напуско .

Летняя мужская одежда северных оленеводов хантов и манси по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси.

Большинство хантов и манси носило короткую обувь — няра . Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

У хантов и манси мужские рубахи ( хант . ернас , манс . суп) прежде шили из домотканного крапивного холста; они были длиной до колен, с отложным воротником, с вышивкой шерстью на груди; позднее появились рубахи-косоворотки, также вышитые. Рубахи подпоясывали с напуском. Рубаха прикрывала узкие, заходящие немного ниже колен штаны ( хант . кась , манс . маньсуп ), которые шили из ровдуги , рыбьей кожи, холста и бумажных тканей. Поверх рубахи мужчины надевали ременный или тканый пояс ( хант . антып , манс . энтап ), к которому в расшитых бисером мешочках привешивались деревянные ножны с ножом, оселок и огниво. Нижняя часть ножен привязывалась к ноге, чтобы нож можно было легко и быстро вытащить.

Женская зимняя одежда — оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. Так же одежда шилась из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины, надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Женские пояса отличались от мужских более нарядным оформлением и были уже мужских. Женские рубахи были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Штаны женщины носили не везде . Как у хантов , так и у манси с наступлением половой зрелости девушка надевала особый пояс-повязку ( вэрып ), который носила до старости.

Мужчины летом, а часто и зимой не покрывали голову. Летом для защиты от комаров голову повязывали шейным платком. Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами , сложенными неровным треугольником по диагонали; малый треугольник женщины спускали н а лицо, закрывая его таким образом от мужчин, старших родственников мужа. Других головных уборов, кроме шапки-капора, не было ни у мужчин, ни у женщин.

В прошлом у хантов женщины носили головные повязки с налобниками из бисера, которые назывались сараватъ . Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их цветным шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму, украшенную по затылку прямоугольным кусочком кожи или сукна с нашитыми на нем медными пуговицами (у женщин пуговиц было пять, у мужчин четыре). Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения, накосники и т. п. Бисер завозился русскими купцами. Основные цвета бисера были: белый, синий, черный и красный. Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду из птичьих шкурок. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж.


Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае.

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение, интерес к коренным народам.

- Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси.- Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда.- Развивать восприятие, воображение, речь.- Воспитывать любознательность.



Проект "Одежда коренных народов севера Ханты и Манси"

Дети познакомятся с северными народами Ханты и Манси. Узнают о национальных костюмах этих народов. Научатся различать и узнавать основные национальные орнаменты народов Севера.

Читайте также: