Конструктивизм и рационализм в архитектуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конструктивизм многие путают с функционализмом, но функционализм — функционален, а авангард и конструктивизм — это вызов всему старому миру с его традициями и шаблонами. Особенно безумны ранние творения конструктивистов, такие как дом Мельникова. Здесь же — гиперболоиды инженера Шухова, фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны (упорядочивание и типизация жизни, когда каждому периоду распорядка дня соответствует отдельное помещение). Но многие идеи, такие как Дворец Советов и ленинградская башня Татлина, оказались слишком радикальны и остались памятниками несбывшейся мечте.

Характерные черты зданий стиля конструктивизм: строгость, геометризм, лаконичность форм, функциональность зданий, лаконичный декор.
Преобладающие цвета зданий стиля конструктивизм: серый, бежевый.
Линии зданий стиля конструктивизм: четкие крупные линии.
Форма и конструкции зданий стиля конструктивизм: монолитность внешнего облика; опоры-столбы вместо стен; форма соответствует функции здания; свободное обращение с каркасной конструкцией для решения различных задач, устранения мелких членений, упрощение фасада.
Характерные элементы интерьера зданий стиля конструктивизм: в основе — функциональность, полезность и простые формы; свободная планировка.
Окна зданий стиля конструктивизм: ленточные или удлиненные.
Двери зданий стиля конструктивизм: простые и широкие.
Крыши зданий стиля конструктивизм: плоские.
Конструктивизм
Знаменитые здания Москвы в стиле конструктивизм и авангард

1. Идеологическая основа советского общества в 1920-1930-е гг. – марксизм-ленинизм.

ü формирование новой (пролетарской) массовой культуры, основанной на марксистско-ленинской идеологии

ü воспитание подрастающего поколения и перевоспитание старшего в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и атеизма.

ü подъем общего культурного уровня населения (в первую очередь ликвидация неграмотности); создание социалистической системы народного образования и просвещения,

ü изменение социального состава послереволюционной интеллигенции, формирование новой, рабоче-крестьянской интеллигенции,

ü разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры

ü перестройка быта,

ü развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческих людей на тех, кто покинул родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Создание системы образования. Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Была отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК ликбез).

Ликвидация неграмотности — массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой.


· Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями. В 1933-1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн. неграмотных и около 20 млн. малограмотных. К концу 30-х годов неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. К началу 50-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.

Итоги культурной революции:

ü В 1930 г. начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г.- к семилетке.

ü В СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, которая организовывалась на дореволюционных традициях. В школу возвратились: уроки, твердое расписание, отметки и т.д. В сфере образования запрещались все эксперименты, оно проводилось на основе строгой дисциплины и расписания.

ü Были созданы новые программы и учебники. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом.

ü Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4-е классы), неполная средняя школа (1-7-е классы), средняя (1-10-е классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партработники и комсомольцы.

ü В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и другие дисциплины.

ü В стране было открыто 20 тыс. новых школ.

ü В конце 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн. учащихся.

ü К 1936 году было обучено около 40 млн. неграмотных. По переписи 1939 г. грамотность составила 87,4%.

ü Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел;

ü Тираж книг в 1937 г. составил 700 млн. экземпляров. Они выходили на 110 языках народов СССР..

ü К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

ü В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Наука под идеологическим прессом.

Развитие науки и культуры было полностью подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения Академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).

В 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня работников были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А. Морозов, М.И. Кошкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г. Грабин, Ф.Ф. Петров), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев). А.П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л. Капица; атомного ядра - И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др.; физики полупроводников - А.Ф. Иоффе. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры).

Репрессии против деятелей науки.

В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами - Шахтинское дело, дело Трудовой крестьянской партии, Академическое дело и другие.

В конце 20-х—30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение.

Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий выдающиеся экономисты: Н. Д. Кондратьев А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др.

Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти.

К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства:

· Российская ассоциация пролетарских писателей,

· Ассоциация художников революционной России,

· Общество московских живописцев и др.

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфискованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.

АРХИТЕКТУРА: рационализм и конструктивизм

Партия и Советское правительство, занимаясь в этот период первостепенными по важности политическими и экономическими вопросами, не оставляли без внимания развитие художественной культуры. Исторических аналогов не было. Социалистическую культуру, искусство приходилось создавать в сложном переплетении старого и нового, передового и консервативного. Какой должна быть новая архитектура, особенно в такой сложной, многонациональной стране, никто заранее сказать не мог. Не было здесь какой-либо одной декретированной линии. Развивались различные направления, и сама жизнь, весь ход социалистического развития страны должны были определить их истинную гуманистическую ценность и значение. В этом заключалась особенность подхода пролетарского государства к творческой жизни первых полутора десятилетий после революции. Но развитие не протекало стихийно, оно тщательно анализировалось в свете коммунистической идеологии и конкретных задач построения социализма в стране. Под руководством В. И. Ленина на длительную историческую перспективу закладывались основы партийной политики в области культуры, искусства, архитектуры.

Ведущим направлением в архитектуре 20-30-х годов стал конструктивизм, который стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Характерные для конструктивизма приемы - это совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов. Все это применяется с успехом в архитектуре сегодняшнего дня. Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Ш.-Э. Ле Корбюзье, некоторое время работавшим и у нас. Советский конструктивизм представлен в творчестве В.Е.Татлина. Он пытался использовать самые разнообразные материалы для строительства своих технических конструкций, включая проволоку, стекло и листы металла. Татлину принадлежит проект памятника III Интернационала. Это один из самых дерзких архитектурно-художественных замыслов 20 века. Эффектная каркасная конструкция спиралевидной формы в виде башни высотой примерно 433 метра несет подвешенные внутри три объема - куб, пирамиду и цилиндр, которые должны были вращаться вокруг вертикальной оси со скоростью одного оборота в год, месяц и день. Спираль должна была выражать символ революции. Разумеется, это огромное сооружение не могло быть воздвигнуто в те годы хозяйственной разрухи и нищеты.


Что касается архитектурного конструктивизма, то в 20-30-е годы он широко использовался в строительстве общественных и жилых зданий, прежде всего Домов и Дворцов культуры, рабочих клубов. Это были новые, массовые типы зданий, не имевшие прототипов в прежние времена. О размахе клубного строительства можно судить по тому, что только в 1929-1932 годах в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Жилые дома, школы и общественные учреждения постепенно начинают возводиться по типовым проектам.

Формирующийся стиль советской архитектуры вобрал в себя самые разнородные влияния. С одной стороны, развернулась дискуссия между представителями конструктивизма и рационализма. С другой – все больше обозначалась тенденция к возрождению классицизма в новых формах тоталитарного государства.


Представители школы конструктивистов-урбанистов (прежде всего, братья А.А. и Л.А. Веснины) ратовали за создание т.н. городов-коммун, в которых преобладало бы жилье гостиничного типа. Одним из наиболее типичных проявлений конструктивистского стиля можно считать Дворец культуры московского автозавода им. Лихачева (1930—1934). Само это здание характеризуется обширными застекленными поверхностями, не менее огромными плоскостями при полном отсутствии украшений, динамичностью композиции и свободным сочетанием в ней различных объемов. По проекту Весниных возводилась и Днепровская ГЭС, ставшая одним из лучших образцов промышленного строительства на рубеже десятилетий – от 20-х к 30-м.


В 30-е годы реальная экономическая ситуация была такова, что жилья строилось мало, на всех не хватало. Партия решила сосредоточиться на создании монументальных образов-символов новой власти. В 1935 году принимается новый генеральный план застройки Москвы. Столица должна была стать городом с новыми, широкими проспектами и фантастическими зданиями, своими гигантскими размерами подчеркивающими ничтожность рядового человека перед главным человеком страны – Сталиным. Архитектура стала откровенно пренебрегать социальной составляющей. Простые человеческие чувства подавлялись и перенаправлялись в одно-единственное русло – служение идее, стране, вождю. Эта архитектура не открыта, не прозрачна, не дружелюбна по отношению к простому человеку.

С помощью кинематографа гражданам внушали, что Москва – город будущего, где все живут очень счастливо, гуляя по прекрасным улицам и занимая светлые квартиры в новых домах. На деле, квартиры в новых помпезных зданиях раздавали только партийной элите, а основная часть населения продолжала ютиться в деревянных бараках и коммунальных квартирах.

ЖИВОПИСЬ

Организации: АХРР, ОСТ, ОМХ, ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА.

Реализм:

Реализм пока ничем не выделялся в потоке этих направлений, ему еще предстояло завоевать свои позиции в этом новом мире. Реалистическое искусство опиралось на огромный опыт критического реализма XIX столетия, но не могло также не считаться и с находками нового искусства авангарда. Опыт авангардизма, метод воплощения и художественного претворения реальности в экспрессионизме, сюрреализме, футуризме и пр. безусловно является антиподом реализму, но именно их идейный и художественный спор, столь острый в искусстве первых лет советской власти, делает картину художественной жизни такой напряженной


Революционный плакат

Революционный плакат создавался в борьбе с коммерческим рекламным плакатом.

В годы Гражданской войны развиваются два типа плаката – героический и сатирический; оба прошли определенную эволюцию, приобретая все большую остроту, конкретность и художественную образность, преодолевая многословие изобразительного языка и иллюстративность. Выразителями этих двух направлений были Моор и Дени.

Литература

Из наиболее значительных литературных группировок следует выделить также Московскую ассоциацию пролетарских писателей (1923, МАПП), Всероссийское общество крестьянских писателей (1921, ВОКП), "Серапионовы братья" (1921), Литературный центр конструктивистов (1924, ЛЦК), "Перевал" (1924), Российская ассоциация пролетарских писателей (1925, РАПП). Самой крупной была РАПП, а затем - ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей). Сюда вошли многие писатели, стоявшие у истоков новой литературы: А. Серафимович, А. Фадеев, Д. Фурманов, Ф. Панферов, А. Афиногенов, В. Ставский. В 1930 г. в организацию вошел В.Маяковский.


Сразу же после окончания гражданской войны и принятия новой экономической политики (НЭП, 1921 г.) начался новый этап жизни в советской стране. Вновь было разрешены частные издательства. Как результат - возникновение новых литературных журналов: "Печать и революция", "Красная новь" (1921), "Молодая гвардия", "Сибирские огни" (1922), "Красная нива", "Прожектор", "На посту", "Леф" (1923), "Октябрь", "Звезда" (1924), "Новый мир" (1925). Образовалась и еще одна литературная группировка - имажинисты (1919-1927). По части экспериментаторства она не уступала футуристам. Постоянных участников группы было не так много: С. Есенин, В. Шершеневич, А.Мариенгоф, А. Кусиков, Р. Ивнев, но в их издательствах "Имажинисты", "Чихипихи" и в журнале "Гостиница для путешествующих в Прекрасном" участвовали и другие литераторы.

В поэзии имажинистов много общего с поэзией футуристов. Разница заключалась лишь в том, что увлечению словом имажинисты противопоставили увлечение метафорой.

20-е годы - это время, когда тысячи культурных деятелей вынуждены были покинуть страну. Среди них музыканты, мастера балета, архитекторы, скульпторы, режиссеры, актеры, певцы, живописцы, философы, ученые, составлявшие гордость отечественной культуры. За границей оказались многие крупные писатели: И. Бунин, А. Куприн, Л.Андреев, К. Бальмонт, Б. Зайцев, А. Ремизов, И. Шмелев, И. Северянин, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Аверченко, Саша Черный, Тэффи, Е. Замятин и др. Отечественная литература как бы раскололась на две части: советскую и русского зарубежья.

В 30-е годы заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: "Кюхля" Ю.Н. Тынянова, "Радищев" О.Д. Форш, "Емельян Пугачев" В.Я. Шишкова. В эти же годы блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Б.Л. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.М. Зощенко, И.А. Ильф и Е.П. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, К.Я. Чуковского.

Кино


МУЗЫКА

Развитие музыки было связано с именами С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Т.Хренникова, И.Дунаевского. Появились музыкальные коллективы -Большой симфонический оркестр, квартет им.Бетховена и т. д. При оценке творчества композиторов огромную роль играли вкусы вождей, поэтому жесткой критики подвергся Д.Шостакович. Своего расцвета достигло песенное творчество. Произведения И.Дунаевского, Б.Мокроусова, М.Блантера, братьев Покрасс знала вся страна.

Наиболее значительными композиторами БЫЛИ: .

· Георгий Свиридов 7 маленьких пьес для фортепиано, 6 романсов на слова А. С. Пушкина 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова


В 1932 году был основан Союз композиторов СССР.

Две основных теоретических концепции, формировавшихся с начала 1920-х гг. - конструктивизм и рационализм (формализм, рацио-архитектура) были направлены на отказ от традиций в сторону новой архитектуры. Тем не менее, движения принципиально отличались друг от друга. Конструктивизм стоял на позициях функционализма и утилитаризма: единственно верной формой конструктивисты считали результат грамотного разрешения функционально-конструктивной основы проектируемого здания. Позиция рационалистов была принципиально иной. Они признавали тесную связь между функцией, конструкцией и архитектурной формой, но последней отдавали ведущую роль. Рационалисты сосредоточили внимание на качестве решения пространства, изучении и учёте объективных законов - биологического и физиологического восприятия человеком архитектурного объекта и городской среды. Оба направления активно влияли на процесс подготовки кадров в архитектурных учебных заведениях. Преподавание архитектурной профессии в 1920-х гг. имело как никогда высокую теоретическую и экспериментальную базу. Наработки тех лет до конца не освоены и не оценены и до сих пор.

К сожалению, становление отечественных школ современной архитектуры протекало в весьма неблагоприятных экономических условиях. Точная реализация смелых проектов зодчих была очень затруднена: нехватка даже элементарных строительных материалов сильно отражалась на качестве воплощения в жизнь проектов той поры. Лишь в исключительных случаях удавалось реализовывать уникальные технические и архитектурные решения. Колоссальное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый потенциал русского авангарда в сочетании со слабой материально-технической базой СССР давали парадоксальные результаты.

Более адекватной действительности оказалась архитектура конструктивизма. Представители этого направления много строили, им подражали архитекторы, не имевшие четкой приверженности конструктивизму и не входившие в конструктивистскую организацию ОСА. Представители рационализма, отрицавшие утилитаризм конструктивистов, имели куда меньше шансов для воплощения своих творческих предложений. Поэтому основным наследием этого направления является проектно-графический и теоретический материал.

Две основных теоретических концепции, формировавшихся с начала 1920-х гг. - конструктивизм и рационализм (формализм, рацио-архитектура) были направлены на отказ от традиций в сторону новой архитектуры. Тем не менее, движения принципиально отличались друг от друга. Конструктивизм стоял на позициях функционализма и утилитаризма: единственно верной формой конструктивисты считали результат грамотного разрешения функционально-конструктивной основы проектируемого здания. Позиция рационалистов была принципиально иной. Они признавали тесную связь между функцией, конструкцией и архитектурной формой, но последней отдавали ведущую роль. Рационалисты сосредоточили внимание на качестве решения пространства, изучении и учёте объективных законов - биологического и физиологического восприятия человеком архитектурного объекта и городской среды. Оба направления активно влияли на процесс подготовки кадров в архитектурных учебных заведениях. Преподавание архитектурной профессии в 1920-х гг. имело как никогда высокую теоретическую и экспериментальную базу. Наработки тех лет до конца не освоены и не оценены и до сих пор.

К сожалению, становление отечественных школ современной архитектуры протекало в весьма неблагоприятных экономических условиях. Точная реализация смелых проектов зодчих была очень затруднена: нехватка даже элементарных строительных материалов сильно отражалась на качестве воплощения в жизнь проектов той поры. Лишь в исключительных случаях удавалось реализовывать уникальные технические и архитектурные решения. Колоссальное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый потенциал русского авангарда в сочетании со слабой материально-технической базой СССР давали парадоксальные результаты.

Более адекватной действительности оказалась архитектура конструктивизма. Представители этого направления много строили, им подражали архитекторы, не имевшие четкой приверженности конструктивизму и не входившие в конструктивистскую организацию ОСА. Представители рационализма, отрицавшие утилитаризм конструктивистов, имели куда меньше шансов для воплощения своих творческих предложений. Поэтому основным наследием этого направления является проектно-графический и теоретический материал.

Рационали́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом (cм. Функционализм). Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.

Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.

Основоположник стиля в России был Красовский, Аполлинарий Каэтанович.

В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.

Так, творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.

Ладовский создал мастерскую Обмас (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.

Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно — пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетного метода проектирования помогал проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.

АСНОВА — творческая организация рационалистов

Жилой комплекс на Шаболовке

В 1927 году Моссовет поручил архитекторам АСНОВА разработать проект жилого комплекса. Причём обязательными требованиями были: компактность застройки, дешевизна строительства и художественно — эстетическая выразительность.

Для строительства был отведён небольшой (близкий к квадрату) квартал в районе Шаболовки (как раз недалеко от Шуховской башни. Лучшим был признан проект группы Н.Травина.

Всего были запроектированы 24 пяти — шестиэтажных жилых корпуса, детский сад и котельная. Руководящей идеей решения фасадов является максимальное использование солнечного света.

Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города — коммуны.


Конкурсный проект Большого синтетического театра в Свердловске, 1931 г. Архитекторы Г. и М. Бархины. Вместимость 4000—8000 мест

Конкурсный проект Большого синтетического театра в Свердловске, 1931 г. Архит. М. Гинзбург


Появление конструктивизма

Дом культуры имени С. М. Зуева , 1928

Конструктивизм в архитектуре

Братья Веснины и расцвет конструктивизма


Впервые архитекторы — конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья Веснины


Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Деятельность ОСА

Объединение современных архитекторов

Объединение современных архитекторов (ОСА) — общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа. Выступало под лозунгами конструктивизма и функционализма. Пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.

Некоторые члены ОСА

Барщ, Михаил Осипович Буров, Андрей Константинович Веснин, Александр Александрович Ган, Алексей Михайлович Гинзбург, Моисей Яковлевич Голосов, Илья Александрович Голосов, Пантелеймон Александрович Корнфельд, Яков Абрамович Кузьмин, Николай Сергеевич Ле Корбюзье Леонидов, Иван Ильич Малевич, Казимир Северинович Орлов, Георгий Михайлович Охитович, Михаил Александрович Родченко, Александр Михайлович Степанова, Варвара Фёдоровна

Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах

Институт библиотековедения имени Ленина в Москве на Ленинских горах


П роект был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 г. Он произвел на публику огромное впечатление. Этот проект считается творческим кредо архитектора и своеобразным манифестом всей советской архитектуры конца 20-х годов XX века.

Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объём большой аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата. Одноэтажные корпуса уходят в трех направлениях от центрального объёма в парковую зону. Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты.

Институт библиотековедения имени Ленина в Москве на Ленинских горах

Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путем введения в конструкцию металлических ферм, соединенных растяжками с вершиной и основанием.


П роект института Ленина обошёл архитектурные издания многих стран и продолжает печататься в различных альманахах и обзорах об архитектуре XX века. Он оказал влияние на многие проекты и постройки, например на проект памятника Колумбу Алексея Щусева (1929), центральный ансамбль всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), проект ратуши в Торонто Вильо Ревелла (1958—1965), правительственный центр в Бразилиа Оскара Нимейера (1959—1960).

Проект реконструкции Москвы. Ле Корбюзье. 1932 г.

Ле Корбюзье, который в начале 20-х годов уже был широко известен своими работами по организации современного города, тоже не обошел проблем развития Москвы. Он полагал, что средневековая радиально-кольцевая структура плана не способна вместить новое содержание растущего города и предлагал оставить лишь наиболее выдающиеся памятники русского зодчества, прежде всего Кремль с его ансамблями, Красную площадь, а Москву построить как огромный город-сад из небоскребов, у подножия которых среди зелени парков будет располагаться все необходимое для жизни и отдыха человека. Осуществление такой концепции несомненно, как впрочем и некоторых предложений наших урбанистов и дезурбанистов, означало бы уничтожение Москвы.


Проект реконструкции Москвы, 1932г. Ле Корбюзье: 1 — промышленность; 2 — жилье; 3 — административный центр; 4 — спортивные центры; 5 — главный вокзал; 6 — университетский городок

Читайте также: