Аристотель систематизатор древнегреческой науки кратко

Обновлено: 07.07.2024

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и будет учиться у него философской культуре

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Аристотель как систематизатор научного знания.docx

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра социально-гуманитарных наук

Контрольная работа по

Аристотель как систематизатор научного знания

Студентка II курса гр. 26з

Кувыкина Анна Николаевна

Научная программа и теория познания Стагирита…………………………..…8

Социально-политические взгляды Аристотеля………………………………. 9

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и будет учиться у него философской культуре

Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих его мыслителей. О нем говорят, как об историке философии. Он рассматривал философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. Большое внимание он уделял наиболее существенным вопросам философии, главной идеей которой он считал онтологию (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Наипростейшей определенностью первой материи являются четыре элемента:

  • огонь,
  • воздух,
  • вода,
  • земля, которые встречаются уже у мыслителей, живущих до Сократа. Они представляют

определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

У воспринимаемых чувствами вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств, например, тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух — теплого и влажного, вода — холодного и влажного, а земля — холодного и сухого.

Эти четыре элемента являются основой чувственно воспринимаемых (реальных) вещей. В то же время Аристотель допускал и возможность замены одного элемента другим. Это становится возможным потому, что все элементы являются конкретной модификацией одной и той же первой материи. Из всех качеств, специфически характерным для каждого элемента, Аристотель считал только одно, то есть для огня его специфическим качеством будет теплое, для воздуха — влажное, для воды — холодное и для земли — сухое.

Специфические качества элементов распадаются на два класса — активные и пассивные. Активные - холодное и теплое, пассивны - сухое и влажное. В каждом элементе имеется одно активное качество и одно пассивное, например в огне имеется активное качестве теплого и пассивное — сухого; в воде — активное качество холодного и пассивное — влажного и т. д.

Она состоит из уже упомянутых четырех элементов. Все, что находится в пространстве от лунной сферы до Солнца, планет и звезд вплоть до границ Космоса, наполнено эфиром (этэр), пятым элементом, материей надлунных сфер. Образованные из нее небесные тела являются неизменными и находятся в постоянном кругообразном движении. Земля же изменяется, но остается неподвижной.

Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первой материи они постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть соединения материи (гиле) и образа, формы (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие.

Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. Аристотель в этом учении, которое является, собственно, основой всей его философии, и проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему отношения единичного и общего — как отношение двух сторон действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь разительный в системе Платона.

Учение Аристотеля о первичных и вторичных сущностях в то же время свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-платоновской концепции идеализма. Если Платон признавал первичным реальным бытием общие и неизменные идеи, то Аристотель подчеркивал приоритет индивидуального, чувственно воспринимаемого.

Научная программа и теория познания Стагирита.

Научная программа Аристотеля возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же рассматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения. Аристотель является основоположником логики.

Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы:

Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

Социально-политические взгляды Аристотеля.

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря.

Общество свободных граждан состоит из трех слоев - богатых, среднего слоя и бедных. Необходимым условием стабильности и процветания государства является широкий средний слой, а экономической основой государства - частная собственность, которая способствует заинтересованности в добротном труде. Главными задачами государства философ считает предотвращение чрезмерного накопления богатства и власти в руках отдельных людей и удержание рабов в повиновении.

Аристотель выделяет три правильные формы правления - монархию, аристократию и политику, и три неправильные - тиранию, олигархию и демократию.

Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп:

Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический разбор предшествующих учений по данному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к проблеме, которая затем решается в духе собственного учения Аристотеля. Последний выступает поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует критического подхода.

Первая философия. Учение о причинах и началах бытия и знания

Главным методом на определенном этапе патристики стал мистицизм, выступавший против рассудочного подхода (Иоан Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский). Однако преимущественным влиянием в средневековой философии пользовался религиозный интеллектуализм, реализованный в схоластике, главной задачей которой стала выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опираясь не только на церковный авторитет, но и на доводы разума. Схоласты ориентировались на учение Аристотеля.

Схоластика имела два направления: номинализм и реализм. Номиналисты (Росцелин, Дунс Скот и др.) полагали, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными. Это лишь названия общих групп предметов. Реалисты (Фома Аквинский и др.), наоборот, утверждали, что общие понятия по отношению к индивидуальным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе.


  1. Основные философские идеи эпохи Возрождения (антропоцентризм гуманизм пантеизм соц утопизм)

  1. Эмпиризм в философии нового времени. Индуктивный метод познания.

- разрабатывал универсальный дедуктивный метод, признавал существование врожденных идей в уме, определяющих результаты познания.

-Вселенная – механизм, первоначальный импульс которой был дан Богом, но дальнейшее развитие определяется самостоятельной творческой силой – деизм.

-Дуализм – существование двух независимых субстанций: материальной и духовной

-Основная субстанция – Бог, он обладает атрибутами мышления и протяженности, все остальное производное, то есть модусы мышления или протяжения.

-Врожденные идеи – идея Бога, большинство оснований математики и логики.


  1. Дидро '>Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро).

-Все должно предстать перед судом разума

-Культ науки и прогресс человечества

-Имей мужество мыслить самостоятельно

-пересмотр интеллектуальных ценностей

-защита естественных прав человека (свободы и равенства)

-борьба против тирании и сословных привилегий

-издание энциклопедий научного знания

-личные качества человека зависят от окружающей среды, пороки – это также результат влияния среды, поэтому от избавления от них необходимо преобразовать окружающую общественную среду.

-Деизм.( бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий)

Он призывал назад к природе, цивилизация испортила человека. Развивал теорию общественного договора, клал в основу отношений между людьми не вражду, а дружбу и гармонию. Был представителем демократического крыла идеологов просвещения, и сторонник естественного права

-необходимые условия, формы познания заложены в самом разуме и составляют основу знания

- мы познаем мир не сам по себе, а как он нам является

- Высшая познавательная способность – рассудок как способность создания правил.

-Познание – взаимодействие рассудка и чувств

- Разум- способность мыслить предельное (свобода воли, бессмертие души, бытие Бога)

-Формы чувственности и рассудка находятся в нас, а не в самом мире, они упорядочивают впечатления

- Долг – центральная категория этики, долг перед человечеством и самим собой

- Моральный долг (внутренний императив) – желание добра ради него самого, а не чего-то другого.(добрая воля имеет цель сама в себе.

-Гипотетический императив – это поступок, обусловленный целью (чтобы стать врачом нужно изучать медицину)

-Свобода- необходимое условие морального закона в поисках совершенства.


  1. Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.


  1. Антропологический материализм Фейрбаха.

Согласно марксизму существовало 5 основных типов общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. . Каждая формация, представляю­щая собой особую ступень в историческом развитии общества имеет следующую структуру: способ производства, базис и над­стройку.

1. Онтология (учение о бытии).

2. Политика.

3.Учение о категориях.

Аристотель впервые предложил классификацию категорий, и расположил их в иерархическом порядке, которых насчитывал десять:

2)качество;

3)количество;

4)отношение;

5)место;

6)время;

7)положение;

8)обладание;

9)действие;

10)страдание.

О с н о в н ы е п о н я т и я:

צ категория (от греч. kategoria – высказывание, признак) – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и процесса познания.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969 (АН СССР. Ин-т философии. Философ. наследие);

2. Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И.Темнова. – М.: Мысль, 1997.-458;

3. Аристотель. Поэтика. Риторика. /Предисл. С. Трохачёва. – Санкт-Петербург, Азбука, 2000.- 350;

4. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.;

6. Гайденко П. История греческой философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. –М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с. (Humanitas);

7. Гомперц Т.Греческие мыслители в 2 тт. С-Пб., 1999;

9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: Центр, 1997.- 272 с.;

10. Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000. – 768 с.;

12. Россман И.М. Основные этапы истории европейской философии: пособие для студентов высших учебных заведений. – Рязань: РЗИ МГУК, 1998. – 164;

13. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с;

14. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998;

Читайте также: