Национальные цели и интересы общие положения кратко

Обновлено: 04.07.2024

интересы национальных общностей или этнических групп, связанные с историей и культурой этих общностей, групп.

потребности нации, народа, национальной группы, отдельных субъектов; готовность защищать свои интересы доступными средствами.

осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Выразителем и защитником в практике внешней и международной политики является государство.

совокупность сбалансированных жизненно важных потребностей, отличающихся долговременным характером и определяющих основные цели и задачи внешней и внутренней политики; стремление государств к максимизации собственной мощи и безопасности.

фр. national, от nation — нация и лат. natio — народ, нация) — реальные причины действий государства, направленных на обеспечение стабильности его функционирования и развития; совокупность национальных целей и базовых ценностей, играющих важную роль в сфере национальной безопасности.

совокупность осознанных, официально выраженных объективных потребностей граждан, общества и государства, вытекающая из национальных ценностей и образа жизни, особенностей социально-экономического и политического устройства страны, его геополитического, геоэкономического и географического положения.

интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности. Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной национальности к кооперации и объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении.

состоят, в первую очередь, в противодействии и компенсации любых деструктивных возмущений, формируемых внутри общества или за его пределами, которые препятствуют потребностям жизнедеятельности и развития личности и общества. Национальные интересы тесно связаны с понятием национальной безопасности. В национальных интересах обычно отражаются интересы личности, общества и государства, которое обязано реализовывать эти интересы, в том числе в международных отношениях. Как правило, национальные интересы являются реальной причиной (мотивом) социальных, политических и экономических действий государства внутри и за рубежом.

от лат. interest — имеет значение, важно), объективно обусловленные потребности жизнедеятельности и поступательного развития национальной (этнической) общности. И. н. составляют: физическое существование (выживаемость) народа как целостного социального образования, сохранение его национальной (этнической) самобытности, свободное самоопределение и суверенитет, социально-экономическое процветание и экологическая безопасность, достойное место среди других народов и т. д. Обеспечение и реализация И. н. предполагает способность нации защищать их от враждебных посягательств. Организация этой защиты, обеспечение национальной безопасности, в том числе при необходимости военными средствами, также относится к И. н., что обусловливает правомерность военного строительства и военной деятельности нации.

система отношений, сочетающая в себе потребности функционирования и развития нации-народа как единого организма. Основу И.н. составляют потребности общества, необходимые для его развития и функционирования, защита народа от угроз со стороны др. государств и природно-климатических факторов, а также поддержание социального мира и порядка внутри страны.
К коренным И.н. относятся вопросы целостности и культурной идентичности, безопасности нации-народа, а также контроль и возможность использования важнейших природных ресурсов.
Наиболее важными системообразующими факторами И.н. выступают: сохранение культуры и системы образования, науки и их носителей, а также территории, на которой они живут. Естественными границами И.н. выступают ограниченность ресурсной базы и И.н. др. стран. Основным следствием взаимного ограничения является международное право и международные организации.

объективные потребности нации как внутренне целостного и самобытного социального образования в единстве его этатистских и этнических свойств. В Н. и. аккумулируется отношение нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей. К числу коренных, основополагающих Н. и. относятся: территориальная целостность народа, его государственное самоопределение и политическое самоуправление, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп. В пространственногеографическом плане сфера Н. и. не ограничивается пределами национальной территории. Процессы, развертывающиеся в различных регионах традиционного и нового зарубежья, могут самым непосредственным и существенным образом вилять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, следовательно, на понимание и определение национальных целей. Соответственно этому говорят о внутренней безопасности и внешней безопасности. Для понимания и обеспечения последней исключительно важное значение имеют геополитические и геостратегические представления о месте и роли нации (страны) в мире.

(national interest) Интересы государства, обычно определяемые его правительством. Можно выделить два наиболее распространенных случая использования термина. 1. Политики, желающие получить поддержку своим действиям. Обычно люди бывают привержены национальной идее как социальной и политической общности, поэтому декларируемая забота о национальных интересах представляет собой мощное средство для получения поддержки. Понятие "национальные интересы" особенно действенно в вопросах внешней политики, т.к. вызывает у многих образ нации (или национального государства – nation state), защищающей свои интересы, которым угрожает опасность в анархичной международной системе. Во внутриполитических ситуациях это понятие звучит менее убедительно, и здесь политики обычно используют другие подходы. 2. Средство анализа внешней политики, в частности политическими реалистами (realism) вроде Ганса Моргентау. В этом случае термин аналогичен внешнеполитическому варианту "общественных интересов", т.к. подразумевает наиболее благоприятную для нации систему отношений с другими государствами. Термин по своей сути не только подчеркивает возможность угрозы для нации со стороны внешней анархии, но и указывает на то, что ограничивает свободу действий государства (договора, различные интересы, мощь других государств и иные факторы вне пределов национального контроля, например, географическое положение или зависимость от внешней торговли). Реалисты пользуются термином при оценке национальной безопасности как сердцевины национальных интересов. "Государственные интересы" и "интересы национальной безопасности" – это взаимосвязанные понятия. Аналитическое использование понятия "национальные интересы" подчеркивает роль государства как воплощения национальных интересов. Однако пока не существует единой методики, позволяющей определить интересы нации. Некоторые исследователи утверждают, что они объективно определяются положением государства в международной системе и могут быть выведены на основе изучения его истории, успехов и неудач в политике. Другие полагают, что национальные интересы субъективно интерпретируются правительством. В этой версии термин подобен риторической фразе, приводимой некоторыми политиками: национальный интерес – это то, что сами политики считают национальным интересом.

это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.
Сам термин "национальный интерес" пришел в российскую политологию из западной англоязычной политической литературы, в которой он имеет значение "государственного интереса". Национальные интересы - понимают преимущественно как интересы государственные, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не столько в этническом аспекте, сколько в социальном). Нация представляет двуединство гражданского общества и государства. По умолчанию национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. В осмыслении национального интереса теоретический приоритет имеет школа "политического реализма", в которой интерес определяется прежде всего внешнеполитическими условиями. Исключение из концепции национального интереса внутриполитических факторов "реалистами" объясняется тем, что данная группа проблем относится к сфере так называемого "общественного интереса", т.е. интереса, определяемого различными сегментами гражданского общества.
В отечественной же политологии выявляются расхождения принципиального порядка как в понимании этой категории, так и в формулировании национальных интересов.
Содержание национальных интересов в большей степени будет раскрыто в контексте внешнеполитических условий.
По отношению к окружающему внешнему миру национальные интересы выражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности.
Различается фиксированное (неизменное постоянное) и переменное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни и т.д.
Реальные материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответственно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятельность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей.
Выделяют два уровня национальных интересов государства: уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.
К числу важнейших национальных интересов относятся:
Завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. выгодная для РФ "реорганизация" постсоветского пространства и создания вокруг него пояса дружественных государств;
Дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация российско-НАТОвских отношений;
Предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;
Включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.
Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений.

интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями в политической, социальной, культурной областях. Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной национальности к кооперации и объединению на основе общности социально-политических и культурных интересов. Национальные интересы проявляются в чувствах и симпатиях по отношению к членам своей национальной общности, общем политическом будущем. Так как отдельные единицы национальной общности могут быть распределены по различным политическим единицам, а хорошо организованная политическая единица может включать несколько национальностей (например, США, Россия, Франция, Италия, Швейцария и др.), политическая унификация и политическая самостоятельность не всегда представляет существенный интерес конкретной нации для других. Потому в большом числе случаев национальные интересы понимаются как выражение политических интересов данной национальной группы, данной культурной общности.
Национальные интересы - одна из движущих сил политического поведения личности, национальности, нации, общества или государства. В периоды политических и социальных трансформаций столкновение национальных интересов проявляется с особой силой именно в политической сфере. Именно здесь ярко выступает элемент сопоставления политических интересов людей разной национальности, одной национально-этнической группы с другой. Национальные интересы присутствуют во многих формах борьбы или сотрудничества между людьми. Зачастую они приобретают вид законного института только в результате его реализации в политических формах - государстве, правопорядке и т. п. Попытка ущемления национальных интересов в этом случае воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих национально-этнических групп или общностей, а также государств.
Социальная или национальная общность с развитым национальным самосознанием, как правило, не поступается своими национальными интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, с учетом интересов другой стороны - других национальных общностей и групп. В периоды обострения национальных противоречий, неизбежных в эпоху крупных социально-политических и психологических перемен, национальная общность стремится к реализации или даже экспансии своих политических интересов, к закреплению достигнутого успеха за счет ущемления социально-политических интересов других национальностей, особенно представляющих национальное меньшинство населения. Возникает конфликт национальных интересов, который часто выливается сначала в политическое противостояние, а по мере его дальнейшего обострения даже в вооруженные столкновения и военные конфронтации на длительный период, которые в отличие от гражданских войн, длящихся обычно годы, могут продолжаться и столетия (например, в межгосударственных отношениях: столетняя война между Англией и Францией в 1337-1453 годах, т. е. продолжавшаяся свыше 100 лет).
Стремление осознать взаимосвязь и взаимозависимость различных национальных интересов особенно важно в современную эпоху, в XXI веке, когда современный мир представляет собой сложнейшую систему взаимодействия различных национальных интересов в условиях возрастания взаимосвязи всех государств и народов. В данном случае важнейшей задачей политических деятелей всех уровней, политических элит (и прежде всего ведущих мировых держав) является умение сочетать свои национальные политические интересы с перспективой, гарантированной необходимостью сохранения мировой цивилизации. (Литература: Семенов К).И. Философия и политическая наука национальной истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М.,1999; Пригожин И. Постижение национальной и политической реальности. М..1998 и др.: Голубев А.А. Типология современных международных отношений, сб. научных статей общероссийской конференции. 2011г.)


В отношении достижения демографических целей, в частности, обеспечения устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации, в настоящее время наблюдается явный негативный тренд, что связано с относительно устойчивым показателем смертности и слабой рождаемостью стране. В то же время, ожидаемая продолжительность жизни стабильно растет (см. рис. 1).


Рис. 1. Динамика показателей естественного прироста (убыли) населения и ожидаемой продолжительности жизни

Целевое значение показателя уровня бедности на 2018 год не было достигнуто, однако за последние три года наблюдается некоторый положительный тренд (см. рис. 2). При этом реальные доходы граждан продолжают снижаться, хотя изменение уровня пенсионного обеспечения характеризуется положительной динамикой.

Установленные целевые значения по росту валового внутреннего продукта и уровню инфляции в плановые периоды не были достигнуты. В то же время, Россия на протяжении уже четырех лет остается на шестом месте среди стран мира по уровню ВВП (при расчете по паритету покупательной способности) [9]. Также проблемы наблюдаются в отношении показателя доли организаций, осуществляющих технологические инновации, так как поставленное целевое значение является завышенным при наблюдаемом негативном тренде данного показателя (см. рис. 3). В отношении остальных национальных целей (по улучшению жилищных условий, внедрению цифровых технологий в экономике и социальной сфере, а также созданию высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов) показатели, по которым возможно было бы проводить мониторинг, вовсе не определены.


Рис. 2 Динамика показателей численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, реальных располагаемых денежных доходов населения и реального размера назначенных пенсий


Рис. 3. Динамика показателей потребительских цен и удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации

Таким образом, поставленная задача по достижению национальных целей путем реализации утвержденных национальных проектов не имеет простого решения. Даже полная реализация национальных проектов не гарантирует достижения приоритетных целей развития. Для этого необходимо создание благоприятных институциональных условий.

Как известно, стратегия должна содержать, как минимум, три составных части: целевой блок, блок основных направлений и мероприятий, а также механизм реализации. Так вот именно с механизмом реализации имеются серьезные трудности. Принятые базовые цели и целевые проекты в определенной мере отвечают задачам первого и, частично, второго блока, хотя и требуют определенной доработки, но возможности их реализации в должной мере не проработаны. Без подготовки, широкого обсуждения и принятия стратегии социально-экономического развития на долгосрочный период трудно ожидать успешного развития страны как в настоящий, так и в перспективный периоды.

Аналогичные задачи по подготовки и реализации стратегий, включая механизм их реализации, должны решаться и на региональном уровне, так как от успешного развития территорий во многом зависят успехи развития страны в целом. И здесь можно обратиться к опыту стратегического планирования в Санкт-Петербурге. Именно в этом городе в 1997 г. разработан первый стратегический план на перспективный период. Этот план был документом общественного согласия между органами власти, бизнесом и жителями города. Для стратегического плана Санкт-Петербурга были характерны нацеленность на конкурентоспособность города, концентрация на ключевых, перспективных направлениях развития, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон функционирования города, разработка ключевых ориентиров для бизнеса, инвесторов, властей и населения города.

В основной части плана были сформулированы главная цель и основные направления, а приложение содержало набор конкретных целей, задач и мер, то есть план действий. По большинству мер были определены участники реализации, индикаторы выполнения, оценены затраты и эффект. Предусматривалось также постоянство работы над планом путем проведения мониторинга его выполнения. И хотя он еще не опирался на административные рычаги, но подведение итогов его выполнения показало, что большинство целей было впоследствии достигнуто, а механизмы реализации позволили выполнить большинство поставленных задач.

Не менее важной задачей является создание благоприятного инвестиционного климата. Решение многочисленных задач развития требует значительных инвестиций, включая средства частных, в том числе, зарубежных, инвесторов. В последнее же время мы можем наблюдать скорее отток инвестиций из страны. Для создания благоприятного инвестиционного климата необходима стабильность правовой, налоговой, тарифной, таможенной, кредитной политики и, главное, обеспечение безопасности деятельности бизнеса. Для этого требуется существенная перестройка судебной и правоохранительной системы, нужна реальная независимость суда, значительное расширение общественного контроля и повышение роли общественных институтов в принятии важнейших решений на всех уровнях управления. Другими словами, для ускорения темпов роста необходимо глубокое реформирование сложившейся системы экономических и правовых отношений.

Как справедливо отметил на ПМЭФ-2019 президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, в настоящее время возникла ситуация, в чем-то похожая на период середины 80-х годов прошлого века в СССР, когда были поставлены задачи ускорения, но вскоре выяснилось, что без перестройки архаичной административной системы ускорение невозможно [11]. Правда, предпринятые в этот период меры по расширению экономических свобод предприятий, созданию негосударственных организаций (кооперативов), развитию материальных стимулов хозяйствования и постепенной демократизации общественной жизни привели к полному разрушению директивной экономики и определили необходимость перехода к рыночным механизмам.

Но в настоящее время основы рыночной экономики в стране уже существуют, и потому можно с определенным оптимизмом считать, что проведение глубоких реформ сложившейся системы управления и хозяйствования будет способствовать реальному развитию страны. Главное — это создание благоприятных условий для развития предпринимательства, особенно малых и средних организаций, расширение конкуренции, повышения безопасности бизнеса и привлечение значительных инвестиционных ресурсов. На данном этапе реализации национальных программ возникает задача не столько в развитии механизмов достижения национальных целей, сколько в способах и путях их активизации. Финансовое стимулирование реализации национальных и региональных проектов и программ разделяется на следующие типы: межбюджетные трансферты, гранты; субсидирование бюджета субъектов Российской Федерации; консолидированные субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.

Однако возникает необходимость в применении и нефинансовых способов стимулирования. К подобным методам можно отнести создание эффективной системы непрерывного мониторинга реализации национальных программ и проектов. Данная система позволит обеспечить повышение уровня ответственности исполнителей, более наглядно продемонстрировать процесс каскадирования национальных целей на регионы, а также обеспечить эффективность отслеживания выполнения плановых значений показателей национальных проектов в регионах страны.

Также существует потребность в создании качественного механизма информационного обеспечения населения относительно результатов достижения национальных целей Российской Федерации, реализации национальных программ и проектов. Одной из главных задач в данном механизме является изменение подходов администрации регионов к широкому информированию жителей. Данные меры позволят, как повысить уровень доверия населения к администрации, так и обеспечить должный уровень стимулирования ответственных исполнителей.

В рамках достижения целей реализации национальных и региональных программ и проектов целесообразной является разработка следующих механизмов:

1. Система индикаторов реализации национальных целей в субъектах федерации. Развитие механизмов мониторинга позволяет обеспечить эффективность процессов достижения национальных целей. Данная практика достаточно распространена за рубежом и применяется в различных сегментах экономики. Так, например, ООН активно использует в рамках системы мониторинга набор индикаторов, которые в совокупности характеризуют состояние достижения целей и задач в различных областях экономики [5]. Например, мониторинг сегмента образования осуществляется путем использования единого для различных стран набора индикаторов, что дает возможность сформировать универсальную национальную образовательную политику. Целесообразно создание такой системы индикаторов, которая позволила бы в доступной форме показать возможные резервы достижения национальных целей.

2. Стратегическое планирование с применением методов форсайт-исследований. Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед региональным развитием Российской Федерации, является разработка его качественных сценариев и целевых ориентиров. Использование методов, применяющихся в форсайт-исследованиях, позволит определить перспективы научно-технологического и социального развития регионов, включая ключевые возможности и барьеры реализации национальных программ и проектов. Практика использования подобных методов достаточно распространена (например, в рамках долгосрочного стратегического прогнозирования развития науки и технологий [6]), и применение подходов форсайт-исследований в прогнозировании регионального развития позволит сформировать комплексное видение будущего на основе учета мнений ведущих экспертов, административных органов, а также представителей научного сообщества и бизнеса.

Таким образом, для достижения национальных целей необходимо активно использовать указанные выше меры, развивать действующие механизмы по реализации национальных проектов и программ, а также обеспечить необходимые условия для динамичного социально-экономического развития.

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

3. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

4. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

5. Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

национальная безопасность Российской Федерации (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;

национальные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;

угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;

обеспечение национальной безопасности - реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов;

стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее - стратегические национальные приоритеты) - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности;

система обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

Значение Национальных целей для развития России, Национальные цели определяют стратегию и модель развития России, Достижение Национальных целей России, Какое значение имеет замена систем Национальных проектов на Национальные цели?, В каком направлении эволюционируют стратегии России в последние 20 лет: как система национальных целей отличается от предыдущих стратегических программ?

Дмитрий Орлов

Значение Национальных целей для развития России

Достижение и реализация Национальных целей можно подразделить на две составляющие.

Первая: внутренняя политика — развитие социальной и экономической сфер, повышение уровня и продолжительности жизни (здесь важную роль играет здравоохранение), научное, технологическое и промышленное развитие страны. Поддержание внутренней безопасности, чтобы каждый гражданин чувствовал себя защищённым, как в правовой сфере, так и в социальной. Также необходимо отметить, что все эти сферы и направления взаимосвязаны.

Вторая: внешняя политика — продолжение курса на укрепление международного статуса и влияния России, что напрямую связано с усилением оборонной сферы и техническим развитием нашей страны.

Национальные цели определяют стратегию и модель развития России

Национальные цели определяют и закрепляют основное направление развития нашей страны: восстановление суверенитета и самодостаточности. То есть — Россия, как суверенное и самодостаточное государство, способное постоять за своих граждан и национальные интересы.

Государство с высоким уровнем жизни, социальным, экономическим и техническим развитием.


Инфографика: Мария Клементьева

Достижение Национальных целей России

Любая цель — достижима, главное — выработать план для её достижения.

Какое значение имеет замена систем Национальных проектов на Национальные цели?

В каком направлении эволюционируют стратегии России в последние 20 лет: как система национальных целей отличается от предыдущих стратегических программ?

Если сравнить состояние России в начале 2000-х годов с началом третьего десятилетия XXI века, то можно сделать однозначный вывод: наша страна осуществила гигантский прорыв во всех сферах — социально-экономический, технологической и внешнеполитической.


Читайте также: