Город горький в годы великой отечественной войны кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вспоминает Анна Александровна Коробова.

После первых бомбардировок были приняты срочные меры по переброске в Автозаводский район дополнительных зенитных орудий и боеприпасов, модифицировали связь и систему управления огнем.

Следующие массированные налеты состоялись в феврале 1942 года. В результате бомбардировок было убито 20 и ранено 48 человек. Промышленные объекты понесли незначительный урон. Затем бомбовые налеты немцы совершали в июне. В тот период враги начали атаковать и другие города Поволжья. Войска ПВО ( Противовоздушная оборона. — прим. ред.) значительно укреплялись. Для обороны мостов, судов и пристаней выделили канонерские лодки Волжской флотилии. Стали активно применять аэростаты воздушного заграждения.

Бомбардировщики прилетали ежедневно, партиями по 150-200 самолетов, начиная с 00.00 и до 3 часов ночи. Перед бомбардировками немцы сбрасывали осветительные приборы. Было светло как днём. Горел завод, цеха, строения. Там и тут рвались бомбы. Главный грузовой конвейер разрушили до основания.

Но люди, голодные, обессиленные, плохо одетые, сотворили чудо — в течение одного месяца все восстановили. Ремонтные работы начались уже во время бомбежек и продолжались в нарастающем темпе.

Официальной датой восстановления Горьковского автозавода считается 28 октября 1943 года — в этот день И. В. Сталину был отправлен рапорт о восстановлении завода, который подписали 27 тысяч строителей.

Все для фронта, все для победы

Большой вклад не только в дело победы, но и в развитие артиллерии, внес выдающийся советский конструктор Василий Грабин, который прибыл в Горький в 1933 году.

Под руководством мастера был разработан метод скоростного проектирования — появилась возможность создавать новые пушки в течение всего нескольких месяцев и даже недель. Все это позволяло в кратчайшие сроки ставить пушки на валовое производство с небывалой экономией металла, энергии и трудозатрат.

Первым делом самолеты

Чтобы обеспечить нужды советской военной авиации, предприятие перешло на круглосуточный режим работы. При этом смены длились по 12–14 часов, а некоторые рабочие целыми днями не выходили с предприятия.

Нижний внес гигантский вклад в победу, что по сей день отражается в слезах и улыбках, которые появляются на лицах людей в День Победы. Он — в пламени Вечного огня, что горит перед Кремлевским концертным залом Нижегородской филармонии, на волжской круче, откуда просматриваются бескрайние русские дали.

Нижний Новгород не носит гордых званий ни города-героя, ни города воинской славы. Но горьковчане внесли немалую лепту в Победу в Великой Отечественной войне. На фронтах сражались более 800 тысяч горьковчан, свыше 350 тысяч из них не вернулись домой.

Почти за четыре военных года в Горьковской области было сформировано 56 соединений и частей Красной армии, только в ноябре 1941 года было сформировано 72 отряда народного ополчения, участвующих в Битве под Москвой. Однако главный вклад, который внесли горьковчане в Победу, — это формирование производства вооружений.

В нынешнем 2015 году сложно себе вообразить, что здесь, в Нижнем Новгороде для нужд фронта был создан каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка.

Обстановка накалилась, когда 21 ноября немецкая авиация нанесла первый массированный удар по предприятию. В этот же день директор ГАЗа Иван Кузьмич Лоскутов доложил верховному главнокомандующему о том, что автозаводцы выпускают по 20 танков в сутки! Если в октябре 1941 года было выпущено 215 танков, то в декабре уже 625 боевых машин. Столицу удалось отстоять во многом благодаря трудовому подвигу горьковчан, а танки Т-60 в результате приняли участие в параде на Красной площади 7 ноября и стали символом победы под Москвой и провалом немецкого блицкрига.

Тяжелым испытанием стали авиабомбежки предприятия. В 1943 году в результате семи налетов на автозаводе было разрушено порядка 50 зданий, 9 тысяч единиц оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов и многое другое, погибло 232 человека.

Труд автозаводцев был вознагражден. Весной 1945 года они получили письмо от самого маршала Жукова с благодарностью за созданное оружие, а 16 сентября коллектив Горьковского автозавода был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Вклад сормовичей

Большой вклад не только в дело победы, но и в развитие артиллерии в целом внес выдающийся советский конструктор Василий Грабин, который прибыл в Горький в 1933 году и настоял, чтобы при заводе № 92 (ныне всем известный Нижегородский машиностроительный завод) было создано конструкторское бюро. Добиваться этого пришлось с большим трудом. Вместе с командой молодых конструкторов бюро Грабина продолжило разработку новых перспективных образцов пушек.

Под руководством Грабина был разработан метод скоростного проектирования, который давал возможность создавать новые пушки в течение месяцев и даже недель от начала работ до образцов для испытаний. Все это позволяло в кратчайшие сроки ставить пушки на валовое производство с небывалой экономией металла, энергии и трудозатрат.

Память Василия Грабина машиностроительный завод чтит и сегодня. К завершению подходит строительство мемориального комплекса, посвященного ветеранам Великой Отечественной войны. В состав Архитектурно-скульптурной композиции войдет, безусловно, и бюст Василия Гавриловича Грабина — конструктора дивизионной пушки ЗИС-3, признанной лучшим орудием войны.

Под крылом самолета

Чтобы обеспечить нужды советской военной авиации, предприятие перешло на круглосуточный режим работы. При этом смены длились по 12–14 часов, а некоторые рабочие целыми днями не выходили с предприятия.

Уже к концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составила 34–38%, а темп выпуска достигал 24 самолетов в сутки.
Именно в Горьком в конце 1943 года в ОКБ завода на базе Ла-5ФН был разработан истребитель Ла-7 — один из лучших истребителей периода второй мировой войны.

Предприятия Горьковской области

Велик вклад в победу труд рабочих, инженеров, служащих всех предприятий области.

И все это проходило на фоне налетов немецкой авиации, наплывов эвакуированных беженцев из разных городов страны, нехватки продовольствия и лекарств.
Победа в войне 1941–1945 годов завоевывалась не только на полях сражений, но и в тылу. И вклад жителей Горьковской области в общее дело был огромен и неоценим.

Сегодня, когда управлять целыми корпорациями можно лишь при помощи мобильного телефона, кто поймет, что значит сутками стоять у станка без еды и отдыха. Остается надеяться, что подвиг горьковчан останется в памяти современников, напоминая им о силе человеческого духа, выносливости и победе в намеченной цели.

Нижний Новгород (Горький) - вклад в победу в Великой Отечественной войне

В 2020 году мы отмечаем юбилейную дату - 75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Я живу в славном городе Нижний Новгород (в годы войны г. Горький), который внес огромный вклад в Победу над противником в период Великой Отечественной войны. Об этом подвиге трудовой доблести нашего города я и хочу вам сегодня рассказать.

Какой вклад внес город Горький (Нижний Новгород) в победу в Великой Отечественной войне

Город Горький (имя Максима Горького наш город носил с 1932 по 1990 годы) в годы войны 1941 - 1945 был важнейшим мобилизационным центром страны, кузницей вооружений для фронта и эвакуационным пунктом. В Горький были перевезены заводы из Москвы, Киева, Харькова, Ленинграда, Брянска, Витебска, Кременчуга и других городов. Горьковчане приютили у себя десятки тысяч эвакуированных людей со всей страны.

1941 г. Горький. Ополчение уходит на фронт

На мемориальной доске кремлевской стены, расположенной между Дмитровской и Пороховой башнями, можно прочитать, что за время войны в Горьком было сформировано около 50 воинских частей различных родов войск:

  • стрелковые дивизии
  • полки зенитной артиллерии
  • авиационные полки
  • инженерные полки
  • танковые бригады
  • самоходно-артиллерийские бригады
  • истребительно-противотанковые бригады
  • бригады речных кораблей
  • механизированные корпуса
  • 31-й особый Горьковско-Варшавский дивизион бронепоездов
  • моторизованный понтонно-мостовой батальон
  • Управление 3-й Украинской армии, войска которой взяли штурмом Рейхстаг.

Горьковские речники внесли большой вклад в разгром врага под Сталинградом. Две бригады речных кораблей, дислоцированных в Горьком, в ходе Сталинградской битвы перевезли 543 000 военнослужащих, раненых и гражданских лиц, 29 400 автомашин, 840 орудий, 150 000 тонн боеприпасов, а также множество другой военной техники, продовольствия и обмундирования. А 65 пассажирских и 33 несамоходных судна были переоборудованы в плавучие госпитали.

Волжская флотилия под Сталинградом. Лето 1942 г.

О значимости этой помощи маршал В.И.Чуйков сказал: "Если бы не героические усилия речников на Волге и Волжской военной флотилии, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия. "

В период Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. в Горьком выпускались практически все виды оборонной продукции:

  • танки
  • самолеты разных типов
  • подводные лодки
  • артиллерийские системы
  • грузовики
  • снаряды и патроны
  • взрывчатка
  • реактивное топливо.

На заводе "Красное Сормово" для фронта выпускался каждый 4-й танк Т-34. По признанию специалистов, это был лучший танк Второй мировой войны.

Красное Сормово в годы ВОВ выпускал танк Т-34

На том же заводе "Красное Сормово" за годы войны было построено 27 подводных лодок! Для сравнения: все остальные заводы страны вместе взятые построили еще 28 штук.

С самых первых дней войны на Горьковском авиационном заводе над созданием наиболее совершенной конструкции боевых самолетов работало конструкторское бюро под руководством С.А. Лавочкина. В кратчайшие сроки было налажено серийное производство истребителей ЛАГГ-3, и уже в 1941 г. было изготовлено 1994 самолета. В 1942 г. начался выпуск легендарных истребителей Ла-5 конструкции Лавочкина, а в конце 1943 г. был разработан Ла-7, ставший одним из основных истребителей Великой Отечественной войны.

Горьковский авиационный завод ВПЕРВЫЕ В МИРЕ разработал и применил уникальный метод конвейерной сборки самолетов, благодаря которому с 1944 г. выпускалось по 25 истребителей в день!

1943 г. Горьковский авиазавод выпускает истребители ЛА-5

Всего за годы войны Горьковский авиазавод поставил фронту 19 202 самолета, то есть здесь был выпущен каждый 3-й отечественный истребитель.

Горьковский завод № 92 (ныне машиностроительный завод "Новое Сормово") поставил абсолютный мировой рекорд по выпуску артиллерийского вооружения. Он поставил фронту более 100 000 пушек! Для сравнения: всеми остальными заводами страны было произведено 86 000 пушек, а на заводах гитлеровской Германии и ее союзников - 104 000 пушек. А всё благодаря тому, что на заводе ВПЕРВЫЕ В МИРЕ были освоены методы скоростного проектирования и конвейерного производства артиллерийского вооружения. Если до войны завод производил по 3 - 4 пушки в день, в начале войны - по 35 пушек, то с середины 1942 г. производство выросло до 100 пушек в день. Мировая военная индустрия не знала ничего подобного!

Горьковский завод №92 делал пушки для фронта

Причем горьковские пушки в разы превосходили зарубежные аналоги и по мощности, и по скорострельности, и по тактико-техническим данным, и по живучести ствола. К тому же они были легче по весу и дешевле по цене.

Горьковский автозавод в 1941 г. выпускал для фронта легкие танки Т-60, в 1942 г. - Т-70, а с 1943 г. перешел на выпуск самоходных артиллерийских установок. За годы войны было выпущено более 9 000 самоходок (40% общесоюзного производства).

Самоходка Горьковского автозавода

Помимо этого, Горьковский автозавод в годы войны выпускал армейские автомобили-вездеходы, броневики, минометы, аэросани.

Кстати, и ленинградцев в блокаду по знаменитой "дороге жизни" спасали горьковские "полуторки" ГАЗ-АА - это были единственные грузовые автомобили, вес которых выдерживал еще неокрепший лед Ладожского озера.

Полуторка ГАЗ АА на дороге жизни на Ладоге

Горьковчане делали для фронта радиостанции и переговорные устройства, "Катюши", реактивные снаряды и боеприпасы, бронепоезда и минометы.

Горьковские фабрики шили военное обмундирование, армейскую обувь, палатки, парашюты.

Обычные жители активно сдавали кровь. За годы войны на фронт было отправлено более 92 000 литров крови.

Мой рассказ можно и дальше продолжать, но я перечислила лишь основные цифры. Согласитесь, это немало!

Надеюсь, вам было интересно прочитать эти сведения, и многие, даже нижегородцы, узнали что-то новое для себя. Историю своего города нужно знать, тем более, нам есть чем гордиться. Я сама узнаю много нового, когда готовлю подобные статьи.

Почитайте другие статьи о Нижнем Новгороде

город Нижний Новгород

Мой город Нижний Новгород>>

Все основные сведения о городе и достопримечательности Нижнего Новгорода с фотографиями

Нижний Новгород 795 лет

В этой статье>> я рассказала, в чем Нижний Новгород был первым, то есть что было открыто или создано ВПЕРВЫЕ именно в Нижнем Новгороде, чем прославился город.

Новая Нижне-Волжская набережная в Нижнем Новгороде

Новая Нижне-Волжская набережная в Нижнем Новгороде>>

Первый трамвай в России

Первый трамвай в России>>

В 2016 г. отмечалась дата "120 лет Нижегородскому трамваю - первому в России!"

Рассказ с погружением в историю.

Музыкальные открытки поздравления с 9 мая Днем Победы

К Дню Победы я сделала несколько музыкальных поздравительных открыток>>.

Не забудьте поздравить всех друзей с этим Великим праздником!

О вкладе города Горького в Победу вам рассказывала Ксения Дружкова, автор блога "Семье на заметку"

Еще из этой рубрики советую почитать:


Что такое старый и новый стиль календаря? Разница между Юлианским и Григорианским календарями. Когда поменяли старый стиль на новый? Почему возник Старый Новый год, а Рождество .


Рада новой встрече с читателями "Семье на заметку"! Прошло всего 2 месяца с тех пор, как я писала для вас статью и делала видео на тему .


Победа в Великой Отечественной войне — заслуга не только тех, кто сражался на фронте, но и тех, кто помогал фронту в тылу. Пример этому описан у вас в статье,Ксения.

Согласна с вами на все 100 процентов. А Нижний Новгород имел свой большой вклад в победу в Великой Отечественной.

Каждый город, село, поселок вносили свой вклад, поэтому и выстояли. Спасибо Ксения, что помните и пишите о трудовых подвигах людей в военное время. Некоторые ведь историю переписывают и все чернят, чернят, чернят.

Трудно представить, как жила страна в то время, полностью всё отдавалось фронту…Тяжело, с болью, но люди шли вперед и победили!

Нижнему Новгороду и его жителям действительно есть чем гордиться — вклад в Победу был колоссальным. Такую информацию надо знать и помнить каждому, чтобы чтить память своих героических предков.

Спасибо вам за рассказ, Ксения!

В этом году впервые рассказывала сыну о Великой Отечественной войне. Не получается у меня говорить на эту тему без слёз, но тема важная, наши дети должны быть благодарны нашим дедам и прадедам и знать историю своей страны.

В период Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. город Горький внес большой вклад в Победу над противником. Именно здесь был создан уникальный военно-промышленный комплекс предприятий, позволивший наладить выпуск практически всех видов оборонной продукции, включая оружие и снаряжение для сухопутных войск (танки, артсистемы, грузовики, патроны, снаряды), для авиации (самолеты разных типов) и флота (подводные лодки), а также взрывчатку и реактивное топливо.

В условиях начавшейся войны перед Горьковским автозаводом им. Молотова была поставлена сложная и ответственная задача: в кратчайшие сроки перейти на выпуск легких танков Т-60, выпуск которых продолжался по первую половину 1942 г., далее вместо них было налажено производство легкого танка Т-70, вооруженного 45-миллиметровой пушкой. Впрочем, во второй половине войны легкие танки были признаны малоэффективными, и в 1943 г. их производство прекратилось. Автозавод стал выпускать самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-76 и СУ-76м. За годы войны было выпущено более 9 тыс. самоходок (39,1% общесоюзного производства).

В годы войны Горьковский автозавод выпускал также армейские автомобили с двумя ведущими осями. На базе легкого автомобиля-вездехода ГАЗ-64 был создан броневик БА-64, на фронт отправлено почти 6 тысяч таких машин. С осени 1941 и в течение 1942 г. Горьковский автозавод изготавливал батальонные 82-миллиметровые минометы, поставив фронту 24 145 штук. В 1941—1943 гг. автозаводцы выпустили более 2 тысяч аэросаней. ГАЗ обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами, выпускал авиационные моторы для пикирующих бомбардировщиков, был единственным заводом в стране по производству колясок к армейским мотоциклам. Завод пережил бомбежки вражеской авиации в 1941—1943 гг., но это не прервало самоотверженный труд заводчан.

С первых дней войны над созданием наиболее совершенной конструкции боевых самолетов работал Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе (№ 21), где работало КБ под руководством С.А. Лавочкина. В кратчайшие сроки было налажено серийное производство истребителей ЛАГГ-3. В 1941 г. завод № 21 изготовил 1994 истребителя. В 1942 г. завод освоил выпуск истребителей ЛА-5 с двигателем воздушного охлаждения, в 1944 г. параллельно начал выпуск модели ЛА-7. Всего за 1941−1945 годы Горьковский авиазавод выпустил 19 202 самолетов типов ЛаГГ и Ла, то есть каждый третий отечественный истребитель. На базе кооперировавшегося с авиазаводом машиностроительного завода им. Воробьева в 1941 г. было организовано производство шасси, крыльев, бензобаков, лонжеронов, нервюров для самолетов. Механический цех, кроме того, точил снаряды, литейный — выпускал корпуса мин.

Задачам фронта была подчинена работа предприятий легкой и местной промышленности области. В короткий срок коллективы фабрик освоили изготовление обмундирования, армейской обуви, палаток, парашютов, спецукупорки и другой продукции, необходимой фронту.

В течение второй половины 1941—1942 гг. в связи с приближением фронта и объявлением Горьковской области на военном положении в кратчайшие сроки были возведены три рубежа обороны, включавшие в общей сложности до 1134 км противотанковых оборонительных рвов. На сооружении этих рубежей трудилось в разные периоды свыше 350 тыс. жителей области, преимущественно женщин и подростков-учащихся средних школ.

Трудовые достижения и вклад в Победу горьковских промышленных предприятий неоднократно был отмечен правительственными наградами:

1. 31 октября 1941 г. за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов авиационный завод № 21 был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

3. 11 июля 1942 г. Машиностроительный завод наградили орденом Трудового Красного Знамени, а 4 июня 1945 г. заводу вручили орден Отечественной войны I степени.

4. За работу в годы войны Горьковский автомобильный завод был награжден орденами Ленина (19 марта 1942 г.), Красного Знамени (9 марта 1944 г.) и Отечественной войны I степени (16 сентября 1944 г.). За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей завод в 1971 году был награжден орденом Ленина.

Ранее за трудовые достижения Орденом Ленина дважды награждался регион: в 1934 г. — Горьковский край, в 1965 г. — Горьковская область (вручили его только 13 января 1967 г., вручал лидер СССР Л.И. Брежнев).

Комитет по делам архивов Нижегородской области

Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области

Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.

В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.

Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов

По вопросам, относящимся к компетенции архивных учреждений, обращения принимаются в традиционном и в электронном виде

На предприятиях нашего города ковали Великую Победу

ГАЗ: минометы, аэросани

В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано военной техники.

В самом начале войны перед Горьковским автомобильным заводом стояла задача: сроки освоить выпуск легких танков Т-60 с 20-миллиметровой пушкой. Вскоре вместо них было налажено производство легкого танка Т-70, вооруженного 45-миллимитровой пушкой, — ГАЗа было больше возможностей по сравнению заводом № 37. эта боевая машина пошла

Во второй половине войны легкие танки были признаны малоэффективными, и в прекратилось. Автозавод стал выпускать самоходные артиллерийские установки СУ-76 и СУ-76м. войны было выпущено самоходок.

С осени и 1942-го ГАЗ произвел фронту 24 145 батальонных 82-миллиметровых минометов.

В 1941–1943 годах автозаводцы выпустили более двух тысяч аэросаней.

В начале войны сроки был освоен выпуск легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64.

Вклад горьковчан
В годы Великой Отечественной войны город Горький область внесли существенный вклад став одним арсеналов фронта, его ближайшей военно-промышленной базой, центром формирования воинских частей госпиталем.
В годы войны ушли 822 000 наших земляков. время было мобилизовано жителей Москвы, хотя население столицы было почти в больше, чем
Во время Великой Отечественной войны нашей области было сформировано более частей Красной Армии. Горьком было также сформировано народного ополчения которые участвовали под Москвой. году было сформировано 57 истребительных противотанковых полков, приняли участие
За годы войны горьковчане дали фронту 38 000 танков, 9 000 самоходных артиллерийских установок, бронемашин, самолета типа ЛаГГ и Ла, автомашин, более радиостанций, 101 000 артиллерийских орудий, и лодок. количестве производились боеприпасы.
В городе Горьком было произведено 33,2% танков, 39% САУ, 33% артиллерийских систем, 26% самолетов-истребителей, 43,10% подводных лодок, 35% грузовых автомобилей, 59% фронтовых радиостанций оборудования связи числа выпуска
Огромный вклад внес город Горький здоровья раненых бойцов. периоды войны области функционировал на коек, находилось солдат

За выполнение оборонных заданий Горьковский автозавод был награжден орденами Ленина в Трудового Красного Знамени в 1944-м войны первой степени в

С московского автозавода перестали поступать водяные радиаторы, конструкторы разработали новый трехсекционный радиатор Горьковского автозавода, взамен поставляли медные трубки запчасти.

Прекратилось поступление траков заводов. Сормовичи сами организовали производство траков, причем сроки. Правда, пришлось попотеть. Сначала траки имели трещины дефекты. удовлетворительных результатов изготовляли траки как литые, так

Очень высоко оценил вклад сормовичей «В октябре когда мне была поручена операция по обороне Москвы, получать завода танки Т-34. пришла вовремя большую роль

Машзавод: больше пушек, чем

За годы войны заводе было выпущено артиллерийских орудий, сколько предприятиях Германии коалиции.

Еще в было создано КБ, которое возглавил выдающийся конструктор артиллерийского вооружения Василий Гаврилович Грабин (1900–1980). Метод скоростного проектирования, разработанный под его руководством, позволял создавать новые пушки нескольких недель, работа конструкторов давала возможность сроки ставить их экономией металла, энергии надежную платформу для выпуска военной продукции.

— В годы войны наше предприятие называлось Горьковским артиллерийским заводом имени Сталина, — говорит заместитель генерального директора по кадрам НМЗ Геннадий Суворов. — время производство продукции заводу пришлось увеличить в по сравнению временем. Основной костяк работников приходился время завод выпустил 101 873 пушки. Пушки ЗИС-2, особо любимы войсках. гарантировал точное попадание Кстати, артиллерийский завод сброшена бомба, хотя разорвавшиеся снаряды были Причиной тому была маскировка по специальной просьбе ведомства генерального комиссара госбезопасности Лаврентия Берии: завод смотрелся как обычный жилой микрорайон, угрозы для

Так, в 1941-м были выпущены танковая пушка Ф-34 и 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2. Кстати, Ф-34, пушка для знаменитого танка Т-34, стала лучшим время танковым оружием, она стояла советских танков, бронепоездов, бронекатеров.

— Во время Великой Отечественной войны заводу присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны, а оно было вручено заводу навечно, — продолжает Геннадий Суворов. — За заслуги годы предприятие награждено орденами Ленина (1939), орденом Трудового Красного Знамени (1942), орденом Красного Знамени (1944), орденом Отечественной войны первой степени (1945). — результат самоотверженного труда всего трудового коллектива. Слава благодарность

ГЗАС: санитарные машины кухни

В большая часть квалифицированных рабочих ушла Количество рабочих сократилось с войны Места ушедших заняли подростки

Наряду завод начал выпускать штабные автобусы, возродилось производство полевых кухонь. Только квартала фронт получил 6 500 полевых кухонь.

В конце начале была выпущена для фронта партия аэросаней винтом двигателем. грузовых автомобилей оборудовались походные армейские ремонтные мастерские.

На заводе соревнование среди рабочих, выразившееся фронтовых бригад. «В труде, как — под таким лозунгом работали эти бригады.

Территория завода неоднократно подвергалась вражеским бомбардировкам. одной погиб директор завода Герасим Кузьмич Парышев. Более погибли сражений.

Всего войны было выпущено свыше самосвалов, более автобусов, более полевых кухонь.

В московский завод № 119 имени Маленкова имел уже более чем столетнюю историю, было связано Производственная программа завода базировалась взлетно-посадочных систем для пикирующих бомбардировщиков которые были крайне необходимы фронту.

— В октябре когда фашисты вплотную подошли Государственный комитет обороны принял постановление эвакуации завода № 119 — продолжает Павел Михайлович. — вагонов доставили ведущее шассийное производство страны, монтаж оборудования месте был завершен через а остановки завода пуска прошли всего завод выпустил 22 тысячи комплектов шасси Пе-2, ЛаГГ-3, Як-6, Як-9, Ла-5, Ла-7 Шасси завода стояли шестом самолете, сделанном в 1941–1945 годах.

Жиркомбинат: порошок для зажигательных смесей для партизан

В предвоенный год жиркомбинате вырабатывали тонн мыловаренной продукции на 40-процентное мыло –— предприятие было одним поставщиков такой продукции.

На комбинате также вырабатывался состав для пропитки ткани противоипритных костюмов, пищевой саломас для жителей блокадного Ленинграда.

Водородный цех стал выполнять задание командования Горьковского ПВО заполнять водородом аэростаты воздушного заграждения.

Туалетное мыло отправлялось и Выполнялись заказы, например партизанам Белоруссии (это мыло так

Фашисты бомбили, работали

Не зря передовые рабочие бригады называли фронтовыми. работали, как — изо всех сил, бывало, что под бомбежками.

В 1943-м было совершено три крупных налета, основной целью был автозавод имени Молотова. была сброшена бомба и зажигательных,

На автозаводе было разрушено более 9 000 конвейеров технологического оборудования, моторов, кранов, подстанций, комплектов электроаппаратуры пострадал отстроен практически заново

Всего войны вражеские бомбардировщики совершили

Читайте также: