Музыкальное творчество акынов и жырау кратко

Обновлено: 02.07.2024

Казахские пословицы и
поговорки
Большинство из них содержат
наставления‚ поучения‚
глубокую мысль, тонкий
подтекст, запоминающиеся
ритмику и рифму. Наиболее
популярные в народном жанре
пословицы и поговорки
охватывают практически все
стороны жизни казахского
народа‚ отражая его опыт в
лаконичных‚ но метких и
образных выражениях

Жанры народных
сказок:
волшебные‚
о животных,
бытовые
В них отражены жизнь народа, его мечты о счастье,
благополучии, мире. Сказки возвеличивают личность героя,
прославляют добро и ум‚ высмеивают ленивых, жадных.
Аяз би, Жиренше-оратор, его умная жена Карашаш,
Алдар Косе, Ходжа Насреддин, плешивый мальчик — все они
добрые‚ умные и хорошие люди, отличающиеся
справедливостью и честностью, находчивостью.

Героический эпос
В нем обычно рассказывается об
исторических событиях: набегах
врагов, борьбе против них,
верных сыновьях народа,
мужественно защищающих свой
народ и землю‚ показывающих
при этом чудеса героизма и
храбрости. “Кобланды батыр”‚
“Алпамыс”, “Ер Таргын” —
выдающиеся эпосы древности.
Они несут в себе большой заряд
патриотизма, учат молодежь
любить свою родину и быть
готовой к ее защите.

Социально-бытовой эпос
В социально-бытовом эпосе
большое место занимают темы
любви‚ женитьбы героя‚ его
борьбы за семейный очаг.
В эпосах “Козы Корпеш — Баянсулу”, “Кыз Жибек”
рассказывается о том, как
предательство отца Баян-сулу —
Карабая, отказавшегося
выдать дочь за осиротевшего
юношу, черствость отца Жибек —
Базарбая, не пожелавшего
благословить женитьбу сына
Толегена‚ приводят к смерти
влюбленных.

Отправившись на поиски
земли обетованной, Асан
заезжает в Жетысу и,
увидев красоту и богатства
края, восклицает: “На
деревьях Жетысу висят
плоды”. Посетив район Чу,
где размещалась ставка
султанов Жанибека и Керея,
сказал: “Ей, Чу, тебя
назвали неправильно. Эти
густые камыши никогда не
дадут народу умереть с
голоду”.

Кодан тайшы
Песен этого жырау
в народе почти не
сохранилось.
Однако его плач и
хождение вокруг
мертвого тела
своего сына дают
много исторически
ценных фактов.

Казтуган Суйиншиулы
До нас дошли три эпоса
жырау. В одном из них
— “Беспокойся, будь
бдительным, народ” —
он, как и Асан
Сабитулы‚ восторгается
Едилем и Яиком,
рассказывает‚ как они
удобны для ведения
хозяйственной
деятельности.

Доспамбет
В своих песнях он рисует
идеальный портрет воина,
отважного батыра,
защищающего свою
родину. Все свои песни
(жыры) — “Средь ручьев,
на просторе донских
лугов”, “В аргамака попала
стрела”, “О, край мой
милый, Ак Жаик!”, “Тугай, о
тугай у излучины рек” — он
посвящает все той же
патриотической теме.

Шалкииз
В поэзии Шалкииза говорится о
том, что он часто был рядом с
эмиром Ногайского ханства
Темиром. Шалкииз жырау вместе с
войском ходил в походы на
Северный Кавказ, в Крым, на
побережья Дона.
Ныне мы имеем 14 во многом
дублирующих рукописей и
публикаций песен Шалкииза,
наример, "Первое сказание Би
Темиру ", "Уговор Би Темиру, чтобы
он воздержался от паломничества",
Алай жаным" Эдилим, "Жаржагалап
коп журме", "Не болды?",
"Байтерек".

Жиембет Бортогашулы
В своем толгау “Приказ твой
суров был, Есим хан” он
повествует о том, что
вступился за своего
младшего брата‚
несправедливо обвиненного
ханом‚ и сам тоже впал в
немилость. Согласно другим
данным‚ в 1628 г. после
смерти Есим хана он
возвратился на родину.
Жиембет говорит от имени
народа‚ выступая против
Есим хана.

Маргаска жырау
также был придворным поэтом
Есим хана‚ сопровождавшим его в
походах. Известна его историческая
песня, посвященная Есим хану‚ —
“Высокий ростом герой Есим”,
состоящая из семи тысяч строк.
Судя по приведенным ниже
строкам, похоже‚ что и Маргаска
принимал участие в подавлении
восстания хана Турсына.

Актамберды Сарыулы
Актамберды был
продолжателем традиций
своих предшественников —
жырау Доспамбета, Шалкииза.
В песнях Актамберды слышны
характерные для них
интонации, сравнения, а также
его собственное видение
происходящего. Жырау мечтает
о тех днях, когда охваченные
патриотическим порывом
сарбазы будут биться с
врагами, не жалея себя‚ за
свободу своего народа и
земли.

Татикара
Аблай ценил умение Татикары импровизировать в
любых обстоятельствах, его остроумие и
находчивость, бесстрашие и отвагу. Когда в разгар
жаркой битвы Татикара чувствовал, что враг дрогнул,
начинал тут же исполнять боевой жыр, вдохновляя
воинов на подвиги и самопожертвование. У акына
была еще одна особенность: он в своих жырах
говорил о родах-племенах каждого упомянутого
воина. Так, в своем жыре “У камыша верхушка редкая,
а корень крепкий” он прославляет героизм Бокея —
батыра из рода дулатов, Дарипсали и Мандая — из
рода уаков и других батыров. Поэтому сохранившиеся
песни Татикары имеют огромную историческую
ценность.

Умбетай жырау
Умбетай жырау
воспевал героизм
воинов, рассказывая
об их подвигах народу.
Так, в жырах “Эй,
Актамберды,
Кабанбай”, “Бию
Бекболату”, “На смерть
Богенбая” содержится
много исторически
ценных сведений.

Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..

XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы.

В XVIII веке особой популярностью пользовались песни-толгау - размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау/- Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами-импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.

Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен.

Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою.

Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.

Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.

Не говори, что над землей Луна никогда не зайдет,
Что озеро, сколько воды ни пей.
Своих не утратит вод. Не говори, что на пустыре
Не появится озеро.
Не говори, что в глуши, где курая нет,
Не будет бродить кулан.
Не говори — от белых кобыл
Хороших не жди жеребят,
Не говори - толстобрюхий бай
Все время будет богат.
Не называй бедняка бедняком
Не говори, что, разбогатев,
Не откочует он со скотом
Опередив всех на джайлау.
Не называй бедняка бедняком
Не знаешь ты, кем он будет потом.
Он может в центре степного пространства
Один выстоять против толпы,
И за обиды свои отомстить.

(Бухар жырау).

Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов - Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма.

Общая характеристика жанров акынского творчества

Акынское творчество — особый пласт кыргызской песенной традиции. Значение его определяется теми разнообразными функциями, которые выполняют в национальной культуре носители этого замечательного вида народного художественного творчества. Деятельность акынов — лучший показатель бережного отношения к культурному наследию. Это живое и нестареющее искусство, которое содержит в себе мощную интеллектуальную силу.

Акынское творчество — явление не только фольклорно-музыкального порядка. Оно выходит далеко за рамки поэзии и музыки. В нем собраны и взаимодействуют элементы различных видов искусства. В обще-принятом традиционном смысле акын — это многогранный художник, владеющий поэтическим, композиторским, певческим, инструментально-исполнительским, актерским искусством. При этом выделяются в качестве основных четыре главных критерия: наличие поэтико-импровизаторского дара, вокальные данные, владение игрой на струнных инструментах (комузе и кыл кыяке) и артистизм.

Как известно, поэтический речитатив является исконным свойством кыргызской устно-музыкальной традиции. Как следствие развития индивидуальных форм в массовом, коллективном песенном фольклоре, акынское песнетворчество базируется на его прогрессивных тенденциях. В результате таких взаимосвязей достигается высокий уровень музыкально-поэтической культуры, а личность акына приобретает в народе высокий общественный статус.

Очевидна также обратная связь, благодаря которой чрезвычайная популярность акынов в кыргызском обществе значительно способствует развитию массовой фольклорной песенности. Образуется, таким образом, обоюдная система, в которой массовый песенный фольклор рождает профессиональных певцов, а последние, в свою очередь, оказывают на него стимулирующее влияние, мобилизуя творческий потенциал. Процесс такого взаимодействия двух жанровых разделов кыргызской народной музыки постоянно создает новые предпосылки для внутренней эволюции.

Акын — одна из древнейших художественных профессий, носитель морально-нравственных и философско-эстетических представлений кыргызского народа. В отличие от сказителей большого и малого эпосов,

повествующих о древней истории, творчество акынов в любую эпоху глубоко современно, актуально. Ему предназначено связать воедино прошлое и настоящее, человека и общество, дать оценку поступкам людей и историческим фактам. Отсюда — высокий авторитет каждого акына и его огромный репертуар: произведения традиционных акынских жанров, массового фольклора, малого эпоса (а также эпизоды большого эпоса), инструментальных жанров.

Искусство акына передается от учителя к ученику. Оно почитается в народе как священный дар. По весомости своих общественных функций кыргызские акыны сродни акынам казахским, туркменским бахши, таджикским гафизам, азербайджанским и армянским ашугам.

Акынской исполнительской культуре свойственны импровизационность и разнообразие индивидуальных стилей. Но при этом она основана на отработанных в веках художественных нормативах, приемах и средствах, без которых столь сложное и разветвленное искусство не могло бы стабильно существовать и развиваться.

Мелостихостроки подчиняются законам стихосложения, ладовому строю и темпоритму определенного жанра акынского репертуара. Как правило, это многочисленные варианты одной основной попевки, индивидуально принадлежащей акыну.


Урок предполагает знакомство с казахскими национальными инструментами, их разнообразием. Знакомство с творчеством легендарных казахских жырау.

Описание разработки

Цель: систематизация и усвоение знаний, высокий уровень обобщения и анализа

Задачи урока :

1. Способствовать формированию представлений о творчестве акынов-жырау, раскрыть их историческое значение. Продолжить ознакомление обучающихся с развитием музыкального искусства казахского народа,

2. Развивать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать в группах. Совершенствовать навыки работы с историческими источниками, научить делать сравнительный анализ.

3. Воспитывать чувства коллективизма и взаимопонимания, активность гражданских позиций, формировать бережное отношение к наследию прошлого, умение применять полученные знания в жизни.

Тип урока : комбинированный

Методы: словесный, самоконтроля, наглядный, частично- поисковый

Формы работы: работа в группах,

Оборудование, портреты жырау, презентация, музыкальное сопровождение, рисунки музыкальных инструментов, тестовые задания.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент:

Сегодня мы продолжаем знакомство с казахскими национальными инструментами, с их разнообразием, прослушаем мелодичные красивые звуки и казахскими инструментами. Познакомимся с творчеством легендарных жырау. Я прошу вас серьезно отнестись к этой теме, так как вопросы данного урока вынесены на итоговую аттестацию.

II. Актуализация знаний, умений навыков:

Письменно: домашнее задание

1. Открытые тесты

Свадебный головной убор девушки, украшенный драгоценными камнями и орнаментом. (саукеле).

Кочевники - скотоводы верили, что у каждого вида скота свой хранитель. Укажите хранителя коровы. (Зенги- баба)

Среди казахов сохранился обычай, когда злой дух изгоняют огнем. Укажите его (отпен аластау).

Принятие на постой разных знатных лиц, следующих по службе людей (джамалга).

Профессионалы – вычислители, занимавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени (есепчи)

2. В пустующей колонке укажите название архитектурного памятника культуры

3. Дополни предложение:

1. Кошма с узорчатой аппликацией называется _текемет______. 2. Казахский язык как самостоятельный сформировался в XV___ веке. 3. В период Золотой Орды и Белой Орды как официальный литературный язык употреблялся _кыпчакский________ язык. 4. Исторические произведения на казахском языке стали появляться в XVI-XVII______ веках. 5. Изучая в течение, многих лет погодные изменения и систематизировав этот опыт, казахи создали народный календарь.

4. Закрытые тесты

а) основной закон государства XIII в.

в) Обычное право казахов в XIII в.

г) Основной закон государства в XVI в.

д) Обычное право казахов в XV в.

е) все перечисленное

Муххамед Хайдар Дулати является автором труда:

Где находится мавзолей Ахмеда Ясави, проповедника исламской религии в Казахстане:

а) Туркестане в) Таразе с) Отраре д) Сузаке Е) Сауране

Назовите одного из знаменитых людей в Дешт-и-Кыпчаке в XV веке.

а) Асан-Кайгы в) Бухажырау с) Аль-Фараби д) Ахмед Ясави е) Махмуд Кашгари

Свод обычного права у монголов назывался :

а) адат в) шариат с) Жеты- Жаргы д) Яса е) Светлый путь

На доске прикреплены слова, найти пару

Проверка, правильно ли подобрали пару.

- А теперь я усложняю задание, нам необходимо сформировать группы:

- Ответьте мне на вопрос, почему так сформированы группы?

- Займите свои места, согласно сформированным группам.

- Каждая группа, выбирает дежурного командира, который будет координировать действия всей группы.

Пословицы о Родине:

1. Отан – елдің анасы Ел – ердің анасы. Родина – мать народу, народ – мать джигиту.

2. Отанды сүю – от басынан басталады. Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

Пословицы про семью

1. Жақсы әке - жаман балаға қырық жылдық ризық

Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну.

2. Құртақандай торғай да, Өз ұясын қорғайды.

Маленький воробей и тот свое гнездо оберегает.

Пословицы о труде:

1. Бақыт кілті – еңбекте. Ключ к счастью – в труде.

2. Сөз- сабан, іс-дән. Слово- солома, дело – зерно.

3. Көп көрген –нұсқа,көп істеген-ұста. Кто много видел мудрец, кто много работал, тот кузнец.

III. Формирование новых навыков:

Работа по учебнику:

1. Прочитать абзац параграфа;

3. В чем особенность исполнения произведений жырау;

4. На каких музыкальных инструментах жырау исполняли свои музыкальные произведения.

5. Назовите какие музыкальные инструменты казахского народа вы знаете?

Музыкальное искусство, музыкальные инструменты В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос.

IV. Работа в группах: опережающее задание:

1 группа: СТРУННЫЕ: Домбра - наиболее широко распространенный в народе инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн; Кобыз - древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент. Изготавливается из цельного дерева и имеет форму ковша; Жетиген - музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. В настоящее время используется как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях;

2 группа: ДУХОВЫЕ:

Керней Камышовые и роговые сырнаи Сыбызгы - широко распространенный инструмент в народном быту. Изготавливается из камыша, дерева, реже из металла, в виде двух деревянных желобков, скрепляемых нитью полыми сторонами; Адырна - древний казахский духовой инструмент. Обладает сильным звуком. В старину использовался во время боевых походов, а также в дни охоты для привлечения внимания птиц, зверей, имитируя их голоса;

Шанкобыз - разновидность варгана, одного из древнейших музыкальных инструментов. При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта даёт возможность менять тембр инструмента;

3 группа: УДАРНЫЕ: Дангыра - представляет собой обод, обтянутый с одной стороны кожей, на внутренней поверхности которого прикреплены металлические подвески, издающие при ударе по коже и при движении дополнительный шумовой эффект;

Дауылпаз - имеет деревянный котлообразный корпус, обтянутый с двух сторон кожей. Игра производится ударами руки или плети. Использовался в качестве военного сигнального и шумового охотничьего инструмента; Дабыл - представляет собой деревянный обруч, обтянутый с двух сторон кожей. Сбоку на ободе имеется ручка или кожаный ремешок. Удары производятся руками или деревянными палками. Предназначался для подачи сигналов и имел различные размеры, вплоть до больших батальных с очень громким звуком;

Асатаяк - казахский народный шумовой музыкальный инструмент. Атрибут шаманских инициаций. Представляет собой деревянный жезл высотой более одного метра. В верхней части имеется головка, на которую подвешиваются металлические подвески различной формы, издающие при движении шум.

- Сейчас мы с вами прослушаем, как звучат казахские музыкальные инструменты.

VI. Рефлексия: Определить названия инструментов:

Х. Знакомство с творчеством Доспамбет – жырау и Жиембет-жырау.

4. Прослушивание музыкального произведения на кобызе посвященное Доспамбету жырау

IX. Проверка усвоения знаний:

Каждой группе четыре варианта вопросов, каждому участнику отдельный вариант.

Разноуровневое домашнее задание. Заранее подготовлено на листочках.

Х. Выставление оценок.

Группам выставить оценки за работу на уроке каждому учащемуся, командирам озвучить выставленные оценки.

Оранжевый - восторженное, активное настроение.

Розовый – радостное настроение.

Зеленый – спокойное, ровное настроение.

Голубой – грустное, печальное настроение. Спасибо за урок!

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

История Казахстана: 7 класс Урок №

Цель: систематизация и усвоение знаний, высокий уровень обобщения и анализа

Задачи урока :

1. Способствовать формированию представлений о творчестве акынов- жырау, раскрыть их историческое значение. Продолжить ознакомление обучающихся с развитием музыкального искусства казахского народа,

2. Развивать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать в группах. Совершенствовать навыки работы с историческими источниками, научить делать сравнительный анализ.

3. Воспитывать чувства коллективизма и взаимопонимания, активность гражданских позиций, формировать бережное отношение к наследию прошлого, умение применять полученные знания в жизни.

Тип урока : комбинированный

Методы: словесный, самоконтроля, наглядный, частично- поисковый

Формы работы: работа в группах,

Оборудование, портреты жырау, презентация, музыкальное сопровождение, рисунки музыкальных инструментов, тестовые задания.

I. Организационный момент:

«Качество духовное, вот что главное в человеческой

жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести

Сегодня мы продолжаем знакомство с казахскими национальными инструментами, с их разнообразием, прослушаем мелодичные красивые звуки и казахскими инструментами. Познакомимся с творчеством легендарных жырау. Я прошу вас серьезно отнестись к этой теме, так как вопросы данного урока вынесены на итоговую аттестацию.

II. Актуализация знаний, умений навыков:

Письменно: домашнее задание

1. Открытые тесты

Свадебный головной убор девушки, украшенный драгоценными камнями и орнаментом. (саукеле).

Кочевники- скотоводы верили, что у каждого вида скота свой хранитель. Укажите хранителя коровы. (Зенги- баба)

Среди казахов сохранился обычай, когда злой дух изгоняют огнем. Укажите его (отпен аластау).

Принятие на постой разных знатных лиц, следующих по службе людей (джамалга).

Профессионалы – вычислители, занимавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени (есепчи)

2 .В пустующей колонке укажите название архитектурного памятника культуры

1. Этот мавзолейный комплекс находится в трех км западнее г. Отрар на берегу реки Сырдарьи. Состоит из двух помещений.

Арыстан-баба

2. Этот мавзолей является архитектурным шедевром. Воздвигнут по приказу эмира Тимура. Находится в центре города.

Ходжа Ахмет Яссауи

3. Этот мавзолей один из ярких образцов зодчества, расположен в близи г. Сыгнака, в 8 км к северо-западу от Кента Томенарык. Ныне этот архимтектурный памятник настолько разрушен, что находится на грани исчезновения.

4. Один из наиболее значительных памятников зодчества. Расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане. Своеобразие этого сооружения заключается в том, что он возведен по строительным традициям степного зодчества

5. Мавзолей дочери султана Улугбека, сына эмира Тимура, относится к XV веку. Состоит из пяти помещений.

Рабига султан Бегим

3 . Дополни предложение:

1. Кошма с узорчатой аппликацией называется _текемет______. 2. Казахский язык как самостоятельный сформировался в XV___ веке. 3. В период Золотой Орды и Белой Орды как официальный литературный язык употреблялся _кыпчакский________ язык. 4. Исторические произведения на казахском языке стали появляться в XVI-XVII______ веках. 5. Изучая в течение, многих лет погодные изменения и систематизировав этот опыт, казахи создали __народный________ ___календарь_______.

4. Закрытые тесты

а) основной закон государства XIII в.

в) Обычное право казахов в XIII в.

г) Основной закон государства в XVI в.

д) Обычное право казахов в XV в.

е) все перечисленное

Муххамед Хайдар Дулати является автором труда:

Где находится мавзолей Ахмеда Ясави, проповедника исламской религии в Казахстане:

а) Туркестане в) Таразе с) Отраре д) Сузаке Е) Сауране

Назовите одного из знаменитых людей в Дешт-и-Кыпчаке в XV веке.

а) Асан-Кайгы в) Бухажырау с) Аль-Фараби д) Ахмед Ясави е) Махмуд Кашгари

Свод обычного права у монголов назывался :

а) адат в) шариат с) Жеты- Жаргы д) Яса е) Светлый путь

Самоконтроль:

На доске прикреплены слова, найти пару

Проверка, правильно ли подобрали пару.

- А теперь я усложняю задание, нам необходимо сформировать группы:

- Ответьте мне на вопрос, почему так сформированы группы?

- Займите свои места, согласно сформированным группам.

- Каждая группа, выбирает дежурного командира, который будет координировать действия всей группы.

Выбор группы:

Пословицы о Родине:

1. Отан – елдің анасы Ел – ердің анасы. Родина – мать народу, народ – мать джигиту.

2. Отанды сүю – от басынан басталады. Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

Пословицы про семью

1. Жақсы әке - жаман балаға қырық жылдық ризық

Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну.

2. Құртақандай торғай да, Өз ұясын қорғайды.

Маленький воробей и тот свое гнездо оберегает.

Пословицы о труде:

1.Бақыт кілті – еңбекте. Ключ к счастью – в труде.

2.Сөз- сабан, іс-дән. Слово- солома, дело – зерно.

3.Көп көрген –нұсқа,көп істеген-ұста. Кто много видел мудрец, кто много

работал, тот кузнец.

III. Формирование новых навыков:

Работа по учебнику:

1.Прочитать абзац параграфа;

3. В чем особенность исполнения произведений жырау;

4. На каких музыкальных инструментах жырау исполняли свои музыкальные произведения.

5. Назовите какие музыкальные инструменты казахского народа вы знаете?

Музыкальное искусство, музыкальные инструменты В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос.

IV. Работа в группах: опережающее задание:

1 группа: СТРУННЫЕ: Домбра - наиболее широко распространенный в народе инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн; Кобыз - древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент. Изготавливается из цельного дерева и имеет форму ковша; Жетиген - музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. В настоящее время используется как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях;

2 группа: ДУХОВЫЕ:

Керней Камышовые и роговые сырнаи Сыбызгы - широко распространенный инструмент в народном быту. Изготавливается из камыша, дерева, реже из металла, в виде двух деревянных желобков, скрепляемых нитью полыми сторонами; Адырна - древний казахский духовой инструмент. Обладает сильным звуком. В старину использовался во время боевых походов, а также в дни охоты для привлечения внимания птиц, зверей, имитируя их голоса;
Язычковые:
Шанкобыз - разновидность варгана, одного из древнейших музыкальных инструментов. При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта даёт возможность менять тембр инструмента;

3 группа: УДАРНЫЕ: Дангыра - представляет собой обод, обтянутый с одной стороны кожей, на внутренней поверхности которого прикреплены металлические подвески, издающие при ударе по коже и при движении дополнительный шумовой эффект;
Дауылпаз - имеет деревянный котлообразный корпус, обтянутый с двух сторон кожей. Игра производится ударами руки или плети. Использовался в качестве военного сигнального и шумового охотничьего инструмента; Дабыл - представляет собой деревянный обруч, обтянутый с двух сторон кожей. Сбоку на ободе имеется ручка или кожаный ремешок. Удары производятся руками или деревянными палками. Предназначался для подачи сигналов и имел различные размеры, вплоть до больших батальных с очень громким звуком;

Асатаяк - казахский народный шумовой музыкальный инструмент. Атрибут шаманских инициаций. Представляет собой деревянный жезл высотой более одного метра. В верхней части имеется головка, на которую подвешиваются металлические подвески различной формы, издающие при движении шум.

- Сейчас мы с вами прослушаем, как звучат казахские музыкальные инструменты.

Читайте также: