Тридцать сребреников значение фразеологизма и происхождение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нам известно, что Иуда Искариот, решивший предать своего равви (учителя), пришел к первосвященникам и спросил, какую сумму они готовы за это заплатить. И именно первосвященники назвали "цену" в 30 сребренников. Как считает толкователь Библии профессор Александр Павлович Лопухин, Иуда не назначал "цену" сам, чтобы не продешевить.

Суммой в 30 сребренников первосвященники, несомненно, хотели унизить Христа, потому что это была цена раба!

Так, в Книге Исход есть четкое повеление о том, сколько следовало заплатить человеку, чьего раба или рабу убил твой вол:

Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. (Исход 21:32)

30 сребреников - это много?

Чтобы понять хотя бы примерно, что это была за сумма, обратимся к простому примеру. Наемный рабочий получал в среднем 1 динарий, что в 120 раз меньше тридцати сребренников.

Таким образом, сумма была, конечно, высокой. Однако, Иуда ей воспользоваться так и не смог - он удавился.

Выражение, употребляющееся в значении цены предательства, основано на евангельском рассказе (Матф., 26, 15) о тридцати сребрениках, полученных Иудой за то, что он предал Иисуса.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .

Смотреть что такое "Тридцать сребреников" в других словарях:

Тридцать сребреников — Книжн. Цена предательства. /em> Основано на евангельском рассказе о тридцати сребрениках, полученных Иудой, предавшим Иисуса Христа. БМС 1998, 546 … Большой словарь русских поговорок

Тридцать сребреников — крыл. сл. Выражение, употребляющееся в значении цены предательства, основано на евангельском рассказе (Матф., 26, 15) о тридцати сребрениках, полученных Иудой за то, что он предал Иисуса … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

продавший за тридцать сребреников — прил., кол во синонимов: 6 • выдавший (60) • предавший (24) • продавший (46) • … Словарь синонимов

за тридцать сребреников продать — За тридцать сре/бреников продать (предать) Предать кого л. из корыстных соображений. От евангельского сказания об Иуде, предавшем Христа за 30 серебряных монет … Словарь многих выражений

Продать (предать) за тридцать сребреников — кого. Книжн. Неодобр. Предать кого л. из корыстных соображений. /em> Из Евангелия. БТС, 1255 … Большой словарь русских поговорок

Тридцать серебреников — (сребреников) согласно Евангелиям, плата, за которую Иуда Искариот предал Иисуса Христа. Выражение тридцать сребреников плата за предательство … Исторический словарь

ТРИДЦАТЬ СЕРЕБРЕНИКОВ — (сребреников), согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал Иисуса Христа. Выражение тридцать серебреников означает плату за предательство … Современная энциклопедия

ТРИДЦАТЬ СЕРЕБРЕНИКОВ — (сребреников) согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа. Выражение тридцать серебреников означает плату за предательство … Большой Энциклопедический словарь

Тридцать серебреников — (сребреников), согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал Иисуса Христа. Выражение “тридцать серебреников ” означает плату за предательство. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Три́дцать сре́бреников (ст.-слав. три́дєсѧть срє́брєникъ; в оригинале — др.-греч. τριάκοντα αργύρια) — плата за предательство, которую получил Иуда Искариот, согласившись выдать Иисуса Христа первосвященникам. Упоминаются в Евангелии от Матфея (Мф. 26:14—16 и Мф. 27:3—10), Евангелии от Марка (Мк. 14:10—10) и Евангелии от Луки (Лк. 22:1—6). В последних двух случаях без указания точной суммы.

Обычно 30 сребреников отождествляются с тирскими статерами (сиклями, шекелями) или древнегреческими тетрадрахмами.

Связанные понятия

Библейские денежные единицы — ближневосточные, древнегреческие, древнеримские и другие античные монеты, денежные единицы и ставшие деньгами единицы измерения массы, упоминаемые в тексте Библии. Среди них талант, мина, сикль, гера (последние две дали название современной национальной валюте Израиля и его разменной денежной единице — соответственно, шекелю и агоре), а также денарий, драхма, лепта — названия, которые с небольшими изменениями в написании до сих пор носят или до недавнего времени носили.

При́тча о тала́нтах — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея и рассказывающая о втором пришествии.

Поцелуй Иуды (Лобзание Иуды) — эпизод Евангелия. Согласно авторам Евангелия, Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его. Чтобы указать на Христа, он, подойдя со стражей, поцеловал Иисуса ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса. Поцелуй Иуды — символ предательства.

Золотой телец (ивр. ‏עגל הזהב‏‎) — идол, несколько раз появляющийся на страницах Ветхого Завета как предмет культа отступивших от Бога Израиля. В соответствии с агадическим мидрашем, телец был оживлён благодаря силе Всевышнего, которая была даже в кусках таблички, с помощью которой Моисей со словами але шор (поднимись, бык) поднял ковчег Иосифа из вод Нила для перезахоронения на Земле Обетованной после покорения её двенадцатью коленами Израиля. Потому-то золото в плавильне преобразовалось в символ.

Мы́тарь (церк.-слав. мыта́рь), также известный как мы́тник — сборщик податей на мыте или сборщик податей вообще; в современном смысле — таможенник, налоговый инспектор, судебный пристав.

Ветхозаветные пророчества о Христе — в христианском богословии — пророчества о Мессии, содержащиеся в текстах Ветхого Завета и исполнившиеся в Иисусе Христе.

Суд Пила́та — описанный в Евангелиях суд римского префекта Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых. Согласно Евангелию от Иоанна, суд происходил на месте, называемом Лифостротон, или по-еврейски — Гаввафа (Ин. 19:13).

Скрижа́ль — доска или таблица с написанным на ней текстом (преимущ. священным, культовым). По библейскому сказанию, 10 заповедей Моисея были записаны на каменных табличках с горы Синай.

Притчи Иисуса Христа — изложенные в Евангелиях назидательные истории, рассказанные Иисусом Христом. Большинство притч содержится в синоптических Евангелиях, в то время как в Евангелие от Иоанна вошла только одна притча — Притча о добром Пастыре.

Ме́дный змей (или змий; др.-евр. נחושתן или נחש הנחושת, Нехуштан; лат. Naasthan) — согласно библейской легенде — штандарт, изготовленный Моисеем в виде медного змея, закреплённого на шесте, во время перехода евреев из Египта в Ханаан.

Ури́м и тумми́м (ивр. ‏אוּרִים וְתֻמִּים‏‎) — упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Чис. 27:21). Находились внутри наперсника, который носил первосвященник.

О напитке см. Фарисей (напиток)Фарисе́и (ивр. ‏פְּרוּשִׁים‏‎, перушим, прушим) — религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма, одна из трёх древнееврейских философских школ, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.), хотя возникновение фарисейского учения может быть отнесено к времени Ездры.

Евангелие от Матфея (др.-греч. Εὐαγγέλιον κατὰ Μαθθαίον или Ματθαίον, лат. Evangelium secundum Matthaeum) — первая книга Нового Завета и первое из четырёх канонических Евангелий. За ним традиционно следуют Евангелия от Марка, от Луки и от Иоанна.

Помазание Иисуса миром — общее название эпизодов четырёх Евангелий, повествующих об умащении Иисуса Христа благовониями, совершённом женщиной. Евангелия от Марка, Матфея и Иоанна включают помазание миром в рассказ о Страстях Христовых. По месту действия в этих Евангелиях эпизод помазания называют также Вечерей в Вифании; по месту действия в Евангелии от Луки — Пиром в доме Симона Фарисея. Католическая традиция в течение долгого времени отождествляла совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной.

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).

Евангелие от Луки (др.-греч. Εὐαγγέλιον κατὰ Λουκάν, лат. Evangelium secundum Lucam) — третья книга Нового Завета, одно из четырёх канонических Евангелий. Перед ним традиционно следуют Евангелия от Матфея и Марка, за ним — Евангелие от Иоанна. Автором считается апостол Лука.

Ка́на Галиле́йская — известное из Библии поселение в Галилее, где был Брак в Кане Галилейской и где Иисус совершил своё первое чудо: претворение воды в вино.

Сын человеческий (др.-евр. בַּר אֱנָשׁ, בן–אדם, бен-адам; арам. בַּר־אֱנָשׁ, бар-энаш или барнаша; др.-греч. ὁ υἱὸς τοῦ ἀνθρώπου) — термин, берущий своё начало в Танахе (Ветхий Завет). Он обозначал вначале принадлежность к роду человеческому в смысле некто или один из. Книга пророка Даниила описывает его как будущего спасителя человечества, которому Яхве после страшного суда даст власть над миром.

Претворение воды в вино во время брака в Кане Галилейской — первое чудо, совершённое Иисусом Христом. Происходило во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета.

Святая святых, также устар. святое святых или святое-святых (др.-греч. ἅγιος αγίων, лат. sancta sanctorum) — калька с еврейского Кодеш ха-Кодашим (ивр. ‏קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים‏‎) — самое сокровенное место Скинии собрания, а затем и Иерусалимского храма, где хранились Скрижали Завета.

Библия в иудаизме представлена Танахом, именуемая также еврейской Библией, в христианстве — Ветхим (Танах и дополнительные священные книги) и Новым Заветом. Книги Библии составляют Священное Писание.

Скрижа́ли Заве́та или Скрижали свидетельства (от ивр. ‏לוּחוֹת הַבְּרִית‏‎, лухот а-брит) — две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны Десять заповедей.

Вавило́нская блудни́ца (лат. Babyloniacus fornicaria, вавилонская шлюха) — образ в христианской эсхатологии, основанный на книге Откровения Иоанна Богослова. Образ вавилонской блудницы и объяснение связанной с ней символики стали предметом многочисленных богословских толкований и споров.

Вознесение — в религиях означает взятие человека — при жизни в теле — на небо (рассматриваемое как обитель Бога, богов и духов). Каждая из трёх важнейших религиозных эпох в Ветхозаветной и Новозаветной истории была ознаменована чудесным случаем переселения на небо.

Искупительная жертва — концепция о прощении греха во времена Ветхого Завета, которая осуществлялась левитом только в Иерусалимском храме, в форме жертвоприношения, через пролитие крови жертвы.

Вавилон великий (др.-греч. Βαβυλὼν ἡ μεγάλη) — иносказательное выражение из книги Откровения Иоанна Богослова. Вавилон великий связан с образом Вавилонской блудницы и получил у богословов различные толкования.

Проро́к (от др.-греч. προφήτης, прорицатель) — в общем смысле, человек, заявляющий о том, что контактирует со сверхъестественными или божественными силами и служит посредником между ними и человечеством; провозвестник сверхъестественной воли.

Распятие Иису́са Христа́ — казнь Иисуса Христа через распятие на кресте, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.

Моление о чаше (Гефсиманское моление) — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Наперсник (от арх. перси), хошен (ивр. ‏חושן‏‎) — четырёхугольный нагрудник (пектораль) в облачении первосвященника с 12 различными драгоценными камнями, образующими четыре ряда по три камня в каждом, на которых были выгравированы названия двенадцати колен Израилевых. Наперсник прикреплялся к ефоду золотыми цепочками и шнуром голубого цвета (Исх. 28:13-29; 39:13-30).

При́тча о мы́таре и фарисе́е — одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки.

Символическая цена предательства.

В Евангелии от Матфея (глава 26) рассказывается о том, как Иуда — один из двенадцати учеников Иисуса — предал своего учителя и получил за предательство тридцать сребреников (серебряных монет):

ТРИ́ДЦАТЬ СРЕ́БРЕНИКОВ

Символическая цена предательства.

Словарик

ИУ́ДА — нарицательное имя предателя, изменника.

СРЕ́БРЕНИК — старинное название мелкой серебряной монеты.

Тридцать сребреников

Иуда в Православной церкви никогда не был высшим предостерегающим примером катастрофического конца, величайшего грешника и преступника в истории, как это было в западном христианстве. Это ясно показано в иконографии, где Иуда практически никогда не лишает себя ценности и ипостаси апостола.

Иуда был одним из двенадцати апостолов. Число двенадцать символизирует двенадцать колен Израиля. Иисус, по словам отцов, включил Иуду в круг апостолов, потому что он, вероятно, видел в нем также качества, необходимые в апостольской работе. Тем не менее, эгоизм и амбиции падшего ученика привели его к самоуничтожению. Другой причиной включения Иуды в круг учеников было знание Господом слабости, которую Иуда питал к деньгам. Иуда содержал общие средства апостолов. Посредством этого управления Господь допускает Иуду к деньгам с тем чтобы он, возможно, излечился от болезни алчности.

Что стало с 30 сребрениками после смерти Христа

30 серебреников — это сколько?

30 серебренников кошелек фото

Во времена Нового Завета шекель весил менее половины унции серебра, около 16 граммов каждая монета. Его текущая стоимость оценивается в 400-500 долларов. То есть 30 сребреников — это примерно 15000 евро.

Как Иуда предал христа

Библейские отрывки об Иуде многочисленны, сложны и частично противоречивы. Переходя к событиям страстей, мы видим, что Иуда присутствует на Тайной Вечере; он выделяется среди других апостолов в событиях страстей, поскольку именно он в конечном итоге предаст Христа.

Информация о конце Иуды взята из Евангелия от Матфея и Деяний Апостолов. Одно повествование является продолжением другого. В Евангелии от Матфея Иуда был повешен, а в Деяниях он упал на землю, и его внутренности изверглись. Эти два повествования не противоречат друг другу, но являются продолжением друг друга.

Когда Иуда, предавший Иисуса, увидел, что Иисус осужден, он раскаялся и вернул тридцать серебряных монет первосвященникам и старейшинам.

— Я согрешил, — сказал он. — я предал на смерть невинного Человека.

— А нам-то что за дело? — ответили те. — Смотри сам.

— Бросив деньги в храме, Иуда ушел и повесился.

Но вернемся к событиям предательства и к тому, что происходило до и после него.

Во время Вечери Иисус косвенно объявляет изменника, чтобы снова дать Иуде возможность покаяться. Но тот, ослепленный своей целью, продолжает оставаться за столом, пока не придет время встретиться со стражником, которому подчинится учитель. Христос описывает своего будущего предателя как дьявола, поскольку именно так можно описать того, кто исполняет волю сатаны.

Почему Иуда предал Христа

Что же стало причиной предательства? Иоанн считает, что дьявол повлиял на Иуду. То же самое и с Лукой, в то время как Матфей и Марк пишут, что Иуда сделал то, что он сделал, исключительно за 30 серебряных монет, обуреваемый жадностью.

Конечно, были сформулированы и другие теории. Сторонники скупой исторической логики утверждают, что Иуда ждал, пока Иисус освободит евреев от римской оккупации, и как только понял, что Иисус не собирался создавать национально-освободительное движение, он разочаровался и предал его. Другие ученые утверждают, что Иуда пытался заставить Иисуса продемонстрировать свои силы; также существует теория, что Иуда был частью более крупного и сложного Божественного замысла, но все это остается лишь теориями. Единственные мотивы, прямо упомянутые евангелистами — это жадность и влияние сатаны.

Жадность Иуды можно назвать причиной предательства. В цикле Страстной недели подчеркивается жадность и неблагодарность Иуды. Он характеризуется как любитель денег, в то время как для его описания используются следующие эпитеты: безрассудный, позорный, незаконный, изменник, лживый и дьявольский. Стоит также упомянуть вторжение сатаны в него.

Предательство Иуды доказывает величие неблагодарности Тому, кто принял и любил его, Тому, кто творил чудеса перед ним, Тому, кто проповедовал и открывал перед ним Божественные истины. Иуда предпочел повеситься, а не вернуться на сторону света.

Грех Иуды заключался не только в предательстве, но в необратимом открытии себя для тьмы — повторным предательством, предательством своей души. Вместо того, чтобы раскаяться, он покончил жизнь самоубийством.

Бог есть любовь, и он любил Иуду так же сильно, как он любил Иоанна, и мучительно пытался предупредить его отменить свое заранее обдуманное решение.

После смерти Иисуса Иуда раскаивается, но не искренне, как подобает православному. Иуда признал свою ошибку, но ничего не сделал для ее исправления. Если бы он искренне раскаялся, он пошел бы искать Христа и со слезами попросил бы прощения, как это сделал Петр.

Иуда, который предал Господа, если бы покаялся искренне, сокрушился и попросил прощения у Распятого Христа, был бы прощен и восстановлен в апостольском служении. Самоубийство показывает, что его эгоизм привел его к саморазрушению. Очевидно, что дьявол приложил к этому руку и привел его в отчаяние.

Было ли предательство Иуды неизбежным

Бог предсказал, что один из его учеников станет предателем. Христос много раз пророчествовал об этом. Он предсказал это, но не предопределил. Он пророчествовал об этом, потому что это произойдет: Бог увидел предательство и предсказал его.

Когда, задолго до страстей, Христос говорил о Святом Причастии, Своем теле и крови, некоторые из Его учеников ушли.

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им:

Это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде? Но есть из вас некоторые неверующие.

Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.

Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.

Жертва Христа на кресте была более болезненной, поскольку его предал один из Его учеников. Это предательство учит нас, что все, кто близок ко Христу, находятся в опасности. Иуда — черный образец для подражания для многих будущих предателей. Если ученик Христа, который видел великие чудеса Его, предал Его, насколько велика опасность для тех, кто не видит Христа и Его чудес?

Читайте также: