Местное самоуправление турции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Турецкая Республика часто оказывается в центре внимания из-за активной роли, которую она играет на мировой арене. Внутренняя политическая жизнь этой страны также вызывает большой интерес. Весьма запутанной выглядит смешанная форма правления в Турции. Что это такое? Данная президентско-парламентская модель из-за своей неоднозначности требует особых объяснений.

Общие сведения

Республика представляет собой так называемое трансконтинентальное государство. Её основная часть расположена в Азии, однако около трёх процентов территории находится в Южной Европе. Эгейское, Чёрное и Средиземное моря окружают государство с трёх сторон. Столицей Турецкой Республики является Анкара, в то время как Стамбул представляет собой самый крупный город, а также культурный и деловой центр. Это государство имеет большое геополитическое значение. Турецкая Республика давно признана мировым сообществом в качестве влиятельной региональной державы. Данное положение она занимает благодаря своим достижениям в экономической, дипломатической и военной сферах.

Турция форма правления это

Османская империя

Форма правления в Турции до сих пор продолжает испытывать на себе влияние национальных особенностей и политических традиций, сложившихся в течение многовековой истории. Легендарная Османская империя во время своего расцвета полностью контролировала десятки стран и держала в страхе всю Европу. Высшую позицию в её государственной системе занимал султан, имевший не только светскую, но и религиозную власть. Форма правления в Турции в ту эпоху предусматривала подчинение представителей духовенства монарху. Султан был абсолютным властителем, однако делегировал значительную часть своих полномочий советникам и министрам. Часто реальным главой государства являлся великий визирь. Правители бейликов (самых крупных административных единиц) обладали большой независимостью.

Все жители империи, включая даже самых высокопоставленных чиновников, считались рабами монарха. Удивительно, но такая форма правления и административно-территориального устройства в Турции османского периода не обеспечивала эффективного контроля над государством. Местные провинциальные власти часто действовали не просто независимо, но и наперекор воле султана. Иногда региональные правители даже воевали друг с другом. В конце XIX века была предпринята попытка установления конституционной монархии. Однако к тому времени Османская империя уже находилась в глубоком упадке, и данная реформа не смогла предотвратить её разрушение.

Образование республики

Современная форма правления в Турции была заложена Мустафой Кемалем Ататюрком. Он стал первым президентом республики, созданной после свержения последнего султана Османской империи в 1922 году. Огромное государство, когда-то наводившее ужас на христианские европейские страны, окончательно развалилось после поражения в Первой мировой войне. Провозглашение республики стало официальной констатацией факта прекращения существования империи.

Турция форма правления референдум

Революционные изменения

Ататюрк провёл комплекс радикальных преобразований, способствовавших постепенному переходу от основанной на религии монархической государственной системы к действующей в настоящее время в Турции форме правления. Страна превратилась в светскую демократическую республику. Серия реформ включала в себя отделение религии от государства, учреждение однопалатного парламента и принятие конституции. Характерной чертой идеологии, известной под названием "кемализм", является национализм, который первый президент считал главной опорой политической системы. Несмотря на провозглашение демократических принципов, режим Ататюрка представлял собой жёсткую военную диктатуру. Переход к новой форме правления в Турции сталкивался с активным сопротивлением консервативно настроенной части общества и часто носил принудительный характер.

Административное деление

Страна имеет унитарную структуру, что является важным аспектом идеологии Ататюрка. Местные власти не обладают значительными полномочиями. Форма правления и административно-территориального устройства в Турции не имеет ничего общего с принципами федерализма. Все регионы подчиняются центральной власти в Анкаре. Губернаторы провинций и мэры городов являются представителями правительства. Все важные чиновники назначаются непосредственно центральной властью.

Страна состоит из 81 провинции, которые, в свою очередь, делятся на округа. Система принятия всех актуальных решений столичным правительством вызывает недовольство жителей регионов. Это особенно ярко проявляется в провинциях, населённых такими национальными меньшинствами, как курды. Тема децентрализации власти в стране считается одной из самых болезненных и противоречивых. Несмотря на протесты отдельных этнических групп, не наблюдается никаких перспектив изменения действующей в настоящее время в Турции формы правления.

Турция форма правления это что

Конституция

Нынешняя версия основного закона страны была ратифицирована в 1982 году. С тех пор в конституцию внесли более сотни поправок. Несколько раз для принятия решения об изменении основного закона организовывался референдум. Форма правления в Турции, например, стала вопросом, вынесенным на всеобщее голосование в 2017 году. Гражданам страны предложили высказать своё мнение по поводу значительного усиления власти президента. Результаты референдума оказались противоречивыми. Сторонники наделения главы государства дополнительными полномочиями победили с минимальным отрывом. Эта ситуация продемонстрировала отсутствие единства в турецком обществе.

Неизменный конституционный принцип заключается в том, что страна является светским демократическим государством . Основной закон определяет, что форма правления в Турции - это президентско-парламентская республика. В конституции закреплено равенство всех граждан вне зависимости от их языка, расы, пола, политических убеждений и вероисповедания. Кроме того, основной закон устанавливает унитарную национальную природу государства.

Турция форма правления смешанная

Выборы

Парламент страны состоит из 550 членов. Депутаты избираются на четырёхлетний срок. Политическая партия должна получить не менее 10 процентов голосов на национальном уровне для того, чтобы попасть в парламент. Это самый высокий электоральный барьер в мире.

В прошлом президент страны избирался членами парламента. Этот принцип был изменён путём внесения в конституцию поправки, принятой на всенародном референдуме. Первые прямые выборы президента состоялись в 2014 году. Глава государства может занимать свой пост не более двух пятилетних сроков подряд. Смешанная форма правления в Турции придавала особую важность роли премьер-министра. Однако эта должность будет отменена после следующих выборов в соответствии с принятым на всенародном референдуме в 2017 году решением об усилении власти президента.

Права человека

Конституция страны признаёт главенство международного законодательства. Все основные права человека, закреплённые в интернациональных соглашениях, формально защищены на территории страны. Однако особенность Турции заключается в том, что многовековые традиции часто оказываются важнее юридических норм. В борьбе с политическими противниками и сепаратистами государственные власти неофициально используют методы, однозначно осуждаемые мировым сообществом.

В качестве примера можно привести пытки, запрещённые конституцией на протяжении всей истории существования республики. Официальные юридические нормы не мешают турецким правоохранительным органам широко и систематически применять подобные методы допроса. По некоторым оценкам, количество жертв пыток исчисляется сотнями тысяч. Особенно часто таким способам воздействия подвергались участники неудавшихся военных переворотов.

Турция форма правления

Также существуют данные о так называемых внесудебных казнях (убийствах подозреваемых в совершении преступлений или просто неугодных граждан по тайному приказу властей без проведения каких-либо юридических процедур). Иногда такие расправы стараются выдать за суицид или результат сопротивления при аресте. Массовые нарушения прав человека происходят в отношении турецких курдов, многие из которых придерживаются сепаратистских взглядов. В регионах, населённых представителями этого национального меньшинства, фиксируется большое количество загадочных убийств, не расследуемых должным образом полицией. Стоит заметить, что официальные смертные приговоры в стране не исполняются уже больше 30 лет.

Судебная система

В процессе создания в Турции формы правления и государственного устройства многие аспекты были заимствованы из западноевропейских конституций и законов. Однако в судебной системе этой страны полностью отсутствует концепция присяжных заседателей. Вынесение вердиктов и приговоров доверяют только профессиональным юристам.

Военные суды рассматривают дела солдат и офицеров вооружённых сил, но в случае объявления чрезвычайного положения их власть распространяется и на гражданских лиц. Практика показывает, что форма правления и форма государственного устройства в Турции не являются незыблемыми и легко корректируются при условии наличия решимости у политических лидеров. Одним из подтверждений этого факта служит массовое увольнение судей, произошедшее после неудачной попытки свержения президента в 2016 году. Репрессии коснулись почти трёх тысяч служителей Фемиды, заподозренных в политической неблагонадёжности.

Турция форма правления и государственное

Национальный состав

Унитарность является одним из основополагающих принципов государственного устройства и формы правления в Турции. В республике, созданной Кемалем Ататюрком, не было предусмотрено никакого самоопределения национальностей. Все жители страны вне зависимости от этнической принадлежности считались турками. Направленная на сохранение унитарности политика приносит свои плоды. Большинство граждан страны в процессе переписи населения предпочитает называть себя в анкетах турками, а не указывать свою фактическую национальность. Из-за такого подхода до сих пор не удаётся выяснить точное количество курдов, живущих на территории страны. По приблизительным оценкам, они составляют 10-15 процентов населения. Помимо курдов, в Турции существует ещё целый ряд национальных меньшинств: армяне, азербайджанцы, арабы, греки и многие другие.

Конфессиональная принадлежность

Большинство населения страны исповедует ислам. Количество христиан и иудеев весьма незначительно. Примерно каждый десятый турецкий гражданин является верующим, но не относит себя к какой-либо конфессии. Только около одного процента населения придерживается откровенно атеистических взглядов.

Турция форма правления и государственное устройство

Роль ислама

Светская Турция не имеет официальной государственной религии. Конституция гарантирует всем гражданам свободу вероисповедания. Роль религии стала предметом жарких дискуссий после возникновения исламистских политических партий. Президент Эрдоган снял запрет на ношение хиджабов в школах, университетах, государственных учреждениях и вооружённых силах. Это ограничение действовало на протяжении многих десятилетий и было призвано противодействовать установлению мусульманских правил в светской стране. Данное решение президента недвусмысленно продемонстрировало стремление к исламизации государства. Эта тенденция вызывает недовольство сторонников светского общества и становится причиной ещё одного внутреннего противоречия в Турецкой Республике.

Выборы в местные административные органы провинций проводятся раз в пять лет на тех же основаниях, что и общенациональные выборы (ст. 67 конституции). В каждом иле наряду с местным парламентом (Генеральный Совет) властные полномочия осуществляет губернатор (вали). Кандидатуру на пост вали выдвигает Министерство внутренних дел Республики, после чего происходит процедура назначения Советом и утверждение кандидата в должности Президентом. Генеральным Советом провинций избирается по 1 представителю от округов для формирования Административной Комиссии, заседающей еженедельно под председательством губернатора.

Местные администрации имеются и в каждом округе (ильче). В состав администраций округов входят: глава округа (каймаком), представители центрального правительства и члены администрации. В большинстве случаев главы администраций назначаются с представления министра внутренних дел и утверждаются Президентом. По сути, глава округа является представителем губернатора той провинции, в состав которой входит округ, и ответственен перед ним.

Муниципалитеты (беледие) существуют в крупных городах каждой провинции и округа. Муниципалитет возглавляется мэром (беледье рейс), избираемым жителями сроком на 5 лет. Муниципальный орган власти — Муниципальный Совет также избирается гражданами на 5-летний срок. Число членов Совета пропорционально количеству жителей и величине города. Муниципальные Советы заседают трижды в год по вопросам городского планирования и финансам. Ряд муниципальных комитетов, назначаемых мэром и главой округа или же избираемых из числа членов Муниципального Совета, занимаются разработкой и реализацией конкретных проектов в области городского управления.

Наименьшая единица местного самоуправления — село (кёй) — насчитывает менее 2 тыс. жителей. Собранием всех жителей, обладающих правом голоса, избирается сельский староста (мухтар), который, являясь главой села, избирает в свою очередь Совет Старейшин (ихтияр меджлис), включающий деревенского учителя и имама. Староста обеспечивает контроль над функционированием коммунальных служб, поддержанием порядка, сбором налогов. Финансовыми вопросами, а также вопросами правового урегулирования споров, возникающих между жителями, занимается сельский Совет Старейшин.

На места делегируется достаточно широкий крут полномочий Вместе с тем администрация центра имеет право административной опеки с целью обеспечения гарантий функционирования местных служб соответственно интересам как местных властей и их нуждам, так и принципам централизованного управления. Для разрешения конкретных задач управления считается возможным объединение местных административных органов в союз с одобрения Совета министров. Финансирование местных администраций распределяется центральными органами власти, учитывая объём выполняемых ими функций.

Турция — унитарное государство. В административном отношении делится на 76 влаятов (провинций).

Действующая Конституция принята в ноябре 1982 г. в условиях военного режима. По сравнению с предыдущей Конституцией 1961 г. она значительно усилила полномочия Президента. Согласно Конституции Турецкая Республика является демократическим, светским и социально-правовым государством.

По форме правления Турция — смешанная (президентско-парламентская) республика особого типа. Политический режим — развивающаяся демократия. В 1991 г. отменен запрет на деятельность коммунистической партии Турции (существовал с 1920 г.).

Законодательная власть принадлежит Великому Национальному Собранию Турции (ВНСТ) — однопалатному парламенту (Меджлису), состоящему из 550 депутатов, избираемых на основе прямых, всеобщих, равных и одностепенных выборов сроком на 5 лет. Допускается совмещение депутатских мандатов и министерских постов.

Глава государства — Президент Республики, доминирующий в государственном механизме: согласно Конституции он олицетворяет единство и неделимость республики и нации, наделен обширными полномочиями в области законодательной, исполнительной и судебной власти. Президент избирается парламентом сроком на 7 лет без права переизбрания.

Президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента. Поэтому избранному в президенты депутату, если он был членом партии, необходимо из нее выйти.

Президент не несет политической ответственности за осуществление своих полномочий. Все его постановления, за исключением особо оговоренных в законе, заверяются Премьер-Министром или соответствующим министром, за которые они персонально и отвечают.

Президент играет решающую роль во всех сферах государственной жизни. Согласно Конституции он может выступать с программной речью на заседании ежегодно открывающейся (1 сентября) сессии парламента; вправе созвать парламент на внеочередную сессию, распустить его и назначить новые всеобщие выборы; утверждать принятые парламентом законопроекты и промульгировать их; возвращать принятые законопроекты на повторное рассмотрение парламента (отлагательное вето); при необходимости выносить на референдум законопроекты, связанные с изменением Конституции, обратиться в Конституционный суд с требованием о пересмотре законов и постановлений правительства с силой закона, части, статей или всего внутреннего устава парламента, если они, по его мнению, противоречат Конституции.

В области исполнительной власти Президент: назначает Премьер-Министра и принимает его отставку, назначает и увольняет министров по представлению Премьер-Министра; может созвать заседание Кабинета Министров под своим председательством; направляет официальных турецких представителей в иностранные государства и принимает представителей иностранных государств, аккредитованных в Турции; утверждает международные договоры и соглашения; может принять на себя функции главнокомандующего турецкими вооруженными силами и действовать от имени ВНСТ, принимать решения об использовании турецких вооруженных сил; назначает начальника Генерального штаба вооруженных сил; созывает на заседание Совет национальной безопасности и председательствует на нем; объявляет осадное или чрезвычайное положение и принимает постановления с силой закона; утверждает постановления правительства; имеет право смягчать или отменять наказание осужденным в связи с их продолжительной болезнью, инвалидностью или по старости; назначает председателя и членов Совета государственного контроля, может поручить Совету провести изучение, проверку и контроль государственных дел; избирает членов Совета высших учебных заведений и университетов. В области судебной власти Президент имеет право: назначать членов Конституционного суда, ¼ членов Государственного совета, генерального прокурора республики и его заместителя, членов Высшего военного кассационного суда, членов Высшего военного административного суда, членов Высшего совета судей и прокуроров.

Совет Министров Турции действует под достаточно строгим парламентским контролем, который заключается: в постановке устных и письменных вопросов Премьер-министру или министрам; в изучении и проверке деятельности правительства; в обсуждении важнейших вопросов государства и общества на пленарных заседаниях меджлиса и в ряде других.

Совет Министров несет коллективную ответственность перед меджлисом, который может вынудить уйти в отставку как все правительство, так и отдельного министра. Доверие обычно оказывается Премьер-Министру. В результате вынесения вотума недоверия Премьер-министру, его отставки и привлечения к уголовной ответственности полномочия правительства прекращаются. Запрос-интерпелляция и вопрос об ответственности правительства может исходить от партийной группы или 20 депутатов. Решение по интерпелляции принимается абсолютным большинством голосов членов ВНСТ. При подсчете во внимание принимаются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания. В ситуации, когда правительство, сформированное сразу после всеобщих выборов или вместо ушедшего в отставку в результате вотума недоверия, в течение 45 дней не получит одобрения, Президент после консультации с Председателем Меджлиса может объявить о роспуске парламента и о назначении новых всеобщих выборов.

Совет Министров под председательством Президента, заручившись поддержкой Совета национальной безопасности, может объявить чрезвычайное или военное положение, состояние войны и мобилизацию как на всей территории, так и в отдельных регионах страны сроком на 6 месяцев. Решение правительства ввести чрезвычайное положение публикуется и выносится на утверждение ВНСТ. Система местной администрации (за образец принята видоизмененная французская модель) построена на началах бюрократического централизма и строгой иерархии. Полнота власти в провинции принадлежит вали (губернатору). Он назначается Советом Министров по представлению Министерства внутренних дел. Вали проводит в жизнь политическую линию государства, реализует постановления и решения правительства, организует и руководит деятельностью всех органов и служб провинций и работающих в них чиновников.

Отели Турции


Турецкая Республика — унитарное государство со смешанной формой правления (с элементами как парламентской, так и президентской республики).

Согласно действующей Конституции Турецкой Республики, "власть безоговорочно принадлежит нации". Народ осуществляет власть напрямую, путем выборов, а через полномочные органы власти - косвенно. Полномочные органы власти в Турции представлены законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть принадлежит высшему органу власти - Великому национальному собранию Турции /ВНСТ/ и не может быть никому передана. Исполнительная власть представлена президентом страны и правительством, судебная - независимыми судами.

Турция является социальным, демократическим, правовым государством, в котором принцип разделения властей закрепленконституционно. Законодательный контроль над исполнением этого принципа возложен на Конституционный суд. Непосредственное же его претворение в жизнь контролируют административные судебные инстанции.

По Конституции, Турция является Республикой. Она, является демократическим, светским, социально-правовым государством, верным принципам и национализму Ататюрка, в котором уважаются права человека. Демократия, предусмотренная Конституцией, является представительной. Никто не вправе использовать полномочия государства, не основанные на Конституции.

Основополагающими принципами государственного устройства Турции являются модель "унитарное государство" и принцип "один народ". Народ "один". Страна "единая". Государство "одно".

Лаицизм - основа государственного устройства Турции. Он не допускает ни частичного, ни полного создания социальной, экономической, политической и правовой основ государства на религиозных началах. Никто не вправе использовать религиозные чувства граждан и религиозные ценности для достижения политических или корыстных целей и для усиления своего влияния.

В Турции действует современный принцип "социальное государство", введенный с тем, чтобы дополнить традиционное понятие правового государства. Он признает за государством право на защиту социально незащищенных граждан от социально сильных, обеспечение социальной справедливости и защиту социальных гарантий.

Основные органы государственной власти

Законодательная власть . В соответствии с 7-ой статьей Конституции, законодательная власть в Турции принадлежит однопалатному парламенту - Великому национальному собранию Турции /ВНСТ/ и не подлежит передаче. ВНСТ состоит из 550 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Парламент имеет право принимать решения о проведении досрочных выборов, отмене на год выборов по причине войны. По Конституции выборы могут проводиться и по решению президента. При наличии вакантных мест в ВНСТ проводятся промежуточные выборы. Промежуточные выборы проводятся один раз в течение срока, на который избирается парламент. В то же время их нельзя проводить за год до назначенных всеобщих выборов.

Депутатами ВНСТ могут стать турецкие граждане, достигшие 30-летнего возраста и имеющие начальное образование. Проведение выборов регламентируется законами.
Наряду с определенными Конституцией особыми полномочиями и обязанностями, парламент вправе издавать законы, изменять их и отменять, осуществлять контроль над деятельностью правительства и министров, принимать бюджет и закон о налогах, принимать решение об объявлении войны, чрезвычайного и военного положения, ратифицировать международные соглашения.

Парламент осуществляет свою деятельность на основе Конституции и внутреннего регламента. В нем образуются профильные комиссии, занимающиеся подготовкой законопроектов. Окончательное решение по ним принимается на общем собрании ВНСТ. В комиссии парламента с предложениями и жалобами может обращаться любой гражданин Турции.

Исполнительная власть. Осуществляется президентом и Советом министров. По сложившейся традиции, президент назначает лидера победившей на выборах партии премьер-министром, а рекомендуемых им лиц — министрами. К органам исполнительной власти приравнены Совет высших учебных заведений, профессиональные организации, имеющие государственный статус, телерадиокорпорация ТРТ, Высший совет по вопросам культуры, языка и истории имени Ататюрка, Государственное управление по делам религии и т.п.

Президент. Президент республики олицетворяет собой единство и неделимость страны и нации и занимает доминирующее положение в государственном механизме. Президент наделен обширными полномочиями в области исполнительной, законодательной и судебной власти. Избирается парламентом сроком на 7 лет без права переизбрания на второй срок. Президентом республики может быть избран турецкий гражданин, достигший 40-летнего возраста, имеющий высшее образование, обладающий всеми необходимыми качествами для избрания депутатом парламента. Выборы главы государства проходят в парламенте путем тайного голосования. Для избрания президента необходимо две трети голосов парламентариев.


Конституция предписывает, что президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента. В Турции нет поста вице-президента. В случае болезни, заграничной поездки или смерти, функции президента переходят к председателю ВНСТ.

Президент следит за исполнением Конституции и слаженной деятельностью государственных органов. В законодательной области он наделен полномочиями созывать на внеочередное заседание парламент, издавать законы и, при необходимости, возвращать их на доработку в меджлис, выносить на референдум законопроекты, связанные с внесением поправок в Конституцию. Он также может обращаться в Конституционный суд с требованием пересмотра законов и указов, имеющих силу закона, если они противоречат Конституции, и принимать решение об обновлении меджлиса. В области исполнительной власти президент имеет очень широкие полномочия. Он вправе назначать премьер-министра, согласно рекомендации премьер-министра назначать министров, принимать представителей иностранных государств, утверждать международные соглашения и издавать их, созывать под своим руководством заседания Совета национальной безопасности и, при необходимости, заседания правительства, подписывать указы, амнистировать при определенных условиях некоторых заключенных, назначать или выбирать членов Совета государственного контроля, Совета высших учебных заведений, ректоров вузов. В области судебной власти полномочия президента ограничены избранием членов высших судов.

Совет министров. Состоит из премьер-министра и министров. Возглавляется премьер-министром, который является депутатом парламента и назначается на эту должность президентом. Министры избираются премьер-министром среди депутатов парламента или лиц, которые обладают правом избираться в него, и назначаются президентом. По рекомендации премьер-министра президент может отправлять в отставку министров.

Совет министров, который тоже несет ответственность за общее осуществление политического курса, начинает свою деятельность с оглашения правительственной программы и получения вотума доверия в парламенте.

Судебная власть. В основе деятельности судебной власти находятся главенство закона и независимость судов и судей. Каждый гражданин обладает правом на защиту в суде. Действует принцип презумпции невиновности.
Судьи назначаются Высшим советом судей и прокуроров, в компетенцию которого также входит составление заключений о соответствии судей занимаемым должностям, вынесение дисциплинарных взысканий, отстранение судей и прокуроров от занимаемой должности. Судьи и прокуроры не могут быть уволены со своей должности, не могут быть принудительно отправлены в отставку ранее установленного в конституции срока (по достижении 65 лет). Прокуратура в Турции полностью зависит от исполнительной власти, так как все прокуроры назначаются президентом по рекомендации Высшего совета судей и прокуроров.

По Конституции, в Турции действует трехступенчатая система судов. К ним относятся уголовно-гражданские, административные и специальные суды (военные трибуналы и суды государственной безопасности). К высшему звену судов, определенных Конституцией, относятся Конституционный суд, Кассационный суд, Государственный совет, Военно-кассационный суд, Высший военно-административный суд, Суд по урегулированию разногласий между судами, Высший совет судей и прокуроров, Высший финансовый совет.
Административное устройство и местные органы самоуправления

В Турции принята модель унитарного государства с опорой на местные администрации. Вопросами управления страной, наряду с центральными властями, занимаются специальные должностные инстанции провинций, /муниципалитеты, деревни/, которые обладают собственным имуществом, и наделены государством для реализации этих задач соответствующими полномочиями и обязанностями. Полнота власти в иле принадлежит вали (губернатору). Его кандидатура выдвигается Министерством внутренних дел, а назначается он решением Совета министров и утверждается президентом.
Местные органы власти, формируемые из избираемых народом лиц, осуществляют свою деятельность на основе законодательных актов, которые вводят в действие центральные власти и осуществляют свою деятельность в рамках этих законов. В связи с тем, что партийные интересы не доминируют в деятельности местных органов власти, применительно к ним возникла такая реалия, как "государственный надзор".

В административно-территориальном отношении Турция разделена на 80 илей (провинций), 849 ильче (округов), которые в свою очередь делятся на 681 буджак (волость, буджаки имеются не во всех ильче). Кроме того, крупные города разделены на городские округа и кварталы (махалле).

Избирательная система и политические партии

Избирательная система. Порядок проведения выборов в Турции определен Конституцией. Выборы являются одноступенчатыми, всеобщими, равными, проводимыми путем тайного голосования в один и тот же день по всей стране одновременно. Подсчет голосов, составление списков и заполнение избирательных протоколов осуществляется в открытой форме. На выборах в Турции в масштабах страны действует 10-процентный барьер. Именно его необходимо преодолеть партиям на всеобщих или промежуточных выборах для того, чтобы получить депутатские мандаты для своих представителей.

Политические партии являются неотъемлемой составляющей общества с плюралистической, представительной демократией. Возрастной ценз для вступления в политическую партию в Турции определен в 18 лет. Прокуроры, судьи, граждане, состоящие на службе в вооруженных силах Турции и учащиеся средних учебных заведений не имеют права участвовать в деятельности политических партий.

В отношении партии, устав, программа и действия которой направлены против независимости государства, единства страны и народа, прав человека и общепринятых свобод, принципов единства, равенства и правового государства, суверенитета нации, против принципов демократической и светской Республики, а также в случае, если эта партия защищает диктатуру отдельного класса или группы или диктатуру в целом, ставит перед собой цель ее установления, и провоцирует совершение противоправных деяний, главный прокурор Кассационного суда может возбудить дело о роспуске. Решение о запрете политической партии по рекомендации прокурора принимает Конституционный суд.

3 ноября 2002 г, на всеобщих парламентских выборах в Турции победу одержала Партия справедливости и развития, которую возглавляет Реджеп Тайип Эрдоган. Набравшая 34,27% голосов избирателей и получившая 363 мандата в 550-местном меджлисе она сумела обеспечить себе парламентское большинство, позволяющее сформировать однопартийное правительство. Вторая партия, вошедшая в новый парламент, - НРП, набрав 19,39% голосов, представлена в нем 178 депутатами. Членами парламента, кроме того, стали 9 независимых кандидатов.

По своему государственному устройству Турция - республика. Официальное название Турции - Турецкая Республика. Глава государства Турецкая Республика - президент. Законодательная власть в Турции принадлежит однопалатному парламенту — Великому национальному собранию Турции, состоящему из 550 депутатов, избираемых на 4 года (до 2007 года – на 5 лет) всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Минимальный порог для партий установлен в 10%. Исполнительная власть (реальная) принадлежит правительству во главе с премьер-министром, но президент также имеет ряд полномочий.

21 октября 2007 года в Турции прошёл референдум по поправкам в действующую конституцию. Поправки изменили порядок избрания и срок полномочий президента, а также срок полномочий парламента. По конституции от 1982 года главу государства - президента - избирает парламент. Президент избирался сроком на 7 лет и не мог быть переизбран. В соответствии с поправками, глава государства будет избираться путем всенародного голосования сроком на 5 лет с возможностью переизбрания еще на один срок. Выборы в парламент будут проходить раз в 4 года.

административно Турция разделена на 81 провинцию (ил): Адана (Adana), Адыяман (Adiyaman), Афьонкарахисар (Afyonkarahisar), Агры (Agri), Аксарай (Aksaray), Амасья (Amasya), Анкара (Ankara), Анталия (Antalya), Ардахан (Ardahan), Артвин (Artvin), Айдын (Aydin), Балыкесир (Balikesir), Бартын (Bartin), Батман (Batman), Байбурт (Bayburt), Биледжик (Bilecik), Бингёль (Bingol), Битлис (Bitlis), Болу (Bolu), Бурдур (Burdur), Бурса (Bursa), Чанаккале (Canakkale), Чанкыры (Cankiri), Чорум (Corum), Денизли (Denizli), Диярбакыр (Diyarbakir), Дюздже (Duzce), Эдирне (Edirne), Элязыг (Elazig), Эрзинджан (Erzincan), Эрзурум (Erzurum), Эскишехир (Eskisehir), Газиантеп (Gaziantep), Гиресун (Giresun), Гюмюшхане (Gumushane), Хаккяри (Hakkari), Хатай (Hatay), Мерсин (Icel (Mersin)), Ыгдыр (Игдир) Igdir)), Ыспарта (Испарта (Isparta)), Стамбул (Istanbul), Измир (Izmir (Smyrna)), Кахраманмараш (Kahramanmaras), Карабюк (Karabuk), Караман (Karaman), Карс (Kars), Кастамону (Kastamonu), Кайсери (Kayseri), Килис (Kilis), Кырыккале (Kirikkale), Кыркларели (Kirklareli), Кыршехир (Kirsehir), Коджаели (Kocaeli), Конья (Konya), Кютахья (Kutahya), Малатья (Malatya), Маниса (Manisa), Мардин (Mardin), Мугла (Mugla), Муш (Mus), Невшехир (Nevsehir), Нигде (Nigde), Орду (Ordu), Османие (Osmaniye), Ризе (Rize), Сакарья (Sakarya), Самсун (Samsun), Шанлыурфа (Sanliurfa), Сиирт (Siirt), Синоп (Sinop), Шырнак (Sirnak), Сивас (Sivas), Текирдаг (Tekirdag), Токат (Tokat), Трабзон (Trabzon (Trebizond)), Тунджели (Tunceli), Ушак (Usak), Ван (Van), Ялова (Yalova), Йозгат (Yozgat), Зонгулдак (Zonguldak).

глава государства: Президент Турции Абдулла Гюль (Abdullah Gul) (с 28 августа 2007 года)
глава правительства: Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) (с 14 марта 2003 года); заместитель премьер-министра Cemil Cicek (с 29 августа 2007 года); заместитель премьер-министра Hayati Yazici (с 29 августа 2007 года); заместитель премьер-министра Nazim Ekren (с 29 августа 2007 года)
кабинет: Совет министров назначается президентом Турции по представлению премьер-министра
выборы: Президент Турции избирается Национальным Собранием на один семилетний срок; Премьер-министр Турции назначается президентом из числа членов парламента
результаты выборов: Абдулла Гюль получил 339 голосов в третьем туре голосования 28 августа 2007 года, но не заручился двумя третями голосов в соответствии с законом в течение первых двух раундов
примечание: избранный президент Турции должен получить две трети голосов членов Национального собрания по первым двум голосованиям и простое большинство голосов на третьем голосовании

однопалатное Великое Национальное Собрание Турции или Turkiye Buyuk Millet Meclisi (550 мест, члены избираются всенародным голосованием на пятилетний срок)
выборы: последний раз проводились 22 июля 2007 года (следующие состоятся в ноябре 2012 года)
результаты выборов: процент голосования по партиям - ПСР/AKP 46,7%, ТЭЦ/CHP 20,8%, ПНД/MHP 14,3%, независимые 5,2%, другие 13,0%; места по партиям - ПСР/MHP 341, ТЭЦ/CHP 112, ПНД/MHP 71, независимые 26
примечание: места по партиям по состоянию на 17 декабря 2007 г. - ПСР/AKP 340, ТЭЦ/CHP 87, ПНД/MHP 70, АКДС/DTP 20, DSP 13, независимые 6, другие 12, свободно 2 (партия АКДС/DTP вошла в парламент как независимый кандидат; партия DSP вошла в парламент по партийному списку ТЭЦ/CHP); только превысившие 10% порог партии имеют право на места в парламенте

Конституционный суд; Верховный апелляционный суд (Yargitay); Государственный Совет (Danistay); Счетная Палата (Sayistay); Высший Военный Апелляционный Суд; Высший Военный административный суд

Anavatan Partisi (партия Родина) или Anavatan (Erkan Mumcu); Демократическая Левая партия или DSP (Мехмет Зеки Сезер (Mehmet Zeki Sezer)); Партия Демократического Общества или DTP (Nurettin Demirtas); Партия Felicity или SP (Recai Kutan); Партии справедливости и развития или ПСР/AKP (Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan)); Партия Действия Националистов или ПНД/MHP (Devlet Bahceli); People's Rise Party (Halkin Yukselisi Partisi) или HYP (Яшар Нури Озтюрк (Yasar Nuri Ozturk)); Республиканская народная партия или ТЭЦ/CHP (Дениз Байкал (Deniz Baykal)); Социал-демократическая народная партия или SHP (Murat Karayalcin); Партия верного пути или DYP (Мехмет Агар (Mehmet Agar)); Молодёжная партия или GP (Cem Cengiz Uzan)
примечание: перечисленные партии являются наиболее значимыми из 49 официально существующих партий Турции по данным на 1 декабря 2004 года

АБР (ADB) (нерегиональный член), Австралийская группа, БМР (BIS), BSEC, CE, CERN (наблюдатель), EAPC, ЕБРР (EBRD), ECO, EU (applicant), ФАО (FAO), МАГАТЭ (IAEA), МБРР (IBRD), ИКАО (ICAO), МТП (ICC), ICRM, IDA, IDB, МЭА (IEA), IFAD, МФК (IFC), IFRCS, МГО (IHO), МОТ (ILO), МВФ (IMF), ИМО (IMO), IMSO, Интерпол (Interpol), МОК (IOC), IOM, IPU, ИСО (ISO), ITSO, МСЭ (ITU), ITUC, MIGA, NATO, NEA, NSG, OAS (наблюдатель), ОЭСР (OECD), OIC, ОЗХО (OPCW), OSCE, PCA, SECI, ООН (UN), UNAMID, ЮНКТАД (UNCTAD), ЮНЕСКО (UNESCO), УВКБ ООН (UNHCR), UNIDO, UNIFIL, UNMIS, UNOCI, UNOMIG, БАПОР (UNRWA), ЮНВТО (UNWTO), ВПС (UPU), ВТО (WCO), WEU (ассоциированный участник), WFTU, ВОЗ (WHO), ВОИС (WIPO), ВМО (WMO), ВТО (WTO), ZC

государственный флаг Турции представляет из себя красное полотнище с вертикальным белым полумесяцем и белой пятиконечной звездой в центре. Красный цвет турецкого флага ведёт начало от Умара, правителя Арабского халифата в 634-644 гг.. и завоевателя Палестины, Египта и Месопотамии. В XIV в. красный цвет стал цветом Оттоманской империи. Полумесяц со звездой - символ ислама. Примечательно что первоначально изображение звезды находилась внутри месяца, что с точки зрения астрономии неверно (звезда в этом случае закрывалась невидимой частью Луны) поэтому в начале 20 века по требованиям астрономов она была вынесена за пределы месяца.

Герб Турции

Герб Турции

У Турецкой Республики отсутствует официально утверждённый государственный герб.
Вместо герба многими государственными учреждениями Турции используется полуофициальная эмблема - красный овал, в котором изображён вертикально ориентированный полумесяц и звезда, аналогичные изображённым на государственном флаге Турции, и расположенное по верхней кромке овала официальное название страны на турецком языке.

Флаг Турции

Флаг Турции

Государственный флаг Турции представляет из себя красное полотнище с вертикальным белым полумесяцем и белой пятиконечной звездой в центре.

Читайте также: