Музыкальная культура кубани кратко

Обновлено: 05.07.2024

"Первое время по переселении на Кубань хлопоты по устройству на новых местах. не давали возможности проявить любовь к музыке, но, устроившись и осмотревшись, запорожцы уже в 1811 г. организуют певческий и музыкантский хоры". Есаул И. И. Кияшко в книге "Войсковые и музыкантские хоры Кубанского казачьего войска" Кирилл Васильевич Россинский

В 1861 г. хор переименовывается из Черноморского в Кубанский Войсковой певческий хор и с этого времени, кроме участия в церковных богослужениях, дает светские концерты по области, исполняя наряду с духовными, классические произведения и народные песни.

Посвящать свою жизнь собиранию народных песен – прекраснейший подвиг. Н. Чернышевский Аким Дмитриевич Бигдай Григорий Митрофанович Концевич

Музыкальное училище открытие 1 ноября 1906 года В нём имелись три отделения: фортепианное, оркестровое, вокальное . регентское Справка: (РЕГЕНТ (от лат. regens — правящий), руководитель хора, преимущественно церковного.)

«Местные казаки играли на кобзах, скрипках, лирах-релях, цимбалах, свистели на сопилках". И.Кияшко Учились кубанцы кобзарскому мастерству у заезжих кобзарей с Украины. Первая же кобзарская школа была организована в Екатеринодаре в 1913 г . Кобзарь Первая кобзарская школа Кубани.

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ 3 ноября 1913 г. В Екатеринодаре композитор играл много, в основном свои собственные произведения: прелюдии, этюды-картины, программные, танцевальные пьесы, отличавшиеся мелодичностью, напевностью, поэтичностью и лирическим обаянием.

Федор Иванович ШАЛЯПИН Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова. 1912 год Федор Шаляпин в роли Ивана Сусанина..

Василий Петрович Дамаев «Трудно, почти невозможно описать голос Дамаева, его тембр, его обаяние. В народе называют такие голоса "золотыми", "залётными". Полнозвучный, звонкий тенор Дамаева, легко преодолевая толщу оркестра, свободной волной устремлялся в зрительный зал, покоряя слушателей". А.В.Ивановский

1.Что такое музыка? Музыка- вид искусства, воплощающий чувства и эмоции людей в музыкальных образах 2. В каком году в Екатеринодаре был создан войсковой певческий хор? В 1811 году. 3. Кто был инициатором создания этого хора? Кирилл Васильевич Россинский 4. Назовите кубанских фольклористов – собирателей народных песен. А. Бигдай Г. Концевич 5. Какой бывает музыка по своему происхождению? Народная и композиторская.

1 ноября 1906г. в Екатеринодаре открылось … В станице Отрадной родился кубанский тенор … При участии А.Бигдая в Екатеринодаре в 1889 году был открыт … Кобзарскому мастерству обучались в … кружок любителей музыки Василий Петрович Дамаев музыкальное училище кобзарской школе _________ _____

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока качества для 4 класса.


История Кубани. Великая Отечественная война на Кубани.


Литературная гостиная: Природа Кубани в поэзии, музыке, живописи.

Кубань! Для каждого человека, живущего на этой прекрасной земле, это слово значит очень много. Мы, кубанские жители, гордимся своей родиной. Кубань – это край необозримых степей, высоких гор, по.

Разработка классного часа, посвящённого 70-летию освобождения Кубани "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить"

Классный час "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить" посвящён 70 - летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, урок памяти нашим землякам, павшим на поле брани, оставшимся в.

классный часа«Культура Кубани -история Кубани в лицах

Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историч.

4. Обзор творчества кубанских композиторов и поэтов.

На Кубани любят песни и умеют их петь! На Кубани и слагать умеют хорошие песни! Многие произведения современных кубанских композиторов и поэтов пользуются успехом не только у кубанцев. Благодаря радио телевидению Москвы наши песни знают во многих уголках России. И это не случайно. В новых условиях продолжателями богатейших южно-русских народных песенных традиций стали люди, сумевшие наполнить страницы музыкальной летописи Кубани яркими, вдохновенными песенными образцами! Это Григорий Максимович Плотниченко, Валентин Александрович Лаптев, Николай Михайлович Хлопков, Герман Анатольевич Селезнев, Григорий Федорович Пономаренко, Виктор Гаврилович Захарченко, Василий Михайлович Волченко, Виталий Кеворков, Анатолий Поляков и многие другие композиторы.

2 июля 1966 г. – официальная дата создания Краснодарской композиторской организации

5. О кубанской народной песне.

Кто огонь в гулком сердце погасит,

Кто в нем ветры уймет и громы?

Кто Кубань мою песней украсит,

Если это не сделаем мы?

(Иван Варавва)

Необъятны просторы нашей великой Родины – России! Какие щедрые красоты дарит взору ее Природа! В ее наряде есть жемчужина, которая зовется Кубанью. Это целое государство с пятимиллионным населением. Два теплых моря омываю его границы: Черное и Азовское. Здесь плодороднейшие поля и уникальные леса, отроги гор Северного Кавказа, богатые рыбой реки, озера и лиманы. И, конечно же, Кубань – хлебное поле России, воспетое в стихах нашими замечательными поэтами:

Что в жизни бывает красивей,

Чем юности цвет по весне

И спелое поле России

В казачьей моей стороне?

(Иван Варавва)

Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Они, как бессмертные души наших славных пращуров, живущих среди нас, напоминая, что вечность – это память народная. Народные песни – это река времени. Река полноводная, могучая, своей духовностью питающая наши души, нашу добрую память.

В России трудно найти более песенный край чем Кубань. Почему? Потому что здесь, на южных рубежах великой державы, рядом с адыгейскими и татарскими народами, обрели свою новую Родины два славянских народа : русский и украинский, для которых песня всегда значила в жизни очень многое.

Два века назад по приказу Екатерины II из Запорожской Сечи на Кубань были переселены украинцы. Вот тогда – то и возник на Кубани своеобразный кубанский говор и украинские песни:

Пройдет еще много лет, а те песни, которые привезли казаки на Кубань, стали для всех кубанцев своими. До сих пор звучат на посиделках любимые русские и украинские песни на каком-то странном языке, который вобрал в себя русские и украинские слова.

6. Гимн Кубани

Время корректировало слова, песни. Лучший современный вариант нашего гимна создал Иван Варавва, сказались его глубокие казачьи корни и поэтический талант.

Ты, Кубань, ты наша родина

Ты, Кубань, ты наша родина,

Вековой наш богатырь!

Разлилась ты вдаль и вширь.

На Кубани любят песни и умеют их петь. Нелишнее будет сказать и о том, что на Кубани умеют и слагать хорошие песни. Так, самобытный автор Борис Малиновский написал гимн нашему хутору Белому Темрюкского района.

7. Государственный Кубанский казачий хор

Наверное, ни в каком другом уголке нашей страны, ни в какой другой области и другом крае нет такого песенного своеобразия, такого уникального песенного сплава, как у нас на Кубани. Большая заслуга в этом Государственного Кубанского казачьего хора, который был создан в 1969 г. В основу этой деятельности был положен самобытный песенный и танцевальный фольклор кубанского казачества. Уже в 1971 г. молодой коллектив стал дипломантом на международном фольклорном фестивале в г. Бургасе, в Болгарии.

В 1974 г. Кубанский казачий хор возглавил фольклорист и композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Виктор Захарченко. Им была определена собирательская и последовательская работа по кубанскому песенному фольклору, записано огромное количество народных песен, лучшие из которых составили новую концертную программу хора. В 1975 г. на Всероссийском смотре профессиональных русских народных хоров Кубанский казачий хор занял 1-е место. В настоящее время искусство Кубанского казачьего хора пользуется неизменным успехом в нашей стране и за рубежом. Записи и обработки народных песен для Кубанского казачьего хора в последние годы сделаны его художественным руководителем В. Захарченко. Репертуар Кубанского хора отражает и другую сторону его художественных поисков: пропаганду ярких современных авторских песен о Кубанском крае, о трудовых буднях народа.

Музыкальная культура Кубани, слайд 1

Музыкальная культура Кубани, слайд 4

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка……………………………………………………………. 4 2. Из истории……………………………………………………………………………..6 3. Народная музыка Кубани…………………………………………………………..23 4. Образ Родины в казачьих песнях………………………………………………….28

Музыкальная культура Кубани, слайд 5

Музыкальная культура Кубани, слайд 6

Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков. Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение на улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров.

Музыкальная культура Кубани, слайд 7

Музыкальная культура Кубани, слайд 8

Музыкальная культура Кубани, слайд 9

Наряду с произведениями духовного содержания, в том числе сочинениями В. Моцарта, П. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др., певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей - М. Бибика, Г. Концевича, А. Бигдая. Значительное место в репертуаре хора занимали произведения русских композиторов (М. Глинки, А.Даргомыжского, П.Чеснокова, М. Анцева) и зарубежных композиторов (Л. Бетховена, Й. Гайдна, Р. Вагнера, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и др.).

Музыкальная культура Кубани, слайд 10

Музыкальная культура Кубани, слайд 11

Музыкальная культура Кубани, слайд 12

С 1 января 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет ученик Концевича Я.М. Тараненко, при котором войсковой хор переживает время нового творческого подъема. Частые выступления перед публикой сделали хоровой коллектив знаменитым далеко за пределами Кубани. Значительное место в творческой деятельности войсковых хоров отводилось пропаганде церковной музыки. С войсковым хором связаны сбор и изучение кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга в этом благородном деле, а также в деле популяризации казачьих песен, принадлежит Г.М. Концевичу. В период с 1904 по 1913 гг. им было собрано и издано в собственной обработке более 200 кубанских песен.

Музыкальная культура Кубани, слайд 13

Музыкальная культура Кубани, слайд 14

Музыкальная культура Кубани, слайд 15

Музыкальная культура Кубани, слайд 16

Ф.И. Шаляпин Л.В. Собинов

Музыкальная культура Кубани, слайд 17

Музыкальная культура Кубани, слайд 18

Музыкальная культура Кубани, слайд 19

Имя другого знаменитого артиста - Василия Петровича Дамаева - уроженца Кубани было известно не только в России, но и за границей. В.П. Дамаев родился в станице Отрадной, в бедной семье. Не имея материальной возможности, В.П. Дамаев, вероятно, никогда не смог бы получить музыкального образования, но совершенно случайно его пение услышал московский театрал, адвокат И.Л. Гар, который заинтересовался судьбой простого станичного парня. Он направил В.П. Дамаева в Москву с рекомендательным письмом к своей сестре В.П. Козловской, имевшей отношение к музыкальным училищам.

Музыкальная культура Кубани, слайд 20

Музыкальная культура Кубани, слайд 21

Музыкальная культура Кубани, слайд 22

Музыкальная культура Кубани, слайд 23

НАРОДНАЯ МУЗЫКА КУБАНИ Народные песни Кубани Музыкальный фольклор представлен как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. При изучении музыкального фольклора кубанских казаков первостепенную роль следует отвести освоению разнообразия его жанров: исторических, походных, лирических, плясовых, шуточных песен. Особого внимания заслуживает обрядовый фольклор: свадебные, рождественские, пасхальные песни.

Музыкальная культура Кубани, слайд 24

Музыкальная культура Кубани, слайд 25

Музыкальная культура Кубани, слайд 26

При всем разнообразии сюжетов можно отметить ряд стилевых признаков, характеризующих песенный исторический жанр. Н.К. Пархоменко отмечает, что в исторических песнях важны не детали сюжетных перипетий, а общий эмоциональный тонус величественности, грандиозности, необычайности. По этой причине тексты песен не отличаются излишней развернутостью, изложение сюжетов довольно кратко, лаконично. Иногда достаточно лишь намека на события, о которых рассказывается в песне. Главнее оказывается ее образно-эмоциональное содержание. С жанровой основой песен непосредственно связана и ритмика стиха и напева. Примечательно, что исторические песни могут иметь и маршевую, и танцевальную основу, иногда для них свойствен облик протяжных песен. Обычно в сборниках кубанских песен исторические, военно-бытовые и походные песни объединяются в одну группу.

Музыкальная культура Кубани, слайд 27

При изучении песен казаков преподавателю следует обратить внимание ребят на характер исполнения многочисленных образцов песенного наследия. Они могут носить как аутентичный (подлинный), так и стилизованный характер. Можно предложить детям поговорить об исполнительской манере краснодарских творческих коллективов, исполняющих народную музыку, о привнесении новизны в традиционную музыку благодаря искусному ее прочтению, об индивидуальности и неповторимости такого интерпретирования.

Музыкальная культура Кубани, слайд 28

Музыкальная культура Кубани, слайд 29

Музыкальная культура Кубани, слайд 30

Музыкальная культура Кубани, слайд 31

Музыкальная культура Кубани, слайд 32

Музыкальная культура Кубани, слайд 33

Музыкальная культура Кубани, слайд 34

Музыкальная культура Кубани, слайд 35

Музыкальная культура Кубани, слайд 36

Музыкальная культура Кубани, слайд 37

Музыкальная культура Кубани, слайд 38

Музыкальная культура Кубани, слайд 39

Большую роль в пропаганде музыкального искусства играл уроженец станицы Старонижестеблиевской Григорий Митрофанович Концевич (1863-1937 гг.) - хормейстер, композитор и педагог. С 1892 г. он возглавлял войсковой певческий хор Кубани, который по праву считался одним из лучших хоров России. Для преподавателей начальных училищ он издал два учебных пособия по пению, подготовил семь сборников народных песен, бытовавших среди казаков.

Музыкальная культура Кубани, слайд 40

Представители музыкальной культуры Кубани: А.А. Головатый (1732-1797) – первый кубанский кобзарь, сочинитель и исполнитель казачьих песен, войсковой судья, атаман.

Музыкальная культура Кубани, слайд 41

Музыкальная культура Кубани, слайд 42

М. Богуславский – создатель капеллы бандуристов в Екатеринодаре

Музыкальная культура Кубани, слайд 43

А.Н. Дроздов (1883-1950)- композитор, пианист, музыковед. 1911-1916 гг. – директор музыкального училища Екатеринодара.

Музыкальная культура Кубани, слайд 44

Г.М. Концевич (1863-1937)- хормейстер, композитор и педагог, собиратель народных песен, регент Кубанского казачьего хора.

Музыкальная культура Кубани, слайд 45

Музыкальная культура Кубани, слайд 46

А.С. Пивень (1872-1962) – казачий фольклорист и писатель, издатель произведений кубанского народного творчества.

Музыкальная культура Кубани, слайд 47

Музыкальная культура Кубани, слайд 48

Музыкальная культура Кубани, слайд 49

Музыкальная культура Кубани, слайд 50

Музыкальная культура Кубани, слайд 51

Музыкальная культура Кубани, слайд 52


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Песенное творчество кубанских казаков


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Предполагаемый результат : воссоздание малоизвестных страниц кубанской песенной истории и истории современных творческих коллективов. Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить архив Староминского районного музея.

1. Песенное творчество казаков Кубани.

Здравствуй, Кубань быстрая.

Что ж ты, Кубань-реченька,

Катишь волны мутные?

Кубанская народная песня насыщена глубокими образами. Размер, рифмы народного стиха просты и незамысловаты. Но все это придает ей многогранность формы, поднимает ее до высоты настоящей поэзии [2]. Рассматривая особенности языка, символику кубанской песни, П. Ткаченко пишет: "С определенной долей условности можно сказать, что многие ку­банские песни - это варианты украинских песен, несколько видоизменённых и получивших на Кубани новую жизнь. Здесь они приобрели новую эмоциональность. Причём эта новая эмоциональность, кажется, придаёт им боль­шую особенность, чем собственно текстовые изменения. Об этом красноре­чиво свидетельствует широко известная песня как на Украине, так и в Рос­сии "Роспрягайтэ, хлопци, коный". В отличии от украинской в кубанскую песню привнесён припев, трудно поддающийся объяснению, ибо основное его предназначение - темпераментность и эмоциональность:

Маруся - раз - два, тры - калына

В саду ягоды рвала.

В украинской песне этого припева нет. Точнее сказать, теперь есть, так как, эту песню теперь уже везде поют с этим припевом, приобретённым на Кубани"[7].

Исследуя истоки традиционной кубанской культуры, особенности языка "кубанской мовы", Н. И. Бондарь отмечает: "Показателен факт, с которым нам часто приходится сталкиваться в экспедициях. Русские и украинские песни более позднего происхождения, проникавшие на Кубань в начале XX века, в предвоенные и послевоенные годы так и воспринимались — как рус­ские и украинские. А произведения, занесенные в прошлых столетиях пер­вопоселенцами, несмотря на очевидное русское и украинское происхожде­ние, воспринимаются как свои "кубанские", "казачьи" [2].

2. Изучение, исследование казачьих песен Кубани.

3.Государственный академический Кубанский казачий хор.

4. Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом. Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги . И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал. Окончив училище, он поступил в консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором. Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями, В.Г. Захарченко — народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара [8].

История ансамбля казачьей песни "Криница" под руководством заслуженного деятеля искусств России, выпускника ГМПИ им. Гнесиных, доцента Владимира Капаева началась в 1994 году на Втором всероссийском гостелерадио конкурсе "Голоса России", где студенческий коллектив Краснодарской академии культуры стал лауреатом.
Департамент культуры Краснодарского края выделил средства для осуществления коллективом профессиональной работы в Центре народной культуры Кубани. Ансамбль казачьей песни "Криница" - живой источник народной мудрости, в своем творчестве опирается на многовековой кладезь фольклора и традиций линейных, черноморских, некрасовских казаков Кубани, донских и терских казаков, и сама форма исполнения взята от аутентичных ансамблей, каких на Кубани немало. За первое десятилетие свое деятельности "Криница" побывала с концертами в отдаленных уголках Кубани, в различных регионах России, выступала на самых престижных концертных площадках Москвы, неоднократно побывала во Франции, Германии, Испании, Бельгии, Турции, в 2000 году коллектив был удостоен бронзовой медали Московских международных дельфийских игр. Этот народный ансамбль создавался из студентов Краснодарского института культуры, а точнее из группы, набранной в 1989 году. В 1994 году в Смоленске проводился Второй всероссийский государственный конкурс "Голоса России", один из самых престижных и профессиональных конкурсов в стране. В. Капаев подал заявку, отослал в орг комитет кассеты с записями ансамбля и, пройдя предварительное прослушивание, ансамбль казачьей песни "Криница" получил приглашение на участие. В Смоленске, собралась вся фольклорная Россия: 52 ансамбля от Калининграда до Находки. У краснодарского ансамбля студентов сочетались аутентичность протяжных песен с элементами стилистики в обработках. Победа на конкурсе "Голоса России" стала достойным признанием ансамбля, его руководителя и замечательных солистов. Быстро промелькнули годы учебы, в 1994 году участники ансамбля окончили институт, получили дипломы, и тут же встал вопрос: а что дальше? Вот тут и пригодилось звание лауреата Всероссийского конкурса. Ирина Ивановна Горлова и Виктор Гаврилович Захарченко не могли оставить без внимания ансамбль, в создании которого они принимали непосредственное участие. Они обратились в управление культуры Краснодарского края к Д.М. Саетовичу, и вместе решили судьбу "Криницы", определив ее статус как профессиональный государственный ансамбль при Центре народной культуры Кубани. В составе 15 человек: 4 музыканта (балалайка, два баяна, контрабас) и 11 певцов, включая руководителя. Однажды Л.Г. Гатов пригласил В. Капаева в молодёжный театр ТО "Премьера" на постановку спектакля "Сказки Пушкина", где Владимир Александрович работал с актёрами над исполнением целого ряда вплетённых в спектакль народных песен. В. Капаев подготовил и выпустил в свет сборники - "Песни хутора Кубанский" и "Песни в обработке Владимира Капаева". Ансамбль "Криница" выпустил пять компакт-дисков с казачьими песнями:"Матушка Великая Россия", "Раз вечер, моя милая" , "Вишня белоснежная цветет","Наш край Россия" и "Взмахни крылами, Русь"[5]

6. Староминские песенные коллективы.

Необъятны просторы кубанской земли. История ее народа во все времена рождала творческие порывы у казаков. Так и станица Староминская на удивление богата поэтами и композиторами. В простой, искренней по своему характеру обстановке рождались песни о земле, о родной станице, хуторах и поселках, о людях прошедших горнило Великой Отечественной войны. У каждого поэта и композитора есть своя обетованная земля, свой единственный заповедный край, подаренный ему Богом и родителями. Для наших авторов – это Староминский район, главный родник их вдохновения. Особенной мелодической точностью отличаются песни о станице Староминской, наполненные теплотой души их создателей: Георгия Пигарева, Виктора Петренко, Николая Даценко, Виктора Черникова, Александра Абова и др. Наша станица подарила России большого профессионального поэта Ивана Варавву, поэтическая школа которого естественно соседствует со школой песенного фольклорного наследства [9]. Помимо поэтов и композиторов наша станица богата на творческие коллективы, преумножающие песенные традиции кубанских казаков.

Обобщая проведенную работу, нельзя не согласиться, что народная песня - это своеобразная музыкально-поэтическая биография народа. Это оригинальный исторический документ, по которому можно изучать историю любого народа, особенности его характера, образ мыслей и строй чувств. Сегодня возникает угроза вымывания из памяти людей потребности в народной музыкальной культуре примитивным звуковым потоком. Возвращение к своим корням, к традиционной культуре предков — процесс сложный, но необходимый. Понимание этого подтверждается подвижнической деятельностью собирателей – фольклористов А. Д.Бигдая, Г. М.Концевича, В. Г.Захарченко. Творческая деятельность профессиональных, самодеятельных коллективов позволяет сохранять народное песенное творчество - необычный сплав русской и украинской культур, формируя нравственные основы, патриотические чувства подрастающего поколения. Этот процесс идет, несмотря на серьёзные трудности и проблемы материального, финансового плана особенно самодеятельного творчества, которое наиболее приближено и доступно каждому жителю и потому не менее важно и ценно, чем профессиональное творчество. Завершить исследование хочется словами профессора И. А.Петрусенко " Время неумолимо движется вперед, отсчитывая дни, годы, века, тысячелетия. И сколько бы ни существовало на земле человечество, всем людям надо понять, что не войны и бессмысленные кровопролития украшают наше земное бытие, а мирный труд и красивые добрые песни" [6].

Библиографический список .

1. Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. Т.1. Песни черноморских казаков / Ред. В. Г.Захарченко.- Краснодар.

2. Бондарь Н. Н. Модель традиционной культуры кубанского казачества.- В сб.

"Кубанское казачество: история, этнография, фольклор".- М.

3. Жадан В. Хранители песни: О сборнике "Народные песни казаков" Г. М.Концевича, собранном и изданном В. Г.Захарченко. - Вольная Кубань.-2000

4. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани: Сборник. Вып. 2. Песни черноморских казаков.- Краснодар, 1997.

6. Петрусенко И. Кубань в песне: страницы музыкальной летописи трех веков. - Краснодар.

7. Ткаченко П. Кубанские песни. С точки зрения поэтической. - М., 2001.

8. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до

октября 1917 г./ Под ред. Б. А.Трёхбратова.- Краснодар.

Драковцова Екатерина Александровна

Краснодарский край ст. Староминская Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1. 8 класс.

Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна, учитель истории и

Рис 1Выступление Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Рис.1 Из истории Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Рис.2 Юбилейное выступление Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Читайте также: