Гнесинка история создания кратко

Обновлено: 02.05.2024

Как и другие частные школы, эта школа была основана выпускницами Московской консерватории: две ее руководительницы – сестры Евгения и Елена Гнесины были ученицами директора консерватории, крупнейшего организатора и педагога-пианиста В.И.Сафонова. Принципы обучения, сформированные в тот период в консерватории, легли в основу работы училища (тогда это было единое учебное заведение для детей и взрослых, без привычного ныне разделения на училище и школу). Популярность школы и ее авторитет быстро росли. Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей – самых выдающихся музыкантов своей эпохи. Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые – Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов, Е.А.Бекман-Щербина – и стали педагогами молодого учебного заведения. Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора.

Елена Фабиановна Гнесина, будучи основателем и бессменным главой учебных заведений (в общей сложности она возглавляла их 72 года!), благодаря своей непреклонной воле, неиссякаемой энергии и самоотверженности, сумела сохранить и постоянно расширять масштабы учебных заведений на самых крутых поворотах истории. В 1919 г. школа стала государственной, не изменив, однако, принципов своей работы и организации (в 1920 г., в соответствии с государственной программой, произошло разделение учебного заведения на детскую школу и техникум с единым руководством). В 1923 г. брат Гнесиных – ученик Римского-Корсакова, выдающийся композитор Михаил Гнесин – создал отдел композиции и теории музыки. Рост количества и уровня учащихся скоро сделал Гнесинское училище-техникум одним из лучших во всесоюзном масштабе средних учебных заведений, готовящих и лучшие кадры для консерватории. Это привело к решению создать новый музыкальный вуз, и Ел.Ф.Гнесина, несмотря на возникшее вначале сопротивление (сомнение в необходимости второго музыкального вуза в Москве), самым решительным образом стала добиваться воплощения этой идеи. В марте 1944 г. было принято постановление правительства об организации Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1946 г. при институте была открыта специальная музыкальная школа-десятилетка, и сложился комплекс из четырех учебных заведений – институт, училище, спецшкола и детская школа-семилетка – возглавляемый по-прежнему Ел.Ф.Гнесиной. Потребность в широком обеспечении страны прежде всего педагогическими музыкальными кадрами вызвала к жизни многочисленные начинания, явившиеся очень перспективными: были разработаны и активно развивались заочная и вечерняя формы обучения (открыты в 1948 г.), одновременно создавались многочисленные учебные пособия (в том числе звуковые) и методические программы, изобретались различные технические средства обучения. По сравнению с консерваториями в ГМПИ им.Гнесиных более глубокими стали учебные курсы педагогической практики и методики обучения. Первоначально в вузе было четыре факультета: фортепианный, оркестровый, вокальный и историко-теоретико-композиторский – в их составе работало восемь кафедр. С самого начала здесь работали наиболее выдающиеся музыканты своего времени: среди них - Г.Г. Нейгауз, М.В. Юдина, Л.Н. Оборин, Т.Д. Гутман, В.В. Борисовский, С.М. Козолупов, К.А. Эрдели, М.Ф. Гнесин, Н.И. Сперанский, М.И. Табаков, Н.И. Платонов, В.Э. Ферман, В.Д. Конен, Н.А. Гарбузов… Первыми деканами факультетов были соответственно А.Н. Юровский, А.К. Власов, Н.А. Вербова и С.С.Скребков. В 1946 г. известный хормейстер К.Б.Птица организовал и возглавил дирижерско-хоровой факультет, а еще через два года впервые в истории высшего образования был основан факультет народных инструментов (его первый руководитель – А.С. Илюхин). Число студентов института неуклонно растет, вуз быстро завоевывает авторитет одного из крупнейших музыкально-образовательных центров страны, наряду с Московской и Ленинградской (Петербургской) консерваторией.

Возникают новые кафедры, появляется целый ряд студенческих коллективов – симфонический, русский народный, а затем и камерный оркестры, академический хор, регулярно ставятся оперные спектакли (что привело в 1978 г. к созданию постоянно действующей оперной студии). В 1950-х годах созданы кафедры оперной подготовки и камерного ансамбля (ее первый заведующий – пианист А.Д.Готлиб), в 1960-х – целый ряд новых кафедр, в том числе оркестрового дирижирования (основатель – С.З.Трубачев), педагогики и методики. В 1966 г. на дирижерско-хоровом факультете – опять же впервые – открыто отделение дирижеров народного хора (где тоже был сформирован хоровой студенческий коллектив). В 1970-х – 1980-х годах продолжались новации по открытию новых музыкальных специальностей: это созданные отделения сольного народного пения (инициатором его создания, в 1978 г., выступила руководитель Северного русского хора Н.К. Мешко), музыкального искусства эстрады (1984), звукорежиссуры (1987). С самого начала существования института активно создавались научные труды, а с 1959 г. работал редакционно-издательский отдел, выпустивший более 500 печатных изданий. Действовали и учебно-научные лаборатории: народной музыки (основатель – В.И.Харьков), музыкально-технических средств обучения (основатель – П.В.Лобанов), физиологии фонации (руководители – Л.Б.Дмитриев и В.Л.Чаплин). В открытой в 1948 г. аспирантуре быстро росло число аспирантов, защищались диссертации. В организации научной работы в вузе большая заслуга принадлежит первому проректору по научной работе (1959-70 г.) А.А.Иконникову (в 1975-85 г. этот пост занимал Ф.Г. Арзаманов). По учебному плану ГМПИ им.Гнесиных были разработаны программы нескольких новых музыкальных вузов. В 1961 г. в Уфе был открыт филиал (учебно-консультативный пункт при заочном отделении) института, где работали его педагоги и воспитанники (в 1968 г. на его базе был создан самостоятельный институт искусств). В работе заочного отделения, как и в организации филиала, большую роль сыграл первый проректор по заочному и вечернему обучению В.И. Авратинер. При сохранении приоритетов особого внимания к педагогике и методике, размах разнообразной научной деятельности в вузе (в том числе многочисленные конференции) и разработка новых направлений вызвали в 1987 г. преобразование кафедры педагогики и методики в новую кафедру современных проблем музыкального образования и культуры, а в 1993 г. – лаборатории народной музыки в проблемную научно-исследовательскую лабораторию по изучению традиционных музыкальных культур. Все большие масштабы приобретала концертная деятельность студентов и педагогов: постоянно возникали новые коллективы (такие как духовой оркестр и оркестр баянистов, камерные, фольклорные, джазовые ансамбли), велась большая концертно-просветительская работа, охватывающая обширную географию, работал целый ряд постоянно гастролирующих коллективов (например, Камерный оркестр под руководством Г.С. Талаляна и О.М. Агаркова в 1962-87 г.), в режиме стационарного театра давала спектакли оперная студия, регулярно проходили собственные фестивали. Постоянной была и остается консультативная помощь многочисленным учебным заведениям страны, курирование работы целого ряда музыкальных училищ, проведение семинаров и курсов факультета повышения квалификации. сделала к рубежу 1980-х – 1990-х годов ГМПИ им.Гнесиных крупнейшим музыкально-образовательным центром в России. Поэтому вполне оправданным явилось преобразование института в 1992 г. в Российскую академию музыки имени Гнесиных – впервые в стране музыкальный вуз получил подобный статус. Как это происходило в течение всей истории вуза, в последние годы, в соответствии с веяниями времени, открываются новые специальности и формы обучения: так, созданы отделение музыкального менеджмента (с 2005 г. – продюсерский факультет), кафедра компьютерной музыки, информатики и акустики. В 2002 г. открыт новый филиал академии – в Ханты-Мансийске. В ГМПИ-РАМ им.Гнесиных в прошлом работали многие корифеи отечественной музыки: народные артисты СССР и России А.И.Хачатурян, Я.В. Флиер, Б.А.Покровский, А.В.Рыбнов, Б.А.Чайковский, М.О.Рейзен, А.А.Юрлов (руководивший кафедрой хорового дирижирования), Я.П. Александров, М.И. Фихтенгольц, Н.Д. Шпиллер, П.М. Норцов, Н.И.Пейко, Г.А.Туркина, А.Б.Хазанов, знаменитые исполнители – М.И.Гринберг, В.Л.Кубацкий, А.И.Ведерников, В.С.Локтев, доктора искусствоведения А.И.Ямпольский, С.Е.Фейнберг, Е.В.Гиппиус, Ю.Н.Тюлин, В.П.Бобровский, А.Д.Алексеев – список этот можно долго продолжать. Если в первые годы работавшие вместе с корифеями молодые педагоги были в основном выпускниками консерватории, то в дальнейшем, особенно с 1960-х годов, пополнение большей частью приходило из воспитанников самого вуза.

Бессменным руководителем института до конца жизни была Елена Фабиановна Гнесина (в 1944-53 г. она занимала пост директора, а в 1953-67 – художественного руководителя, в 1944-58 также заведовала кафедрой специального фортепиано). Являясь живым олицетворением великих музыкальных традиций, она сумела сплотить вокруг себя музыкантов нескольких поколений. В организации строительства, формировании структур и форм обучения ближайшим помощником Ел.Ф.Гнесиной был ее ученик, дирижер, профессор кафедры оперной подготовки Ю.В.Муромцев, вначале бывший ее заместителем, а в 1953-70 г. – ректором института (сама Елена Фабиановна до конца своей жизни в 1967 г. в этот период занимала пост художественного руководителя). В 1971-78 г. ректор – известный хормейстер В.Н.Минин. В 1979-99 г. происходило существенное расширение деятельности вуза, открытие многих новых отделов, обеспечивших в итоге переход к статусу академии. В эти годы (с небольшим перерывом) во главе руководства стоял С.М.Колобков – выпускник первого выпуска факультета народных инструментов (он возглавлял также и кафедру народных инструментов, оркестровые коллективы, был проректором по учебной работе). В 1981-84 г. ректором Института-Академии был скрипач, участник Квартета им.Бородина Я.П.Александров, в 2000-08 г. – пианист М.Н.Саямов. С 2008 г. вуз возглавляет Г.В.Маяровская – заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат педагогических наук. Всего за годы существования вуз окончили более 14 тысяч специалистов, составившие 62 выпуска. Выпускники института быстро завоевали ведущие позиции в музыкальных организациях по всей стране, а затем и за рубежом. Все больше студентов и выпускников-гнесинцев завоевывало лауреатские звания на конкурсах, выступало на концертных эстрадах по всему миру. Многие стали руководителями знаменитых коллективов, ведущими солистами главных оперных театров. Среди них – самые знаменитые музыкальные имена в разных жанрах, например, З. Долуханова, Е.Светланов, М.Таривердиев, В.Федосеев, Т.Докшицер, Л.Зыкина, К.Иванов, Е.Кисин, Ю.Казаков, И.Кобзон, Н.Некрасов, А.Рудин, В.Дашкевич, Д.Тухманов и многие другие. Целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей вышло из студенческих коллективов института-академии – такие, как Московский государственный камерный хор под управлением В.Минина, Фольклорный ансамбль под руководством Д.Покровского и другие.

В последние годы Академия все больше развивает международные контакты: постоянны выезды профессоров с мастерклассами и лекциями, многие студенты приезжают для полного курса обучения или стажировки из разных стран. В настоящее время здесь учится около 100 граждан иностранных государств.


В биографиях знаменитых музыкантов и артистов нередко упоминается училище им. Гнесиных. В легендарном музыкальном учебном заведении учились Арам Хачатурян, Борис Чайковский, Тихон Хренников. Здесь образование получали и современные звезды: Филипп Киркоров, Лариса Долина, Диана Гурцкая и другие.

училище им гнесиных в начале 20 века

Сестры Гнесины

Кем были люди, в честь которых названо знаменитое училище? Сколько их было? И какое они имеют отношение к искусству?

Было три сестры: Евгения, Елена, Мария. Точнее, всего у фабриканта Гнесина имелось пять дочерей. Но именно три старших стали основательницами частного музыкального училища. Это было довольно просвещенное семейство. У основательниц училища им. Гнесиных имелось также два брата: Михаил и Григорий. Первый был певцом и драматическим актером. Второй – переводчиком, поэтом и библиофилом. Евгения, Елена и Мария были пианистками. Стоит сказать, что на табличке, которая появилась 15 февраля 1895 года на доме, расположенном в Гагаринском переулке, присутствовало всего два инициала. Под букой Е подразумевались сразу две сестры: Елена и Евгения.

сестры гнесины

Сестры занимались музыкой с ранних лет. В возрасте четырнадцати лет Евгения отправилась в Москву, где поступила в консерваторию. За ней последовала Елена. После в Москву перебрались все сестры Гнесины. К слову, старшие учились на одном курсе с Рахманиновым и Скрябиным.

Основание училища им. Гнесиных

Окончив консерваторию, старшие сестры начали давать концерты, аккомпанировали знаменитым певцам. В какой-то момент им пришла дерзкая по тем временам мысль о создании учебного заведения. Дело в том, что в те годы получить музыкальное образование можно было только в консерватории. Но сестер это не остановило. Евгения и Елена подождали, пока Мария окончит консерваторию, и приступили к воплощению своего плана. Примечательно, что первой студенткой в училище им. Гнесиных стала младшая сестра основательниц Ольга. Чуть позже девушек поддержал брат Михаил.

старое здание гнесинки

Гнесины преподавали сольфеджио, вели курсы игры на скрипке и фортепиано. Учебное заведение довольно быстро обрело популярность в России. Сестрам пришлось приглашать преподавателей из-за рубежа. Обучение в муз. училище им. Гнесиных к концу XIX века стало неплохой подготовкой для поступления в иностранные консерватории.

После 1917 года

Многие учебные заведения после революции были закрыты. Но эта участь не настигла музыкальное училище им. Гнесиных. Дело в том, что сестры наладили отношения с наркомом просвещения Луначарским. Благодаря этому их заведение благополучно адаптировалось к новой власти.

Последняя из Гнесиных – Елена – умерла в 1967 году. Она прожила 93 года. Как и сестры, почти всю свою жизнь провела в маленькой квартирке, расположенной в здании училища. Все Гнесины похоронены на Новодевичьем кладбище.

Собачья площадка

Гнесинка несколько раз меняла адрес. В первой половине XX века учебное заведение кочевало по московскому центру. Первоначально располагалось в деревянной постройке в Гагаринском переулке. Когда учеников стало больше, пришлось переехать в более просторное помещение.

концертный зал гнесинки

В начале тридцатых годов в училище имени Гнесиных обучались уже сотни студентов, стало быть, требовались дополнительные площадки. Государство выделило новое помещение. До 1962 года в Москве существовала Собачья площадка. С улицей, имеющей столь неблагозвучное название, тесно связана история Гнесинки. Почему Собачья? На ее месте когда-то были царские псарни.

Собачья площадка была уничтожена при строительстве проспекта Калинина. Здесь когда-то был деревянный дом с небольшим вестибюлем, принадлежавший до революции писателю Хомякову. Эту постройку советская власть передала училищу. Нет сегодня в Москве ни того ветхого дома, ни Собачьей площадки. На их месте Новый Арбат. В конце тридцатых годов началось строительство нового здания. Но оно не было завершено. Началась война.

Улица Поварская

В пятидесятые годы наконец-то завершилось строительство здания, предназначенного именно для училища им Гнесиных. Оно расположено на улице Поварской.


Это яркий образец советского классицизма. В этом доме изначально были предусмотрены квартиры для сестер Гнесиных. Сегодня здесь мемориальный музей. Причем это единственный музей-квартира в Москве, расположенный в здании учебного заведения.

училище гнесиных

Однако и этой постройки оказалось недостаточно для того, чтобы вместить всех студентов училища им. Гнесиных. В семидесятые годы на той же Поварской улице был воздвигнут новый дом. 13-этажное здание построили на месте разрушенной церкви, в которой, согласно преданию, не раз бывал сам Пушкин. Главный корпус училища сегодня располагается по адресу: ул. Поварская, дом 30/36.

Реконструкция знаменитой музыкальной школы имени Гнесиных завершится в сентябре. Работы в главном здании практически окончены, и строители уверены, что успеют подготовить его к началу учебного года.


Реконструированные корпуса Гнесинки откроются уже в сентябре

Особняк и флигели, в которых располагается школа, были признаны аварийными еще в 2000-м. С тех пор вышло четыре постановления правительства Москвы о начале проведения реконструкции. В 2003 году учеников и педагогов выселили из особняка, а вот сроки их возвращения в родные стены долго оставались неизвестными. Сроки реконструкции часто откладывались: сначала на 2006 год, потом на 2012.

После окончания работ в главном здании на улице Знаменка разместятся учебные классы и актовый зал на 128 мест, в котором появится настоящий духовой орган. В других корпусах будут оборудованы репетиционные залы, библиотека, студии звукозаписи и общежитие. Реконструкцию Гнесинки проводила та же компания, что вернула исторический облик Большому театру.

С тех пор прошло уже более века, за это время в училище успели поработать многие талантливые педагоги, но память о его основательницах осталась не только в названии, но и традициях Гнесинки.

Родились будущие педагоги в семье раввина Фабиана Осиповича Гнесина и певицы, Беллы Исаевны Флетзингер-Гнесиной, которая была ученицей композитора Станислава Монюшко, основателя белорусской и польской оперы.


Музыкальное образование получили почти все дети многочисленного семейства. Первопроходцем стала старшая из пяти сестер, Елена Фабиановна. Следуя ее примеру все девушки, за исключением младшей, Ольги, окончили Московскую консерваторию. Ольга же, повзрослев, оказалась одной из первых выпускниц училища Гнесиных. Один из четырех братьев Елены и Ольги, будущий композитор и педагог Михаил Гнесин, в 1899 году стал студентом консерватории в Санкт-Петербурге.

Семья Гнесиных славилась своим гостеприимством. В домике на Арбате, где жили сестры сразу после переезда в Москву, бывали Сергей Рахманинов, Александр Скрябин и выдающийся русский дирижер, пианист и педагог, Василий Сафонов, поддержавший идею своих учениц создать собственное училище. Сафонов был уверен, что подобное дело необычайно идет этой дружной семье, "имеющей такое исключительно удачное сочетание музыкально всесторонне образованных и одаренных личностей".

И снова пионером стала Елена, которая возглавила новую школу, помогали ей еще две сестры – Евгения и Мария. Пять лет подряд они были единственными преподавателями училища, в которое принимали и детей, и взрослых. Многих своих учеников Гнесины учили бесплатно. Позднее к сестрам присоединились Елизавета и Ольга, Михаил Гнесин, а также другие преподаватели, не принадлежавшие к музыкальному семейству.

Формирование основ гнесинской школы

Гнесины всерьез увлекались проблемами педагогики и музыкального образования, которым во второй половине XIX уделялось не так много внимания. Елена Фабиановна самостоятельно разработала учебный план своего училища. Впоследствии результаты ее педагогических поисков легли в основу всей специфики Гнесинской школы. Елена Гнесина стала автором многих учебных пьес и этюдов, которые до сих пор разучивают юные ученики многих российских музыкальных школ.


Старейшими отделениями училища были фортепьянное и струнное. С появлением Михаила Гнесина, открылся и композиторский отдел, который с 1 курса вводил в учебный план предмет "свободное сочинение". Это новшество позволяло как можно раньше выявить талант учеников и развить их склонность к сочинительству.

Помимо этого здесь изучались такие предметы, как гармония и энциклопедия, сольфеджио и элементарная теория. Едва ли не важнейшей практикой училища было пение в хоре и участие в камерном оркестре.
В 1919 году в учебном заведении открывается вокальное отделение, первыми его преподавателями стали солисты Большого театра, а во второй половине XX века в Гнесинке появился и общеобразовательный отдел.

От частного училища к государственному техникуму

Октябрьскую революцию училище сестер Гнесиных перенесло относительно легко, а все благодаря личной поддержке Луначарского, хорошего друга Елены Гнесиной. Распоряжения первого наркома просвещения помогли освободить школу и личное имущество сестер от реквизиции, сохранить их дом и национализировать училище.

В год празднования своего двадцатипятилетия, 1920-й, училище разделилось на два отделения, младшее и старшее. Первое из них стало детской музыкальной школой, а второе - "Третьим показательным государственным музыкальным техникумом". Самостоятельность обоих учреждений не привела к их разобщенности, но решила проблему преемственности: теперь самые талантливые ученики школы получили возможность перейти на новую ступень образования. У школы и техникума остался один бессменный директор - Елена Гнесина и общие педагоги.

Военные годы для Гнесинки, как и для всей страны, оказались тяжелыми. Впервые за почти полувековую историю занятия в бывшем училище ненадолго прекратились. Случилось это 1 сентября 1941 года: большинство педагогов и учеников находились в эвакуации, кто-то отправился на фронт. Однако уже через три месяца, в Гнесинке вновь заиграла музыка. Занятия были возобновлены на общественных началах по инициативе одного из заместителей Елены Фабиановны. Сама директриса в 1942 году добилась разрешения на возвращение из эвакуации и с прежним энтузиазмом преступила к работе.

С этого момента гнесинцы активно участвовали в жизни страны: организовывали концерты в госпиталях, вели музыкально-просветительскую деятельность в прифронтовой полосе и даже помогали в пошиве теплых вещей и рукавиц для солдат. Особенно интенсивной концертная деятельность была в 1943 году.


Еще во время войны правительство приняло решение о создании Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Новое учебное заведение было открыто в 1946 году. Еще раньше была реформирована детская музыкальная школа, теперь в ней появилось два отделения: семилетка и десятилетка для особенно одаренных учеников. И опять же главой всего гнесинского блока была назначена неутомимая Елена Фабиановна, которая самостоятельно проделала большую часть работы при подготовке к первому набору студентов.

Выпускниками Гнесинского училища и института в разные годы были композитор Тихон Хренников, композитор Арам Ильич Хачатурян, советская и российская певица, Валентина Толкунова и многие другие.

Главные события истории Гнесинских учебных заведений

2 февраля (по старому стилю) – основание "Музыкального училища Е. и М. Гнесиных".
Адрес: Гагаринский переулок, дом фон Шлиппе

Переезд на Собачью площадку, дом 5 (дом Полетаевой)

Открыт класс скрипки, руководитель Елиз. Ф. Гнесина-Витачек

Основан детский хор (первый в учебных заведениях Москвы), руководитель Евг. Ф. Савина-Гнесина

Первое упоминание о праздновании Дня основания учебных заведений, в дальнейшем традиционного праздника гнесинцев – 2 февраля (15 февраля по новому стилю)

Открыт класс виолончели, руководитель М. Е. Букиник

Первый детский оперный спектакль – "Ёлочкин сон" А. Т. Гречанинова

Училище национализировано, названо "Второй Московской государственной музыкальной школой", заведующей назначена Ел. Ф. Гнесина
Открыт вокальный отдел

Учебное заведение разделено (в соответствии с государственными программами) на "Третий государственный показательный музыкальный техникум" и "Детскую школу I ступени"

Открыт "творческий отдел" (теории музыки и композиции), руководитель М. Ф. Гнесин

15 февраля – в день 30-летнего юбилея Техникуму присвоено имя Гнесиных
Начало деятельности "шаркома" ("шарадного комитета")

Создан "кружок" по изучению методики преподавания игры на фортепиано, руководитель Ел. Ф. Гнесина

Открыты классы духовых инструментов, заведующий М. И. Табаков
Начало травли Гнесиных "рапмовцами", отстранение Ел. Ф. Гнесиной от должности заведующей техникумом

Создан класс камерного пения, руководитель К. Н. Дорлиак

Создан симфонический оркестр (руководитель М. М. Ипполитов-Иванов, затем Г. С. Гамбург), обязательный класс камерного ансамбля, оперный класс (руководитель В. Л. Нардов). Показ спектакля "Свадьба Фигаро"

Восстановление Ел. Ф. Гнесиной в должности директора
Передача техникуму "Дома Хомякова" – Собачья площадка, дом 7
Открыт класс детского сочинения в школе (впервые в стране), преподаватель Е. О. Месснер

Открыто отделение по подготовке специалистов для радиовещания (просуществовало до конца 1930-х годов), заведующий В. Я. Гладштейн

Общим постановлением правительства все гуманитарные "техникумы" переименованы в "училища"

Начало строительства нового здания на улице Воровского (ныне Поварская)

Начало Великой Отечественной войны
16 октября – в Москве прекращена работа учебных заведений. Через две недели Училище Гнесиных возобновило свою работу

Распоряжение правительства о создании Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (строительство здания возобновлено в конце 1943 года). Директором Института назначена Ел. Ф. Гнесина
1 сентября – начало занятий в ГМПИ имени Гнесиных на факультетах: фортепианном (декан А. Н. Юровский), оркестровом (декан А. К. Власов), вокальном (декан Н. А. Вербова ), историко-теоретико-композиторском (декан С. С. Скребков)

Открыта "Спецшкола-десятилетка при ГМПИ имени Гнесиных", директор З. И. Финкельштейн
Открыт дирижёрско-хоровой факультет Института, декан К. Б. Птица.
10 сентября – открыто новое здание (первая очередь), в котором начаты занятия Спецшколы (1 этаж), Училища (2 этаж) и Института (3-4 этажи).

27 февраля – официальное открытие нового здания на улице Воровского
Сентябрь – открыт дирижёрско-хоровой отдел в Училище, руководитель К. Б. Птица
Создан академический хор Института и Училища (вначале – объединённый), руководитель С. И. Лаппо, затем А. Б. Хазанов.

Открыт факультет народных инструментов, декан А. С. Илюхин
Открыты заочное и вечернее отделения, а также аспирантура в Институте
Создан симфонический оркестр Института, руководитель Е. А. Акулов
Директором Детской школы-семилетки назначена Е. В. Давыдова (до 1953 года)

Построено новое крыло (вторая очередь) здания на улице Воровского.

28 апреля – директором Института назначен Ю. В. Муромцев (до 1970 года), художественным руководителем – Ел. Ф. Гнесина
29 апреля – кончина Елизаветы Фабиановны Гнесиной-Витачек
Создана кафедра оперной подготовки, заведующий Е. А. Акулов

Создана кафедра камерного ансамбля Института, заведующий А. Д. Готлиб

Открыт отдел народных инструментов в Училище
Июнь – начало строительства Концертного зала

5 мая – кончина Михаила Фабиановича Гнесина
Открыты заочное и вечернее отделения в Училище (ныне не работают)

21 ноября – торжественное открытие Концертного зала ГМПИ имени Гнесиных
Создана Лаборатория народного творчества Института (с 1993 – Проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению традиционных музыкальных культур), руководитель В. И. Харьков

Создан Камерный оркестр Института (работал до 1987 года, возобновлён в 2000 году), руководитель Г. С. Талалян
Создан Редакционно-издательский отдел Института

Директор Школы-семилетки - Т. Н. Рогаль-Левицкая

Открыт филиал ГМПИ имени Гнесиных в Уфе
Директор Училища – Ю. К. Чернов

Декабрь – построено общежитие Института на улице Космонавтов (принадлежало Институту до 1977 года)
В связи со сносом зданий на Собачьей площадке Школа-семилетка переведена в Дом Шуваловой . В школе открыт духовой отдел
Средняя специальная музыкальная школа-десятилетка переезжает в дом на улице Фрунзе (ныне – Знаменка)
Кафедра струнных инструментов Института разделена на кафедры: скрипки и альта (заведующий К. К. Родионов); виолончели, контрабаса и арфы (заведующий А. К. Власов)
Созданы кафедры общего фортепиано (ныне фортепиано для разных специальностей) и иностранных языков

Открыт отдел музыкальной комедии в Училище (работал до 2001 года)
Кафедра теории музыки Института разделена на кафедры гармонии и сольфеджио (заведующий Ю. Н. Рагс); полифонии и анализа (заведующий Ф. Г. Арзаманов)
Кафедра специального фортепиано разделена на две кафедры (до 1972 года), заведующие Т. Д. Гутман и А. Л. Иохелес

Начато строительство нового здания Училища на улице Воровского (рядом со зданием Института)
Открыто отделение дирижёров народного хора в Институте, художественный руководитель А. В. Руднева
Открыт духовой отдел в Спецшколе-десятилетке, руководитель И. Ф. Пушечников

4 июня – кончина Елены Фабиановны Гнесиной
Созданы кафедры оркестрового дирижирования (заведующий С. З. Трубачёв), педагогики и методики (в 1986 году вместо неё создана кафедра современных проблем музыкального образования и культуры)

2 апреля – основан Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной (до 1990 года – народный), общественный директор – М. Э. Риттих

25 февраля – официальное открытие Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной

Открыто отделение дирижеров народного хора в Училище
Ректором Института назначен В. Н. Минин (до 1979 года)

В Институте впервые открыт класс саксофона, руководитель М. К. Шапошникова

В Училище открыты: отделение эстрадно-джазового исполнительства (с 1994 – самостоятельное училище) и отделение по подготовке музыкальных артистов кукольного театра (работало до 1977 года)

Открыто новое здание Училища имени Гнесиных . Здание Института переходит в его полное распоряжение

Кончина Ю. К. Чернова, Ю. В. Муромцева

Создана Оперная студия Института (официальное открытие – 1978), руководитель Ю. А. Сперанский

Открыто "Экспериментальное отделение сольного народного пения" в Институте, руководитель Н. К. Мешко
Открыто отделение по подготовке артистов цыганского театра в Училище (работало до 1982 года)
Школа-семилетка переезжает на Большую Филёвскую улицу в связи с капитальным ремонтом Дома Шуваловой

Ректором Института назначен С. М. Колобков (до 1999 года, с перерывом в 1981–1984)

Ректор Института (до 1984 года) – Я. П. Александров

Открыто отделение музыкального искусства эстрады в Институте (специальности инструменталистов и вокалистов)

В Институте создана кафедра хорового и сольного народного пения, заведующая Н. К. Мешко

Директором Школы-семилетки назначен А. П. Подгорный

Открыто отделение музыкальной звукорежиссуры в Институте, руководитель П. К. Кондрашин
Создана кафедра концертмейстерской подготовки (выделена из кафедры камерного ансамбля), заведующий В. А. Власов

Создан камерный хор "Орфей" в Училище

После ремонта открыты классы Института в помещении Дома Шуваловой
Ноябрь – открытие "Гостиной Дома Шуваловой"
Кончина З. И. Финкельштейна, директором Спецшколы избран М. С. Хохлов

Открыт флигель здания Спецшколы на Знаменке
В Школе-семилетке создан камерный оркестр "Гнесинские виртуозы"

ГМПИ преобразован в Российскую академию музыки имени Гнесиных

25 октября – в Концертном зале Академии установлены два органа

Директором Училища избрана Т. Г. Петрова

Открыт камерный органный зал в академии, создан органный класс, руководитель А. В. Фисейский

Ректором Академии избран М. Н. Саямов
Открыто отделение музыкального менеджмента в Институте, руководитель Д. К. Кирнарская
Создан "Центр молодёжной музыкальной культуры"
Кафедра духовых инструментов разделена на кафедры: деревянных духовых (заведующий И. Ф. Пушечников); медных духовых и ударных (заведующий В. М. Прокопов)

Создана кафедра компьютерной музыки, информатики и акустики в Академии, заведующий В. С. Ульянич
В связи с аварийным состоянием здания Спецшколы на Знаменке часть занятий школы временно перенесена в "Гостиный двор" (с 2005 – также и в здание на Сретенке)

Открыт филиал РАМ в Ханты-Мансийске
Открыт Малый концертный зал в Училище

Создано отделение (студия) звукорежиссуры в Училище
Кафедра народных инструментов Академии разделена на кафедру струнных народных инструментов и кафедру баяна и аккордеона
Училище переименовано в Колледж

Отделение менеджмента преобразовано в Продюсерский факультет

Ректором РАМ избрана Г. В. Маяровская
Созданы кафедры: эстрадно-джазового пения (заведующая Н. З. Андрианова), экономики культуры (заведующий П. В. Луцкер)
Кафедра сольного пения разделена на две кафедры (заведующие В. Н. Левко и А. А. Науменко)

Создана кафедра органа и клавесина, заведующий А. В. Фисейский
Кафедра современных проблем музыкального образования и культуры и кафедра полифонии и анализа объединены в кафедру аналитического музыкознания, заведующая И. П. Сусидко

Кафедра специального фортепиано разделена на две аналогичные кафедры (заведующие В. М. Тропп и Ю. А. Розум) и кафедру методики и педпрактики (заведующая А. В. Малинковская)
Создан концертмейстерский отдел

Создана кафедра оперно-симфонического дирижирования на дирижерском факультете, заведующий В. П. Зива
Колледж объединён с Академией. Директором Колледжа назначена О. Е. Мишина

Создан факультет фольклорного искусства, объединяющий отделения: дирижёров народного пения, сольного народного пения, национальных музыкальных инструментов России.

Созданы кафедры: национальных музыкальных инструментов России (заведующая Л. Я. Жук), музыкально-прикладного искусства (заведующая Ю. И. Агишева) и современных музыкальных жанров эстрады (заведующий А. Ф. Гарин)
Завершена реставрация памятника архитектуры – Дома Шуваловой (Охотникова)

Читайте также: