Возникновение сознания у человека леонтьев кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности человеческой психики, выделившие его из животного мира, возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества. Они непосредственно связаны с переходом человека с биологического пути развития на социальный путь. Основополагающим результатом этого процесса явилось возникновение сознания.

Сознание можно рассматривать как постоянно меняющуюся совокупность умственных и чувственных образов, предстающих непосредственно перед субъектом в его внутреннем мире. Однако, можно предположить, что аналогичная психическая деятельность, направленная на формирование психических образов, происходит и у наиболее развитых представителей животного мира. Человека от животных отличают специфические механизмы протекания психической деятельности. Именно эти механизмы, и в особенности оперирование ими обуславливает наличие у человека сознания.

Сознание характеризуется активностью и интенциональностью. Активность проявляется в том, что психическое отражение человеком объективного мира носит активный характер, все отражаемые психикой предметы дифференцируются по степени значимости для субъекта психических образов. В результате этого человеческое сознание всегда направлено на какой-то предмет, объект или образ, т.е. обладает свойством направленности (интенции). Наличие активности и интенции обуславливает наличие других характеристик сознания, которые позволяют рассматривать его как высший уровень саморегуляции. К таким характеристикам можно отнести способность к рефлексии, мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность к рефлексии указывает на возможность человека проводить наблюдение за самим собой, своим состоянием и ощущениями, анализировать их.

Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основании представлений о себе. Исходя из системы идеалов, ценностей и мотивационных установок формируется его поведение человека.

У каждого человека самосознание, как система взглядов, строго индивидуально. Одни и те же явления, предметы, процессы могут быть оценены разными людьми по-разному. Человек мыслит критически. Именно способность к критическому мышлению, возможность оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию с личными идеалами и установками, формировать свое поведение, определять цели и программу действий, осуществлять действия, направленные на достижение целей, отличает человека от животного.

Для того, чтобы ответить на вопрос о происхождения сознания, нужно выяснить принципиальные отличия человека от других представителей животного мира. Одно из основных отличий человека от остального животного мира – его отношения с миром природы. Животное – это неотъемлемый элемент живой природы, он приспосабливается к условиям окружающего его мира. Человек же не просто приспосабливается к окружающей среде, он стремится в определенной степени подчинить природную среду себе, создавая при этом орудия труда.

Именно эти общие положения получили легли в основу трудов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. ученых, давших им конкретно-психологическую разработку.

В соответствии с общим положением, указывающим, что всякое изменение психического отражения идет следом за изменением практической деятельности, толчком к формированию сознания послужило появление коллективного труда. По мнению А.Н. Леонтьева, именно, коллективный труд сделал возможным и в тоже время необходимым процесс возникновения сознания.

При любом совместном труде происходит разделение труда: разные члены коллектива выполняют разные операции – одни из них сразу приводят к биологически полезному результату, другие же выступают условием достижения такого результата. Если такие операции рассматривать изолированно, то они окажутся биологически бессмысленными.

К примеру, преследование охотником дичи и ее умерщвление прямо следует биологическому мотиву- получение пищи. В противовес этому, действия загонщика, отгоняющего от себя дичь, не имеют самостоятельного смысла и, казалось бы, противоположны тому, что необходимо бы делать. Однако они имеют реальный смысл, если рассматривать совместную охоту, как коллективную деятельность. Аналогично можно рассуждать, если рассматривать действия по изготовлению орудий.

Впервые в условиях коллективного труда появляются операции, прямо не направленные на предмет биологической потребности – биологический мотив, а предполагают промежуточный результат.

Промежуточный результат в рамках индивидуальной деятельности становится самостоятельной целью. Следовательно, для субъекта цель деятельности от мотива отделяется и в деятельности выделяется новая единица – действие.

В психике это находит отражение в виде переживаний смысла действия. Действительно, для того, чтобы человек решил совершить действие, приводимое к промежуточному результату, он должен видеть связь этого результата с мотивом, уяснить для себя его смысл. По определению А.Н. Леонтьева, смысл есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Вовлечение в сферу труда все большего круга предметов, орудий, усложнение форм труда, требовало постоянного расширения осознаваемых, или познаваемых содержаний. При этом процессы усложнения языка, развития труда шли одновременно и параллельно, и переплетаясь друг с другом.

Универсальной особенностью языка является его способность аккумулировать знания предыдущих поколений, в результате чего язык стал носителем общественного сознания.

Следовательно, основными образующими человеческого сознания являются смыслы и языковые значения.

[1] Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – С. 89.

[3] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – С. 261.

[4] Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – С.91.

Сознание и его возникновение

Определение терминов

Прежде всего, необходимо разобраться в том, что такое сознание и что есть его онтогенез.

Онтогенезом называют индивидуальное развитие, протекающее по определенным законам и проходящее у каждого отдельно взятого индивида одни и те же этапы. Разделяют онтогенез и филогенез — общее развитие функции или явления у вида.

Совершенно очевидно, что сознание человека взрослого и новорожденного ребенка имеют существенные отличия. Сознание явно эволюционирует от зарождающегося к зрелому, в результате изучения этого процесса было выявлено влияние на него как индивидуальных, врожденных особенностей, так и воздействия окружающей среды и, в частности, социума.

Под сознанием в психологии принято понимать высшую форму психической активности, свойственную лишь человеку, которая заключается в обмене информацией с миром, отражении объективной действительности в психике человека. Определений сознания существует множество в психологии и философии. К примеру, Выготский считал, что сознание — это рефлексия субъектом (человеком) действительности, своей деятельности и самого себя.

С. Л. Рубинштейн был первым, кто предположил единство сознания и деятельности: он считал, что это не два обращенных в разные стороны аспекта, но некоторое органическое целое, которое можно назвать не тождеством, но единством.

Сознание обладает такими свойствами, как ясность, объем, периодизация и непрерывность. Леонтьев считал присущими ему качествами самосознание, самоанализ и самоконтроль.

Теории развития сознания

Л. С. Выготский, автор культурно-исторической теории развития сознания, считал, что сознание не формируется вне общества.

Вот основные положения этой теории:

  1. При переходе от животного к человеку произошло важнейшее изменение отношений с окружающей средой через овладение орудиями.
  2. Овладевая природой при помощи орудий, человек научился владеть и собственной психикой: у него появились высшие психические функции (мышление, речь).
  3. Человек овладевает и собственным поведением также при помощи орудий — особых, психологических, которыми являются знаки.

Выготский считал, что сознание не дано человеку изначально и не порождается природой, оно формируется только обществом, через включение нового его члена в общую, принятую социумом картину мира, которая описывается именно через речь.

Если это действительно так, то на этом может быть основано, например, такое явление, как менталитет: совокупность особенностей языка, национальных традиций, верований. Можно вспомнить о том, что фольклор или народное творчество передавалось изначально устно. Письменность была уже более поздним продуктом человеческой цивилизации, а первоначально существовали песни, стихи, считалки, игры — формы сохранения знаний об окружающем мире и обществе.

А. Н. Леонтьев называет сознанием открывающуюся субъекту (через восприятие) картину мира, в которую включен и он сам, и все его действия, и психические состояния. Леонтьев считал, что вначале сознание существует лишь как психический образ реальности, получаемый через органы чувств, но затем, через деятельность, субъект и сам включается в эту структуру. Деятельность из реального мира постепенно проникает во внутренний мир субъекта, где осмысливается им.

Развитие сознания в онтогенезе, по Выготскому и Леонтьеву, происходит следующим образом:

  • взрослый, используя слова-знаки, побуждает ребенка к действию;
  • ребенок, поняв смысл слов, создает обратную связь, то есть превращает эти слова-побуждения, обращенные к нему, в слова-воздействия, обращенные к взрослому;
  • ребенок дает побуждение уже сам себе и прилагает волевое усилие, чтобы произвести действие.

Этот процесс называется интериоризацией. С помощью него происходит формирование внутренних структур психики и присвоение знаковых систем, которые освобождают от необходимости оперировать предметами: теперь человек может делать это с помощью знаков, в своей голове.

Периоды развития сознания по А. Н. Леонтьеву

Согласно взглядам Леонтьева А. Н., развитие детской психики проходит через семь качественно различных периодов:

По прошествии этого периода психика также не остается неизменной: идет активное становление и развитие деловых, коммуникативных и творческих навыков, постановка и достижение целей, самореализация — через труд, общение, обучение, творчество. Эти процессы могут продолжаться до глубокой старости, так долго, сколько человек готов жить активной и насыщенной жизнью.

Периодизация была выведена на основе долговременного наблюдения за детьми и взрослыми разного возраста. В частности, для оценки соответствия развития возрастному периоду в учебных и дошкольных заведениях сейчас используются психологические тесты различной направленности и другие диагностические методы.

Периодизация по Г. К. Ушакову

Эта периодизация несколько отличается от предыдущей, она основана не столько на ведущей деятельности, сколько на развитии сенсомоторных функций и соответствующих областей мозга. Развитие сознания проходит такие этапы:

Далее в подростковом и юношеском возрасте происходит максимальное развитие сознания в онтогенезе, что характеризуется формированием способности к высшему абстрагированию, оперированием сложными понятиями и образами.

Выводы

Итак, как же происходит развитие сознания в онтогенезе? Если обобщить данные основных, самых известных теорий, то происходит это следующим образом:

  • ребенок рождается с набором инстинктов, необходимых для физического выживания;
  • по мере получения сигналов из окружающей среды он учится на них реагировать;
  • затем с развитием моторики учится оперировать предметами и включается в коммуникации со взрослыми, которые побуждают его к действиям;
  • с развитием речи начинает выражать свои мысли, а также побуждать к действиям сам себя;
  • с освоением систем знаков учится оперировать не только предметами, но и их обозначениями, способен к волевым усилиям, обратной связи, включается в культурно-историческую среду.

Таким образом, развитие сознания представляет собой своеобразную интеграцию в систему знаний и опыта, общую для всего человечества и переданную через язык. Абстрактное мышление и речь — главные составляющие сознания, отличающие человека от животного.

Автор: психолог Надежда Козочкина

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

В отечественной психологии вопрос о возникновении и развитии сознания, как правило, рассматривают, основываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении сознания человека, которая основывается на принципиальных отличиях человека от других представителей животного мира.

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям среды, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия свидетельствует о способности сознательно трудиться. Трудэто специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не удивительно, поскольку по многим вопросам психологии единого мнения не существует. Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что подобных взглядов придерживались классики отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, Б. Н. Теплов и др.). Существует целый ряд фактов, позволяющих установить закономерности, которые определили возможность появления сознания у человека.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохожденне освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, что способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Мы вправе полагать, что развитие органов чувств не могло происходить изолированно от развития нервной системы с целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника — человекообразной обезьяны — более чем в два раза. Также у человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных нолей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.

Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с его социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики — сознания.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями коры головного мозга. у человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика но отношению к другим полям площадь поля, связанного с кистями рук. Следовательно, кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека.

Надо отметить, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека заниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, развитие языка и сознания, т. е. той логической цепи закономерностей, о которой говорилось выше.

Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Основным фактором поступательного развития сознания явился труд. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное развитие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социальной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.

В первую очередь необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других представителей животного мира:

1. Животное строит свои отношения с природой с позиции приспособления к условиям окружающего мира, а человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. Труд — это специфический, присущий только человеку вид деятельности. Здесь всё просто.
2. Важнейшим условием успешного существования человеческих сообществ является уровень развития коммуникации. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Это значит, что сознание и общество развивается за счёт общения особей между собой. Люди таким образом строят отношения, делятся информацией и т. д.
3. Для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества - принципов нравственности и морали. Это значит, что в отличие от тех же животных, люди сформировали собственные условия для выживания и иерархию, в которой на вершине находится уже не просто самый сильный, но умный, смекалистый, способный к управлению массами человек. Помимо этого образовалась религия и наука - уже как проявление высшей психической деятельности.

Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.
А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

а) Чувственную ткань образа - картина мира, которая является ему, включает в качестве своего неизбежного момента чувственные впечатления, чувственные образы - чувственную ткань. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания. Эта функция - непосредственной связи сознания с реальностью. Проще говоря, благодаря чувственной восприимчивости мира, человек способен осознавать, что реально, а что нет.
б) Значение - единица человеческого сознания, например – значение слова. Значения (любовь) лишь относительно связаны со своим носителем, со словом (любовь, love, l'amour). Значения как таковые не создаются отдельным человеком. Само по себе значение есть вещь, глубоко человеку безразличная. Упрощённо - мы делим мир на категории и подкатегории, но лишь для того, чтобы понимать друг друга, быть уверенным в том, что мы при слове "машина" или "боль", мы имеем ввиду одно и тоже.
в) Смысл - осознаваемое объективное значение превращается в значение для субъекта, приобретает личностный смысл. Личностный смысл и является третьей "образующей сознания. А вот это как раз относится к понятию "индивидуальности", в то время как указанные выше составляющие, наоборот, нужны человеку для общения и восприятия окружающего мира. То есть, хоть мы и говорим об одном и том же предмете, представления о нём у нас бывают совершенно разные.

Читайте также: