Санкт петербург величайший шедевр градостроительства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Центральный район

Бизнес-центр Quattro Corti находится недалеко от Исаакиевской площади и все, кто проходят мимо него по улице видят только обычный, старый особняк. Но если зайти во двор, то открывается ультрасовременный мир, созданный итальянским архитектурным бюро, которое до этого работало над историческим районом Милана и проектами для модного дома Dolce & Gabbana. Внутренние стены бизнес центра оформлены стеклянными панелями, а в каждом из четырех дворов панели имеют разные цвета: изумрудный, золотой, лазурный и терракотовый.

Адрес: улица Почтамтская, 3/5

Дворы бизнес-центра Quattro Corti. Автор: @pozdnyakova_design

Элитный комплекс ЖК Русский дом отличается своей оригинальной архитектурой в неорусском стиле. Остроконечные крыши и стилизация под резьбу на фасадах это попытка создать проект схожий со временами древнерусского зодчества. Эркеры, башенки со шпилями – все это отсылки к классической архитектуре Санкт-Петербурга.

Адрес: Басков переулок, 2

ЖК Русский Дом. Автор: @belimovgushchin

Адрес: Дегтярный переулок, 11, литера Б

Невская Ратуша. Автор: @monte_karlov

Вдоль набережной

На набережной Невы, вдали от Зимнего дворца, Петропавловки и роскошного архитектурного ансамбля, который украшает центральную набережную, находится современное здание банка Санкт Петербург. Бизнес-комплекс состоит из трех зданий – два офисных центра по бокам, а между ними 21-этажная стеклянная башня, которая возвышается над всеми ближайшими домами.

Адрес: Малоохтинский проспект, 64, лит. А, Б, В

Банк Санкт Петербург. Автор: @dancingcarrot

Адрес: Пискаревский проспект, 2, литера Щ, корпус 2

Бизнес Центр Бенуа. Автор: @vetra_net

Петроградская сторона

А рхитектура станций метро Петербурга всегда поражала туристов и жителей города, но скорее своей исторической стороной. Станция метро Горьковская, стала одной из первых станций, которые удивили всех своим современным стилем. В центре живописного парка аккуратно расположился инопланетный корабль, и несмотря на свой футуристический стиль, идеально вписывается в городскую архитектуру.

Адрес: Александровский парк, 4 лит А

Горьковская. Автор: @golovdinov

Адрес: набережная Адмирала Лазарева, 24

One Trinity Place. Автор: @evgeny_n

Крестовский остров

Лазаревский мост, соединяющий Петроградскую сторону с Крестовским островом, отлично дополняет сложившуюся атмосферу современной архитектуры в этом районе Петербурга. Вантовая конструкция моста, которую активно любят использовать при строительстве питерских мостов, создает уникальный орнамент из линий, а также, в ней не найти ни одного прямого угла. Некоторые сравнивают мост с большим парусным судном, а кто-то с крыльями птицы. А что вам приходит в голову, когда вы видите Лазаревский мост?

Адрес: Лазаревский мост, Малая Невка

Лазаревский мост. Автор: @olina_ulina

Адрес: набережная Мартынова, 74

Дом у моря. Автор: @bogdanolex

Адрес: проспект Лахтинский, 2/3А

Лахта Центр. Автор: @ch0col8te

Адрес: Футбольная аллея, 1

Стадион Зенита. Автор: @zenitarenastadium

Красносельский район

Архитектура была всегда неразрывно связана с исторической эпохой и являлась отражением настроений в обществе, политической идеологии или концептуальным выражением происходящих процессов. Петербург, долгое время будучи столицей страны, стал местом для архитектурных экспериментов и сохранил в себе яркий отпечаток каждого периода, нашедшего своё отражением в том или ином архитектурном стиле.

Барокко

Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.

Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.

В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.

Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.

Петровское барокко

При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.

Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.


Елизаветинское барокко

Классицизм

Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.

Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения. Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно.

Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.

В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.

Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.

Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.


Русский ампир

Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).

Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).

Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.

Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.

Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.


Эклектика

Эклектика отразила меняющиеся настроения в обществе и снятие тотального контроля над градостроительством. Одновременно происходит как обращение к западноевропейским тенденциям, так и возрождение национальных идей, что находит своё отражение в неоготике и неорусском стиле соответственно. Развитие технологий позволяет осуществлять смелые идеи и реализовать новые смелые проекты.

Необарокко

Короткое возрождение барокко пришлось на вторую половину 19 века. Теперь пышные барочный декор обычно сочетается с классицизмом или неоренессансом. Его главный архитектор в Петербурге — Штакеншнейдер, спроектировавший дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, по которому особенно хорошо заметно вдохновение проектами Расстрелли.

Другие примеры: особняк Бутурлиной, Юсуповой, дом Разумовской.


Неовизантийский стиль

Невизантийский — или псевдовизантийский — стиль был не так популярен в Петербурге, однако оставил несколько выдающихся примеров. В первую очередь это Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте, богато украшенный как снаружи, так и изнутри. Также следует отметить церковь Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове, Иоанновский монастырь на Карповке и Казанскую церковь Новодевичьего монастыря. Один из самых ярких примеров не сохранился — это Греческая церковь, снесённая в середине XX века.

За основу стиля был взят собор Святой Софии в Константинополе/Стамбуле и другие элементы средневековой византийской архитектуры. В России он получил особую интерпретацию, смешавшись с традициями русского зодчества. При этом сохраняются главные черты: низкие купола, где главный купол больше других, единый церковный зал, широкое использование мозаики в декоре.



Неорусский стиль

Неорусский стиль сочетает в себе традиционные русские архитектурные элементы с неовизантийским стилем, модерном или романтизмом. Отчасти он вырос из псевдовизантийского стиля, но всё больше обращался к русским традициям. Происходит подражание древнерусскому зодчеству, что отражало тенденцию возрождения к национальным идеям и народной культуре. Такие дома напоминают сказочные теремы и древнерусские церкви, но при этом имеют другую конструкцию и зачастую воспроизводят лишь древнерусский декор.

Стиль особенно необычен для Петербурга, до этого момента в основном ориентировавшегося на европейские традиции и античные образцы. Возможно, поэтому он не получил большого распространения и сейчас скорее ассоциируется с Москвой, где был распространён намного больше и смотрелся органичнее.

Самые яркие петербургские примеры: Спас-на-Крови, дом Никонова на Колокольной улице, доходный дом Басина. Многие неорусские проекты были снесены (Борисоглебская церковь на Синопской набережной, Захарьевская церковь на Звенигородском проспекте) или перестроены.


Неоготика

Неоготика стала важным отражением периода архитектурной эклектики. Средневековой готики в России не было, поэтому возрождение стиля происходило через воспроизведение отдельных элементов западноевропейских соборов: в основном, шпили, арки и готические своды.

Самые яркие примеры: Чесменская часовня, кирха святого Михаила на Васильевском острове, храм Петра и Павла в Парголовском парке, Готическая капелла в Петергофе. Элементы псевдоготического стиля встречаются не только в религиозных постройках. Например, в доме на 5-й линии, 46 или в больнице на Лиговском проспекте, 2-4.


Промышленная архитектура

Активное развитие промышленности в Петербурге со второй половины XIX века способствовало резкому росту строительства новых заводов, фабрик, мануфактур. Это были и крупные комплексы на окраинах, которые сформировали новые районы (проспект Обуховской обороны), и компактные предприятия в самом центре.

Пик промышленности в России оставил большое наследие как архитектурных памятников, так и непосредственно предприятий, которые до сих пор работают по своему первоначальному предназначению.

О промышленной архитектуре Петербурга XIX-XX века со множеством примеров есть отдельный пост.


В советское время центр промышленного производства переместился в столицу и другие регионы, поэтому предприятия в функциональном и модернистском стиле шире представлены именно там. В Санкт-Петербурге можно выделить мясокомбинат имени Кирова на Московском проспекте, Левашовский хлебозавод.

Модерн

Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал. В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру.

Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.

В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.

Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.


Северный модерн

Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме. Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре. Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.

Конструктивизм

Конструктивизм появился в первые советские годы, когда всё искусство, включая архитектуру, стало источником распространения новых идей. Его главные черты — функциональность и минимум декора — были продиктованы как экономией после Первой мировой войны и революции, так и советской идеологией, диктующей архитектуру без излишеств.

Конструкция здания и план каждого помещения планировались исходя из функции, которые они будут осуществлять. Это хорошо заметно в ДК имени Горького, Московском райсовете и практически всех постройках той эпохи. Для жилых зданий проектировался общий быт со столовой, библиотекой, детским садом (дом-коммуна инженеров и писателей, дом Политкаторжан).

Минималистичный декор был по-своему изящен: это ленточное остекление, цилиндрические формы, асимметрия и противопоставление горизонталей и вертикалей. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называют ленинградским авангардом.


Отдельно стоит отметить рабочие городки и жилмассивы, которые стали массово строиться в эпоху конструктивизма. Лучшие примеры этого простого и функционального жилья с нестандартными решениями и оригинальным декором: жилгородок на Тракторной улице и на проспекте Стачек. О рабочих городках разных периодов можно почитать в здесь.

Сталинский неоклассицизм

В сталинском ампире — или неоклассицизме — отражалась идеология довоенного и послевоенного периода. Утверждение единой власти, военной мощи, промышленности, индустриализации и пафос тоталитаризма пронизывали архитектуру ключевых проектов эпохи. Отчасти заимствовались традиции русского ампира 19 века: широкое использование античных элементов, колонн, арок, военной символики. Однако изменился масштаб строительства, технологии, материалы и добавились некоторые конструктивистские элементы. Самые амбициозные проекты осуществить не удалось из-за Великой отечественной войны, но была спроектирована единая застройка целых районов, которая сохранилась в Московском и Кировском районе, а отдельные здания встречаются практически повсеместно.

Самый яркий проект эпохи — Дом Советов на Московском проспекте, который должен был стать началом строительства нового центра города.


Плановая застройка


Советский модернизм

Чаще в соцмодернизме строились административные учреждения, спортивные стадионы, промышленные предприятия и жилые дома. Самые яркие проекты второй половины XX века, которые часто вызывают полярные чувства у жителей, относятся как раз к этому стилю (БКЗ, дома на Смоленской набережной).


Современный стиль

С середины 90-х годов не существовало чёткого градостроительного плана, поэтому за 20 лет появилось довольно много неудачных проектов и хаотичной застройки. Отчасти происходило копирование классических элементов, отчасти — широкое использование сплошного остекления и массивных бетонных блоков. Большинство зданий этого времени подвергается критике, а также инициировало уничтожение архитектурного наследия.

Удачные примеры стали появляться только в последние десятилетия после переориентации на актуальные мировые тенденции строительства. К ним можно отнести Невскую Ратушу, дом на Ковенском, 5, новая сцена Александринского театра, реконструкция Главного штаба.


Фасадизм

В последние годы вместо уничтожения архитектурных памятников применяется технология фасадизма: когда сохраняется или восстанавливается исторический фасад, а всё остальное перестраивается и дополняется новыми конструкциями. Считается, что фасадизм позволяет сохранить облик исторической застройки центра города и модернизировать здания.


Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Памятники архитектуры XVIII века.

Ленинград — один из красивейших городов мира. Запоминающиеся высотные доминанты, логичная пространственная композиция, строгая планировка сети прямых улиц, просторные площади, величественный облик зданий, зелень многочисленных парков и садов, гладь рек и каналов, гранитные набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающиеся произведения монументальной скульптуры придают Ленинграду уникальный характер целостного архитектурно-градостроительного ансамбля; сооружения центральных, исторически сложившихся районов города, связанные рядовой застройкой, а также дворцово-парковые комплексы являются как бы единым художественным произведением.

Первые церкви, в основном базиликального типа, стали органичными центрами прилегавших участков и ещё более обогатили силуэт города (Благовещенская церковь Александро-Невской лавры, церковь Симеона и Анны, Сампсониевский собор, церковь святого Пантелеймона) .

В 1-й четверти XVIII в. были проведены большие работы по превращению рукавов дельты Невы, рек и протоков в водные магистрали города с архитектурной и декоративной обработкой их берегов деревянными набережными и пристанями, с перекинутыми через них мостами. В эти годы между Невой и Мойкой прорыли Лебяжий канал, Красный канал, Зимнюю канавку, Крюков и Ново-Адмиралтейский каналы. По линиям Васильевского острова было прорыто 10 каналов, в 1718—21 созданы Лиговский канал и каналы Летнего сада и Екатерингофа.

Одновременно с началом застройки Петербурга на южном берегу Финского залива стали создаваться первые загородные дворцово-парковые резиденции — Петергоф (ныне Петродворец), Стрельна, Ораниенбаум (ныне Ломоносов), на Ижорской возвышенности — мызы Сарская (позднее Царское Село, ныне г. Пушкин) и Гатчина, отличавшиеся изобретательностью использования рельефа и другие.гих природных условий, смелостью и размахом пространственно-планировочных решений, большой пышностью дворцов, павильонов, каскадов, фонтанов, сложностью композиции парков.

В 1740—50-х гг. стилистическое своеобразие русского барокко в его петербургском варианте обрело полное звучание и достигло высшего расцвета. Появились замкнутые ансамбли, как бы отделявшие части города (круглая площадь перед Зимним дворцом). Новый градостроительный смысл приобрели грандиозные парадные сооружения (дворцы и культовые здания), господствовавшие над окружающей застройкой; их высота и протяжённость предопределяли масштаб сопредельных зданий, кварталов, величину будущих площадей, ширину набережных, проспектов. Основой большого района стал Смольный монастырь, общий масштаб застройки набережных Невы и Невского проспекта определили новый Зимний дворец и дворец Строганова. В архитектуре получили распространение переосмысленные формы и приёмы западноевропейского барокко и традиции национального зодчества, соединившиеся в своеобразном национальном стиле — русском барокко, с наибольшей полнотой воплотившемся в произведениях архитектора В. В. Растрелли. Грандиозные размеры, богатство фантазии, сложность и в то же время чёткость объёмно-пространственной структуры отличают Зимний дворец, парадно и торжественно выглядят и другие.гие дворцы в Петербурге (дворец Строганова, дворец Воронцова) и загородных резиденциях (Царском Селе, Петергофе).

Вместо базиликальных храмов 1-й трети XVIII в. появились барочные центрические храмы с традиционным пятиглавием, с широким использованием в декоре зданий цвета, резьбы, позолоты (Никольский Морской собор, церковь Трёх святителей, Благовещенская церковь).

Облик города и характер застройки начинают определять крупные общественные сооружения и дворцы, ещё сохраняющие барочное пластическое богатство форм, но отличающиеся ясностью построения, стремлением выявить архитектонику здания (Академия художеств, Мраморный дворец, Малый Эрмитаж, Новая Голландия, Гостиный двор, Каменноостровский дворец). В конце 1770—80-х гг. архитектура общественных зданий приобретает всё большую лапидарность, свойственную строгому классицизму, — Академия наук СССР, Ассигнационный банк, Почтамт, Публичная библиотека, Эрмитажный театр. По набережным Мойки и Фонтанки вырастали большие городские усадьбы, для композиционного построения которых характерно размещение основного корпуса в глубине парадного двора, окружённого низкими службами и замкнутого воротами по линии улицы; с задней стороны к дому примыкал сад (дворец Разумовского, дворец Бобринских, Юсуповский дворец). Появились обширные сооружения и в более отдалённых районах столицы. Особой гармонией лаконичных форм, поэтической одухотворённостью облика отличается Таврический дворец; строгое здание Смольного института дополняет народный ансамбль монастыря. Большую роль в объёмно-пространственной композиции прилегающего района играет романтический по облику Инженерный замок, шпиль которого перекликается со шпилями Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Заметно сократилось строительство церквей, но и среди них имеются памятники, представляющие большую художественную ценность и играющие важную роль в качестве высотных доминант города (Троицкий собор Александро-Невской лавры, Князь-Владимирский собор). Жилые дома выступали как часть общей композиции улицы, квартала. Вытянутые вдоль улиц, они получали плоскостную обработку фасада (дом Мижуева на Фонтанке, дом Баура, дом Троекурова, дом Яковлевых в Волховском переулке, дома Полторацких) или состояли из 3 объёмов (главный корпус и 2 флигеля), где средний — более крупный и более пластически разработанный (дом Пашкова, дом Голицына); дома, выходящие фасадами на 2 улицы, с ротондами на углах становились архитектурным акцентом кварталов (дом Чичерина, дом Яковлева). В отличие от просто обработанных фасадов, парадные интерьеры богато разработаны, отделаны лепниной, росписью, золочёной резьбой. Небольшие одноэтажные или 2-этажные дома так называемой рядовой застройки ставились по-прежнему строго по красной линии улицы (дом Веймара и дома Сафонова и Веймара, дом Воронцова-Дашкова). В 1790-х гг. появились первые доходные дома (иногда с торговыми лавками в 1-м этаже), состоявшие из нескольких корпусов, ставившихся по периметру участков и образующих внутренний двор (дом Бецкого, дом Салтыкова, дома Абамелек-Лазарева, дом Волконских).

Новый стиль — классицизм — сказался и в застройке окрестностей столицы. В дворцовых комплексах (Петергоф, Царское Село, Ораниенбаум) рядом с барочными постройками появились классицистические корпуса и павильоны; новые ансамбли (Павловск, Гатчина), начавшие строиться в конце XVIII в., выдержаны почти целиком в классицистическом духе. Крупнейшие мастера классицизма 2-й половины XVIII в. — Ч. Камерон, Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, С. И. Чевакинский, И. Е. Старов и главным образом Дж. Кваренги.

Петербург настолько богат на архитектурные шедевры, что глаза разбегаются. Однако за популярными зданиями, известными всем туристам по магнитам и открыткам, иногда теряются менее знаменитые, но не менее интересные дома. Предлагаю узнать про 12 удивительных зданий Санкт-Петербурга, которые гостю города обязательно нужно посетить, чтобы иметь более полное впечатление о разнообразии архитектуры северной столицы.

Особняк Колобовых

Самый известный из доходных домов купцов Колобовых. /Фото:rasfokus.ru

Колобовский дом не столь широко известен, как другие архитектурные шедевры северной столицы, но он невероятно красив. Автор проекта – Сергей (Цалек) Гингер. Здание построено по заказу знаменитых купцов-миллионеров Колобовых в стиле необарокко и эклектики.Самый известный из доходных домов купцов Колобовых.

12 зданий Санкт-Петербурга, которые стоит увидеть, хотя они и не входят в путеводители

У дома очень оригинальная планировка. Поражают и удивительные эркеры, которые поддерживают фигуры атлантов, и кариатиды на лоджии, и, конечно, сама угловая башня. В общем, лучше все это увидеть собственными глазами.

Адрес: ул. Ленина, 8/Пушкарский пер., 2 (на пересечении улиц)

Доходный дом Бака

Дом Бака, /фото: Екатерина Борисова, wikipedia.com

Дом Бака,

Но самая яркая особенность этого доходного дома – то, что в районе второго и четвертого этажей корпуса соединяют коридоры-галереи. Интересно, что попасть во вторую часть дома можно только, пройдя через галерею.

Адрес: ул. Кирочная, 24.

Дом-стакан

12 зданий Санкт-Петербурга, которые стоит увидеть, хотя они и не входят в путеводители

Изначально здание строилось как дом-коммуна, поэтому на жилых этажах были предусмотрены общие кухни. Поскольку коридоры на этажах закольцованы, в какую бы сторону ты ни шел, нужную квартиру не пропустишь. И даже не один построили, а целых восемь штук. Дома – стаканы стоят в разных районах города. Тогда посчитали, что это будут такие архитектурные доминанты на районе. 15-этажные здания должны были выделяться из более низкой застройки. Кто же тогда думал, что даже 100 метровые дома не предел. Сейчас уж точно. Внутри – лифтовая шахта. Там же технические помещения. Дальше цилиндр коридоров. Ну и третий цилиндр, собственно, квартиры. Кстати, в квартирах нет ни одного прямого угла. Если читали Незнайку в Солнечном городе, то вот там такие были. Там еще те были архитекторы.

12 зданий Санкт-Петербурга, которые стоит увидеть, хотя они и не входят в путеводители

Вообще в домах 13 жилых этажей, но 2 (первый и последний) – не жилые. Всего 15 этажей. На каждом жилом этаже по 8 квартир. С учетом своеобразной внутренней архитектуры домов они изначально строились как общежития. Коридорная длинная система это как раз стиль общежития.
Первый дом, адрес: ул. Будапештская, 103.

Дом-кольцо

12 зданий Санкт-Петербурга, которые стоит увидеть, хотя они и не входят в путеводители

Это здание считается самым первым круглым домом, возведенным в Петербурге, кроме того, оно одно из самых старых в городе на Неве. И хотя я о нем отдельно рассказывала, но решила и тут упомянуть. Дом проектировал архитектор Иосиф Шарлемань. Его задачей было уместить его на совсем небольшом участке – да так, чтобы здание не слишком загораживало солнце соседним домам, в том числе основному корпусу. Дом-кольцо.

Дом эмира Бухарского

Дом эмира Бухарского. /Фото:karpovka.com

Это удивительное здание в Питере построено для последнего бухарского эмира Сейида Алим-хана. Автор проекта – Степан Кричинский.Дом эмира Бухарского.

Поскольку эмир был человеком прогрессивным (он получил образование в Николаевском кадетском корпусе Санкт-Петербурга, имел тесные взаимоотношения с русским императорским двором и даже был членом свиты Его Величества), дом он решил построить не на восточный, а на европейский манер. Здание выполнено в стиле неоклассицизма и чем-то напоминает итальянский палаццо.

Адрес: Каменноостровский просп., 44б

Дом ЦФТ

Дом ЦФТ. /Фото:magazinnoff.ru

Это мегадлинное здание с двухуровневыми квартирами тянется практически вдоль всей набережной реки Смоленки. Стиль постройки – поздний модернизм (брутализм).Дом ЦФТ.

Дом ЦФТ очень хорошо иллюстрирует всю грандиозность позднесоветской ленинградской архитектуры (Центра фирменной торговли). Проектировала его целая группа специалистов (Сохин, Соколов, Курочкин и т.д). Здание возвышается на массивном цоколе. Вдоль нижнего этажа расположены магазины (так было задумано изначально).

Адрес: Новосмоленская наб., 1

Дом из розового гранита, где жил Набоков

12 зданий Санкт-Петербурга, которые стоит увидеть, хотя они и не входят в путеводители

Здание выполнено в стиле раннего модерна, у дома много интересных украшений – например, мозаичный фриз, витражные окна, а внутри – отделка, выполненная в разных стилях. Тот вид, который помнил Набоков и которым мы можем любоваться сейчас, здание приобрело благодаря инженеру-архитектору М. Гейслеру.

Адрес: ул. Большая Морская , 47

Дом с башнями

Дом с башнями. /Фото:pensioner-spb.ru

Это невероятно красивое и оригинальное здание на Петроградской стороне спроектировал архитектор и директор цементного завода Константин Розенштейн (он и владел этим участком) в соавторстве с архитектором и художником Андреем Белогрудом.Дом с башнями.

Здание, похожее на средневековый замок, выполнено в готическом стиле, имея при этом элементы неоренессанса. На одной из башен дома можно увидеть циферблат с изображениям знаков зодиака.

Адрес: Большой проспект Петроградской стороны, 75.

Дом купца Полежаева

12 зданий Санкт-Петербурга, которые стоит увидеть, хотя они и не входят в путеводители

Как только этот дом появился в Питере (а построили его в начале прошлого века), он сразу поразил горожан своим размахом и великолепием. У здания настолько много интересных элементов, что все и не перечислить. Дом спроектирован в стиле Модерн инженером-архитектором Иваном Яковлевым. Доходный дом Полежаева.

Буддийский храм-монастырь Дацан Гунзэчойнэй

Буддийский храм в Питере. /Фото:dalekonedaleko.ru

Это здание построили в начале прошлого века. О возведении в Петербурге буддийского храма ходатайствовал императору тибетский далай-лама, его просьбу поддержал и Петр Столыпин. О нём я тоже упоминала в какой-то из тем.Буддийский храм в Питере.

Дацан Гунзэчойнэй считается самым большим и самым северным буддийским храмом в Европе. Автором проекта стал известный архитектор того времени Гавриил Барановский, а затем работу продолжил Р. Берзен. В создании этой необычной обители также принимал участие Николай Рерих (кстати, по его эскизам внутреннее помещение расписывал буддийский монах).

Адрес: Приморский просп., 91

Дом Зингера

12 зданий Санкт-Петербурга, которые стоит увидеть, хотя они и не входят в путеводители

Помпезное здание выполнено в стиле модерн. Поначалу не все петербуржцы приняли эту постройку, и некоторые считали ее слишком эпатажной, однако постепенно к ней настолько привыкли, что без дома Зингера уже сложно представить Невский проспект.



Адрес: Невский просп., 28.

Египетский дом

Египетский дом./ Фото:pantv.livejournal.com

Дом построен по проекту Михаил Сонгайло. В роли заказчика выступил адвокат Нежинский, а точнее, его супруга.Египетский дом

Дом, построенный в стиле модерн, можно считать настоящим учебников египтологии. Здесь можно увидеть и бога Ра, и богиню Хатхор, стены обильно украшены элементами с египетской символикой, причем, такие украшения можно увидеть не только на лицевом фасаде, но и на внутреннем.

Адрес: ул. Захарьевская, 23

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: