Описание картины дейнека оборона севастополя кратко

Обновлено: 05.07.2024

Панорама разрушенного Севастополя.

Фотограф Евгений Халдей. Фотохроника ТАСС, май 1944

Импульсом к созданию картины послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые Дейнека увидел в начале 1942 года.

Александр Дейнека использовал свои материалы, альбомы и рисунки по Севастополю, где пришлось много работать до войны, а также фронтовые зарисовки, созданные в феврале 1942 года в районе боевых действий под Юхновом, куда художник ездил со своим другом Георгием Нисским.

Но этого было недостаточно: мастер делал в пластилине скульптурные наброски, раз за разом, проверяя правильность ракурсов, писал обнаженную натуру, чтобы избежать неточностей.

В 1949 году произведение Дейнеки передано на хранение в Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.

А. А. Дейнека. Оборона Севастополя . 1942

Холст, масло. 200 x 400 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Историческая справка.

Оборона Севастополя продолжалась 250 дней (30 октября 1941 — 4 июля 1942). Город был оставлен советскими войсками, лишь когда возможности обороны были исчерпаны. Это случилось 9 июля 1942 года. После жестоких боев 9 мая 1944 года, ровно за год по Победы, Севастополь был полностью освобожден от захватчиков, а еще через три дня оккупанты были полностью изгнаны из Крыма.

По работам художника Александра Александровича Дейнеки можно проследить весь путь страны советского периода, начиная с революции 1917 года и заканчивая серединой 20-го века – расцветом СССР.

Но, по словам самого Александра Александровича, решающим толчком к написанию картины послужил фотоснимок разрушенного фашистами Севастополя. Он был поражен - разве это тот любимый им, веселый, яркий, солнечный город у моря? И Дейнека так увлечен написанием картины, что уже через шесть месяцев, осенью 1942 года, она представлена на выставке в Москве.

Автор задался целью не воспроизвести конкретное событие, а символично показать битву между двумя непримиримыми силами: с одной стороны неудержимую мощь, ярость, бесстрашие защитников города, с другой – черных захватчиков.

Сражение идет на набережной города, все небо закрыто дымом от полыхающего огня, вдали руины домов.

Матросы, бегущие снизу вверх на помощь остальным, сразу же вступают в схватку, преграждая путь к берегу моря.

На переднем плане картины воин, бросающий гранаты. Он ранен, но во всей его позе чувствуется решимость уничтожить ненавистного врага, ползущего на его родную землю.

Дейнека нарочито использует такой ход, как непропорциональное изображение фигур - моряк в белом выглядит крупнее и внушительнее по сравнению с хлипким фашистом, уткнувшимся в землю. Этим он говорит, что как бы ни закончился бой, перед армией, защищающей свою родину, враг всегда будет мелок и слаб.

Решение написать эту картину пришло к художнику, когда он увидел в газете снимок разрушенного Севастополя. Дейнеко писал, что очень любил этот город прежде, а теперь от него остались одни руины. Это больно ранило художника, и на следующие шесть месяцев он с головой погрузился в написание полотна.

Для произведения он выбрал не конкретный исторический эпизод, а изобразил скорее символическую битву. Все в работе построено на контрастах. Представлена набережная бывшего курортного города: море почернело от сажи, небо затянуто гарью и красными отблесками взрывов. Полуразрушенные дома, прежде белые, а теперь покрытые черной копотью, теряются за этой кровавой дымовой завесой. С воздуха атакует самолет-истребитель, а между фигур моряков виден танк.

На втором плане происходит схватка между советскими моряками в белых одеждах и черными фашистами. Двое врагов уже лежат поверженные, но среди красноармейцев нет погибших или раненых. Художник демонстрирует силу и превосходство русских моряков над немецкими солдатами.

На первом плане изображена ключевая фигура моряка. Он победил в рукопашной схватке противника, а теперь готовится бросить связку гранат, чтобы обезвредить наставленные на него фашистские штыки. Художнику удалось передать пружинистость его позы, напряжение мышц, сосредоточенное внимание на лице. Из рассеченной щеки льется кровь, но он в пылу боя даже ее не замечает.

Для большей выразительности Дейнеко использует сильные композиционные приемы. Фигуру матроса он смещает влево, чтобы усилить реалистичность происходящего – так зритель чувствует себя участником событий. При этом, в теле главного героя читается диагональ: она начинается от его левой ноги и уходит к рукам, держащим гранаты. Согласно композиционным правилам, диагональ, направленная вдаль от зрителей – это символ победы. Автор верит в торжество русской армии над фашистами и убеждает в этом всех, кто смотрит на его произведение.

Александр Александрович Дейнека замечательный художник. Автор неслучайно изобразил на картине именно Севастополь. Дейнека прожил много лет в этом городе. Он его буквально обожал. Художник с большим интересом изучал историю этого города и оттуда знал множество интересных фактов. Данная картина описывает события Великой Отечественной войны. На картине взгляду зрителя предстаёт конец обороны. Немцы уже почти вплотную подобрались в воде. Но навстречу им движется целый отряд моряков.

Нашим глазам предстаёт страшное зрелище. Русские моряки идут на верную смерть. Каждый из них одет в белую одежду. Все понимают, как всё далеко зашло. Но, несмотря на то, что позади вода, а не родной город, желание возвратить свободу не покидает воинов. Они готовы на всё, даже отдать свою жизнь. Благо и свобода своего народа важнее всего.

Мы видим, что город полностью сожжён. С правой стороны виднеются только клубы чёрного дыма, из которого как нечисть, выходят немцы. Дым от города поднимается высоко в небо, задний план заполнен чёрными и красными цветами. Насколько жутко это зрелище.

Советские матросы в белой форме олицетворяют добро. Они бьются за свободу и независимость собственного народа. Это их земля, их море – их родина, на которую бесцеремонно ворвался недруг. Все немцы одеты в чёрную форму. Это подчёркивает их падкую и грязную природу. Они хотят стать завоевателями. Взять то, что им не принадлежит. Поработить чужой народ.

Советским бойцам некуда отступать, позади вода. Но даже, если бы и было куда, отступать – это не по-русски. По-русски, стоять насмерть. По лицам советских моряков, можно заметить, что они настроены решительно. Их не пугает то, что они окружены. Не пугает тот факт, что недруг сровнял с землей их город. Теперь у советских солдат одно желание – отомстить за всё. Они без внимания такие факты не оставляют. Враг будет наказан, причём очень жестоко.

Особенно вдохновляет фигура матроса, изображенного на переднем плане. Его устремлённый взгляд. Он уничтожит каждого, кто посмеет к нему приблизиться. За ним мы можем наблюдать другого матроса, которого ранили. Он падает почти замертво, но даже в таком состоянии не выпускает оружие из рук. Погибнуть за родину – это честь, но не каждый на это способен. Этот матрос олицетворяет посвящённость и любовь к родине. Солдаты устремлены на врага. У них одна цель – истребить его, даже ценой собственной жизни. Нужно лишить жизни как можно больше фашистов, чтобы они в будущем не нанесли никому вреда.

Сочинение 2

Художник Дейнека А.А. очень любил Севастополь. Когда он увидел в газетах фотографии разрушенного города, он написал картину о его защитниках. На переднем плане картины мы видим матросов. Они сошли с кораблей и воевали, как пехотинцы. На них белая форма, тельняшки, гюйсы, на ногах тяжёлые ботинки. Для контраста фашисты изображены в своей темно-зелёной форме и сапогах.

Отступать некуда – за спиной море, а фашисты всё наступают и наступают. В ход идут последние гранаты. На переднем плане картины матрос собирается бросить в сторону фашистов связку гранат. Он для устойчивости широко расставил ноги, как на палубе родного корабля во время качки, и широко размахнулся. Сейчас будет бросок. И это на какое-то мгновение остановит немцев.

Справа от него моряки пошли в штыковую атаку на фашистов. Они тоже идут на моряков со штыками. Один из матросов замахнулся на наступающих автоматом, как дубиной. Вероятно, это последняя атака наших моряков. Они знают, что обречены на гибель – их прижали к морю, и сзади со спины полз немецкий танк. Но ему перебили гусеницу. Русские моряки не сдаются в плен, они идут в полный рост в свою последнюю атаку, в своё бессмертие.

Справа на белоснежной каменной плите лежит убитый фашист, за ним ещё один. Правильно, так им и надо. С левой стороны картины изображены ещё три матроса. Двое поднимаются со стороны моря, в руках автоматы. Обнажённый до пояса матрос так яростно бросает большую гранату, наверное, противотанковую, что развернулся корпусом. Это для того, чтобы граната пролетела дальше и попала точно в гущу фашистов.

Все фигуры чётко прорисованы, видна мимика на лицах матросов. Как-будто они живые. А у фашистов нет лиц, художник их не прорисовывал. Картина берёт за душу. И жалко матросов, и любуешься их силой, мощью, матроской удалью, гордишься их подвигом.

А на заднем плане изображён горящий Севастополь. Черно-красное зарево пожарищ полыхает до самого неба. От домов остались одни развалины. Фашисты яростно бомбили город. Самолёты практически висели над городом. Бомбили они и военные корабли. И транспорты, на которых люди пытались вырваться из города.

На переднем плане борьба света и тьмы, борьба добра со злом. Поэтому, моряки изображены в белой форме, а фашистская нечесть – в тёмной. Это повседневная форма матросов на кораблях. В ней они несут вахты, следят за порядком. Они оставили корабли, т.к. всё-равно не было топлива и боеприпасы закончились. Матросы в чём были, в том и сошли на берег.

Добро всё-равно победит, пусть не сейчас, в 1945 году. И Севастополь освободят и восстановят. Это наш город, гордость русских моряков. И он всегда будет нашим, мы его никому не отдадим.

Оборона Севастополя

Оборона Севастополя

Популярные сочинения

Сегодня хочется поговорить про одиночество. Что из себя представляет это слово? Хорошее это состояние или плохое? К чему приводит одиночество? На эту интересную тему и хочется подумать дальше.

Александр Александрович Дейнека. Оборона Севастополя

Светлый, счастливый морской город на этой картине предстает кровавым пылающим заревом. На лицах советских матросов – непоколебимая решимость отстоять город, отдав свои жизни, если понадобится. Фигура бойца с обнаженным торсом в левой части полотна расположена тоже вполоборота, перекликаясь с фигурой центрального матроса. На среднем плане советский матрос в белом и немецкий солдат в серо-зеленом сошлись в рукопашном бою. Справа холст как будто обрезан (Дейнека вообще любил такой прием), мы не видим задних нападающих, но видим их штыки, таким образом возникает эффект обезличивания, усиливая ощущение, что матросы противостоят не конкретным захватчикам, а мировому злу.

Читайте также: