Музыкальная культура башкортостана кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАШКИРСКОГО НАРОДА

Цель : Познакомить учащихся с башкирскими национальными музыкаль-ными инструментами и песнями, воспитывать любовь к национальной муз-ке.

Оборудование : Курай , плакаты с изображением музыкальных инструмен-тов.

Ход урока : Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с башкирскими нацио-нальными музыкальными инструментами, с особенностями башкирской на-родной песни. Среди национальных инструментов башкирского народа са-мый прославленный – курай. Этот музыкальный инструмент неразрывно связан с духовной культурой башкир, с их богатой историей, идущей из глубины тысячелетий. В курае отражены душа народа, его сердце, мечта, любовь, жизненная сила. Если седой Урал для башкир - символ родной зем-ли, Родины, а поэт и полководец Салават Юлаев – образец таланта и геро-изма, то песня, курай – половодье чувств, безбрежье печали. Знатоки музыки считают курай самым древним музыкальным инструментом. Самый значи-тельный и существующий издревле вид этого инструмента – растительный курай.

Ученица:
КУРАЙ!
Когда я слушаю курай,
То радость льётся через край.
Не прихотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез,
Как зашумит Уральский лес.
И зажурчит наверняка
В ней мелодичная река.
Держу курай… В родном краю
Я песни звонкие пою!
А. Игебаев.

Каким бы простым не казался курай, в нем хранятся бесконечные тайны. Его мелодия таинственна, звук величественен. Курай в народном творчестве – это волшебный образ. Звуками своего инструмента кураист спасал людей от смерти.

Уральских гор отроги высоки

Ты матерью родною стал Урал.

Здесь, где звенят живые родники,

Ты воедино семь родов собрал.

Вдоль по Уралу, гляньте, красота,

По над Уралом свет от белых юрт.

Взойду на скалы, вырежу курай,

Уральский край всем сердцем воспою.

Урал! Урал! Как не воспеть тебя,

Когда ты весь - мелодия любви.

Прекрасней рая сторона твоя,

Прекрасней пери девушки твои.

Богат зверями, птицами богат

Родной Урал, ты источаешь песни.

Я поднесу к губам своим курай –

Поет земля моя со мною вместе.

Ты мне отец, ты мне и мать Урал,

Уйду в могилу с именем твоим.

Мы в лютый бой готовы за тебя,

Мы никому тебя не отдадим!

Превыше гор Урала в мире нет

Урал, мы все живем тебя любя!

Возьму колчан и вспрыгну я в седло,

Я брошусь в бой с врагами за тебя!

Башкир всегда брал с собой курай и в бой, и на свадьбу, и на работу.

Искусство игры на курае очень ценилось. На праздниках кураиста сажали на самое почетное место. В традиционном исполнении обязательно присутствует грудной гортанный звук (узлэу), который создает ориги-нальный фон и придает напеву своеобразие. Народ помнит выдающихся кураистов Ю. Исянбаева, Г. Аргынбаева, Х. Ахметова, И. Дильмухаметова.

Карим Дияров родился в 1910 г. в деревне Басай Баймакского района в бедной крестьянской семье. С ранних лет начал играть на курае. Окончив сельскую школу, вместе с группой бедняков едет в Уфу на курсы подго-товки к поступлению в вуз. Окончив педагогический институт, посвящает свою жизнь обучению детей и музыкальному творчеству.

Учитель: Наряду с кураем мы можем назвать другой башкирский му-зыкальный инструмент – кубыз.

Ученик. Легенда о происхождении кубыза.

Однажды бедный пастух Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился на нем играть плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и танцевала под его кубыз. Как – то, Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая, Гульсум, непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз.

Учитель: У башкир кубыз, обычно, считался женским или детским инструментом. В последние годы создаются оригинальные образцы кубызов. Мастером игры на кубызе является Р. Загретдинов.

В последние годы велась работа по восстановлению музыкальных инструментов думбыра и сорнай.

Музыкальные инструменты нужны для того, чтобы аккомпанировать певцу, танцору и для музицирования. Песни всегда были спутниками жизни человека. В отличие от многих жанров фольклора песни живут в душе каждого. Грустную или веселую, в зависимости от настроения, можно петь где угодно, по крайней мере, для себя.

У башкир, наверное, нет ни одной реки, горы, озера о которых не была бы сложена песня.

Итак, сегодня мы познакомились с музыкальной культурой башкир-ского народа, в том числе с именами известных кураистов, с особенностями башкирской народной песни и музыкальных инструментов. Хотелось бы в дальнейшем узнать о музыкальных инструментах татарского и чувашского народов. Узнайте о жителях нашего села, владеющих этими инструментами. Думаю, что об этом мы поговорим на следующем уроке.

Цель : Показать значимость народных исполнителей в сохранении и передачи музыкальной культуры башкирского народа на примере творчества И. Диль-мухаметова.

1. Воспитывать у детей интерес и любовь к истории и музыкальной культуре башкирского народа.

2. Расширить знания учеников о творчестве И. Дильмухаметова. Научить слушать и исполнять народные песни.

3. Развивать вокально – хоровые и исполнительские навыки детей.

Наглядность:

Музыкальный материал:

- Ребята, какая прекрасная музыка встретила нас. Она знакома вам? О чем рассказала? (Анализ музыки).

- Мы с вами знаем слова этой песни, которые написал замечательный башкирский поэт Р.Гарипов. Я предлагаю исполнить её.

- Вспомните, как называется тема полугодия? О чем говорили мы на прошлых уроках? Что нового вы узнали? На наших уроках мы знакомимся с народными песнями и их легендами, которые рассказывают о прошлом, об истории башкирского народа. Все это песни сочинил народ, а как же они сохранились до наших времен?

Художник своей картиной подтверждает наши мысли о том, что все песни и легенды передавались из уст в уста, из поколения в поколения. Стар-шие в роду собирали вокруг себя молодых и пели им народные песни, испол-няли мелодии на курае, думбыре, а так же рассказывали легенды песен и истории из жизни народа.

- Ребята, как вы думаете, много ли было таких народных певцов – исполнителей? Действительно, их было немного. Ведь не каждый сможет красиво спеть, виртуозно сыграть на курае, рассказать истории и легенды так, чтобы каждый, затаив дыхание, слушал, запоминал и в будущем передал все своим потомкам. Вот с одним из таких людей я хотела бы познакомить вас на сегодняшнем уроке.

(На доске появляется портрет И. Дильмухаметова).

- Ишмулла Дильмухаметов…Знакомо ли вам это имя? Что можете рас-сказать о нем?

- Жизнь Ишмуллы Ишкалеевича была недолгой, но яркой. (Рассказ учителя об И. Дильмухаметове, в конце - просмотр видеофильма).

Его заслуги и в том, что он возродил неповторимый, уникальный при-ем двухголосного горлового пения – узляу, возвысил статус курая – из бы-тового музыкального инструмента он превратил его в профессиональный, расширил его возможности: раньше голос курая звучал одиноко, И. Диль-мухаметов соединил его с пением.

- Послушайте кубаир в исполнении автора. Какими словами Р. Султан-гареева воспевает и прославляет И. Дильмухаметова?

- В своем кубаире Р. Султангареева не только прославляет И. Диль-мухаметова, но и говорит о том, что преждевременная кончина этого вели-кого человека стала большой утратой для всего башкирского народа. Осенью 1984 года жизнь И. Дильмухаметова трагически оборвалась.

- Творец погиб, но душа его жива и жива в памяти народа его Музыка!

- Наш сегодняшний урок я хотела бы завершить стихами Газима Шафикова:

Ишмулла! Кудесник! Бог курая!

Был в народе попросту – Дильми.

Душу разрывал ты нам, играя,

Согревал и чувства, и умы…

Будет дух твой, нежный и суровый,

Прорастать кураем до конца,

Чтоб лилась живительною кровью

Песнь твоя в печальные сердца!

Человека и общество определяет и характеризует прежде всего его культура. Культура человека есть отражение его внутреннего мира – духовности, нравственности, сознания, кругозора, цивилизованности, обра-зованности, духовной и душевной утонченности и творческой активности. Отсюда следует, что многочисленные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а, следовательно, разру-шительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблем культуры, являются следствием общего кризиса культуры. Поэтому, в деле образования и воспитания подрастающего поколения вопросы культуры должны стоять на первом месте.

Цель массового музыкального воспитания и образования учащихся, сформулированная еще в начале 70-х годов Д.Б.Кабалевским, - форми-рование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры , сегодня, в сложных и противоречивых условиях развития совре-менного общества, является не менее актуальной.

Важнейшей задачей музыкального образования в современной школе является формирование нравственно – эстетических качеств личности юного гражданина и патриота России и Башкортостана.

В своей работе я опираюсь на основополагающие принципы школь-ной музыкальной педагогики, использую материал с учетом национальных традиций, интересов учащихся, школы.

В нашей школе первый урок музыки в 1 классе всегда начинается с песни, песней заканчивается последний урок музыки в 8 классе.

На урок музыки первоклассники приходят робкими и неуверенными. Спрашиваю, какие песни ребята знают, какие любят? Прошу их спеть те пе-сенки, которые разучивали в детском саду. Пою вместе с ними. Музыкальная программа детского сада мне знакома, потому что 14 лет проработала музы-кальным воспитателем. Ребята постепенно осваиваются, чувствуют себя сво-боднее, охотно поют знакомые песни.

Стараюсь, чтобы первый урок оставил у детей ощущение радости, праздника, тогда они будут с нетерпением ждать следующего урока, а значит – и новой встречи с песней, музыкой.

Но и в слушании музыки необходимо учитывать возрастные осо-бенности детей, их общее развитие. Иначе, вместо пользы можно нанести вред ребенку.

Наряду с пением и слушанием музыки на уроках музыки с ребятами мы играем на детских музыкальных инструментах. Они позволяют учащимся в упражнениях для восприятия, воспроизводят сложный ритмический рису-нок песни, а иногда просто играем плясовые мелодии.

Что же должны сделать мы – учителя музыки, чтобы изменить отно-шение к урокам музыки как к предмету второстепенному? Это, прежде все-го, строить уроки так, чтобы они были содержательными по материалу, ув-лекательными по форме. Разбуженный интерес становится надежной гаран-тией того, что у детей будет воспитана и любовь к музыке, и тонкий музы-кальный вкус. Добиться этого сегодня у учителя музыки есть все возмож-ности.

Образ войны в творчестве первых профессиональных композиторов Башкортостана

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным искусством военного периода, с произведениями композиторов Башкортостана.

Задачи урока:

Формировать уважение к истории родной земли, к тем, кто защищал её свободу и независимость.

Развивать чувство патриотизма, гордости за достижения национальной культуры.

Способствовать воспитанию у учащихся культуры слушания.

Музыка: Программа для 5-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – Уфа: БИРО, 2006. Авторы-составители: Н. Г. Ямалет-динова, Р.Х.Хусаинова.

Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, на доске написана тема урока и эпиграф. В ходе урока использован наглядный материал, представленный в виде иллюстрированной презентации (портреты первых башкирских композиторов, репродукции картин).

Музыкальный материал:

Видеопособие по музыке и культуре Башкортостана (DVD) «Композиторы Башкортостана. Выпуск № I (Рауф Муртазин, Хусаин Ахметов). Составители: Хусаинова Р. Х. и Ямалетдинова Н. Г.

"Шаймуратов генерал" муз. Загира Исмагилова, сл. Кадыра Даяна.

Симфония № 7 Р. Муртазина

1. Организационный момент.

– Ребята, в этом году вся наша страна, весь мир будут отмечать великий праздник. Как называется этот праздник? (Ответы детей)
– Когда началась Великая Отечественная война? Когда закончилась? (Ответы детей ).

II. Основная часть. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя (введение в тему урока).

– Нас сегодня встретила знакомая для всех песня, и, без сомненья, вы узнали её. (Ответы детей.)

– А в каком исполнении она звучала? Назовите, пожалуйста, имя певца (ответы детей)

– Она прозвучала в исполнении Льва Лещенко, народного артиста России.

– Что вы почувствовали, слушая эту музыку? (Ответы детей.)

– Ребята, что значит для вас 9 мая? (Ответы детей)

– День 9 мая вошел незабываемой страницей в историю человечества . В этот день мы вспоминаем всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Прошло уже 65 лет, но со-бытия военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях ветеранов, запечатлены на страницах книг, в музыке, в живописи. Память о трагичес-ких днях передается из поколения в поколение, и мы должны её сохранить.

– В этот день преображается и наш город Салават. И не только от блеска и звона многочисленных орденов и медалей на груди ветеранов, но и от удивительной доброй ауры, улыбок и праздничного настроения. Как же их мало осталось участников Великой Отечественной войны!

«Прощаемся с ними всё чаще.

Всё меньше для тех, кто в живых,

Чеканят медалей звенящих

– Победа над фашисткой Германией была достигнута усилиями всех народов Советского Союза. Свой достойный вклад в Великую Победу внёс и многонациональный народ Башкортостана. Более трехсот тысяч воинов или каждый второй призванный из Башкортостана пал смертью храбрых, защищая нашу Родину.

Не остались в стороне от общего дела защиты Родины и наши земляки. Отважно и упорно сражались наши земляки на фронтах Великой Отечественной, не щадя своих жизней.

- Запишите тему урока и эпиграф (работа в тетрадях).

– Как уже вы догадались, сегодня мы поговорим о музыкальном искусстве военного периода, познакомимся с произведениями композиторов Башкортостана.

2. Слово учителя о песнях военных лет.

– Много новых песен, проникнутых глубоким патриотизмом, написали в период войны композиторы Башкирии.
– Каких композиторов Башкортостана вы знаете? Взгляните на их портреты и вспомните их имена:

Раиф Лутфуллович Габитов (1913-1943)

Рауф Ахметович Муртазин (1910-1994)

Тагир Шакирович Каримов (1912-1978)

Фарид Загидуллович Яруллин (1914-1943)

Халик Шакирович Заимов (1914-1977)

Хусаин Файзуллович Ахметов (1914-1993)

Хабибулла Калимуллович Ибрагимов (1894-1959)

Загир Гарипович Исмагилов (1917-2003)

(Видеоряд: мультимедийная презентация " Первые профессиональные композиторы Башкортостана)

3. Вступительное слово учителя о Т. Каримове

– А теперь, ребята, прозвучит ещё одна песня в классе, но уже в вашем исполнении.
– Споём песню о наших батырах

– Текст песни разложен на ваших столах, прочтите его, пожалуйста, про себя.
– Все готовы. Постарайтесь передать в исполнении песни чувства, заложенные композитором Закиром Исмагиловым. (Исполнение.)
– Спасибо, ребята! Песня прозвучала очень хорошо.

5. Слово учителя о Р.А. Муртазине

– В год 65-летия Великой Победы нельзя не вспомнить ещё об одном участнике Великой Отечественной войны — талантливом музыканте, композиторе, основоположнике башкирской профессиональной симфонической музыки Рауфе Ахметовиче Муртазине (портрет Р. Муртазина)
– Произведение, фрагмент которого мы сейчас с вами прослушаем, было, первым в этом жанре, не только в творчестве выдающегося композитора Рауфа Ахметовича Муртазина, но и во все инструментальной музыке Башкирии.
– Постарайтесь определить жанр этого произведения и вслушайтесь в музыку.

6. Слово учителя о Х.Ф. Ахметове

(Просмотр фрагмента учебного фильма о творчестве Х. Ахметова – Видеопособие по музыке и культуре Башкортостана (DVD) « Композиторы Башкортостана. Выпуск № I Составители: Хусаинова Р. Х. и Ямалетдинова Н. Г.)

III. Заключение

– Вот на этой ноте и хотелось бы завершить наш урок, посвященный Дню Победы. Это часть нашей истории, нашей культуры. Мы упомянули только о небольшой части огромного пласта музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны. Но и на этом небольшом примере мы видим огромное значение музыки в деле патриотического воспитания, поддержания морального духа и веры в победу бойцов нашей армии и гражданского населения страны.
Сегодня на уроке звучала музыка первых профессиональных композиторов Башкортостана.
– С какими композиторами мы сегодня познакомились?
– Какие произведения мы прослушали сегодня на уроке?
– Давайте вспомним, к каким жанрам обращались башкирские композиторы в своём творчестве?
– О чём нам рассказали композиторы в своих произведениях? Назовите эти произведения.
– Музыка башкирских композиторов прозвучала очень правдиво! Мы продолжим разговор о композиторах, жизненный путь которых мы прослеживаем постоянно на наших уроках.

Важнейшие события культуры на первой стадии связаны, прежде всего, с системой музыкального образования.

Другой областью творчества композиторов первой генерации стали театральные постановки в традициях фольклорных синтетических действ: народные комедии, пьесы первых национальных драматургов (С. Мифтахова, Г. Ахметшина, М. Гафури, Б. Бикбая и т.д.). Результатом интенсивного развития музыкальной культуры предвоенных лет явилась организация в 1940 году башкирского Союза композиторов, первым председателем которого стал М. Валеев.

Рубеж 40-50-х годов знаменовал собой переход ко второй стадии — профессиональному композиторскому творчеству, связанному с началом деятельности молодых музыкантов, выпускников Московской консерватории: Х. Ахметова, З. Исмагилова, Р. Муртазина, Н. Сабитова, Х. Заимова и некоторых других. Первым башкирским композитором, последовательно работавшим в жанре симфонии, был Р. Муртазин. А в первых рядах выдающихся деятелей культуры республики — народный артист СССР, лауреат государственной премии Российской Федерации имени Глинки, лауреат государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, башкирский композитор, педагог, общественный деятель Загир Гарипович Исмагилов, внесший неоценимый вклад в развитие и процветание башкирской национальной культуры.

Важную роль в дальнейшем росте музыкальной культуры Башкортостана сыграло открытие Уфимского государственного института искусств. Выпускники УГИИ и других музыкальных вузов страны составили новое поколение башкирских композиторов, активно участвующих в музыкально-общественной жизни, в создании произведений различных жанров. Успешно совмещают творческую и педагогическую деятельность композиторы Лейла Исмагилова, Ильдар Хисамутдинов, Азамат Хасаншин, Валерий Скобелкин, Салават и Айсылу Сальмановы, Рашит Зиганов, Игорь Бурдуков, Азамат Азнагулов, Раит Гайсин, Ринат Хафизов.

С 2005 по 2009 год председателем Союза был Салават Низамутдинов. Под его руководством часто проводились юбилеи, фестивали, концерты молодых композиторов. В октябре 2009 года был избран новый председатель – им стал Айрат Гайсин.

Активизацией культурно-музыкальной жизни республики отмечен рубеж второго-третьего тысячелетий. Возникают новые художественные коллективы: Национальный оркестр башкирских народных инструментов, Симфоджаз-оркестр при Башкирской государственной филармонии, открываются новые концертные залы.

Свидетельством роста музыкальной культуры и профессионализма композиторов и музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на международных конкурсах.

Профессиональное музыкальное искусство Башкортостана, опирающееся на богатое народное музыкальное творчество, формируется в 1-й половине. XX в. До Октябрьской революции у башкир в основном развивалось устное музыкально-поэтическое творчество. Сложились оригинальные формы и жанры музицирования, в которых присутствовали черты своеобразного профессионализма, проявлявшиеся в творчестве певцов (йырау), кураистов (курайсы), сказителей-поэтов (сэсэны), чье мастерство представляло собой народную музыкально-поэтическую классику. Присоединение Башкирии к Русскому государству, основание военных крепостей и городов, активный приток населения из центральной России обусловили появление новых форм музыкального быта, в недрах которого зародилась профессиональная музыка. Местные дореволюциооные газеты содержали материалы о музыкальной и концертной жизни Башкиртостана, в т.ч. об оркестрах в имениях дворян и помещиков. Положительное влияние на развитие музыкальной жизни края в конце XVIII в. оказали ссыльные польские конфедераты. Они организовали оркестр, ввели в быт местного общества вечера с музыкой и танцами, ставили музыкальные спектакли. Многие из ссыльных давали уроки музыки и пения. Среди них был талантливый музыкант, пианист и дирижер А.К.Новицкий - учитель знаменитой русской пианистки В.В.Тимановой. С Уфой связаны детство и юность русского композитора А.Н.Верстовского, его первые композиторские и исполнительские шаги. События русской истории - Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г. - способствовали демократизации культуры и искусства не только в центральной России, но и на ее национальных окраинах, в т.ч. и в Башкиртостане. Так, башкирские воины - участники битв с наполеоновской армией, вернувшись на родину, привнесли в национальный быт сведения о русской и европейской музыке, о хоровом пении, военных оркестрах. В 1-й половине XIX в. в орбиту интересов передовых русских музыкантов входит башкирская народная музыка. Начало этому было положено русским композитором А.А.Алябьевым, отбывавшим ссылку в Оренбурге в 1833-34. Он записывает башкирские и татарские народные напевы, создает на основе двух башкирской и одной "киргизской" мелодии вокальный цикл "Азиатские песни", а на башкирскую мелодию, сообщенную ему В.А.Верстовским, пишет "Башкирскую увертюру" для симфонического оркестра. В 1862 в Лейпциге был опубликован струнный квартет К.Б.Шуберта, русская виолончелиста, концертировавшего в 1850-е гг. в городах Поволжья. Шуберт предпослал квартету заголовок "Мое путешествие в киргизские степи" и использовал русские, татарские, бухарскую, башкирские мелодии. Финал квартета построен на варьировании известной башкирской мелодии "Перовский".

В конце 2-й половины XIX в. музыкальная жизнь Башкиртостана заметно оживляется. Проводятся вечера и концерты гастролирующих артистов и местных музыкантов, крепнет традиция домашнего музицирования. Вечера квартетной музыки проводил скрипач Д.Н.Севастьянов, который с 1870 жил в Уфе, давал уроки игры на скрипке, выступал в концертах. Разносторонне образованный и талантливый историк, этнограф Р.Г.Игнатьев был дирижером уфимского военного оркестра, хормейстером, записывал и обрабатывал башкирские народные песни, занимался композиторским творчеством. Активную музыкальную-просветительскую работу проводили любительские музыкальные общества и кружки национальной литературыры и искусства. В 1888 г. состоялся платный вечер в пользу уфимки Е.Я.Барсовой, впоследствии Цветковой, которая, окончив Московскую консерваторию, стала артисткой Московской частной оперы, партнершей великого русского оперного артиста Ф.И.Шаляпина. К числу примечательных музыкальных событий относится дебют Шаляпина в 1890 в Уфе. В музыкальные торжества вылились юбилеи великого русского пианиста и композитора А.Г.Рубинштейна и писателя С.Т.Аксакова.

Собиранием и изучением башкирских и татарских народных песен занимались Игнатьев, А.Н.Оводов, Г.Х.Еникеев и др. Качественно новым этапом в собирании и систематизации башкирской народной музыки в дореволюционный период стали книги С.Г.Рыбакова "Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" (СПб., 1897), сборник М.И.Султанова "Башкирские и татарские мотивы" (Саратов, 1916). В 1901 изд-во Т.Беляева опубликовало в Лейпциге сборник обработок народных песен "Мусульманские песни" (в т.ч. около 50 башкирских), осуществленных А.Т.Гречаниновым. Одним из национально-просветительских очагов было медресе "Галия" в г. Уфе. В числе предметов, изучавшихся в медресе, была музыка. Под руководством преподавателя В.Клеменца - бывшего профессора Варшавской консерватории - из числа учащихсяся медресе были созданы хор и оркестр, участвовавшие в литературно-музыкальных вечерах.

Начиная с 20-х гг. XX в. музыкальная культура Башкортостана вступает в новую стадию развития: активно развивается профессиональная музыка и художественная самодеятельность, формируется сеть музыкальных учебных заведений. Силами профессиональных музыкантов и художественной самодеятельности проводятся многочисленные концерты и музыкально-театральные вечера. Башкирский передвижной театр, наряду с показом спектаклей, дает концерты агитационно-художественного плана. В музыкальном оформлении спектаклей Башкирского академического театра драмы участвовали башкирские композиторы Х.К.Ибрагимов, М.М.Валеев, кураисты Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов. Становление исполнительного искусства в Башкортостане связано с деятельностью выдающихся башкирских музыкантов - певца Г.С.Альмухаметова и кураиста Исянбаева, с успехом гастролировавших в России и за рубежом. На научную государственную основу ставится собирание и изучение народного, в т.ч. и музыкально-поэтического творчества. При Обществе по изучению быта, истории и культуры Башкиртостана создается искусствоведческая секция, в которую входили И.В.Салтыков, Альмухаметов, С.Х.Габяши, А.С.Ключарев. Они внесли большой вклад в изучение башкирского музыкального фольклора, в развитие жанров профессиональной музыки 20-х гг.

В первые десятилетия Советской власти был заложен фундамент музыкально-общественной жизни в республике. В Уфе открываются государственная музыкальная школа (1920), музыкальное училище (ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922); башкирские студии при Московской государственной консерватории и Ленинградское хореографиеское училище (1932), готовившие артистичиские и композиторские кадры для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Башкирский оперный театр (с 1941 Баш. гос. театр оперы и балета (ТОБ)), в 1939 - Башкирская государственная филармония (с музыкальном лекторием). Большим шагом в дальнейшем развитии башкирской профессиональной музыки стало объединение башкирских композиторов и музыковедов в творческий союз в 1940. В 1930-е гг. наряду с массовой песней осваиваются различные жанры вокальной, инструментальной, хоровой и симфоннической музыки. В создании произведений для национального музыкального театра принял участие московский композитор А.А.Эйхенвальд, написавший в содружестве с башкирским драматургом М.Бурангуловым оперы "Мэргэн" (1937) и "Ашкадар" (1940). В 1939 башкирский композитор Валеев завершает работу над первой национальной оперой "Хакмар" по либретто С.Мифтахова.

Огромный вклад в музыкальную культуру внесли мастера советского искусства, жившие в Уфе в годы Великой Отечественной войны. Композиторы А.Э.Спадавеккиа, Н.И.Пейко, Н.К.Чем6ерджи, Эйхенвальд, Л.Б.Степанов, Ф.Е.Козицкий приняли активное участие в создании репертуара для ТОБ. Были поставлены оперы "Карлугас" Чемберджи, "Акбузат" Х.Ш.Заимова и Спадавеккиа, "За Родину" Ибрагимова и Козицкого, "Айхылу" Валеева и Пейко, "Мэргэн" и "Ашкадар" Эйхенвальда, балет "Журавлиная песнь" Степанова. Широко велась концертно-просветительская деятельность силами артистов ТОБ и филармонии, музыкантами Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Событием в музыкальной жизни республики и страны стало исполнение в Уфе 1-й части "Ленинградской симфонии" Д.Д.Шостаковича в переложении для духового оркестра под руководством И.В.Петрова и приезд автора в Уфу в 1942. Композиторами была создана серия песен-листовок для воинов-фронтовиков, а также подготовлен сборник "Башкирские композиторы - Красной Армии", куда вошли 44 песни. С началом войны учившиеся в башкирской студии при Московской консерватории Р.А.Габитов, Р.А.Муртазин, Займов, Ш.З.Кульборисов, Ш.Ш.Ибрагимов, Х.Ф.Ахметов, а также уфимцы М.З.Баширов, Л.П.Атанова, К.Ю.Рахимов вступили в ряды Красной Армии. На полях сражений погиб Габитов, был тяжело ранен на подступах к Москве Муртазин.

В начале 50-х гг., наряду с созданием песен и романсов, композиторы уделяют особое внимание развитию хоровой, симфонической и камерно-инструментальной музыки. В концертах хора Башкирской государственной филармонии звучат "Поэма об Урале" Габитова, кантаты "Башкортостан" и "На просторах полей" Заимова, хоровая сюита "Нефтяники Башкирии" З.Г.Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина, Ахметова, воспевающие труд, дружбу народов, призывающие к борьбе за мир. Симфоническая музыка представлена сочинениями "Лирическая сюита" Ахметова, "Героическая поэма" Н.Г.Сабитова, "Увертюра на две башкирские темы" Исмагилова, "Праздничная симфониэтта" Муртазина, "Элегия" и "Танцевальная сюита" Валеева. Большим художественным событием этих лет были постановка балетов "Горная быль" Ключарева, "Горный орел" Сабитова и Ахметова, премьера оперы "Салават Юлаев" Исмагилова. Своеобразным итогом развития культуры в послевоенные десятилетие явилась Декада башкирской литиратуры и искусства в Москве в 1955, где достижения башкирского музыкального искусства получили высокую оценку.

Следующее десятилетие отмечено широким развитием башкирской музыкальной культуры. На ежегодных пленумах СК, в концертах и на оперной сцене показываются новые разножанровые сочинения, свидетельствующие о творческом росте башкирских композиторов. Идут премьеры оперы "Шаура" и музыкальной комедии "Кодаса" Исмагилова, балетов "Гульназира" и "Люблю тебя, жизнь" Сабитова, музыкальной комедии "Когда приходит любовь" Кульборисова. Выдающимся музыкальным явлением стала премьера балета "Черноликие" Заимова и А.Г.Чугаева в 1965. Активизации музыкальной жизни Башкортостана 60-х гг. способствовало выездное заседание Секретариата СК РСФСР во главе с Шостаковичем в Уфе (1964), к работе которого был приурочен показ творчества композиторов республики.

Важную роль в дальнейшем росте музыкальной культуры Башкортостана сыграло открытие Уфимского государственного института искусств (1968, УГИИ) на базе организованного в 1961 Уфимского филиала Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных и создание Башкирской государственной хоровой капеллы Минестерства культуры БАССР (1970). Выпускники УГИИ и других музыкальных вузов страны составили новое поколение башкирских композиторов, активно участвующих в музыкально-общественной жизни, в создании произведений различных жанров. В феврале 1976 в Уфе проходил пленум СК Башкортостана, посвященный творчеству молодых композиторов и музыковедов республики. В концертах пленума прозвучали песни, романсы и хоровые сочинения Р.М.Хасанова, Р.Х.Газизова, М.Х.Ахметова, Д.Д.Хасаншина, А.Х.Габдрахманова, Е.Н.Земцова, фортепианная соната Л.З.Исмагиловой, "Детская сюита для струнного квартета" С.Г.Шагиахметовой, струнные квартеты Исмагиловой и Земцова. С большим успехом прошла премьера балета "Маугли" М.Ахметова. Творческим отчетом перед широкой общественностью стали 2-я республиканская конференция творческой молодежи Башкортостана (1977), 4-й съезд композиторов РСФСР (1979, Москва), 7-й пленум СК БАССР (1980), где башкирское музыкальное искусствово было представлено от произведений композиторов старшего поколения, зачинателей башкирской профессиональной культуры, до новых сочинений композиторской молодежи. В 1970-90-е гг. в числе крупных сочинений для музыккального театра, поставленных в ТОБ, - оперы "Волны Агидели" и "Послы Урала" Исмагалова, балеты "Страна Айгуль" Сабитова, "Легенда о курае" Хасанова, "В ночь лунного затмения" М.Ахметова, оперы "Черные воды", "В ночь лунного затмения" С.А.Низамутдинова, "Акмулла" Исмагилова. Различные жанры симфонической музыки представлены в творчестве Исмагиловой, М.Ахметова, Р.Р.Зиганова, Р.Г.Касимова, Газизова, Хасаншина, А.Р.Сальмановой, Ф.М.Гафурова и др. За поcледние десятилетия заметно расширилась тематика вокальной и хоровой музыки, более разнообразными стали средства и приемы композиторского письма. В области музыки для детей появились новые яркие песни, хоры, пьесы для различных инструментов и инструментальные ансамбли. Написаны балеты и оперы для детей Сабитовым, Газизовым, Габдрахмановым, Н.А.Даутовым и др.

Взаимному культурному обогащению и укреплению творческих связей способствуют различные праздники, декады, недели и дни литературы и искусства, музыкальные конкурсы и фестивали, проходящие в Башкортостане и других регионах России и зарубежья. Традиционным стало проведение фестивалей музыки композиторов Урала и Поволжья (Уфа - 1983, 1989, 1995). Установлены творческие контакты башкирских музыкантов с композиторами и музыковедами Германии (округ Галле) в форме многочисленных взаимных концертов, совместно проводимых фестивалей. Свидетельством роста музыкальной культуры и профессионализма композиторов и музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на междунар. конкурсах. Концертную деятельностьсть ведут творческие коллективы республики - Национальный симфонический оркестр, камерный ансамбль "Солисты Башкортостана", симфонический оркестр ТОБ. Значительных успехов достигли башкирские музыканты в развитии разл. жанров популярной музыки. В области музыковедения и музыкальной фольклористики музыковеды активно разрабатывают актуальные проблемы профессиональной музыки и музыкального фольклора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждая древняя музыкальная культура имеет свои истоки в древних обрядах. Башкирская народная музыка не стала исключением. Пением сопровождались языческие и мистические таинства, праздники и торжественные события, бытовые и повседневные обряды, такие как охота, заготовка урожая и многое другое, в том числе военные походы. В этом история башкирской музыкальной культуры мало чем отличается от истории любого другого народа. Другое дело в том, что башкирские музыкальные инструменты, как и национальные техники голосового исполнения довольно уникальны и самобытны.

Аниськина Галина Евгеньевна, учитель музыки,

Цель: Получить знания о музыкальной культуре коренного населения Южного Урала башкирского народа. Задачи: 1. Собрать информацию по заданной теме, изучить и систематизировать. 2. Узнать где и когда берет свое начало башкирская музыка. 3. Познакомиться с башкирскими народными музыкальными инструментами. 4. Получить информацию о современных исполнителях башкирских песен

Получить знания о музыкальной культуре коренного населения Южного

Урала башкирского народа.

1. Собрать информацию по заданной теме, изучить и систематизировать.

2. Узнать где и когда берет свое начало башкирская музыка.

3. Познакомиться с башкирскими народными музыкальными инструментами.

4. Получить информацию о современных исполнителях башкирских песен

Башкирские народные музыкальные инструменты Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают особенности, темперамент и менталитет башкир. Любой внимательный и думающий слушатель за прослушиванием народной музыки будто раскрывает для себя душу народа со всеми самыми сокровенными и глубинными секретами. Разнообразие, богатое звучание, необычный узор мелодии - все это создают башкирские музыкальные инструменты.

Башкирские народные музыкальные инструменты

Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают особенности, темперамент и менталитет башкир.

Любой внимательный и думающий слушатель за прослушиванием народной музыки будто раскрывает для себя душу народа со всеми самыми сокровенными и глубинными секретами. Разнообразие, богатое звучание, необычный узор мелодии - все это создают башкирские музыкальные инструменты.

Кубыз Один из наиболее древних башкирских музыкальных инструментов – кубыз. Несмотря на свою продолжительную историю, инструмент остается весьма популярным и в наши дни. Кубыз по внешнему виду и по звучанию очень напоминает варган. Он также относится к язычково-щипковым типам инструментов. Это значит, что звук создается при помощи металлического язычка, который заставляет вибрировать исполнитель.

Один из наиболее древних башкирских музыкальных инструментов – кубыз. Несмотря на свою продолжительную историю, инструмент остается весьма популярным и в наши дни. Кубыз по внешнему виду и по звучанию очень напоминает варган. Он также относится к язычково-щипковым типам инструментов. Это значит, что звук создается при помощи металлического язычка, который заставляет вибрировать исполнитель.

Курай Когда я слушаю курай, То радость льётся через край, Неприхотлив и невелик Курая песенный родник. Тростинку срежу я в лесу, Домой с собою унесу, И только дуну в свежий срез, Как зашумит Уральский лес, И зажурчит наверняка В ней мелодичная река. А. Игебаев

Когда я слушаю курай,

То радость льётся через край,

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу,

И только дуну в свежий срез,

Как зашумит Уральский лес,

И зажурчит наверняка

В ней мелодичная река.

Не менее древний и именитый башкирский музыкальный инструмент курай. Исследователи склонны заявлять, что своей историей этот духовой инструмент уходит в глубины каменного века. Неудивительно, что башкиры так им гордятся. Изображение курая украшает герб республики, а его звучание можно расслышать даже в национальном гимне Башкирии. Курай - дальний и древний родственник флейты. Он издревле изготавливался из стебля растения тростникового типа, который произрастает именно на Урале. Поэтому, несмотря на то, что подобных духовых инструментов существует немало в разных культурах, курай имеет свой особенный голос, легко отличимый от прочих. Наилучшим образом курай звучит на открытом пространстве – его звук приобретает особую глубину и его слышно на очень большие расстояния. Именно поэтому инструмент во все времена был популярен у башкирского народа, жившего скотоводством и охотой. Курай и сегодня самый частый гость на любых национальных праздниках. На нем можно играть как сольно, так и в составе ансамбля.

Не менее древний и именитый башкирский музыкальный инструмент курай. Исследователи склонны заявлять, что своей историей этот духовой инструмент уходит в глубины каменного века. Неудивительно, что башкиры так им гордятся. Изображение курая украшает герб республики, а его звучание можно расслышать даже в национальном гимне Башкирии.

Курай - дальний и древний родственник флейты. Он издревле изготавливался из стебля растения тростникового типа, который произрастает именно на Урале. Поэтому, несмотря на то, что подобных духовых инструментов существует немало в разных культурах, курай имеет свой особенный голос, легко отличимый от прочих.

Наилучшим образом курай звучит на открытом пространстве – его звук приобретает особую глубину и его слышно на очень большие расстояния. Именно поэтому инструмент во все времена был популярен у башкирского народа, жившего скотоводством и охотой. Курай и сегодня самый частый гость на любых национальных праздниках. На нем можно играть как сольно, так и в составе ансамбля.

Думбыра Подобные инструменты широко распространены среди народов, имеющих тюркские корни: у казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Больше всего думбыра напоминает казахскую домбру, но в отличие от упомянутой, имеет меньшее количество струн – всего три, а также обладает укороченным грифом.

Подобные инструменты широко распространены среди народов, имеющих тюркские корни: у казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Больше всего думбыра напоминает казахскую домбру, но в отличие от упомянутой, имеет меньшее количество струн – всего три, а также обладает укороченным грифом.

Думбыра сыграла свою важную историческую роль в судьбе многих поколений башкир, поэтому может по праву считаться музыкальным инструментом башкирского народа. Дело в том, что более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах думбыры, рассказывали притчи, пели песни. в XVIII веке они подверглись жестоким гонениям со стороны императорской власти за пропаганду идей освобождения и независимости башкирского народа. Вместе с сэсэнами ушла в историю и национальная думбыра. Сейчас этот инструмент сложно найти в обиходе. В начале XX века ей на смену пришла мандолина серийного производства. Отрадно, что благодаря изысканиям и стараниям музыкантов и мастеров старшего поколения думбыра сегодня переживает второе рождение. Опираясь на письменные источники древних мастеров, эти энтузиасты воссоздают прежний облик национального инструмента и продолжают его популяризировать.

Думбыра сыграла свою важную историческую роль в судьбе многих поколений башкир, поэтому может по праву считаться музыкальным инструментом башкирского народа. Дело в том, что более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах думбыры, рассказывали притчи, пели песни.

в XVIII веке они подверглись жестоким гонениям со стороны императорской власти за пропаганду идей освобождения и независимости башкирского народа. Вместе с сэсэнами ушла в историю и национальная думбыра. Сейчас этот инструмент сложно найти в обиходе. В начале XX века ей на смену пришла мандолина серийного производства.

Отрадно, что благодаря изысканиям и стараниям музыкантов и мастеров старшего поколения думбыра сегодня переживает второе рождение. Опираясь на письменные источники древних мастеров, эти энтузиасты воссоздают прежний облик национального инструмента и продолжают его популяризировать.

Зурна Это духовой инструмент, во многом схожий с дудуком или балабаном. Зурна широко распространена не только в Башкирии, но еще на Кавказе, Ближнем Востоке и на Балканах. Однако везде у инструмента есть своя специфика и свои секреты изготовления. В Башкирии его принято называть сорнай. Сорнай традиционно изготавливается из рогов животных, преимущественно рогатого скота, поэтому имеет относительно небольшую длину – не более 400 мм. Встречается зурна мундштучного и язычкового типа. Отличаются они наличием пищика и количеством отверстий. Известно, что зурна мундштучного типа повсеместно использовалась не только для музицирования, но и для подачи сигналов во время охоты и войн. Язычковый же аналог был особенно любим мирными жителями - пастухами и скотоводами.

Это духовой инструмент, во многом схожий с дудуком или балабаном. Зурна широко распространена не только в Башкирии, но еще на Кавказе, Ближнем Востоке и на Балканах. Однако везде у инструмента есть своя специфика и свои секреты изготовления. В Башкирии его принято называть сорнай.

Сорнай традиционно изготавливается из рогов животных, преимущественно рогатого скота, поэтому имеет относительно небольшую длину – не более 400 мм. Встречается зурна мундштучного и язычкового типа. Отличаются они наличием пищика и количеством отверстий. Известно, что зурна мундштучного типа повсеместно использовалась не только для музицирования, но и для подачи сигналов во время охоты и войн. Язычковый же аналог был особенно любим мирными жителями - пастухами и скотоводами.

Дунгур Дунгур или донгор – инструмент ударный. Хотя считается, что в башкирской музыке ритмичные и ударные звуки чаще всего отходили на второй план, уступая первенство мелодичности. Однако для задавания ритма чаще всего использовали именно дунгур. Он изготавливался из древесных обрезков, согнутых в кольцо и обтянутых кожей. Дунгур использовался во всевозможных языческих обрядах, неизменно сопровождавшихся ритмичными звуками с нарастающим темпом. Предположительно, для камлания шаманами в этой местности использовался именно дунгур.

Дунгур или донгор – инструмент ударный. Хотя считается, что в башкирской музыке ритмичные и ударные звуки чаще всего отходили на второй план, уступая первенство мелодичности. Однако для задавания ритма чаще всего использовали именно дунгур. Он изготавливался из древесных обрезков, согнутых в кольцо и обтянутых кожей.

Дунгур использовался во всевозможных языческих обрядах, неизменно сопровождавшихся ритмичными звуками с нарастающим темпом. Предположительно, для камлания шаманами в этой местности использовался именно дунгур.

Горловое пение Башкирский народ умеет и любит использовать в музыке и возможности человеческого голоса. Одна из наиболее распространенных в Башкирии техник пения получила название узляу. Узляу называется техника сольного горлового пения, как правило исполняемого в диапазоне ниже рабочего. Извлечение горлом необычайно низких глубоких звуков сопровождает национальные мелодии, в частности игру на курае. Мастерство горлового пения с древних времен передавалось в коренном народе из поколения в поколение. У каждого мастера были свои секреты сродни магическим обрядам. Вообще, в такой технике звукоизвлечения есть немало магического. Неслучайно пение узляю неизменно сопровождало магические ритуалы шаманов.

Горловое пение

Башкирский народ умеет и любит использовать в музыке и возможности человеческого голоса. Одна из наиболее распространенных в Башкирии техник пения получила название узляу. Узляу называется техника сольного горлового пения, как правило исполняемого в диапазоне ниже рабочего.

Извлечение горлом необычайно низких глубоких звуков сопровождает национальные мелодии, в частности игру на курае. Мастерство горлового пения с древних времен передавалось в коренном народе из поколения в поколение. У каждого мастера были свои секреты сродни магическим обрядам. Вообще, в такой технике звукоизвлечения есть немало магического. Неслучайно пение узляю неизменно сопровождало магические ритуалы шаманов.

Инструменты, популярные в Башкирии Скрипка Русская гармонь Баян

Инструменты, популярные в Башкирии

Список используемой литературы: 1. Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З.Шакурова Уфа, изд-во:

Список используемой литературы: 1. Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З.Шакурова Уфа, изд-во:"Башкирская энциклопедия", 1996г. 2. Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во:Китап, 1994 г.

Читайте также: