Фильм амадей сюжет кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2007.05.15Авторская оценка: 9/10

Отзывы зрителей

Фильм потрясает! Что такое музыка? Что такое стихи, живопись, искусство? Где рождается оно? Для чего живёт? Нет, нет цели у искусства. Искуство - проявление Бога на земле, так же, как и любовь. Искусство - дар драгоценный людям от Бога, так же, как и любовь. Искусство придаёт смысл человеческому существованию. Без него цивилизация была бы сродни помойной яме, наполненной копошащимися насекомыми однодневками. Но искусство - это только то, что даёт людям Бог. Можно менять, как перчатки женщин и любовников - но никогда не узнать, что такое - Любовь, это Чудо, делающее человека подобным Богу, открывающее ему такие сильные и чистые чувства и переживания, с которыми не сравнится ничто на земле. Можно прославиться, как музыкант и разбогатеть, но так и не узнать того счастья, которое она может дать, если её, Музыку, открывает сам Бог. Сорить с Богом бесполезно. Ремесло - знай своё место! - говорит этот фильм. И ещё, существует два мира, два уровня: верхний - светлый, у него свои законы, Божьи законы. И нижний - тёмный это мир, где Божьи законы отсутствуют. Каждый сам выбирает для себя в каком мире ему жить.

Фильм режиссера Милоша Формана по сценарию Питера Шеффера на основе одноимённой пьесы, являющейся вольной интерпретацией биографий композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери. 8 премий Оскар

Жанр: драма, биография, история, музыка

Год: 1984

Страна: США, Франция, Чехословакия

Режиссёр: Милош Форман

Оператор: Мирослав Ондржичек

Сценарий: Питер Шеффер

1781 год. Антонио Сальери работает композитором при дворе императора Иосифа Второго. Сальери очень хорошо справляется со своими обязанностями. Все называют его композитором от Бога, который наделил юношу талантом. В то же время, Антонио не страдал манией величия, а наоборот считал, что все люди равны, каждый человек в чём-то талантлив и, чтобы достичь своей мечты, нужно просто много и усердно работать.

В один прекрасный день при дворе появляется новый композитор, Моцарт. Амадей — гений музыки, на которого всем музыкантам нужно равняться. С одной стороны, для Антонио Сальери это была прекрасная возможность поучиться у потрясающего композитора, ведь такое удаётся не всем. С другой стороны, в нём зародилась ревность и обида на Моцарта, которому написание музыки даётся очень легко, в то время как у Сальери занимает много времени и сил. У Антонио моментально падает самооценка, он больше не считает себя великим композитором и королём музыки. Теперь при дворе появился настоящий соперник, и Сальери нужно показать, что он ничем не хуже Моцарта. Но стоит ли Сальери принимать всё так близко к сердцу?

Содержание

Сюжет



Фильм начинается в сумасшедшем доме, куда уже старый Сальери попал после попытки самоубийства. Молодой священник приходит исповедовать его, и Сальери рассказывает ему историю своей жизни, а события фильма переносят нас в Вену 30 годами ранее…

История Сальери берёт начало в те времена, когда он был придворным композитором при дворе императора Иосифа II (роль исполняет Джеффри Джонс). Он успешен и популярен, доволен своей жизнью и музыкой. Он благодарен Богу, которому поклялся в вечной верности, за дарованные успех и славу. Он ещё не встречал Моцарта, но наслышан о нём и его музыке. Сальери заинтригован его популярностью и ищет с ним встречи на одном из приёмов. Но когда он наконец замечает Моцарта, это становится для него потрясением, ведь он видит его ползающим на корточках и грязно флиртующим с Констанц Вебер (впоследствии ставшей женой Моцарта). Сальери шокирован, он не понимает, как столь прекрасная музыка может быть написана этим юным дураком.

Сальери начинает казаться, что Бог специально создает прекрасную музыку именно через Моцарта, что бы показать его, Сальери, посредственность. Сальери убивается горем. Он отдавал всю свою любовь и музыку Богу, даже дал ради него обет безбрачия. А теперь Всевышний смеётся над его посредственностью. Разъярённый и потерянный Сальери отрекается от Бога. В потрясающей сцене он срывает со стены распятие и сжигает его в огне. Он клянётся, что отныне он, Сальери, будет врагом Господа и обещает отомстить Ему, уничтожив Моцарта.



Всю оставшуюся часть фильма Сальери притворяется союзником и другом Моцарта, в то же время прилагая все усилия, чтобы разрушить его репутацию и лишить его композиции успеха. Моцарт же опрометчив, как социально, так и материально. Его первоначальный успех при дворе вскоре исчезает, а многочисленные попойки и вечеринки нанесут сокрушительный удар по его состоянию. Здоровье, брак и репутация Моцарта при дворе серьёзно страдают, но его музыка по-прежнему превосходна. Слишком гордый, чтобы преподавать, он лишь сочиняет сам, но этого не хватает, чтобы оплатить его расточительность.

Тогда Сальери и придумывает план своей мести. Он заставляет Моцарта поверить, что его умерший отец воскрес из могилы, чтобы заказать реквием (при жизни отец Моцарта был властным и жестоким, он подавлял творческие стремления Моцарта и сломил его волю), вера, что призрак отца посещает его, спровоцировала у Моцарта нервный срыв, и его тяга к алкоголю стала постоянной. Сам план Сальери был безумным и гениальным одновременно. Он состоял в том, чтобы тайно заполучить законченный реквием, убить Моцарта, и затем сыграть реквием у него на похоронах, утверждая, что он, Сальери написал его. Он полагал, что украв прекрасный реквием Моцарта, он украдёт его у самого Бога. А если история запомнит его, Сальери, как гениального композитора, благодаря музыке украденной у самого Господа, его месть будет исполнена.



На следующее утро жена Моцарта возвращается домой, найдя там Сальери, она требует, чтобы он немедленно уехал от них и прячет незаконченный реквием под замок, отказываясь отдать его Сальери. Констанц идёт к кровати Моцарта, чтобы утешить своего мужа, но находит его мёртвым. План Сальери терпит крах, ему не удалось украсть реквием.

Похороны Моцарта проходят незаметно. Его хоронят в безымянной братской могиле.

Повествование опять переносит нас в сумасшедший дом, и мы видим, как потрясен молодой священник исповедью Сальери. Престарелый Антонио говорит священнику, что не он, Сальери, а Бог убил Моцарта. Он говорит, что "милоседрный" Всевышний предпочёл убить Моцарта, чем позволить Сальери украсть его музыку.

Фильм заканчивается, крупным планом, на Сальери, с трудом закрывающем усталые глаза, ибо ему не даёт покоя память о раздражающем ребяческом смехе Моцарта, который заполняет заключительные секунды фильма, показывая, что Бог всегда смеётся последним и нет никакого прощения.

Актёры

    Антонио Сальери
  • Том Халс — Вольфганг Амадей Моцарт
  • Элизабет Берридж — Констанц Моцарт
  • Рой Дотрис — Леопольд Моцарт
  • Саймон Кэллоу — Эммануэль Шиканедер
  • Джеффри Джонс — Иосиф II
  • Кристин Эберсоул — Катерина Кавальери
  • Чарльз Кэй — граф Орсини-Розенберг

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Милош Форман
  • Сценарист: Питер Шэффер
  • Продюсеры: Саул Зейнц, Бертил Олссон, Майкл Хаусман
  • Композиторы: Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Сальери
  • Оператор: Мирослав Ондржичек
  • Монтаж: Майкл Чандлер

Награды

Действие происходит в Вене в ноябре 1823 г., а воспоминания Сальери относятся к десятилетию 1781–1791 гг.

Неожиданно возвращается Констанция. Она готова отдаться Сальери, но он не даёт воли своему вожделению: ведь он борется не с Моцартом, а с Господом Богом, так сильно его возлюбившим. На следующий день Сальери соблазняет Катарину Кавальери, нарушая тем самым обет целомудрия. Затем он выходит из всех благотворительных комитетов, нарушая свою клятву о помощи ближним. Он рекомендует императору в качестве учителя музыки для принцессы Елизаветы весьма посредственного музыканта. На вопрос императора о Моцарте Сальери отвечает, что безнравственность Моцарта такова, что его нельзя и близко подпускать к молодым девушкам. Простодушный Моцарт не подозревает о кознях Сальери и продолжает считать его своим другом. Дела Сальери идут в гору: в 1784 и в 1785 гг. публика любит его больше, чем Моцарта, хотя именно в эти годы Моцарт пишет свои лучшие фортепьянные концерты и струнные квартеты. Публика рукоплещет Моцарту, но тут же забывает его музыку, и лишь Сальери да ещё несколько посвящённых знают настоящую цену его творениям.

Сальери встаёт с кресла и, глядя в зрительный зал, отпускает грехи посредственностям всех времён и народов. Звучат последние четыре такта траурного марша Моцарта.

Пересказала О. Э. Гринберг. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: