Инфраструктура дальнего востока кратко

Обновлено: 05.07.2024

Да́льний Восто́к Росси́и — восточная часть России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также остров Сахалин, Курильские острова, остров Врангеля, Командорские и Шантарские острова [1] .

По состоянию на 1 января 2021 года в Дальневосточном федеральном округе проживало 8 124 053 человека, то есть около 5,56 % от общего населения РФ. [2] Дальневосточный федеральный округ — самый депопулирующий регион страны: за период 1991—2010 гг. население уменьшилось на 1,8 млн человек (22 %) [3] .

С начала 1990-х годов Чукотка потеряла две трети населения, Магаданская область — более половины, Сахалин и Камчатка — по одной трети, Амурская область и Хабаровский край — примерно по 20 % [4] . Коэффициент прироста населения на Дальнем Востоке России −4,1 [5] : Приморский край −3,9, Республика Саха −1,8, Хабаровский край −1,3, ЕАО −0,7, Сахалин −7,8, Магаданская область −17,3, Камчатский край −6,2, Амурская область −6, Чукотка −14,9. При сохранении существующих тенденций Магадан останется без населения через 57 лет, а Чукотка — через 66 лет [5] .

По некоторым прогнозам, население Дальнего Востока России к 2050 году может сократиться почти на 40 % и составит менее 4 миллионов человек (см. Демографический кризис в Российской Федерации) [6] . Дальний Восток России занимает 41,1 % территории страны, но в нём проживает всего 5,56 % населения страны или 8 124 053 человека. По прогнозам за 2010—2050 годы общая численность населения российского Дальнего Востока может уменьшиться на 21,1 %, а трудоспособного — на 42,5 % (см. Демографическое старение) [7] .

Площадь Дальнего Востока России — 6,9429 млн км², или около 42 % площади России.


Эксперты InfraONE в своём исследовании констатируют, что сегодня экономика Дальнего Востока развита лучше, чем на Северном Кавказе, но от остальных федеральных округов России Дальневосточный округ отстаёт как по валовому региональному продукту (ВРП) и объёму инвестиций в основной капитал, так и по расходам на инфраструктуру. При этом ситуация вряд ли существенно изменится в следующие два года, но в более долгосрочной перспективе в случае успешного запуска крупных промышленных инвестиционных проектов у региона есть хорошие шансы вырваться с предпоследнего места. Этому будет способствовать тот факт, что в Дальневосточном федеральном округе достаточно ресурсов для развития добычи и местных крупных производств, а по соседству располагается крупный рынок сбыта — страны Азиатско-Тихоокеанского региона.



Инфраструктурное развитие Дальнего Востока характеризуется географическим дисбалансом внутри округа: например, по входящим прямым иностранным инвестициям лидирует Сахалинская область с 89% всех иностранных инвестиций в округе. В докладе приводятся составляющие индекса развития инфраструктуры каждого региона края. По отраслевой классификации сильнее всего Дальний Восток отстаёт от общероссийских показателей по развитию транспорта и энергетики, но по развитию социальной инфраструктуры показатели округа, напротив, выше, чем в среднем по России. Наибольший интерес для инвесторов представляют объекты портовой и железнодорожной инфраструктуры, где в ближайшие два года есть шансы на запуск четырёх-пяти крупных инвестиционных проектов.



InfraONE отмечает большой потенциал инвестирования инфраструктуры на Дальнем Востоке, характеризующийся избытком ликвидности у российских крупных инвесторов и хлынувшим на рынок потоком инициатив реализации проектов. Но сдерживающими факторами развития продолжают выступать ориентация инвесторов на качественные вложения (которых в регионе гораздо меньше, чем в западной части страны), привязанность авторов проектов к традиционным банковским займам (реже используются выпуск концессионных облигаций или уступка доли в проекте) и уклон на реализацию проектов в сферах, не требующих больших капитальных затрат и участия бюджета (телематика, IT, телекоммуникации).

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 19 часов назад


Дальний Восток занимает более трети территории России, но живут здесь только 4,2% населения страны, менее 6,2 млн человек. Добывается более 5% нефти, почти столько же газа, 86% всех алмазов, больше 50% золота, около 65% рыбы и морепродуктов, всё российское олово.

Экономика ДВ развита лучше, чем на Северном Кавказе, но от остальных федеральных округов России ДФО отстаёт как по ВРП и объёму инвестиций в основной капитал, так и по расходам на инфраструктуру, которая, по сравнению с европейской частью страны, развита слабо. Тем не менее, перспективы у территории хорошие: исходя из того, что здесь есть значительные запасы природных ресурсов, хороший транзитный потенциал и соседи, готовые покупать, стимулировать развитие территорий здесь будут инвестиции, ориентированные на создание производств и каналов сбыта созданной и транзитной продукции, а не трафик и спрос со стороны граждан (как, например, в центральной части страны).

Расходы бюджетов регионов Дальнего Востока на инфраструктуру в 2017 году не превышали 85 млрд руб., или 2% ВРП округа. Эта пропорция сопоставима с общестрановой: траты бюджетной системы России на инфраструктуру за тот же период составляли 2% ВВП (2 трлн руб.), и это очень маленькие вложения.

В следующие годы расходы региональных бюджетов округа, по оценке InfraONE Research, вырастут до 2,1% ВРП в 2019-м и до 2,3% ВРП в 2020-м, но это покроет минимальные потребности региона меньше чем на 10%.

Доля трат округа на инфраструктуру от всех регионов России, вероятно немного вырастет — с 6,2% в 2017-м до 6,7% в 2019-м.

Минимальная дополнительная потребность федерального округа в инфраструктурных вложениях, по расчётам InfraONE Research, почти в два раза больше, чем уже инвестируется — 152 млрд руб., а для развития нужно вложить хотя бы 500–550 млрд руб. за несколько лет.

Часть потребностей Дальнего Востока могут покрыть средства, которые выделят на финансирование целей майского указа, но велика вероятность, что их хватит только на поддержку одного-двух крупных мегапроектов в округе. Дисбаланс в развитии инфраструктуры внутри округа и по отношению к России в целом это, скорее всего, почти не сгладит.

Сильнее всего Дальний Восток отстаёт от общероссийских показателей по развитию транспорта и энергетики. Эти два вида инфраструктуры являются ключевыми в реализации промышленного и транзитного потенциала, именно перекос этих двух видов больше всего тормозит развитие экономики региона.

По развитию социальной инфраструктуры показатели округа, напротив, выше, чем в среднем по России, но в малонаселённых регионах (Чукотский автономный округ, Магаданская область) этот результат сложился во многом искусственно — из-за заметного оттока населения в последние два десятилетия. А более густонаселённые субъекты не всегда успевают строить такую инфраструктуру в достаточных объёмах.

По входящим прямым иностранным инвестициям на Дальнем Востоке лидирует Сахалинская область, за девять лет — 2009–2017 годы — иностранные инвесторы вложили в неё $57,6 млрд, или 89% всех иностранных инвестиций в округе. Но 98% из них пришлось на нефтегазовые проекты.

В инфраструктуру сахалинский бюджет вкладывает тоже больше всех на Дальнем Востоке: в 2017 году область инвестировала 26,8 млрд руб. Её ближайший конкурент Якутия инвестировала на 40% меньше — 15,6 млрд руб. Вложения Хабаровского и Приморского краёв составили 13,8 млрд руб. и 10,7 млрд руб. соответственно. На остальные регионы пришёлся всего 21% инвестиций округа в инфраструктуру. Этот разрыв с большой долей вероятности сохранится и в следующие три-четыре года.

У крупных инвесторов на российском финансовом рынке, по расчётам InfraONE Research, сохраняется избыток ликвидности, доступной для инфраструктуры, размером в 2 трлн руб., это сопоставимо с общестрановой минимальной потребностью в 2,3 трлн руб. и в 13 раз больше минимальных нужд Дальнего Востока (более 150 млрд руб.). Но несмотря на избыток денег, получить финансирование в проект по-прежнему сложная задача: мейджоры рынка ориентированы на качественные вложения и тщательно выбирают проекты, а их в округе появляется гораздо меньше, чем в западных регионах страны. К тому же местные авторы проектов ориентированы в основном на банковское финансирование и тем самым отрезают себя от других возможностей привлечь деньги — например, выпустить концессионные облигации или уступить долю в проекте.

Дальневосточный рынок проектов мог бы равняться 2/3 нынешнего общероссийского. Если применять более мягкие критерии к местным проектам, то их количество на стадии обсуждения составляет 152–160 инициатив против 230–275 в России в целом. При этом показатель страны резко вырос из-за хлынувшего на рынок потока инициатив в IT — профильные игроки долго ждали пополнения ими перечня отраслей законов о концессиях и ГЧП и накопили проекты.

На Дальнем Востоке обсуждается традиционно больше проектов в социальной сфере и других направлениях, не требующих больших капитальных затрат и участия бюджета (телематика, IT, телекоммуникации). Интерес мейджоров рынка в регионе, вероятно, будет смещён в сторону портовой и железнодорожной инфраструктуры, где шансы на запуск есть у четырёх-пяти крупных инвестиционных проектов за тот же период.

Хабаровский край

У Хабаровского края, как у одного из самых заселённых регионов Дальнего Востока, возникают новые потребности в инвестициях в дополнение к транспорту и энергетике. В больших объёмах здесь нужна и социальная инфраструктура. Край — лидер по развитию транспортной инфраструктуры среди регионов Дальнего Востока. Но на фоне России он не попадает даже в первую десятку.

Так, у Хабаровского края наиболее высокие показатели на Дальнем Востоке по развитию автодорожной инфраструктуры: причём здесь нельзя выделить преобладание грузо- или пассажироперевозок. Хотя дороги региона интенсивно используются для обеих целей — показатели по грузо- и пассажиронапряжённости далеки до показателей регионов центральной России и сопоставимы, например, с Северо-Западом страны.

В вопросе качества трасс краю есть к чему стремиться — примерно 73% региональных и местных дорог соответствуют нормативным требованиям, и это не самый высокий показатель в округе (в Амурской области ситуация лучше).

У края довольно высокий для материкового и обеспеченного разными видами транспорта региона субиндекс по развитию авиационной инфраструктуры. В ближайшие годы он может ещё вырасти. В аэропорту Новый в Хабаровске строится новый терминал, который должны открыть к осени 2019-го. Он сможет принимать до 3,5 млн пассажиров (в 2017-м их было около 1,9 млн). А по госзаказу в аэропорту создают новую взлётно-посадочную полосу, объём контракта — 8,2 млрд руб.

Социальная инфраструктура здесь развита хуже, чем в отдалённых и малонаселённых регионах Дальнего Востока. Но в крае живёт более 20% населения округа, а значит, нужно содержать больше социальных объектов, нагрузка на которые выше. Это касается детских садов, школ и медучреждений. При этом у края самый высокий в округе показатель по развитию вузовской инфраструктуры.

Индекс развития коммунальной инфраструктуры края (7,36) — один из самых высоких на Дальнем Востоке. Это объясняется низкими показателями региона по ветхости жилья и относительно высокой долей его благоустройства. В крае меньше мощностей по водоотведению, чем в среднем по России, но подобная ситуация наблюдается в семи из девяти дальневосточных регионов.

Хабаровский край – один из трёх регионов Дальнего Востока, у которого все субиндексы в телекоммуникационной инфраструктуре выше среднероссийских значений. Два других – Магаданская и Сахалинская области. В крае хуже развита стационарная связь, зато высока доля организаций, обеспеченных интернетом.

Инфраструктура региона нуждается во вложениях инвесторов, средств краевого бюджета недостаточно для её развития. В 2017 году траты края на инфраструктуру составили 13,8 млрд руб., а его минимальная дополнительная потребность в 2019-м году, по нашим оценкам, превысит расходы более, чем вдвое.

У региона хорошие шансы привлечь как дополнительную поддержку федерального бюджета в проекты (что, кстати, уже делается), так и запустить их с участием крупных федеральных инвесторов, причём не только в транспорте, но и, например, в социальной сфере. В ближайшие год-два в крае возможен рост местного рынка концессионных и ГЧП-проектов.

Об InfraOne Research

InfraOne Research — исследовательская группа инвестиционной компании InfraOne. Группа автономно анализирует все значимые инвестиционные планы, проекты и события в различных видах инфраструктуры, включая те проекты, где InfraOne выступает организатором, инвестиционным агентом, инвестиционным советником государственной или частной стороны, а также инвестором. При этом в аналитике приводится только общедоступная информация по этим проектам.

Во всех публичных материалах InfraOne Research соблюдается принцип независимости аналитических суждений. Мнение InfraOne Research может расходиться с мнением InfraOne.

Публичная аналитика компании публикуется в целях информирования рынка об актуальных вопросах инфраструктурных инвестиций, не является рекламой или офертой.

Александра Галактионова
Алексей Жундриков
Екатерина Якунина
Марина Фомина
Галина Барцева
Анастасия Яковлевская

InfraOne Research | Исследовательская группа инвестиционной компании InfraOne

Авторы выражают благодарность всем экспертам и специалистам из федеральных и региональных органов власти, инвестиционного сообщества, банковской и финансовой сферы, участникам проектов и остальным, кто помогал в подготовке обзора или его отдельных частей, поделившись своим профессиональным опытом и мнениями в ходе интервью, опросов и мозговых штурмов.

Дизайн и код Ярослав Брагин, Игорь Ухаров

Сбор данных Дмитрий Арсениевич

Подготовка к выпуску Дарина Бадмаева

Об авторском праве

Обработка персональных данных на сайте

- подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;
- признает и подтверждает, что он внимательно и в полном объеме ознакомился с настоящим Соглашением и содержащимися в нем условиями обработки его персональных данных, указываемых им в полях форм на Сайте;
- признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны;
- дает согласие на обработку Сайтом предоставляемых персональных данных в целях, оговоренных в преамбуле заполняемых форм;
- выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений.

Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Настоящее согласие Пользователя применяется в отношении обработки следующих персональных данных:

- фамилия, имя, отчество;
- место пребывания (город, область);
- номера телефонов;
- адреса электронной почты (E-mail).

Пользователь предоставляет Сайту право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными:

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты, указанный на Сайте.

Сайт не несет ответственности за использование (как правомерное, так и неправомерное) третьими лицами информации, размещенной в открытом доступе Пользователем на Сайте, включая её воспроизведение и распространение, осуществленные любыми возможными способами.

Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению материальное и процессуальное право Российской Федерации.

Читайте также: