Автопортрет леонардо да винчи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Искусство Италии 15 и 16-го веков
Автопортрет Леонардо да Винчи, портрет создан художником в возрасте 60 лет. Собственно, это рисунок на бумаге, размером 34,3 x 24,5 см, сангина, перо. Среди всех рисунков Леонардо да Винчи высшим достижением художника может считаться исполненный в последние годы жизни туринский автопортрет. Это образ человека огромной внутренней мощи, но черты его лица несут на себе отпечаток горечи, порожденной не только трудной личной судьбой, но и трагедией эпохи.

В качестве основателя искусства Высокого Ренессанса, по существу, выступил один мастер, Леонардо да Винчи, и глубоко симптоматично, что он, как никто другой, оказался во всеоружии высших достижений материальной и духовной культуры своего времени во всех ее областях. Вклад художника Леонардо да Винчи в искусство Высокого Возрождения можно сопоставить с ролью Джотто и Мазаччо, зачинателей предшествующих этапов ренессансного искусства, с тем отличием, что соответственно условиям новой эпохи и большему размаху дарования Леонардо значение его искусства стало несравненно более широким.

Автопортрет Леонардо да Винчи


Автопортрет Леонардо да Винчи (атрибуция подтверждена историком Карло Педретти), 1505,
Музей древнего народа Лукании, Вальо-Базиликата, Италия

Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Анкиано близ города Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном зажиточного флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его – простая крестьянка. Художественные способности проявились у Леонардо очень рано, и, когда в 1469 году он вместе с семьей перебрался во Флоренцию, отец отдал его в обучение к Андреа Верроккьо. Мастерская Верроккьо была одним из очагов разностороннего художественного образования, принципы которого сложились на протяжении кватроченто. Наряду с живописью, скульптурой и ювелирным искусством здесь изучали архитектуру и строительное дело.

Леонардо да Винчи- художник итальянского происхождения, известный как один из основателей искусства Высокого Ренессанса. Его дарование невозможно переоценить или подвергнуть сомнению, а вклад в искусство и вовсе можно назвать бесценным.

Художественные способности проявились у Леонардо да Винчи очень рано, и родители посодействовали их развитию, отдав сына на обучение к Андреа Верроккьо, который, как известно, занимался всесторонним художественным развитием своих учеников. В его мастерской изучали не только живопись и скульптуру, но также и архитектуру, строительное и ювелирно дело.

Авторство работ того периода ставится экспертами под сомнение, так как часто писались при участии учителя, а иногда и других учеников.

Предположительно, написал он его в 60-летнем возрасте. Интересно, что изображенный на холсте мужчина выглядит гораздо старше. Его голова изображена в трехчетвертном повороте, черты лица ясные и суровые, а взгляд серьезен и исполнен горечи.

Как понять, что на полотне изображен именно Леонардо да Винчи?

Для написания картины была использована лишь легкая штриховка и, что характерно для работ Леонардо да Винчи, выполнена она была справа налево. Подписи к картинам мастер также писал зеркально.

Все творчество художника окутано тайной. Так и этот рисунок, можно сказать, всплыл из ниоткуда. Директор Туринской библиотеки, в которой ныне хранится картина, приобрел ее у синьора Джованни Вольпато, антиквара и торговца произведениями искусства. Откуда картина взялась у Вольпато – неизвестно.

Время наложило свой отпечаток на полотно, поэтому бумага приобрела коричневато-желтый отенок. Из-за хрупкости картина сейчас не экспонируется, а хранится в Королевской библиотеке Турина.


История, изложенная далее, позаимствована из ЖЖ Александра Павленко alexander_pavl (см. 1), 2), 3), 4)), при этом сам Павленко ссылается на монографию немецкого искусствоведа Ханса Оста (Hans Ost, Das Leonardo-Portrat in der Kgl. Bibliothek Turin und andere Falschungen des Giuseppe Bossi, Gebr. Mann Studio-Reihe, 1980), то есть у меня получается пересказ пересказа. Однако же, мне хотелось бы расставить по-своему акценты в этой истории.

Рисунок этот всплыл из ниоткуда в 1845 году. Если говорить точнее, то директор Туринской Библиотеки Доменико Промис приобрёл его за 40 000 франков у синьора Джованни Вольпато, антиквара и торговца произведениями искусства, по указанию короля Карла Альберта Савойского.

Биография у Джованни Вольпато абсолютно карнавалистская: в молодости он был цирюльником в Париже, затем обучал в Лондоне игре на гитаре дочь некоего богатого англичанина… Спустя некоторое время он уже был квалифицированным экспертом по антиквариату и предметам искусства! Кроме того, он занимался реставрацией графики старых мастеров, стал секретарем, а затем профессором Академии Альбертины в Турине. В 1837 Вольпато становится инспектором художественных галерей, а с 1841 года заведует хранением и консервированием графического кабинета Библиотеки Реале. И в 1845 году предлагает к продаже до той поры неизвестный автопортрет Леонардо да Винчи.

При атрибуции рисунка, особенно если идет речь о старом рисунке, важны, помимо всего прочего, три вещи: 1) история (происхождение) рисунка, 2) интерпретация сюжета, 3) стилистический анализ. Пройдемся по этим пунктам.


Кроме того, известна и технически наиболее совершенна фальшивка XVIII века, выполненная в манере XVI века, где Леонардо изображен в причудливом берете, этот портрет много раз копировался и гравировался:

Изображения Леонардо да Винчи в берете

Рафаэль. Афинская школа (фрагмент)

Именно похожесть изображения старика с рисунка на образ Платона с фрески Рафаэля и послужила основанием для его идентификации как Леонардо. Конечно, этот старик отличался от других изображений да Винчи, известных в середине XIX века, но уж ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ.

Наконец, стиль. Несомненно, это легко узнаваемый, характерный стиль рисунков Леонардо да Винчи, которые получили широкую известность в Европе после того, как Карло Джузеппе Герли (Carlo Giuseppe Gerli) опубликовал в 1784 году великолепный альбом репродукций.

Вместе с популярностью стиль Леонардо приобрел также и подражателей. Самого, пожалуй, известного из них звали Джузеппе Босси (Giuseppe Bossi, 1777 – 1815). Это был талантливый график, в искусстве рисования он достиг удивительных успехов. В общем и целом Босси стремился постичь технику и манеру маcтеров Ренессанса, собственно же творчеству Леонардо да Винчи Босси посвятил значительную часть своей жизни.

Босси постоянно штудировал манускрипты Леонардо, доступные для посторонних, копировал рисунки, тексты, даже научился писать левой рукой справа налево почерком Леонардо. Босси создал несколько сотен копий рисунков Леонардо и рисунков в стиле Леонардо. Манеру своего кумира Босси умел воспроизводить виртуозно.

Копия манускрипта Леонардо да Винчи, выполненная Джузеппе Босси

Рисунки Леонардо да Винчи и их копии, выполненные Джузеппе Босси


Таким образом, гравюра представляет из себя иллюстрацию к описанию внешности да Винчи, взятому из книги конца XVI столетия. Может ли данная гравюра быть копией оригинального рисунка самого Леонардо? Уже упоминавшийся нами искусствовед Ханс Ост, посвятивший свою монографию творчеству и личности Джузеппе Босси, считает такое предположение невероятным, поскольку нигде – ни в мемуарах Босси, ни в его дневниках, ни в воспоминаниях его современников – нет указаний на то, что Босси хотя бы видел (не говоря о том, что имел в своем распоряжении) неизвестный ранее рисунок авторства да Винчи. Гораздо естественней предположить, что рисунок является работой самого Босси, который, вдохновившись описанием из книги Ломаццо, нарисовал иллюстрацию в стиле Леонардо и поместил ее в свою книгу.


Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Изображение в информационном окне.

Автопортрет Леонардо да Винчи (альтернативные названия Autoportrait де Турин , и Tête d'ООН Ьотта бородатая ) представляет собой рисунок в красном меле на бумаге, датирован между 1512 и 1515. Этим небольшим рисунком , как правило , представлен как художником автопортретом и флорентийский изобретатель Леонардо да Винчи . С 1980 года и публикации Ганса Оста это авторство подвергалось сомнению, в частности, из-за его позднего появления (1839) и сильного сходства с гравюрой 1810 года Джузеппе Босси . Он хранится в Королевской библиотеке Турина .

Резюме

Описание

Автопортрет представляет собой голову старика в трехчетвертном виде, повернутую вправо от зрителя. На лице орлиный нос, глубокие морщины на лбу и мешки под глазами. Он представлен усталым и старым, это знак того, что он находится в конце своей жизни. У него мудрое видение, отмеченное опытом.

Источник

Портрет воображения?


Читайте также: