Виды речи в логопедии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Виды речи и основные причины ее нарушения.

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Разновидностями внутренней речи является устная и письменная речь. Эгоцентрическая речь является промежуточным этапом развития речи ребенка между внутренней и внешней речи.

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизиологическое здоровье ребенка, то есть состояние ВНД, высших психических процессов, а также соматическое состояние ребенка.

Условиями нормального, современного и правильного речевого развития являются психическое и соматическое здоровье, нормальные умственные способности, слух и зрение, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение.

М.Е.Хватцев выделил следующие причины нарушения:

Органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т.п.);

Функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);

Современные классификации речевых нарушений.

В современной логопедии и логопсихологоии используют две основные классификации нарушений речи: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую.

Клинико-педагогическая классификация.

Все виды нарушений, рассматриваемые в клинико-педагогической классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационнго (внешнего) оформления высказывания, которые называются нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными, или полиморфными нарушениями речи.

расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушения звена :

темпо-ритмической организации высказывания;

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют термины.

дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение глосса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения . Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или переферической локализации и возникнуть на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

брадилалия – патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

ускорение речи может сопровождаться агграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами она обозначается термином потерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под одним названием – нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синоним: логоневроз . Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

5. дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарпта. Синоним: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильномзвуковом (фрнемном) оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем,что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами атрикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии – функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражений ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального параличи, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

11.Нарушения структурно – семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией .

1.Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия , афазия развития, слухонемота (устар).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекта. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречаются несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из этих этапов (уровней) преимущественно страдает.

2.Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы : распад, утрата речи.

У человека теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции лил опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до 3-х лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Есть детская , ранняя афазия и взрослая.

111. Нарушения письменной речи . Эти нарушения подразделяются на две группы в зависимости о того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения.

1 . Дислексия –частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; затруднения слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимании прочитанного.

2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

Нарушения чтения и письма у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т.е. дислексии и дисграфии (аграфии), возникающих при афазиях.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушения процесса.

В приведенную классификацию включены лишь те формы нарушений, которые выделены в логопедической литературе и применительно к которым разработаны методики. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют вид и подвиды. Следует указать, что в ряде случаев виды нарушений, относящиеся к одной форме, представляют собой не вариант, а отдельное нарушение.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогике. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

Нарушения в данной классификации подразделяются на 2 группы. Первая группа –нарушение средств общения (фонетико –фонематическое недоразвитие т общее недоразвитие речи).

1. ФФН –нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развитие речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: отсутствие речи или лепетного ее состояния до развернутой но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Вторая группа – нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе ФФ и ОНР речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Приведенные классификации отражают современное состояние теории логопедии. Между ними нет противоречий – они дополняют друг друга.

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, которая с точки зрения деятельностного подхода выступает или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Речь имеет сложную структуру, в нее входят этапы ориентировки, планирования, реализации и контроля.

Принято дифференцировать речь на несколько видов:

Письменной речью называют вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Письменная речь отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях. Внутренняя речь это различные виды использования языковых значений вне процесса реальней коммуникации. Выделяют три основных типа:

в) внутреннее программирование — формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

Автономная речь - один изранних этапов развития речи ребенка.

Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения.

Характерными особенностями детской речи являются:

1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значения слов, их неопределенность и многозначность;

3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.

Детская речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время.

Эгоцентрическая речь — это речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Эгоцентрическую речь можно считать своеобразным переходным этапом от внешней к внутренней речи.

Дактильную и жестовую речь используют в сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

Расстройства речи — распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение ее нормального развития у детей, вызванные различными заболеваниями. Нарушения речи возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой речи из-за дефектов периферической части слухового анализатора, при поражении некоторых отделов центральной нервной системы, осуществляющих анализ и синтез получаемых сигналов, их переработку и организацию собственных речевых высказываний, а также при патологии систем, передающих нервные импульсы от коры к периферическим органам речи, и при наличии анатомо-физиологических дефектов этих органов.

Для нормальной речевой деятельности необходима сохранность и целостность всех структур мозга, повреждение периферических и центральных отделов слухового, зрительного и моторного анализаторов, вызывает те или иные расстройства речи. Нарушения представлены широким спектром разнообразных расстройств органического и функционального. Их природа обусловлена особенностями первичного нарушения, его характером, степенью тяжести и условиями становления и функционирования речи (качеством речи окружающих, объемом и характером речевого общения и др.). Выделяют расстройства, при которых страдает процесс восприятия (нарушения слуха, сенсорная афазия) или порождения речи (дизартрия, моторная алалия, моторная афазия, заикание). Качественные изменения речи весьма разнообразны — от искаженного произношения отдельных звуков до тотального расстройства всей структуры речи, приводящего к нарушению мышления.

Понять сложную структуру речевых нарушений, определить первичные и вторичные их проявления, а затем определить приемы коррекционной и терапевтической помощи возможно только на основе классификации речевых расстройств.

Эта классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. Согласно этой классификации выделяют следующие группы речевых нарушений:

1) фонетическое нарушение речи(ФНР) — нарушение произношения отдельных звуков;

2) фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), где ; наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов;

3) общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III и IV уровней), при котором нарушены все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, фонетика и фонематика).

Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами и ориентирована на те нарушения, которые подлежат логопедической коррекции. При этом выделяют следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

3.3. Основные виды речевых нарушений первичного характера

Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.

Перечислим клинические формы нарушений речи.

1. Нарушения речи периферического характера.

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, lalia —речь) — расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков. Различают механическую дислалию, связанную с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата, и функциональную, обусловленную нарушениями функции артикулирования при сохранном строении органов артикуляции. Причины дислалии лежат в неблагоприятных условиях развития речи или в нарушении фонематического слуха.

Дисфония (или афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фонаторные нарушения, вокальные нарушения. Отсутствует звучный голос при сохранении шепотной речи.

Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи.

Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба. Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, которая проявляется в нарушениях нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, хронических процессах в носоглотке. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. В отличие от дислалии грубо нарушается произношение всех звуков.

2. Нарушения речи центрального характера.

Дизартрия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, arthron — сочленение) — нарушение звуковой системы языка (звукопроизношение, просодик, голоса), обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов речи — мягкого нёба, языка, губ, вследствие чего артикулирование звуков оказывается затрудненным. Дизартрия нередко приводит к отклонениям в овладении звуковым составом слов и, как следствие, к нарушениям чтения и письма, а иногда и к общему недоразвитию речи (неполноценность словаря, грамматического оформления речи).

Алалия (от греч. а — отрицат. частица и lalia — говорю) — отсутствие или недоразвитие у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмам и мозга в доречевой период жизни. Различают моторную алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено, и сенсорную алалию, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.

Афазия (от греч. а — отрицат. частица и phasis — высказывание) — системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. По классификации А.Р.Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает сенсорная афазия, впервые описанная К. Вернике в 1874 г. В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При поражении средних отделов левой височной области (у правшей) возникаетакустико-мнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. При поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей) возникает оптико-мнестическая афазия, в основе которой — нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов. При поражении зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария (у правшей) возникаетсемантическая афазия, впервые описанная Г.Хэдом в 1926 г., в основе которой —дефекты симультанного анализа и синтеза. При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей) возникает афферентная моторная афазия, впервые описанная О.Липманом в 1913 г. В ее основе — нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов. При поражении среднеи заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей) возникаетдинамическая афазия, впервые описанная К. Кляйстом в 1934 г., в основе которой — нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

Дислексия (от греч dis — приставка, означающая расстройство, и lego — читаю) — нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга, выражается в замедленном, часто угадывающем характере чтения. Нередко дислексия сопровождается фонетическими искажениями и неправильным пониманием простейшего текста. Тяжелая степень нарушения представляет собой алексию —отсутствие возможности чтения.

К самостоятельным расстройствам относят нарушения темпа речи — брадилалию и тахилалию.

Брадилалия — патологическое замедление темпа речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса.

Тахилалия — патологическое ускорение темпа речи. Проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса возбуждения.

В структуре любого речевого расстройства в той или иной пропорции сочетаются речевая симптоматика (фонетические, грамматические, лексические, фонематические, просодические нарушения) и неречевая симптоматика (нарушения моторики, познавательных, эмоционально-волевых процессов, типичные способы реагирования и личностные особенности в условиях дефекта). Задача логопсихологии выявить специфические психологические реакции, характерные для данного дефекта, и отграничить их от подобных проявлений, но обусловленных возрастными, физиологическими или индивидуальными особенностями.

Виды речи, характеристика основных видов речи.

Аннотация. Статья рассказывает о видах речи, характеризует основные виды речи.

Ключевые слова. Учение И.П.Павлова о I и II сигнальных системах, интонация, активная, пассивная речь, устная, письменная речь, монологическая, диалогическая речь, внешняя, внутренняя речь.

Kuznetsova Natalia Alekseevna

higher qualification speech-therapist, City Children Polyclinic №1, Vladimir

KINDS OF SPEECH, CHARACTERISTICS OF THE MAIN KINDS OF SPEECH

Abstract. The article tells you about kinds of speech and gives characteristics of the main kinds of speech.

Keywords. I.P. Pavlov's doctrine about I-st and II-nd Signal Systems, intonation, active, passive speech, oral, written speech, monological, dialogical speech, external, internal speech.

Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Греки называли человека “говорящее животное”, но человек, в отличие от животного способен строить систему звуковых сигналов, отражающих не только его чувства и мысли о внешнем мире, но и сам внешний мир.

Общественная жизнь и коллективный труд вызывают необходимость у людей постоянно общаться друг с другом. Это общение в наиболее совершенной форме осуществляется в речи. Понятие “язык” предполагает систему словесных знаков, возникающих в результате общественно-исторического становления человеческого общества, тогда как речь – это индивидуальное пользование языком.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Человек может познавать и отражать окружающий материальный мир не только через I сигнальную систему, но и через особые сигналы – сигналы второго, высшего порядка – слова, речь. Согласно учению И.П.Павлова о сигнальных системах, II сигнальная система развивается на базе первой, т.е. для развития и формирования речи необходимо, чтобы у ребенка были нормальными двигательный, зрительный и слуховой анализаторы и соответствующие ощущения. Чем богаче зрительные и слуховые впечатления ребенка, тем ярче и образнее будет его речь. По словам К.Д.Ушинского дитя мыслит формами, звуками, красками. Если нарушается I сигнальная система, то это может привести к нарушению II сигнальной системы. Ярким примером такого нарушения взаимодействия сигнальных систем является глухонемота. Ребенок немой потому, что он не слышит. У него нет слуховых сигналов, поэтому у него не развивается II сигнальная система – речь. Еще в начале XX века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых “изолированных речевых центров”. И.П.Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее “динамической локализацией”. Речь, как и другие проявления ВНД, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого) имеют главенствующее значение в образовании речи. Лобные извилины(нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (ц.Брока). Височные извилины(верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (ц.Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры головного мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

Принято выделять (по отношению к говорящему и воспринимающему) активную и пассивную речь. С помощью активной речи мы выражаем наши мысли и тем самым делаем их достоянием других. Активная речь регулируется и управляется специальными речевыми механизмами, расположенными в лобной доле левого полушария коры головного мозга. Если этот участок мозга поврежден, то человек теряет способность говорить. Такое нарушение в логопедии называют моторной афазией.

Пассивная речь – это та речь, которую мы воспринимаем. Название “пассивная” следует понимать как условное. В действительности восприятие речи говорящего – тоже активный и сложный процесс. Эта речь регулируется и управляется речевыми механизмами, расположенными в височной доле левого полушария коры головного мозга. Если поражается этот участок мозга, то человек теряет способность понимать речь окружающих. Такое нарушение называется сенсорной афазией.

Активная речь, в свою очередь, подразделяется на устную и письменную , т.к. наши мысли могут быть выражены, только облекаясь в звуки и буквы. Устная речь у ребенка развивается на основе подражания речи окружающих. Благодаря наличию элементарного слуха ребенок сначала воспринимает речь говорящих, а потом у него постепенно развивается фонематический слух, с помощью которого он анализирует и различает звуки родного языка, а затем сам начинает произносить их. Устная речь характеризуется рядом психологических параметров, отличающих ее от других форм речи. Исправлять нарушения устной речи у ребенка нельзя, не зная общих закономерностей ее развития.

Материалистическая психология утверждает, что язык звуков является с самого начала единственной формой речи, которую когда-либо знало человеческое общество. Только у человека имеются специфические физиологические механизмы, дающие ему возможность овладеть устной речью. Большую роль во взаимодействии этих механизмов играет слуховой анализатор, нарушение функции которого неизбежно отражается на формировании устной речи. Эта речь реализуется, становится достоянием других благодаря звукам, которые ее составляют.

Устная речь отличается от письменной своими выразительными средствами. Важными факторами, влияющими на выразительность, является голос, интонация, логическое и словесное ударение, четкое произношение звуков, мимика и жесты, которые придают ей большую образность, яркость, эмоциональную насыщенность. Например, один и тот же литературный текст при чтении вслух будет восприниматься слушателями по-разному, в зависимости от мастерства его исполнения. Одним из важных факторов выразительности и образности речи является голос, его сила, тембр. Эти качества голоса во многом зависят от некоторых врожденных анатомо-физиологических данных человека. Как показывает опыт, при необходимости путем специальных упражнений голос можно развить или “поставить”. В логопедической практике приходится встречаться с различными формами нарушения голоса. Наиболее распространенными из них являются дисфония и афония. Дисфония - частичное расстройство голоса, часто встречающееся у преподавателей некоторых профессий – актеров, учителей и др. Голос при этом становится хриплым, сиплым. При афонии наступает полная утрата голоса. Она может быть временной, например, при простудных заболеваниях, или постоянной, может возникать в результате либо патологического поражения, либо оперативного удаления голосовых связок. В этих случаях нормальная речь становится невозможной.

На восприятие и выразительность речи влияет интонация . Мы можем произнести фразу: “Какой человек!” - с разной интонацией, и она будет понята по-разному. В одних случаях она может выражать восхищение, в других – досаду, неудовлетворенность и т.д. Как отмечают некоторые исследователи, интонация играет важную роль в восприятии и понимании речи ребенком, особенно на начальном этапе ее формирования – в 6-8месяцев, когда он не дифференцирует составных частей речевого потока, а воспринимает лишь общий речевой модуль фразы и улавливает ее смысл в зависимости от интонации нашего голоса. Так, Ж.Пиаже указывает, что ребенок в ранний период своей жизни реагирует одинаково на один и тот же вопрос: “Где часы?”, произнесенной на разных языках, но с одинаковой интонацией, и поворачивает голову в сторону часов. С 6-8месяцев он начинает вычленять звуковые комплексы слова, фонемы.

Как известно, по степени психологической трудности выделяют 2 формы речи – монологическую и диалогическую. Монологическая речь считается более сложной, поэтому она требует предварительной подготовки, учета аудитории, большей развернутости, мотивации и доказательности. От диалогической отличается сложной синтаксической структурой.

Монологическая речь – оформление речи как обращенной прежде всего к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию собеседника, в отличие от диалогической речи – такой формы речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора. Диалогическая речь характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения. Тогда как монологическая речь характеризуется стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге.

Диалогическая речь ситуативна, т.к. протекает в большинстве случаев в какой-то обстановке в форме беседы. Она более конкретна, в ней много подсказано самой ситуацией. Она не требует такой синтаксической развернутости, как монологическая речь. По интонации, выражению лица, мимике и жестам мы о многом догадываемся и понимаем, что хочет сказать собеседник. Например, ожидая на перроне опаздывающий поезд, мы скажем, когда он показался: “Идет!”, - и всем будет ясно, о чем речь. Л.П.Якубинский, отечественный языковед и литературовед, в своей статье “О диалогической речи” пишет: “Диалогическая форма речи способствует протеканию речевой деятельности в порядке простого волевого действия, вне обдумывания и отбора.”

Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях – типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими “кусками”. Сложным является взаимоотношение между устной и письменной речью в процессе их формирования. Устная речь является базой для развития письменной. Чтобы овладеть грамотой, чтением и письмом, необходим хорошо развитый фонематический слух. Ребенок должен уметь четко дифференцировать речевой поток и выделять предложение, словосочетание, слова, слоги, звуки. По данным исследований, ребенок с дефектом произношения часто не только неправильно произносит звуки, но и неправильно их слышит. Для овладения письмом и чтением необходимо установить точное соотношение между звуком и буквой, между звуковым и кинестетическим образом фонемы и графемы, их акустическим и графическим образом. Это возможно лишь при хорошем уровне развития устной речи, правильном взаимодействии трех основных анализаторов – зрительного, слухового и двигательного. Нарушение их взаимодействия отражается на формировании как устной, так и письменной речи.

Особо выделяют еще так называемую внутреннюю речь , с помощью которой мы разговариваем сами с собой, мыслим. Внутренняя речь представляет собой различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Внутренняя речь в онтогенезе формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Выделяют три основных типа внутренней речи: 1) внутреннее проговаривание – “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; 2) собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; 3) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Внутренняя речь является орудием мышления и отличается фрагментарностью, лаконичностью, не требует развернутых грамматических конструкций. А.Р.Лурия подчеркнул, что “внутренняя речь является … механизмом, превращающим внутренние субъективные смыслы в систему внешних развернутых речевых значений.” Л.С.Выготский писал: “Процесс чтения, обучение чтению теснейшим, внутренним образом связаны с развитием внутренней речи.”

В случае тяжелых речевых и слуховых нарушений у ребенка формируется и развивается еще и такие специфические формы речи, как жестово-мимическая и дактильная. Например, у ребенка, рано потерявшего слух, не может самостоятельно развиваться словесная речь, но потребность в общении у него не меньше, чем у нормально слышащего ребенка. Для выражения своих желаний глухой прибегает к жестово-мимической речи. Пользуются ей и дети с глубокой задержкой речевого развития – алалики. Первоначально для установления контакта с такими детьми приходится прибегать к этому средству общения, являющегося по сравнению с нашей словесной речью, конечно, несовершенным, ограниченным и примитивным, но на начальных этапах коррекционной работы единственным, с помощью которого можно общаться с такими детьми. В дальнейшем эта речь постепенно вытесняется развивающейся словесной речью. Дактилологией пользуются при обучении глухих детей. Каждый звук нашего алфавита имеет в этой речи свое пальцевое обозначение.

Итак, речь - это средство общения, необходимое для вовлечения субъекта в социальную среду. Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности, в соответствии с которыми выделяют разные виды речи, тесно взаимосвязанные между собой.

При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления.

Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.

На этой основе строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т. е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев у детей и взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную патологию речи.

Читайте также: