Музыка менестрелей средневековья кратко

Обновлено: 07.07.2024

Средневековье - удивительная эпоха, которая дала начало современной музыке. Долгое время, профессиональная музыкальная культура развивалась только в церкви (об этом читайте здесь ). До тех пор, пока не произошла одна из величайших культурных революций, изменивших ход развития музыкального искусства. Этим переворотом стало изобретение в XI веке нотной записи итальянским монахом Гвидо д'Ареццо.

Появление нот, позволило музыке выйти из лона церкви. Каждый желающий теперь мог овладеть нотной грамотой и начать музицировать самостоятельно.

Постепенно, музыкальная профессиональная культура перестаёт быть только церковной, так как доступ к образованию получают более широкие круги общества и, в первую очередь, представители рыцарского сословия .

Согласно правилам куртуазности, идеальный рыцарь должен был не только прекрасно держаться в седле и владеть оружием, но и уметь музицировать, петь, слагать стихи и изящно двигаться.

С расцветом придворной культуры, музыка становится неотъемлемой частью рыцарского быта. Её носителями были трубадуры , чье творчество носило музыкально-поэтический характер.

Утонченная рыцарская культура требовала разных форм проявления куртуазности, включавшей служение Прекрасной Даме. Способом такого служения являлись рыцарские турниры, где доказывалась сила, мужество и ловкость рыцаря, а также состязания певцов . Это были роскошные ритуализированные действа, со своими правилами и церемониалом, выступать на которых было большой честью и ответственностью.

Именно здесь звучали кансоны, альбы, тесоны, сервенты, пастуреллы , а также мотеты, баллады и рондо, исполняемые трубадурами, под аккомпанемент профессиональных музыкантов – менестрелей .

(О рыцарской поэзии можно прочитать здесь )

- Если нет взаимности в любви, может ли влюблённый уйти от дамы, которая не отвечает ему взаимностью?

- Кто лучше из двух любящих – тот, кто умер от печали, что не мог видеть своей возлюбленной, или тот, кто умер от радости, увидев свою возлюбленную?

Возглавлялся суд, как правило, знатной дамой (не редко женой или дочерью короля), которая по его окончании, объявляла свой приговор.

Во время придворных праздников, в исполнении менестрелей нередко звучали эстампи или эстампиды. Это были одноголосные произведения, предназначенные для танца, которые сопровождались пением или игрой на инструменте.

Средневековый теоретик музыки Иоанн де Грохейо об этом музыкальном жанре писал:

"Из-за своей изысканности эстампи заставляет души юношей и девушек сосредоточиться, отвлекая их от порочных мыслей".

Нотная запись именно эстампи XIII века оказалась древнейшим дошедшим до нас образцом инструментальной светской музыки Европы, зафиксированной письменно.

Любители особо изысканного музицирования, не боящиеся сложностей, исполняли мотеты , которые могли быть как церковными, так и светскими. Особенностями этого жанра было то, что он был полифоническим, то есть рассчитан на исполнение несколькими участниками одновременно. Причём, каждый из певцов вёл свою собственную мелодическую линию, отличную от других, и более того - тексты у всех могли быть разными, и даже на разных языках!

Музыка звучала и в городах - бродячие музыканты (жонглёры, шпильманы, гистрионы) развлекали народ своими представлениями и песнями. Ваганты горланили стихи в кабаках и на улицах. И всё это весьма раздражало церковь, которая сыпала проклятиями на представителей музыкально-поэтической профессии: "Нет у тебя ничего — ни поля, ни коня, ни денег, ни пищи. Ты враг, ты дьявол, ты медлителен и ленив. Не дают тебе приюта ни город, ни деревня, ни дупло бука, ни морской берег, ни простор моря. Без руля устремляется всюду твоя злая песня… Умолкни с миром! Да не вредит никому твоя лира!"

Отмечу, что главной особенностью светской музыки, её отличительной чертой от церковной, обычно был её, более задорный, динамичный характер . Этот эффект создавался благодаря чёткой ритмической структуре , соответствовавшей метрике поэтических строф и движению танцев. Таким образом, светская музыка приобретала ощутимую структурность, отсутствующую в мелодике григорианского хорала, длящейся бесконечно.

Таким образом, музыка, выйдя из-под церковных сводов, постепенно занимала ключевые позиции в жизни средневекового общества. Именно средневековье оказало значительное влияние на последующее формирование музыкальной европейской культуры (как духовной, так и светской). В качестве главного достижения этого историко-культурного периода, следует считать изобретение нотной грамоты, благодаря которой, о музыке мы можем судить не только в теории (как, например, о музыке Древней Греции ), но и по конкретным, дошедшим до нас, письменным образцам, которые можно легко исполнить.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:

Месса – основной жанр средневекового богослужения, ежедневная служба в обряде Римской католической церкви. Состоит из проприума, песнопения которого изменяются в зависимости от церковного календаря, и неизменной части – ординариума

Антифон - наиболее древний жанр хоровой церковной музыки, основанный на чередовании партий двумя хоровыми группами

Мистерия - литургическая драма с развернутым сценическим действием, костюмами. Исполнялось вне стен церкви. В них григорианские хоралы чередовались с неканонизированными мелодиями-тропами. Литургии исполнялись хором, партии персонажей (Марии, Евангелиста) - солистами, иногда появлялись некоторые подобия костюмов

Светская музыка Средневековья

Труверы, трубадуры и миннезингеры, играющие куртуазную рыцарскую музыку, создали свои оригинальные жанры:

Рондо – форма на основе повторяющегося рефрена

Баллада – текстомузыкальная песенная форма

Виреле – старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом

Песни крестоносцев (песни Палестины)

Канцона (у миннезингеров назывались – альба) – любовная, лирическая песня

Светская музыка Средневековья была, в основном, музыкой бродячих музыкантов и отличалась свободой, индивидуализированностью и эмоциональностью. Также светская музыка была частью рыцарской культуры феодалов.

Исполняли светскую музыку мимы, жонглеры, трубадуры или труверы, менестрели (во Франции), миннезингеры, шпильманы (в германских странах), хоглары (в Испании). Эти артисты должны были не только уметь петь, играть и танцевать, но и уметь показывать цирковые представления, фокусы, театральные сцены, и должны были другими способами всячески развлекать публику.

Благодаря тому, что музыка была одной из наук и преподавалась в Университетах, феодалы и знатные люди, получившие образование, могли применять свои знания и в искусстве. Таким образом, музыка развивалась и в придворной среде . В противовес христианскому аскетизму, рыцарская музыка воспевала чувственную любовь и идеал Прекрасной Дамы . Среди знати как музыканты были известны — Гийом VII (граф Пуатье), Гийом IX (герцог Аквитании), Жан Бриенский (король Иерусалима), Пьер Моклэр (герцог Бретани), Тибо IV Шампанский (король Наварры).


Средневековый период внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры не только духовной, но и светской. На протяжении нескольких веков музыка активно развивалась.

Музыкальная культура Средневековья, несмотря на относительную ограниченность средств, представляла более высокую ступень по сравнению с музыкой Древнего мира и содержала предпосылки для пышного расцвета музыкального искусства в эпоху Ренессанса.


С XIV века слово менестрель понимается, в основном, в смысле светского профессионального музыканта; все сведения, которыми мы располагаем о менестрелях XIV—XVIII вв., в частности, об их цеховой организации (ménestrandie) в городах Франции и Англии, относятся таким образом к истории не литературного, а музыкального быта.

В своей монографии М.Сапонов понимает термин "менестрель" в широком смысле, охватывая им широкий пласт средневековых музыкантов.

Содержание

Представители в России

См. также

Библиография

Ссылки

    - посвящен менестрелям средневековья, до наших дней. - посвящен фолк-музыке и менестрелям.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Бродячие артисты
  • Музыкальные профессии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Менестрель" в других словарях:

менестрель — я, м. ménestrel m., англ. minstrel <ср. лат. ministerialis состоящий на службе. Певец, музыкант, обычно и поэт (главным образом лирический), состоявший на службе при дворе феодального сеньора в средневековой Франции и Англии . БАС 1. || перен … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Менестрель — (франц. menestrel, от средневек. лат. ministerialis) ныне употребительное название средневекового певца и поэта. Такой смыслэто слово имело во Франции и в Англии в конце средних веков, но в порурасцвета национальной французской поэзии оно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

МЕНЕСТРЕЛЬ — (французское menestrel, от позднелатинского ministerialis состоящий на службе), средневековый придворный певец и музыкант (нередко также поэт и автор музыки) во Франции и Англии. В куртуазной лирике воспевал рыцарские подвиги, служение даме. В 14 … Современная энциклопедия

МЕНЕСТРЕЛЬ — (франц. menestrel от позднелат. ministeriales состоящий на службе), средневековый (12 13 вв.) придворный певец и музыкант (нередко также поэт и композитор) во Франции и Англии. В куртуазной лирике воспевал рыцарские подвиги, служение даме (см.… … Большой Энциклопедический словарь

МЕНЕСТРЕЛЬ — МЕНЕСТРЕЛЬ, менестреля, муж. (франц. ménstrual) (ист.). В средние века странствующий поэт музыкант, трубадур. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

менестрель — сущ., кол во синонимов: 4 • лилия (71) • музыкант (144) • певец (95) • … Словарь синонимов

менестрель — менестрель. Произносится [менэстрэль] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Менестрель — (французское menestrel, от позднелатинского ministerialis состоящий на службе), средневековый придворный певец и музыкант (нередко также поэт и автор музыки) во Франции и Англии. В куртуазной лирике воспевал рыцарские подвиги, служение даме. В 14 … Иллюстрированный энциклопедический словарь

менестрель — (фр. menestrel прованс.) 1) в средневековой Англии и Франции певец, музыкант, потешник и декламатор (обычно и поэт) при дворе знатного феодала или странствующий; 2) в Англии в Франции 14 18 вв. название музыканта профессионала. Новый словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

менестрели это

Значение слова "менестрель"

Общее значение. Этим термином называют поэтов-музыкантов, причем не только мужского, но и женского пола. Одним словом, в общем понимании менестрели - это профессиональные певцы средневековой Европы начиная с XII века (эпохи раннего Возрождения). Они зарабатывали на жизнь своим пением, а также игрой на различных музыкальных инструментах без нот. Наиболее близким по значению к этому слову является французский термин jongleur (жонглер). В отличие от нашего обычного понимания оно трактуется как "затейник", "организатор мероприятий". То есть это не только музыкант, но и акробат, шут, рассказчик, фокусник и т.д. Творчество таких артистов было устным, поэтому нотных рукописей менестрелей практически не сохранилось. Современные последователи пытаются каким-либо образом воссоздать их произведения, опираясь на литературные и иконографические свидетельства.

Средневековая трактовка. Согласно данной трактовке, менестрели - это поэты-певцы, о которых писалось в романтической литературе XIX века.

Современное понимание (начиная с XX века). Так называют поэтов-музыкантов, которые исполняют авторские песни. Они могут быть как профессионалами, так и любителями.

История

значение слова менестрель

Согласно источникам, эти певцы-странники неплохо зарабатывали. Они были популярны как среди простого люда, так и среди господ-феодалов. Если песня была по нраву вельможе, то он, как правило, щедро одаривал музыканта. Горожане также не скупились вознаградить певцов за полученное удовольствие.

Через 100 лет трубадуров переименовали в менестрелей. Однако так называли не только поэтов-певцов, но и всю братию бродячих артистов: танцоров, музыкантов, жонглеров и др. То есть в средневековом понимании менестрели - это все бродячие артисты, независимо от того, каким видом творчества они занимались.

Как уже было упомянуто, первичное значение этого слова – слуга, состоящий на службе. Тем не менее в XIII веке этим термином называли вольных художников, которые не состояли на службе у кого-либо. Они колесили по всей Европе, выступали на праздниках в той или иной местности, и их появление всегда встречалось местными жителями на ура.

В Германии также были бродячие музыканты, однако их здесь называли миннезингерами – певцами любви. Как видите, есть отличие от латинского толкования, согласно которому менестрели – это слуги.

менестрель. “Это кто?”

О чем пели менестрели?

Они исполняли песни обо всем: и о рыцарских походах, и о любви, и о предательстве, и о храбрых воинах, и о мудрых королях. К жанрам, исполняемым менестрелями, также относились пасторали. Эти произведения представляли собой романтические музыкальные зарисовки о жизни сельских жителей, в частности пастушек и пастухов. Однако главной темой песен были благородные и искренние чувства рыцаря к своей прекрасной даме.

Современность

В наши дни некоторые музыканты также носят название "менестрель". "Это кто?" – наверняка спросят некоторые непосвященные. Современные менестрели также создают песни и сами же исполняют их. Эти исполнители принадлежат к особой субкультуре. После большого перерыва (в 3-4 века) некоторых певцов-бардов стали называть менестрелями в 1960-е. А еще с 1979 года до развала СССР этим словом называлась московская газета о самодеятельности. Позже было создано ролевое движение, и все участники, которые имели отношение к нему, стали называться менестрелями.

Читайте также: