Конституционный статус президента франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит Президенту. Он избирается на семь лет путем всеобщих и прямых выборов. Полномочия Президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них требуют министерской контрассигнации, однако, наиболее важные права осуществляются Президентом лично. Ст. 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства". В этой же статье провозглашается, что Президент является "гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров". Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы Президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта Президент обязан его подписать. По предложению правительства во время сессий парламента или по предложению палат Президент может передать на референдум законопроект, "касающийся организации государственной власти". В случае одобрения законопроекта, Президент обнародует его в 15-дневный срок. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции. Решение о роспуске нижней палаты парламента он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст. 12). В двух случаях - в течение года с момента выборов и в период осуществления Президентом чрезвычайных полномочий - роспуск Национального собрания невозможен.

Президент председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению - других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии со ст. 13 "производит назначения на гражданские и военные должности". В области внешней политики Президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, Президент - "гарант независимой судебной власти". Ст. 16 Конституции предусматривает за ним чрезвычайные полномочия "в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы". Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий Президент принимает после консультации с премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках Президента сосредоточена вся полнота власти.

Конституционно-правовой статус законодательной власти во Франции. Законодательный процесс. Конституционно-правовой статус парламентария.

Парламент

Законодательный орган Республики - парламент- с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и сената.

Законодательная деятельность Парламента сводится к таким вопросам, как бюджет и налоги, основы гражданского и уголовного судопроизводства, трудовое и избирательное право, общие принципы обороны, образование, местное самоуправление, разрешение ратификации международных договоров и соглашений.

Национальное собрание избирается по мажоритарной системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит из 557 членов: 555 членов избираются в 555 избирательных округах в метрополии и 22 члена - в заморских департаментах. По Закону 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы.

В Сенат входят представители департаментов, " заморской Франции" и французов, проживающих за границей. В составе Сената - 304 человека, избираемых путем косвенных выборов на девять лет. Каждые три года Сенат обновляется на треть.

В соответствии с Конституцией председатель Сената, в случае вакансии поста президента, выполняет его обязанности до новых выборов. Сенат обсуждает законопроекты, направленные ему Национальным собранием или непосредственно вносимые Правительством.

Парламент собирается на очередные сессии два раза в год. Каждая палата создает по шесть постоянных комиссий. Основная функция парламента - принятие законов - значительно ограничена Конституцией 1958 г. Прежде всего, ст. 34 точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Если парламент превысит свои полномочия, правительство вправе потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции. О сужении прав законодательной власти свидетельствует также ограничение депутатов об осуществлении ими законодательной инициативы (ст. 40) и приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат (ст. 42). Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Ст. 47 устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. В случае нарушения этого срока, положения законопроекта могут быть введены в действие путем издания правительством соответствующего акта. Но парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства. Ст. 49 предоставляет возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. С целью производства парламентских расследований палаты могут образовывать комиссии, проверяющие те или иные факты и дающие по ним свои заключения. Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, "определяет и ведет политику нации".

В соответствии с французской конституцией во Франции принимаются простые, органические и изменяющие Конституцию законы. Для принятия каждого вида законов предусмотрен специальный порядок.

Органические законы принимаются парламентом по строго определенному Конституцией кругу вопросов. Обыкновенные законы принимаются по перечисленным в Конституции и установленным органическими законами вопросам. Таким образом, французский парламент обладает абсолютно ограниченной компетенцией. Правом законодательной инициативы обладают члены парламента и правительство. Законопроекты вносятся в бюро любой из палат парламента, после внесения законопроекты передаются в соответствующий комитет. Как правило, процесс принятия закона проходит в три чтения, хотя предусмотрена возможность проведения и большего их количества. Затем принятый законопроект передается для одобрения в сенат, при положительном решении Сената он переходит президенту для промульгации. В случае внесения изменений Сенатом, законопроект передается обратно в нижнюю палату, так продолжается, пока не будет достигнуто согласие между палатами.

Исполнительная власть принадлежит президенту республики и правительству (Совету министров).

Президент Франции избирается на 5 лет на всеобщих выборах. Полномочия президента в соответствии с Конституцией разделяются на:

– полномочия, осуществляемые им самостоятельно. Для эффективной реализации этих полномочий формируется кабинет президента;

– полномочия, осуществляемые им по согласованию с премьер-министром, либо отдельными министрами.

Правительство состоит из его председателя, назначаемого президентом, и министров, назначаемых также президентом по представлению премьер-министра. Большую часть полномочий правительства осуществляет его председатель.

Специализированные органы Франции:

– Конституционный совет – конституционный контроль;

– Государственный совет – высший орган административной юстиции;

– Счетная палата – контроль за исполнением бюджета;

– Высший совет Магистратуры – судебное управление;

– Экономический и социальный совет – консультирование правительства по вопросам социально-экономической политики.

Захарова М.В., научный сотрудник Управления научных исследований МГЮА, кандидат юридических наук.

На протяжении длительной истории развития и становления французской конституционно-правовой мысли правовое положение главы государства претерпевало значительные динамические изменения, причины которых кроются, прежде всего, в изменениях внутри самого конституционного строя этой страны. На французской политической арене, последовательно сменяя друг друга, реализовались конституционно-правовые доктрины и концепции пяти республик. В представленной ниже статье мы не ставили себе в качестве основной задачи анализ правового статуса главы государства с момента его ab incunabulis, то есть основания (как говорили древние). Предметом нашего исследования станет лишь современный этап развития конституционного права Франции, начавшийся в связи с принятием Конституции 1958 г. - Конституции V Республики .

Следует заметить, что во Франции к настоящему времени появляются научные доктрины, ставящие под сомнение сам факт дальнейшей пролонгации действия V Республики и направленные на изменение конституционного строя и учреждение в стране VI Республики. См.: La VI-e Republique? // Droit public 1/2, 2002.

Порядок избрания главы государства

Принятие Конституции 1958 г. во Франции, которая в материальном смысле этого слова представлена тремя актами: собственно Конституцией 1958 г., преамбулой к Конституции 1946 г. и Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., - привело к изменению формы правления в этой стране. В соответствии с Конституцией 1946 г. Франция представляла собой парламентарную республику, а ее глава на основе ст. 29 Конституции избирался на семь лет Парламентом; при этом переизбираться он мог только один раз. В дополнение к ст. 29 Конституции во Франции был издан Закон от 8 декабря 1953 г. N 53-214 "О способе избрания Президента Республики", который был формально выражен всего в одной статье, которая, в частности, закрепляла, что "Президент Республики избирается без дебатов, тайным поименным голосованием, абсолютным числом поданных голосов" .

Journal Official. Lois et decrets, 9 decembre 1953. P. 10942.

Статья 6 Конституции 1958 г. (в своей первоначальной редакции) также не предусматривала возможность прямых выборов главы государства. В соответствии с данной статьей Конституции Президент Республики избирался сроком на семь лет коллегией выборщиков (члены Парламента, представители региональных властей, в том числе и заморских территорий Франции). Однако в результате крупной конституционной реформы 1962 г., которая была связана с именем генерала де Голля и ознаменовала собой новый виток в развитии Французской республики , на референдуме 28 октября 1962 г. была принята новая редакция Конституции 1958 г. Изменения коснулись и порядка избрания главы государства. Отныне Президент Республики избирался на семь лет путем всеобщего и прямого голосования. Последние изменения в ст. 6 Конституции Франции были внесены в связи с принятием Закона от 2 октября 2000 г. В соответствии с этим нормативно-правовым актом мандат Президента на осуществление своих полномочий сократился на два года и составил пять лет. Что касается определения правовых основ переизбрания главы государства на новый срок, то в отличие от ст. 29 ранее действовавшей Конституции 1946 г., в которой прямо закреплялась возможность только однократного переизбрания, ныне действующая Конституция Франции подобный вопрос вообще не оговаривает. Из этого следует (и в этом вопросе мы полностью разделяем позицию авторов учебника по конституционному праву зарубежных стран под ред. Б.А. Страшуна), что перевыборы Президента могут иметь место неограниченное количество раз.

Как отмечают исследователи, "1962 год стал для нового режима годом коронации". См. подробнее: Разделение властей. М., 2004. С. 254.

Часть 2 ст. 6 Конституции Франции 1958 г. гласит, что "условия применения настоящей статьи устанавливаются и ограничиваются законом". На сегодняшний день во Франции таких Законов было принято несколько.

  1. Органический Закон от 6 ноября 1962 г. N 62-1292 (с соответствующими изменениями на 18 июня 1976 г., 13 января 1988 г., 10 мая 1992 г., 19 января 1995 г. и 20 января 1995 г.). А также Декрет от 14 марта 1964 г. N 64-231 "О порядке применения Закона N 62-1292" (с изменениями на 4 августа 1976 г., 21 января 1981 г., 6 января 1988 г. и 8 августа 1994 г.).
  2. Органический Закон от 31 января 1976 г. N 76-97 "О выборах Президента Республики гражданами, находящимися за ее пределами".
  3. Декрет от 8 августа 1994 г. N 94-674 "О финансовой гласности избирательной кампании Президента Республики".

Доктринальный анализ указанных выше законодательных актов, а также ст. 7 Конституции Франции 1958 г. позволяет говорить о следующем порядке избрания Президента.

  1. Избрание нового Президента Франции происходит не менее чем за 20 и не более чем за 35 дней до истечения срока полномочий Президента, состоящего в должности, - конкретную дату выборов назначает Правительство. В случае открытия досрочной вакансии выборы проводятся в те же сроки после открытия досрочной вакансии.
  2. Списки кандидатов в Президенты публикуются в Journal official. Обнародует эти списки Конституционный совет, который во Франции выступает в роли Центральной избирательной комиссии по выборам Президента.
  3. Потенциальный кандидат в Президенты обязан собрать подписи лиц, обладающих определенным выборным мандатом. В соответствии со ст. 3 Закона N 62-1292 к таковым лицам относятся члены Парламента, Высшего совета французов, проживающих за границей, представители территориальных собраний заморских территорий и мэры.
  4. Кроме сбора подписей для получения статуса кандидата в Президенты соответствующее лицо должно представить в Конституционный совет декларацию о своем имущественном положении (потенциальный кандидат на занятие должности главы государства также берет на себя обязательство при избрании его Президентом и после истечения президентского мандата представить в Конституционный совет аналогичную декларацию).
  5. Избирательная кампания по выборам главы государства в соответствии со ст. 9 Декрета от 14 марта 1964 г. N 64-231 начинается с момента публикации списка кандидатов в Президенты и заканчивается в последнюю пятницу недели, предшествующей официальной дате выборов.
  6. Органом, контролирующим законность проведения избирательной кампании, является Конституционный совет. В данном случае Конституционный совет при осуществлении своей деятельности руководствуется не только Конституцией и указанной группой нормативно-правовых актов, но и Избирательным кодексом, введенным в действие Ордонансом от 19 сентября 2000 г. N 2000-916.
  7. На выборах Президента победившим считается кандидат, получивший абсолютное большинство поданных голосов. Если абсолютное большинство получено не было, то назначается второй тур, в котором участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов и не снявшие свои кандидатуры. Конституционный совет может продлить сроки, в течение которых проходят выборы Президента, но не более чем на 35 дней - со дня принятия им соответствующего решения.

Полномочия Президента в сфере законодательной власти

Наиболее значимым полномочием Президента Республики в сфере законодательной власти является в соответствии с ч. 1 ст. 12 Конституции Франции его право на роспуск Национального Собрания. Данное правомочие глава государства может осуществлять после консультации с Председателем палат и с Премьер-министром. При этом само право роспуска нижней палаты Парламента ограничено только тремя условиями: роспуск невозможен в течение одного года после предыдущего роспуска (ч. 2 ст. 12 Конституции); роспуск невозможен во время чрезвычайного положения (ст. 16 Конституции); роспуск не может быть осуществлен председателем Сената или Правительством, когда они исполняют обязанности Президента (ч. 4 ст. 7 Конституции).

Если сравнивать юридические основы претворения данного правомочия главы государства с аналогичными российскими конституционно-правовыми нормами, то следует заметить, что в Российской Федерации Президент также имеет право роспуска нижней палаты парламента. Такое право ему передано в соответствии с п. "б" ст. 84, а также ст. 109 и 111 Конституции РФ. Однако в отличие от Франции такие беспрецедентные меры политического воздействия на общественные процессы в стране глава государства может применить на практике в строго определенных случаях: когда Государственная Дума трехкратно отклонит кандидатуру Председателя Правительства, предлагаемого Президентом, согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции); когда Президент, разрешая правительственный кризис (Государственная Дума выражает недоверие Правительству и требует его отставки), распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ).

Отсутствие в Конституции Франции юридических норм, устанавливающих обязательность наличия формальных поводов для роспуска нижней палаты парламента (при наличии таковых в российской Конституции), приводит и к неоднородной практике претворения указанных юридических норм в жизнь. На сегодняшний день роспуск парламента для России - это лишь потенциал, для Франции, напротив, реальность (в 1968 г. Шарль де Голль распустил Национальное Собрание, в 1981 г. - Франсуа Миттеран).

К иным полномочиям главы государства в сфере законодательной власти следует отнести:

  • в соответствии со ст. 10 Конституции Франции Президенту Республики предоставлено право промульгации законов в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона ; при этом глава государства может потребовать от Парламента нового обсуждения закона или нескольких его статей;
  • статья 13 Конституции Франции гласит, что "Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров". Такая формулировка ст. 13 Конституции не дает однозначного ответа на вопрос о том, является ли указанное правомочие главы государства его правом или обязанностью. Ответ на этот во многом дискуссионный вопрос может быть дан путем анализа юридической практики. В истории Франции существовали примеры отказа главы государства от подписания ордонансов, принятых Советом министров. Так, в 1986 г. Франсуа Миттеран отказался подписать правительственный ордонанс, касающийся приватизации государственной собственности;
  • в соответствии со ст. 18 Конституции Франции Президент может обращаться к Парламенту с посланиями;
  • по общему правилу все акты Президента требуют контрасигнатуры Премьер-министра. Данное правило не распространяется на правовые акты главы государства о роспуске Парламента, передаваемые на референдум и принимаемые при чрезвычайных обстоятельствах.

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти

Часть 1 ст. 8 Конституции Франции гласит, что Президент Республики назначает Премьер-министра; он прекращает его функции по заявлению последнего об отставке Правительства . Однако сам факт назначения Премьер-министра Президентом вовсе не означает подчинения Правительства только главе государства. Краеугольный принцип построения конструкции смешанной республики во Франции проявляется в том, что Правительство несет ответственность за свою деятельность в соответствии со ст. 20 Конституции и перед Парламентом. Если Правительство получит неодобрительную оценку своей деятельности в нижней палате Парламента - Национальном Собрании (либо в случае принятия большинством голосов Национального Собрания "резолюции порицания" в отношении Правительства, либо неодобрения его общеполитической декларации), то Президент обязан в силу ст. 50, 49 и 8 принять отставку Правительства.

Следует учитывать также тот факт, что практика политической жизни во Франции сложилась таким образом, что Президент при формировании Правительства всегда должен учитывать результаты парламентских выборов в стране. В истории Франции можно найти ряд политических казусов, при которых Премьер-министр и Президент Республики принадлежали к различным политически блокам (в президентство Франсуа Миттерана Премьер-министром стал лидер правых партий Ж. Ширак).

В Российской Федерации Правительство также может уйти в отставку, если не получит одобрения своей деятельности в Государственной Думе (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ), но в данном случае последнее слово уже принадлежит Президенту - он либо распускает Государственную Думу соответствующего созыва, либо объявляет об отставке Правительства.

Помимо назначения на должность Премьер-министра Президент Республики участвует также и в формировании государственного аппарата страны. Часть 2 ст. 13 Конституции устанавливает, в частности, что Президент назначает на гражданские и военные должности. При этом конкретной качественной характеристики этих государственных должностей в статьях французской Конституции не дается.

Полномочия Президента в сфере судебной власти

В соответствии со ст. 35 ранее действовавшей Конституции Франции 1946 г. за Президентом Республики было закреплено только одно полномочие в сфере осуществления судебной власти - право помилования. Анализ статей ныне действующей Конституции Франции позволяет говорить о расширении полномочий в данной сфере государственного властвования. На сегодняшний день участие Президента Республики в осуществлении судебной власти не ограничивается только правом помилования. В соответствии с Конституцией он является также председателем Совета Магистратуры.

Ответственность Президента

Правовые основы института политической ответственности главы государства закреплены в ст. 68 Конституции Франции. Данная статья, в частности, устанавливает, что Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей главы государства, только в случае совершения государственной измены. В данном случае обвинение ему может быть предъявлено только обеими палатами Парламента абсолютным числом голосов. Непосредственное рассмотрение дела о привлечении Президента к уголовной ответственности осуществляет Высокая палата правосудия .

В соответствии со ст. 67 Конституции Франции в состав Высокой палаты правосудия входят представители обеих палат Парламента.

Подобная формулировка ст. 68 Конституции не позволяет сделать вывод о том, какие действия составляют объективную сторону юридического состава государственной измены. В связи с этим во Франции появляются высказывания о том, что следует внести изменения в ст. 68 Конституции. Так, сенатор Этьен Дели считает, что надо в самой ст. 68 определить качественную составляющую тех противоправных действий, которые следует определять как государственную измену главы государства. В частности, к таковым действиям Президента, по ее мнению, следует относить "измену интересам Франции со стороны главы государства в случае возникновения внешнеполитической угрозы; осуществление Президентом Республики тех полномочий, которые не предусмотрены Конституцией" . В любом случае, как совершенно справедливо отмечают авторы учебника по конституционному праву зарубежных стран под редакцией Б.А. Страшуна, данную статью Конституции Франции можно толковать весьма расширительно, включая в юридический состав государственной измены и убийство, и взяточничество, и необоснованный отказ Президента промульгировать закон и т.д.

Code constitionnele. P., 2001. P. 623.

Некоторые французские исследователи в данной связи вообще ставят вопрос об отсутствии у Президента Республики в период действия его мандата политической, уголовной и гражданской ответственности. По нашему мнению, данная позиция не может быть поддержана в силу прежде всего того факта, что в Конституцию включена ст. 53-2, предусматривающая возможность действия юрисдикции Международного уголовного суда на территории страны . Статья 28 Статута Международного уголовного суда гласит, что его положения распространяют свое действие на всех граждан стран - участниц Статута независимо от их правового статуса.

Ратификация Статута Международного уголовного суда во Франции датируется 9 июня 2000 г.

Таким образом, формально Президента Республики можно привлечь к уголовной ответственности как на основании ст. 68 Конституции (хотя сделать это довольно сложно, так как дефиниция государственной измены в данной статье не дана), так и в рамках процедур международно-правовой судебной юрисдикции (подобное развитие ситуации возможно в силу ст. 5 Статута Международного уголовного суда при совершении главой государства геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества).

Подводя общие итоги, можно отметить следующее.

Французская V Республика прошла достаточно длительный путь конституционного строительства . Ее возглавляли, последовательно сменяя друг друга, человек "18 июня" , или "республиканский монарх", как называли его современники, генерал де Голль, его соратник (бывший Премьер-министр Правительства де Голля) Ж. Помпиду, лидер партии правых В. Жискар д'Эстен, лидер социалистов Ф. Миттеран, нынешний Президент Франции Ж. Ширак. Конструкция смешанной республики приобретала с приходом к власти каждого президента все новые оттенки. Одни, как де Голль, пытались склонить чашу весов в сторону президентского правления. Примечательно в данной связи следующее высказывание генерала де Голля: "Уже почти век республиканская Франция является телом без головы. Такой головой и должен стать Президент. Франция нуждается в монархии, но не наследственной, исходящей из божественного права, а в монархии избирательной. Я выполняю функции монарха во имя Франции" . Другие, как, например, Ж. Ширак, напротив, выступали за расширение полномочий Парламента. По его мнению, Парламент осуществляет недостаточный контроль за правительственной деятельностью . Однако общая конструкция полупрезидентской республики, при которой принцип сдержек и противовесов между Парламентом и Президентом реализуется наиболее полным образом, сохраняла актуальность своего действия в стране.

Конституция 1958 г. изменялась 15 раз.
Эта дата считается переломной в истории Франции XX в. В этот день 1940 г. де Голль выступил по лондонскому радио с обращением к соотечественникам не прекращать сопротивления, ведя борьбу с нацизмом до конца. "Франция проиграла сражение, но она не проиграла войну", - сказал генерал.
Молчанов Н.Н. Де Голль. М., 2003.С. 423.
La documentation francaise document d Etudes. Droit constitionnele et institution politique. N 104 Edition 1986 // Constitution francaise du 4 octobre 1958. P. 30

В данном отношении, на наш взгляд, России следует ориентироваться на опыт конституционного строительства Франции. И дело здесь даже не в чисто формальном закреплении положений о политической ответственности Правительства перед Парламентом (аналогично ст. 20 Конституции Франции), а именно в практике политической деятельности, в реально действующем механизме властвования. Власть Президента в Российской Федерации для многих граждан будет по-прежнему восприниматься в качестве авторитарной, пока не будет реально действовать институт недоверия Государственной Думы Правительству (формально закрепленный в Конституции РФ!), а результаты выборов в нижнюю палату парламента не будут напрямую влиять на перемену политического курса в нашей стране.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Президент Франции является главой государства, он обеспечивает своим арбитражем нормальное функцио- нирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной незави- симости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Президентом страны может быть: – гражданин Франции; – не лишенный избирательных прав; – обладающий пассивным избирательным правом при выборах в центральные представительные органы власти. В случае вакансии поста Президента Республики или при наличии препятствия к исполнению Президентом своих обязанностей, констатируемого Конституционным советом, функции Президента осуществляются предсе- дателем Сената, а если у последнего, в свою очередь, имеются препятствия, то Правительством.

Полномочия Президента Франции: – назначает премьер-министра, по представлению пре- мьер-министра назначает других членов правительства;

– председательствует в Совете министров; – промульгирует законы, принятые парламентом; – налагает вето на законы; – передает на референдум любой законопроект, ка- сающийся организации публичных властей, реформ в эко- номической, социальной и экологической политики нации и публичных служб, минуя парламент;

– имеет право досрочно распустить Национальное со- брании – нижнюю палату парламента после согласова- ния этого вопроса с председателями палат и с премьер- министром, но это право Президента ограничено Кон- ституцией;

– направляет письменные послания парламенту, ко- торые оглашаются председателями палат и принимаются к действию без обсуждения;

– издает указы и декреты, подписывает ордонансы. Акты президента подлежат контрасигнатуре премьер-ми- нистром или соответствующим министром в ведении ко- торого находится исполнение данного акта;

– является главой вооруженных сил; – председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны;

– аккредитует дипломатических представителей, по- слов и чрезвычайных посланников в иностранных госу- дарствах;

– заключает международные договоры; – осуществляет право помилования. Осуществляет ряд иных полномочий, предоставлен- ных ему Конституцией Франции.

Отрешение от должности осуществляется Парламен- том, преобразующимся в Верховный суд. Предложение о созыве Верховного суда принимается одной из палат пар- ламента, которое немедленно передается в другую пала- ту, принимающую решение в пятнадцатидневный срок. Председательствует в Верховном суде председатель На- ционального собрания. Суд выносит решение об отстране- нии Президента от должности в месячный срок путем тай- ного голосования большинством в две трети голосов чле- нов бюллетенями. Решение вступает в силу немедленно.

24-й Франсуа Олланд 2012—наше время

Юрисдикционный статус Президента Французской Республики говорится в Конституции V - й Республики , статьи 67 и 68 , чья текущая версия датируется 2007.

Кроме того, глава государства пользуется неприкосновенностью, что предотвращает любое административное, гражданское или уголовное преследование против него за действия, совершенные вне его президентских функций. Эта неприкосновенность заканчивается через месяц после истечения срока его полномочий.

Резюме

Конституционная и политическая история

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > для отрывков, требующих источника.

II е Республика

II е Республика , в том , что она в основном вдохновлена Конституции США , устанавливает политическую и уголовную ответственность Президента Республики. Конституция от 4 ноября 1848 года предусматривает в статье 68 :

«Президент Республики, министры, агенты и депозитарии государственной власти несут ответственность, каждый в том, что касается его, за все действия правительства и администрации.
- Любая мера, с помощью которой Президент Республики распускает Национальное собрание, прерывает его или препятствует осуществлению его полномочий, является преступлением государственной измены. "

Формирование Высшего суда правосудия и процедура его рассмотрения регулируются статьями 91–100 Конституции . В частности, статья 100 прямо предусматривает, что:

«Президент республики может быть привлечен к ответственности только в Высоком суде.
- Он не может, за исключением случая, предусмотренного статьей 68, преследоваться только по обвинению, предъявленному Национальным собранием, а также за преступления и проступки, которые будут определены законом. "

- Конституция от 4 ноября 1848 г.

Однако дух этой Конституции отличается от того, который мы могли бы обнаружить впоследствии: устанавливая баланс властей, законодатель может провести, как это происходит в Соединенных Штатах Америки, процедуру импичмента , то есть говорят об уголовной ответственности за действия и факты, совершенные при исполнении мандата президента.

Однако, эта процедура не может быть применена, Луи-Наполеон Бонапарт преуспев в перевороте на 2 декабря 1851 г. .

III е республика

«Президент республики несет ответственность только в случае государственной измены. "

- Конституционный закон от 25 февраля 1875 г.

«Сенат может быть образован как суд справедливости, чтобы судить президента республики или министров и рассматривать нападения, совершенные против безопасности государства. "

- Конституционный закон от 25 февраля 1875 г.

IV - й Республики

Таким образом, учредитель 1946 года выступил с инициативой прямого уточнения во французской конституции уголовного закона президента республики. Таким образом, статья 42 Конституции в IV - й Республики предусматривает:

Статья 57, предусматривающая во втором абзаце:

«Национальное собрание принимает решения тайным голосованием и абсолютным большинством своих членов, за исключением тех, кто будет призван участвовать в судебном преследовании, расследовании и вынесении приговора. "

- Конституция 1946 г.

В этом случае президент республики подлежит судебной защите так же, как и министры. Это сходство не было нарушено до 1993 года , когда был учрежден Суд Республики .

V - й Республики в период с 1958 по 2007 год

Конституционный текст в его первоначальной редакции


В своей первоначальной формулировке, то Конституция V - й Республика была:

«Настоящим учреждается Высокий суд правосудия .
Он состоит из членов, избираемых из них в равном количестве Национальным собранием и Сенатом после каждого общего или частичного обновления этих собраний. Он избирает своего президента из числа своих членов.
Органический закон устанавливает состав Высокого суда, правила его работы, а также применяемую в нем процедуру. "

- Статья 67 Конституции Пятой Французской Республики в ее первоначальной редакции.

«Президент Республики несет ответственность только за действия, совершенные при исполнении своих функций в случае государственной измены. Ему может быть предъявлено обвинение только двумя собраниями, постановившими одинаковым голосованием публичным голосованием и абсолютным большинством членов, их составляющих; его судит Высокий суд. "

- Первый абзац статьи 68 Конституции Пятой Французской Республики в первоначальной редакции.

Слабость статьи 68

Если учесть, что первое и второе предложения, наоборот, различны, значение различается радикально. Делается вывод о том, что Президент Республики несет ответственность только за преступление государственной измены при исполнении своих функций, но что впоследствии он может быть обвинен в любом правонарушении, совершенном при исполнении своих функций. Более того, с учетом второго приговора, если ему может быть предъявлено обвинение только в Высоком суде, ничто не говорит о том, что он может обвинить его только в государственной измене, но также и в других преступлениях, которые он мог бы совершить.

Это противоречие создает серьезную проблему правовой определенности, поскольку в зависимости от его толкования уголовный статус президента Республики радикально меняется. Если президент Республики совершит правонарушение при исполнении своих функций, он фактически не сможет судить его, поскольку ни один суд не может признать себя компетентным.

Решение Конституционного Совета по Международному уголовному суду

«Учитывая, что из статьи 68 Конституции следует, что Президент Республики в отношении действий, совершенных при исполнении своих функций, за исключением случаев государственной измены, пользуется иммунитетом; что, кроме того, в период исполнения им своих функций его уголовная ответственность может быть оспорена только в Высоком суде в соответствии с процедурами, установленными в той же статье; "

Конституционный совет произвел автономное прочтение второго предложения и, таким образом, счел, что статья 68 предусматривает не общий иммунитет от уголовного преследования, а привилегию юрисдикции в интересах президента Республики. После этого он может предстать перед судом только в Высоком суде, пока действует его мандат по уголовным преступлениям, которые он предположительно совершил.

Для ратификации Римского статута необходимо было изменить конституцию. Статья 53-2 создается встречи на съезде Версале , в 28 июня 1999 г. .

Решение Кассационного суда по делу Брейзахера

Кассационный суд в своем суждении Breisacher выступил Пленарную Ассамблеей 10 октября 2001 г. , статья 68 была прочитана по-другому. Суд ограничивает юрисдикцию только в отношении государственной измены; второе предложение статьи 68 только продлевает первое предложение. Судебный судья, согласно Кассационному суду, компетентен рассматривать действия, совершенные Президентом Республики вне его функций, а также предыдущие действия.

Конкретно, заключение двух судов будет одинаковым: президент республики не может быть вызван следственным судьей. Но основание другое: для Конституционного совета этот судья некомпетентен, а для Кассационного суда он действительно компетентен, даже если он не может вмешаться из-за приостановления производства.

Положения, действующие с 2007 г.

Работа комиссии Аврил

Комиссия, ответственная за рассмотрение уголовного статута президента республики (или комиссия Аврил), объединила двенадцать мудрецов под председательством Пьера Авриля . Он был включен указом от 4 июля 2002 г. и предложено Президентом Республики Жаком Шираком сформулировать предложения по уголовному статусу главы государства, отвечая на вопросы по статье 68, решению Международного уголовного суда, принятому Конституционным советом, и решению Кассационного суда по делу Брейзахера .

В состав комиссии входят:

  • Бернар Булок, профессор частного права Парижского университета I (Пантеон-Сорбонна) ;
  • Ги Каркассон , профессор публичного права Университета Париж-Х (Нантер) ;
  • Луи Фаворе , профессор публичного права Университета Экс-Марсель III ;
  • Элен Жиссеро , генеральный прокурор Счетной палаты ;
  • Анн Леваде , профессор публичного права Парижского университета XII (Валь-де-Марн) ;
  • Марсо Лонг , почетный вице-президент Государственного совета ;
  • Франсуа Люшер , почетный президент Парижского университета I (Пантеон-Сорбонна);
  • Бертран Матье , профессор публичного права Парижского университета I (Пантеон-Сорбонна);
  • Дидье Маус , статский советник, президент Французской ассоциации конституционалистов ;
  • Даниэль Сжез Ларивьер , юрист;
  • Пьер Труш , первый почетный председатель Кассационного суда .

В своем отчете комитет считает, что президентская канцелярия должна быть защищена, и подтверждает необходимость безответственности главы государства при выполнении своих функций, ограниченных полномочиями Международного уголовного суда ( статья 53-2 Закона США). Конституция Пятой Французской Республики ) и процедурой импичмента. Он предлагает неприкосновенность во время действия мандата, что запрещает любой юрисдикции оспаривать главу государства за действия, совершенные вне этих функций. Это положение заканчивается президентским сроком.

Выводы Комитета содержатся в Конституционном законе п о 2007-238 от 23 февраля 2007 г. .

Текст Конституции в его редакции действует с 2007 г.

«Президент Республики не несет ответственности за действия, совершенные в этом качестве, в соответствии с положениями статей 53-2 и 68.
Во время своего мандата и в любом французском суде или административном органе он не может быть обязан давать показания и быть предмет иска , информационного акта , распоряжения или преследования. Любой период ограничения или обращения взыскания приостанавливается.
Инстанции и процедуры, которым он таким образом воспрепятствовал, могут быть возобновлены или возбуждены против него по истечении одного месяца после прекращения его функций. "

- Статья 67 Конституции Пятой Французской Республики в редакции, действующей с 24 февраля 2007 г.

«Президент республики может быть отправлен в отставку только в случае нарушения его обязанностей, явно несовместимого с выполнением его мандата. Увольнение объявляется Парламентом, созданным в Высоком суде .
Предложение о созыве заседания Высокого суда, принятое одним из собраний парламента, немедленно передается другому, который принимает решение в течение пятнадцати дней.
Высокий суд возглавляет председатель Национального собрания. Он выносит решение об увольнении в течение одного месяца тайным голосованием. Его решение вступает в силу немедленно.
Решения, принимаемые в соответствии с настоящей статьей, принимаются большинством в две трети членов, составляющих соответствующее собрание или Высокий суд. Любое делегирование голоса запрещено. Подсчитываются только голоса за предложенное заседание Высокого суда или увольнение.
Органический закон устанавливает условия применения этой статьи. "

- Статья 68 Конституции Пятой Французской Республики в редакции, действующей с 24 февраля 2007 г.

Таким образом, в этих двух статьях проводится различие между:

Комиссия Жоспена

С другой стороны, в гражданских и уголовных делах комиссия сочла, что Президент Республики должен нести гражданскую и уголовную ответственность за свои действия, совершенные до его избрания или во время его мандата вне рамок своих функций в суде. Общее , с некоторыми корректировками, чтобы Президент Республики не стал объектом злоупотреблений в судебном порядке.

Применяется с 2007 г.

В 2018 году в связи с делом Беналлы парламентарии заявили о возможности вызова президента республики Эммануэля Макрона для дачи показаний перед Юридической комиссией. Эта возможность считается допустимой некоторыми экспертами по конституции, такими как Доминик Руссо : он считает, что статья 67 Конституции не препятствует комиссии по расследованию заслушивать президента Республики, поскольку она не является ни юрисдикцией, ни административным органом. Против этого выступает профессор публичного права Жан-Филипп Дерозье , считающий, что Конституция не позволяет вызывать президента республики в комиссию по расследованию.

Временный характер неприкосновенности президента республики иллюстрируется несколькими делами, касающимися Жака Ширака или Николя Саркози после истечения срока их полномочий.