Мавзолей шах фазиль кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сафед Булан была служанкой предводителя арабов – шаха Джарира. А он, согласно преданию, считался внуком пророка Мухаммеда. Арабские войска именно под его руководством и пришли в Центральную Азию, чтобы распространить новую для этих мест религию.

А на самом деле, как повествуют легенды, местные жители начали втайне собирать армию из мужчин, живущих в соседних районах. Чтобы войти в доверие, аким выдал свою единственную дочь Убайду за главного предводителя арабов. Когда отряды добровольцев были собраны, оставалось только одно – понять, когда лучше напасть. И они решили сделать это во время намаза, когда у мужчин нет при себе оружия и охраны, когда все погружаются в чтение намаза.

Дождавшись, когда арабы предадутся коллективной молитве, вооруженные отряды заговорщиков ворвались на территорию мечети. Их было очень много. Они напали на безоружных арабов и умертвили многих, отрубив им головы. В этой кровавой расправе погибли 2772 мусульманина. Местным жителям под страхом смерти запретили их хоронить.

У шаха Джарира была верная служанка – темнокожая двенадцатилетняя девушка-негритянка по имени Булан. Она не побоялась гонений со стороны язычников, которые запрещали подходить к убитым, и везде искала своего хозяина. Ей пришлось носить найденные окровавленные головы арабских миссионеров к роднику и возле огромного камня обмывать их. Легенда гласит, что, пока она перемывала все головы, от пережитого ужаса и страха ее волосы и кожа стали белыми. Поэтому ее и прозвали Сафед Булан.

С тех пор прошло уже больше десяти веков, а она так и осталась символом смелости в здешних краях. Вскоре после трагедии девочка умерла. Ее похоронили рядом с тем местом, где она омывала головы. Позже в ее честь возвели скромный кумбез. Правда, входить в него могут только женщины, потому что девочка умерла незамужней. Когда заходишь внутрь, могилу видно не сразу. Она специально прикрыта ширмой, чтобы с улицы на нее не могли посмотреть.

Но после смерти Сафед Булан история не закончилась. Шаха Джарира среди убитых девушка не нашла, потому что ему удалось спастись. Когда он со своими подчиненными увидел ворвавшихся вооруженных людей, то через потайную дверь, которая была в стене мечети, они выбрались на улицу, где с лошадьми ждала Убайда. Она хорошо знала окрестности, поэтому легко вывела мужа за город и они вернулись на его родину, на территорию нынешнего Узбекистана. Там у шаха Джарира и Убайды родился сын, которого назвали Сайф. Когда мальчик вырос, он решил продолжить дело отца спустя 40 после трагедии. Он вновь отправился в Среднюю Азию.

И стали вводиться новые правила. Народ, который принимал ислам, освобождался от оплаты подушевого налога. Кто ходил на пятничную молитву – получал две монеты. Поощрялась караванная торговля. И так постепенно почти во всех городах по караванным маршрутам начали появляться мечети, которые обслуживали купцов и миссионеров.

Сегодня это место притягивает к себе не только паломников, но и историков с архитекторами. Они стараются изучить каждую трещину и кирпичик всех этих сооружений, построенных в XI веке. Ведь время, о котором идет речь, называется эпохой Караханидов. Сооружений той эпохи на территории республики нет так уж и много. А для Кыргызстана это был период расцвета градостроительства и архитектуры.

В прошлом году это место посетила и одна из известнейших археологов Кыргызстана – Любовь Ведутова. По словам женщины, до этого она только читала о комплексе. Приехав на место, изучила Шах-Фазиль досконально.

Утверждать того, что не доказано фактами, ученые не могут. Поэтому пока есть только некоторые догадки. Например, та, что мавзолей изначально мог строиться не как мавзолей, а как обитель суфиев. Это представители течения в исламе, которые проповедовали аскетизм и повышенную духовность. Обычно они селились за пределами города, и к ним всегда за советом обращались правители. Для ученых лучший способ проверить подлинность своих догадок – провести вскрытие могилы. По результатам станет сразу понятно, к какому периоду относится захоронение, и есть ли оно там вообще. Но местные жители скорее будут против, потому что они много столетий считают это место святым.

А тем временем исторический комплекс нуждается в очередной реконструкции. На его территории не прекращаются ремонтные работы. Они начались еще в 80-х годах прошлого века. По мере поступления денег восстанавливались и ремонтировались стены и крыша мавзолея.

Высота мавзолея – 15 метров. Семь метров – ширина внутренней части, а длина внешней стороны – 11,5 метров. Общая площадь – 130 квадратных метров. Пока одно приводится в порядок, время рушит другое. Работы внутри так и остались незавершенными. Строительные леса не убраны. Уникальной и подлинной резьбы на стенах осталось только 30%. Комплекс стоит в листе ожидания ЮНЕСКО на включение его в список всемирного наследия.

Материалы по теме

Мальтийский архипелаг лежит в центральной части Средиземноморья. Люди, некогда населившие его, по-видимому, прибыли сюда в VI—V тысячелетиях до нашей эры с Сицилии, расположенной в 90 километрах к северу от Мальты. Они выбрали совсем не райский уголок.

После того, как птицы-падальщики склевывали плоть с костей, побелевших от солнца и ветра, они собирались в яму-склеп в центре башни, куда добавляли известь, чтобы позволить костям постепенно разрушаться. Весь процесс занимал почти год.

На фоне этой пирамиды в городе Чолуле даже гробницы египетских фараонов в Гизе кажутся домишками лилипутов. Однако испанские конкистадоры его не заметили.

А вот ещё:

Что животным известно о смерти?


Из-за интеллекта человек разучился жить просто и умирать спокойно. Как та самая сороконожка, которая задумалась над тем, что в данный момент делает ее тридцать пятая нога, и забыла, как передвигаться. Свободное существование в природе и естественная принадлежность ее грубым силам — то, что есть у животных и традиционно вызывает зависть человека. Мы решили разобраться в том, как животные покидают этот мир и осознают ли они смысл этого события.


Медуза Turritopsis nutricula

Благодаря трансдифференциации, умению обновлять клеточный состав, Turritopsis nutricula может двигаться вспять своему развитию, то есть вместо старости к детству. Когда это необходимо, она запускает процесс омоложения: сперва выворачивается наизнанку, поджимает щупальца, а затем постепенно абсорбирует жидкий скелет, принимая состояние бесполого полипа, обычного для начала жизненного цикла большинства представителей своего вида. После обнуления жизненных часов движение снова становится поступательным, заново включается механизм роста и Turritopsis nutricula возвращается к взрослому состоянию. И так до бесконечности.

Помимо Turritopsis nutricula в мире есть еще одно существо, чей жизненный потенциал приближается к бесконечному. Это гидра из типа стрекающих, которая обладает уникальной способностью к регенерации. Этот крошечный полип (не больше 20 мм) умеет восстанавливать организм из частей плоти.


Гидра обыкновенная Hydra vulgaris

Если его разорвать пополам, каждый из кусков скоро окажется полноценным, хватит и меньше половины — регенерация возможна от 1/200 изначального объема гидры. Теперь легко представить, как размножается полип и почему ассоциируется с древнегреческим мифологическим чудовищем.

Гидра в отличие от Turritopsis nutricula обитает в пресноводных водоемах и малоподвижна. В естественной среде эти два бессмертия не пересекаются, и, кажется, благодаря своим суперсилам уже давно должны были захватить весь мир. К счастью, океан не превратился в мезогельную жижу из медуз, а реки свободны от бесконтрольно почкующегося полипа по одной простой причине — их очень легко убить. Голод, погода и хищники берут на себя работу Геракла и возвращает справедливое распределение смерти даже туда, где эволюция, казалось бы, нашла необходимые для вечного существования лазейки.

На земле обитают и такие животные, чья жизнь продолжается по-настоящему долго.

Возраст выловленного в 2007 году у исландского побережья двустворчатого моллюска Arctica islandica составил 410 лет. Среднестатистическому жителю России этого времени хватило бы на 6,3 жизни.


Моллюск Arctica islandica

Гигантская черепаха Адвайта умерла в 2006 году, когда ей исполнилось 255 лет. К этому моменту она была практически ровесницей США, только на два года старше. Гренландский кит — рекордсмен-долгожитель среди млекопитающих, способен продержаться на плаву до двух веков. Достаточно для того, чтобы на свет появились ваши прапрапраправнуки. Американский лобстер способен дожить до 140 лет. Если, конечно, не будет подан к обеду, что чаще всего и случается. Более инертные животные — вроде определенных видов коралловых и губчатых — при идеальных условиях высиживают под водой тысячелетия. Достижение, с которым могут сравниться лишь человеческая глупость и дубы в долине Джуруба.

Поденки, маленькие крылатые насекомые, в идеальных условиях живут один день, в среднем несколько часов, минимально полчаса. Тридцать минут полета, спаривание, смерть — мимолетная и функциональная участь.


И хотя личиночная фаза у поденки длится несколько лет, полноценная особь существует в рамках своего семантического кода. Впрочем, результат у всех один. Бесповоротная остановка жизнедеятельности организма, известная как смерть, настигает мушку так же, как и гренландского кита, и Turritopsis nutricula.

Конечность физического бытия — биологический факт, универсальный для всего, что принято называть живым. В случае человека идея смерти представляется одним из базовых элементов познания мира. Она формирует сознание, поведение, искусство, экономику, религию, политику. С начала времен человек придумал свой, особый механизм смирения, спрятанный в ритуале, выработал систему чувств к неизбежному концу и до сих мечтает преодолеть его. Он максимально погружен в культуру смерти или по крайне мере хорошо о ней информирован.

Но существует ли идея смерти вне человека, что знают о ней, как различают и переживают ее другие животные?

Наблюдать смерть в дикой природе не так просто. Обычно она спрятана за убийством ради еды или борьбой за выживание. Смерть здесь навязана инстинктом самосохранения, который животные чувствует лучше, чем мы — по крайней мере, до тех пор, пока сами не перейдем от мысли к опыту. Поэтому первый очевидный уровень восприятия смерти у животных — рефлексивный, направленный на то, чтобы избежать угрозы и выжить — во чтобы то ни стало.

Его легко спутать с осознанным переживанием, особенно когда человек, подверженный иллюзии антропоморфизма, интерпретирует боль и стремление ее преодолеть как понимание смерти животным. Кошка уходит умирать в одиночестве не потому, что видит приближающийся конец — просто это слабость подсказывает ей укрыться от внешних угроз для своего здоровья. Собака воет на луну не из-за тоски по бренному — это обозначение территории или момент социального взаимодействия. Сиротливый взгляд овцы перед забоем — это не эмоция, а проекция человеческого беспокойства.

Следующий уровень переживаний находится в отношениях животного к смерти другого. Может ли животное почувствовать утрату, обратить на нее внимание, прочувствовать ее до конца и отдать моменту необходимые символические почести?

Приматы будут первыми, кто способен претендовать на эмоциональную зрелость в этом вопросе. Например, гориллы живут в группах с развитой социальной структурой, поэтому способны испытывать сложные и направленные чувства к членам своих семей. Самый яркий пример — нежелание матери расставаться с мертвым ребенком. В декабре 2011 года в национальном парке Вирунга Демократической республики Конго в семье горных горилл одна из молодых матерей никак не могла смириться со смертью своего новорожденного ребенка. В течение недели она не выпускала из рук мертвое тельце, ухаживая за ним и проявляя очевидные признаки депрессии. Такое поведение встречается и у горилл в неволе. Посетители мюнстерского зоопарка могли наблюдать в 2008 году, как горилла Гана на протяжении нескольких недель таскала с собой умершего от болезни сердца детеныша.


Горилла с мёртвым детёнышем

Подробно задокументирована смерть шимпанзе Пэнси в шотландском сафари-парке. Дряхлеющая пятидесятилетняя особь в течение нескольких дней умирала от старости, а ее семейство, несмотря на свой буйный нрав, тихо собиралось вокруг тела.

В итоге смерть была зафиксирована одним из самцов группы. Он поднял ее руки, несколько раз пнул, после чего остальные шимпанзе нашли в себе силы отойти от мертвой Пэнси. Единственной, кто остался рядом, была ее дочь Роузи. Она провела с трупом всю ночь, а на следующий день уже с помощью вернувшихся обезьян ухаживала за телом, счищая с него солому и грязь.

Потом шимпанзе забрали сотрудники парка, а семейство еще несколько дней не возвращалась на свое излюбленное место ночлежки. Более того, в течение следующей недели они вели себя неожиданно тихо и съели значительно меньше еды, чем обычно. Похожая реакция была запечатлена в 2009 году в Камеруне на уже ставшей знаменитой фотографии, где скончавшаяся от старости шимпанзе вызывает у своих соплеменников вид, близкий к поминальному.

Кроме приматов чутким отношением к смерти отличаются и слоны. До XX века существовал миф, что эти огромные травоядные животные чувствуют приближение своей гибели и уходят умирать в места, еще раньше облюбованные их предками. Кладбища слонов мечтали найти и ученые, и меркантильно мотивированные продавцы бивней, но поиски оказались либо не верифицируемы, либо безрезультатны.

Главным достижением этого мифа стал большой массив данных о предсмертных повадках животного. Больной, умирающий слон испытывает огромную жажду и в последние часы своей жизни идет по проторенному пути к водопою. Там, вдоволь напившись, он погружается в воду, где и встречает смерть. Когда такие водоемы высыхают, то в них обнаруживают останки слонов, но к масштабам, напоминающим кладбища, они все-таки не приближаются.


Слоны собрались около погибшего собрата

В миланском исследовательском институте Tethys также считают, что на смерть могут реагировать и дельфины. Ученые не раз наблюдали у самок сильную привязанность к умершим детенышам. Последний такой случай был зафиксирован в Южно-Китайском море с самкой афалина. Подобные модели поведения в разной степени выделяются у жирафов, гусей, собак и других животных с зачатками социального поведения. Они фиксируют появления чувства утраты, определенного ощущением родовой принадлежности и групповой привязанности.

Конечно, лучшим доказательством осознанных отношений к смерти у животных был бы самый глубокий уровень ее понимания — самоубийство. Но никаких серьезных исследований или примеров суицидального поведения среди животных на сегодняшний момент нет. Выбросившиеся на берег киты сбиваются с пути. Лемминги срываются с обрыва по глупой случайности. Стерильная пчела умирает, потеряв жало — не от большой смелости, а потому что не может иначе. Собаки прыгают с моста, почуяв что-то съестное.

Восприятие смерти у социальных животных не всегда связанно с инстинктом. Ее ареал выходит за пределы рефлексивного и позволяет определенным видам по-особенному выделять гибель сородичей, пусть и не используя привычный нам набор эмоциональных реакций.

Интенсивный график съемок и существование в неволе все хуже и хуже сказывались на состоянии умелой актрисы, пока наконец она не впала в депрессию. Подавленное состояние прогрессировало и привело к тому, что Кэтти свела счеты с жизнью прямо на руках О’Бэрри. Смерть наступила от асфиксии. Она попросту перестала дышать. Для того чтобы полностью прочувствовать историю Кэтти, следует понимать, что дельфины дышат сознательно, а каждый новый вздох для них — это осмысленный акт.

Есть ли у трагедии, кардинально изменивший жизнь О’Бэрри, какой-либо значимый научный фундамент, покажут лишь будущие исследования. Но всего вышеперечисленного о взаимодействиях животных со смертью уже хватит для того, чтобы засвидетельствовать — восприятие смерти у социальных животных не всегда связанно с инстинктом. Ее ареал выходит за пределы рефлексивного и позволяет определенным видам по-особенному выделять гибель сородичей, пусть и не используя привычный нам набор эмоциональных реакций. Антропоцентризм в данном случае оказывается еще обманчивее антропоморфизма, а на вопрос, переживают ли животные смерть, находится свой короткий ответ: некоторые — да, и это надо учитывать.

Сафед Булан была служанкой предводителя арабов – шаха Джарира. А он, согласно преданию, считался внуком пророка Мухаммеда. Арабские войска именно под его руководством и пришли в Центральную Азию, чтобы распространить новую для этих мест религию.

А на самом деле, как повествуют легенды, местные жители начали втайне собирать армию из мужчин, живущих в соседних районах. Чтобы войти в доверие, аким выдал свою единственную дочь Убайду за главного предводителя арабов. Когда отряды добровольцев были собраны, оставалось только одно – понять, когда лучше напасть. И они решили сделать это во время намаза, когда у мужчин нет при себе оружия и охраны, когда все погружаются в чтение намаза.

Преданная служанка и мудрый правитель: какие тайны скрывает комплекс Шах-Фазиль
Преданная служанка и мудрый правитель: какие тайны скрывает комплекс Шах-Фазиль

Дождавшись, когда арабы предадутся коллективной молитве, вооруженные отряды заговорщиков ворвались на территорию мечети. Их было очень много. Они напали на безоружных арабов и умертвили многих, отрубив им головы. В этой кровавой расправе погибли 2772 мусульманина. Местным жителям под страхом смерти запретили их хоронить.

У шаха Джарира была верная служанка – темнокожая двенадцатилетняя девушка-негритянка по имени Булан. Она не побоялась гонений со стороны язычников, которые запрещали подходить к убитым, и везде искала своего хозяина. Ей пришлось носить найденные окровавленные головы арабских миссионеров к роднику и возле огромного камня обмывать их. Легенда гласит, что, пока она перемывала все головы, от пережитого ужаса и страха ее волосы и кожа стали белыми. Поэтому ее и прозвали Сафед Булан.

С тех пор прошло уже больше десяти веков, а она так и осталась символом смелости в здешних краях. Вскоре после трагедии девочка умерла. Ее похоронили рядом с тем местом, где она омывала головы. Позже в ее честь возвели скромный кумбез. Правда, входить в него могут только женщины, потому что девочка умерла незамужней. Когда заходишь внутрь, могилу видно не сразу. Она специально прикрыта ширмой, чтобы с улицы на нее не могли посмотреть.

Преданная служанка и мудрый правитель: какие тайны скрывает комплекс Шах-Фазиль

Но после смерти Сафед Булан история не закончилась. Шаха Джарира среди убитых девушка не нашла, потому что ему удалось спастись. Когда он со своими подчиненными увидел ворвавшихся вооруженных людей, то через потайную дверь, которая была в стене мечети, они выбрались на улицу, где с лошадьми ждала Убайда. Она хорошо знала окрестности, поэтому легко вывела мужа за город и они вернулись на его родину, на территорию нынешнего Узбекистана. Там у шаха Джарира и Убайды родился сын, которого назвали Сайф. Когда мальчик вырос, он решил продолжить дело отца спустя 40 после трагедии. Он вновь отправился в Среднюю Азию.

И стали вводиться новые правила. Народ, который принимал ислам, освобождался от оплаты подушевого налога. Кто ходил на пятничную молитву – получал две монеты. Поощрялась караванная торговля. И так постепенно почти во всех городах по караванным маршрутам начали появляться мечети, которые обслуживали купцов и миссионеров.

Преданная служанка и мудрый правитель: какие тайны скрывает комплекс Шах-Фазиль

Сегодня это место притягивает к себе не только паломников, но и историков с архитекторами. Они стараются изучить каждую трещину и кирпичик всех этих сооружений, построенных в XI веке. Ведь время, о котором идет речь, называется эпохой Караханидов. Сооружений той эпохи на территории республики нет так уж и много. А для Кыргызстана это был период расцвета градостроительства и архитектуры.

Преданная служанка и мудрый правитель: какие тайны скрывает комплекс Шах-Фазиль

В прошлом году это место посетила и одна из известнейших археологов Кыргызстана – Любовь Ведутова. По словам женщины, до этого она только читала о комплексе. Приехав на место, изучила Шах-Фазиль досконально.

Утверждать того, что не доказано фактами, ученые не могут. Поэтому пока есть только некоторые догадки. Например, та, что мавзолей изначально мог строиться не как мавзолей, а как обитель суфиев. Это представители течения в исламе, которые проповедовали аскетизм и повышенную духовность. Обычно они селились за пределами города, и к ним всегда за советом обращались правители. Для ученых лучший способ проверить подлинность своих догадок – провести вскрытие могилы. По результатам станет сразу понятно, к какому периоду относится захоронение, и есть ли оно там вообще. Но местные жители скорее будут против, потому что они много столетий считают это место святым.

Преданная служанка и мудрый правитель: какие тайны скрывает комплекс Шах-Фазиль

А тем временем исторический комплекс нуждается в очередной реконструкции. На его территории не прекращаются ремонтные работы. Они начались еще в 80-х годах прошлого века. По мере поступления денег восстанавливались и ремонтировались стены и крыша мавзолея.

Высота мавзолея – 15 метров. Семь метров – ширина внутренней части, а длина внешней стороны – 11,5 метров. Общая площадь – 130 квадратных метров. Пока одно приводится в порядок, время рушит другое. Работы внутри так и остались незавершенными. Строительные леса не убраны. Уникальной и подлинной резьбы на стенах осталось только 30%. Комплекс стоит в листе ожидания ЮНЕСКО на включение его в список всемирного наследия.

Сафед Булан была служанкой предводителя арабов – шаха Джарира. А он, согласно преданию, считался внуком пророка Мухаммеда. Арабские войска именно под его руководством и пришли в Центральную Азию, чтобы распространить новую для этих мест религию.

А на самом деле, как повествуют легенды, местные жители начали втайне собирать армию из мужчин, живущих в соседних районах. Чтобы войти в доверие, аким выдал свою единственную дочь Убайду за главного предводителя арабов. Когда отряды добровольцев были собраны, оставалось только одно – понять, когда лучше напасть. И они решили сделать это во время намаза, когда у мужчин нет при себе оружия и охраны, когда все погружаются в чтение намаза.


Дождавшись, когда арабы предадутся коллективной молитве, вооруженные отряды заговорщиков ворвались на территорию мечети. Их было очень много. Они напали на безоружных арабов и умертвили многих, отрубив им головы. В этой кровавой расправе погибли 2772 мусульманина. Местным жителям под страхом смерти запретили их хоронить.

У шаха Джарира была верная служанка – темнокожая двенадцатилетняя девушка-негритянка по имени Булан. Она не побоялась гонений со стороны язычников, которые запрещали подходить к убитым, и везде искала своего хозяина. Ей пришлось носить найденные окровавленные головы арабских миссионеров к роднику и возле огромного камня обмывать их. Легенда гласит, что, пока она перемывала все головы, от пережитого ужаса и страха ее волосы и кожа стали белыми. Поэтому ее и прозвали Сафед Булан.

С тех пор прошло уже больше десяти веков, а она так и осталась символом смелости в здешних краях. Вскоре после трагедии девочка умерла. Ее похоронили рядом с тем местом, где она омывала головы. Позже в ее честь возвели скромный кумбез. Правда, входить в него могут только женщины, потому что девочка умерла незамужней. Когда заходишь внутрь, могилу видно не сразу. Она специально прикрыта ширмой, чтобы с улицы на нее не могли посмотреть.

Но после смерти Сафед Булан история не закончилась. Шаха Джарира среди убитых девушка не нашла, потому что ему удалось спастись. Когда он со своими подчиненными увидел ворвавшихся вооруженных людей, то через потайную дверь, которая была в стене мечети, они выбрались на улицу, где с лошадьми ждала Убайда. Она хорошо знала окрестности, поэтому легко вывела мужа за город и они вернулись на его родину, на территорию нынешнего Узбекистана. Там у шаха Джарира и Убайды родился сын, которого назвали Сайф. Когда мальчик вырос, он решил продолжить дело отца спустя 40 после трагедии. Он вновь отправился в Среднюю Азию.

И стали вводиться новые правила. Народ, который принимал ислам, освобождался от оплаты подушевого налога. Кто ходил на пятничную молитву – получал две монеты. Поощрялась караванная торговля. И так постепенно почти во всех городах по караванным маршрутам начали появляться мечети, которые обслуживали купцов и миссионеров.

Сегодня это место притягивает к себе не только паломников, но и историков с архитекторами. Они стараются изучить каждую трещину и кирпичик всех этих сооружений, построенных в XI веке. Ведь время, о котором идет речь, называется эпохой Караханидов. Сооружений той эпохи на территории республики нет так уж и много. А для Кыргызстана это был период расцвета градостроительства и архитектуры.

В прошлом году это место посетила и одна из известнейших археологов Кыргызстана – Любовь Ведутова. По словам женщины, до этого она только читала о комплексе. Приехав на место, изучила Шах-Фазиль досконально.

Утверждать того, что не доказано фактами, ученые не могут. Поэтому пока есть только некоторые догадки. Например, та, что мавзолей изначально мог строиться не как мавзолей, а как обитель суфиев. Это представители течения в исламе, которые проповедовали аскетизм и повышенную духовность. Обычно они селились за пределами города, и к ним всегда за советом обращались правители. Для ученых лучший способ проверить подлинность своих догадок – провести вскрытие могилы. По результатам станет сразу понятно, к какому периоду относится захоронение, и есть ли оно там вообще. Но местные жители скорее будут против, потому что они много столетий считают это место святым.

А тем временем исторический комплекс нуждается в очередной реконструкции. На его территории не прекращаются ремонтные работы. Они начались еще в 80-х годах прошлого века. По мере поступления денег восстанавливались и ремонтировались стены и крыша мавзолея.

Высота мавзолея – 15 метров. Семь метров – ширина внутренней части, а длина внешней стороны – 11,5 метров. Общая площадь – 130 квадратных метров. Пока одно приводится в порядок, время рушит другое. Работы внутри так и остались незавершенными. Строительные леса не убраны. Уникальной и подлинной резьбы на стенах осталось только 30%. Комплекс стоит в листе ожидания ЮНЕСКО на включение его в список всемирного наследия.

Мавзолей включен в комплекс культовых построек, относящихся к эпохе Караханидов (XI век). В комплекс входят: священная гора Арча-Мазар с мавзолеем Аламбердара XIX в. и пещерой святого отшельника, место казни 2700 воинов ислама, мечеть XVIII - XIX в.в., вертикально установленный камень, мавзолей Шах-Фазиль (XI в.), мавзолей Сафед-Булон, датируемый XIX в.

Наибольшую ценность комплекса представляет мавзолей Шах-Фазиль. Подобных памятников нет во всей Центральной Азии. Это квадратное сооружение выполнено в виде массивной усеченной пирамиды, на которой покоятся оригинальной формы ступенчатый барабан и высокий купол. Интерьер мавзолея от пола до потолка покрыт тонкой ганчевой резьбой.

Постройка комплекса связана с легендой о походе в эти края арабов во главе с Шах-Джариром – внуков пророка Мухаммада - для насаждения ислама. Неверные напали на мусульман во время молитвы и отрубили им головы. Темнокожая невеста Шах-Джарира Сафед-Булон была героиней, похоронившей всех павших. Аллах благословил ее, и она посветлела. Ее так стали называть – Сафед-Булон – Белая женщина.

Дело Шах-Джарира продолжил его сын – Шах-Фазиль. Он наказал неверных и продолжил насаждать свою религию в этих краях.

Весь комплекс является мусульманской святыней - местом поклонения многих паломников.

Читайте также: