Музейная педагогика и этнопедагогика кратко
Обновлено: 05.07.2024
“Если путь твой к познанию мира ведет,
Как бы ни был он долог и труден, - вперед!”.
А. Фирдоуси.
В наш век компьютерных разработок, инноваций, нанотехнологий, путешествий в космические просторы, богатства души и окружаюшего мира, перемещаются на задний план картины мироздания. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывание” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Освоение окружающего мира начинается с малого. С “путешествия” по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?
Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
Музей - это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери.
Дошкольник, приходя в музей за “красотой”, приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного.
Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества (энциклопедический словарь).
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции “мини-музеями”. Часть слова “мини” отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.
Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым, музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний - личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды. Особо важен факт, что музейные памятники не только информируют нас о прошлом, они событийны, позволяют зрителю через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.
В педагогических задачах музейной педагогики особое внимание уделено эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка. В частности:
- формированию художественных предпочтений;
- формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды;
- формированию навыков визуальной культуры;
- развитию навыков познавательной деятельности средствами театрализованной игры, в том числе и с использованием компьютера;
- развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности.
Основные принципы музейной педагогики самым непосредственным образом вытекают из общих современных требований к педагогическому процессу – это: целостность, системность, последовательность, аксиологичность, гуманизм, природосообразность, культуросообразность, интегративность и дифференцированность. Просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, организаторская, методологическая и диагностическая функции в музейной педагогике, обусловлены содержанием музейно-педагогической деятельности как совокупности систематизированных знаний в области музейного дела и образования.
Условия организации мини-музея:
- приоритетность регионального культурного наследия;
- интегративность знаний;
- удовлетворение потребностей в познании;
- диалогичность;
- развитие ребенка в деятельности;
- опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Методы и приемы мини-музея:
- наглядные;
- практические;
- исследовательские;
- игровые;
- словесные;
- опрос населения, анкетирование;
- встречи с интересными людьми.
Принципы построения музейной экспозиции:
- научности;
- любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию;
- предметности;
основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху;
коммуникативно-информационный;
- дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.
Цели и задачи мини-музея:
- реализация направления музейной педагогики;
- обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;
- обогащение познавательного процесса новыми формами;
- формирование у дошкольников представлений о музее;
- расширение кругозора;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
- формирование активной жизненной позиции (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни);
- формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- развитие творческого и логического мышления, воображения.
Формы работы:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- экспериментирование;
- прогулки-походы;
- развлечения, досуги.
Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.
Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.
Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.
В основном экспонатами мини-музеев являются объекты живой или неживой природы. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Экспонат – главное “учебное пособие” в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
В ходе подготовки экскурсии в мини – музей следует учитывать, что:
- информация должна быть объективной, научной, доступной;
- игровые приемы и упражнения – связаны по смыслу с темой экскурсии;
- эмоциональный фон экскурсии усиливается постепенно;
- вся познавательная информация предлагается в первой половине экскурсии, а во второй – организуется ее закрепление в игровой форме;
- рассказ о различных экспонатах должен иметь определенную логику;
- все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, отбирают в соответствии с основной познавательной задачей экскурсии;
- заключительная часть должна включать вручение подарков – сюрпризов, соответствующих выбранной теме;
- длительность экскурсии должна соответствовать возрасту детей и требованиям Программы воспитания и обучения в детском саду (для детей 5-го года жизни экскурсия длится 15–20 минут; 6-го – 20–25 минут; 7-го – 25–30 минут).
В мини-музее проходят нетрадиционные занятия – экскурсии в виде:
- занятий “Поле чудес” и др.
Родители являются активными помощниками в создании мини музея. Это новая форма работы с родителями. Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания. Формами взаимодействия ДОУ и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии, акции в природе, совместные спектакли, рисунки. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми – мамами, папами, бабушками, дедушками. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Исходя из слов Д.И. Фельдштейна: “Существует в нашем Большом Человеческом Мире – Мир Детства и Мир Взрослых. Хотим мы этого, или не хотим, но реально задача каждого родившегося на Земле ребенка – из Мира Детства прийти в Мир Взрослых. Проблема в том, что сделать это можно только с помощью проводника – доверенного человека из Взрослого Мира”. При конструктивном взаимодействии ребенка со значимыми взрослыми; так как именно в этом возрасте происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых, т.е. как поступают взрослые, так же поступает и ребенок. Исходя их этого, можно предположить, что педагогический вклад взрослого состоит в том, чтобы раскрыть ребенку духовно-нравственный план взаимоотношений человека с окружающим его миром. Сначала взрослый выступает здесь как посредник, налаживающий и объясняющий нравственную сторону взаимодействия ребенка с интересующими его объектами: почему нельзя сорвать цветы на клумбе, а лучше ухаживать за ними и созерцать; почему нельзя брать бабочку в ладошку, а лучше не мешать ее радостному полету; почему мы решили коллекционировать альбомы о великих художниках, а не этикетки консервных банок и т.д. Потом взрослый помогает сформировать ребенку систему ценностей, на которую тот будет опираться в своих поступках. И в идеале взрослый должен укрепить в нем любовь и воспитать уважение к жизни в разнообразных ее проявлениях. Если любовь к миру и уважение к жизни присутствуют в душе самого взрослого – это и будет главным залогом его успеха в качестве воспитателя, мудрого спутника и проводника ребенка в большой мир Взрослых. А в качестве связующего звена с миром детства мы предлагаем средства музейной педагогики, которые помогут раскрыть возрастной потенциал дошкольника с помощью новых для детей педагогических и социальных условий и способов активного познания. При таком подходе, не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубоким социокультурным смыслом, начинает играть роль воспитателя.
Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:
- видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;
- выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;
- проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;
- владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;
- эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;
- обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.
Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к экологической культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к “настоящему” музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы. Внедряя музейную педагогику в разделы художественно-эстетического развития детей, мы видим, что она побуждает детей активно и творчески мыслить, поддерживает интерес к занятиям, создает положительно-эмоциональное состояние детей, способствует развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых рождается творческая личность.
Для детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее.
Список использованной литературы
1. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица.СПб.: Наука и Техника, 2007.
2. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Программа “Кругозор” с методическими рекомендациями: Для дошкольных образовательных учреждений. СПб., 2006.
3. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н /Д: Феникс, 2004.
4. Музейно-педагогическая программа“Здравствуй, музей!”. Концепция, структура, содержание / Столяров Б.А., БойкоА.Г., Ештокина И.П. СПб., 2005.
5. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. М.: Высшая школа, 2005.
6. Пантелеева Л.В.Музей и дети. М.: Издательский Дом “Карапуз”, 2000.
7. Ребенок в музее: Новые векторы детского музейного движения. М.: РИК, 2006.
8. Столяров Б.А.Музей в пространстве культуры и образования. СПб., 2007.
9. Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.
Знаете ли вы, что музеи не только сохраняют памятники искусства и культуры, но ещё и воспитывают человека? А отвечает за это направление относительно молодая, но серьёзная наука — музейная педагогика.
Мы уже рассказывали о лучших научных музеях Москвы, Питера и других городов России. А в этой статье давайте подробнее погрузимся в технологию музейной педагогики и разберёмся, как она выглядит и какие цели и задачи решает.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Музейная педагогика: что это такое
Как возникла и что из себя представляет музейная педагогика? Давайте дадим определение:
Музейная педагогика — это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям.
Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.
Музейная педагогика выполняет следующие функции:
- культурно просвещает;
- обучает знаниям;
- воспитывает личность;
- всесторонне развивает;
- организует события и объединяет людей;
- разрабатывает эффективные методологии;
- диагностирует состояние общества и культуры.
Как возникла музейная педагогика: история
Появление музейной педагогики в области образования относят к эпохе Просвещения. Именно тогда, во времена активного развития науки и философии музей начинает занимать ключевое место в обучении представителей высшего общества.
В США с 1880-х годов возникает интерес к музею, как к образовательному пространству. В этот период музейные работники Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и других городов начинают активно сотрудничать с американскими школами. Они создают совместные проекты, направленные на научно-техническое и художественное воспитание. Даже появляется новая должность — музейный учитель.
Помимо А. Лихтварка над развитием музейной педагогики трудилось множество немецких и европейских учёных. Всё это привело к тому, что уже в 30-е годы XX века в музеях стали открывать отделы музейной педагогики и активно разрабатывать различные технологии в этой области.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Музейная педагогика в России
В нашей стране музейная педагогика стала зарождаться в конце XIX века. Тогда роль музея в образовании изучали представители экскурсионной школы — Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков и другие. А также свой вклад в развитие музейной педагогики внесли такие учёные как А.В. Луначарский, Н.И. Романов, А.В. Бакушинский и П.А. Флоренский.
После Октябрьской революции сложились благоприятные условия для эстетического воспитания народа. Решать эту задачу как раз и доверили представителям музейной педагогики. Правда, предмет исследования был довольно ограниченным — искусство, поддерживающее марксистско-ленинские идеалы.
Каждое посещение музея — это встреча с чем-то большим
Как самостоятельная научная дисциплина музейная педагогика сформировалась в СССР только в 80-90-х XX века. И в наши дни она активно развивается.
Современный расцвет музейной педагогики является результатом работы ЮНЕСКО. Именно это организация хотела привлечь детей и юношей в музей, а потому использовала достижения новой науки и инициировала дальнейшие исследования.
Цели и задачи музейной педагогики
Музейная педагогика — это своеобразный мост между музеями и современными учащимися. Именно она отвечает за поиск эффективных форм коммуникации и развитие творческих способностей личности. Поэтому перед ней стоят важные цели и задачи.
Цель музейной педагогики — построить грамотный диалог между взрослыми и детьми в музейном пространстве и помочь юным посетителям развивать исследовательские, познавательные и созидательные стремления.
Чтобы достичь столь ответственную цель, научная дисциплина должна решать следующие задачи:
- формировать представление о музее, его функциях и возможностях;
- развивать художественные навыки и творческие способности у детей;
- создавать условия для развития визуальной культуры;
- увеличивать количество познавательных форм и инструментов;
- расширять кругозор и знания о мире;
- формировать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать исследовательские умения и навыки;
- прививать любознательность, любовь к жизни и стремление быть активным.
Научиться понимать искусство можно в любом возрасте
Принципы развития музейной педагогики
Как и другие научные дисциплины, музейная педагогика не может развиваться сама по себе. Для этого необходимо соблюдать определённые принципы и условия. Среди них:
- удовлетворять познавательный голод аудитории;
- подходить к развитию знаний целостно и системно;
- соблюдать последовательность;
- ориентироваться на гуманистические ценности;
- интегрировать и совмещать разные знания;
- общаться с детьми и взрослыми через диалог и деятельность;
- делать акцент на культурную составляющую.
Формы музейной педагогики
Музейная педагогика использует разные формы работы. Многие из них пришли непосредственно из классической педагогики, а другие — это специфические наработки, применяемые только в данной дисциплине.
Давайте рассмотрим, какие формы работы в музейной педагогике существуют и по каким видам они разделяются:
Формы работы по адресату: | Формы работы по видам занятий: | ||
работа с педагогами; | консультации; | практические занятия; | прогулки или путешествия; |
работа с родителями; | семинары-практикумы; | тематические беседы; | работа с музейными экспонатами; |
работа с детьми. | творческие конкурсы; | разнообразные экскурсии; | превращение в известного героя; |
рекомендации по проведению уроков; | интеллектуальные викторины; | театрализованные постановки; | |
сотрудничество; | познавательные квесты; | игровые ситуации. |
Это далеко не все занятия в музейной педагогике, которые могут использовать работники, чтобы взаимодействовать с педагогами, детьми и их родителями. Главное, что эти формы работы помогают думать, активно участвовать в происходящем и сопереживать героям. А значит, проникаться культурой и искусством.
Важно помнить, что необходимо не только предложить интересное задание детям, но и мотивировать их участвовать. С этой целью можно рассказать удивительный факт, поставить учащимся увлекательную задачу или озвучить проблему, которую обязательно надо решить всем вместе.
Если так подходить к организации первых походов в музей, ребёнок будет понимать, зачем их посещать, научится получать удовольствие и в будущем будет сам стремиться ходить на художественные выставки и в арт-галереи.
Любовь к искусству стоит прививать с детства
Где развивают музейную педагогику в России
Хотите получить знания по музейной педагогике? В России есть образовательные центры, которые занимаются развитием данной научной дисциплины. Вот некоторые из них:
Мы рассмотрели, что такое музейная педагогика, какие цели и задачи она решает и какие формы использует в своей деятельности. Теперь вы знаете, зачем ходить в музеи и как делать это с пользой. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, обращайтесь к наш студенческий сервис.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
"Музейная педагогика в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста"
“ Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и учитель должен заботиться о воспитани у своих детей чувства безграничной любви к Родине, “уважения к прошлому”. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир”.
(В. А. Сухомлинский)
В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. Мы убеждены, что в стандарте дошкольного образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием своего края.
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре. Это направление успешно реализуется в нашем детском саду.
Наш детский сад русскоязычный, но в нем воспитываются дети разных национальностей: русские, татары, удмурты, мариицы, башкиры, чуваши и другие . Эта особенность определила содержание и направленность музея.
Особый интерес у детей вызывает коллекция костюмов. В старину татарский женский костюм состоял из свободной, расширяющейся книзу просторной рубахи (к ү лм ә к), поверх которой надевался камзол. Эти костюмы востребованы на фольклорно-музыкальных вечерах, праздничных утренниках, при встрече дорогих гостей, а также для выступления на городских фестивалях детского творчества.
Как часть национального костюма узорные кожаные ичиги (читек), туфли (ч ү эк) пользовались большим спросом не только среди населения края, но и далеко за его пределами. Дошкольников мы знакомим с искусством кожаной мозаики, и они понимают, что это очень тонкая, кропотливая ручная работа, а вышивание красивых калфаков, платков - увлекательное, духовно богатое занятие и для детей, и для взрослых.
Интересно и занимательно проходят у нас национальные праздники: “Дуслык бәйрәме”, “Нәүрүз”, “Сабантуй”, “Җирнең матурлыгы - әниләрдә”, “Тел күңелнең көзгесе”, где дети и родители принимают активное участие в народных играх и забавах. Во всех формах работы, организованных на базе музея, непременно присутствует тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего.
“ Тот , кто не знает прошлого – не видит будущего”! Этот лозунг как никогда актуален. В ходе работы мы пришли к выводу: чем раньше ребенок почувствует свои корни, “корни памяти”, тем охотнее он будет обращаться к опыту и знаниям людей, живущих в далекие времена, научиться чтить память своих предков. К сожалению ни книга, ни мультфильм, ни кинофильм, какими бы яркими, красочными они не были, не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине. А музей по прежнему остается уникальным незаменимым проводником в мир истории и культуры.
Включение музейной педагогики в систему духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста позволяет решить проблему удаленности детского сада от культурных центров города, дополняет и обогащает педагогический процесс новыми формами организации творческой деятельности, современным содержанием с учетом историко-культурного наследия региона.
Музейная педагогика – научная дисциплина, рассматривающая музей в качестве образовательной системы и находящаяся на стыке музееведения, психологии и педагогики.
Данная наука зародилась в начале прошлого столетия и приняла на себя посредническую роль между учащимися и искусством. В качестве особой области знаний музейная педагогика начинает формироваться в мире после 1960 года, а в России только в начале 70-х годов.
Музейная педагогика сегодня развивается, решая проблемы музейной коммуникации. Она направлена на активизацию творческих способностей личности и служит средством творческой самореализации детей. Музейная педагогика инициирует личностно-ориентированное образование и воспитание.
Музейная педагогика представляет собой область образовательно-воспитательной деятельности, направленной на формирование у детей ценностного отношения к окружающей действительности.
Цель и задачи музейной педагогики
Цель музейной педагогики заключается в построении диалогического взаимодействия взрослых и воспитанников в музейной среде, которая способствует развитию исследовательской, созидательной, познавательной деятельности у детей.
Основные задачи музейной педагогики состоят в следующем:
- реализация направленности музейной педагогики;
- насыщение предметно-развивающей среды;
- обогащение новыми формами процесса познания;
- формирование у учащихся представлений о музее;
- расширение кругозора и представлений о мире;
- развитие познавательной деятельности и познавательных способностей;
- формирование исследовательских навыков и умений;
- формирование активной жизненной позиции.
Условия развития музейной педагогики
Готовые работы на аналогичную тему
Музейная педагогика, как и любая другая наука, может развиваться только при выполнении определенных условий, в частности:
- приоритетность культурного наследия региона;
- интегративность знаний;
- удовлетворение потребности в познании;
- диалогичность;
- развитие детей через деятельность;
- опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Формы работы
В музейной педагогике существуют различные формы работы, как общие для педагогики в целом, так и специфические. Вся работа делиться на:
- работу с педагогами;
- работу с родителями;
- работу непосредственно с детьми.
Данные виды работы могут проводиться в следующих формах:
- консультации,
- рекомендации по организации музейных уроков,
- семинары-практикумы,
- конкурсы-смотры,
- познавательное сотрудничество,
- аналитическое сотрудничество,
- сотрудничество в сфере музейной педагогики,
- занятия,
- беседы,
- экскурсии,
- прогулки-походы,
- экспериментирование.
В музейной педагогике для активизации деятельности используют новые формы организации работы с детьми в рамках музейного образования и воспитания. Уроки могут проходить в следующих формах:
В практической деятельности в рамках музейной педагогики достаточно эффективно использование интерактивных форм работы, таких как:
- представление экскурсовода в виде какого-либо героя;
- театрализация;
- игровая ситуация.
Данные формы работы побуждают детей думать, анализировать культурные факты, переживать, что провоцирует формирование инициативной, свободной и творческой личности.
Раскрыть детям предметный мир помогут активные методы, построенные на базе того, что ученики не просто смотрят, слушают, выполняют определенные задания, но и активно действуют, принимают участие в мероприятиях.
Каждое занятие обязательно должно сопровождаться мотивацией и актуализации знаний. Если ребёнок не поймёт цель нахождения в музее и необходимость этого, то дальнейшая деятельность будет малоэффективной.
Читайте также: