Музейная педагогика и этнопедагогика кратко

Обновлено: 05.07.2024

“Если путь твой к познанию мира ведет,
Как бы ни был он долог и труден, - вперед!”.
А. Фирдоуси.

В наш век компьютерных разработок, инноваций, нанотехнологий, путешествий в космические просторы, богатства души и окружаюшего мира, перемещаются на задний план картины мироздания. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывание” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

Освоение окружающего мира начинается с малого. С “путешествия” по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?

Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

Музей - это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери.

Дошкольник, приходя в музей за “красотой”, приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного.

Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества (энциклопедический словарь).

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции “мини-музеями”. Часть слова “мини” отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым, музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний - личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды. Особо важен факт, что музейные памятники не только информируют нас о прошлом, они событийны, позволяют зрителю через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.

В педагогических задачах музейной педагогики особое внимание уделено эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка. В частности:

- формированию художественных предпочтений;

- формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды;

- формированию навыков визуальной культуры;

- развитию навыков познавательной деятельности средствами театрализованной игры, в том числе и с использованием компьютера;

- развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности.

Основные принципы музейной педагогики самым непосредственным образом вытекают из общих современных требований к педагогическому процессу – это: целостность, системность, последовательность, аксиологичность, гуманизм, природосообразность, культуросообразность, интегративность и дифференцированность. Просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, организаторская, методологическая и диагностическая функции в музейной педагогике, обусловлены содержанием музейно-педагогической деятельности как совокупности систематизированных знаний в области музейного дела и образования.

Условия организации мини-музея:
- приоритетность регионального культурного наследия;
- интегративность знаний;
- удовлетворение потребностей в познании;
- диалогичность;
- развитие ребенка в деятельности;
- опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Методы и приемы мини-музея:
- наглядные;
- практические;
- исследовательские;
- игровые;
- словесные;
- опрос населения, анкетирование;
- встречи с интересными людьми.

Принципы построения музейной экспозиции:
- научности;
- любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию;
- предметности;
основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху;
коммуникативно-информационный;
- дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.

Цели и задачи мини-музея:
- реализация направления музейной педагогики;
- обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;
- обогащение познавательного процесса новыми формами;
- формирование у дошкольников представлений о музее;
- расширение кругозора;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
- формирование активной жизненной позиции (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни);
- формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- развитие творческого и логического мышления, воображения.

Формы работы:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- экспериментирование;
- прогулки-походы;
- развлечения, досуги.

Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.

В основном экспонатами мини-музеев являются объекты живой или неживой природы. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

Экспонат – главное “учебное пособие” в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

В ходе подготовки экскурсии в мини – музей следует учитывать, что:

- информация должна быть объективной, научной, доступной;

- игровые приемы и упражнения – связаны по смыслу с темой экскурсии;

- эмоциональный фон экскурсии усиливается постепенно;

- вся познавательная информация предлагается в первой половине экскурсии, а во второй – организуется ее закрепление в игровой форме;

- рассказ о различных экспонатах должен иметь определенную логику;

- все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, отбирают в соответствии с основной познавательной задачей экскурсии;

- заключительная часть должна включать вручение подарков – сюрпризов, соответствующих выбранной теме;

- длительность экскурсии должна соответствовать возрасту детей и требованиям Программы воспитания и обучения в детском саду (для детей 5-го года жизни экскурсия длится 15–20 минут; 6-го – 20–25 минут; 7-го – 25–30 минут).

В мини-музее проходят нетрадиционные занятия – экскурсии в виде:

- занятий “Поле чудес” и др.

Родители являются активными помощниками в создании мини музея. Это новая форма работы с родителями. Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания. Формами взаимодействия ДОУ и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии, акции в природе, совместные спектакли, рисунки. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми – мамами, папами, бабушками, дедушками. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Исходя из слов Д.И. Фельдштейна: “Существует в нашем Большом Человеческом Мире – Мир Детства и Мир Взрослых. Хотим мы этого, или не хотим, но реально задача каждого родившегося на Земле ребенка – из Мира Детства прийти в Мир Взрослых. Проблема в том, что сделать это можно только с помощью проводника – доверенного человека из Взрослого Мира”. При конструктивном взаимодействии ребенка со значимыми взрослыми; так как именно в этом возрасте происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых, т.е. как поступают взрослые, так же поступает и ребенок. Исходя их этого, можно предположить, что педагогический вклад взрослого состоит в том, чтобы раскрыть ребенку духовно-нравственный план взаимоотношений человека с окружающим его миром. Сначала взрослый выступает здесь как посредник, налаживающий и объясняющий нравственную сторону взаимодействия ребенка с интересующими его объектами: почему нельзя сорвать цветы на клумбе, а лучше ухаживать за ними и созерцать; почему нельзя брать бабочку в ладошку, а лучше не мешать ее радостному полету; почему мы решили коллекционировать альбомы о великих художниках, а не этикетки консервных банок и т.д. Потом взрослый помогает сформировать ребенку систему ценностей, на которую тот будет опираться в своих поступках. И в идеале взрослый должен укрепить в нем любовь и воспитать уважение к жизни в разнообразных ее проявлениях. Если любовь к миру и уважение к жизни присутствуют в душе самого взрослого – это и будет главным залогом его успеха в качестве воспитателя, мудрого спутника и проводника ребенка в большой мир Взрослых. А в качестве связующего звена с миром детства мы предлагаем средства музейной педагогики, которые помогут раскрыть возрастной потенциал дошкольника с помощью новых для детей педагогических и социальных условий и способов активного познания. При таком подходе, не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубоким социокультурным смыслом, начинает играть роль воспитателя.

Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:

- видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;

- выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;

- проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;

- владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;

- эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;

- обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к экологической культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к “настоящему” музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы. Внедряя музейную педагогику в разделы художественно-эстетического развития детей, мы видим, что она побуждает детей активно и творчески мыслить, поддерживает интерес к занятиям, создает положительно-эмоциональное состояние детей, способствует развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых рождается творческая личность.

Для детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее.

Список использованной литературы

1. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица.СПб.: Наука и Техника, 2007.

2. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Программа “Кругозор” с методическими рекомендациями: Для дошкольных образовательных учреждений. СПб., 2006.

3. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н /Д: Феникс, 2004.

4. Музейно-педагогическая программа“Здравствуй, музей!”. Концепция, структура, содержание / Столяров Б.А., БойкоА.Г., Ештокина И.П. СПб., 2005.

5. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. М.: Высшая школа, 2005.

6. Пантелеева Л.В.Музей и дети. М.: Издательский Дом “Карапуз”, 2000.

7. Ребенок в музее: Новые векторы детского музейного движения. М.: РИК, 2006.

8. Столяров Б.А.Музей в пространстве культуры и образования. СПб., 2007.

9. Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.

Музейная педагогика: цели, задачи, формы образования

Знаете ли вы, что музеи не только сохраняют памятники искусства и культуры, но ещё и воспитывают человека? А отвечает за это направление относительно молодая, но серьёзная наука — музейная педагогика.

Мы уже рассказывали о лучших научных музеях Москвы, Питера и других городов России. А в этой статье давайте подробнее погрузимся в технологию музейной педагогики и разберёмся, как она выглядит и какие цели и задачи решает.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Музейная педагогика: что это такое

Как возникла и что из себя представляет музейная педагогика? Давайте дадим определение:

Музейная педагогика — это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям.

Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Музейная педагогика выполняет следующие функции:

  • культурно просвещает;
  • обучает знаниям;
  • воспитывает личность;
  • всесторонне развивает;
  • организует события и объединяет людей;
  • разрабатывает эффективные методологии;
  • диагностирует состояние общества и культуры.

Как возникла музейная педагогика: история

Появление музейной педагогики в области образования относят к эпохе Просвещения. Именно тогда, во времена активного развития науки и философии музей начинает занимать ключевое место в обучении представителей высшего общества.

В США с 1880-х годов возникает интерес к музею, как к образовательному пространству. В этот период музейные работники Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и других городов начинают активно сотрудничать с американскими школами. Они создают совместные проекты, направленные на научно-техническое и художественное воспитание. Даже появляется новая должность — музейный учитель.

Помимо А. Лихтварка над развитием музейной педагогики трудилось множество немецких и европейских учёных. Всё это привело к тому, что уже в 30-е годы XX века в музеях стали открывать отделы музейной педагогики и активно разрабатывать различные технологии в этой области.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Музейная педагогика в России

В нашей стране музейная педагогика стала зарождаться в конце XIX века. Тогда роль музея в образовании изучали представители экскурсионной школы — Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков и другие. А также свой вклад в развитие музейной педагогики внесли такие учёные как А.В. Луначарский, Н.И. Романов, А.В. Бакушинский и П.А. Флоренский.

После Октябрьской революции сложились благоприятные условия для эстетического воспитания народа. Решать эту задачу как раз и доверили представителям музейной педагогики. Правда, предмет исследования был довольно ограниченным — искусство, поддерживающее марксистско-ленинские идеалы.


Каждое посещение музея — это встреча с чем-то большим

Как самостоятельная научная дисциплина музейная педагогика сформировалась в СССР только в 80-90-х XX века. И в наши дни она активно развивается.

Современный расцвет музейной педагогики является результатом работы ЮНЕСКО. Именно это организация хотела привлечь детей и юношей в музей, а потому использовала достижения новой науки и инициировала дальнейшие исследования.

Цели и задачи музейной педагогики

Музейная педагогика — это своеобразный мост между музеями и современными учащимися. Именно она отвечает за поиск эффективных форм коммуникации и развитие творческих способностей личности. Поэтому перед ней стоят важные цели и задачи.

Цель музейной педагогики — построить грамотный диалог между взрослыми и детьми в музейном пространстве и помочь юным посетителям развивать исследовательские, познавательные и созидательные стремления.

Чтобы достичь столь ответственную цель, научная дисциплина должна решать следующие задачи:

  • формировать представление о музее, его функциях и возможностях;
  • развивать художественные навыки и творческие способности у детей;
  • создавать условия для развития визуальной культуры;
  • увеличивать количество познавательных форм и инструментов;
  • расширять кругозор и знания о мире;
  • формировать интерес к познанию окружающего мира;
  • развивать исследовательские умения и навыки;
  • прививать любознательность, любовь к жизни и стремление быть активным.


Научиться понимать искусство можно в любом возрасте

Принципы развития музейной педагогики

Как и другие научные дисциплины, музейная педагогика не может развиваться сама по себе. Для этого необходимо соблюдать определённые принципы и условия. Среди них:

  • удовлетворять познавательный голод аудитории;
  • подходить к развитию знаний целостно и системно;
  • соблюдать последовательность;
  • ориентироваться на гуманистические ценности;
  • интегрировать и совмещать разные знания;
  • общаться с детьми и взрослыми через диалог и деятельность;
  • делать акцент на культурную составляющую.

Формы музейной педагогики

Музейная педагогика использует разные формы работы. Многие из них пришли непосредственно из классической педагогики, а другие — это специфические наработки, применяемые только в данной дисциплине.

Давайте рассмотрим, какие формы работы в музейной педагогике существуют и по каким видам они разделяются:

Формы работы по адресату: Формы работы по видам занятий:
работа с педагогами; консультации; практические занятия; прогулки или путешествия;
работа с родителями; семинары-практикумы; тематические беседы; работа с музейными экспонатами;
работа с детьми. творческие конкурсы; разнообразные экскурсии; превращение в известного героя;
рекомендации по проведению уроков; интеллектуальные викторины; театрализованные постановки;
сотрудничество; познавательные квесты; игровые ситуации.

Это далеко не все занятия в музейной педагогике, которые могут использовать работники, чтобы взаимодействовать с педагогами, детьми и их родителями. Главное, что эти формы работы помогают думать, активно участвовать в происходящем и сопереживать героям. А значит, проникаться культурой и искусством.

Важно помнить, что необходимо не только предложить интересное задание детям, но и мотивировать их участвовать. С этой целью можно рассказать удивительный факт, поставить учащимся увлекательную задачу или озвучить проблему, которую обязательно надо решить всем вместе.

Если так подходить к организации первых походов в музей, ребёнок будет понимать, зачем их посещать, научится получать удовольствие и в будущем будет сам стремиться ходить на художественные выставки и в арт-галереи.


Любовь к искусству стоит прививать с детства

Где развивают музейную педагогику в России

Хотите получить знания по музейной педагогике? В России есть образовательные центры, которые занимаются развитием данной научной дисциплины. Вот некоторые из них:

Мы рассмотрели, что такое музейная педагогика, какие цели и задачи она решает и какие формы использует в своей деятельности. Теперь вы знаете, зачем ходить в музеи и как делать это с пользой. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, обращайтесь к наш студенческий сервис.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

"Музейная педагогика в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста"

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и учитель должен заботиться о воспитани у своих детей чувства безграничной любви к Родине, “уважения к прошлому”. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир”.

(В. А. Сухомлинский)

В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. Мы убеждены, что в стандарте дошкольного образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием своего края.

Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре. Это направление успешно реализуется в нашем детском саду.

Наш детский сад русскоязычный, но в нем воспитываются дети разных национальностей: русские, татары, удмурты, мариицы, башкиры, чуваши и другие . Эта особенность определила содержание и направленность музея.

Особый интерес у детей вызывает коллекция костюмов. В старину татарский женский костюм состоял из свободной, расширяющейся книзу просторной рубахи (к ү лм ә к), поверх которой надевался камзол. Эти костюмы востребованы на фольклорно-музыкальных вечерах, праздничных утренниках, при встрече дорогих гостей, а также для выступления на городских фестивалях детского творчества.

Как часть национального костюма узорные кожаные ичиги (читек), туфли (ч ү эк) пользовались большим спросом не только среди населения края, но и далеко за его пределами. Дошкольников мы знакомим с искусством кожаной мозаики, и они понимают, что это очень тонкая, кропотливая ручная работа, а вышивание красивых калфаков, платков - увлекательное, духовно богатое занятие и для детей, и для взрослых.

Интересно и занимательно проходят у нас национальные праздники: “Дуслык бәйрәме”, “Нәүрүз”, “Сабантуй”, “Җирнең матурлыгы - әниләрдә”, “Тел күңелнең көзгесе”, где дети и родители принимают активное участие в народных играх и забавах. Во всех формах работы, организованных на базе музея, непременно присутствует тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего.

“ Тот , кто не знает прошлого – не видит будущего”! Этот лозунг как никогда актуален. В ходе работы мы пришли к выводу: чем раньше ребенок почувствует свои корни, “корни памяти”, тем охотнее он будет обращаться к опыту и знаниям людей, живущих в далекие времена, научиться чтить память своих предков. К сожалению ни книга, ни мультфильм, ни кинофильм, какими бы яркими, красочными они не были, не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине. А музей по прежнему остается уникальным незаменимым проводником в мир истории и культуры.

Включение музейной педагогики в систему духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста позволяет решить проблему удаленности детского сада от культурных центров города, дополняет и обогащает педагогический процесс новыми формами организации творческой деятельности, современным содержанием с учетом историко-культурного наследия региона.

Музейная педагогика – научная дисциплина, рассматривающая музей в качестве образовательной системы и находящаяся на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Данная наука зародилась в начале прошлого столетия и приняла на себя посредническую роль между учащимися и искусством. В качестве особой области знаний музейная педагогика начинает формироваться в мире после 1960 года, а в России только в начале 70-х годов.

Музейная педагогика сегодня развивается, решая проблемы музейной коммуникации. Она направлена на активизацию творческих способностей личности и служит средством творческой самореализации детей. Музейная педагогика инициирует личностно-ориентированное образование и воспитание.

Музейная педагогика представляет собой область образовательно-воспитательной деятельности, направленной на формирование у детей ценностного отношения к окружающей действительности.

Цель и задачи музейной педагогики

Цель музейной педагогики заключается в построении диалогического взаимодействия взрослых и воспитанников в музейной среде, которая способствует развитию исследовательской, созидательной, познавательной деятельности у детей.

Основные задачи музейной педагогики состоят в следующем:

  • реализация направленности музейной педагогики;
  • насыщение предметно-развивающей среды;
  • обогащение новыми формами процесса познания;
  • формирование у учащихся представлений о музее;
  • расширение кругозора и представлений о мире;
  • развитие познавательной деятельности и познавательных способностей;
  • формирование исследовательских навыков и умений;
  • формирование активной жизненной позиции.

Условия развития музейной педагогики

Готовые работы на аналогичную тему

Музейная педагогика, как и любая другая наука, может развиваться только при выполнении определенных условий, в частности:

  • приоритетность культурного наследия региона;
  • интегративность знаний;
  • удовлетворение потребности в познании;
  • диалогичность;
  • развитие детей через деятельность;
  • опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Формы работы

В музейной педагогике существуют различные формы работы, как общие для педагогики в целом, так и специфические. Вся работа делиться на:

  • работу с педагогами;
  • работу с родителями;
  • работу непосредственно с детьми.

Данные виды работы могут проводиться в следующих формах:

  • консультации,
  • рекомендации по организации музейных уроков,
  • семинары-практикумы,
  • конкурсы-смотры,
  • познавательное сотрудничество,
  • аналитическое сотрудничество,
  • сотрудничество в сфере музейной педагогики,
  • занятия,
  • беседы,
  • экскурсии,
  • прогулки-походы,
  • экспериментирование.

В музейной педагогике для активизации деятельности используют новые формы организации работы с детьми в рамках музейного образования и воспитания. Уроки могут проходить в следующих формах:

В практической деятельности в рамках музейной педагогики достаточно эффективно использование интерактивных форм работы, таких как:

  • представление экскурсовода в виде какого-либо героя;
  • театрализация;
  • игровая ситуация.

Данные формы работы побуждают детей думать, анализировать культурные факты, переживать, что провоцирует формирование инициативной, свободной и творческой личности.

Раскрыть детям предметный мир помогут активные методы, построенные на базе того, что ученики не просто смотрят, слушают, выполняют определенные задания, но и активно действуют, принимают участие в мероприятиях.

Каждое занятие обязательно должно сопровождаться мотивацией и актуализации знаний. Если ребёнок не поймёт цель нахождения в музее и необходимость этого, то дальнейшая деятельность будет малоэффективной.

Читайте также: