Транспорт европейского севера кратко

Обновлено: 30.06.2024

Крупнейший регион Российской Федерации – Европейский Север занимает 9% от всей площади страны (1466 тыс. км2). Но при этом он считается самым малочисленным по населению. В его состав входит Карелия, Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельская, Мурманская и Вологодская области.

План урока:

Географическое положение

Европейский Север имеет достаточно выгодное географическое положение. Этому сопутствует несколько факторов:

  • прямой выход в Баренцево, Белое и Карское моря;
  • граничит с центральными районами Российской Федерации – Европейский Центр, Урал, Северо-Запад, которые в свою очередь считаются одними из самых промышленно развитых. В этих районах сосредоточено около 50% населения страны, производится большое количество продукции;
  • на западе Европейский Север граничит с Норвегией и Финляндией. Это позволяет развивать экономические связи с одними из самых развитых стран Европы.

Особенности природы

Познакомимся с природой и ресурсами Европейского Севера, узнаем, чем богат регион и для чего используется.

Характер поверхности

В центре Кольского полуострова находятся горные массивы, или тундры, как их прозвали местные жители – Волчьи, Сальные, Мончетундра, Хибинские, Ловозерские.

Передвигаясь с севера на юг региона, можно заметить постепенное изменение почвы и растительности. Например, тундра постепенно переходит в лесотундру, затем появляется зона тайги и смешанных лесов. Не менее 42% поверхности региона покрыто лесами. Здесь представлены как хвойные, так и лиственные породы. Многие травяные культуры считаются целебными. Для сохранения северной территории в регионе создано множество заповедных зон.

Климат

Климат Европейского Севера характеризуется как суровый, так как частично регион расположен за пределами полярного круга. Здесь существует полярная ночь, ее протяженность достигает 64 дней. Практически для всех районов характерна высокая влажность и незначительная испаряемость, именно поэтому водных ресурсов здесь более чем предостаточно. В зимнее время температура воздуха может опускаться ниже -50 градусов. Для региона характерны сильные ветры и метели. Существуют области с многолетней мерзлотой.

Лето жарким не бывает, средние температурные показатели летних месяцев +18 градусов. Большая часть осадков приходится на летнее и осеннее время. Значительная часть Европейского Севера лежит в зоне субарктического климата. Здесь не самые благоприятные условия жизни для людей.

Внутренние воды

Поверхность Европейского Севера покрыта многочисленными реками и озерами, большая часть из которых соединяется между собой протоками и каналами. К внутренним водам региона относят реки – Северная Двина, Мезень, Вычегда, Печора, Онега. Белое море соединено с Каспийским благодаря Северо-Двинской речной системе. Беломоро-Балтийская система соединяет Белое и Балтийское моря.

Реки, озера и моря Европейского Севера отличаются разнообразием подводной флоры и фауны. В регионе обитают камбала, навага, семга, треска, сельдь. В Белом море сосредоточено около 200 видов различных водорослей. По морям, которые омывают территорию Европейского Севера, проходят важные транспортные пути внутреннего и международного значения.

В составе внутренних вод Европейского Севера важное значение имеет Беломоро-Балтийский канал. В эксплуатацию его ввели в 1933 году. Общая протяженность 227 км. Благодаря каналу удалось наладить поставки природных ресурсов Карелии и Кольского полуострова к пунктам переработки.

Природные ресурсы

Европейский Север богат природными ресурсами. В горных массивах на Кольском полуострове образовалось множество минералов. Главное богатство Хибинских гор – апатито-нефелиновые руды.

Также на полуострове обнаружены запасы цезия и тантала, медно-никелево-кобальтовых руд, кианиты. Крупнейшие залежи железных руд – Оленегорское, Ковдорское, Костомукшенское. Есть запасы слюды. В Южной Карелии добывают ценные строительные камни. Например, мрамор и гранит из Карелии использовали при строительстве станций метро в Москве и Санкт-Петербурге.

Природные ресурсы Карелии славятся водными и лесными богатствами. Именно здесь расположены одни из крупнейших озер страны - Онежское и Ладожское. На многочисленных реках строят ГЭС, которые на 77% обеспечивают регион электричеством. 18% территории покрыто болотами, в которых сосредоточены значительные запасы торфа. Крупнейшее месторождение железных руд в Карелии – Костомукшское, оно обеспечивает сырьем Череповецкий комбинат в Вологодской области. В Медвежьегорске добывают самоцветы. Есть залежи слюды, шунгита, полевого шпата, титановых руд.

Для республики Коми характерны большие запасы энергетических руд – каменный уголь, нефть, газ. Также добывают горючие сланцы, титановые руды, бокситы, асфальтиты, каменную соль.

Природные ресурсы Архангельской области представлены лесами. 1/3 часть российского экспорта леса идет именно через эту область. Имеются небольшие запасы строительной глины, бокситов. Недалеко от Архангельска найдено одно из крупнейших в мире месторождений алмазов.

В Вологодской области добывают только торф, который используется для местных потребностей.

Население Европейского Севера

Регион Европейский Север считается одним из самых многонациональных в России. Здесь живут финны, ненцы, коми, карелы, саамы, представители славянской группы индоевропейской семьи. Население Европейского Севера России включает 39 коренных народов. Однако как показывает статистика численность некоторых народностей в последние годы стремительно идет вниз.

На сегодняшний день самыми малочисленными коренными населениями Европейского Севера России являются ленские и обские старожилы, походчане, затундренные крестьяне, карыми, кержаки, индигирщики.

Несмотря на многонациональность, большая часть жителей исповедует христианство. Лишь некоторые ненцы и саамы являются язычниками.

Заселение территории Европейского Севера происходило постепенно. Наиболее динамично эти процессы наблюдались в ХХ веке. По данным за 2018 год численность населения Севера России составила 4,6 млн. человек. Это примерно 3% от общего числа жителей страны. Если посмотреть на особенности размещения населения в зоне Европейского Севера, то видно, что территория заселена неравномерно. Средняя плотность населения здесь составляет 4 человека на 1 квадратный километр. Это практически в 2 раза меньше, чем средние показатели по России.

На население городов Европейского Севера приходится 76% от общей численности региона. Система сельских поселений района развита слабо. Кроме того здесь неблагоприятные условия для ведения сельскохозяйственной деятельности. Больше всего городского населения в Мурманской области – 92%. Крупнейшие города Европейского Севера – Мурманск, Архангельск, Вологда, Череповец, численность населения в них превышает 300 тыс. человек.

Промышленность Европейского Севера

Еще одним важным фактором развития хозяйства стало создание в Мурманске рыбного порта и большой рыбной флотилии.

После войны начал функционировать Череповецкий комбинат – предприятие черной металлургии. В качестве сырья он использует руды Кольского полуострова и коксующиеся угли Печорского бассейна. Несмотря на то, что сырьевая и топливная база расположены достаточно далеко, производить металл на комбинате выгодно, так как готовая продукция поставляется в Москву и Санкт-Петербург.

Итак, ведущими отраслями промышленности Европейского Севера являются:

  • лесная промышленность – исторически сложилось, что заготовка леса велась по берегам сплавных рек – Северная Двина, Онега. А после строительства железных дорог – в зонах, приближенных к ним. Именно поэтому запасы древесины в этих районах сильно истощились. Основной центр по заготовке древесины – Архангельск, большая часть продукции уходит на экспорт. В Сыктывкаре, Кондопоге и Сегеже находятся лесопромышленные комплексы и целлюлозно-бумажные комбинаты. Из-за устаревшего оборудования и несовершенных очистных систем предприятия считаются крупнейшими загрязнителями воздуха и рек;
  • топливно-энергетический комплекс – речная сеть Европейского Севера отлично подходит для строительства небольших, но эффективных гидроэлектростанций. Крупнейшие из них находятся на реках Туломе, Ниве, Ковде, Вороньей, Пазе. На базе Печорских углей функционируют тепловые электростанции. Около озера Имандра работает Кольская АЭС. В Кислой губе единственная в России станция, которая использует энергию приливов и отливов – Кислогубская ПЭС;
  • металлургия – еще одна важная отрасль промышленности. В Кольско-Карельском подрайоне работают предприятия по производству меди, никеля, кобальта. Руда для них поставляется из Норильска. На юге Кольского полуострова находятся два алюминиевых завода. Череповецкий завод занимает 1 место в Российской Федерации по производству листового проката. Его продукция отправляется на судостроительные заводы в Санкт-Петербург и трубопрокатные предприятия.

В некоторых городах Европейского Севера развита машиностроительная отрасль. Например, в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Котласе, Великом Устюге расположены судостроительные заводы. Трелевочные трактора производят в Петрозаводске. В Ухте развита нефтепереработка. В Череповце производят азотные удобрения. Рыбная промышленность представлена в Мурманске, Архангельске, Беломорске, Петрозаводске. Предприятия военно-промышленного комплекса функционируют в Северодвинске, там производят атомные подводные лодки.

Сельское хозяйство

В экономическом развитии Европейского Севера сельское хозяйство играет незначительную роль. В этой отрасли занято не более 14% от всего населения. На территории региона сосредоточено 1,5-2% всех посевов и поголовья продуктивного скота.

В составе Европейского Севера выделят три сельскохозяйственных района:

  • оленеводческо-промысловый – находится на побережье Северного Ледовитого океана. Здесь развиты оленеводство, охота, промысел тюленей и рыбная ловля;
  • лесопромысловый – занимает Карелию, значительную часть Архангельской области, юг Коми. В районе развиты лесное хозяйство, молочное животноводство. В долинах рек выращивают рожь, ячмень, овес, картофель, овощи, лен;
  • льно-животноводческий – это главный сельскохозяйственный район региона. Находится в Вологодской области. Представлены такие отрасли как молочное скотоводство и свиноводство. Выращивают рожь, овес, картофель, лен, ячмень, овощи.

Вокруг Архангельска, Вологды, Череповца, Сыктывкара, Воркуты, Мончегорска, Ухты сформировался тип пригородного сельского хозяйства. Здесь представлено молочное скотоводство, свиноводство, тепличное хозяйство.

Европейский Север – это стратегически важный район России. В последние годы он нуждается в пристальном внимании и поддержке со стороны государства. К сожалению, сейчас наблюдается отток населения из городов, что стало результатом экономического кризиса.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Транспортная система стран региона имеет сложную структуру.

Морской транспорт - основной в регионе. По тоннажу явный лидер - Норвегия (5,8 млн брутто-регистровых тонн),

занимающей первое место в Европе и 3 - в мире по величине торгового флота. Основные порты региона: Гетеборг, Гельсинборг (Швеция), Копенгаген, Фредерисия (Дания), Шелдвик, Хельсинки (Финляндия), Нарвик, Осло, Берген (Норвегия). Судоходство в Финском и Ботническом заливах зимой осуществляется с помощью ледоколов.

Финляндия имеет один из самых мощных в мире ледокольных флотов, рыболовный флот Исландии насчитывает более 1000 судов общим тоннажем 130000 брутто-регистровых тонн.

Железнодорожный транспорт по значению грузооборота занимает второе место и играет главную роль во внутренних перевозках на большие расстояния в Швеции и Финляндии. Длина всех железных дорог в регионе составляет 23972 км, наибольшая она в Швеции - 11481 км. В Исландии из-за сложных природных условий железнодорожных путей нет совсем.

Озерный транспорт развит в Швеции и Финляндии, где озера соединены каналами и имеют выход в море. В Финляндии находится Сайменский канал (58 км), построенный в середине XIX в., Который дает выход в Финский залив через территорию России.

Автомобильный транспорт создает значительную конкуренцию железнодорожному. Состояние дорог в Северной Европе - один из лучших в мире. Общая их длина - 680371 км, из них 386000 км - с твердым покрытием. Автопарк региона насчитывает 10 млн. пассажирских и 1,3 млн. грузовых автомобилей.

Воздушный транспорт хорошо развит. В международных воздушных перевозках важную роль играет САС (Skandinavien Ejrlains) - объединение авиакомпаний скандинавских стран. Более 95% всех авиаперевозок в Исландии осуществляет компания "Флюглейир". В регионе построено 276 аэропортов, крупнейшие - в Стокгольме и Копенгагене.

Трубопроводный транспорт имеет большое значение. Непосредственно с морских платформ Северного моря подводными трубопроводами нефть транспортируется в Великобританию, а природный газ - в Германию.

В Дании сооружены мосты между отдельными острова страны, а также со Швецией. В заполярных районах региона местные жители - саами - все больше вместо традиционных упряжи из северных оленей все больше предпочитают снегоходах.

Транспортная система Северного района представлена всеми видами транспорта. Но в отличие от других районов европейской части России железнодорожная сеть и сеть автомобильных дорог очень малы, хотя железные дороги в грузообороте района занимают видное место.

По территории района проходят две меридиональные железные дороги: Москва - Архангельск и Санкт-Петербург - Мурманск. В годы Великой Отечественной войны были построены Печорская магистраль (Воркута - Ухта - Котлас - Коноша), связавшая Печорский бассейн с магистралью Москва - Архангельск, и железная дорога Бело- морск - Обозерская, соединившая две меридиональные магистрали: Москва - Архангельск и Санкт- Петербург - Мурманск.

Большое значение для внутренних перевозок имеет речной транспорт. Основные судоходные реки - Северная Двина, Вычегда, Сухона, Печора, Мезень, Пинега, Уса. Судоходны и озера - Ладожское, Онежское. Создан Беломорско- Балтийский канал, который в настоящее время нуждается в срочной реконструкции. По водным путям осуществляются перевозки громоздких транспортоемких грузов, в основном леса, руды, угля, строительных материалов.

Основными автомобильными магистралями являются магистрали Петрозаводск - Мурманск и Вологда - Архангельск. В лесопромысловых районах создана сеть лесовозных дорог.

Получил развитие в Северном районе трубопроводный транспорт. Действуют нефтепроводы: Вой- Вожский - Ухта; Тэбук - Ухта, Ярославль - Кириши; газопроводы: Вой-Вожский - Ухта; Вуктыл - Ухта - Рыбинск - Торжок; Ухта - Ярославль и др. По территории Северного района проходит газопровод из Западной Сибири: Уренгой - Надым - Вуктыл - Центр.

Приморское положение Северного района способствует развитию морского транспорта. На территории района находятся крупнейшие морские порты Мурманск и Архангельск, через которые осуществляются экспортно-импортные связи России со многими странами мира. Архангельск - самый крупный лесоэкспортный порт России. Мурманск - важнейший рыбный порт страны. В Северном районе начинается Северный морской путь России, по которому осуществляются перевозки грузов вдоль Арктического побережья и далее по дальневосточным морям.

Европейский Север России – район, имеющий множество особенностей и отличающийся своей производственной специализацией, историей и культурой от остальных районов страны. Север не переживал власть татаро-монголов, и на него не давило крепостное право. Этот регион очень интересен с точки зрения этнических особенностей и его традиционной исторической роли в жизни России. Экономическая роль этого района в экономике страны очень велика. На карте района можно увидеть разнообразный рельеф и множество водоёмов, а также несколько климатических поясов.

Экономико-географическое положение

Этот район находится на самом севере Европейской России. Площадь – 1643 тысячи км 2 . Эту часть страны омывает Северный Ледовитый океан.

Карта европейского севера России

Здесь находятся такие значимые для российской экономики крупные порты, как Архангельск и Мурманск. В Баренцевом море есть никогда не замерзающая часть, поскольку её согревает Северо-Атлантическое течение.

Природные условия и ресурсы Европейского Севера

Рельеф

Благодаря тому, что район находится на территории Балтийского щита, здесь существуют горные массивы, которые со временем только поднимаются над уровнем моря вместе с Кольским полуостровом, на котором они расположены.

Хибины

Эти массивы называются Хибинами. На Русской равнине, которая тоже вместила на своей территории часть района, следует отдельно отметить Тиманский кряж и Печорскую низменность.

Климат

Поверхность Земли освещается и нагревается особым образом. Для той части района, которая находится за Полярным кругом, характерна полярная ночь. Природа разделена на тундру, лесотундру и тайгу.

Лес севера России

Три четверти площади заняты лесом. Зима в этом районе очень суровая. Южная полоса региона располагает к занятию земледелием и животноводством.

Реки и озера

В Карелии очень много озёр. Они есть не только на Кольском полуострове, но и в центральной части района.

Ладожское озеро

Почвы и растительность

Почва и растительность типичны для севера. Почвы в основном подзолистые и дерново-подзолистые. В почвах присутствует гумус, много болотистых земель. Микроорганизмы в почве, которые образуются благодаря лесной подстилке, играют важную роль в становлении природы. Хвойные леса распространены на территории тайги. Южнее находятся смешанные леса. В тундре в основном встречаются кустарники.

Флора и фауна

Большинство хвойных лесов – еловые. Лиственные леса богаты дубом, клёном, ясенем. В лесах встречаются черника, брусника, папоротники.

Белый аист

Вообще, лесная зона имеет очень богатую флору, можно насчитать более тысячи видов растений высших видов. Фауна тоже достаточно интересна. Можно даже встретить белого аиста. Часто встречающиеся звери – куница, косуля, кабан, соболь.

Полезные ископаемые

Территория Европейского Севера богата полезными ископаемыми. Гранит и мрамор добывались ещё в эпоху создания Петром Великим Санкт-Петербурга.

Полезные ископаемые европейского севера России

Кольский полуостров изобилует железными рудами и рудами цветных металлов. В других частях района много бокситов, есть нефть, газ и каменный уголь. Имеются залежи таких металлов, как вольфрам, молибден и др.

Население севера России

В список коренных народов Севера входят ненцы, коми, карелы, манси, ханты, ижорцы, саамы и другие. В Карелии 10% населения – карелы. Народ коми - это 23% в составе населения Республики Коми. 12% Ненецкого автономного округа являются ненцами.

Коми

Всего численность населения Европейского Севера – 5,9 миллионов человек. На один квадратный километр в среднем приходится по три человека.

Предприятия и промышленность Европейского Севера

Города региона имеют отчётливое подразделение в зависимости от экономической деятельности и специализации. Среди городов встречаются центры, специализирующиеся на добывающей промышленности, целлюлозно-бумажной отрасли, лесопереработке.

Резьба по дереву

Также до сих пор сохранилось традиционное хозяйство с типичными для района промыслами, которые продолжаются испокон веков коренными жителями.

Железные дороги, построенные в новое время, улучшили инфраструктуру Кольского полуострова, но вместе с тем поспособствовали упадку таких старых русских городов, как Холмогоры, Пинег, Красноборск.

Агропромышленный комплекс

Этот район поставляет в другие регионы страны целлюлозу, древесину, бумагу. Здесь высоко развита металлургия. Природные ресурсы и особенности флоры и фауны располагают к разведению животных и посадке сельскохозяйственных культур, поэтому сельское хозяйство хорошо развито в южной части района.

Регион является очень хорошей базой для добычи топлива. На территории Вологодской области выращивается лён. В городе Красавино создаются текстильные изделия высшего класса.

Проблемы и перспективы развития

Для Европейского Севера характерна сложная экономическая и демографическая ситуация. Краткая характеристика нынешней ситуации заключается в том, что на данный момент население уезжает из городов в более южные места.

Космодром Плесецк

Однако существует возможность построить новые порты, увеличить производительность космодрома Плисецк, а также найти новые залежи полезных ископаемых.

Итак, Европейский Север – район, стратегически важный для страны и нуждающийся в пристальном внимании в годы кризиса, когда население уезжает из городов. Надо расширять производство и вглубь, и вширь.


Читайте также: