Реорганизация совета министров в 1905 г кратко

Обновлено: 02.07.2024

20 февраля 1906 г. вышел акт об учреждении Государственной думы, в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом. Дума могла распускаться досрочно по решению императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Вторая Государственная думаначала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партиибыли представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе. Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равноправие, крестьянское землеустройство, реформа местного управления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансовая реформы и др. Думская оппозиция была критически настроена к предлагаемым реформам. Проведение правительством законов наталкивалось на жесткое сопротивление. Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовившей восстание в войсках.

43. Изменения в праве в годы I русской революции. Основные законы 23 апреля 1906. Столыпинское аграрное законодательство.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.

Срок деятельности Думы определялся в пять лет, указом царя она могла быть распущена досрочно, в этом случае назначались выборы и сроки созыва Дума нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Думы определялись указами императора. В компетенцию Думы входили: вопросы, требующие издания законов и утверждения штатов, обсуждение и утверждение бюджета, заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, дела о строительстве государственных железных дорог, об учреждении акционерных компаний. В начале 1906 г. были изданы бюджетные правила, по которым бюджет мог исполняться даже при отказе Думы от его утверждения, что резко ограничивало бюджетные права Думы. Основные государственные законы предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако Дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царем, тем самым оказывая на него давление.

Исполнительная власть полностью оставалась за царем (в этом выразился дуалистический принцип Конституции), министры были ответственны не перед народным представительством (Думой), а перед монархом. В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей, стремясь обеспечить компромисс между монархией и новыми общественными силами и закрыть путь антиконституционным (революционным и консервативным) тенденциям. Радикалы настаивали на ликвидации верхней палаты, создании ответственного перед парламентом правительства, отрицали право царя жаловать конституцию. Консерваторы требовали от властей жесткого сокращения конституционных прав, видели в любом реформационном движении опасность революции.


  • разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности;

  • скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам;

  • организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины из перенаселенных районов.

44. Изменения в государственном аппарате страны в годы Первой мировой войны. ВПК, Земгор.

19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.

В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.

Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д.

Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.

В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров.

В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетовкак новых форм управления промышленностью и финансами.

В августе 1915г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах.Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в снабжении армии и флота снаряжением и довольствием. В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др.

К концу 1916г. было образовано более 200 областных и местных военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышленный комитет. В состав Центрального военно-промышленного комитетавходили представители Совета торговли и промышленности, Всероссийских союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. В состав местных комитетов входили президиум, бюро и отделы.

В состав Особого совещания по обороне входили: председатели Государственного совета и Государственной думы, по 9 членов от Государственного совета и Государственной думы, по одному представителю от министерств, представители Центрального военно-промышленного комитета, представители всероссийских земского и городского союзов. Председателем Особого совещания по обороне был военный министр.

Местными органамиОсобых совещаний были их комиссии и уполномоченные.

Летом 1914г. прошли съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союзи Всероссийский городской союз.

Всероссийский земский союзобъединил земские учреждения более чем 40 губерний. Возглавлял Союз съезд уполномоченных земств. В перерыве между съездами действовал главный комитет во главе с главноуполномоченным. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза.

Всероссийский городской союзсостоял из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов.

Осенью 1916т. городской и земский союзы создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор).Основными задачами этого органа были: оказание помощи раненым, распределение заказов, снабжение фронта медикаментами, продовольствием и снаряжением.

45. Изменения в государстве и праве в феврале- октябре 1917г. Советы. Временное правительство.

Депутаты Государственной думы, представители прогрессивного блока Гучков и Шульгин 2 марта 1917 г. прибыли в Псков с целью убедить императора отречься от престола.Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Тот, отказавшись принять престол, Манифестом от 3 марта 1917г. предоставил право решить вопрос о форме власти в России будущему Учредительному собранию.

27 февраля 1917 г. императором был издан Указ о перерыве в заседаниях Государственной думы и Государственного совета до апреля.

Для поддержания порядка в стране Государственная дума в этот день сформировала Временный комитет Государственной думы.По соглашению между Временным комитетом и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта было образовано Временное правительство.Последнее, связанное рядом обязательств с Петросоветом, объявило полную политическую амнистию; провозгласило основные права и свободы граждан; равноправие солдат с гражданами; отмену всех сословных, религиозных и национальных ограничений; создание вместо полиции народной милиции; начало подготовки к созыву Учредительного собрания.

27 февраля 1917г. Совет министров, послав царю просьбу о своей коллективной отставке, перестал существовать.

С февраля по июль 1917г., Временное правительство осуществляло высшую власть совместно с Петроградским Советом. После неудачной попытки Петросовета установить единовластие, ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦК Всероссийского совета крестьянских депутатов 9 июля объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства. Таким образом, Временное правительство сосредоточило в своих руках высшую законодательную и исполнительную власть.

Правительство испытывало ряд политических кризисов, которые приводили к формированию коалиционных правительств: 2—3 мая, 24 июля и 25 сентября 1917г. -

За время своей деятельности Временное правительство сформировало и включило в свой состав: Министерство труда, Министерство продовольствия, Министерство государственного призрения, Министерство по делам вероисповеданий и др. Создавались новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления. Упразднены жандармерия, полиция и Управление по печати.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет)стал конкурентом Временного правительства в борьбе за власть.

В первые дни революции стали создаваться Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

На Всероссийском совещании Советов в марте — апреле 1917г. была определена территориальная система Советов: областные, губернские, уездные, районные объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). В деятельности Советов действовали принципы выборности, коллегиальности, сменяемости членов и др. Советы располагали собственными вооруженными формированиями: милицией и Красной гвардией.

В экономической сфере в ходе революции Советы установили рабочий контроль на предприятиях, ввели восьмичасовой рабочий день, регулировали земельные отношения.

В июне 1917 г. прошел I Всероссийский съезд Советов. Эсеро-меньшевистское большинство в целом выразило поддержку правительству. Большевики же требовали передачи всей власти Советам.

После февральской революции 1917 г. в России установилось двоевластие, когда после падения самодержавия на политической арене оказались два самостоятельных органа власти: Временное правительствои Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Советы на местах.

В стране функционировали два правительства. Областные, губернские городские, уездные и волостные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов составили систему органов, претендовавших на исполнительную власть. Временное правительство, его уездные и губернские комиссары, земства, городские думы и управы, местный правительственный аппарат составляли другую систему органов.

В приоритетном положении оказалась система, возглавляемая Временным правительством, потому что у него были опытные кадры, связи, знания, поддержка зарубежных стран и отечественного капитала и т. д.

Отношения между Временным правительством и Петроградским Советом колебались от сотрудничества до соперничества.

После неудачной попытки Советов установить единовластие они объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства.

В период революции оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой — деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.
Происходили перемены в положении отдельных ведомств. Объединение ведомств с другими министерствами привело к появлению Совета
государственной обороны. Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: такая структура, как четвертое делопроизводство, осуществляла надзор за рабочим движением и легальными организациями. В 1906 г. в составе Корпуса жандармов создано Управление полицейской стражи. Тогда же было создано Главное управление по делам печати.
Аграрная реформа осуществлялась Комитетом по землеустройству в составе Главного управления землеустройства и земледелия. Здесь же действовало Переселенческое управление. В октябре 1905 г. было учреждено Министерство торговли и промышленности, в которое вошел Страховой совет.
Система местного управления также подверглась определенным изменениям. При охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения и упразднялись районные охранные отделения. Цензурные органы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовывавшихся обществ создавались специальные присутствия.
С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей фактически упраздненных в 1889 г. Мировые суды восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.
Представительные органы на местах все чаще заменяли чиновничьи комитеты: появились биржевые комитеты, различные советы, стали проводиться профессиональные и региональные съезды, избиравшие свои бюро. С 1911 г. широкое распространение получили землеустроительные комиссии — административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.

В октябре 1905 года Совет министров был реорганизован. Он получил новые полномочия и усилил свои позиции в аппарате власти.

Предыстория

В начале XX века в России возрос уровень общественного недовольства. Крестьяне требовали решения земельного вопроса, рабочие – увеличения заработной платы и улучшения условий труда, политические партии – предоставления гражданских прав и свобод.

В обстановке революционных волнений правительство проводило достаточно жесткую и недальновидную политику. Оно стремилось подавить народное недовольство путем репрессий, идя лишь на незначительные уступки.

Образование Совета министров

В октябре началась Всероссийская политическая стачка, охватившая 120 городов. В ней приняли участие более 2 миллионов человек. Это событие вынудило Николая II пойти на широкие уступки бастующим. Он согласился с необходимостью изменения государственного строя и предоставления свобод гражданам.

17 октября царь издал Манифест об усовершенствовании государственного порядка, в соответствии с которым гражданам предоставлялись гражданские свободы, а Государственная дума наделялась законодательными правами. А через несколько дней появился указ, изменивший положение Совета министров в аппарате власти.

Реорганизация

Большинство заседаний Совета министров состоялось в первой половине 1860-х годов. В 1870-х его заседания проводились крайне редко, а в 1882 году вообще прекратились. Работа этого органа возобновилась в январе 1905 года. На заседаниях министров были рассмотрены проекты нового законосовещательного учреждения – Государственной думы.

Образование Совета министров

В компетенции органа находились следующие вопросы:

  • направление законодательной деятельности и предварительное обсуждение предложений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Госдуму и Госсовет;
  • меры управления, имеющие общее значение;
  • обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления;
  • рассмотрение по особому указанию государя вопросов обороны государства и внешней политики, а также дел по Министерству императорского двора и уделов.

Структура

Преобразованный орган власти состоял из министров и главноуправляющих отдельными частями, относящимися к общему министерскому устройству. Главы иных ведомств могли принимать участие в работе органа исключительно по вопросам своего ведомства.

Совет министров возглавлял председатель. Он назначался императором из числа министров или иных лиц, пользующихся монаршим доверием.

Первым председателем Совета министров стал авторитетный государственный деятель Сергей Витте. В 1892-1903 гг. он возглавлял министерство финансов. За годы своей работы Витте сумел в разы увеличить поступления в государственный бюджет, снизить инфляцию, ускорить темпы развития промышленности, привлечь иностранных инвесторов и прочее. Однако в 1903 году из-за разногласий с Николаем II и коллегами он был переведен в Комитет министров. Фактически этот перевод стал почетной отставкой для чиновника.

Глава Совета министров Витте

В 1905 году Витте вышел из опалы. В этот период Россия и Япония, находящиеся в состоянии войны, начали обсуждать условия мира. Опытный и авторитетный Витте был направлен в Портсмут для заключения мирного договора. Он сумел добиться выгодных условий для России.

Царь, учтя заслуги и опыт Витте, а также просьбы высокопоставленных лиц, предложил бывшему министру финансов возглавить Совет министров. Тот дал согласие, и сразу же приступил к активным действиям. Витте направил усилия на укрепление позиций государства в борьбе с революционными волнениями; преобразования, связанные с провозглашенными 17 октября свободами и прочее.

Создание Совета министров в 1857-1861 гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении.

Председателями Совета министров с 1905 по 1917 гг. были: С. Ю. Витте (1905-1906); И. Л. Горемыкин (апрель-июль 1906); П. А. Столыпин (1906-1911); В. Н. Коковцов (1911-1914); И. Л. Горемыкин (1914-1916); Б. В. Штюрмер (январь-ноябрь 1916); А. Ф. Трепов (ноябрь-декабрь 1916); Н. Д. Голицын (1916-1917).

Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах.

К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов. Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита.

Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов — они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.

Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции. Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству.

Лит.: Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2-3, М., 1960; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т. 1. СПб., 1998; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Законодательные акты переходного времени. [1904-1908 гг.]. СПб., 1909; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Преобразование Совета министров Российской империи в 1905 г.: Государственно-правовые проблемы // Правоведение. 1996. № 1; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977.

Об ответственности правительства перед Думой и его формировании из победивших на выборах партий, являвшихся важнейшими принципами парламентаризма, не было и речи: это считалось признаком страшного западного конституционного строя. Следствием этого стало отсутствие взаимопонимания и согласованности действий двух ветвей власти, оборачивавшееся острыми конфликтами между ними (роспуск первых двух Дум императором, отказ общественных деятелей войти в правительство и др.).

Вместе с тем новый избирательный закон, готовившийся в дни, предшествовавшие Декабрьскому вооруженному восстанию в Москве в 1905 г., предусматривал расширение избирательного права. Была введена особая курия для рабочих, которые по проекту Булыгина были лишены избирательных прав, расширен круг избирателей по городской курии. Законопроект добавлял к числу избирателей средние и низшие разряды мелких землевладельцев. Выборы проводились по четырем куриям: первая — уездных землевладельцев; вторая — городских избирателей; третья — волостных представителей; четвертая — рабочих.

Устанавливалось два вида избирательных округов — губернские и городские. Выборы членов Государственной думы осуществлялись на губернских (городских) избирательных собраниях, которые состояли из выборщиков, избираемых по куриям. Например, применительно к первой курии выборы происходили следующим образом: лица, обладающие соответствующим имущественным цензом (от 125 до 800 десятин земли), собирались на уездный съезд землевладельцев, на нем избирали выборщиков на губернское избирательное собрание, из состава которых избирались члены Думы.

Из законосовещательного органа, все члены которого назначались царем. Государственный совет становится верхней законодательной палатой, получившей право утверждать или отклонять законы, принятые Думой. Изменен был и состав Государственного совета. Численность его членов увеличивалась втрое (до 190 человек). Он формировался наполовину из членов, назначаемых царем (включая председателя Совета), а наполовину — из выборных членов.

Полномочия Государственного совета и Думы были в принципе схожими. Оба органа созывались и распускались императором, он же определял время работы и отдыха (каникул). Думе и Государственному совету принадлежало право законодательной инициативы, если дело не касалось издания Основных государственных законов. Обе палаты имели право запроса министрам о незакономерных действиях администрации. Право запроса служило средством контроля действий исполнительной власти. В компетенцию этих органов входили вопросы законодательства (требующие издания, изменения или отмены законов) и финансов (утверждения бюджета, штатов и смет государственных ведомств, разрешения государственных займов, постройки железных дорог и крупных предприятий казной).

Состав Государственной думы разных созывов менялся, но в целом он являлся более демократическим, чем состав Государственного совета, который имел аристократический характер и должен был служить надежным буфером между Думой и верховной властью, солидным корректором излишне горячных действий Думы. Двухпалатная система означала, что любая реформа могла быть осуществлена только в условиях обоюдного согласия законодательных палат.

Произошло некоторое ограничение власти царя в законодательной сфере. Законодательную власть император делил с Государственным советом и Думой, окончательно утверждая законопроекты, принятые этими органами. Между тем император сохранил полноту исполнительной власти, которая осуществлялась им через Совет министров, министерства и губернаторский корпус. Судебная власть осуществлялась от имени императора, хотя была достаточно самостоятельной.

Дистанция, существовавшая между закрепленными в законодательных актах правовыми нормами и их практической реализацией, порождала серьезные диспропорции в российской политической действительности.

Читайте также: