Мифология и картина мира первобытного человека кратко
Обновлено: 03.07.2024
объективная реальность не так, как ее могла бы отобразить беспристрастная наука.
Мифом следует именовать все то, что представляется глазам, чувствам и мысли человека само собой разумеющимся, очевидным, что является непосредственно воспринимаемым, и, как правило, некритически как своего рода данность, которую никто не ставит под сомнение. Собственно, так и относились к истории своего рода или племени в глубокой древности. И сегодня мы сталкиваемся с тем, что рождает мифы — это наше обыденное сознание, вера во все, что слышишь и видишь как в истину в последней инстанции. Особенно, если тебе говорят, что эти факты или сведения исходят от высшего существа — высшему авторитету и поручительству в любом деле. Вот почему формула мифа может выглядеть так:
Обыденное сознание + некритическое восприятие
услышанного + беспрекословное доверие
к источнику информации
540
Около 250 млн человек в Африке, Америке и Океании живут в условиях первобытных или традиционных обществ. Религия и жизнь для них — единое целое. Все, что они думают, говорят и делают, находится в пределах духовного мира, к которому они постоянно обращаются за поддержкой и благословением. Верховного бога они отождествляют с солнцем и небом, а прочих божеств упорядочивают наподобие своих обществ. Масаи Восточной Африки поклоняются богу солнца — Единому, а йоруба в Нигерии — Верховному богу. Обитатели джунглей и жители густонаселенных районов одинаково поклоняются духам и силам природы и почитают предков.
Благодаря слову человек научился выражать свое отношение к миру, свое мировоззрение, которое на ранних этапах развития приняло форму мифологии. Мифология (греч. mythologna, от mythos — предание, сказание и logos — слово, рассказ, учение) — первая развитая форма мировоззрения, выраженного словом. Это фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытно-общинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, и наука, изучающая мифы.
Специалисты относят мифологию ко всеобъемлющей системе правил (начиная с обычаев, установленных первопредками), подразумевающей включение человека в коллектив, коллектива — в сверхъестественный мир, а его — в космос. Мифология захватывала всего человека — его душу, разум, мировоззрение, чувства и даже социальное бытие. Он не мог выйти за ее рамки и находиться вне ее, пока являлся членом первобытного общества. Он рождался и умирал в ней и с ней. Грубо говоря, мифология напоминает современную тоталитарную секту, которая целиком и полностью подчиняет себе человека, заставляя жить и думать в соответствии со своими законами. Правда, в современном обществе насчитываются сотни и тысячи сект, а в небольшом традиционном обществе существовала одна единственная мифология, и свободы выбора у человека не было никакой.
Основой мифологии выступает миф. Миф, как и мифология, понимается в двух значениях — позитивном и негативном. В позитивном это сакральный феномен, сыгравший решающую роль в эволюции архаичной культуры, сохранивший предания, мировоззрение и героику ушедших времен. В негативном миф понимается как сгусток суеверий, а мифология — как
541
фантастическое отражение реальности в сознании первобытного общества. Для культурологии важен скорее первый, позитивный аспект.
Мифы, как и легенды выступают основным жанром фольклорных произведений героического характера, вобравшими знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.
Когда сегодня говорят о мифизации или мифологизации того или иного явления, то подразумевают негативный аспект, а именно тот факт, что данное явление рационально непостижимо и должно благоговейно приниматься таким, какое оно есть. В противоположность этому демифологизация подразумевает освобождение явлений и понятий от их былой мифической формы, попытку их рационального объяснения.
Мифология возникла и характеризует архаичное (первобытное) общество, а в остаточной форме сохранилась в более развитых обществах. Множество мифологических пережитков вошло в состав современных религий — христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др., хотя занимают в них подчиненное место.
В христианстве они сохранились вместе с ее социальной базой — народной культурой. Мифологические культурные пережитки в наибольшей степени сохранились в ритуально-обрядовой практике христианства, но почти полностью устранены из его центральной части — вероучения, куда входит онтологическая доктрина (как устроен мир), гносеологическая доктрина (как познавать мир) и богооткровение.
♦ архаичные верования (тотемизм, фетишизм);
♦ мифологическая картина мира;
♦ архаичные культы (главный из них — культ предков);
♦ архаичные институции (главный среди них — тайный союз жрецов).
Мифология представляет собой исторически самый ранний способ выражения человеческого переживания и объяснения реального мира, которому свойственно воспринимать природные явления и исторические события как божественные деяния. Фольклористы обнаружили в народных верованиях, обычаях, сказках остатки древних мифов, доживших до нашего времени.
Сегодня мы смотрим на мифологию как на самую примитивную форму общественного сознания. И есть почему. Когда политического вождя, государство в целом, общественный строй или народные массы непомерно возвеличивают, обожествляют и, ослепленные этими предрассудками, готовы пожертвовать ради них всем другим, даже собственным счастьем, мы говорим о мифологизации сознания. По существу это шаг назад от просвещения во тьму веков.
Так вот тогда, во тьме веков, появление мифологии представляло гран-диознуюреволюцию в сознании, сопоставимую, быть может, только с неолитической революцией. Ведь первобытному человеку важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы, заставить себя поверить в них, но создать целостную систему мировоззрения, которая объясняла и земной порядок: почему на свете есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти, есть ли другой мир и кто там обитает и пр. Если вы заглянете в мир древних мифологий, вы ощутите величие и грандиозность этого здания. Не случайно современные композиторы, художники и поэты черпали и продолжают черпать из нее вдохновение.
542
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
У первобытных народов мифологическая картина мира включала три уровня, или слоя: наверху обитали светлые силы (божества либо добрые духи), средний, или срединный мир отводился для живых людей, нижний мир, т.е. подземное царство, был средой обитания душ умерших. Мифологическая картина олицетворяла строение всего космоса. Три уровня — это три зоны космоса: небо, земля и преисподняя (загробный мир).
Мифологическая картина мира
543
Космогония — составная часть мифологии.
КОСМОГОНИЯ (от космос и . гония; греч. kosmogonia) — 1) в архаичных культурах модель происхождения мира и человека, определявшая также иерархические отношения между богами; 2) в современных культурах раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд, галактик и т.д.).
Прежде чем космогония превратилась в систему научных представлений, она прошла мифологическую стадию.
Космос, символизирующий в мифологии порядок, рождается из хаоса, который постоянно сосуществует с человеком и его обществом. Переход из одного состояния в другое возможен в любой момент, особенно в период смены календарных циклов, при социальных и семейных переменах (рождение ребенка или смерть сородича вождя). Эти периоды опасны возможностью проникновения сил хаоса, смерти, злых духов в мир людей. Для того чтобы защитить себя от интервенции чуждых сил, людям приходилось с точностью до деталей осуществлять специальные ритуалы, отступление от которых грозило бедой. Погребальные, свадебные и календарные обряды восстанавливали космический порядок, очищали и стабилизировали срединный мир людей.
Для того чтобы у простых смертных приобщение к миру космоса произошло как надо, приходилось долго тренироваться и репетировать. Защита от вторжения сил хаоса не должна была застать их врасплох. В специальных ритуалах разворачивалась рецитация космогонических мифов, моделирующая вторжение сил хаоса — карнавальные обряды ряжения злых духов, ри-
туальные оргии (промискуитетные обряды), ритуализованные восстания против правителей. Подобные обряды ставили хаос под контроль людей, обновляли и очищали мировой порядок.
Вторжение сил хаоса происходило снизу — из подземного мира, но никогда не сверху. Небеса — место обетования добрых сил. В мифологии, таким образом, зародилась асимметрия небесного и подземного, которая позже была унаследована христианством.
Срединный мир надо было защищать именно снизу. Для этого у многих народов создавались изображения так называемых стражей — фигурок-охранителей, которые дали начало целому жанру в прикладном религиозном и
светском искусстве. Корабли испанских, греческих, скандинавских и славянских народов украшали особые но совые фигуры из дерева, призванные охранить моряков от проявлений злой стихии и злых духов. Китайцы ставили статуи стражей на коньки кровель, под карнизами зданий и у гробниц. Они оберегали живых и мертвых от злых духов. У народностей кота в Габоне черепа и кости наиболее почитаемых предков по обычаю хранят в корзинах в особой хижине и приносят им жертвы. Для защиты останков от злых сил на корзины помещают фигурки стражей.
Постоянная угроза вторжения сил хаоса, как и моделирование этого вторжения, особенно в календарных ритуалах, способствовала возникновению представлений о космических циклах — бесконечном ритме смертей и возрождений природы и человека (предков — в потомках, мальчика-неофита — во взрослом мужчине после инициации и т.п.). Рождение и смерть, в отличие от более поздних времен, не драматизируется, а как бы карнавализиру-ется. Они — части обновительного ритуала.
Врезка
В . Я . Петрухин
Орудия труда первобытного человека были еще настолько примитивны, что при их помощи обеспечить минимум необходимых для поддержания жизни материальных благ можно было только в процессе коллективной деятельности, Человек в принципе не имел возможности существовать вне коллектива сколько нибудь значительный отрезок времени, выделять себя из коллектива реально, а потому не располагал такой возможностью и в сознании. Члены первобытного коллектива, конечно же, обладали индивидуальными особенностями, но как в реальной жизни, так и в сознании решающую роль играли не эти особенности, а принадлежность человека роду. Данный уровень общественной практики детерминировал не только ступень, но и форму познания действительности (мифологию), форму дифференциации объективной реальности. Важным компонентом постижения этой дифференциации действительности в мифологической картине мира являются представления о пространстве и времени. Отражая атрибуты материи, они образуют своего рода координатную сетку, благодаря чему человек в рамках определенной культуры воспринимает и осознает окружающий мир и создает его картину. Эта картина, в свою очередь, в определенной степени детерминирует мир его ценностей и поведение.
Зарождение мифологического сознания. Древнейшие верования и культы.
Вокруг обитало огромное количество зверей, наделённых когтями, клыками, рогами, копытами, панцирями, шерстью. Они, зачастую, были больше, сильнее, проворнее человека, и, как следствие, были более приспособлены к окружающему миру. В таких условиях, скорее всего, главной заботой, мыслью, желанием, задачей нашего далекого предка было Выживание, которое зависело от удачной охоты на Зверя и благосклонности сил Природы.
Итак, вот два главных приоритета первобытной культуры: Природа и Зверь . И то, и другое вызывало страх, и преклонение, так как человек, практически никак не мог на них влиять, они же имели для людей колоссальное, первостепенное значение.
Нам в этом случае помогает научное знание, но поскольку в те времена науки не было, то её заменила мифоло́гия . Все природные явления в этом случае наделялись человеческими свойствами, то есть одушевлялись – буквально, наделялись душой. Таким образом, появилось одно из древнейших верований – аними́зм (от латинского - анима - душа) – одушевление всей природы.
Мир, в сознании древних людей, населяется Духами – великими и малыми, добрыми и злыми, верхними (небесными) и нижними (земными и подземными). Эти Духи, в представлении первобытного человека, вступают друг с другом в отношения разного рода, совершают какие-то действия, с ними что-то происходит. Всё это находит отражение в явлениях природы.
Предположим, дождь, как природное явление, можно объяснить с помощью мифа следующим образом - Дух Неба обиделся (расстроился, заболел и т.п.) и заплакал. Следовательно, дождевые капли – это Небесные слезы. Миф становится некоей закреплённой в сознании человека историей, имевшей место однажды и повторяющейся через каждый определённый период времени, например, восход и заход солнца или цикличность смены времён года и т.п. Так рождалась мифология, а вместе с нею - мифологическое сознание - своеобразное представление об устройстве и функционировании мира (подменяющее собой научное знание). Вместе с этим зарождалась и религия .
С предками, но уже мифологическими, был связан и ещё один из древнейших, и распространенных повсеместно, культов. Первобытный человек, также, как и мы, задумывался о собственном происхождении. Напомним, что и сегодня эта тема ещё обсуждаема, и не имеет однозначного ответа – кто-то верит в Божественное происхождение человека, кто-то согласен с дарвиновской теорией эволюции, кому-то хочется, чтобы человечество было занесено на Землю из космоса и т.д.
Многие народы сохранили мифы, в которых некое священное животное, стояло у истоков нации или государства. Например, вспомните волчицу, вскормившую будущих основателей Рима. Миф о происхождении тюрков тоже рассказывает о волчице. Культы священных животных в Индии, Древнем Египте и других древних цивилизаций напрямую связаны с тотемизмом.
Для выживания рода или племени важно было заботиться не только о душах предков, но и о продолжении рода в потомках. Поэтому важнейшее значение приобретает женское (материнское) начало. Женщина начинает занимать доминирующие позиции в племени. Наступает период матриархата. Поклонение всем плодоносящим (материнским) силам природы получило название Культ Великой Матери . Отголоски такого поклонения женщине мы можем видеть и сегодня у некоторых народов, где, например, фамилия ребенку передается не по отцовской, а по материнской линии.
Конечно, в этом рассказе мы упомянули лишь о тех верованиях, которые, скорее всего, были распространены на всей территории расселения древнего человека и которые отчасти сохранились и сегодня. Важно отметить, что именно создание первобытными людьми мифологической картины мира, верований и культов с полным правом можно назвать первыми проявлениями духовной культуры человечества.
Удивительно, но скорее всего, именно сложение мифологической картины мира, определённых культов и ритуалов, послужило началом и появлению искусства в первобытном обществе. О чём я расскажу в следующей публикации.
О первобытной культуре вы можете почитать и другие статьи автора, пройдя по ссылкам ниже :)
Если вы интересуетесь историей мировой культуры и искусства, то у меня уже вышли циклы публикаций по следующим темам:
Самым жёстким образом мифы внедряют в сознание людей психические установки на запреты в той или иной области деятельности – на инцест, зоофилию, гомосексуализм и т. д. Сексуальный мотив, кстати, буквально пронизывает всю систему ранних мифических сюжетов – первобытные чувствовали серьёзность влияний всех форм манифестаций сексуальной энергии на жизнь природы и человека. Мифы имеют способность развиваться диалектично, в зависимости от изменения условий окружающей жизни. Лучшим примером подтверждения этого тезиса являются сложные по структуре сюжета южноамериканские мифы, где подробно рассказывается о том, как была создана земля индейцев – Мама-Пача; как Всевышний Бог родил двух сыновей – Инку и Сукристоса (т. е. Иисуса Христа); как Инка делал счастливыми людей, живших на этой земле. Конец этих историй трагичен – после того, как Инка женился на Маме-Паче, и родил с ней сыновей, злой Сукристос натравил на него пум и отрубил ему голову. В одном мифе проводится интересная по идеям генеалогическая реконструкция появления на свет европейцев. Какая-то из индейских женщин совокуплялась с каменным пенисом, от которого родила дочь. Общинники пенис разбили, и мать девочки умерла от тоски. Решив отомстить за неё, дочь с трёхлетнего возраста стала мастерить странные приспособления, назначения которых индейцы не понимали. Затем девочка ушла из рода, заблудилась, и от её слез образовалось море. Девочка шагнула на воду, и от неё зачала ребенка со светлой кожей. Жить молодая мать поселилась на другом берегу моря, и от сына нарожала белых европейцев – именно от своей родительницы они получили в употребление многочисленные технические диковины, при помощи которых и завоевали инков.
Читайте также: