Мифология и картина мира первобытного человека кратко

Обновлено: 03.07.2024

объективная реальность не так, как ее могла бы отобразить беспристраст­ная наука.

Мифом следует именовать все то, что представляется глазам, чувствам и мысли человека само собой разумеющимся, очевидным, что является непо­средственно воспринимаемым, и, как правило, некритически как своего рода данность, которую никто не ставит под сомнение. Собственно, так и относились к истории своего рода или племени в глубокой древности. И се­годня мы сталкиваемся с тем, что рождает мифы — это наше обыденное со­знание, вера во все, что слышишь и видишь как в истину в последней ин­станции. Особенно, если тебе говорят, что эти факты или сведения исходят от высшего существа — высшему авторитету и поручительству в любом деле. Вот почему формула мифа может выглядеть так:

Обыденное сознание + некритическое восприятие

услышанного + беспрекословное доверие

к источнику информации

540

Около 250 млн человек в Африке, Америке и Океании живут в условиях первобытных или традиционных обществ. Религия и жизнь для них — еди­ное целое. Все, что они думают, говорят и делают, находится в пределах ду­ховного мира, к которому они постоянно обращаются за поддержкой и бла­гословением. Верховного бога они отождествляют с солнцем и небом, а про­чих божеств упорядочивают наподобие своих обществ. Масаи Восточной Африки поклоняются богу солнца — Единому, а йоруба в Нигерии — Вер­ховному богу. Обитатели джунглей и жители густонаселенных районов оди­наково поклоняются духам и силам природы и почитают предков.


Благодаря слову человек научился выражать свое отношение к миру, свое мировоззрение, которое на ранних эта­пах развития приняло форму мифоло­гии. Мифология (греч. mythologna, от mythos — предание, сказание и logos — слово, рассказ, учение) — первая раз­витая форма мировоззрения, выраженного словом. Это фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытно-общинной фор­мации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, и наука, изучающая мифы.

Специалисты относят мифологию ко всеобъемлющей системе правил (начиная с обычаев, установленных первопредками), подразумевающей включение человека в коллектив, коллектива — в сверхъестественный мир, а его — в космос. Мифология захватывала всего человека — его душу, разум, мировоззрение, чувства и даже социальное бытие. Он не мог выйти за ее рам­ки и находиться вне ее, пока являлся членом первобытного общества. Он рождался и умирал в ней и с ней. Грубо говоря, мифология напоминает со­временную тоталитарную секту, которая целиком и полностью подчиняет себе человека, заставляя жить и думать в соответствии со своими законами. Правда, в современном обществе насчитываются сотни и тысячи сект, а в небольшом традиционном обществе существовала одна единственная ми­фология, и свободы выбора у человека не было никакой.

Основой мифологии выступает миф. Миф, как и мифология, понимает­ся в двух значениях — позитивном и негативном. В позитивном это сакраль­ный феномен, сыгравший решающую роль в эволюции архаичной культу­ры, сохранивший предания, мировоззрение и героику ушедших времен. В негативном миф понимается как сгусток суеверий, а мифология — как

541

фантастическое отражение реальности в сознании первобытного общества. Для культурологии важен скорее первый, позитивный аспект.

Мифы, как и легенды выступают основным жанром фольклорных про­изведений героического характера, вобравшими знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.

Когда сегодня говорят о мифизации или мифологизации того или иного явления, то подразумевают негативный аспект, а именно тот факт, что дан­ное явление рационально непостижимо и должно благоговейно принимать­ся таким, какое оно есть. В противоположность этому демифологизация под­разумевает освобождение явлений и понятий от их былой мифической фор­мы, попытку их рационального объяснения.

Мифология возникла и характеризует архаичное (первобытное) обще­ство, а в остаточной форме сохранилась в более развитых обществах. Мно­жество мифологических пережитков вошло в состав современных религий — христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др., хотя занимают в них под­чиненное место.

В христианстве они сохранились вместе с ее социальной базой — народ­ной культурой. Мифологические культурные пережитки в наибольшей сте­пени сохранились в ритуально-обрядовой практике христианства, но почти полностью устранены из его центральной части — вероучения, куда входит онтологическая доктрина (как устроен мир), гносеологическая доктрина (как познавать мир) и богооткровение.

♦ архаичные верования (тотемизм, фетишизм);

♦ мифологическая картина мира;

♦ архаичные культы (главный из них — культ предков);

♦ архаичные институции (главный среди них — тайный союз жрецов).

Мифология представляет собой исторически самый ранний способ выра­жения человеческого переживания и объяснения реального мира, которому свойственно воспринимать природные явления и исторические события как божественные деяния. Фольклористы обнаружили в народных верованиях, обычаях, сказках остатки древних мифов, доживших до нашего времени.

Сегодня мы смотрим на мифологию как на самую примитивную форму об­щественного сознания. И есть почему. Когда политического вождя, государство в целом, общественный строй или народные массы непомерно возвеличивают, обожествляют и, ослепленные этими предрассудками, готовы пожертвовать ради них всем другим, даже собственным счастьем, мы говорим о мифологиза­ции сознания. По существу это шаг назад от просвещения во тьму веков.

Так вот тогда, во тьме веков, появление мифологии представляло гран-диознуюреволюцию в сознании, сопоставимую, быть может, только с неоли­тической революцией. Ведь первобытному человеку важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы, заставить себя поверить в них, но создать целостную систему мировоззрения, которая объясняла и зем­ной порядок: почему на свете есть бедные и богатые, куда уходят люди пос­ле смерти, есть ли другой мир и кто там обитает и пр. Если вы заглянете в мир древних мифологий, вы ощутите величие и грандиозность этого здания. Не случайно современные композиторы, художники и поэты черпали и продолжают черпать из нее вдохновение.

542

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

У первобытных народов мифологическая картина мира включала три уровня, или слоя: наверху обитали светлые силы (божества либо добрые духи), средний, или срединный мир отводился для живых людей, нижний мир, т.е. подземное царство, был средой обитания душ умерших. Мифоло­гическая картина олицетворяла строение всего космоса. Три уровня — это три зоны космоса: небо, земля и преисподняя (загробный мир).


Мифологическая картина мира

543

Космогония — составная часть мифологии.

КОСМОГОНИЯ (от космос и . гония; греч. kosmogonia) — 1) в арха­ичных культурах модель происхождения мира и человека, определяв­шая также иерархические отношения между богами; 2) в современ­ных культурах раздел астрономии, изучающий происхождение и раз­витие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд, галактик и т.д.).

Прежде чем космогония превратилась в систему научных представлений, она прошла мифологическую стадию.

Космос, символизирующий в мифологии порядок, рождается из хаоса, который постоянно сосуществует с человеком и его обществом. Переход из одного состояния в другое возможен в любой момент, особенно в период смены календарных циклов, при социальных и семейных переменах (рож­дение ребенка или смерть сородича вождя). Эти периоды опасны возмож­ностью проникновения сил хаоса, смерти, злых духов в мир людей. Для того чтобы защитить себя от интервенции чуждых сил, людям приходилось с точностью до деталей осуществлять специальные ритуалы, отступление от которых грозило бедой. Погребальные, свадебные и календарные обряды восстанавливали космический порядок, очищали и стабилизировали сре­динный мир людей.

Для того чтобы у простых смертных приобщение к миру космоса произош­ло как надо, приходилось долго тренироваться и репетировать. Защита от вторжения сил хаоса не должна была застать их врасплох. В специальных ритуалах разворачивалась рецитация космогонических мифов, моделиру­ющая вторжение сил хаоса — карнавальные обряды ряжения злых духов, ри-

туальные оргии (промискуитетные обряды), ритуализованные восстания против правителей. Подобные обряды ставили хаос под контроль людей, обновляли и очищали мировой порядок.

Вторжение сил хаоса происходило снизу — из подземного мира, но ни­когда не сверху. Небеса — место обетования добрых сил. В мифологии, та­ким образом, зародилась асимметрия небесного и подземного, которая поз­же была унаследована христианством.

Срединный мир надо было защищать именно снизу. Для этого у многих на­родов создавались изображения так называемых стражей — фигурок-охра­нителей, которые дали начало целому жанру в прикладном религиозном и


светском искусстве. Корабли испан­ских, греческих, скандинавских и сла­вянских народов украшали особые но­ совые фигуры из дерева, призванные охранить моряков от проявлений злой стихии и злых духов. Китайцы ставили статуи стражей на коньки кровель, под карнизами зданий и у гробниц. Они оберегали живых и мертвых от злых ду­хов. У народностей кота в Габоне черепа и кости наиболее почитаемых пред­ков по обычаю хранят в корзинах в особой хижине и приносят им жертвы. Для защиты останков от злых сил на корзины помещают фигурки стражей.

Постоянная угроза вторжения сил хаоса, как и моделирование этого втор­жения, особенно в календарных ритуалах, способствовала возникновению представлений о космических циклах — бесконечном ритме смертей и воз­рождений природы и человека (предков — в потомках, мальчика-неофита — во взрослом мужчине после инициации и т.п.). Рождение и смерть, в отли­чие от более поздних времен, не драматизируется, а как бы карнавализиру-ется. Они — части обновительного ритуала.

Врезка

В . Я . Петрухин

Орудия труда первобытного человека были еще на­столько примитивны, что при их помощи обеспечить минимум необходимых для поддержания жизни мате­риальных благ можно было только в процессе коллективной деятельности, Человек в принципе не имел воз­можности существовать вне коллектива сколько нибудь значительный отрезок времени, выделять себя из кол­лектива реально, а потому не располагал такой воз­можностью и в сознании. Члены первобытного коллек­тива, конечно же, обладали индивидуальными особен­ностями, но как в реальной жизни, так и в сознании решающую роль играли не эти особенности, а принад­лежность человека роду. Данный уровень общественной практики детерминировал не только ступень, но и фор­му познания действительности (мифологию), форму дифференциации объективной реальности. Важным компонентом постижения этой дифференциации дейст­вительности в мифологической картине мира являются представления о пространстве и времени. Отражая ат­рибуты материи, они образуют своего рода координат­ную сетку, благодаря чему человек в рамках определен­ной культуры воспринимает и осознает окружающий мир и создает его картину. Эта картина, в свою очередь, в определенной степени детерминирует мир его ценно­стей и поведение.

Зарождение мифологического сознания. Древнейшие верования и культы.

Вокруг обитало огромное количество зверей, наделённых когтями, клыками, рогами, копытами, панцирями, шерстью. Они, зачастую, были больше, сильнее, проворнее человека, и, как следствие, были более приспособлены к окружающему миру. В таких условиях, скорее всего, главной заботой, мыслью, желанием, задачей нашего далекого предка было Выживание, которое зависело от удачной охоты на Зверя и благосклонности сил Природы.

Итак, вот два главных приоритета первобытной культуры: Природа и Зверь . И то, и другое вызывало страх, и преклонение, так как человек, практически никак не мог на них влиять, они же имели для людей колоссальное, первостепенное значение.

Нам в этом случае помогает научное знание, но поскольку в те времена науки не было, то её заменила мифоло́гия . Все природные явления в этом случае наделялись человеческими свойствами, то есть одушевлялись – буквально, наделялись душой. Таким образом, появилось одно из древнейших верований – аними́зм (от латинского - анима - душа) – одушевление всей природы.

Мир, в сознании древних людей, населяется Духами – великими и малыми, добрыми и злыми, верхними (небесными) и нижними (земными и подземными). Эти Духи, в представлении первобытного человека, вступают друг с другом в отношения разного рода, совершают какие-то действия, с ними что-то происходит. Всё это находит отражение в явлениях природы.

Предположим, дождь, как природное явление, можно объяснить с помощью мифа следующим образом - Дух Неба обиделся (расстроился, заболел и т.п.) и заплакал. Следовательно, дождевые капли – это Небесные слезы. Миф становится некоей закреплённой в сознании человека историей, имевшей место однажды и повторяющейся через каждый определённый период времени, например, восход и заход солнца или цикличность смены времён года и т.п. Так рождалась мифология, а вместе с нею - мифологическое сознание - своеобразное представление об устройстве и функционировании мира (подменяющее собой научное знание). Вместе с этим зарождалась и религия .

С предками, но уже мифологическими, был связан и ещё один из древнейших, и распространенных повсеместно, культов. Первобытный человек, также, как и мы, задумывался о собственном происхождении. Напомним, что и сегодня эта тема ещё обсуждаема, и не имеет однозначного ответа – кто-то верит в Божественное происхождение человека, кто-то согласен с дарвиновской теорией эволюции, кому-то хочется, чтобы человечество было занесено на Землю из космоса и т.д.

Многие народы сохранили мифы, в которых некое священное животное, стояло у истоков нации или государства. Например, вспомните волчицу, вскормившую будущих основателей Рима. Миф о происхождении тюрков тоже рассказывает о волчице. Культы священных животных в Индии, Древнем Египте и других древних цивилизаций напрямую связаны с тотемизмом.

Для выживания рода или племени важно было заботиться не только о душах предков, но и о продолжении рода в потомках. Поэтому важнейшее значение приобретает женское (материнское) начало. Женщина начинает занимать доминирующие позиции в племени. Наступает период матриархата. Поклонение всем плодоносящим (материнским) силам природы получило название Культ Великой Матери . Отголоски такого поклонения женщине мы можем видеть и сегодня у некоторых народов, где, например, фамилия ребенку передается не по отцовской, а по материнской линии.

Конечно, в этом рассказе мы упомянули лишь о тех верованиях, которые, скорее всего, были распространены на всей территории расселения древнего человека и которые отчасти сохранились и сегодня. Важно отметить, что именно создание первобытными людьми мифологической картины мира, верований и культов с полным правом можно назвать первыми проявлениями духовной культуры человечества.

Удивительно, но скорее всего, именно сложение мифологической картины мира, определённых культов и ритуалов, послужило началом и появлению искусства в первобытном обществе. О чём я расскажу в следующей публикации.

О первобытной культуре вы можете почитать и другие статьи автора, пройдя по ссылкам ниже :)

Если вы интересуетесь историей мировой культуры и искусства, то у меня уже вышли циклы публикаций по следующим темам:



Самым жёстким образом мифы внедряют в сознание людей психические установки на запреты в той или иной области деятельности – на инцест, зоофилию, гомосексуализм и т. д. Сексуальный мотив, кстати, буквально пронизывает всю систему ранних мифических сюжетов – первобытные чувствовали серьёзность влияний всех форм манифестаций сексуальной энергии на жизнь природы и человека. Мифы имеют способность развиваться диалектично, в зависимости от изменения условий окружающей жизни. Лучшим примером подтверждения этого тезиса являются сложные по структуре сюжета южноамериканские мифы, где подробно рассказывается о том, как была создана земля индейцев – Мама-Пача; как Всевышний Бог родил двух сыновей – Инку и Сукристоса (т. е. Иисуса Христа); как Инка делал счастливыми людей, живших на этой земле. Конец этих историй трагичен – после того, как Инка женился на Маме-Паче, и родил с ней сыновей, злой Сукристос натравил на него пум и отрубил ему голову. В одном мифе проводится интересная по идеям генеалогическая реконструкция появления на свет европейцев. Какая-то из индейских женщин совокуплялась с каменным пенисом, от которого родила дочь. Общинники пенис разбили, и мать девочки умерла от тоски. Решив отомстить за неё, дочь с трёхлетнего возраста стала мастерить странные приспособления, назначения которых индейцы не понимали. Затем девочка ушла из рода, заблудилась, и от её слез образовалось море. Девочка шагнула на воду, и от неё зачала ребенка со светлой кожей. Жить молодая мать поселилась на другом берегу моря, и от сына нарожала белых европейцев – именно от своей родительницы они получили в употребление многочисленные технические диковины, при помощи которых и завоевали инков.

Читайте также: