Теория умственной отсталости в криминологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Глава 3. ТЕОРИИ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

По мнению У. Уайта, большинство мотивов преступного поведения во многом совпадает с желаниями и устремлениями типичного обывателя.

Проиллюстрируем разноплановые теории преступности на основе фрейдизма.

А. Мерген — немецкий ученый, пытался на основе фрейдизма возразить теории психопатизации преступника и отмечал, что тенденция к преступлению заложена в каждом человеке изначально. Психопат поддается ей потому, что сила этой тенденции получает патологическое преобладание над всеми остальными (Г. Шнайдер, 1994. С. 84–85).

преступление = (преступные устремления, заложенные в Оно, + криминогенная ситуация) : контролирующие способности сверх-Я.

Одной из центральных проблем криминальной психологии преступности является трактовка преступного поведения как заучиваемого, усваиваемого от других. Эта же закономерность характерна и для тюремного сообщества заключенных. Такое обучение включает в него не только прямые наставления, но и длительное, иногда незаметное влияние различных социально-психологических процессов в местах лишения свободы.

3. Представления о природе личности преступника

В основе теории преступности в зарубежной криминальной психологии лежит модель поведения, базирующаяся на следующих теориях:

теория конформизма — изначально является концепцией поступать правильно (гуманистические теории в психологии);

теория напряжения Р. Мертона, который утверждает, что на людей особенно сильно влияют ценности установки (аттитюды) общества, в котором они живут. (Правильным будет то, что признается сообществом или группой внутри него.)

Теория напряжения предсказывает, что преступность и преступное поведение имеют место тогда, когда соблюдается осознанное несоответствие между меркантильными ценностями и целями, которые пропагандируются и высоко ценятся в обществе. Напряжение между целью и способами достижения (нарушать ли законы, чтобы достичь желанного богатства или власти, либо отказаться от мечты);

теория научения, представляющей точку зрения, в соответствии с которой человек с рождения нейтрален (не склонен ни к конформизму, ни к девиантности). Убеждения усваиваются из социальной среды в процессе научения;

4. Концепции криминальной психологии

В XX в. влияние концепции прирожденного преступника было весьма велико. Она господствовала в Западной Европе, весьма значительно было ее влияние и на Американском континенте. Научный поиск сконцентрировался на выявлении атрибутов человека, обладающего повышенной склонностью к преступлениям, и привел к выработке следующих концепций:

концепция умственной отсталости преступника;

концепция конституциональной предрасположенности к преступлениям; концепция поиска гена преступности;

психологическая концепция преступления и личности преступника.

Р. Дагдейл (1841–1883) – современник Ломброзо, провел оригинальное исследование порочной семьи (условная фамилия семьи Джуксы). Умственная неполноценность, передававшаяся в этой семье из поколения в поколение, была связана с преступным образом жизни (R.L. Dugdale. The Jukes. N.Y., 1877)

Реальность феномена способностей и умственной одаренности, в том числе интеллектуальных способностей, практически не вызывала сомнений. Еще в XIX в. Эскизголь, Рей, Дагдейл связывали умственные способности с преступным поведением.

В Европе и Америке активно стало применяться тестирование, в том числе умственных способностей. Французскими учеными А. Бине и Т. Симоном в 1905 г. был создан тест, позволяющий определить возраст умственного развития. В. Штерн, доработав этот тест, предложил рассчитывать с его помощью коэффициента умственного развития (IQ — сокращенно от intelligence quotient).

В 1908 г. американский криминолог, профессор университета в Огайо Г. Годдард перевел этот тест на английский язык и начал серьезное исследование умственного развития преступников (провел аналогичное исследование семьи Коллинсов и доказал зависимость между умственной отсталостью и преступностью).

Через два года Г. Годдард опубликовал статистическое исследование заключенных. По его данным, 70 % из них страдают слабоумием (1914).

Аналогичное исследование в 1912 г. опубликовал Давенпорт (1912).

Казалось бы, что ломброзианство получило второе дыхание: каждый слабоумный является потенциальным преступником, но некоторые ученые (Маргисон, США) доказывали, что выводить однозначную зависимость между преступностью и степенью умственного развития некорректно. Умственная недоразвитость является следствием ненормальных условий жизни, поэтому решение данной проблемы с помощью стерилизации и кастрации представлялось не только негуманным, но и неадекватным.

Последующие более точные и строгие научные методики исследования показали, что уровень интеллектуального развития преступников не ниже среднего уровня интеллектуальности.

От научных исследований в этой области отказались: указанное научное направление практически всеми было признано бесперспективным.

Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики (например, Лафатер). Они называли в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т. д.

Содержание работы

Теоритический вопрос…………………………………………………….…3
Биологические (антропологические) криминологические теории ……….3
1.1. Теория прирожденного преступника……………………………………. 4
1.2. Концепция умственной отсталости преступника ………………………. 7
1.3. Теория опасного состояния……………………………………………….11
1.4.Фрейдизм…………………………………………………………………. 14
1.5. Клиническая криминология………………………………………………16
Задача………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………….22

Содержимое работы - 1 файл

криминология.doc

  1. Биологические (антропологические) криминологические теории ……….3

1.1. Теория прирожденного преступника……………………………………. 4

1.2. Концепция умственной отсталости преступника ………………………. 7

1.3. Теория опасного состояния……………………………………………….11

1.5. Клиническая криминология……………………………………………… 16

Список использованной литературы………………………………………….22

    1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ (АНТРОПОЛИГИЧЕСКИЕ) КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики (например, Лафатер). Они называли в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т. д.

Первая категория — это преступники, которые хотя и совершают преступления, но по своим внутренним качествам способны побороть дурные влечения и бороться с преступными соблазнами.

Вторая категория — люди, которые являются обездоленными от природы и в силу этого легко поддаются преступным влечениям.

Третья категория — промежуточная, эти люди способны встать как на путь исправления, так и на путь дальнейшего совершения преступлений в зависимости от того, какое влияние оказывает на них внешняя среда.

1.1. ТЕОРИЯ ПРИРОЖДЕННОГО ПРЕСТУПНИКА

Судить о том, является человек преступником или нет, позволяли, как полагал Ломброзо, внешние признаки головы, туловища, конечностей, рот, глаза, нос. Отсюда, естественно, и проистекает название антропологической школы в криминологии. 2

Идеи и научные выводы Ч. Ломброзо, наряду с объективной критикой, несомненно, заслуживают специального изучения. Большинство их было отвергнуто как причудливые гипотезы и необоснованные обобщения. Но он был первым, кто использовал эмпирические методы для изучения причин преступности и личности преступника. Может быть, потому на некоторых криминологических исследованиях и до сих пор лежит печать антропологического принципа. 3

1.2. КОНЦЕПЦИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ПРЕСТУПНИКОВ

Реальность феномена способностей, природной одаренности практически ни у кого не вызывала сомнений. Не являются исключением и интеллектуальные способности. Многим криминологам эта область представлялась многообещающей в плане поиска истоков опасного преступного состояния. Еще в XIX в. Эскироль, Рей, Дагдейл исследовали проблемы умственной неполноценности и ее связь с преступным поведением. Р. Дагдейл, современник Ломброзо, проживший короткую, но яркую жизнь (1841—1883), провел оригинальное и очень интересное исследование порочной семьи, которой он дал условную фамилию Джуксы. Умственная неполноценность, передававшаяся в этой семье из поколения в поколение, шла рука об руку с преступным образом жизни. Не следует забывать, что, и по мнение Ломброзо, душевные болезни играют одну из главных ролей в этиологии преступного поведения.

В 1908 г. американский криминолог, профессор университета в Огайо Генри Годдард перевел этот тест на английский язык и начал серьезное исследование умственного развития преступников. Параллельно он решил повторить и углубить примененный Дагдейлом прием монографического анализа семейных линий. В 1912 г. Годдард опубликовал исследование родословной семьи Калликаксов, основатель которой был женат дважды: в первом случае на душевнобольной женщине, во втором — на здоровой. Из нескольких поколений потомков от первого брака 143 человека были также слабоумными — они приумножили армию отбросов общества (незаконнорожденных, алкоголиков, проституток, правонарушителей). Из 496 потомков от второго брака не было ни незаконнорожденных, ни алкоголиков, ни проституток, ни преступников. Аналогичное исследование в том же году опубликовал Давенпорт.

Выводы из таких исследований напрашивались сами собой:

-зависимость между умственной отсталостью и преступностью представлялась вполне очевидной, как и факт передачи слабоумия по наследству от поколения к поколению. Через два года Годдард опубликовал статистическое исследование заключенных: по его данным, 70% из них страдали слабоумием.

В дальнейшем в этом же русле критику оценки умственной способности представителей низших слоев общества проводили многие ученые: психологи, социологи, криминологи. Трудное материальное положение не позволяет детям из бедных семей развить свои способности. Их недоразвитость оказывается следствием ненормальных условий жизни, а не генетической ущербности. Поэтому решение данной проблемы с помощью стерилизации и кастрации представлялось не только негуманным, но и неадекватным. 5

В 1933 г. американский исследователь Зелани выступил в поддержку Годдарда, пытаясь своими данными подтвердить его правоту о сниженном уровне интеллекта у преступников. Однако это была последняя попытка увязать преступность с интеллектуальной недоразвитостью. Окончательный удар концепции умственной отсталости преступников был нанесен последующими исследованиями, которые проводились с использованием более точных и строгих научных методик. Результаты их показали, что уровень интеллектуального развития преступников не ниже среднего уровня интеллектуальности, характерного для данного общества. От научных исследований в этой области отказались — указанное научное направление практически всеми было признано бесперспективным.

преступник, отсталость, умственная осталось, деменция, закон, право, исследования, различия.

Важно отличать умственную отсталость от приобретенного слабоумия (деменции). Приобретенное слабоумие – это снижение интеллекта от нормального уровня, а при олигофрении интеллект так и не достигает своего нормального развития (т.е. уровня соответствующего возрасту) [3].

В XIX веке криминологов заинтересовала идея о дегенеративной природе преступников. Например, Чарльз Ламброзо издал труд в котором были описаны физический признаки, характеризующие человека как преступника. С точки зрения концепции умственной отсталости преступников наиболее интересны исследования двух ученых-криминологов Р. Дагдейла и Г. Годдарда, составивших родословные слабоумных семей для того что бы проанализировать взаимосвязь интеллектуальных и психических отклонений со склонностью к преступлениям. Было выявлено, что в некоторых семьях в течение нескольких поколений большая часть родственников являются социально неадаптированными лицами. Наиболее известными представителями таких семей являются Джуки (исследование Дагдейла) и Калликаки (исследование Годдарда) — псевдонимы, данные им их исследователями [2].

Интересным является и исследование проведенное Годдардом, начавшееся в 1908 году. Семья Калликак состояла из двух ветвей: первая ветвь объединяет лиц нормальных и даже выдающихся, а вторая в основном из дефектных. Начало родословной положил Мартин – молодой человек из хорошей семьи, участник военных компаний, проводимых в то время. Он вступил в отношения с одной из слабоумных девушек из таверны в результате чего родился незаконный сын Мартин Калликак-младший, ставший прародителем дефектной ветви. Спустя несколько лет Мартин-старший женился на девушке из своего круга и создал нормальную семью, некоторые потомки который стали впоследствии известными людьми.

Оба исследования были подвергнуты жесткой критике за неадекватность в отношении объяснения причин преступности. Но, тем не менее, эти исследования положили начало изучению наследственной природы слабоумия и других психологических дефектов.

[1] Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении память. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

4. Исследования ученых

Р. Дагдейл
Было выявлено, что в некоторых
семьях в течение нескольких
поколений большая часть
родственников являются социально
неадаптированными
лицами. Наиболее известными
представителями таких семей
являются Джуки (исследование
Дагдейла) и Калликаки (исследование
Годдарда) — псевдонимы, данные им
их исследователями
Р. Дагдейл

5. Семья джуков

6. Семья Калликак

Интересным является и исследование проведенное
Годдардом, начавшееся в 1908 году. Семья Калликак
состояла из двух ветвей: первая ветвь объединяет лиц
нормальных и даже выдающихся, а вторая в основном
из дефектных.
Начало родословной положил Мартин – молодой
человек из хорошей семьи, участник военных компаний,
проводимых в то время. Он вступил в отношения с
одной из слабоумных девушек из таверны в результате
чего родился незаконный сын Мартин Калликакмладший, ставший прародителем дефектной ветви.
Спустя несколько лет Мартин-старший женился на
девушке из своего круга и создал нормальную семью,
некоторые потомки который стали впоследствии
известными людьми.

7. Тест Бинэ—Симона

В конце прошлого века в Европе и Америке активно
стало применяться тестирование. Тест оказался
достаточно эффективным инструментом оценки
умственных способностей.
Он был создан в 1905 г. французскими учеными
Альфредом Бинэ и Теофилом Симоном. Этот тест,
состоящий из большого количества вопросов разной
степени трудности, позволял определить "возраст
умственного развития": предполагалось, что
нормально развивающийся ребенок в определенном
возрасте должен знать ответы на определенные
вопросы, умственное развитие градуировалось по
шестнадцатилетней шкале. Немецкий психолог В.
Штерн, доработав этот тест, предложил с его
помощью рассчитывать коэффициент умственного
развития — I.Q. (сокращенно от "intelligence quotient").

8. Огайо Генри Годдард

Перевел этот тест на английский язык и начал серьезное исследование
умственного развития преступников. Параллельно он решил повторить и
углубить примененный Дагдейлом прием монографического анализа
семейных линий. В 1912 г. Годдард опубликовал исследование
родословной семьи Калликаксов, основатель которой был женат дважды:
в первом случае на душевнобольной женщине, во втором — на
здоровой.Из нескольких поколений потомков от первого брака 143
человека были также слабоумными — они приумножили армию
отбросов общества (незаконнорожденных, алкоголиков, проституток,
правонарушителей). Из 496 потомков от второго брака не было ни
незаконнорожденных, ни алкоголиков, ни проституток, ни преступников.
Выводы из таких исследований напрашивались сами собой: зависимость между умственной отсталостью и преступностью
представлялась вполне очевидной, как и факт передачи слабоумия по
наследству от поколения к поколению. Через два года Годдард
опубликовал статистическое исследование заключенных: по его данным,
70% из них страдали слабоумием.

9. Используя тест Бинэ—Симона, Годдард определил умственный уровень лиц, страдающих умственной отсталостью в различной степени

10. Вывод концепций

В 1933 г. американский исследователь Зелани
выступил в поддержку Годдарда, пытаясь своими
данными подтвердить его правоту о сниженном
уровне интеллекта у преступников. Однако это была
последняя попытка увязать преступность с
интеллектуальной недоразвитостью. Окончательный
удар концепции умственной отсталости
преступников был нанесен последующими
исследованиями, которые проводились с
использованием более точных и строгих научных
методик. Результаты их показали, что уровень
интеллектуального развития преступников не ниже
среднего уровня интеллектуальности, характерного
для данного общества. От научных исследований в
этой области отказались — указанное научное
направление практически всеми было признано
бесперспективным.

11. Список использованных источников

Афанасьева О.Р., Гончарова М.В. Криминологический портрет
личности преступника // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия:
Юриспруденция. 2016. № 3. С. 40-49
Бучаев С.М. Социально-биологическая и нравственновоспитательная характеристика личности преступникатеррориста // Пробелы в российском законодательстве. 2013.
№ 6. С. 175-177.
Водопьянов, В.П. Криминология / В.П. Водопьянов. - Москва: ИЛ,
2018. - 144 c.

Читайте также: