Карамзин и пушкин кратко

Обновлено: 02.07.2024

С 1816 года поэт начинает сходится с Карамзиным. В эту пору Карамзин выступал с публичными чтениями еще не изданной истории, нередко обсуждавшейся его учеными слушателями. Для молодого поэта такие собеседования были исключительно ценны. Интерес старших поэтов – Жуковского и Батюшкова – в эпохе князя Владимира отразился и на творческих замыслах их ученика.

Но мотивы русской древности Пушкин думал развивать не в торжественной эпической форме, а в излюбленном жанре комической поэмы, задуманной им еще в 1814 году.

витязей в манере веселых повестей и волшебных сказаний, казалось, открывали ему путь для живого рассказа в духе его любимых шутливых и народных поэтов. После “Толиады”, “Монаха”, “Бовы” – целого ряда неоконченных опытов – Пушкин снова берется за этот ускользающий от него и соблазнительный жанр. Для насыщения забавного рассказа характерными чертами прошлого он запоминает из чтений Карамзина героические эпизоды древности и живописные подробности быта.

Глубоко чуждый монархическим тенденциям историографа, юный поэт увлекается преданиями о подвигах киевских витязей и запоминает

Все это отразилось в песнях большой поэмы, которую Пушкин начал писать в последний год своей лицейской жизни. У Карамзина летом 1816г. Пушкин встретил гусарского корнета Чаадаева. Чаадаев приходился внуком известному историку и дворянскому публицисту екатерининского времени князю Щербакову, видному собирателю рукописей и книг, автору “Летописи о многих мятежах” и “Повести о бывших в России самозванцах”.

Карамзин широко пользовался материалами “Истории Российской” Щербатова и с неизменной приветливостью принимал у себя внука своего видного предшественника. Сам Чаадаев, несмотря на свою молодость – ему было в то время 22 года, – уже принимал участие в крупнейших событиях современной истории: сражался под Бородином, Кульмом, Лейпцигом и Парижем. Военные походы не прерывали его напряженной умственной работы. Знакомство с ним Пушкина оказало огромное влияние на формирование мировоззрения поэта.

26 марта 1820 года была закончена последняя песнь “Руслана и Людмилы”. В эпоху создания поэмы чрезвычайно расширился круг исторических представлений Пушкина.

Шестая песнь “Руслана и Людмилы” уже дает первый очерк истолкования поэтом судеб России: подлинный герой для него прежде всего народен, органически слит со своей страной – убеждение, которое Пушкин сохранит до конца. Если его философия истории еще не сложилась в 1820 году в своих окончательных формах, перед нами уже выступает в заключительной песне “Руслана и Людмилы” певец могучих подъемов отечественной истории. На вершинах древнего сказания высится героический представитель народа, осуществляющий его историческую миссию.

Так, сохраняя традицию волшебно-рыцарского романа, Пушкин к концу поэмы по-новому сочетает фантастические элементы старославянской сказки с драматическими фактами древнерусской истории. В шестой песне поэма наиболее приближается к историческому повествованию: осада Киева печенегами уже представляет собой художественное преображение научного источника. Эта первая творческая переработка Карамзина.

Картина сражения, полная движения и пластически четкая в каждом своем эпизоде, уже возвещает знаменитую боевую картину 1828 года: “Горит восток зарею новой…” Пушкин особенно ценил эту последнюю песнь “Руслана”. Тон поэмы здесь заметно меняется. Фантастику сменяет история.

Картина обороны Киева предвещает баталистическую систему позднего Пушкина, изображавшего обычно расположение двух лагерей перед схваткой, – в “Полтаве”, “Делибаше”, “Путешествии в Арзум”. “В творческой эволюции Пушкина значение последней песни “Руслана” огромно. Здесь впервые у него выступает народ как действующая сила истории.

Он показан в своих тревогах, надеждах, борьбе и победе. В поэму вступает великая тема всенародной борьбы и славы. На последнем этапе своих баснословных странствий герой становится освободителем родины. Весь израненный в бою, он держит в деснице победный меч, избавивший великое княжество от порабощения.

Волшебная сказка приобретает историческую перспективу. “Преданья старины глубокой” перекликаются с современностью: сквозь яркую картину изгнания печенегов звучит тема избавления России от иноземного нашествия в 1812 году”. В поэму вплетаются стихи, прославлявшие еще в лицее великие события Отечественной войны. Руслан вырастает в носителя исторической миссии своего народа, и волшебная поэма завершается патриотическим аккордом.

Так легкий жанр веселого классицизма, развертываясь и устремляясь к прославлению освободительного подвига, приближается к последней стадии повествования к историческому реализму.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема исследовательской работы

Сложность взаимоотношений

Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина

Цель исследования: определить причины сложности взаимоотношений Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи :

подробно изучить биографии писателей;

определить сакральность цифр в датах рождения Пушкина и Карамзина, их взаимосвязь;

определить даты встреч писателей;

изучить отношение Пушкина к Карамзину и отношение Карамзина к Пушкину;

найти в биографиях и творческих путях великих людей моменты взаимопонимания.

Объектом исследования являются взаимоотношения Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина.

Предметом исследования являются произведения писателей, выражающие отношения друг к другу и к произведениям.

Приложением к работе таблица.

Сакральность в датах рождения. ………………………………. 4 – 5 стр.

Взаимоотношения А.С.Пушкина И Н.М.Карамзина………… 5 - 7 стр.

Разногласия во взаимоотношениях……………………………… 7 - 8 стр.

Список использованной литературы ………………………………10 стр.

Начнем с рождения. Николай Карамзин родился в Симбирской губернии 1 декабря 1766 года, в небогатой дворянской семье образованных и просвещенных родителей. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения.

Сакральность в датах рождения.

Еще Гете говорил: "Числа не управляют миром, но они показывают, как управляется мир". Девять - число, имеющее много измерений, это представление начала и конца жизненного пути человека. Это образ неба, Бога, космоса, души. Если положить под увеличительное стекло запись числа 3, можно увидеть число 9. Это - усиленное значение единства прошлого, настоящего и будущего. Число 9, будучи символом таинства и посвящения, как бы его не пытались изучить, проанализировать и систематизировать, никогда не будет разгадано до конца.

В дате - шестерка. Это число содержит в себе все положительные представления, связанные с искусством, красотой и гармонией. Несет потребность любви и по-настоящему глубокой связи с другим человеком, опирающейся на взаимное понимание, принятие и уважение. Шестерка связана с чувством долга и ответственностью по отношению к семье и обществу. Она несет в себе надежду на спокойную и безопасную человеческую жизнь, благодаря пониманию и исполнению обязанностей и приятию себя в качестве существа духовного.

Шестерка символизирует труд и связана с любыми действиями, требующими точности, аккуратности и добросовестности.

Взаимоотношения А.С.Пушкина И Н.М.Карамзина.

Летом 1816 года Пушкин зачастил к Карамзиным. Его влекло к ним как магнитом. Он прибегал после занятий в Лицее. Николай Михайлович и Екатерина Андреевна встречали его радушно, дети уже ждали его: ведь с его приходом начинались возня, веселые игры, шалости. Пушкин искренне полюбил и самого Карамзина, и все его семейство. Домашние беседы и прогулки с историком по Царскому Селу дали Пушкину не меньше, нежели учеба в лицее.

Молодой Пушкин не оставляет без внимания жену Николая Михайловича –

Екатерину Андреевну. Почти на двадцать лет она старше Пушкина. Но несмотря на это Александр испытывает чувство влюбленности, оставившее след на всю жизнь.

Начавшись в Царском Селе, знакомство Пушкина с Карамзиным продолжалось в Петербурге. Пушкин часто и запросто приходил к Карамзиным, назначал у них свидание Жуковскому:

Скажи, не будешь ли сегодня

С Карамзиным, с Карамзиной? –

На всякий случай – ожидаю,

Тронися просьбою моей…

И вновь он увидел ее жену Карамзина. Пушкин влюбился и со свойственной ему непосредственностью написал ей письмо с объяснением в любви. Екатерина Андреевна показала письмо мужу, и они оба смеялись, а потом вместе отчитывали незадачливого влюбленного.

Разногласия во взаимоотношениях.

Казалось бы, два гениальных человека нашли общий язык, их многое связывает, но, знакомясь подробнее с биографией Пушкина и Карамзина, недоумеваешь: что стало причиной разногласий?

Нахожу исторические факты.

Пушкин раздражал его. Все в нем было через край: ум, талант, веселость, безрассудство. И при этом вольномыслие.

«Послушайте: я сказку вам начну

Про Игоря и про его жену,

Про Новгород и Царство Золотое,

- И, бабушка, затеяла пустое!

Они часто спорили.

-Не требую ни конституции, ни представителей, но по чувствам останусь республиканцем и верным подданным царя русского.

-Никто, даже злейшие враги мои. не говорили подобного. Вы мой клеветник хуже Голенищева - Кутузова.

- Итак, вы рабство предпочитаете свободе?

В его Истории изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

И прелести кнута.

Пушкин уважал Николая Михайловича как известного историка и неплохого писателя, но разошелся с ним в политических взглядах.

Пушкин и Карамзин. Они часто встречались, бывали на балах, проводимых царем. И как истинные патриоты своего государства, принимали активное участие в декабристском восстании.

Несмотря на сложности взаимоотношений Пушкина и Карамзина, убеждаешься, что история подарила не только России, но и всему миру два великих имени, историк Н.М. Карамзин навсегда останется для нас учителем и духовным отцом поэта А.С. Пушкина.

Список использованной литературы:

2. Эйдельман, Н. Сказать всё…: [А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин] / Н. Эйдельман // Прометей: Историко-биографический альманах серии (Жизнь замечательных людей )/ составитель В.Лавров.-Т.14.- Москва: Молодая гвардия.

3. Академия наук СССР, институт русской литературы. Пушкин в письмах Карамзиных 1836-1837 годах, Москва, 1960.

Юный гений, переживающий несчастье (как крайнюю степень уныния) от неразделенной ( роковой ) любви, потерял интерес к жизни ( вина в этом женщины! ).

Отношения с Катериной Андреевной Карамзиной – это был тот, возможно, единственный для юного Пушкина случай, когда уныние (от неразделенной любви) развилось в его душе до такой силы, что запечатлелось в памяти навсегда. Мы восхищаемся стихами Пушкина, посвященными этой (или якобы этой) взрослой женщине, наполненными унынием, и не задумываемся о том, что он ( наш юный гений !) безмерно страдал. Нам бы посочувствовать ему, пожалеть его всей душой, и укорить взрослую женщину за неотзывчивость. Но мы к этому оказываемся не готовыми: потому что на уроках литературы в школе нас не учили главному – любить, жалеть и сострадать.

Катерина Андреевна носила придуманную фамилию Колыванова, так как была незаконно рожденной дочерью князя Вяземского, о чем узнала только, когда повзрослела.

Свою мать она практически не знала, хотя та также была их благородных. Катерину Андреевну воспитывала тетка – старая дева. Ясное дело, что воспитание старой девы не могло быть полноценным и не могло не сказаться отрицательно на ее будущей половой (семейной) жизни.

В этом внутреннем размышлении Катерины Андреевны, с одной стороны, есть осознание полноты своей светской жизни (она – жена знаменитого человека), а с другой, сексуальная неудовлетворенность – жизнь проходит без любви. Но есть и третья сторона – недоброе (придирчивое) отношение к падчерице. Нелюбовь к падчерице – это свидетельство ее нелюбви к Карамзину. И другого мнения здесь быть не может. В этой связи скажем больше: у Катерины Андреевны не было любви ни к падчерице, ни к Николаю Михайловичу, но не было любви и к армейскому поручику Струкову (много лет назад), и к гениальному юнцу Пушкину. Любви не было, потому что она (по причине неполноценного воспитания) не способна была любить никого.

Конечно, ее тело требовало траты сексуальной энергии, а душа – любовных переживаний… Правда, запоздало. Все это ей надо было бы испытать в юности, в эмоциональной (страстной) любви к армейскому поручику. И лишь пережив любовную страсть и осознав ее ненадежность, начать строить свою половую (семейную) жизнь уже по уму с ученым Карамзиным (тогда и любви в ее жизни было бы больше). К сожалению, спрогнозировать такой путь (от страстной любви к умной) женщине (из-за неполного воспитания и неразвитой интуиции) редко удается. Вот и Катерина Андреевна ( недовоспитанная в половом отношении), не растратив эротической энергии в молодости, сразу стала жить с известным, намного старше себя человеком (мужем), которому верила абсолютно, но жить не по любви, а по обязанности.

Заключая, попробуем определить роль Катерины Андреевны Карамзиной в судьбе Александра Сергеевича Пушкина.

Каждому мужчине в молодости полезно ( для опыта !) один раз полюбить, разлюбить и возненавидеть роковую красавицу, чтобы больше не поддаваться ее чарам. К сожалению, пользу из роковой любви способен извлечь только рассудительный мужчина (Пушкин же к таковым не относился: у него страсть всегда доминировала над рассудком). Поэтому впереди его ждали новые страдания и опасности от встреч с роковыми женщинами, которые пленяли его обманчивой красотой и ложными тайнами.

Конечно, влияние Катерины Андреевны на Пушкина нельзя оценивать однозначно. Она способствовала его взрослению, но заставила страдать, а значит, не благоприятствовала поэтическому творчеству, в частности, сочинению новых жизнеутверждающих поэм и сказок, ценность которых была бы неизмеримо выше его стихов о неразделенной любви. Но самое грустное состояло в том, что юноша не был способен сделать должных выводов из роковой любви к взрослой женщине (страсть подавляла его разум). А ведь помочь ему (юному гению ) в этом должна была бы сама роковая красавица, которая была неглупой женщиной ( Карамзина читала !), а также ее мудрый муж – сам Карамзин, который хорошо знал Александра с рождения.

Я и мои друзья 02:09 06.01.2010 Фотографий: 53 Эти забавные зверушки 22:14 02.06.2009 Фотографий: 7 Всяко-разно 23:04 07.05.2009 Фотографий: 3

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Роль Карамзина в биографии и творчестве Пушкина была хорошо заметна и современникам, и нескольким следующим поколениям.

 (561x673, 18Kb)

А. Г. Венецианов. Портрет Н. М. Карамзина (копия с портрета кисти Варнека)


Сокрытого в веках священный судия,
Страж верный прошлых лет, наперсник Муз любимый
И бледной зависти предмет неколебимый
Приветливым меня вниманьем ободрил;
И Дмитрев слабый дар с улыбкой похвалил;
И славный старец наш, царей певец избранный,
Крылатым Гением и Грацией венчанный,
В слезах обнял меня дрожащею рукой
И счастье мне предрек, незнаемое мной.
И ты, природою на песни обреченный!
Не ты ль мне руку дал в завет любви священный?
(I, 194)

 (401x500, 36Kb)

Ж.-Б. Дамон-Ортолани. Портрет Е. А. Карамзиной

 (526x699, 94Kb)

Е. И. Гейтман. Портрет Н. М. Карамзина. 1820-е годы. Литография

Смотри, как пламенный поэт,
Вниманьем света упоенный,
На свиток гения склоненный,
Читает повесть древних лет.


Он духом там, в дыму столетий!
Пред ним волнуются толпой
Злодейства, мрачной славы дети,
С сынами доблести прямой;
От сна воскресшими веками
Он бродит, тайно окружен,
И благодарными слезами
Карамзину приносит он
Живой души благодаренье
За миг восторга золотой,
За благотворное забвенье
Бесплодной суеты земной —
И в нем трепещет вдохновенье!

 (450x588, 32Kb)

Тропинин. Портрет Н. М. Карамзина

Читайте также: