Культура руси 12 14 века кратко таблица

Обновлено: 05.07.2024

Культура Киевской Руси в 12 веке представляла собой своеобразный синтез двух религиозных систем – христианства, которое было принято чуть больше века назад и язычества, которое было основой культуры славянских племен. Несмотря на то, что христианство прочно вошло в повседневную жизнь и стало серьезной культурной и политической силой, процесс духовных изменений и культурных шел не очень быстро – в разных сферах деятельности человека все еще проглядывались древние языческие корни и традиции. Особенно важно отметить, что язычество не так быстро уступило место христианству в культурном сознании по той причине, что племена, из которых сформировалась Древняя Русь, не были варварами, напротив, они имели свою древнюю культуру, свой язык, свою письменность, календари и систему ценностей – не так просто было вытравить это из сознания людей. Наряду с христианскими мотивами в искусстве этого периода все еще присутствовали природные мотивы, свойственные язычеству – почтительное уважение к природе, к животным, птицам (которых часто изображали на различных изделиях ремесленники). Таким образом, в 12 веке параллельно существовало христианское творчество – иконопись, церковная архитектура, и языческое – природные мотивы в народных ремеслах.

Двоеверие существовало достаточно долго, по некоторым сведениям, в 12 веке на Руси было еще достаточно много язычников, и они не могли не нести свою культуру и свои традиции. В крупных городах культура все больше принимала в себе христианскую идеологию и эстетику, строились церкви и монастыри, все чаще на фресках изображались библейские мотивы. А вот в отдаленных регионах и деревнях процветало язычество и народные промыслы.

Особенности культуры 12 века

Однако, несмотря на двоеверие, принятие христианства дало огромный толчок к развитию русской культуры, что стало особенно заметно в 12 веке. Более всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11 веке процесс развития грамотности, в 12 веке получил новый виток, что не могло не отразить на культур и, прежде всего, литературе. В целом, культура Руси в 12 веке во многом переняла традиции Византии и Греции, откуда и было перенято христианство. Основная концепция религии и религиозного искусства этих культур состояла в том, чтобы показать бренность земной жизни в противовес важности жизни духовной. Именно поэтому все чаще художники перестали изображать картины реальной жизни человека, они стали обращаться к библейским историям, к жизни духа, предпочтение теперь отдавалось священному, непостижимому, акцент делался на духовности и божественности.

Таким образом, главное внимание искусства в 12 веке постепенно перешло от человека во плоти, к человеческому духу.

Архитектура 12 века

Влияние Греции и Византии наиболее заметно в зодчестве и иконописи, так как две этих сфера наиболее тесно связаны с религией и религиозным сознанием. От Византии Русь переняла традицию купольно-крестовой формы храмов, которые начали строиться повсеместно. Первым подобным собором был Софийский собор в Киеве, у которого было 13 куполов, затем Собор Святой Софии в Новгороде, а следом за ним и множество других храмов. Однако в 12 веке архитектура Руси начинает несколько отходить от византийских традиций и принимать свои собственные, уникальные черты. Этому способствует рост феодализма и феодальной раздробленности, который в 12 веке принимает огромные масштабы. Каждый князь не просто желает получить власть, он стремиться сделать вверенные ему территории самыми красивыми, помпезными – начинают строиться храмы, в которые князья вкладывают огромные суммы денег, архитектура становится все более изощренной, более помпезной, что не свойственно греческим и византийским храмам. Появляются церковь Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире – символы новой архитектурной традиции. Успенский собор украшен совершенно особенной системой арок, которые придают архитектуре ажурность, некоторую легкость.

Живопись в 12 веке

Живопись также развивалась под влиянием христианства. Все большие обороты набирает иконопись, все чаще художники занимаются мозаиками и фресками, которыми украшают многочисленные храмы. Ярким примером может служить мозаика Богоматери в Софийском Соборе в Киеве.

Иконопись теперь становится русской – если раньше на Руси работали, в основном, греческие или византийские мастера, то теперь появляются свои собственные иконописцы, которые привносят новые традиции и элементы. Постепенно русские иконописцы уходят от копирования техники своих греческих коллег и начинает формироваться русская школа иконописи, ставшая позднее известной на весь мир. Профессионализм мастеров растет.

Литература в 12 веке

Культурное, историческое и политическое объединение Древней Руси произошло в IX в. Развиваются ремесла, осваиваются новые техники обработки земли, постройки зданий. Непрерывный процесс культурного развития прекращается в XII в. (монголо-татарское завоевание Руси) и возобновляется только ближе к концу века XIII (частичное освобождение от ига).

Культурное развитие в XIII в.

Вплоть до начала XIV в. ни о каком значительном развитии культуры на Руси говорить не приходилось. Лучшие ремесленники, зодчие, живописцы были угнаны в Золотую Орду, секреты многих ремесел были утрачены. Но в это время развивается устное народное творчество (появляются песни, былины и сказания), продолжают писать летописи, возникает новое направление в летописании – житие (Житие Святого Александра Невского, Сергия Радонежского). В XIII грамотными были священники и некоторые горожане. Писали на берестяных грамотах (обнаружены в Новгороде), выделанной коже, пергаменте.

В конце XIII в. наблюдается глубокое культурное падение и обнищание Северо-Восточных русских земель – селения пустеют, горожане голодают, культурная жизнь сосредотачивается в основном вокруг монастырей. На юге и западе Руси, наоборот, наблюдается подъем. Так в Галицко-Волынском княжестве значительных успехов добились в развитии рукописного книжного дела. Мастера создавали прекрасные книги в роскошных переплетах с миниатюрами. Развивается летописание и зодчество. В одном только Галиче археологи нашли не менее тридцати построек из камня. В летописях прославляют подвиги русских князей.

Культура Руси в XIV в.

В XIV в. центром Древней Руси становится Москва. Постепенное объединение русских земель вокруг Москвы при Иване Калите и его приемниках становится толчком для развития русской культуры. Постепенно восстанавливаются города, увеличивается количество каменных построек, грамотных людей, мастеров, изменяется манера письма и создания литературных и живописных произведений.

Летописание и литература

В XIV в. продолжают составлять летописи, все чаще в них появляется указание на необходимость держаться вместе, сохранять единство Руси. Центром летописания по-прежнему являются монастыри. Книги все еще переписываются от руки, но в конце XIV в. на смену дорогому пергаменту приходит более дешевая бумага. Это делает летописи более доступными. В домах князей и богатых бояр появляются собственные библиотеки.

Живопись

Зодчество

Известнейшими творениями русских зодчих XIV в. считаются Успенский собор (Москва), Благовещенский собор (Псков) и Грановитая палата. Большинство каменных построек оставались небольшими по размеру. Для строительства использовали белый тесанный камень. Особого мастерства в использовании камня для строительства простых зданий не требовалось, но для сооружения грандиозных храмовых комплексов нужны были опытные мастера. Для обучения собственных зодчих князья приглашали заграничных архитекторов.

Крестьянская изба, быт простого народа

Крестьяне жили в простой деревянной избе, топившейся по-черному. Изба состояла из одной комнаты (горница), в которой располагалась кухня, спальное место, печь, являвшаяся еще и спальным местом. Вечером избу освещали свечи или лучины. Днем свет проникал через маленькие окна. Их затягивали бычьими пузырями или куском вымоченного в масле холста. Зимой в избе жили еще и животные – поросята, телята, гуси. Пол устилали домотканые дорожки. Посуда в доме чаще всего была деревянной или глиняной.

Крестьяне и бедные горожане одежду шили себе сами. Материалом служил домотканый холст. Зимнюю одежду шили из овчины и грубого сукна. Обувь плели из лыка, зимой носили валенки. В семье все подчинялись старшему в роду – деду, отцу, мужу.

Бояре и князья жили в хоромах из нескольких горниц, отапливаемых с помощью печи, имевшей дымоход. Одежда их была теплее и богаче, украшена камнями и драгоценностями.

Культура Древней Руси в 13-14 вв. не отличалась особым разнообразием, но повсеместно появлялись новые ремесла, развивалось летописание, простые люди обучались грамоте. Это все создало предпосылки для дальнейшего всплеска культурного развития в 15-16 вв, когда начинают печатать книги и строить величественные соборы.

Таблица может понадобиться для подготовки к ЕГЭ и решения многих вопросов.

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

2.Узелково – иероглифическая письменность;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

(Глаголица и кириллица)

  • Летопись;
  • Житие;
  • Слово (поучение);
  • Хождения;
  • Исторические повести.

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

  • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
  • Собор Святой Софии в Новгороде;
  • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
  • Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской земли:

  • Церковь Покрова – на – Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура

Литература Архитектура Живопись Церковь
- влияние ига на темпы и ход развития. Жанры: Летописи; Исторические повести;

(о восстании в Твери в 1327г.);

Белый камень Красный кирпич

1367-1369гг. Иван III

  • Благовещенский собор(1484-1489гг.);
  • Церковь Ризоположения

Создатели: псковские мастера;

1487г.- Марко Фрязин,

1491г. – Пьетро Антонио Солари;

использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.

(конец 14в.- первая треть 15в.),

возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.

Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.

Нил Сорский Иосиф Волоцкий

Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.

Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.

Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

русских государей с византийскими императорами.

Максим Грек выступал против обогащения церкви.

Матвей Башкин - против официальной церкви, осуждал холопство.

в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.

(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.

Архитектор - Алевиз Новый , 1506-1508гг.

Фёдор Конь – Белый город

Русская культура XVII века.

наука литература публицистика архитектура живопись театр
География:

В. Поярков: экспедиция на Амур;

2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;

3.1649г.- Е. Хабаров:

4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;

( победа над турками 1641г.)

основатель Симеон Полоцкий.

(идея: социальный мир и смягчение угнетения);

1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;

2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:

г) сочетание красного и белого кирпича.

Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,

1.Кремлёвский Теремной дворец;

2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;

3. Церковь Покрова в Филях (барокко);

4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).

XVII век: появляются парсуны – портреты

Русская культура первой половины XVIII века

1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

2.Навигацкая школа (1701г.),

3.Морская школа (1715г.);

2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;

3. 1707г.- первый госпиталь;

1718г. – отечественные хирургические инструменты;

4.1724г.- подводная лодка (Никонов)

5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей.

6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.

Идея: право монарха на неограниченную власть.

изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники:

-Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов);

-здание 12 коллегий

( проект Трезини, Земцова);

(началось строительство при Петре);

Русская культура второй половины XVIII века

Наука. Изобретения. Литература. Образование. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр.
1.Ломоносов – развитие молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта.

Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.

шлифовка оптических стёкол;

-одноарочный неразводной мост;

-суда, двигавшиеся против течения;

-протезы для инвалидов.

1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)

1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).

(бюсты Ломоносова, Екатерины II);

-Дом Пашкова (Баженов);

Жемчугова – крепостная актриса;

Русская культура первой половины XIX века

Наука и образование. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура. Театр Музыка.
1811г.- Царскосельский лицей;

Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;

-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;

доказал, что Сахалин-остров.

Зинин- синтез анилина;

-Шиллинг – электромагнитный телеграф;

Черепановы – первая ж/д

-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

-ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;

обилие декоративных украшений и военной эмблематики.

-эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

Росси: Сенат, Дворцовая площадь,

Бове: Манеж, Большой театр (ампир);

Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);

Захаров: Адмиралтейство (ампир);

Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);

Тон: Большой Кремлёвский дворец,

Храм Христа Спасителя

Монферран: Иссакиевский собор,

Русская культура второй половины XIX века

Наука. Живопись Скульптура. Архитектура. Музыка. Театр.
География. Этнография.

Математика. Чебышев, Ковалевская;

Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),

Химия .Менделеев – (периодическая система),

Бутлеров (основы органической химии).

Жуковский, Можайский, Циолковский

Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,

Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.

Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.

Шервуд, Семёнов: Исторический музей,

1866г.- Московская консерватория

Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев

Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.

Рекомендуем:

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

Культура русских земель в 12-13 веках сложилась в нескольких центрах: в Великом Новгороде, Пскове, Владимире-на-Клязьме, Галиче. Не остался в стороне и потерявший свой статус главного центра Руси Киев, а также Чернигов. Именно в это время русская культура переживает подъем, приобретает национальную самобытность. Появляются удельные художественные школы, а вместе с ними – шедевры архитектуры, литературы и живописи.


Особенности культуры 12-13 веков

Особенности культуры Руси 12 века тесно связаны с процессами, которые происходят в это время в государстве. Рассмотрим некоторые характерные черты культуры данного периода:

  1. Развитие национальной самобытности культуры на Руси

В культуре Киевской Руси византийские произведения искусства использовались в качестве образцов, и самобытного, исконно русского в ней было немного. В период феодальной раздробленности происходит синтез византийской и русской культур. В отличие от времен Киевской Руси культура в период удельных княжеств приобретает национальную самобытность, но при этом не утрачивает связь с византийским наследием.

Ярче всего данная тенденция проявилась в архитектуре и живописи; в литературе специалисты отмечают общерусскую направленность.

  1. Сохранение культурного единства русских земель

Несмотря на раздробленность русских земель, в их духовной жизни сохранились общие черты и единые стили.

Литература

Зодчество

Зодчество 12-13 веков отличается от архитектуры более раннего периода менее масштабными зданиями, простотой, но то же время и красотой форм, простой отделкой. Наиболее известные архитектурные школы – Новгородская и Владимиро-Суздальская – привнесли существенный вклад в русскую культуру.

Архитектурные сооружения, относящиеся к Новгородской архитектурной школе, характеризуются строгостью форм и лаконизмом. Наиболее яркими примерами новгородского зодчества являются Георгиевский собор, церковь Спаса на Нередице, собор Антониева монастыря.

Произведения Владимиро-Суздальской школы — это парадные белокаменные храмы, богато украшенные каменной резьбой. К ним относятся Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, храм Покрова на Нерли.

Живопись

Фрески (росписи по сырой штукатурке) получили распространение в Новгородских и Владимиро-Суздальских землях. Их можно наблюдать в церкви Спаса на Нередице, Дмитровском соборе.


Ремесла и научные знания

В ремесле наибольшую популярность получили такие техники, как скань, зернь, филигрань и чернь. Ювелирные мастера создавали украшения невероятной красоты из золотых, серебряных проволок и шариков.

После вторжения орды Батыя на Русь многие виды ремесла оказались утрачены.

Стремительно развивались научные знания. Переводились книг об устройстве мира и человека, появлялись научные знания по физике, математике, химии и географии и медицине.

Влияние золотоордынского ига

Монголо-татарское нашествие прервало развитие русской культуры на долгие годы:

  • Были разрушены церкви и монастыри;
  • Прекратилось строительство из камня;
  • Иконы и книги были сожжены;
  • Почти полностью прервалось летописание;
  • Лучшие мастера были увезены в рабство;
  • Прервались связи с Европой;
  • Утрачено искусство резьбы по камню;
  • Исчезли библиотеки и школы.

Культура Руси 12-13 века кратко описана в данной статье. Несмотря на политическую раздробленность, русская культура находилась на достаточно высоком уровне. Впоследствии ее развитию помешало ордынское иго, из которого Русь долго не могла выбраться.

Раздробленность, оказавшая значительное негативное влияние на политическое устройство русских княжеств, развитию культуры Руси не помешала. Появляются новые ремесленные центры, зарождаются местные культурные традиции. Основными центрами культуры Руси 13 века становятся Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме и Галич.

В культуре нижегородских и псковских земель явственно проявляется влияние вече, бояр и городской жизни. Ремесленные изделия, созданные во Владимире и Суздале, отличает пышность и величие. Целью их было прославление власти князя. Главными особенностями развития культуры Руси рассматриваемого периода являются:

  1. Преобладание в культуре Киевской Руси религиозного мировоззрения. Издается в основном церковная литература. Книги переводятся с греческого языка, хранятся они при церквях и монастырях. Церковные праздники свято соблюдаются.
  2. Появление в культуре Древней Руси новых примет и традиций.
  3. Ознакомление с европейским научным опытом и развитие собственных представлений о природе окружающих вещей.
  4. Возникновение новых литературных стилей.

Период феодальной раздробленности становится временем расцвета самобытной русской культуры на Руси.

Научные знания

Религиозная литература продолжает пользоваться повышенным спросом, но переводчики XII-XIII вв. все чаще интересуются не только церковными, но и научными текстами. Так появляются переводы книг, содержащих ценную информацию об устройстве мира и человека. Переписываются книги медицинской тематики, труды по истории и географии. Распространению новых знаний и науки в Древней Руси все еще мешает божественное представление о мире. Но накопленные материалы способствовали развитию научных знаний в Древней Руси в будущем. Из переведенных книг люди узнали, что о природных явлениях, ранее принимавшихся за выражение воли Бога.

Новые знания по математике, географии, физике и химии применяются в архитектуре и живописи. Эти области науки в 12 веке пользуются повышенным спросом.

Средневековая наука Руси ни в чем не уступает европейской.

В XII-XIII вв. устанавливаются новые торговые связи. Это способствует накоплению информации о географическом устройстве мира. Образованные люди знают, что вокруг них простирается огромный мир. Путешественники подробно описывают свои странствия по Европе, Китаю, Индии, Ближнем Востоке и даже Египте. Богомольцы рассказывают о красотах Царьграда и Иерусалима.

Благодаря развитию науки в Древней Руси появились первые профессиональные лекари. Известнейшим лекарем стал монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

Литература

В XII-XIII вв. основными памятниками литературы Древней Руси остаются летописи, продолжает развиваться местное летописание. Центр летописания и литературы на Руси перемещается из Новгорода и Киева на окраины. Каждый князь считает почетным иметь при своем дворе летописца, что повышает интерес народа к созданным ими произведениям. Местные летописцы описывали в основном события, очевидцами которых являлись, но были и исключения. Так, стремление владимирских князей приобрести главенствующее положение на Руси, отражалось и в летописях. Летописцы пытаются представить историю Владимирского княжества в рамках общей истории Руси. В созданных ими летописях владимирский князь представляется законным приемником князя киевского.

Значительно отличались произведения литературы Древней Руси киевского периода от тех шедевров, которые были созданы в эпоху раздробленности. Отличия проявлялись также и на местном уровне. Так, основной новгородских летописей стали события городской жизни, летописцы писали о простых людях, боярах и купцах, о князе и его семье рассказывалось немного. Летописи Новгорода написаны в светской манере, слог деловой, простой, церковные термины отсутствуют.

Летописцы Галицко-волынского княжества больше внимания уделяют приданию поэтичности своим произведениям. Главная тема летописей – борьба между князьями и непокорными боярами.

Слово о полку Игореве

Зодчество

Раздробленность не оказала отрицательного влияния на зодчество Древней Руси. В небольших княжествах появляются собственные мастеровые и различные умельцы, с помощью которых создаются настоящие архитектурные шедевры. Увеличивается количество каменных построек. Отличительной особенностью церковного зодчества Древней Руси является стремление архитекторов поразить обывателя не масштабностью, а простыми и красивыми образами, изящной отделкой. Типичным строением стало здание (храм) в виде куба с напоминающей шлем верхушкой.

Строительство на Руси рассматриваемого периода поручалось исключительно местным мастерам. В Новгороде, Пскове, Владимире и Суздале появились собственные художественные школы. В больших городах воздвигли новые каменные церкви. Каменное церковное зодчество Древней Руси в Ладоге представлено новым величественным храмом на берегу Волхова (церковь Святого Георгия). Выстроен храм неизвестными зодчими, отличался простотой и изяществом.

Выдающимся памятником каменного зодчества Древней Руси XII в. стал храм Спаса на Нередице, воздвигнутый вблизи Новгорода. Храм украшала фреска, изображавшая князя Ярослава (отец А. Невского).

Расцвет каменного зодчества Киевской Руси наблюдается во Владимире. Здесь были воздвигнуты величественные соборы, украшавшиеся иконами и росписями. По приказу Андрея Боголюбского выстроили Успенский собор. Стоял он на берегу Клязьмы и был самой высокой каменной постройкой того времени (32 метра). Изнутри храм украшали фрески, полы были выложены разноцветными плитками, а двери оббиты медью и покрыты позолотой.

Настоящим произведением каменного и деревянного зодчества на Руси стала церковь Покрова на Нерли, строительство которой началось в память о любимом сыне князя Андрея. Он повелел заложить храм вблизи своих палат. Согласно пожеланию князя зодчие воздвигли небольшую однокупольную церковь, изысканность архитектурных линий которой прекрасно сочеталась с окружающей природой.

В XII в. на Руси появляются не только каменные храмы, но и замки. Так, в 1158 г. началось строительство резиденции Андрея Боголюбского. Она включала двухэтажный каменный дворец, церковь, переходы и башни. Замок строили из белого камня. Украшали его прекрасные скульптуры.

Новые памятники зодчества Древней Руси появились во владимирской земле и при приемниках князя. Так, Всеволод Большое Гнездо распорядился заложить Дмитриевский собор. Он был однокупольным, стены собора покрыли каменной резьбой, изнутри расписали фресками.

Живопись

Живопись Киевской Руси в XII-XIII вв. по-прежнему имеет религиозный характер, но в ней появляются и отдельные бытовые сюжеты. Искусство живописи пришло на Русь из Византии, но русские художники стараются выработать свой стиль, внести в иконописные образцы новизну, церковные каноны написания икон перестают соблюдаться с прежней строгостью. Так, новгородские живописцы используют красные, синие и зеленые краски, делают лица святых менее строгими.

Фресковая живопись Древней Руси, на примере Владимиро-Суздальской земли, также отличается яркостью и самобытностью. В лицах святых легко узнаются обычные люди, иногда иконы и вовсе пишутся с лица заказавших их князей. На полотнах появляются сцены из реальной жизни, что заметно отличает живопись Руси от византийской и греческой.

Интереснейшим направлением живописи Древней Руси становится книжная миниатюра. Заглавные буквы в книгах приобретают самые причудливые формы, для их украшения используются фигуративные и растительные мотивы.

Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси

Нашествие Батыя на Русь и установление монголо-татарского ига негативно отразилось на развитии страны. Присутствие татар оказало негативное влияние на культуру Древней Руси. Повсеместно прекратилось строительство храмов, имеющиеся деревянные и даже каменные здания были разрушены. В огне пожаров погибли прекраснейшие творения русских и зарубежных иконописцев, ценные книги. Лучших мастеров пленили и увели в рабство, многие ремесла были надолго позабыты. Прекратили свое существования библиотеки, перестали работать школы, больше не писалось летописей.

Для восстановления утраченных ценностей не хватало средств и грамотных людей. Передававшиеся ранее от отца к сыну секреты мастерства были навсегда утрачены, прервались целые династии искусных каменщиков, резчиков по дереву, мозаичных дел мастеров. Культурные связи с европейскими государствами были разрушены. Такового было влияние орды на культуру Руси.

Таким образом, русская культура в XII-XIII вв. переживает период подъема. Строятся новые каменные храмы и замки, развивается фресковая живопись, появляются красивейшие скульптурные композиции. Основной темой литературных произведений становится объединение русских земель. После нашествия монголов происходит упадок культуры, исчезают многие направления в искусстве. Последствия негативного влияния ига на культуру Руси проявлялись спустя столетия после освобождения.

Читайте также: