История создания парашюта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мечта о небе

Прыг-скок

На этом легендарный период в воздухоплавании заканчивается и начинается более осмысленный — и, что важно для историка, задокументированный — этап его развития. Переломным стал 1783 год, когда братья Монгольфье подняли в небо наполненный горячим воздухом воздушный шар, а Луи-Себастьян Ленорман впервые опробовал сконструированный им парашют.

Трагический случай заставил Бланшара задуматься о безопасности, и он решил приспособить изобретенный Ленорманом парашют для экстренной эвакуации из воздушного шара. Для легкости и компактности вместо льняного полотна он использовал шелк. Поначалу Бланшар экспериментировал со своей собакой, сам же прыгать не торопился, но в 1793 году его шар взорвался в воздухе, и воздухоплавателю волей-неволей пришлось использовать парашют (по крайней мере, если верить ему самому — других свидетелей падения не было). Всё закончилось благополучно.

Первым же человеком, который добровольно и публично совершил прыжок с парашютом из кабины воздушного шара, стал Андре-Жак Гарнерен. Этот отчаянный парижанин во второй половине 80-х годов XVIII века был одним из первых энтузиастов воздухоплавания, а после революции предложил применять воздушные шары для военных целей, прежде всего для разведки. Его даже назначили техническим инспектором армии по воздухоплавательной части. В одном из полетов он неудачно приземлился и угодил в плен. Три года в австрийских застенках Гарнерен мечтал о полетах, а когда вернулся, продолжил эксперименты по внедрению летающих шаров в военное дело. 22 октября 1797 года в парижском парке Монсо Гарнерен совершил первый в истории человечества прыжок с парашютом из воздушного шара с высоты около 700 м. Он поднялся на шаре с братом, имея привязанный к нему парашют, потом перелез через борт, а брат обрезал веревку. Кстати, аллея парка, на которую он приземлился, по сей день носит имя этого отважного аэронавта.

Поскольку воздухоплавание из-за его непредсказуемости и опасности так и не получило широкого развития, парашютное дело в XIX веке тоже прогрессировало медленно. Хотя эксперименты не прекращались. Так, в центре парашюта придумали делать отверстие, что помогало избежать лишнего раскачивания. В 1880 году американец Эрвин Болдуин разработал и совершил прыжок с бескаркасным парашютом, который раскрывался автоматически. Крепился он к шару снаружи, нижняя часть лежала в корзине. К верхнему узлу строп была привязана дополнительная веревка, второй конец которой крепился к корзине или оболочке воздушного шара. Когда парашютист отделялся от шара, соединительная веревка под его тяжестью обрывалась, матерчатый купол сначала вытягивался во всю длину, а затем наполнялся воздухом и раскрывался. Такой принцип автоматического раскрытия в принципе сохранился до наших дней. Двумя годами позже Герман Латтеманн использует новый вариант раскрытия парашюта из удлиненного мешка. Однако совершенно новый этап в развитии парашюта начался, когда человек научился летать по-настоящему — то есть после изобретения самолета.

Русский след

Самое удивительное, что Глеб Котельников действительно служил актером в театре. Родился он в Санкт-Петербурге, в семье профессора механики и математики. Закончил гимназию и Киевское военное училище, получив офицерское звание, служил в армии, но после обязательных трех лет решил выйти в отставку. С детства у него было две страсти — театр и конструирование. Он обожал делать игрушки и модели, в то же время играя в самодеятельных спектаклях. В 1910 году он стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне под псевдоним Глебов-Котельников. Но ужасная смерть Мациевича заставила его задуматься о другом.

После войны Котельников усовершенствовал свой парашют, заменив жесткий корпус мягким. Были выпущены модели РК-2, РК-3 и РК-4, способный опустить груз до 300 кг. В 1926 году изобретатель передал все свои патенты советскому государству и больше этим делом не занимался. Да, впрочем, в этом не было необходимости — его парашют уже был достаточно совершенен и мало чем отличался от современных моделей. В 1927 году парашют Котельникова спас летчика-испытателя Михаила Громова, который на испытаниях ввел новую модель самолета в штопор, но не смог из него выйти. Летчик сумел покинуть кабину и благополучно приземлиться. Спустя три года под Воронежем была сформирована первая в РККА воздушно-десантная часть, а в 1930-х парашютизм стал массовым видом прикладного спорта. Проделав долгий путь, парашют стал жить своей отдельной жизнью.

Просто о сложном. Парашют

Парашют – это устройство, предназначенное для замедления процесса падения предметов в воздухе.

Существует множество разновидностей парашютов. Однако принцип действия у них един и был сформулирован еще в XV веке.

Впервые идея создания устройства, позволяющего безопасно спуститься с любой высоты, не подвергая себя опасности, была озвучена Леонардо да Винчи. Будучи человеком, опередившим свое время, он предположил, что если использовать палатку размерами 12*12 локтей, то можно безопасно спуститься с любой высоты. К сожалению почитателей трудов великого ученого, да Винчи не завершил этот проект, но заложил основу и сформулировал принцип работы парашюта, который используется и сегодня.

В дальнейшем множество изобретателей предлагали на суд общественности всевозможные вариации парашютов, однако все они были далеки от совершенства и ни один из них не получил развития.

Официальным днем рождения парашюта принято считать 9 ноября 1911 года, когда актер, в прошлом военный, Глеб Котельников, получил охранное свидетельство на свое изобретение. Толчком к созданию парашюта стала гибель одного из лучших летчиков того времени – Льва Мациевича, когда во время одного из полетов 24 сентября 1910 года его самолет буквально развалился в воздухе.

Это событие впечатлило Котельникова, и все свое дальнейшее время он посвятил созданию устройства, которое помогло бы избежать подобных смертей.

Стоит отметить, что парашюты к тому времени уже существовали и представляли собой зонт, к которому летчик должен был прикрепиться, чтобы безопасно спуститься с высоты. Но такие манипуляции занимали слишком много времени и не могли обеспечить безопасность и сохранить жизнь пилоту воздушного судна.

Глеб Котельников решил, что спасительный парашют должен быть закреплен на теле летчика, чтобы тот в любой момент мог спрыгнуть хоть из кабины, хоть с крыла самолета, экономя время на процессе крепления и раскрытия зонта. Кроме того, парашют должен быть легким и раскрываться автоматически.

Прототипы первых парашютов Котельников испытывал на куклах, и крепились они к шлему испытуемого, однако идея встроить парашют в шлем не прошла тестовых испытаний. Второй и используемой до сегодняшнего дня итерацией стал ранцевый парашют. Котельников изготовил свой парашют из шелка и упаковал его в алюминиевый ранец, сконструировал два вида строп для маневренности, а также внедрил в конструкцию пружину, которая автоматически выбрасывала купол из ранца и раскрывала парашют.

Глеб Котельников стал не только пионером парашютостроения, но и вписал во всемирную историю факт принадлежности изобретения парашюта России.

На тонких стропах

Принцип действия парашюта прост: под полусферическим куполом образуется сила противодействия воздуху, которая замедляет падение до скорости, при которой это падение становится управляемым.

Дело Глеба Котельникова продолжали многие выдающиеся инженеры. Так, в 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. Как и Котельников, Доронины начали разработки механизма после того, как несколько парашютистов разбились, не успев раскрыть парашют. Многие ученые озадачились вопросом создания прибора, который позволит парашюту раскрываться автоматически. Братья Доронины сконструировали различные механизмы, в том числе для катапультирования. Современные инженеры внедряют в парашютные системы различные электронные приборы, облегчающие задачи парашютистов и страхующие их жизни, но в их основе до сих пор применяются разработки братьев Дорониных.

Парашюты получили широкое применение и служат для различных целей. Среди множества разновидностей парашютов можно выделить следующие: стабилизирующие, тормозные, грузовые, спасательные, десантные, спортивные и т.д.

Стабилизирующий парашют. Предназначен для стабилизации падающего парашютиста в нужном положении до момента ввода в действие вытяжного парашюта. Стабилизирующий парашют вводится в действие в процессе отделения парашютиста от самолета. После того как стабилизирующий парашют наполнится воздухом, начинается стабилизированное снижение парашютиста. Далее происходит освобождение клапанов ранца, и в действие вводится основной купол парашюта. По мере снижения парашютиста камера основного купола равномерно вытягивается из ранца и наполняется воздухом.

Тормозной парашют предназначен для сокращения длины пробега воздушного судна по взлетно-посадочной полосе при посадке. В систему тормозного парашюта входит комплект устройств, обеспечивающих крепление на самолете и введение в действие. Площадь купола тормозного парашюта варьируется от 15 до 40 кв. м на легких самолетах. На средних и тяжелых самолетах тормозные системы состоят из нескольких куполов и могут достигать 200 кв. м общей площади куполов. Такие системы позволяют быстро снизить скорость самолета и сократить длину пробега на 30–35%. Тормозные системы крепятся в хвостовой части фюзеляжа и срабатывают дистанционно по команде пилота либо автоматически.

Парашют Д-10 позволяет выполнять прыжки при полном боевом обмундировании с высоты от 200 до 4000 метров. Максимальный подъемный вес – 140 кг вместе с парашютом. Такие параметры парашюта позволяют десантироваться в бронежилете и в полной боевой нагрузке с запасом питания и боеприпасов на два дня автономного существования. Несмотря на необходимость уделять все внимание безопасности и маневренности, инженеры не обошли стороной и эстетический момент и создали для Д-10 круглый купол, похожий на патиссон.

И это не будущее. Это настоящее. НИИ парашютостроения провел две летные научно-исследовательские работы. Парашютную часть мы уже фактически решили и сейчас выходим на контакт с Центром боевого применения армейской авиации в Торжке, с тем чтобы провести испытания на реальном вертолете

Владимир Нестеров, парашютист-испытатель первого класса НИИ парашютостроения

Несмотря на множество разработок и инноваций, наиболее популярным парашютом в вооруженных силах остается Д-6. При общей массе парашютиста не более 120 кг система Д-6 обеспечивает десантирование на высотах от 200 до 8000 м.

9-1.jpg

Механизм работы парашютной системы Д-6 состоит из стабилизирующего и основного парашюта. При этом стабилизация составляет 3 секунды при покидании самолета на скорости полета от 140 до 400 км/ч. Стабилизирующий парашют позволяет равномерно выпускать основной парашют и стропы, избегая запутывания и перекрещивания.

Парашют Д-6 зарекомендовал себя как надежная и проверенная годами система, на которой прошло обучение и службу не одно поколение бойцов ВДВ

На краю земли

Особняком в отрасли парашютостроения стоят парашютные системы для спускаемых аппаратов космических кораблей (СА КК). Они изготавливаются из сверхпрочных материалов и проходят длительный период тестовых испытаний сперва на земле, в различных экстремальных условиях, после чего их выводят на орбиту для тестовых спусков спутников, после чего система может быть применена на космическом корабле. Основная масса космических парашютов расположена на спускаемых аппаратах. Такие системы состоят из тормозных и основных парашютов, а также систем торможения, которые позволяют снизить скорость спускаемого аппарата до управляемой.

Существуют более сложные системы, когда парашют есть не только на СА КК, но и у самого космонавта.

Это, по сути, парашют в парашюте. Одна парашютная система находится на самом аппарате, а вторая на кресле космонавта. Задача конструкторов усложнена не только условиями и высотами, на которых применяются эти системы, а тем, что два парашюта раскрываются в непосредственной близости друг от друга и на высокой скорости.

9-2.jpg

Во время спуска СА КК космонавт находится в кресле, оборудованном парашютной системой. Кресло имеет механизм катапультирования, чтобы покинуть СА на финальной стадии при приземлении либо при аварийной ситуации ракеты-носителя на старте.

Парашютная система СА КК состоит из вытяжного, тормозного и основного парашютов с площадями куполов, 1,5, 18 и 574 кв. м соответственно.

Один за другим последовательно парашюты раскрываются, обеспечивая равномерное торможение и возможность мягкой посадки СА.

При введении в действие парашютной системы катапультируемого кресла космонавта включаются дополнительные стреляющие механизмы, которые придают креслу скорость до 20 м/с за 0,1-0,2 секунды.

При срабатывании механизма катапультирования запускается последовательность действий всей системы. В первую очередь, происходит затяг ремней, автоматическое закрытие остекления шлема и ввод в действие кислородной системы для обеспечения беспрепятственного дыхания космонавта в процессе катапультирования. Далее производится выход кресла из СА по направляющим и выход тормозного парашюта. Через 3 секунды открывается основной парашют. После раскрытия основного парашюта происходит отделение космонавта от кресла вместе с носимым аварийным запасом, встроенным в спинку кресла, который зависает под космонавтом. В спинку кресла встроен носимый аварийный запас, а также запасной парашют, на случай отказа основного.

Отрасль парашютостроения востребована государством и вооруженными силами, а также благоприятно реагирует на частные инвестиции.

Интеграция частного капитала в отрасль парашютостроения с производителем-монополистом позволяет увеличивать мощности и объем производства, не теряя качества, а также при регулярной модернизации.

Отрасль постоянно получает заказы от государственных органов и смежных отраслей на стратегические разработки и модернизацию имеющихся систем, что способствует повышению научной базы.

Рекомендации

Создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций для регулярного и планомерного роста мощностей и усиления кадровых ресурсов.

Создавать благоприятные условия по взаимодействию со смежными отраслями и государственными структурами для проведения совместных испытаний и реализации проектов с использованием российских систем и комплектующих в рамках программы импортозамещения.

Усиливать и развивать научную и производственную базу отрасли парашютостроения для более плодотворного внедрения новых материалов и технологий.

Мягкой посадки! История русского парашюта

Один из самых известных родов Вооруженных сил Российской Федерации — воздушно-десантные войска. И служба в ВДВ немыслима без освоения главного атрибута – парашюта. Точно так же немыслимы без него и военные летчики – хоть истребители, хоть экипажи ракетоносцев. Но десантникам нужны одни парашюты, летчикам — другие, а разнообразие снаряжения спортсменов-парашютистов и вовсе поражает воображение. И все эти системы восходят к одним и тем же прародителям: ранцевому парашюту русского изобретателя Глеба Котельникова и первым советским массовым парашютам начала 1930-х годов.

Изобретатель Глеб Котельников со своим детищем — ранцевым парашютом РК-1 — за плечами

Изобретатель Глеб Котельников со своим детищем — ранцевым парашютом РК-1 — за плечами

Детище катастрофы

Спасительный ранец

Свою задачу Котельников видел не в изобретении парашюта как такового — к тому времени они уже были придуманы и даже применялись в авиации. Но парашютные системы первого поколения представляли собой громоздкие конструкции, которые требовали существенных затрат времени на то, чтобы ими воспользоваться, а гибель капитана Мациевича доказывала, что летчик может и не успеть этого сделать. Значит, нужно было придумать такой парашют, который пилот мог бы всегда иметь при себе и с которым можно было просто вывалиться из аэроплана, пусть даже разваливающегося, и успеть развернуть купол. Сделать это можно было только в одном случае: если парашют был компактно уложен и раскрывался при одном-единственном движении.

Глеб Котельников и его парашют РК-1, надетый на манекен, перед испытаниям, 6 июня 1912 года

Глеб Котельников и его парашют РК-1, надетый на манекен, перед испытаниям, 6 июня 1912 года

В качестве материала для своего парашюта Глеб Котельников взял тонкий прочный шелк, поскольку только такую ткань можно было сложить максимально компактно. Следующей задачей стал поиск системы, позволяющей сложенному парашюту постоянно находиться при летчике, как это представлялось изобретателю. Поначалу Котельников разместил систему спасения в цилиндрическом шлеме, надетом на голову пилота: оттуда сложенный купол выбрасывался специальной пружиной. Испытания на кукле, сброшенной с крыши котельниковской дачи в Стрельне, доказали, что система срабатывает отлично. Но возникла другая проблема: кукольный пилот переживал рывок раскрывающегося купола без проблем, однако с живого пилота могло как минимум сорвать шлем, а то и травмировать голову.

Летчик осматривает парашют ПЛ-1 перед полетом, середина 1930-х годов

Летчик осматривает парашют ПЛ-1 перед полетом, середина 1930-х годов

Стране нужны парашюты!

Фабрика советского агента

Первый руководитель парашютного отдела НИИ ВВС РККА Михаил Савицкий

Первый руководитель парашютного отдела НИИ ВВС РККА Михаил Савицкий

Летчикам — свои, десантникам — свои

После того как первые советские парашюты НИИ-1 были опробованы в войсках и оттуда пришли отзывы, парашютный отдел НИИ ВВС доработал свою продукцию, одновременно разделив ее на несколько специализированных моделей. Для летчиков был предназначен парашют ПЛ-1, который в разных модификациях советские пилоты использовали до самого конца Великой Отечественной войны. Десантники получили детище самого Михаила Савицкого — парашютную систему ПД-1, первые 70 экземпляров которой были выпущены в 1931 году. А для тренировочных прыжков был предназначен парашютный комплект ПТ-1, состоявший из двух парашютов — основного наспинного и запасного нагрудного: такая система тоже быстро стала классической.

Выброска советских парашютистов с бомбардировщика ТБ-3, середина 1930-х годов

Выброска советских парашютистов с бомбардировщика ТБ-3, середина 1930-х годов

В 1931 году первая советская парашютная фабрика выпустила более 5000 парашютов всех модификаций, а годом позже — уже свыше 12 000. Это позволило полностью удовлетворить потребности советской авиации и десантных войск того времени. С этого момента, несмотря на быстрый рост числа летчиков и десантников в Красной Армии, все они обеспечивались исключительно парашютами советского производства: никакие импортные системы военными больше никогда не эксплуатировались.

Парашют в переводе с французского — устройство, предотвращающее падение.

Раскрытие парашюта в воздухе

Для обучения начинающих парашютистов, для спасения людей в случае аварийного покидания воздушного судна (самолетов, вертолетов, дельтапланов, парапланов, воздушных шаров), а также для десантирования военных, грузов и техники, чаще применяются круглые парашюты — они надежнее и проще в управлении.

История создания парашюта

Эскиз парашюта Леонардо да Винчи


Рисунок Леонардо да Винчи

В течение XIX века прыжки с парашютом были популярны на праздниках и народных гуляниях. Парашюты совершенствовались, но существенных изменений не было.

Ситуация изменилась с развитием авиации в XX веке. Русский актер Котельников был свидетелем гибели летчика Мациевича. Это потрясло его. В 1911 году Котельников запатентовал первый ранцевый парашют, который автономно крепился на летчике. Его идея стала широко использоваться при конструировании парашютов в разных странах. Именно ранцевые парашюты и используются сейчас для спасения летчиков, выброски военных и спасателей, доставки грузов и продовольствия, а также для спортивных прыжков.

Глеб Евгеньевич Котельников с ранцевым парашютом


Глеб Евгеньевич Котельников со своим изобретением

Применяемые в настоящее время парашюты разделяются на группы:

  • людские — тренировочные, спортивные и спасательные для безопасного снижения в воздухе, приземления или приводнения людей;
  • грузовые — для безопасного спуска на землю десантируемых с самолета грузов;
  • тормозные — для торможения различных тел, движущихся в воздушной среде;
  • специального назначения — для стабилизации движения различных тел в воздухе, безопасного спуска космических аппаратов и других целей;
  • вспомогательные — для обеспечения надежности работы куполов основного назначения.

Читайте также: