Оратор и его аудитория кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Введение
1. Понятие об ораторском искусстве
2. Типы ораторов
3. Установление контакта с аудиторией
4. Техника речи при выступлении оратора
Заключение
Список использованных источников

Введение

Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: какие типы ораторов существуют; как установить эффективный контакт с аудиторией; как должна звучать речь оратора при его выступлении;

1. Понятие об ораторском искусстве

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство — это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

2. Типы ораторов

4) Лирический, или художественный — образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность — черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его — характер утонченный, меланхолический Меланхолик — ранимый, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи..

3. Установление контакта с аудиторией

Контакт с аудиторией — важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей. Контакт с аудиторией необходим:

а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы, собственно, и говорим!).

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

Одна из важных составляющих успешного выступления — умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией.

Зрительный контакт — это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории — насколько аудитория поняла сказанное (может нужно что-то повторить). Не утомлена ли аудитория (может нужно сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории мы (или пора сменить оратора).

А если зал большой? А софиты? Тогда зрительный контакт нужно имитировать. Вспомните, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает свое первое движение… Он ничего не видит под этими прожекторами, но у зрителя появляется абсолютная уверенность, что он видит его и танцует только для него.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сначала мы устанавливаем зрительный контакт с теми, кто и так на нас смотрит, затем поднимают глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор начинает речь. Установите зрительный контакт с ними. Они теперь долго не опустят глаз. Дождитесь, пока на вас посмотрят и те, кто почти никогда не поднимает глаз на оратора, — установите зрительный контакт с ними. Дождитесь, пока не останется ни одной пары глаз, устремленной не на вас. Это важно для успеха публичного выступления. Вообразите, что между вашими глазами и глазами сидящих в зале натянуты провода, по которым течет важная информация, и если эти провода обрываются, информация теряется.

В установлении и поддержании зрительного контакта самыми пренебрегаемыми частями зала являются последние ряды и крайние места слева и справа. Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Почему? Мы не уделяем сидящим там достаточного внимания. Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного — 40-45. Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Именно с сидящими в центре людьми сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают. Именно там кивают и другими способами выражают согласие.

Как выбрать место для выступления таким образом, чтобы обеспечить возможность установления зрительного контакта со всем залом? Залы бывают разные, просто в метрах зал охарактеризовать трудно. Чаще всего они бывают прямоугольные. Выступающий, как правило, стоит с узкой стороны. Надо встать так, чтобы между вами и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это будет то самое идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Именно с этой точки зала лучше всего начать выступление. Начать, потому что в ходе выступления вы будете перемещаться по сцене — подходить ближе, отходить дальше, смещаться то к левому, то к правому краю сцены.

Особое внимание уделяйте тем местам, откуда вы получаете сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Внимание восстанавливается мгновенно. Общаясь с обделенными зрительным контактом, вы приобретаете вернейших союзников. Подойдите ближе и скажите несколько фраз, обращенных к правому краю. Задавая вопросы, жестом и взглядом покажите, что ждете ответа от сидящих в последних рядах.

Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, мы держим в поле внимания эти группы риска. Ни в коем случае нельзя терять этого контакта. Вы можете переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрируете, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если вы сбились, забыли текст, ваш бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если вы будете продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что вы скажете после паузы, даже возрастет.

Как бы ни интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

1)Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

2)Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

4)Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

5)Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

6)Показ практической значимости информации.

7)Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

10) Прием градации — нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

11) Прием инверсии — речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

4. Техника речи при выступлении оратора

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в русском языке. Оратор должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками.

5. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.

6. Тон звука является важнейшим компонентом речевой интонации. Монотонность — когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи — считается большим недостатком. Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большого напряжения.

Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне, Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.

Существуют следующие виды пауз: паузы хезитации, т.е. паузы обдумывания, размышления; интонационно-логические и психологические, интонационно-синтаксические, ситуативные и физиологические.

Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной речи и различаются длительностью.

Самая короткая пауза — на месте запятой, а самую длительную требует точка. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Пауза необходима, если следует подчеркнуть какую-либо фразу. Внезапное молчание производит такое же впечатление, как и внезапный звук — оно привлекает внимание. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Таким образом, каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, должен разбираться в том, что происходит с тоном голоса, как он изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении предложений.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Заключение

Таким образом, каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, должен хорошо разбираться в том, что происходит с тоном его голоса, правильно ли работает его дикция, каков интонационный рисунок при произнесении предложений.

Также важно отметить тот аспект, что нельзя стать хорошим оратором без постоянной практики выступлений. И способности, и навыки, и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Нужно развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанный материал, рассуждать и спорить, делиться своими мыслями и впечатлениями с друзьями, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.

Список использованных источников

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. — М: Логос, 2012. — 432 с.
2. Бариев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М.: Полюс, 2002. — 147 с.
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2008.
4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Астрель , 1999.
5. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 2007. — 342 с.
6. Медведев А.В. Основы риторики. М., 2000. 213с.

Помощь студентам

К современным ораторам предъявляются определённые требования. Человек, выступающий с трибуны, должен быть высоконравственной личностью, ведь его слово может оказать влияние на судьбы людей, помочь им принять то или иное решение в жизни. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомлённым в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом. Он обязан хорошо знать предмет своей речи, только тогда он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков (навык отбора литературы, навык изучения отобранной литературы, навык составления плана, навык написания текста речи, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени) и умений (самостоятельно подготовить выступление, доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы слушателей, устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией).

Хорошее знание аудитории, в которой предстоит выступать, умение учитывать её состояние и настроение позволяют оратору лучше подготовиться к выступлению, установить контакт со слушателями, добиться успеха в общении.

К основным характеристикам аудитории относится прежде всего степень её однородности / неоднородности, которая определяется социально-демографическими признаками слушателей. К ним относятся: национальность, пол, возраст, образование, профессиональные интересы, жизненный опыт и т.п. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать оратору.

Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Поведение слушателей и их реакции в большой и маленькой аудитории различны: большая аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно использовать аргументы, уместные и понятные для всех присутствующих. В маленькой же аудитории от оратора ждут не длинного монолога, а живого, непосредственного диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определённом эмоциональном настрое слушателей. Одни из них бессознательно повторяют действия окружающих (заражение), другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих (подражание), на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих (конформизм). В результате действия этих механизмов в аудитории создаётся общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и аудиторией.

Важная характеристика аудитории – мотив действия слушателей. Психологи выделяют три группы мотивов: мотивы интеллектуально-познавательного плана (слушателю интересно, он хочет расширить свои знания), мотивы морального плана (слушатель обязан присутствовать), мотивы эмоционально-эстетического плана (оратор доставляет удовольствие).

Итак, говоря об ораторе и его аудитории, мы подразумеваем участников речевого общения, успешность сотрудничества которых зависит и от говорящего, и от слушателя. Но в центре внимания оказывается оратор, который должен соответствовать риторическому идеалу. Под риторическим идеалом понимают гармонию взаимоотношений оратора и аудитории. Такой идеал воплотили в себе Демосфен и Сократ, Платон и Цицерон, Ломоносов и Ключевский, Кони и Плевако, Сахаров и Лихачёв и др.

Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт с аудиторией, который возникает на основе совместной мыслительной деятельности оратора и слушателя. На установление контакта способствует ряд факторов: актуальность обсуждаемого вопроса, личность оратора, особенности аудитории.

Существуют некоторые правила произнесения речи:

– говорить достаточно громко, чтобы все присутствующие могли хорошо слышать оратора;

– избегать монотонности, попеременно повышая или понижая голос;

– не говорить слишком быстро (скороговоркой) или, наоборот, слишком медленно – следует замедлять или ускорять темп речи в зависимости от её содержания, придерживаясь в основном среднего темпа;

– не переводить слишком громко дыхание;

– делать время от времени логические, оправданные паузы, особенно после важной информации, предоставляя слушателям возможность глубже осознать её и подчёркивая её значимость;

– не вытирать постоянно лицо платком;

– не злоупотреблять жестами, используя их в основном лишь в эмоциональных местах речи;

– не демонстрировать слишком обильную мимику, а также не допускать её полного отсутствия;

– не расставлять широко ноги, не переступать постоянно с ноги на ногу, не стоять на одной ноге;

– не смотреть постоянно в одну точку или на потолок, а равномерно обозревать всех своих слушателей;

– не расхаживать перед аудиторией.

Наряду с соблюдением указанных правил необходимо стараться избегать типичных недостатков ораторской речи. К ним относятся:

Бедность словаря. Выступающий постоянно повторяет многие слова в своей речи. Это свидетельствует о слабой образованности и низком интеллектуальном уровне оратора. Словесное однообразие, банальность стиля наводят на мысль, что и содержание речи тоже банально.

Стилевое несоответствие. Следует помнить, что о предметах разного духовно-нравственного достоинства нужно говорить, используя разные стили, т.е. о делах ничтожных нельзя говорить высоким стилем, о важных – низким, о печальных – весёлым.

Длинноты. Слишком длинные замысловатые рассуждения, доказательства, описания подлежат сокращению, а сложные предложения, состоящие из 4-5 и более простых предложений, – разбивке на 2-3 предложения.

Излишняя краткость. Оратор, опуская какую-то информацию, что-то необоснованно не договаривая, делает своё выступление не совсем понятным для слушателей. Излагая ключевые мысли, рассуждая, оратор должен дать пояснения, подчеркнуть суть своих высказываний.

Неясность речи могут вызвать и малоизвестные иностранные слова, и узкопрофессиональные термины, и устаревшие слова. Если их избежать нельзя, нужно кратко объяснить их значения.

Момент неблагозвучия. Необходимо избегать многочисленных звуковых заполнителей пауз – слов-паразитов, повторов слов, не несущих информации.


21. Оратор и его аудитория

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть ораторское искусство .

Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать.

Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой – слушатель, или аудитория .

Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.

Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:

1) однородность (неоднородность) , т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;

2) количественный состав присутствующих;

3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);

4) мотив действия слушателей . Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить 3 группы моментов:

а) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);

б) морального плана (требуется присутствие человека);

в) эмоционально-эстетического плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).

Именно поэтому у слушательской аудитории можно отметить различный настрой на восприятие выступления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оратор и его аудитория

1. Пути и судьбы ораторского искусства.

2. Из истории отечественного красноречия.

3. Культура ораторской речи. 10 заповедей оратора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Метод: фронтальный опрос.

1. Вопросы к студентам:

2. Какие стили речи вы знаете? Приведите пример.

3. Где мы употребляем публицистический стиль?

2. Проверка домашнего задания.

2. Практическая значимость изучаемой темы.

ІV. Изучение нового материала. М.: объяснение.

Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом.

В обществе, где презирается истинное красноречие, царит…

ханжество слова или пошлое краснобайство.

И в древности, и в новейшее время – ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры .

А.П. Чехов

Зададимся первым вопросом кто такой оратор и что же такое ораторское искусство?

Оратор – это человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателе в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.

Ораторское искусство – это высшая форма красноречия; один из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей, их убеждения, внушения.

1. Пути и судьбы ораторского искусства.

Например, богатые и практичные американцы считают правильным и необходимым тратить деньги на хорошее образование своих детей. Особенно активна коммуникативная направленность в подготовке американских школьников. Американских учеников учат выступать публично; составлять грамотные отчеты о проделанных работах; писать эссе.

Из древности, от Аристотеля, пришло определение человека по одному из основных признаков, отличающих его от других живых организмов, то что человек - это существо умеющее говорить, общаться. Так были выведены термины Homo eloquens (человек говорящий, красноречивый) и Homo communicans (человек общающийся). Эти термины близки отечественному термину языковая личность.

Способности языковой личности:

Узнавать, понимать, воспринимать языковые элементы;

Изобретать содержание речевых высказываний, располагать их;

Прогнозировать воздействия структурных элементов языка в их совокупности;

Запоминать, воспроизводить речевые высказывания;

Писать и произносить языковые произведения.

Свойства языковой личности:

Общительность как черта характера, направленная на самовыражения;

Восприятие, понимание другого человека;

Интеллектуальные, эмоционально-волевые усилия, направленные на установление, поддержание контакта (личностного, внеличностного); рефлексия.

2. Из истории отечественного красноречия.

Первая книга по риторики появилась в 17 веке. Ораторская практика в древней Руси показывает отличную подготовку. В течение веков активно менялось отношение к риторике, красноречию, сам их смысл, терминология.

3. Культура ораторской речи. 10 заповедей оратора.

Ораторская речь рассчитана на публику, на группу лиц. Из этого можно сделать вывод, что ораторская речь – это речь устная, монологическая, публичная.

Доклад, парламентская речь, митинговая речь, дипломатическая речь

юбилейная речь, приветственная речь, тост, некролог

слово (проповедь), официальная речь (перед духовенством)

Также выделяют речь в зависимости от целевой установки:

Информативная. Характеризуется четким обозначением предмета речи, логичностью, установлением причинно следственных связей.

Убеждающая речь - классическая ораторская речь. Это речь эмоциональная.

Побуждающая речь содержит конкретный призыв к действию. Такая речь должна отвечать на вопросы: что делать? почему? как?

Так как ораторская речь есть речь устная, поэтому она лучше воспринимается аудиторией, если оратор не читает текст с информацией, а свободно говорит, рассказывает. Также приветствуется аудиторией естественное поведение оратора (это естественные жесты, естественные позы), доброжелательный настрой, его раскованность. Немало важным считается и техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда "хорошо слышно и все понятно". Публичная речь состоит из трех частей:

1) Вступление . Несёт основную психологическую нагрузку. Задачи вступления: установить контакт с аудиторией и вызвать интерес аудитории к своей речи.

2) Главная часть . Тут раскрывается тема и формулируется основная мысль всей речи.

1) обобщить самое существенное в речи;

2) усилить впечатление, закрепить сказанное;

3) поставить конкретные задачи. Заключение не должно быть длинным!

10 заповедей оратора

Итак, оратор должен:

• Быть простым в общении. Изучать характеристики и законы ясного и простого, понятного всем языка

• Быть конкретным. Специальные термины и узкопрофессиональные выражения уменьшают количество потенциальных сторонников оратора, а иногда просто приводят к общему непониманию.

• Быть понятным при изложении содержания темы. Ссылаться на факты и апеллировать к здравому смыслу.

• Быть личностью. Не бояться употреблять индивидуальные, присущие только собственной речи слова и выражения.

• Быть уравновешенным. Использовать плавный ритм речи. Избегать предложений и тем, отвлекающих от раскрытия основной идеи выступления.

• Быть энергичным. Не употреблять большого количества вступительных слов, слишком громких и идиоматических выражений либо употреблять их в соединении с общепринятыми и понятными всем выражениями.

• Быть целенаправленным. Аудитория придает значение лишь тому, что она слышит, и намерения докладчика, если они не подкреплены весомыми словами, не вызовут у слушателей особого восприятия.

• Быть красноречивым. Время от времени употреблять риторические фразы и выражения, что усилит эффект выступления. Иногда даже легкая аллитерация может произвести необходимое впечатление.

• Адаптироваться к ситуации. Изучать слушательскую аудиторию. Попытаться приспособить доклад к ее потребностям и надеждам.

Прежде всего оратор должен развивать способность быстрого восприятия и умение оценить качество и профессиональность своего языка, а затем постараться применить приведенные правила в процессе подготовки своего доклада.

V . Закрепление материала в ходе изложения.

1. Беседа со студентами:

1. Дайте характеристику публицистическому стилю. Где мы можем встретить этот стиль?
2. Автобиография относится к какому из стилей русского языка?
3. Кто такой оратор? Где можно встретить сегодня оратора?
4. Можно ли научиться ораторскому искусству?

Читайте также: