Культура в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура в Советском Союзе - это неоднозначное явление, которое имеет свои положительные и отрицательные характеристики. С одной страны, народ стал приобщаться к культуре и образованию, открывая для себя новые возможности, а с другой стороны, вся культура подвергалась жесткой цензуре. Подробнее об этом мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Первые несколько лет после революции еще сохраняли в себе традиции Серебряного века. Искусство состояло из различных жанров, стилей, направлений. Позже тоталитаризм дал свои плоды и советская культура была полностью подчинена марксистско-ленинскому учению. Это было окончательно утверждено с помощью Культурной революции, произошедшей в 30-х годах.

На чем это отражалось? Во-первых, на образовании. Во всех высших учебных заведениях появились предметы, которые пропагандировали советскую идеологию. Это и история партии, и диалектический материализм, и научный атеизм.

Во-вторых, Культурная революция в огромной степени повлияла на живопись. Появилось направление под названием “социалистический реализм”, в рамках которого и должны были творить художники. Картины такого стиля были политизированными, поскольку в них пытались продемонстрировать хорошую жизнь при социализме. Те художники, которые не хотели подчиняться этому, были вынуждены бежать из Советского Союза, поскольку это было явным поводом для репрессий.

В-третьих, это отразилось на архитектуре. Повсеместно сносились различные храмы и на их месте строились наиболее полезные, по мнению власти, здания.

Есть и другие сферы, на которое было оказано влияние, но мы остановимся на этих трех. Тоталитаризм и культ личности Сталина не позволяли искусству выйти за рамки дозволенного, и это, безусловно, было очень значительным ограничением для развития советской культуры.

Были и достоинства культуры того времени. Например, бесплатное образование, борьба с безграмотностью, открытие библиотек и иные пути просвещения. Советское культура - это своеобразное явление, которое нельзя рассматривать лишь с одного ракурса, как мы и говорили в начале.

Культура советского общества

Характерные черты советской культуры
во второй половине XX в.

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

  • Восстановление и укрепление материально-технической базы культуры.
  • Ужесточение идеологического контроля.
  • Преследование деятелей культуры (поэты и писатели: А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевич, Ю. П. Герман, композиторы: В. И. Мурадели, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Д. Д. Шостакович, кинорежиссёры: С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин и др.).
  • Восстановление сети научных учреждений, увеличение капиталовложений в научные разработки.
  • Приукрашивание советской действительности в произведениях литературы и искусства.
  • Преобладание военной тематики в произведениях литературы и искусства.
  • Поддержка культа личности И. В. Сталина в произведениях литературы и искусства

Культура советского общества.
Этапы развития

1. Наука, техника, образование

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Наука

  • Создание в каждой союзной республике своей Академии наук.
  • 1949 г. — СССР — обладатель атомной бомбы.
  • 1953 г. — создание водородной бомбы

Образование. Завершение перехода к всеобщему семилетнему образованию. Развитие форм вечернего и заочного образования

Физика

Развитие ракетной техники (под руководством С. П. Королёва) и освоение космического пространства

Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

  • 1958 г. — И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков разработали теорию излучения.
  • 1962 г. — Л. Д. Ландау создал работы по сверхпроводимости и сверхтекучести.
  • 1964 г. — А. М. Прохоров, П. Г. Басов обосновали основы квантовой электротехники.

Физика. Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

1965 г. — Н. П. Семёнов создал теорию теплового взрыва газовых смесей.
1975 г. — Л. В. Канторович разработал основы линейного программирования.
1978 г — П. П. Капица сделал фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.

Освоение космического пространства

Образование. Введение всеобщего обязательного среднего образования (по Конституции СССР 1977 г.)

Перестройка (1985—1991 гг.)

Наука

  • Большие кадровые потери в научных коллективах страны вследствие эмиграции и оттока учёных в другие, чаще всего не связанные с наукой сферы деятельности.
  • Кризис в методах научного исследования применительно к общественным наукам.

Образование

  • 1987 г. — реформа высшей школы → интеграция (объединение) образования, производства и науки. Введение принципа взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах; отмена различных льгот и привилегий при поступлении в вузы (рабфаков, квот на подготовку национальных кадров и др.).
  • Возникновение новых учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей

Культура советского общества

2. Литература

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Перестройка (1985—1991 гг.)

Культура советского общества

3. Кинематограф, живопись и театр

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Живопись

Театр

Живопись

1970 — 1980-е гг. — чёткое размежевание на официальное искусство и альтернативные художественные направления:

— художники, группировавшиеся вокруг Академии художеств СССР, работали в основном в реалистической манере: жанр портрета (Т Т. Салахов), пейзажа (Т Н. Яблонская, П. П. Оссовский), современные темы (Б. С. Угаров, А. А. Мыльников, В. Е. Попков, Д. Е. Жилинский)

— неофициальное искусство находилось на полулегальном положении.

Кинематограф

1970 — 1980-е гг. — период нового подъёма отечественного киноискусства:

Перестройка (1985—1991 гг.)

Кинематограф

Развитие советской культуры во второй половине XX века

После победы в Великой Отечественной войне сформировалось поколение граждан, умеющих брать на себя ответственность, имеющих свое мнение, и умеющих самостоятельно принимать решения. Такие граждане представляли угрозу для советского правительства. Выход был найден в системе тоталитарного контроля.

Особенности развития культуры

После прихода к власти Хрущева наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону. Этот период назывался эпохой Оттепели. Характеризовался он относительной свободой в культурной сфере. Ослабление контроля правительства было существенным. Это оживило культуру и творчество в стране. Но это оживление носило временный характер.

В середине 1970-х годов правительство снова вернулось к прошлым мерам. Для этого была введена система госзаказов, цензура возросла. Также правительство ограничивало возможность советских граждан ознакомиться с зарубежной культурой.

Выделяемые финансовые средства на развитие культуры в этот период постоянно увеличивались. Но высоких достижений не было.

Наука

Одним из главных научных достижений периода является создание ядерного оружия в 1949 году Курчатовым и Капицей.

Были достижения и в сфере программирования. Например, Конторовичем были созданы основы линейного программирования.

Получили Нобелевскую премию:

  1. В 1956 году Семёнов за исследование химических цепных реакций.
  2. В 1962 году Ландау – теория жидкого гелия.
  3. В 1964 году Басов и Прохоров за труды по радиоэлектронике и создание лазера.

Нельзя забыть про главное достижение в космонавтике. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос.

Литература

Развитие литературы происходило в следующих направлениях:

Также популярны были и другие писатели:

Интересно, что именно литература раньше других областей в эпоху оттепели отреагировала на изменения в стране. У граждан появился массовый интерес к поэзии. Стали популярные поэты-шестидесятники:

  • Рождественский;
  • Ахмадулина;
  • Вознесенский;
  • Евтушенко.

В политехническом музее Москвы проходили поэтические вечера.

Советская власть против литературы

В его защиту выступали многие поэты и писатели:

  • Чуковский;
  • Паустовский;
  • Маршак;
  • Ахматова;
  • Твардовский.

В 1972 году после ссылки Бродский эмигрировал в Америку. В 1987 году он получил Нобелевскую премию уже как гражданин США.

Также из-за вынужденной миграции пострадали:

Иммиграция коснулась не только поэтов и писателей. Также пришлось уехать из страны деятелем и других сфер культуры.

Писатели, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у правительства:

  • Трифонов;
  • Распутин;
  • Белов;
  • Астафьев.

Произведения этих авторов касаются нравственной тематики.

Театр и кино

Во второй половине XX века развитие получило и эстрадное искусство. Значимые достижения театра:

Военная тематика нашла отражение и в кино. В тот период это была самая популярная тема в киноискусстве:

Помимо театра и кино эстрадное искусство развивалось и других направлениях:

  1. Музыкальный театр. Самые знаменитые оперные певцы – Образцова, Нестеренко, Вишневская.
  2. Балет – Плисецкая, Уланова, Лиепа.
  3. Эстрадная песня – Ротару, Кобзон, Магомаев, Пугачёва.

Также появляется бардовская песня и вокально-инструментальные ансамбли.

Живопись

В целом в искусстве существовало чередование запретов по непонятным причинам и временных послаблений.

Социализм в живописи привел к тому, что советские зрители уже не воспринимали никакие картины кроме тех, на которых копировалась окружающая действительность.

Образование

Положения школьной реформы:

В результате принятия реформы наблюдалось снижение качества получаемых знаний, и впоследствии преобразования были отменены. Из-за того, что образовательная реформа не дала положительных результатов, в системе образования стал нарастать кризис.

Архитектура и скульптура

Среди скульпторов тоже были авангардисты, против которых был Хрущёв.

Также в то время скульпторы создали знаменитые здания и сооружения. В скульптуре тоже нашла свое выражение Великая Отечественная война:

  1. В 1960-е годы на Мамаевом Кургане был возведен памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы, скульптор – Вучетич.
  2. В 1960 году в Петербурге был возведен мемориал на Пискарёвском кладбище, скульпторы – Таурит и Исаева.

Относительно другой тематики было построено здание МГУ на Воробьёвых горах и Министерство иностранных дел на Смоленской площади.


Культура России советского периода — явление слож­ное и противоречивое. С одной стороны, в XX веке в русской культуре заявили о себе многие талантливые художники, писатели, музыканты, режиссеры. Этот век дал России также немало гениальных ученых и иссле­дователей.

С другой стороны, в XX в России на практике ут­вердилась идеология марксизма, была создана тотали­тарная система, которая привела к уничтожению ина­комыслия. В художественной культуре господствовали примитивные оценки произведений искусства, многие писатели, художники и деятели культуры были физически уничтожены. С учетом противоречивости и от­сутствия единства культуры советского периода ука­жем на ее отдельные стороны.

В.И.Ленин еще в начале XX века сформулировал принцип партийности литературы, который лег в осно­ву политики партии в области художественной культу­ры. Согласно этому принципу, культура и искусство должны выражать интересы рабочего класса. Считалось, что именно этот класс, как революционный, выражает ин­тересы общества в целом, Октябрьская революция по замыслу ее вождей, должна была коренным образом из­менить положение в сфере духовной культуры. Культу­ра впервые должна была в подлинном и прямом смысле являться собственностью народа, выражать его инте­ресы и духовные запросы. И в тоже время эта культу­ра должна быть пролетарской. Это означало отказ от преемственности, от эволюции, от традиций культур­ного развития. Эволюция, как известно, является наи­более благоприятным путем для культурного процесса.

Первое послеоктябрьское десятилетие в истории культуры России показало, что задача формирования абсолютной пролетарской культуры невыполнима, особенно в сфере искусства. В абсолютизации классового подхода в ху­дожественной культуре особенно выделялись две твор­ческие организации — Пролеткульт и РАПП (российс­кая ассоциация пролетарских писателей). К 30-ым го­дам они прекратили свое существование.

30-50-е годы русской культуры вошли в историю как годы тоталитаризма, хотя в официальной идеоло­гии они именовались как годы первых пятилеток, мас­сового трудового героизма и т.п. В СССР было введено всеобщее обязательное образование (начальное, а по­том и семилетнее). Коллективизация сельского хозяй­ства, стахановское движение, первые стройки отража­лись и переживались в общественном сознании очень эмоционально. Перед художниками появилась массо­вая аудитория слушателей, зрителей, читателей. Теат­ры, художественные музеи, концертные залы посеща­ются огромными количествами людей. Развивается ки­носеть, большими тиражами издаются книги, открыва­ются библиотеки. Официальное искусство 30-40-гг. было приподнято-утверждающим, даже пафосным, ма­жорным.

Читайте также: