Мотивации и эмоции их значение в целенаправленном поведении ребенка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эмоция — особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Основное биологическое значение эмоционального переживания состоит в том, что, по существу, только оно позволяет животному и человеку быстро оценить свое внутреннее состояние.

Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия.

Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Побуждающая функция эмоций основывается на потребности в положительных ощущениях, особенно характерной для высокоорганизованных животных. Считают, что функцию побуждения несут два класса эмоций - ведущие и ситуативные. Ведущие эмоции направлены на цель поведения и инициируют (вызывают) поведение, удовлетворяющее потребность. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов поведения, заставляют организм действовать в прежнем направлении, менять поведение или средства.

Эмоции выполняют и подкрепляющую функцию, так как могут выступать в качестве безусловного подкрепления и имеют большое значение в процессах научения и памяти. Оказалось, что события, вызывающие выраженные эмоциональные реакции, быстрее и надежнее запоминаются. Более того, безусловное подкрепление не выполняет роли подкрепления без одновременного сочетания с положительными эмоциями при образовании условных рефлексов. Подкрепляющую функцию эмоций открыл В. Л. Дуров, а подтвердил его открытием "центра удовольствия"' мозга Д. Олдс.

Элементы переключательной функции эмоций характерны уже для ситуативных эмоций, но переключательная функция наиболее ярко проявляется при конкуренции мотиваций, когда определяется доминирующая среди наличных потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Мотивация — активные состояния мозговых структур, побуждающие совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивации создают необходимые предпосылки поведения. Мотивации могут создаваться как биологическими потребностями (например, пищевая мотивация), так и высшими познавательными потребностями.

В формировании мотиваций и эмоций важная роль принадлежит лимбической системе мозга, включающей структуры разных отделов головного мозга.

Деятельность лимбических структур регулируется лобными отделами коры больших полушарий, с функцией которых связаны формирование высших познавательных потребностей и регуляция эмоционального состояния на основе проанализированной в коре больших полушарий информации, оценки ее значимости.

Механизмы формирования мотиваций . В возникновении мотиваций и их удовлетворении лежат нейрогуморальные механизмы периферического и центрального уровней. К.В. Судаков сформулировал основные положения нейрофизиологического обеспечения доминирующих мотиваций:

1. Любая биологическая мотивация обусловлена соответствующей метаболической потребностью;

2. Потребность трансформируется нейрогуморальным путем в возбуждение гипоталамических центров, которые активируют другие структуры мозга, в том числе и кору полушарий большого мозга;

3. Корковые и лимбические структуры мозга оказывают специфические для каждой мотивации нисходящие возбуждающие и тормозные влияния на гипоталамические мотивационные центры;

4. Каждое мотивационное возбуждение представляет собой специфическую клеточную и молекулярную интеграцию корково-подкорковых структур. В формировании различных биологических мотиваций участвуют одни и те же нейромедиаторы, однако в разных комбинациях и в разных структурах, что свидетельствует о специфической нейрохимической интеграции конкретного мотивационного возбуждения.

Накопление информации происходит в несколько этапов. В соответствии с этапами запоминания принято выделять кратковременную и долговременную память. Если информация, хранящаяся в кратковременной памяти не передается в долговременную память, то она быстро стирается. В долговременной памяти информация хранится длительно в доступном для извлечения виде. Следы памяти, или энграммы, упрочняются каждый раз по мере извлечения. Процесс упрочения энграмм по мере их воспроизведения называется консолидацией следов памяти.

В операциях по запечатливанию и извлечению следов памяти принимают участие нейроны различных областей коры, лимбической системы и таламуса.

Человеку свойственна словесно-логическая абстрактная память.

Мотивация – активные состояния мозговых структур, побуждающие совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивации создают необходимые предпосылки поведения. Мотивации могут создаваться как биологическими потребностями (например, пищевая мотивация), так и высшими познавательными потребностями.

С мотивациями неразрывно связаны эмоции. Достижение цели и удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции. Недостижение целей приводит к отрицательным эмоциям. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в информации. Этот источник положительных эмоций неисчерпаем в течение всей жизни человека.

В формировании мотиваций и эмоций важная роль принадлежит лимбической системе мозга, включающей структуры разных отделов головного мозга. Функции лимбической системы многообразны.

29. Индивидуально-типологические особенности ребенка, их значение в учебном процессе

Каждый человек в силу своих гено- и фенотипических особенностей отличается присущими только ему психофизиологическими качествами. Появляются все новые доказательства исключительного значения морфофункционального типа человека, который обусловливает многие относительно постоянные его качества. Сама же морфофункциональная конституция человека определяется наследственным кодом. Чаще всего в морфофункциональной дифференциации человека выделяют три основных типа: нормостенический (торакальный), астенический, гиперстенический (мышечный). Однако важно отметить, что принадлежность человека к тому или иному морфотипу определяет не только особенности его физического развития, но и многие специфические черты функционирования, в частности, обмен веществ, гормональный статус, предрасположенность к определенным заболеваниям и т.д. В функционально-метаболической классификации, предложенной В.П. Казначеевым (1986), учитьшаются пространственно-временные особенности долговременных адаптационных стратегий на внешние воздействия. Психофизиологическая классификация. Гиппократ, выделил 4 вида: сангвиники; холерики; флегматики; меланхолики. Типы ВНД генетически обусловлены, хотя есть основания считать, что они могут в определенных пределах корректироваться при изменении среды. Врожденные типологические особенности психики играют большое значение в условиях экстремальных ситуаций, которые запускают стрессовые механизмы. В этом случае человек ведет себя в соответствии с врожденными психобиологическими особенностями нервной системы.

Типичными мотивами поведения дошкольников являются стремление быть как взрослый, желание установить положительные отношения с взрослыми, мотивы самолюбия и самоутверждения. И большое значение в этом процессе имеют эмоции и чувства.

ВложениеРазмер
v_chem_zaklyuchaetsya_vliyanie_emotsionalnoy_sfery_doshkolnika_na_motivatsiyu_povedeniya.docx 16.37 КБ

Предварительный просмотр:

В чем заключается влияние эмоциональной сферы дошкольника на мотивацию поведения.

Эмоции – это психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3 до 6 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту 3-4 года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от 4 до 5 лет и касается нравственной саморегуляции , а третья относится к возрасту около 6 лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Эго чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослого, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте,

Идеальное отношение взрослого к малышу – это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения , в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми.

Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том , что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во то бы то не стало стремиться одержать победу.

Наряду с мотивами данного типа заметную роль в поведении детей дошкольного возраста начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому человеку и др.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что дети придают большое значение оценкам, которые дают взрослые. Ребенок активно добивается её, стремится получить похвалу, очень старается её заслужить.

Всё это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств.

Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости.

Дети четырехлетнего возраста уже могут оценивать свои возможности боле реалистически. Соотнося свои успехи и неудачи с результатами аналогичной деятельности других людей, ребенок обучается правильно оценивать собственные возможности.

4-5летние дети не в состоянии еще воспринимать, оценивать и делать определенные выводы о себе, о своем поведении .Они не способны корректировать свои действия и суждения на основе сведений, полученных от других людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методы и приемы обучения детей слушанию музыки. Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу дошкольников.

Слушание музыки с раннего возраста до подготовительной группы.


Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо ус.

влияние музыки на эмоциональную сферу дошкольника

С самого раннего возраста ребенок слышит звуки, окружающие его. Задача музыкального руководителя-помочь дошкольнику слушать и слышать музыку. двигаться в соответствии с ней.

Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении методом песочной терапии

Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии.


Презентация "Влияние эмоциональной сферы на развитие гармоничной личности ребенка"

Данная презентация была использована при подготовке проекта, совместно с психологом детского сада. Насколько важна данная тема - судите сами.


Влияние ИКТ на эмоциональную сферу дошкольников

Виртуальная среда часто является весьма привлекательной и, как бы взрослые ни старались оградить ребенка от ее влияния, достаточно естественной для современных детей.Поэтому психолого-педагогической з.


Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух вза-имоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.

Современная концепция обучения и воспитания все больше обращается именно к личности ребенка, к тем процессам, которые формируются у него под влиянием общения и деятельности.

Человек развивается и его поведение меняется на каждом этапе формирования его как личности. Дошкольный период – это то время, когда происходит наиболее интенсивное формирование мотивационной сферы, привычек и поведения ребенка. Дети в младшем возрасте действуют под влиянием ситуативных чувств и желаний, возникших в данный момент. Они могут вызываться разными обстоятельствами, при этом ребенок часто не отдает себе отчет в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. В возрасте 5-7 лет осознанности становится больше, поэтому дети уже могут объяснять свои действия.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности. Мотивация придает деятельности направленность, которая ориентирована на достижение результата. Основная цель мотивации детей дошкольного возраста – сформировать у них интерес к занятию, делу или какой-нибудь деятельности, создать условия вовлеченности в процесс.


Виды мотиваций

Выделяют 2 вида мотивации – внутренняя и внешняя.

Внутренняя мотивация – это искреннее желание ребенка заниматься чем-либо. Здесь говорится только о наличии личного интереса к деятельности, никто не принуждает ребенка, не заставляет его делать что-то, т.е. отсутствуют жесткие обязательства и требования.

Данный вид мотивации можно назвать идеальным. Проблема в том, что, как и любого другого идеала, достичь его достаточно трудно, особенно у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. С более взрослыми детьми в этом отношении легче, потому что многие из них уже понимают важность обучения, а некоторые из них уже знают, чем хотят заниматься в жизни.

Но и внешняя мотивация может быть разной. Одно дело, если ребенка родители заставляют выполнять домашнее задание, и совсем другое – когда он делает это сам, потому что он знает, что именно этот предмет пригодиться ему в дальнейшей жизни.

Читайте также: