Мораль и этика кратко
Обновлено: 02.07.2024
4. Природа и происхождение морали: основные концепции.
Для понимания сущности и специфики профессиональной нравственности, прежде всего, следует уяснить, что представляет собой мораль как форма духовной культуры; какова структура и основные функции морали, какое место занимает мораль в духовной жизни общества и как она соотноситься с другими сферами духовной деятельности человека.
природу и внутреннюю структуру морали;
её происхождение и историческое развитие;
место морали в системе общественных отношений;
моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.
Таким образом, этика решает вопросы о природе и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в системе общественных отношений и особенности ее функционировании в обществе.
2. Структура этического знания . Прежде всего в системе этического знания можно выделить два блока: теоретическая и прикладная этика. Теоретическая этика изучает мораль, ее природу, сущность, происхождение. Прикладная исследует различные моральные ситуации и проблемы современного общества. Профессиональная этика изучает особенности профессионального поведения, а также конкретизирует общечеловеческие принципы морали применительно к конкретным видам профессиональной деятельности: юридической, педагогической, медицинской и др.
3 . Понятие и структура морали . Моральное сознание и поведение являются важнейшими характеристиками человека как социального существа. В философском контексте мораль есть духовно-практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе . Мораль призвана утверждать в обществе идеалы Добра, Гуманизма, Любви, Справедливости, Взаимопомощи. Только в обществе, основанном на этих ценностях, человек может раскрыть свой духовный потенциал, обрести смысл жизни и быть по настоящему счастливым. В более узком смысле мораль – это совокупность норм, ценностей, правил поведения, которые направляют и регулируют действия людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и моральные убеждения личности, в ее основе лежит ориентация на высшие ценности: Жизнь, Свободу, Счастье. Основная функция морали – регулятивная, так как нормы морали регулируют все сферы жизни общества. В структуру морали в качестве основных элементов входят моральное сознание и нравственное поведение. Моральное сознание составляют представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми. Моральное сознание включает:
нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости, долге, счастье);
нравственные принципы (наиболее общие требования, определяющие линию поведения);
нравственные нормы (образцы поведения);
Основными категориями морального сознания являются такие понятия, как добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность и др., выступающие нравственной основой человеческого бытия. Нравственное поведение – это реализация высших ценностей в процессе жизнедеятельности, нахождение оптимальных способов утверждения принципов Гуманизма, Добра, Справедливости в конкретных жизненных ситуациях.
3. Основные концепции происхождения морали. Исторически сложились различные взгляды на проблему природы и происхождения морали. Так религиозная концепция выводит истоки морали за пределы человеческого общества. Сторонники данной концепции считают, что мораль имеет божественное происхождение. В рамках данной концепции можно рассматривать взгляды религиозных мыслителей, представителей русской религиозной философии (Вл. Соловьев, С. Франк и др.), представителей философии объективного идеализма (Платон, Г. Гегель).
Натуралистическая концепция объясняет происхождение морали исходя из биологической природы человека, а также на основе предшествующей эволюции человека и животного мира. Данные взгляды развивали представители различных философских и естественнонаучных направлений ХХ века: психоанализа (З. Фрейд), этологии и социобиологии (К. Лоренц, А. Уилсон) и др.
Социально-историческая концепция подчеркивает социальную природу морали и указывает на общечеловеческий характер моральных ценностей. Источник морали находится в человеческом обществе, а моральные нормы формируются в процессе социального бытия (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.).
Лекция №2. Мораль в системе общественных отношений.
1. Место морали в духовной жизни общества.
2. Мораль и право.
3. Мораль и политика.
2. Мораль и право.
Актуальность самой проблемы соотношения морали и права определяется следующими современными тенденциями: расширением области действия судебной власти , криминализацией экономической сферы, ростом коррупции, появлением открытых моральных проблем современности . Следует отметить, что формирование правосознания и высокой правовой культуры в современном обществе не возможно без создания условий для полноценного существования и функционирования морали. Поэтому мораль и право тесно взаимосвязаны. Вместе с тем на вопрос о сущности морали и права и их соотношении существуют различные взгляды.
В эпоху Возрождения и Реформации, с одной стороны, происходит относительное разделение морали и права. Правовые институты становятся относительно самостоятельными, что способствует развитию и обогащению правосознания. С другой стороны, возникновении концепции общественного договора, теории естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) подчеркивает глубокую связь морали и права.
Для понимания сущности и специфики морального и правового регулирования следует уяснить черты сходства и различия между моралью и правом. Сходства: а) мораль и право выполняют регулятивную функцию и выступают механизмами регулирования поведения индивидов и социальных групп; б) мораль и право выполняют оценочную функцию. Покушение на жизнь, свободу, собственность, насилие и хулиганство осуждается как правом, так и нормами морали; в) мораль и право способствуют поддержанию в обществе стабильности и порядка. Различия : право регулирует отношения, связанные с собственностью, властью, защищают жизненно важные потребности человека. Мораль опирается на внутренние убеждения индивида и на авторитет общественного мнения, право требует только соблюдения установленных законов.
Важное значение в становлении и функционировании морали принадлежит государству. Государство защищает граждан от посягательств со стороны преступников, от крайних проявлений взаимных обид, обеспечивает права и свободы, и, таким образом, способствует наиболее полной реализации личности и приобщению человека к разнообразным проявлениям культуры.
Лекция №3.Этика и нравственная культура личности.
1. Понятие и структура морального сознания.
4. Долг и совесть.
5. Достоинство и ответственность
6. Нравственное поведение.
Профессиональная этика, рассматривая сущность профессионального нравственного сознания и основные черты личности профессионала опирается на такие понятия, как: профессиональная справедливость, профессиональный долг, профессиональная ответственность. Для более глубокого понимания сущности профессиональной нравственности, следует начать со структуры морального сознания и анализа его основных категорий.
1. Понятие и структура морального сознания.
Как уже отмечалось в лекции №1, в структуру морали в качестве основных элементов входят моральное сознание и нравственное поведение. Моральное сознание составляют представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми. Моральное сознание включает: нравственные ценности, нравственные принципы, нравственные нормы (образцы поведения), нравственные чувства. Основными категориями морального сознания являются такие понятия, как добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность.
2 . Добро и зло – ключевые категории этики, выражающие нравственно-положительную и нравственно-отрицательную стороны в действиях и поступках человека". Особенности этих категорий: трудность определения, взаимоопределяемость (не зная зла, невозможно понять, что есть добро).
а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и
б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем).
В соответствии с идеями Ролза, в настоящее время справедливость понимается как уважение прав человека, обеспечение равных прав и свобод, а также равных возможностей для достижения целей всем членам общества.
Лекция № 4. Этика межличностных отношений
1. Золотое правило нравственности.
2. Нравственные принципы отношения к Другому.
3. Вина, раскаяние, прощение как явления нравственной жизни.
4. Толерантность как основа межличностных отношений.
1. . Золотое правило нравственности – это нравственное правило, разработанное известными учителями и мыслителями древности, но не потерявшее своей актуальности и по настоящее время. Правило фиксирует универсальный нравственный принцип отношения к другому в любых практических ситуациях.
Золотое правило распространяется на все сферы человеческих отношений, в том числе и на профессиональную жизнь. Золотое правило определяет такие профессиональные нравственные качества, как тактичность, снисходительность, взаимная помощь в коллективе, коллегиальность в работе.
3. Вина, раскаяние, прощение как явления нравственной жизни. Действия людей в конкретных жизненных ситуациях не всегда соответствуют моральным принципам, что может быть связано с непростыми ситуациями морального выбора как в повседневной жизнедеятельности, так и в сфере профессиональных отношений. Переживание несоответствия своего поведения моральным нормам, невыполнение морального долга вызывает чувство вины. Вина возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он является причиной чужих страданий и нарушения долга. Источником вины является либо совершение безнравственного поступка, либо неисполнение должного. Избавлением от чувства вины является прощение. В нравственной жизни прощение имеет важное значение и понимается как:
освобождение от обиды и ненависти;
признание права другого на ошибку.
В профессиональной этике (особенно в этике бизнеса и деловых отношений) прощение есть восстановление доверия, без которого невозможна продуктивная совместная деятельность.
4. Толерантность как основа межличностных отношений. Слово «толерантность имеет различные значения. Первоначально этот термин употреблялся в медицине и обозначал способность организма без осложнений реагировать на действие определенного препарата. В этике толерантность (терпимость) есть стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от большинства людей или не придерживаются общепринятых мнений. Эти отличия могут быть связаны с расовой принадлежностью, физическим обликом, индивидуальными особенностями, культурой, стилем мышления, поведением и др. факторами. Толерантность проявляется в принятии другого таким, каков он есть, в уважении его точки зрения, традиций, обычаев, веры, и др. Быть толерантным – это значит признавать права других на отличие и принимать их такими, как они есть, не испытывая раздражения, обиды, неприязни, или унижения собственного достоинства.
В профессиональной этике толерантность также является основой межличностных отношений в профессиональных сообществах. Прежде всего это связано с уважением достоинства каждого человека (коллеги, сотрудника) как члена коллектива и признанием его права на собственное мнение, собственную позицию. Это способность поставить себя на место другого и понять, что каждый имеет право на ошибку
Лекция № 5. Роль профессии в жизни человека и общества
1. Понятие профессии. Профессиональная стратификация в обществе.
2. Типология профессий.
3. Понятие и сущность профессионализма.
Социологическая теория социальной стратификации рассматривает общество как систему иерархически расположенных социальных слоев (страт). В основе стратификации современные социологи выделяют четыре критерия: доход, уровень образования, профессиональный престиж и доступ к власти. Исторически в основе расслоения общества лежал процесс разделения труда и распределения людей по профессиям. Поэтому профессиональная принадлежность выступает как важнейший критерий социальной стратификации.
3. Понятие и сущность профессионализма. Профессионализм (англ. professionalism)—совокупность достигнутых человеком теоретических знаний, практического опыта и профессиональных знаний в определяемой разделением труда сфере человеческой деятельности (А.С. Капто). Профессионал – человек, сделавший какое-либо занятие своей постоянной профессией (т.е. специалист своего дела).
Понятие профессионализма предполагает наличие системы профессиональных ценностей, которые регулируют отношения внутри профессиональной группы, а также поддерживают и защищают общепризнанные социальные ценности. Профессиональные нравственные ценности и принципы выражает кодекс профессиональной этики, который включает в себя 3 основные группы норм, утверждающих ответственность: профессии перед обществом; представителей профессии перед потребителями продукта или услуг; специалиста перед своей профессией.
Профессиональный кодекс выполняет следующие функции:
а) охраняет репутацию профессии;
б) способствует компетентной и добросовестной работе профессионалов;
в) обеспечивает соблюдение профессиональных прав представителей данной профессии.
Следует помнить о том, что профессионала характеризует не только владение знаниями, умениями и практическими навыками, необходимыми для выполнения определенной работы, но и нравственное отношение к своему труду (к процессу и к результатам труда).
Что такое мораль? Мораль (нравственность) – это принятые в обществе нормы поведения. Мораль (нравственность) (лат. Moralis) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; форма общественного сознания. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации, цели и мотивы поступков, проводя границу между добром и злом, милосердием и жестокостью и т. д. Нет морали индивида, есть понимание морали индивидом.
В этике выделяют два крупных направления: 1) этика неразрывна связана с религией (идеализм) 2) этика носит самостоятельный автономный характер
Особенности морального сознания:
Мораль заключает в себе все общечеловеческие ценности
Моральный закон всегда выше формального юридического права.
Мораль зародилась как отношение общества и личности. Мораль регулятор межличностных отношений и поведения человека в социуме. Важная черта нравственного отношение – это сочетание личного и коллективного интереса.
С появлением религиозного сознания у морали появились новые ориентиры – это чувство религиозной общности, совести, сострадания.
С развитием экономики и промышленности в приоритетах стали такие моральные качества как честность, бережливость, трудолюбие, долг, справедливость.
В ХХ веке появляются концепции морального сознания. Мораль отходит от принуждения, утверждается ценность Личности, уважение человеческого достоинства. Главным принципом стал гуманизм, человеколюбие.
Сейчас мы живет в эпоху пересмотра базовых нравственных ценностей. Вот почему некоторые понятия деформированы.
Важно отметить, что прогресс истории, науки, искусства, не есть прогресс нравственности. Они могут не совпадать. Прогресс морали заключается в том, что она: 1. охватывает всё большие сферы человеческой жизни; 2. декларируется принцип гуманизма как основной; 3. Нравственные ценности приобретают общенациональные черты (всеобщность законов морали).
А можно ли научиться Быть нравственным? Еще Конфуций и Сократ считали, что высокообразованный человек – это моральный человек. Важно захотеть быть Человеком, т. е. быть нравственным, ибо человечность и есть главная основа морали. Важен нравственный мотив действий человека.
Моральное сознание включает в себя два уровня: рациональный и эмоциональный.
Рациональный уровень морального сознания включает в себя знание принципов, норм и категорий морали; понимание их сущности и необходимости применения; и принятие, т. е. согласие с ними. Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение и т. д. Этот уровень включает в себя чувства, эмоции, переживания, настроения личности.
Исходя из этого, формируются функции морали:
1. Регулятивная функция (главная): мораль – это форма регуляции поведения и жизни человека. Средства регулирования: нормы, идеалы, принципы, традиции, обычаи, заповеди, общественное мнение, ценности, авторитеты и др.
2. Оценочная функция. Предметом оценки с точки зрения нравственных норм и моральных понятий являются поступки людей, их намерения, мотивы, личные качества, действующее право, политика государства и многое другое. Человек постоянно оценивает всё, что входит в поле его жизни.
4. Воспитательная функция морали определяется участием в созидании человека как личности.
5. Познавательная функция может рассматриваться с позиции ценностных ориентаций, т. е. важно не само знание моральных принципов, а их значимость для индивида.
6. Гуманизирующая – формирующая лучшие человеческие качества, формирующая Личность в целом.
Основные моральные качества делят на группы:
– идейно – политические качества (гражданственность, патриотизм, героизм, мужество и др. );
– качества, характеризующие положительное или отрицательное отношение личности к общественному благу как высшей цели (солидарность, чувство долга, справедливость и др. );
– гуманистические качества, т. е. качества, характеризующие положительное или отрицательное отношение к личности как к высшей ценности (любовь, уважение, милосердие, достоинство и др. );
– морально – прагматические качества (чувство хозяина и др ).
Личность созидается в моральном поступке, т. е. важно не просто знать моральные принципы, но и поступать согласно им.
И здесь большую роль играет гуманитарная составляющая образования и воспитания, гуманизация образования в целом.
Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование целостной Личности.
Этика и мораль: соотношение понятий
Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып. 4 – М.: ИФ РАН, 2003
Этика и мораль: соотношение понятий
В чем различие между этикой и моралью?
Главная трудность, с которой сопряжены те или иные квалификации этики по признаку доминирования в ней либо морально-ценностного, либо познавательного компонента, состоит в том, что вся классическая этика, будучи так или иначе ценностно-ориентированной, вместе с тем никогда не сводилась к одним только ценностным декларациям и их защите, а непременно содержала в себе еще и когнитивную составляющую, т.е. определенное знание или представление о мире, Боге и человеке. Так не является ли наличие этой составляющей показателем того, что этика фактически обладает указанным выше двойным статусом, т.е. способна гармонично совмещать в себе некоторую моральную (ценностную) позицию с теоретическим объяснением феномена морали?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо выяснить, какое место в этике занимает знание о мире и конкретных его реалиях (включая мораль как один из феноменов человеческого бытия). Как правило, в моральной философии познавательные процедуры и получаемые в их результате знания (представления, мнения и пр.) подчинены главной задаче – утверждению определенной ценностной позиции; иными словами, они прямо или опосредствованно используются для формулирования, уточнения, упорядочения и подкрепления определенных целей, норм, идеалов, оценок, императивов и т.д. Мы не будем затрагивать здесь вопрос о конкретных способах и механизмах указанного использования знаний, о совершаемых при этом логических ошибках (на которые впервые обратил внимание Д.Юм); это – особая тема, имеющая богатую библиографию (главным образом – в аналитической философии XX века). В данном случае речь идет о том, что факт присутствия в этике познавательного компонента сам по себе еще не является достаточным основанием для отнесения ее к сфере познания (философского или научного), поскольку знание о мире и человеке в составе этики нередко выполняет лишь подсобную роль, т.е. служит посылкой для ценностных выводов. Другое дело, если полученное знание не вплетено в структуру ценностных рассуждений и не содержит ни в явном, ни в скрытом виде оценок или императивов. Элементы такого рода знания, выстраивающего объективный образ реальности (или, во всяком случае, претендующего на объективную истинность), могут быть без труда обнаружены практически в любом более или менее крупном этическом учении; это, например, описание обычаев и нравов разных народов, попытки объяснить происхождение морали, ее общественные функции и т.д.
позднем понимании этого слова) и иными ценностями были размытыми и легко нарушаемыми. Поэтому ценностный спектр этических учений всегда был (и остается поныне) гораздо более богатым и разнообразным, нежели действительные расхождения философов в их моральных позициях (особенно если иметь в виду расхождения не в конкретных моральных оценках и нормах, а в трактовке общих принципов морали).
[2] См.: Ефимов В.Т. Этика и моралеведение // Вопросы философии. 1982. № 2.
[3] См.: Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001.
[4] См.: Ethics /morality distinction // International Encyclopedia of Ethics / Ed. John K. Roth. L.–Chicago, 1995. P. 283.
[5] См.: Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.
Оглавление
- 1. Основные понятия этики
- 2. Этика и мораль как предмет этики
- 3. Теория гедонизма как части этики
- 4. Этические ценности
- 5. Этика софистов
- 6. Этическое учение Сократа
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Этика и мораль как предмет этики
Что такое мораль (нравственность)?
Различные философские школы и мыслители давали на этот вопрос самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена. Рассуждения о морали или нравственности оказываются разными образами самой морали совсем не случайно.
Мораль, нравственность — гораздо больше, чем сумма фактов, которая подлежит исследованию. Она выступает и как задача, требующая своего решения, а также и теоретического размышления. Мораль — это не просто то, что есть. Она, скорее всего, то, что должно быть.
Поэтому соотношение этики и морали нельзя ограничить ее отражением и объяснением. Этика, таким образом, должна предложить свою модель нравственности.
Существуют некоторые самые общие характеристики морали, которые на сегодняшний день широко представлены в этике и очень прочно закрепились в культуре.
Эти определения в большей мере соответствуют общепризнанным взглядам на мораль.
Таким образом, общий анализ морали обычно сводят к двум категориям: моральное (нравственное) измерение личности и моральное измерение общества.
Моральное (нравственное) измерение личности
Нравственность уже с греческой античности понимали как меру возвышения человека над самим собой, показателем того, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах виновности и ответственности.
Таким образом, вопрос о господстве человека над самим собой является в большей степени вопросом о господстве разума над страстями. Мораль, как показывает этимология слова, связана с характером человека, его темпераментом. Она является качественной характеристикой его души. Если человека называют душевным, то имеют ввиду, что он отзывчивый к людям, добрый. Когда же, наоборот, о ком—то говорят, что он бездушный, то подразумевают, что он злой и жестокий. Значение морали как качественной определенности человеческой души обосновал Аристотель.
Мораль можно рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противостоять чувственной распущенности. У всех народов и во все времена мораль понимали как сдержанность в отношении, эгоистических страстей. В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетельствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также умеет управлять ими.
Читайте также: