Монреальская декларация по туризму кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Международные туристские организации

Одной из ключевых задач государственной политики в области туризма является разработка современного всеобъемлющего законодательства, интегрированного в правовое поле международного туризма. Важнейшая роль в достижении этой цели принадлежит туристским организациям ( объединениям ) .

Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило появление специализированных туристских организаций : ВТО, IATA , ICAO , PATA и др. Всего в мире насчитывается свыше 200 международных туристских организаций.

Туристские организации направляют свои усилия на создание международных правовых регламентов, изучение насущных проблем туризма, разработку важных рекомендаций по устойчивому развитию туризма. Деятельность международных организаций вносит огромный вклад в развитие туризма. Международные туристские организации представляют государственные интересы стран мира и содействуют развитию мирового туризма. Опираясь на их деятельность, страны, регионы, области создают свои туристские организации для развития и продвижения туризма.

Вступление России во Всемирную торговую организацию предполагает полную интеграцию российского законодательства в общеевропейское и международное право. Без участия туристских организаций решение этой проблемы было бы весьма проблематичным. Рассмотрим деятельность некоторых международных организаций .

Организация Объединенных Наций (ООН) – ведущая организация, осуществляющая правовое регулирование международного туризма .Главной задачей ООН является поддержание и укрепление международного мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами.

5 декабря 1969 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по созданию специализированной международной организации по туризму .

Всемирная туристская организация (ВТО) – самая известная и признанная в мире туристская организация – была основана 2 января 1975 г. путем преобразования неправительственного Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) в межправительственную организацию, действующую под патронажем ООН.

ВТО – крупнейшая межправительственная организация, объединяющая 143 государства, 350 присоединившихся (аффилированных) членов (туристских фирм, авиакомпаний, гостиничных цепей, общественных организаций, образовательных учреждений) .

Россия была принята в состав Исполсовета ВТО только в 2001 г., и уже в 2002 г. её избрали председателем этого органа на 2003 г.

На 71 сессии Исполсовета ВТО решался организационный вопрос о преобразовании ВТО в специализированное учреждение ООН. Была создана рабочая группа по внесению изменений и дополнений в Устав ВТО. На 72 сессии ВТО ( 24.10.2003 ), впервые в практике этой организации, Россия единогласно была вновь избрана Председателем Исполнительного совета ВТО на 2004 г.

В этом проявилось признание нашей страны в качестве активного участника мирового туристского рынка. Для России это избрание мощная реклама, повышение инвестиционной привлекательности. Статус России в ВТО необычайно высок, её мнение стало авторитетным, позиция по ряду вопросов решающей.

Международные документы, разработанные ВТО, служат основой национального туристского законодательства, обеспечивая его гармонизацию с международным правом.

Полноправным членом ВТО (с 1997 г.) является Российский Союз Туристской Индустрии – РСТ. Главная цель Союза – создание в России цивилизованного туристского рынка, поддержка развития туризма в России и субъектах Федерации, участие в работе законодательных и исполнительных органов власти, повышение вклада туристской индустрии в развитие экономики, создание новых рабочих мест.

Задачи Международной ассоциации воздушного транспорта и Международной организации гражданской авиации – развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам.

Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация вырабатывает законодательные акты для развития туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Международная Ассоциация Франчайзных организаций (МАФО) координирует взаимодействие во франчайзинге, разрабатывает рекомендации, унифицирует понятия. Разработанные МАФО документы вносят определенный порядок во взаимодействие участников туристского рынка.

Международная организация туристской прессы (МФТП) разрабатывает рекомендации, осуществляет мониторинг развития туризма, рекламной деятельности, проводит конкурсы, присуждает премии.

Международная ассоциация гостиничного и ресторанного бизнеса проводит ежегодные конгрессы, организует встречи, определяет цели и задачи на перспективу. Рекомендации ассоциации координируют гостиничную и ресторанную деятельность, составляют основу стратегического планирования. Активным членом организации является Российская гостиничная ассоциация.

Европейское сообщество (ЕС) – союз 25 стран Европы, объединившихся для дальнейшего продвижения вперед и действующих по единым законам и стандартам.

Всемирная ассоциация в поддержку образования и подготовки кадров в сфере туризма и гостиничного бизнеса рассматривает проблемы профессиональной подготовки кадров. Рекомендации организации были учтены Министерством труда и социального развития, которое утвердило в 1999г. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к специалистам предприятий туристской индустрии. На основе принятых профстандартов разработаны новые стандарты для сферы туристского образования (ГОСы) .

Ассоциация европейских школ гостиничного бизнеса разрабатывает рекомендации по развитию индустрии гостеприимства.

Европейская комиссия по туризму рекламирует Европу на мировом туристском рынке.

Национальные туристские администрации (НТА) – специализированные правительственные организации (министерства) развитых стран, которые успешно:

формируют и разрабатывают туристский продукт;

продвигают туристский продукт на туристский рынок;

решают многие локальные задачи;

изучают потенциальную аудиторию (незанятый сегмент рынка).

В России пока такой специализированной туристской администрации (НТА) нет, что отрицательно сказывается на развитии туризма.

Обмен туристской информацией, изучение статистики по международному туризму, прогнозирование развития туризма, стратегический маркетинг, поддержание экономической стабильности, развитие индустрии гостеприимства и многое другое составляют основное содержание деятельности туристских организаций. Документы, создаваемые международными туристскими организациями, имеют огромное значение для развития международного туризма. Они обеспечивают гармонизацию международного и национального законодательств, унифицируют нормы международного права, формируют четкое взаимодействие всех участников туристского рынка и создают основу для национального туристского права.

К числу наиболее влиятельных относятся следующие документы :

* Общая резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям (1963 г.) ;

* Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.);

* Международные гостиничные правила, одобренные Советом Международной гостиничной ассоциации (МГА) в 1981 г.;

* Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г);

* Кодекс отношений между гостиницами и туристскими агентствами, принятый Всемирной федерацией ассоциаций туристских агентств (УФТАА) и МГА (1991 г.);

* Соглашение и Стандартный контракт между отелем и перевозчиком, принятые МГА и Международным союзом участников дорожного транспорта (1994г.);

*Типовой контракт, подлежащий подписанию туристским агентством и клиентом согласно Директиве Европейского экономического союза (ЕЭС), принятой в 1995 г.;

* Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (1996 г.);

* Манильская декларация по социальному взаимодействию туризма, принятая Всемирным совещанием руководителей сферы туризма (1997 г.);

* Соглашение об единых условиях для периодических техосмотров, принятое Ассоциацией международных автоперевозчиков, объединяющей автоперевозчиков пассажиров и грузов (АСМАП) в 2003г.

Этот перечень можно продолжать ещё очень долго, но теперь самое время рассмотреть, как же работают международные правовые акты в сфере туризма.


Оказание туристских услуг
это предпринимательская деятельность.

Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством.

Обязательственные отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско-правовых договоров.

Большинство норм Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации регулируют отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских услуг.

Следовательно, гражданско-правовая сущность этих норм бесспорна.

Гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации.

равно как и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и другие положения, определяющие правовые рамки предпринимательской деятельности.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма, можно разделить на две группы.

Первая группа акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии (общие акты):
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 О защите прав потребителей;
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.

Вторая группа - акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность (специальные акты):
- Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации;
- Указ Президента РФ от 18 ноября 2004 г. N 1453 О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту;
- постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта;
- постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации;
- постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации;
- Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142;
- Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утв. приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310, и др.
В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), лежащих в основе сертификации туристских услуг:
- ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения;
- ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;
- ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования и др.

ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования, введенный в действие с 1 июля 2001 г., восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, отсутствующие в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: экскурсант, экскурсионная услуга, туристская услуга, маршрут путешествия, направляющая сторона, принимающая сторона, договор с туристом, аннуляция и др., дана классификация туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные, религиозные, с другими целями). Стандарт определил условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны - иностранной туристской организации и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом, для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента), определил требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента), оказывавшего туристские услуги.

Путешествия, связанные с пересечением туристами государственной границы, предусматривают осуществление туристских формальностей, т.е. проверку соблюдения туристами и туристскими организациями условий и правил, установленных государственными органами стран выезда и въезда. Туристские формальности - это паспортные, визовые, таможенные, медицинские, валютные правила, страхование туристов.

Все виды туристских формальностей регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основные из них: Таможенный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ, глава 48 Страхование; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 О Государственной границе Российской Федерации; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле; Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. N 371 О совершенствовании порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации; Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. N 488 О мерах по обеспечению прав граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации.

Действует ряд иных законодательных актов, а также актов федеральных органов исполнительной власти, детально регламентирующих осуществление каждого вида туристских формальностей, следовать которым обязаны и туристы, и туристские организации как производители и продавцы турпродукта.
Объектом межгосударственного регулирования становится туристская деятельность, осуществляемая в странах СНГ. В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ.

Основными актами о сотрудничестве государств - участников СНГ в области туризма являются:
- Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. О сотрудничестве в области туризма;
- рекомендательный законодательный акт от 29 октября 1994 г. Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма;
- Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. Развитие туристских связей между государствами - участниками СНГ и др.

Следуя рекомендациям и развивая положения указанных актов, Правительство РФ заключило соглашения о сотрудничестве в области туризма с рядом правительств государств - участников СНГ.

Повышению значимости туризма способствуют также программы и инициативы Всемирной туристской организации (ВТО), образованной в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН как международная межправительственная организация в области туризма. При активном участии ВТО, а также других международных организаций и обществ были проведены крупные международные мероприятия в сфере туризма и приняты акты, оказывающие существенное влияние на развитие туризма во всех странах мира.

1. Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму (Манила, Филиппины, 1980 г.). В ней определена сущность туризма во всех его аспектах и та роль, которую он призван играть в изменяющемся мире. Конференция провозгласила 27 сентября Всемирным днем туризма.

2. Документ Акапулько, принятый Всемирным совещанием по туризму (Акапулько, Мексика, 1982 г.), определил: государственные меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма.

3. Хартия туризма и Кодекс туризма, одобренные 6-й сессией Генеральной ассамблеи ВТО (София, Болгария, 1985 г.). В этих международных документах отражена взаимосвязь права на отдых и социального прогресса.

4. Гаагская декларация по туризму, принятая Межпарламентской конференцией по туризму (Гаага, Нидерланды, 1989 г.). Декларация провозгласила десять принципов, являющихся инструментом международного сотрудничества в сфере туризма, средством сближения между народами.

5. Директива Совета Европейского экономического сообщества О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все (Люксембург, 1990 г.) установила: сделать более схожими между собой законодательные акты и административные распоряжения стран - членов общего рынка, касающиеся путешествий и отпусков.

6. Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.). В ней показана роль туризма как крупнейшего мирового производителя услуг и основного источника занятости при условии дальнейшего совершенствования профессионального образования работников сферы туризма и проведения исследований в этой области.

7. Заявление ВТО в области предотвращения организованного *-туризма (Мадрид, Испания, и Сент-Винсент, Балле-д'Аоста, Италия, 1995 г.), в котором отмечается, что *-туризм принимает различные формы, приводит к серьезным последствиям в медицинской и социальной сфере, наносит ущерб облику туристских центров. Правительствам стран, направляющих и принимающих туристов, предложено мобилизовать свои туристские администрации для принятия мер против организованного *-туризма, для защиты детей от * эксплуатации в туризме.

8. Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль, Канада, 1996 г.), определила, что главной целью социального туризма является обеспечение доступности туристского отдыха для всех социальных слоев. Декларация установила критерии для определения социального туризма.

9. Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО (Сантьяго, Чили, 1999 г.), установил принципы деятельности в сфере туризма для органов государственной власти, туристских направлений, туроператоров, турагентов, туристов.

10. Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид, Испания, 2000 г.). Были отмечены недостаточная проработка правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствие единых туристских терминов и понятий, единых требований при сборе статистических данных, разные подходы к организации подготовки туристских кадров.

По материалам книги О.В. Кузнецовой Настольная книга туриста. Новое в законодательстве о туризме: порядок оформления документов, защита прав туриста, таможенные правила. Практическое пособие.

Важное значение для эффективного правового регулирования туризма имеет международный правовой опыт. При этом международное правовое регулирование связано не только с международным туризмом; оно оказывает существенное влияние на национальное законодательство в данной области.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

Важное значение для эффективного правового регулирования туризма имеет международный правовой опыт. При этом международное правовое регулирование связано не только с международным туризмом; оно оказывает существенное влияние на национальное законодательство в данной области.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Можно выделить две основные группы международных правовых актов в сфере туризма: акты, затрагивающие интересы стран СНГ; акты, затрагивающие интересы иных иностранных государств. Прежде чем перейти к анализу международных правовых актов в сфере туризма, охарактеризуем роль и место Всемирной туристской организации (ВТО) в международном правовом регулировании туризма. ВТО является специализированной организацией в системе ООН, созданной в 1975 г., и играет решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Выполняя эту миссию, ВТО уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма.

Всемирная туристская организация имеет следующую структуру:

- Генеральная ассамблея - высший орган;

- Исполнительный совет - руководящий орган;


Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования.
За время деятельности международных организаций был принят ряд важнейших документов по вопросам туризма; основные из них:

- Манильская декларация по мировому туризму;

- Гаагская декларация по туризму;

- Глобальный этический кодекс туризма;

- Осакская декларация по туризму;

- Осакская декларация тысячелетия. [7]

1. Манильская декларация по мировому туризму была принята всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) в 1980 г. Декларация определила место туризма в современном обществе. В частности, туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и международных отношений. В данном акте подчеркивается неразрывная связь между туризмом и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. Учитывая широкое распространение этих прав как прямого следствия права на труд, правительства и общество должны переосмыслить понятие туризма и предоставлять гражданам реальные возможности доступа к туризму. В декларации рассматривается экономическая составляющая туризма. Он признается одной из основных отраслей мировой экономической деятельности. Развитие внутреннего туризма положительно сказывается на внутренней экономике страны, поскольку балансирует ее, что должно способствовать деятельности государств по поощрению соответствующих капиталовложений.
Однако участники конференции отметили, что туризм нельзя оценивать только с экономической точки зрения. Важное значение в сфере туризма имеют чувство принадлежности к какой-либо культуре и народу, солидарность с соотечественниками, возможность гражданина реализовать свое право на отпуск, ознакомиться с тем, что его окружает, укрепить национальное сознание.

Декларация устанавливает приоритет духовных ценностей в туристической сфере, к которым относятся:

1) полное и гармоничное развитие человеческой личности;

2) постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;
3) равные права народов в определении своей судьбы;
4) освобождение человека (как право на уважение его достоинства и индивидуальности);
5) признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.

Особое внимание уделяется социальному туризму, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и инвалидов.

В указанной декларации отмечено, что туризм имеет влияние на сферу занятости в государствах, поскольку способствует созданию новых рабочих мест. В документе также отмечается международное значение туризма как фактора, содействующему взаимопониманию между народами.[6]

2. Гаагская декларация по туризму принята Межпарламентской конференцией по туризму, проведенной в Гааге (Нидерланды) в 1989 г. Содержание декларации сводится к закреплению 10 основных принципов, которые необходимо соблюдать всем участникам отношений в сфере туризма. В каждом принципе закрепляются основополагающий тезис и рекомендации по его реализации:

Первый принцип содержит определение туризма, под которым понимаются не только все свободные перемещения людей, но и сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Здесь же определяется значение туризма для жизни человека и общества.

Третий принцип закрепляет необходимость охраны окружающей природной среды и иных туристских ресурсов.

Четвертый принцип содержит определение иностранного туриста.
Пятый принцип говорит о возможности разумного ограничения прав человека на отдых и свободное время только в случаях, предусмотренных законом.
Шестой принцип посвящен вопросам упрощения туристских формальностей.
Седьмой и восьмой принципы затрагивают взаимосвязанные проблемы безопасности в туризме и угрозы терроризма.

Девятый принцип определяет, что качество туристских услуг зависит от уровня образования не только специалистов в сфере туризма, но и общества в целом.
Десятый принцип закрепляет основные составляющие взаимодействия между туризмом и публичными властями, которые выражаются в особом внимании, необходимом сфере туризма со стороны государства, наделении туристских администраций расширенными полномочиями, а также в проведении адекватной национальной политики и международного сотрудничества. [2]

3. Глобальный этический кодекс туризма принят в Сантьяго (Чили) в 1999 г. на 13 сессии Генеральной ассамблеи ВТО. В кодексе освещаются следующие вопросы в сфере туризма: вклад туризма во взаимопонимание и взаимоуважение людей и сообществ; обязанности профессионалов туристического бизнеса; право на туризм; свобода туристских перемещений; права работников и предпринимателей в туриндустрии.
Туризм рассматривается как двигатель индивидуальной и коллективной самореализации; фактор устойчивого развития; пользователь и творец культурного наследия; полезная активность для принимающих стран и сообществ. [3]

4. Хартия туризма одобрена в 1985 г. на 6 сессии Генеральной ассамблеи ВТО. Фактически документ содержит рекомендации по деятельности нескольких субъектов туристической сферы: государства, представителей местного населения туристских районов, работников в сфере туризма и самих туристов. Рекомендации для последних содержатся в специальном разделе (Кодекс туриста). Поскольку право на отдых признается во всем мире, государствам следует разрабатывать и проводить политику внутреннего и международного туризма, включающую в себя:

- развитие туризма на различных уровнях - местном, региональном, национальном и международном;

- обеспечение доступности туризма;

- защиту туристской среды;

- содействие росту туристского сознания и контактам местного населения с посетителями;
- обеспечение свободы передвижения, отсутствия какой-либо дискриминации и безопасности туристов;

- создание условий для беспрепятственного доступа туристов к службам здравоохранения, административным и юридическим службам;

- принятие мер по противодействию использования туризма для эксплуатации других в целях проституции и распространения наркотиков.

5. Кодекс туриста закрепляет основные права и обязанности туристов. Туристы должны способствовать взаимопониманию между народами; проявлять уважение к укладу жизни и законодательству стран пребывания; с пониманием относиться к обычаям, верованиям и поступкам местного населения; воздерживаться от подчеркивания различий, существующих между ними и местным населением; быть восприимчивыми к культуре местного населения; препятствовать эксплуатации кого-либо в целях проституции и распространению наркотиков. Туристы имеют право на: смягчение административного и финансового контроля; возможно лучшие условия на транспорте; свободный доступ к районам туристского интереса; надлежащую информацию об условиях путешествия; личную безопасность и безопасность своего имущества; возможность пользоваться средствами общественной гигиены и предоставления информации по предупреждению распространения инфекционных заболеваний; доступ к средствам связи и административным и юридическим процедурам; возможность исповедания своей религии; обращение в законодательные органы и общественные организации для наилучшего осуществления права на отдых.[3]

6. Осакская декларация по туризму принята в 1994 г. Всемирной конференцией министров по туризму в Осаке (Япония). Декларация посвящена росту и значению международного туризма, развитию индустрии туризма, воздействию международного туризма на общество и окружающую среду, соотношению международного туризма и мира на земле, а также роли правительств и международных организаций в сфере туризма. [3]
7. Осакская декларация тысячелетия принята в 2001 г. на Конференции лидеров туризма тысячелетия, которая прошла в Осаке (Япония). В данном документе констатируются достижения сферы туризма к началу XXI в., а также поднимаются проблемы развития рынка международного туризма, сохранения культурного наследия на основе туризма, внедрения в туристическую сферу современных информационных технологий.

Существует ряд документов, посвященных отдельным аспектам туризма, например:

- Заявление ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма (Мадрид (Испания) и Сент Винсент, Балле-д’Аоста (Италия), 1995 г.);
- Документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд (Швеция), 1995 г.);
- Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль (Канада), 1996 г.), посвященная вопросам социального туризма;
- Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид (Испания), 2000 г.).

- стремятся к упрощению формальностей, связанных с туристским обменом между Российской Федерацией и Республикой Болгарией;
- содействуют как организованному групповому, так и индивидуальному туризму, а также обмену специализированными туристскими группами, в том числе с целью посещения симпозиумов и конгрессов по вопросам туризма;
- поддерживают обмен между государственными органами управления туризмом статистической и другой информацией в области туризма, включая информацию о законодательных и иных нормативных актах государств, регулирующих туристскую деятельность, а также об опыте управления гостиницами и иными средствами размещения туристов;
- содействуют участию российских и болгарских туристских организаций в международных туристских выставках, проводимых при поддержке своих государственных органов управления туризмом, и т.д.

В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ. Основными актами о сотрудничестве государств - участников СНГ в области туризма являются:

в) отсутствует единообразно понимаемое определение некоторых понятий и явлений, используемых в сфере международного туризма, или наблюдается их не совсем обоснованное применение в принятых документах и соглашениях СНГ.

Среди причин, которые затрудняют процесс образования единого туристского пространства, автор также называет нестабильность политической ситуации, различный уровень развития экономик стран - участниц СНГ, невыполнение интеграционных соглашений и др.[6]

8. Развитие международного туристического права и проблемы его осуществления.

Глава 11 социальный туризм: Организация международного туризма, В.С.СЕНИН, 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Рассматриваются организация индустрии туризма и гостиничного хозяйства, рынок туристских услуг, государственное регулирование туристской деятельности, виды туризма (религиозный, экологический, клубный отдых).

Глава 11 социальный туризм

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70\% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.

При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

· Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

· Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.

· Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.

· Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.

· Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.

· Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.

Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:

· проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;

· отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;

· информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;

· растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;

· формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.

Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии Швейцарская касса путешествий.

Категории лиц, имеющих предпочтительное право на льготы социального туризма, приведены в табл. 11.1.

Принята
Генеральной ассамблеей
Международного бюро
социального туризма
12 сентября 1996 года

К гуманному и социальному видению туризма

Что означает социальный туризм сегодня? Как понимают свою роль основные участники процесса социального туризма? Каковы их убеждения и устремления?

Каковы в сегодняшнем мире проблемы и перспективы, ожидающие нас на пороге третьего тысячелетия?

25 лет назад в Венской хартии - документе, имеющем актуальное значение и сегодня, БИТС раскрыл социальные, культурные, политические и экономические аспекты туризма.

Что же будет означать социальный туризм в предстоящие годы? Ответ на этот ключевой вопрос и должна дать Монреальская декларация.

1. Социальный туризм - высокий идеал перед лицом дискриминации и проблем интеграции

Сегодня в мире, в котором научный, информационный и технологический прогресс сопровождается сокращением рабочих мест, в то время как открываются беспрецедентные возможности в социально-культурной области, формируются крупномасштабные экономические союзы, действующие в соответствии со своей собственной логикой свободного рынка, когда в некоторых странах наблюдается быстрый рост, открывающий возможности для внутреннего туризма, а некоторые страны и даже целые континенты повержены в ужасающую нищету, - в этом мире туризм растет стремительными темпами.

Мы являемся свидетелями поразительного увеличения объемов путешествий с деловыми целями и на отдых, открытия границ, диверсификации туристских направлений, новых средств коммуникации и транспорта.

Одновременно с глобальным процессом размывания границ между рабочим временем и временем для отдыха и путешествий мы наблюдаем в некоторых странах недопустимые формы эксплуатации местного населения, как, например, детская проституция.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что все люди имеют право на отдых, свободное время, ограничение часов работы и оплачиваемый отпуск.

Учитывая, что это право признано далеко не везде, необходимо неустанно бороться за использование отдыха и туризма для удовлетворения человеческих потребностей на основе, уже заложенной социальным туризмом, главной целью которого всегда было обеспечение возможностей для всех путешествовать и отдыхать.

Все инициативы по развитию туризма должны быть нацелены на полную реализацию потенциала каждого человека, как личности, так и гражданина.

2. Социальный туризм - преимущества в ближайшем будущем

Социальный туризм - "дизайнер общества"

Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц, обязательно означает участие в борьбе против неравенства и против исключения лиц с иной культурой, с ограниченными средствами или возможностями или живущих в развивающихся странах.

С этой целью следует разработать и осуществить конкретные меры: определить социальную туристскую политику, создать надлежащую инфраструктуру, обеспечить систему поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовить кадры и информационную работу и т.д. Скромные инициативы, являющиеся элементом общей стратегии, могут зачастую быть более эффективными "дизайнерами общества", чем крупномасштабные проекты.

Отпуска и путешествия могут предоставить наиболее удачные возможности для повышения культурного уровня благодаря открытию новых мест, культур и цивилизаций; благодаря физическим, художественным, спортивным и рекреационным видам деятельности; благодаря знакомству с людьми других поколений и иного образования; благодаря другим занятиям туристов.

Организаторы социального туризма желают внести свой вклад в совершенствование человеческих отношений благодаря их профессиональной подготовке и культурно-развлекательной деятельности. Социальный туризм является средством социального единения.

Социальный туризм - двигатель экономического развития

Сотни миллионов людей путешествуют и принимаются в мире благодаря социальному туризму, который охватывает все социальные слои и возрастные группы.

Социальный туризм процветает в экономической среде, для которой характерны солидарность и продуманная социальная политика. В свою очередь, социальный туризм во все большей степени предлагает благоприятные экономические возможности.

Туризм для всех является ключом к экономическому процветанию. Благодаря ему генерируется постоянный поток людей и инвестиций, что способствует региональному развитию, формирует национальное и международное богатство, а также стимулирует перенос ресурсов из более богатых в более бедные страны.

Туризм должен приносить выгоды всему обществу. Его выгоды должны содействовать социально-экономическому развитию регионов и граждан в целом. Туристский сектор должен одновременно обеспечивать занятость и гарантировать основные права всех трудящихся.

Все основные участники процесса развития туризма испытывают одинаковые экономические сложности. Все они - предприниматели, директора объектов, туроператоры и гиды, преподаватели и массовики-затейники являются субъектами экономической деятельности, на которых распространяются одинаковые условия конкуренции, профессионального уровня и стандартов.

Решение задач социального развития немыслимо без прекрасного менеджмента и совершенствования результатов.

Социальный туризм - участие в управлении эемлепользованием

Задолго до того, как международные организации взяли на вооружение концепцию устойчивого развития, ее принял социальный туризм, выразив ее в следующих целях:

гармоничное объединение развития туризма с охраной окружающей среды и уважением характера местных сообществ;

передача новых ресурсов в отсталые регионы;

содействие развитию, при котором ресурсы не исчерпываются;

обеспечение местных выгод экономического, социального и культурного характера.

В то время как в общемировом масштабе туризм является одним из двигателей регионального развития, он никогда не должен приводить к неконтролируемому вторжению в какой-либо регион, к эксплуатации местного населения или к разрушению его культуры.

Туризм может и должен стать перспективным направлением для многих неустойчивых экономик. Защита окружающей среды должна устоять перед давлением со стороны организации или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением.

Социальный туризм в виде предпринимателя и менеджера проектов развития туризма играет ключевую роль в работе с туристами, он призван повышать их информированность и сознательность, а также прививать уважение к окружающей среде и местному населению.

Социальный туризм - партнер в глобальных программах развития

На Стокгольмской конференции по народонаселению и окружающей среде, в программах ООН и на Рио-де-Жанейрской встрече на высшем уровне "Планета Земля", а также на других форумах были определены обязательства сегодняшних поколений, связанные с установлением пределов роста.

Туризм, когда он контролируется и когда при его развитии проявляется уважение к окружающей среде и местным сообществам, представляет собой надежду для многих развивающихся регионов. По этой причине теперешние и будущие организаторы социального туризма занимают и будут занимать благоприятные позиции для разработки проектов развития, создания юридических и финансовых структур, а также для обеспечения программ менеджмента, профподготовки и культурно-развлекательной работы в рамках всех туристских проектов, являющихся элементами глобальных программ развития.

Во всем мире все большее значение принимают новые формы сотрудничества и партнерства, так как для развития туризма необходимо заручиться поддержкой различных местных органов власти, общественных организаций, профсоюзов, финансовых учреждений; семейных, молодежных, культурных, спортивных и экологических движений, а также специалистов туристской индустрии, включая организаторов социального туризма, работающих на общественное благо.

3. Критерии для определения социального туризма

К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация, компания и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью максимального получения прибыли.

Слово "социальный" подразумевает повышенное чувство солидарности и братства и может являться источником надежды тем многим людям в мире, у которых до сих пор отсутствует время для отдыха.

Принадлежность к социальному туризму должна подтверждаться следующими подлежащими проверке условиями:

1. Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

2. Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.

3. Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.

4. Четко указывается стремление обеспечить гармоничную интеграцию в местную среду.

5. Вид деятельности и цена четко указываются в контрактных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыли полностью или частично реинвестируются в улучшение услуг, предлагаемых общественности.

6. Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и надлежащее постоянное повышение квалификации кадров.

Для достижения четко поставленной цели туристские компании не должны ссылаться на уставы или процедуры, а должны отвечать своей деятельностью.

Уставы различаются в зависимости от традиций, практики и эволюции законодательства. Любой устав - только средство для достижения цели. В современном мире отсутствует какая-либо единая модель устава.

Несмотря на признанные достижения и успехи, значимый и устойчивый социальный туризм может существовать только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на региональном, национальном и международном уровнях.

Участники процесса социального туризма намерены активно участвовать в разработке и реализации такой политики.

БИТС, верное своему происхождению, перед лицом сегодняшних реальностей и задач завтрашнего дня намерено сосредоточить все свои усилия на пропаганде социального и гуманного видения развития туризма.

БИТС призывает всех, кто разделяет аналогичные представления в отношении будущего человечества, работать вместе для достижения этих целей.

Текст документа сверен по:
"Международный туризм: правовые акты",
Москва, 2000

Читайте также: