Николай андреевич кошелев кратко

Обновлено: 28.06.2024

Никола́й Андре́евич Ко́шелев (3 мая 1840, село Серман Николо-Барнуковской волости Городищенского уезда Пензенской губернии [1] — 1918, Петроград) — русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, иконописец, художник-монументалист.

Содержание

Биография

Детство

Родился в семье крепостного крестьянина в русско-мордовском селе Серман (другие названия — Алексеевка, Вознесенское), которое входит сейчас в состав Ахматовского сельского поселения Никольского района Пензенской области [2] . Детство провёл в Арзамасе. В этом городе находилась живописная школа академика А. В. Ступина, однако отсутствие материальных средств не позволило будущему художнику поступить в неё.

Вместо живописной школы в 1851 году желавший рисовать мальчик был в возрасте 11 лет отдан в услужение живописцу-ремесленнику Давыдову в Нижнем Новгороде. Ученичество оказалось неудачным. В 1853 году мальчика взяла под своё покровительство местная помещица. Три года он жил в её семье, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники.

В 1856 году покровительница свозила Николая в Казанское художественное училище, где юноша получил несколько уроков живописи у профессионального преподавателя, итальянского художника Ботелли. Затем последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стены монастыря и, наконец, поступление в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (осень 1860 года).

Академия художеств



Начало творческой деятельности



С 1864 года Кошелев работал в художественной артели П. А. Крестоносцева (Волгина), основанной группой учащихся Академии для материальной поддержки. В её составе принимал участие в иконописных работах для Староладожского Никольского монастыря [3] .

Роспись храма Христа Спасителя



Крамской И. Н. Взгляд на историческую живопись. [5]

Выполнение задания в итоге было сочтено успешным, вследствие чего в 1868 году Николай Кошелев получил самостоятельный заказ на исполнение росписи малых куполов храма Христа Спасителя [6] . Работа велась по картонам академика П. В. Басина, который из-за резко ухудшившегося зрения не смог осуществить росписи самостоятельно. Кроме того, Кошелев создал в соборе композиции по собственным рисункам:

За работы в храме Николай Кошелев получил в 1878 году звание профессора Императорской Академии художеств.

Справа и слева от входа в наш храм расположены два огромных полотна: иконы Христа, благословляющего детей, и Богоматери "Всех скорбящих Радость". Это работы кисти известного русского художника Николая Андреевича Кошелева. Их уникальность в том, что они – единственные образцы библейской живописи этого художника, сохранившиеся в России.

Николай Андреевич Кошелев родился 3 мая 1840 г. в семье крепостного крестьянина в русско-мордовском селе Серман (другие названия — Алексеевка, Вознесенское) Пензенской области. Детство провёл в Арзамасе.


Н. А. Кошелев. Автопортрет. 1860-е гг.

Отсутствие материальных средств не позволило в детстве Николаю Кошелеву поступить в живописную школу академика А.В. Ступина, что была открыта в городе Арзамасе. Вместо нее одиннадцатилетний, страстно желавший рисовать мальчик был отдан в услужение вначале к одному художнику, затем к другому — оба случая ученичества оказались неудачными. В судьбе мальчика приняла участие местная помещица. Три года юноша жил в её семье и три года неустанно работал, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники. Во время поездки с благодетельницей в Казанское художественное училище подающий надежды юный Н. Кошелев получил несколько уроков живописания профессионального преподавателя. Затем последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стены монастыря и, наконец, поездка в Петербург и поступление в Академию художеств (1861).

Первые годы обучения Н. Кошелев бедствовал и неделями пребывал в полуголодном состоянии. Несмотря на это, жажда творчества заставляла его совершенствовать мастерство — за 1862 год студент Кошелев получил три серебряных медали. А в 1863 году было куплено несколько его работ, что наконец-то улучшило материальное положение художника.

Вернувшись в Россию, жил попеременно в Петербурге и Москве. В 1882 г. художник реставрировал росписи в главном алтаре Исаакиевского собора. Преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1880-1890-е). В 1895—1899 годах выполнял эскизы для мозаик и росписей петербургского храма Спаса на Крови (Воскресения Христова на Крови).


Икона свв. равноап. царя Константина и матери его царицы Елены. Работа проф. Н.А. Кошелева. 1897-1898 гг.

В 1897-1898 гг. Кошелев принимает участие в украшении иконостаса для Никольской церкви приюта братьев Брусницыных. В 1921 году этот иконостас был перенесён в Казанскую церковь в Вырице. Основные иконы были утрачены во время Великой Отечественной войны. В Казанской церкви сохранились всего пять произведений:

Ни один из современников Кошелева — ни Ге, ни Васнецов, ни Нестеров, ни Репин — не видели решения столь сложной задачи средствами станковой живописи. Кошелев принял решение писать основные сюжеты Крестного пути на холстах, разместив их на значительном расстоянии от пола и почти вплотную друг к другу.

В 1903 году путешествовал по Крыму. В 1911-1912 годах участвовал в организации и проведении первого Всероссийского съезда художников. Сведений о последних годах жизни художника почти нет. Известно только, что до самой смерти он не выпускал кисти из рук. Скончался профессор 23 октября 1918 г. в Петрограде.


18:18 / 22 февраля 2015



Благовещение.
Н.А. Кошелев. Бумага, акварель



Бегство в Египет.
Николай Кошелев. 1890-е гг. Холст, масло. 97х70.
Эскиз для мозаики храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Русская живопись



Бегство в Египет.
Мозаика, выполненная по эскизу Н. А. Кошелева.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург
Источник: блог Мозаики храма Воскресения Христова (Спас на крови)



Голова Христа.
Н. А. Кошелев. Холст, масло.
Частная коллекция



Нагорная проповедь.
Н.А. Кошелев. 1900 г. Холст, масло, 105x52.
Частная коллекция



Преображение Господне.
Николай Андреевич Кошелев. 1890-е гг. Холст, масло. 120х205.
Эскиз мозаики храма Воскресения Христова (Спас на крови).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Преображение Господне.
Мозаика по эскизу Н. А. Кошелева. 1890-е гг.
Храм Воскресения Христова (Спас-на-крови), Санкт-Петербург
Википедия



Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше).
Кошелев Николай Андреевич. Кон. XIX в. Эскиз. Бумага, масло, 31х16,8.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день



Моление о чаше ("Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его").
Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Картон, масло. 40,4x26,4.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день



Христос перед Пилатом.
Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Эскиз. Картон, масло. 41x 26,5.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день



Поругание Христа.
Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Эскиз. Бумага, масло. 31,5х17,4.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день

Еще в Государственном музее истории религии хранятся два эскиза Н.А. Кошелева к Страстному циклу для Александровского подворья в Иерусалиме - "Радуйся, Царь Иудейский!" (картон, масло. 33,8х24,6) и Христос перед народом (картон, масло. 40,5х25).



Шествие Христа на Голгофу. (Несение креста).
Н. А. Кошелев. Бумага, акварель, белила. 32,5х21,9.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Не плачьте, дщери Иерусалимские!
Николай Андреевич Кошелев. 1899 г. 200х350.
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим
Источник: Википедия



Женщины, следовавшие за Иисусом, взирают на казнь.
Н. А. Кошелев. Бумага, акварель, карандаш графитный. 30,3х19.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Прободение ребра Иисуса воином.
Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200х350.
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим
Источник: Википедия



Снятие с Креста.
Николай Андреевич Кошелев. 1897 г. 200х350.
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим
Источник: Википедия



Погребение Христа.
Н. А. Кошелев. 1880–1881 гг.
Нижегородский государственный художественный музей



Погребение Христа. Фрагмент.
Н. А. Кошелев. 1880–1881 гг.



Погребение Христа. Фрагмент.
Н. А. Кошелев. 1880–1881 гг.



Погребение Христа. Фрагмент.
Н. А. Кошелев. 1880–1881 гг.



Погребение Христа. Фрагмент.
Н. А. Кошелев. 1880–1881 гг.
Сайт Нижегородской епархии



Жены-мироносицы, Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, получают от ангела весть о Воскрешении Иисуса Христа.
Н. А. Кошелев



Сошествие в ад.
Кошелев Николай Андреевич. 1900 г.
Александровское подворье ИППО в Иерусалиме



Господь Вседержитель.
Н. А. Кошелев. 1871 г. Холст, масло.
Эскиз росписи в храме Христа Спасителя.
Нижегородский художественный музей



Господь Вседержитель.
Н. А. Кошелев. 1874 г. Эскиз. Холст, масло.
Нижегородский художественный музей



Христос во славе.
Н. А. Кошелев. Холст, масло.
Государственный Русский музей



Христос во славе.
Николай Андреевич Кошелев (1840-1918). 1895 г. Холст, масло, 91х182.
Эскиз к мозаике в церкви Воскресения Христова (Спас на Крови).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Семь Таинств церковных.
Н. А. Кошелев. Эскиз росписи храма Христа Спасителя. Холст, масло. 40х75.
Нижегородский художественный музей



Поклонение царю царей
Кошелев Николай Андреевич. Холст, масло, 49 х 52 см
Нижегородский государственный художественный музей
Воскресный день



Успение Богородицы.
Н.А. Кошелев. 1874 г. Карандаш, чернила, вода, бумага. 45x31,5



Херувим.
Н.А. Кошелев. Эскиз росписи неизвестного храма. Конец XIX в. Картон, масло 50x67,4.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день



Портрет императрицы Марии Федоровны


Николай Андреевич Кошелев (3.5.1840−?.1918) родился в семье крепостного крестьянина в русско-мордовском селе Серман Пензенской губернии. Детство провёл в Арзамасе. В городе находилась живописная школа академика А.В. Ступина, однако отсутствие материальных средств не позволило будущему художнику поступить в неё.




И.Н. Крамской. Портрет художника Н.А. Кошелева. 1866

Вместо этого одиннадцатилетний, страстно желавший рисовать мальчик был отдан в услужение вначале к одному художнику, затем к другому — оба случая ученичества оказались неудачными. И стало бы на нижегородской земле на одного художника-ремесленника меньше, не прими участие в судьбе Николая Кошелева местная помещица. Три года юноша жил в ее семье и три года неустанно работал, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники. После поездки с благодетельницей в Казанское художественное училище, где подающий надежды юный художник получил несколько уроков живописания от профессионального преподавателя, последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стен монастыря и, наконец, поездка в Петербург и поступление в Академию художеств (1861).




Автопортрет. Н. А. Кошелев. 1860-е.
Холст, масло. 64 × 54 см (овал)
Государственный Эрмитаж




Херувим
кликабельно

Эта сфера творчества Николая Кошелева всегда привлекала внимание специалистов, в частности, его эскизы для росписей Александро-Невского собора (Варшава).




Бегство в Египет
Эскиз для мозаики храма Воскресения (Спас на Крови) 1890-1899 ГРМ

В Государственном музее истории религии в Петербурге хранится десять так называемых подготовительных эскизов, выполненных маслом на бумаге. На двух из них надписи, свидетельствующие о том, что создавались они Николаем Кошелевым для церкви Св. Александра Невского в Святом Граде. Совпадая по сюжетам, композиционно они сильно отличаются от окончательного варианта образов для иерусалимского храма.

Преподавательская деятельность Н.А. Кошелева была весьма насыщенной. Живописец вёл уроки живописи и рисования в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, читал курс истории искусства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1880-х–1890-х был инспектором Строгановского художественно-промышленного училища.

В 1903 году художник путешествовал по Крыму, участвовал в организации и проведении первого Всероссийского съезда художников (1911–1912).




Партрэт П. П. Брукса (Пятра).
Папера, графітны аловак, вугаль Беларусь

Сведений о последних годах жизни Н.А. Кошелева почти нет, известно только, что до самой смерти он не выпускал кисти из рук. Сохранились эскизы, наброски, этюды последних лет, большинство из которых находятся в Русском музее.
Умер художник в Петрограде в 1918 году.




Николай Андреевич Кошелев 1840-1918




Старик-крестьянин




Девушка в розовом




Дети, катающие пасхальные яйца
кликабельно




Утро в деревне




Девочка в белом. Эскиз




Портрет девочки в светло-зелёном платье
Донецкий областной художественный музей




Офеня-коробейник
кликабельно




Из детства Петра Великого - картина Н.А. Кошелева




Не плачьте, дщери Иерусалимские! 1899
Церковь Святого Александра Невского
на Александровском подворье в Иерусалиме




Поругание Христа




Погребение Христа 1881




Погребение Христа. Фрагмент. Н. А. Кошелев. 1880-1881 г




Погребение Христа. Фрагмент. Н. А. Кошелев. 1880-1881 г




Погребение Христа. Фрагмент. Н. А. Кошелев. 1880-1881 г




Погребение Христа. Фрагмент. Н. А. Кошелев. 1880-1881 г




Жены-мироносицы, Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, получают от ангела весть о Воскрешении Иисуса Христа




Сошествие во ад! 1900
Церковь Святого Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме




Господь Вседержитель 1871
Нижегородский художественный музей




Поклонение царю царей




Господь, восседающий на престоле с книгой о семью печатях (эскиз) 1874 Нижегородский художественный музей

Читайте также: