Земледелие на руси кратко

Обновлено: 30.06.2024

Земледелие

Главным занятием восточных славян, как не сложно догадаться, являлось земледелие. Они выращивали такие зерновые культуры, как рожь, пшеницу, ячмень. В местах расселения славян археологи также нашли остатки некоторых огородных культур, например, свёклы, капусты, моркови. Очень широко была распространена репа.

В северных и южных регионах способы возделывания земли были разные. На севере (в лесной зоне) получило распространение подсечно-огневое земледелие. Когда люди приходили на новое место, они вырубали деревья либо подрезали на них кору. Через год высохшие остатки сжигались там же. Зола хорошо удобряла почву. Такой участок давал высокий урожай в течение двух-трёх лет, после чего приходилось искать новое место. В южных лесостепных районах основным способом земледелия был перелог. Чернозёмные почвы юга позволяли без сложностей переходить на новый участок после истощения прежнего.

Скотоводство

Большое значение для славян также имело скотоводство. Славянские племена занимались разведением свиней, коров, мелкого рогатого скота. Это обеспечивало людей мясными и молочными продуктами, шерстью и кожей. Волы (кастрированные самцы крупного рогатого скота) и лошади использовались как тягловые животные для работы на пашне.

Бортничество

Охота и рыболовство

Охотились славяне в основном на тех животных, чей мех высоко ценился. Это белка, куница, соболь, горностай, лиса. Рыболовство не играло ключевую роль в хозяйстве Древней Руси. Тем не менее рыба присутствовала в рационе людей, живущих у рек. Ловилась она в основном сетями или гарпунами.

Ремесло

У восточных славян были хорошо развиты кузнечное, гончарное (изготовление посуды из глины), ткацкое, ювелирное ремёсла. Ремесленники селились в городах, в части города, называемой посадом. Отдельные районы, которые населялись людьми, занимающимися одним и тем же ремеслом, назывались слободами.

Торговля

Религия

Восточные славяне были язычниками, то есть верили во множество богов, поклонялись силам природы и духам умерших. Язычество отражает быт славян. Наиболее известны следующие боги: Род – бог земли, Перун – покровитель князя и дружины, бог грома и молнии, Велес (Волос) – покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) – богиня изобилия, Ярило – бог весны. В южных землях богом солнца был Хорс, в северных – Даждьбог. Но одного четко определенного пантеона не существовало, поэтому один и тот же бог в разных регионах мог осуществлять разные функции. В любом случае, данные по этому вопросу противоречивы. Языческий культ отправлялся волхвами и кудесниками в специальных местах – капищах. Там они совершали жертвоприношения – требы.

Пашенное земледелие, давно известное в среднем Поднепровье, на севере распространилось лишь в VIII–X вв. н. э. До этого господствующей формой земледелия было подсечное, или огневое земледелие. Для подготовки участка земли под посев надо было подрубить деревья, выждать, пока они засохнут на корню, затем сжечь сухостой, и тогда прямо в золу, оставшуюся от пожарища, без предварительной вспашки сеяли зерна.

Орудием труда служила большая косуля, соха-суковатка, в которой роль сошника играл толстый, острый, обожженный для крепости сук.

Подсечное земледелие было очень трудоемким и требовало колоссальных затрат труда. Участок выжженного леса первое время давал большой урожай, но по прошествии трех-четырех лет пережженная земля утрачивала плодородие, и надо было браться за другой участок леса. Надо было снова подрубать, валить и жечь деревья, снова браться за примитивный, долотообразный, узколезвийный топор, огниво, соху.

Маленькие размеры поселений также были обусловлены распространением на севере подсечного земледелия. Дело в том, что при частых сменах участков земли требовалась обширная площадь для ведения земледельческого хозяйства. Поэтому селиться огромными поселками, состоящими из нескольких патриархальных семей, как это было у антов в среднем Приднепровье, в лесной полосе было невозможно.

Кроме того, смены участков земли вызывали систематические передвижки населения; северные земледельцы вынуждены были часто переходить с места на место и менять места своего обитания.

В IX–X вв. изменилась роль земледелия в жизни славян. До того оно было лишь одним из источников добывания средств к жизни, хотя и очень важным. Теперь земледелие превращалось в решающую отрасль хозяйства. В лесной полосе Восточной Европы вместо древнего подсечного земледелия повсюду распространяется пашенное земледелие.

Почему у северных славянских племен так долго сохранялось пережиточное подсечное земледелие? Причина в том, что здесь, на севере, в лесах, длительное время земледелие не играло решающей роли. В Верхнем Поволжье, как и в верховьях сопредельных больших рек, до VIII–IX вв. население вело многообразное хозяйство и занималось скотоводством, охотой, рыбной ловлей, лесными промыслами (бортничество), собирательством (грибы, ягоды, коренья) и земледелием, причем доля последнего в экономике древних обитателей лесов составляла не более, а скорее менее половины. На верховьях Днепра, например, в городищах начала н. э. костей лошадей не обнаружено, а ведь лошадь являлась главной рабочей силой земледельца.


Земледелие не было в такой степени обусловлено удачей, как промыслы. Оно обеспечивало систематически, из года в год, и только в случае неурожая кормить должны были лес, река, скот.

Тенденция к увеличению важности земледелия в хозяйстве северных славянских племен, проявляющаяся на протяжении VII–IX вв. все отчетливее, приводит к появлению новых орудий труда, земледельческой техники.

Вместе с ростом пашенного земледелия лошадь становится рабочим скотом, и ее перестают употреблять в пищу.


Славяне начинают возделывать новые злаки. В городищах IX–X вв. найдены зерна пpoca, ячменя, пшеницы, овса, гороха. Была известна и рожь. Из корнеплодов выращивали репу, лук, чеснок. Возделывались лен и конопля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Земледелие

Земледелие Пашенное земледелие, давно известное в среднем Поднепровье, на севере распространилось лишь в VIII–X вв. н. э. До этого господствующей формой земледелия было подсечное, или огневое земледелие. Для подготовки участка земли под посев надо было подрубить деревья,

Древняя русь крестьяне Гусляр-играет-воинам этно

Ключевые слова: системы земледелия восточных славян, системы земледелия восточных славян и их виды, история развития, перелог, подсечно-огневая система, двуполье, трехполье

В Древней Руси IX-XIII вв. основным источником выживания людей было земледелие. Исторически на наших территориях плодородие почв всегда было невысоким. Но несмотря на это наши предки придумывали или заимствовали множество способов культивирования злаков.

Поскольку границы Древней Руси быстро расширялись, у каждого региона была своя особая специфика, то есть свой комплекс технологических мер по использованию земли, восстановлению и повышению плодородия почвы. Итак, знакомимся с самыми распространенными.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ IX-XI ВВ. КАК РАННЕФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СПЕЦИФИКА

ПЕРЕЛОГ ИЛИ ПЕРЕЛОЖНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Переложное земледелие — экстенсивная (то есть малоэффективная) система земледелия, при которой участок земли используется, пока он плодороден. Со временем плодородие почвы падает, земля истощается, и крестьянин переходит на новое место.

При этом расчистка нового участка идет за счет сжигания травы или леса. Такая система именуется подсечно-огневой, т.к. остатки сожженной травы являются отличным удобрением (в них много нужного почве азота). Такая привычка работать с землей на Русь пришла из более жарких регионов.

ПОДСЕЧНО-ОГНЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Подсечно-огневое земледелие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. В лесу рубили деревья, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, являющуюся хорошим удобрением.

Для лесной полосы восточной Европы был характерен следующий хозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище (необязательная фаза, до 10—12 лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через 40—60 лет восстанавливался лес.

ДВУПОЛЬЕ

Двуполье – сочетание подсечно-огневого земледелия и перелога в разных вариациях.

267562

ТРЕХПОЛЬЕ

Трёхполье — система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур.

Озимой называется культура, жизненный цикл которой требует перезимовки (от одного до нескольких месяцев) в условиях пониженных температур. Озимые культуры сеют осенью; до наступления зимы они прорастают, а весной продолжают свой жизненный цикл и созревают несколько раньше, чем яровые — однолетние культуры, высеваемые весной.

В России (и сопредельных государствах) времён феодализма применялся, как правило, трёхпольный севооборот с чередованием культур: пар, озимые (рожь или пшеница), яровые (овёс, ячмень, горох, гречиха, просо). Почвенное плодородие восстанавливалось в паровом поле, куда вносили навоз и несколько раз за лето обрабатывали для уничтожения сорняков и накопления влаги.

Осенью в пару высевали озимые (в России в основном рожь), после них яровые, использовавшие последействие навозного удобрения. По мере распашки лугов пар, зараставший сорняками, в первую половину лета использовался как пастбище, обработку его откладывали на вторую половину лета. В этих условиях трёхполье не могло обеспечить устойчивые урожаи.

Потренировать свои знания по данной проблематике вы сможете здесь, пройдя наш тест по материальной и духовной культуре Древней Руси.

фото Земледелие в Древней Руси

В древнерусских летописях и документах часто встречаются сведения о том, что дань, налоги и дары осуществлялись пушниной, то есть, мехами пушных диких зверей. Из этого следует, по мнению некоторых ученых, что звероловство на Руси было в приоритете, а земледелие – второстепенное занятие. Но это не так. Земля на Руси всегда была черноземной, плодородной и, учитывая ее пышную дикую растительность, люди не могли не понимать, что на такой земле можно выращивать и культурные растения, поэтому продукты питания производили на земле, используя ее уникальную плодородность. Земледелие на Руси, как ни странно, изобрели женщины, которые занимались самым древним видом добычи пропитания – собирательством. Рядом с жилищами они палками, сучками, костями животных и острыми камнями взрыхляли землю и сеяли семена тех растений, дикие плоды которых они собирали, или пересаживали рассаду из далеких мест поближе к жилью, на свою грядку. Это оказалось выгодным делом. Постепенно участки расширялись. Возникла необходимость выкорчевывать деревья и кустарники для освобождения площадей. И, конечно, на этом этапе в работу подключились мужчины.

Весной вырубались деревья, за лето они высыхали, осенью вырубка сжигалась, и только на следующую весну поле было готово к возделыванию.

Параллельно так же готовили новые территории для полей. Такой способ подготовки земли для сева назывался подсечно-огневым. Вскапывали землю деревянными лопатами, а поскольку верхний слой ее весь был переплетен корешками травы, то крупные комки почвы из-под лопаты требовали размельчения. Поэтому вслед за копателями шли те, кто разбивали эти куски земли тяжелыми и крепкими палками с острыми наконечниками, а за ними – женщины, которые рыхлили землю руками. Потом изобрели соху и впрягли в дело лошадей. По окончании этого очень трудоемкого процесса приступали к севу.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: